Научная статья на тему 'Воспитание духовно-нравственных начал в правосознании как основа эффективности государственного управления'

Воспитание духовно-нравственных начал в правосознании как основа эффективности государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
212
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание духовно-нравственных начал в правосознании как основа эффективности государственного управления»

Психопого-педагогические аспекты становления и воспитания личности

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ПРАВОСОЗНАНИИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

А. В. Вахтеров

Тюменский юридический институт МВД России

Особенности всех изменений в сфере государственного управления напрямую связаны с личностными особенностями тех, кто профессионально занимается организацией управления. Под государственным управлением нами понимается «.. .распорядительная деятельность административных органов и лиц, называемых органами государственного управления, действующих от имени и по поручению государства и наделенных необходимыми властными полномочиями в отношении физических и юридических лиц, подпадающих под юрисдикцию данного государства и обязанных в силу этого исполнять все их распоряжения» (11, 39-40). По мере развития и совершенствования государственного управления растет негативное отношение общества ко всему, что связано с ним. Все отрицательные моменты так или иначе увязываются с понятием «бюрократизм».

Такое явление, как «бюрократизм», для российского государственного управления исторически закономерно. Это положение в той или иной степени обосновано всеми исследователями данного проявления бюрократии (2; 3; 7; 12).

Всеобъемлющее проникновение бюрократии практически во все сферы жизни общества, характерное для современного этапа развития, подняло значение следующих проблем, взаимно вытекающих друг из друга и требующих оперативного реагирования всей системы управления на текущие изменения социальной среды:

- уничтожение привычных социальных систем;

- возникновение новых, ранее неизвестных, подсистем со свойственными им особенностями, достоинствами и недостатками;

- необходимость постоянной переоценки шкалы общественных ценностей и, соответственно, изменения систем управления и координации с другими подсистемами;

- ограничение деятельности государства, которое берет все больше функций контроля и регулирования общественной жизни.

Необходимость ограничения роли государства в общественной жизни является важнейшим фактором преодоления опасности полной «бюрократизации» общества, так как в стремлении структур государственного управления контролировать все заложена основная причина масштабных злоупотреблений бюрократии. И сами «... злоупотребления будут тем более масштабными, чем большим будет вмешательство государства в частные дела, поскольку расширится почва для эксплуатации» (9, 300).

На современном этапе развития усиление роли государства тем опаснее, это «... дает в руки чиновника не только большие лицензионно-разрешительные полномочия, но и усиливает его влияние на политику посредством банков и торгового капитала» (10, 51). В результате бюрократия из слуги народа, коей она должна являться, по сути своей превращается в господина. Дальнейшее развитие общества при такой метаморфозе происходит в интересах только управляющей элиты.

Подобный сценарий общественного обустройства противоречит основным законам развития. Противодействие начинается сразу же, и не в последнюю очередь -в социальной среде управленцев. Как правило, первым проявлением сопротивления общественного сознания «дискреционизму»* государственных органов и институтов власти является его криминализация. На беззаконие властей общество отвечает своим беззаконием. Последствием такого положения дел становится деформация массового сознания, которая приводит к снижению порога нетерпимости «по отношению к деформациям морального и правового поведения» (2, 26).

В свою очередь, такая реакция сознания создает предпосылки для усиления социального потенциала и профессионализма преступности как в обществе, так и в среде бюрократов. Для бюрократии это становится основой морального оправдания коррупции: «...наш человек не ворует, он возмещает ущерб, нанесенный ему государством».

Постепенно для российской бюрократии становится характерным то, что «.сам факт злоупотребления как непременного свойства государственного управленческого деятеля прочно въелся в обыденное сознание,

* Дискреционизм - произвольный характер деятельности, без опоры на закон.

22 Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, № 1(32)

что не исчезло и поныне... чиновники - люди, взращенные на общем культурном поле, - приходят в управление с подобными же представлениями, а оставшись, всемерно поддерживают сложившийся стереотип практического действия» (1, 116). Вместо действенных государственных механизмов управления в итоге можно получить полностью коммерциализированную и коррумпированную элиту, действующую исключительно в своих интересах.

В условиях, когда рынок доминирует над заявленными приоритетами правового порядка, основа последнего подрывается, что составляет угрозу самому существованию государства. Но бюрократия существует для государства, и ее существование вне государственных структур весьма затруднительно. Когда такому симбиозу угрожает непосредственная опасность, здоровые силы в политической элите вынуждены реагировать путем принятия соответствующих мер и значительных уступок чаяниям народа. Успех поворота от политики защиты собственных интересов в сторону служения народу зависит от того, насколько сильны духовно-нравственные установки в групповом сознании бюрократии. Вопрос морального воспитания чиновников в науке рассматривается давно.

Еще М. Вебер, рассматривая патримониальное государство и патримониальную бюрократию, указал на различные способы, с помощью которых патримониальные государи пытались обуздать притязания чиновничества:

1) ограничение срока пребывания чиновников в должности;

2) назначение чиновников в регионы, где они не имели земельной собственности и влиятельных родственников;

3) запрет объединения военной и гражданской власти в руках одних и тех же лиц;

4) систематический контроль деятельности чиновников через доверенных людей;

5) использование чиновников, которые не происходили из социально привилегированных слоев или были иностранцами и, соответственно, не обладали своими собственными властью и престижем, но полностью зависели в этом отношении от господина. Последнее, по мнению М. Вебера, было универсальным средством, гарантирующим лояльность чиновников.

С течением времени стало понятно, что для искоренения негативных тенденций в среде бюрократии одних мер контроля недостаточно. Постепенно внимание исследователей привлекли ценностные ориентиры и духовно-нравственные составляющие сферы государственного управления. Первое место в данном вопросе принадлежит престижу.

Первоначально понятие престижа государственной службы нашло свое оформление в среде высших (в основном придворного и служилого) сословий. При этом престиж службы в групповом сознании управленцев долгое время доминировал в виде «родовой чести». Новые понятия «о родовой чести до такой степени укоренились в обычном праве, что распределение важнейших должностей в приказах и провинциях, а равно и командование полками как самостоятельными крупными

единицами, в военное время непосредственно определялись не заслугами или личным достоинством, а старшинством родов в Отечестве» (5, 5).

Таким образом, родовая честь стала привилегией и одновременно основой для злоупотреблений служилого дворянства, так как никакие преступления против государства и народа не шли в сравнение с нарушением кодекса чести. Ответственности за первое можно было избежать (благодаря своему положению, связям и т. д.), а вот за второе необходимо стоять насмерть - малейшее отступление наносило непоправимый ущерб престижу рода (клана, семьи).

Но трансформация престижа происходит одновременно с осмыслением общественным сознанием значения нравственных ценностей для формирования облика государственного чиновника. Первоначально осознание необходимости перемен в данном направлении происходит в среде тех, кто осуществляет верховную власть. Первенство в вопросе упорядочения государственной деятельности и регламентации деятельности чиновников приписывают шведскому королю Густаву II Адольфу.

Изменения, введенные Густавом II Адольфом, касались переустройства армии и легли в основу явления, получившего в современных условиях наименование законов ведения войны. Тем не менее новшества, введенные талантливым королем, дали комплекс мер, развившихся в более позднее время в кодекс поведения государственного служащего, наполнивших новым смыслом понятие престижа.

Первоначально шведским королем были проведены мероприятия по обеспечению высокой дисциплины войск путем установления соответствующего законодательства, неукоснительного исполнения законов и достаточно хорошего материального обеспечения (6, 7-8). Все перечисленное подкреплялось высокой образованностью и моральным обликом военачальника и его окружения.

Тот факт, что во главе шведских войск стоял глубоко образованный и высоконравственный военачальник, имеет определенное, но не решающее значение. Знание военного дела на рубеже средних веков и Нового времени требовало разностороннего, едва ли не самого лучшего, образования. Да и люди с высокими нравственными принципами и крепкими моральными устоями среди военных руководителей того времени не редкость. Но все они, как правило, руководили вооруженными, одетыми в военную форму бандами отпетых разбойников, навербованных частью насильно, из отбросов общества. И в это время на полях сражений Тридцатилетней войны появляется шведская армия, обученная, дисциплинированная, подчиняющаяся полководцу и неукоснительно соблюдающая, установленные им законы. Шведские войска представляли собой прямую противоположность войсковым объединениям Тилли и Валленштейна.

В чем причина такого контраста, вопреки обычаям и традициям, процветающим в обществе на тот момент развития?

«Как в военном искусстве, так и в военном праве, особенно в области преступлений и наказания, во вре-

мя военных действий, Густав Адольф опирался на такие новые элементы, какие ему доставило состояние цивилизации в начале XVII в.; пользуясь опытом своих современников, работами своих ближних предшественников, равно как указаниям бывшим на его службе просвещенных офицеров и юристов (достаточно назвать Гуго-Гроция), он умело черпал прекрасные образцы и примеры у древних народов, особенно у римлян, в военном деле, в военных законах. И, во всем заботливо поднимая нравственный и религиозный дух солдат в армии и улучшая их материальный быт, он мог требовать взамен беспрекословного повиновения своей воле, при таких условиях только и мог быть устранен в шведском войске варварский обычай награждать войска добычею посредством разграбления взятого приступом города» (6, 7-8).

Как видим, создание новых принципов поведения солдата в районе военных действий и по отношению к мирному населению происходило на прочном фундаменте мирового опыта, краеугольными камнями которого были донесение до солдат положительного исторического опыта и меры по подъему и укреплению нравственного и религиозного духа.

Но такое стало возможным только при соблюдении ряда условий. Прежде всего это нашло свое выражение в осознании того, что честь солдата заключается не в размере его денежного содержания, а в доблестном исполнении им своего долга по защите своей страны. Соблюдало сь уважительное отношение к солдату как к должностному лицу, имеющему обязанности и права соответственно занимаемой должности.

В результате всего этого появились зачатки основных направлений, определивших авторитет власти и уважение в обществе к ее представителям:

- уважение свободы личности и ее неприкосновенности (8, 67) со стороны власти;

- правовая регламентация прав и обязанностей чиновников;

- строгое следование закону при исполнении служебных обязанностей;

- неотвратимость наказания за нарушение установленных законов и правил;

- нравственное воспитание чиновников.

Для России традиционно сильно влияние нравственных начал в сфере государственного управления. Это не только было обусловлено престижностью «царевой» (государственной) службы и послужило основой для формирования своеобразного кодекса чести, само состояние всей системы государственности всегда зависит от нравственности ее чиновников. Как видим, воспитание и развитие духовно-нравственных основ у чиновника любого ранга на современном этапе развития Российского государства является одной из приоритетных задач. Это актуально и для органов внутренних дел, сотрудники которых, находясь под пристальным вниманием общественности, олицетворяют собой лицо «служивого» человека. По его поведению

и отношению к служебному долгу в общественном сознании формируется отношение ко всей государственной власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Ю. Н. Феномен бюрократии в современных социальных системах: дис. ... канд. филос. наук. - М., 1999.

2. Артемов В. М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации: монография. - М., 1998.

3. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. -М., 1990.

4. БердяевН. А. Судьба России опыты по психологии войны и национальности. - М., 1990.

5. Бобровский П. О. Местничество и преступления против родовой чести в русской армии до Петра 1. - СПб., 1888.

6. Бобровский П. О. К характеристике военного искусства и дисциплины в войсках XVII и начала XVIII столетия. -СПб., 1891.

7. Большакова О. В. Российская империя: Система управления (Современная зарубежная историография): аналитический обзор / отв. ред. В. М. Шевырин. - М., 2003.

8. Лабоцкая И. Е. Духовные факторы в русской философии права XIX - нач. XX вв.: социально-философский аспект: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2004.

9. Парето В. Компедиум по общей социологии // Политология: хрестоматия / сост. М. А. Василик. - М., 1999.

10. Соловьев А. Этика бюрократии: постсоветский синдром // Общественно-политические системы. - 1995. - № 4.

11. Теория и практика социального управления: словарь-справочник / авт.-сост. Е. Ф. Яськов. - М., 1997.

12. Яськов Е. Ф. Российская бюрократия и бюрократизм (XIV - 60-е годы XVIII века): монография. - М., 2002.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Канд. юрид. наук С. П. Рожков

Сибирский юридический институт МВД России,

г. Красноярск

В исследовании особенностей нравственно-правовых представлений приняли участие 90 человек в возрасте от 18 до 45 лет (студенты, курсанты, юристы, экономисты, бухгалтеры). В соответствии с гипотезой и задачами исследования, респонденты были разделены на группы: студенты-юристы (гражданские): 30 человек в возрасте от 18 до 21 года, из них 15 юношей и 15 девушек; студенты-юристы (сотрудники ОВД): 30 человек в возрасте от 18 до 21 года, из них 15 юношей и 15 девушек; работающие законопослушные граждане (юристы, экономисты, бухгалтеры): 30 человек в возрасте от 24 до 45 лет, из них 15 мужчин и 15 женщин.

В целях изучения особенностей нравственно-правовых представлений у жителей Красноярского края была использована анкета по методу М. И. Воловиковой*.

* ВоловиковаМ. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал. - 2004. -№ 5. - С. 16-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.