Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ КАК КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИНЖЕНЕРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ВОСПИТАНИЕ КАК КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИНЖЕНЕРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / ВОСПИТАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ / ENGINEER / EDUCATION / DIGITALIZATION / PROFESSIONAL DEFORMATION / PERSONALITY / COMPENSATORY MECHANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чижов Сергей Владимирович, Прогацкая Полина Олесевна

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания инженера в современных условиях цифровизации постиндустриального общества. В основу исследования положено изучение природы феномена профессиональной деформации личности инженера в контексте выработки требований к воспитательному процессу подготовки технических специалистов. Новизна научного подхода заключается в переосмыслении форм м методов воспитательного процесса в системе подготовки современного инженера в контексте восстановления нравственно-этических устоев, как механизма, позволяющего не только устранить последствия профессиональной деформации личности технического специалиста, но и обеспечить переход на новый качественный уровень подготовки инженера, обеспечивающий конкурентоспособность отечественной инженерной школы в мировой системе распределения глобальных цифровых компетенций на основе классический традиций инженерного российского образования. Исследование с одной стороны базируется на сравнительном анализе и синтезе имеющихся результатов применительно к профессиональной сфере инженерной деятельности, а с другой формирует условия для систематизации и использования накопленного положительного опыта в реализации педагогических воспитательных процессов в новом цифровом вызове классической инженерной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чижов Сергей Владимирович, Прогацкая Полина Олесевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A COMPENSATORY MECHANISM OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE PERSONALITY OF AN ENGINEER UNDER DIGITALIZATION

The article is devoted to the urgent problem of engineer education in the modern digitalization of post-industrial society. The study is based on the study of the nature of the phenomenon of professional deformation of the personality of an engineer in the context of developing requirements for the educational process of training technical specialists. The novelty of the scientific approach lies in rethinking the forms and methods of the educational process in the training system of a modern engineer in the context of restoring moral and ethical foundations, as a mechanism that allows not only to eliminate the consequences of professional deformation of the personality of a technical specialist, but also to ensure a transition to a new qualitative level of engineer training, ensuring competitiveness of the domestic engineering school in the global distribution system of global digital competencies based on ve classical traditions of Russian engineering education. The study, on the one hand, is based on a comparative analysis and synthesis of the available results in relation to the professional field of engineering, and on the other hand, it creates the conditions for the systematization and use of the accumulated positive experience in the implementation of pedagogical educational processes in the new digital challenge of the classical engineering school.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ КАК КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИНЖЕНЕРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 371

кандидат технических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой «Мосты» Чижов Сергей Владимирович

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (г. Санкт-Петербург); научный сотрудник лаборатории Прогацкая Полина Олесевна

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (г. Санкт-Петербург)

ВОСПИТАНИЕ КАК КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИНЖЕНЕРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания инженера в современных условиях цифровизации постиндустриального общества. В основу исследования положено изучение природы феномена профессиональной деформации личности инженера в контексте выработки требований к воспитательному процессу подготовки технических специалистов. Новизна научного подхода заключается в переосмыслении форм м методов воспитательного процесса в системе подготовки современного инженера в контексте восстановления нравственно-этических устоев, как механизма, позволяющего не только устранить последствия профессиональной деформации личности технического специалиста, но и обеспечить переход на новый качественный уровень подготовки инженера, обеспечивающий конкурентоспособность отечественной инженерной школы в мировой системе распределения глобальных цифровых компетенций на основе классический традиций инженерного российского образования. Исследование с одной стороны базируется на сравнительном анализе и синтезе имеющихся результатов применительно к профессиональной сфере инженерной деятельности, а с другой формирует условия для систематизации и использования накопленного положительного опыта в реализации педагогических воспитательных процессов в новом цифровом вызове классической инженерной школе.

Ключевые слова: инженер, воспитание, цифровизация, профессиональная деформация, личность, компенсаторный механизм.

Annotation. The article is devoted to the urgent problem of engineer education in the modern digitalization of post-industrial society. The study is based on the study of the nature of the phenomenon of professional deformation of the personality of an engineer in the context of developing requirements for the educational process of training technical specialists. The novelty of the scientific approach lies in rethinking the forms and methods of the educational process in the training system of a modern engineer in the context of restoring moral and ethical foundations, as a mechanism that allows not only to eliminate the consequences of professional deformation of the personality of a technical specialist, but also to ensure a transition to a new qualitative level of engineer training, ensuring competitiveness of the domestic engineering school in the global distribution system of global digital competencies based on ve classical traditions of Russian engineering education. The study, on the one hand, is based on a comparative analysis and synthesis of the available results in relation to the professional field of engineering, and on the other hand, it creates the conditions for the systematization and use of the accumulated positive experience in the implementation of pedagogical educational processes in the new digital challenge of the classical engineering school.

Keywords: engineer, education, digitalization, professional deformation, personality, compensatory mechanism.

Введение. На рубеже II тысячелетия в научных работах в сфере педагогики и смежных направлений социологии, психологии остро актуализировалась тема профессиональной деформации личности в зависимости от вида деятельности специалиста, которая продолжает вызывать интерес, как предмет исследования, у многих учёных до настоящего времени [4]. Характерной особенностью результатов и выводов подавляющего большинства работ, написанных на эту тему, как у нас в стране, так и за рубежом является то, что практически все они устанавливают объективный факт наличия закономерности между видом деятельности работника и особенностями личностного отношения к своей деятельности, нередко приводящим при определённых условиям к казусам нравственно-этического, социального порядка, являющихся барьером профессиональной деятельности.

Наиболее остро профессиональная деформация личности специалиста, как проблема, проявляется в период перемен, тектонических сломов социальной и общественной страты, когда обнажаются глубинные пласты человеческой психики в контексте обыденной и экстраординарной динамики повседневной жизни. Одной из сущностных причин этого явления в современных условиях является ускорение коммуникативных, технологических, организационных и управленческих процессов профессиональной деятельности в результате ускорения темпов цифровизации. как профессиональной, так и образовательной сферы. С одной стороны это служит вызовом, а с другой даёт повод для анализа, формируя возможности и открывая новые горизонты самореализации как для самой личности, так и для системы профессионального, в том числе инженерного образования [1].

Целью статьи является определение требований к методам воспитания инженера, как компенсаторного механизма профессиональной деформации его личности инженера, реализуемым в педагогическом процессе в современных условиях цифровизации, Для этого решается две задачи: выявление природы профессиональной деформации личности инженера и определение особенностей подготовки инженера в условиях цифровизации постиндустриального общества.

Изложение основного материала статьи. Особенность отечественной системы инженерного образования в России, характеризующаяся традиционализмом, придающем, в хорошем смысле, инертность любым её изменениям, до последнего времени обеспечивала, требуемый профессиональный уровень и качество подготовки специалистов. При этом динамика организации технологических процессов инженерной деятельности, связанных с цифровизацией выявила целый ряд требований к специалисту, находящихся в морально-этической, социальной сферах коммуникации, тесно связанных с личностью инженера и зачастую входящих в противоречие с его эгоцентричным, компетентностным характером самооценки, гипертрофированным в процессе профессиональной деформации личности.

Сегодня становится очевидным фактом, что необходимо не просто компенсировать эти процессы, а при подготовке и воспитании инженера необходимо восстановить нравственные устои, обеспечивающие такие свойства инженерного мышления как личная и коллективная ответственность за порученное дело, умение делегировать полномочия, уважение к членам коллектива на основе объективной оценки личностных и профессиональных качеств и других свойств, являющихся надёжным демпфером, своеобразным защитным механизмом, обеспечивающих на личностном уровне минимизацию риска причинения ущербу обществу в результате профессиональной деятельности и устранение причин этого явления. Одним из способов, создающих условия успешной социализации специалистов в различных отраслевых направлениях путём реализации воспитательного процесса, является подготовка педагогов в различных профессиональных сферах, на основе гуманитарного университетского потенциала [3].

Особенностью цифрового общества в инженерной сфере на современном этапе является глобальный характер программной технологической платформы, используемой при разработке и реализации программных продуктов, что поднимает актуальность этой проблемы до уровня конкуренции отрасли на мировом уровне. Это повышает необходимость повышения степени детализации требований к воспитательному процессу в контексте систем подготовки различных мировых инженерных школ и выработки универсальной модели, способной обеспечить подготовку специалистов высочайшего класса.

Российская классическая инженерная школа, создаваемая в XVШ-IX веках, как результат европейского просвещения и развития научных принципов в сфере механики и естествознания, а в последствие и советская, вобравшая в себя эти основы, но имеющая существенно отличающиеся по духовно-нравственным, социальны основам целеполагание, предполагали, как неотъемлемый элемент подготовки инженера формирование духовно-нравственного, этического фундамента его личности. И такой подход был совершенно не случаен, поскольку с одной стороны приобретение инженерных компетенций позволяют существенно влиять на окружающий мир, изменяя его, а с другой стороны в процессе обучения несомненно имеет место и духовно-нравственная этическая трансформация личности самого инженера, в конечном итоге влияющая на повседневную деятельность специалиста, отношение к порученному делу, к себе, как элементу производственного процесса и окружающим коллегам.

Конечно, вопрос морально-нравственной трансформации личности в результате инженерной, научной деятельности, являющийся сложным духовно-нравственным, социальным, психологическим феноменом, зависящим от множества факторов ещё далеко не изучен, но исследования показывают, что как собственно и в других профессиональных сферах, деформации, происходящие в сознании и личности инженера, специалиста могут быть тем существеннее, чем значительнее его степень влияния на окружающий мир, общество, социальные процессы, техносферу. И цифровой инструментарий, которым владеет технократ, в результате приобретённых компетенций проектирования, реализации и управления проектами открывают ему всё большую возможность.

Парадигма социальной ответственности личности в этом случае укладывается в треугольник трёх базовых сфер - я; инструментарий; окружающий мир, включая социум и общество. Приобретение компетенций в сфере научного познания, владение инструментом, открывающим возможности изменения социальных, общественных процессов путём использования технократических методов изменяют самооценки сферы «я». Специалист начинает воспринимать инструмент как своё продолжение, что в условиях отсутствия духовно-нравственных, морально-этических, социальных барьеров, общественных, нормативных ограничений может приводить к мотивации насильственного изменения общественных устоев и окружающего мира, техносферы, по своему разумению. С другой стороны, жёсткая структура социального управления и государства как формы его проявления, не оставляющая возможности использования и развития инструментария специалиста, его личностной профессиональной самооценки, оказывает уже существенное влияние на снижение темпов развития производственной сферы.

Традиционно, в различных социальных образованиях и формах государственного устройства баланс триады сфер решался различным образом. Среди таких устоявшихся практик выделяются следующие способы, как связанные с самоограничениями, так устанавливающие внешние барьеры профессиональной деятельности. Во-первых, это оценочные ограничения в деятельности сферы «я», во многом основанные, на социальном одобрении, формирующие по своей сути духовно-нравственные, морально-этические, культурные барьеры, преобладавшие в развитых экономиках до середины XX века. Исторически, они неразрывно связаны с образованием и воспитанием человека, поскольку уходят корнями глубоко в духовную сферу, которая явилась основой для накопления и обобщения практических знаний. Во-вторых, это законодательные ограничения, являющиеся по сути социальной формой баланса сфер, проявляющихся в регулировании профессиональной деятельности. Несмотря на то, что попытки этого были известны с древнего Рима, активная фаза этих ограничений стала реализовываться после Второй мировой войны, как результат осмысления форм и методов развития индустриального общества. Мир осознал - влияние человека на окружающий мир являются серьёзным вызовом. При этом, профессиональная деятельность и в первую очередь инженерия в это время начинает рассматриваться в форме процессов. Формализуется наука об управлении, в основу которой положены принципы организации инженерной деятельности, управления, менеджмента, качества.

На современном этапе мы вновь ощущаем тектонический сдвиг в преобразовании окружающего мира, общества, социума, приводящего к необходимости наличия в регламентированном обществе компетентного специализированного человека сферы «я», заключённого в нормативные ограничения профессиональной деятельности [2].

В этих условиях всё более чёткие черты приобретает третья сфера парадигмы социальной ответственности - цифрового инструментария, как самой сферы специальной деятельности, так и формы управления обществом [5], социумом и сферой «я».

Но этого оказывается уже далеко не достаточно для достижения экономического эффекта, поскольку для устойчивого развития необходим свободный полёт творческой мысли специалиста, основанный на позитивной идее ненасильственного развития. На современном этапе это входит в определённые противоречия со своеобразной цифровой моделью будущего, в которой профессиональные компетенции, являющиеся во-многом проявлениями сферы «я» рассматриваются как объект управления и переводят парадигму «социальной ответственности» в сферу более формализованной и регламентированной

«социальной обязанности», которая не оставляет место позитивной мотивации обеспечения приоритетов общественных интересов.

Очевидно, что указанные обстоятельства во многом определяют необходимость совершенствования процесса подготовки инженеров в сторону обеспечения более целостного его содержания в части безусловных гарантий реализации триады сфер социальной ответственности в условиях цифровизации. Это не может быть эффективно обеспечено исключительно в результате краткосрочного приобретения специальных профессиональных компетенций, а достигается в процессе поэтапного воспитания инженера на протяжении более длительного периода, сочетающего различные формы педагогических методов формирования личностной сферы инженера и использования взвешенных образовательных технологий, формирующих компетенции без трансформации личности обучающегося и формирования зависимости от «цифры», в том числе предусматривающих активное участие субъекта в планировании, обсуждении и реализации образовательных технологий [6].

Становление отечественной инженерной школы даёт для этого все основания. Формирование компетенций творческого ответственного подхода в подготовке инженеров, затрагивающих личностную сферу, требует совершенствования существующего порядка подготовки специалистов и может существенно повысить его эффективность путём совершенствования методов организации подготовки инженеров в условиях цифровизации. Постановка цели как для всего процесса, так и отдельных этапов, объединённых в систему непрерывного инженерного образования, принятие на уровне нормативного регулирования, социально-ориентированных принципов подготовки, позволят обеспечить подготовку творческой, социально-ответственной личности, обладающей специальными профессиональными компетенциями.

Выводы. Таким образом резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что формирование эффективного компенсаторного механизма профессиональной деформации инженера в современных условиях цифровизации может быть достигнуто при реализации следующих условий:

1. В целеполагание подготовки инженеров должен быть положен ценностно-ориентированный подход [7], основанный на активном вовлечении личности в социальные, общественные проекты, являющиеся катализатором профессионального роста и мотивом приобретения специальных компетенций в краткосрочной перспективе.

2. Формирование нравственно-этических устоев в процессе воспитания и становления личностной сферы инженера в условиях цифровизации должно обеспечивать его субъектность, предполагающую активную роль в формировании образовательной и профессиональной информационной среды, предполагающую свободу «цифровой личности» в построении цифрового пространства [1].

3. Творческий потенциал личности инженера наиболее успешным образом может быть реализован в такой триаде сфер социальной ответственности, при которой цифровой инструментарий позволяет не только обеспечивать реализацию алгоритма, но и даёт возможность специалисту формировать внешние требования к цифровому объекту инженерной деятельности, путём разработки и актуализации нормативной базы.

4. Выбор определённых воспитательных и образовательных технологий, применительно к подготовке специалистов инженерных направлений в условиях цифровизации далеко не исчерпывается рассмотренными и является открытым для дальнейшей их адаптации в виде рабочих программ профессиональной подготовки.

5. Вместе с тем, при безусловной возможности применения тех или иных методов и образовательных технологий для решения указанной проблемы, системным решением может стать подготовка преподавателей для инженерных сфер деятельности в рамках программ профессиональной педагогики на основе ведущих образовательных учреждений.

Литература:

1. Ахаян А.А. Трёхмерное виртуальное образовательное пространство как образовательное пространство сетевой личности // Санкт-Петербург / Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. №1. С. 12-17.

2. Ахметгареева Р.К. Педагогические проблемы подготовки линейных инженеров с творческим стилем мышления // Казань. Вестник НЦБЖД. 2020 №1. (43). С. 5-8

3. Глубокова Е.Н., Писарева С.А. Воспитательный потенциал университетского образования педагога // В сборнике Воспитание и социализация в современной социокультурной среде. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции.2019. С. 14-19.

4. Дробышевская Е.В., Башлакова Л.В. Концепция профессиональной деформации как индивидуального ресурса профессионального развития // Белорусский государственный университет, Минск. София: электронный научно-просветительский журнал. 2018. №1. С. 8-16.

5. Дунаевский А.С. Цифровизация как новый метод формирования информационных технологий, влияющих на экономику. В сборнике: World Science: Problems and innovations. Сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2019 // наука и просвещение. Пенза. С. 103-105.

6. Писарева С.А., Тряпицына А.П, Введение в проблематику дискуссионной площадки. В книге: Современная школа научно-методические материалы. Российский государственный университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 2019, С. 5-8.

7. Козлова А.Г. Инженерная аксиология, как составляющая образовательного процесса. М: Среднее профессиональное образование 2016. №9. С. 12-14.

Педагогика

УДК 377

старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Чобитько Сергей Петрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);

преподаватель кафедры тактико-специальной

подготовки Лаврущенко Максим Борисович

Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону);

кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы физической и психологической подготовки, закрепления теоретических знаний на практике, воспитания курсантов и слушателей как будущих правоохранителей и стражей правопорядка к действиям в экстремальных условиях, стимуляции к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни на основе использования активных видов пешего, водного или велосипедного туризма. Освещаются потенциальные возможности туризма как одного из эффективных практических методов улучшения здоровья и воспитания студенческой молодежи. Акцентировано внимание на роли туризма как средства укрепление здоровья человека, а также формирования мотивации курсантов и слушателей к занятиям физической подготовкой и спортом. Дана характеристика направлений туризма как комплекса востребованных и эффективных мероприятий, повышающих физическую и психологическую устойчивость будущих полицейских к действиям в экстремальных условиях. Рассмотрены основные физиологические и психологические характеристики различных видов туризма, личностные методики оздоровления и программы избирательной направленности. Использование туризма в процессе физического воспитания курсантов и слушателей позволяет значительно повысить мотивацию к занятиям и способствует повышению эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: студенческая молодежь, физическая культура, мотивация, туризм, здоровье, физические упражнения, морально-волевые качества, курсант, слушатель, экстремальная ситуация, психологическая устойчивость.

Annоtation. The article deals with the issues of physical and psychological training, consolidation of theoretical knowledge in practice, education of cadets and students as future law enforcement officers and law enforcement officers to act in extreme conditions, stimulation to physical culture and a healthy lifestyle based on the use of active types of Hiking, water or Bicycle tourism. The article highlights the potential of tourism as one of the effective practical methods for improving the health and education of students. The article focuses on the role of tourism as a means of improving human health, as well as the formation of motivation of cadets and students to physical education. The article describes the tourism destinations as a complex of demanded and effective knowledge, skills and abilities that increase the physical and psychological capabilities of future police officers to act in peacetime and wartime. The main physiological and psychological characteristics of various types of tourism, personal methods of health improvement and selective programs are considered. The use of tourism in the process of physical education of cadets and students can significantly increase the motivation for classes and contributes to the effectiveness of the educational process.

Keywords: students, physical education, motivation, tourism, health, physical exercise, moral-volitional qualities, cadet, student, extreme situation, psychological stability.

Введение. Повышение уровня физической, психологической подготовки и тактических навыков будущих сотрудников полиции к эффективным действиям в повседневном выполнении служебных обязанностей и в экстремальных условиях является важнейшим направлением в деятельности образовательных организаций МВД России. Курсанты и слушатели, которые активно занимаются физической подготовкой и ведут здоровый образ жизни, имеют сбалансированный распорядок дня, более уверены в своих силах, активны, энергичны, стрессоустойчивы и расположены к достижению успехов в учебной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Практический опыт деятельности различных подразделений полиции говорит о том, что большое значение имеет сочетание физической и психологической подготовки сотрудников [3]. Деятельность сотрудников ряда подразделений органов внутренних дел, в частности, оперативно-розыскных, ГИБДД, ППСП и специальных подразделений связана с выполнением мероприятий, связанных с опасностью для жизни и здоровья, как физического, так и психического. Это связано с тем, что по роду своей практической деятельности правоохранителям очень часто приходится с различного рода экстремальными ситуациями.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Отличием экстремальной ситуации от повседневной становятся неожиданность и подключение к сильнейшему стресс-фактору неопределенности поступающей информации, что затрудняет процесс предвосхищения и управления ситуацией. Такая ситуация «руководит» им, растет эмоциональное и психическое напряжение, и требуется время на подключение мыслительных процессов. Ранее отработанные механизмы и алгоритмы поведения оказываются недейственными и не позволяют быстро найти выход из сложившейся опасной ситуации.

Понятие экстремальной ситуации неоднозначно и включает ряд важных факторов.

Изучив сущность и признаки экстремальных ситуаций, а также их влияние на человека и окружающую среду, ученые дают ряд понятий, характеризующих такие ситуации [6].

Экстремальная ситуация (лат. Extremum - крайнее, предельное; situatio - положение) - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся

обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях [11].

Экстремальная ситуация - резкий, скачкообразный, сопровождаемый социально негативными явлениями переход системы (социальной, личностной, экологической и т.п.) в результате чрезмерного нарастания внутренней и/или внешней напряженности из устойчивого и стабильного состояния в неустойчивое и нестабильное, угрожающее распадом данной системы [7].

Экстремальная ситуация - это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека [10].

Такие ситуации сопровождаются рядом опасных особенностей:

- возникают внезапно, что требует от полицейского специальной готовности к действиям в таких ситуациях.

- всегда насыщены противоречиями, требующими оперативного разрешения.

- всегда непредсказуемы (нестабильны) по возможным последствиям и находятся на пределе критичности.

- применение/вероятность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, что может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до летального исхода участников такой ситуации.

- нарастание напряженности для субъектов противостояния, требующее осмысления ситуации, оперативного принятия решений и немедленного реагирования и др. [6].

Деятельность полицейского на современном этапе связана как с физическими, так и с психологическими нагрузками, и характеризуется рядом важных особенностей таких, как:

- ежедневное напряжение.

- работа с полной отдачей.

- высокие требования дисциплины.

- повышенная социальная и моральная ответственность.

- высокая вероятность потери здоровья.

Сотрудники органов внутренних дел подвержены ряду психосоматических заболеваний, связанных с высоким стресс-фактором выполняемой деятельности. Для сохранения здоровья и качественного осуществления профессиональной деятельности при регулярных стрессовых нагрузках большую роль играет стрессоустойчивость [2, С. 23].

Стрессоустойчивость личности - это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт.

Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [8, С. 22].

Для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в целом характерны высокие моральные, психологические и физические нагрузки [9, С. 76], поэтому важной особенностью стрессоустойчивости является возможность не только переносить значительные нагрузки, но и увеличивать эффективность деятельности при таких нагрузках [1].

При выполнении своих профессиональных обязанностей правоохранителям необходимо быть готовыми к физическим, психологическим и эмоциональным нагрузкам.

Физическая подготовка является одним из наиболее эффективных средств сохранения и укрепления здоровья, развития таких физических качеств как выносливость, сила, ловкость, скорость. А активные виды отдыха являются средством повышения работоспособности и источником жизненных сил человека. Использование спортивно-массовых мероприятий, организация досуга оздоровительной и воспитательной направленности является хорошим средством формирования морально-волевых качеств, дисциплинированности, трудолюбия.

Одним из активных видов отдыха является туризм, а именно туристические походы в которых используются активные средства передвижения. Пешие, лыжные, водные и велосипедные походы способствуют укреплению мышц, улучшению силовых показателей, выносливости, улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, закаливанию организма, нормализации деятельности центральной нервной системы. Регулярные туристические походы оказывают положительное влияние на функциональное состояние многих физиологических систем. Длительное пребывание на свежем воздухе, дозированные физические нагрузки и воздействие солнца, разнообразие впечатлений во время похода восстанавливают работоспособность, расширяют кругозор, обогащают духовную жизнь, удовлетворяют потребность в приключениях, риске, романтике.

Дефицит жизненных благ и некоторая не комфортность условий жизни вне дома, как показывают научные исследования, необходимы для полноценного развития человека.

Как утверждал Порфирий Иванов: «... человеку для здоровья и долголетия необходимы холод, голод и движение, а цивилизация стремиться к теплу, сытости и спокойствию, то есть люди делают все для того чтобы умереть».

В процессе туристического похода осуществляется воспитание разносторонних высоких морально-волевых качеств курсантов и слушателей, и отработка практических умений и навыков, необходимых для успешных действий в экстремальных условиях в будущем.

В условиях автономного существования обучающиеся не только вооружаются знаниями, умениями, навыками и направляют свои познавательные процессы на успешное выполнение задач, но и повышают функциональные возможности своей психики. Преодолевая трудности и различные ситуации во время передвижения, курсанты и слушатели развивают выносливость, самообладание, настойчивость, смелость, инициативу, способность переносить невзгоды и лишения, умение мобилизовать свои силы в сложной обстановке, а также, работать в группе. Во время туристических выходов можно использовать на практике знания и умения, полученные на занятиях по тактико-специальной подготовке: ориентирование на местности, как по карте с компасом, с помощью GPS, так и без каких-либо подручных средств. Совершенствовать знания инженерной подготовки: использовать защитные и маскирующие свойства местности, определять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.