Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история педагогики / воспитание / дети-сироты / дети / оставшиеся без попечения родителей / социальные учреждения / общественное призрение / history of pedagogy / upbringing / orphans / children left without parental care / social institutions / public charity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Т. Жумадилова

В статье рассматривается проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в историческом аспекте. Материалом для исследования послужили статьи и доклады выдающихся ученых-педагогов 18–20 столетий. Активное распространение социальных учреждений для обездоленных детей в 18-м столетии неразрывно связано с социально-экономическим неблагополучием населения. Согласно нормативным документам начала 18-го столетия в детских социальных учреждениях было заложено право не только на жизнь и пропитание, но и на содержание воспитания. Представленный исторический период является важным этапом в накоплении опыта, традиций, содержания воспитания детей, а также дает почву для осмысления воспитательной практики в настоящее время. Автор подчеркивает, что ученые-педагоги, посвятившие себя воспитанию детей разной категории, были движимы высокими гуманистическими идеалами. Установлено, что главной особенностью воспитания в социальных учреждениях являлось профессиональное ориентирование, однако не и исключались другие аспекты воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE (HISTORICAL ASPECT)

The article deals with a problem of raising orphans and children left without parental care in the historical aspect. The research materials include articles and reports by outstanding scientists and teachers of the 18th and 20th centuries. The active spread of social institutions for disadvantaged children in the 18th century was inextricably linked with the socio-economic ill-being of the population. According to the normative documents of the beginning of the 18th century, not only the right to life and food, but also the maintenance of education were laid down in children’s social institutions. The presented historical period is an important stage in the accumulation of experience, traditions, the content of the upbringing of children, and also provides the basis for understanding educational practice at the present time. The author emphasizes that scientists and teachers who devoted themselves to the education of children of different categories were driven by high humanistic ideals. It was established that the main feature of education in social institutions was professional orientation, but other aspects of education were not excluded.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

Наиболее сложным и объемным вариантом проектной работы является реализация полноценного онлайн-курса дополнительного образования. Для решения такой задачи студентам необходимо не только разработать все элементы курса, но и осуществить видеозапись уроков, произвести монтаж, обработку и подготовку обучающих видеоматериалов. Кроме того, необходимо разработать и другие виды занятий (если они предполагаются), задания, критерии их оценки. В качестве платформы для размещения курса используется Открытый образовательный портал АлтГУ и система Moodle. Опыт показал, что студенты-бакалавры вполне способны справиться со столь объемной задачей. Такие курсы отличаются новизной, оригинальностью, они интересны другим студентам, спрос на такой обучающий контент довольно высок.

Марафон студенческих образовательных проектов, стартовавший в январе 2022 года, объединил усилия студентов и преподавателей, под руководством которых были подготовлены педагогические проекты. Представленная модель реализации проектного обучения доказала свою эффективность. Студенты получили возможность больше общаться друг с другом, обмениваться профессиональным опытом, выстраивать траекторию своего профессионального развития за счет выбора вновь и вновь реализуемых обучающих мероприятий. Марафон позволил расширить число участников, выступивших в роли обучающихся, а также помог авторам проектов увидеть и оценить результаты деятельности друг друга.

Благодаря такой организации работы стало возможным сформировать у будущих дизайнеров-педагогов различного рода навыки - аналитической и научно-исследовательской деятельности, в большей степени формируемые на этапах проведения маркетингового исследования, выявления и обоснования целевой аудитории, изучения отечественного и мирового опыта в избранной профессиональной нише. Очень важны формируемые в процессе проектной работы коммуникативные навыки и опыт работы с разной аудиторией. Не менее

Библиографический список

важна коммуникация и внутри команды, формируемой на этапах реализации проекта и рефлексии полученного опыта. Навыки презентации и управления собственным проектом формируются на этапе поиска заинтересованных слушателей, коротких питчингов в условиях конкурентной борьбы, осуществления набора слушателей на разрабатываемые педагогические мероприятия. Проектная деятельность формирует и навыки самоанализа, то есть рефлексии, помогая оценить эффективность собственного проекта и успешность его реализации. Формируются и профессиональные навыки, в том числе умение разрабатывать авторский обучающий контент, актуальный и востребованный в молодежной среде. Это умение применять найденные методические приемы в собственном педагогическом проекте. В ходе разработки проекта развиваются дизайнерские навыки, поскольку весь обучающих контент имеет визуальное оформление и представлен в формате презентаций, видеозанятий, наглядных материалов в электронном или печатном виде. Навыки работы с текстом и изображением формируются также на этапе создания авторской афиши о предстоящем образовательном мероприятии. Дополнительными навыками является умение осуществлять фото и видеосъемку, а также выполнять монтаж видеопродукции. Столь широкий спектр формируемых навыков является одним из главных преимуществ проектной работы, что не раз отмечалось в научных исследованиях [7].

Таким образом, проектная деятельность студентов педагогических направлений позволяет будущим выпускникам освоить все виды деятельности, связанные с разработкой и реализацией авторского образовательного контента, а также запуска онлайн- или офлайн-школы. Проектная деятельность, осуществляемая в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ, позволяет сформировать профессиональные и надпрофессиональные навыки и подготовить будущего выпускника к успешной профессиональной деятельности в условиях жесткой конкуренции и динамично меняющейся образовательной среды.

1. Попова М.С. Проектная деятельность как средство развития творческой активности студентов вуза. Гаудеамус. 2017; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskoy-aktivnosti-studentov-vuza (дата обращения: 30.05.2022).

2. Хацринова О.Ю., Павлова И.В. Проектное обучение: от школы до вуза. Казанский педагогический журнал. 2021; № 6. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_48157423_64336678.pdf

3. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. Практика проектной деятельности студентов в высшей школе. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 5: 356.

4. Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г Проектная деятельность в вузе как основа инноваций. Современные проблемы науки и образования. 2018; № 4: 104.

5. Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов. Современные проблемы науки и образования. 2017; № 5: 326.

6. Комарова О.С., Шелюгина О.А. Роль инфографики в современном дизайн-образовании. Культурное наследие Сибири. 2020; № 1 (29): 63 - 71. Available at: https://www. asu.ru/files/documents/00018786.pdf

7. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития. Вестник Мининского университета. 2017; № 4 (21). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze-rezultaty-nauchnogo-issledovaniya-i-perspektivy-razvitiya

References

1. Popova M.S. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya tvorcheskoj aktivnosti studentov vuza. Gaudeamus. 2017; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskoy-aktivnosti-studentov-vuza (data obrascheniya: 30.05.2022).

2. Hacrinova O.Yu., Pavlova I.V. Proektnoe obuchenie: ot shkoly do vuza. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2021; № 6. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_48157423_64336678.pdf

3. Grahov V.P., Mohnachev S.A., Kislyakova Yu.G., Anisimova N.V. Praktika proektnoj deyatel'nosti studentov v vysshej shkole. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2014; № 5: 356.

4. Kudinova O.S., Skul'movskaya L.G. Proektnaya deyatel'nost' v vuze kak osnova innovacij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018; № 4: 104.

5. Zakirova T.I. Proektnaya deyatel'nost' studentov kak metod formirovaniya kompetencij studentov vuzov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; № 5: 326.

6. Komarova O.S., Shelyugina O.A. Rol' infografiki v sovremennom dizajn-obrazovanii. Kul'iurnoe nasledie Sibiri. 2020; № 1 (29): 63 - 71. Available at: https://www.asu.ru/files/ documents/00018786.pdf

7. Shkunova A.A., Pleshanov K.A. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti studentov v vuze: rezul'taty nauchnogo issledovaniya i perspektivy razvitiya. VesinikMininskogouniversiieia. 2017; № 4 (21). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze-rezultaty-nauchnogo-issledovaniya-i-perspektivy-razvitiya

Статья поступила в редакцию 01.06.22

УДК 376.6 (09)

Zhumadilova M.T., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, History Institution of Humanitarian and Social Education,

Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: mahabat.777@mail.ru

UPBRINGING OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE (HISTORICAL ASPECT). The article deals with a problem of raising orphans and children left without parental care in the historical aspect. The research materials include articles and reports by outstanding scientists and teachers of the 18th and 20th centuries. The active spread of social institutions for disadvantaged children in the 18th century was inextricably linked with the socio-economic ill-being of the population. According to the normative documents of the beginning of the 18th century, not only the right to life and food, but also the maintenance of education were laid down in children's social institutions. The presented historical period is an important stage in the accumulation of experience, traditions, the content of the upbringing of children, and also provides the basis for understanding educational practice at the present time. The author emphasizes that scientists and teachers who devoted themselves to the education of children of different categories were driven by high humanistic ideals. It was established that the main feature of education in social institutions was professional orientation, but other aspects of education were not excluded.

Key words: history of pedagogy, upbringing, orphans, children left without parental care, social institutions, public charity.

М.Т. Жумадилова, аспирант, Институт истории гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический

университет, г. Новосибирск, Е-mail: mahabat.777@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

В статье рассматривается проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в историческом аспекте. Материалом для исследования послужили статьи и доклады выдающихся ученых-педагогов 18-20 столетий. Активное распространение социальных учреждений для обездоленных детей в 18-м столетии неразрывно связано с социально-экономическим неблагополучием населения. Согласно нормативным документам начала 18-го столетия в детских социальных учреждениях было заложено право не только на жизнь и пропитание, но и на содержание воспитания. Представленный исторический период является важным этапом в накоплении опыта, традиций, содержания воспитания детей, а также дает почву для осмысления воспитательной практики в настоящее время. Автор подчеркивает, что ученые-педагоги, посвятившие себя воспитанию детей разной категории, были движимы высокими гуманистическими идеалами.

Установлено, что главной особенностью воспитания в социальных учреждениях являлось профессиональное ориентирование, однако не и исключались другие аспекты воспитания.

Ключевые слова: история педагогики, воспитание, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, социальные учреждения, общественное призрение.

В современной педагогике актуальны направления, связанные с исследованием историко-педагогических процессов в обществе. В современных исторических условиях, когда происходит реформирование различных социальных учреждений для детей разных социальных категорий, происходит поиск новых педагогических идей и ценностных ориентиров. Настоящее и будущее зачастую говорят языком прошлого. В связи с этим педагогика и общество в целях решения задач по воспитанию детей обращаются к таким традиционным источникам, которые оказываются востребованными и актуальными в настоящее время, позволяя использовать научный резервуар прошедших эпох.

С учетом того, что «концептуализация историко-педагогического знания включает три измерения (антропологическое, социокультурное и педагогическое» [1, с. 35]), мы рассматриваем в данном исследовании вопросы, связанные с воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в педагогическом измерении. Справедливо заметила Н.В. Седова, что каждая историко-социальная эпоха «вносит свой смысл, компетентно корректирует традиции, расставляя акценты, соответствующие духу времени, атмосфере общественной жизни. Институт воспитания и образования во все времена сохранял историко-культурные и педагогические традиции, имеющие своим основанием высокие ценности и идеалы» [2, с. 33], позволяя теоретически анализировать педагогическое прошлое в неразрывном единстве с педагогическим настоящим. При этом необходимо подчеркнуть, что на идейную атмосферу российского общества и на формирование педагогической мысли, получивших распространение в 18-м столетии, оказали большое влияние европейские гуманистические теории.

Цель статьи: установить особенности воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальных учреждениях.

Новизной статьи выступают уточнение и концептуальный анализ термина «воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальных учреждениях».

Теоретико-методологической основой исследования послужили:

- историко-культурологические исследования отечественных ученых и педагогов прошлого: И.И. Бецкой, Е.Д. Максимова, В.Ф. Одоевского, М.А. Ошанина и др.;

- теоретико-практические подходы к воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальных учреждениях, заложенные в трудах отечественных авторов: Макаренко А.С., Палиевой Н.А., Фирсова М.В. и др.;

- современные исследования, посвященные изучению сиротства как многомерного социокультурного явления (Е.А. Байер, З.И. Лаврентьева, Е.А. Кожемякина, С.А. Расчетина и др.).

Существенный теоретический интерес представляют также опубликованные в двухтысячных годах диссертационные труды таких авторов, как А.И. Клиницкий, Е.А. Кожемякина, Е.Л. Разоренова, С.И. Семенкова, Ю.В. Си-ренко. Перечисленные исследования внесли существенный вклад в область воспитательной теории несовершеннолетних граждан, в частности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В понятие «воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальных учреждениях» в современной педагогике вкладывается целый междисциплинарный научный комплекс, который представляется как важнейшая ценностная составляющая следующих культурных пластов: педагогического, социального, антропологического, философского и лингвистического. Важнейшими концептуальными признаками данного комплекса являются:

- антропоцентричность (тесная связь человека и воспитания),

- целенаправленность;

- триединство (средство, процесс, результат).

Концептуальный анализ понятия «воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» включает три компонента: план, действие, результат. Каждый компонент содержит необходимую информацию для реализации определенного вида воспитательной деятельности. Также данный термин включает в себя следующие характеристики:

- деятель (воспитатель, учитель, попечитель, надзиратель, опекун и др.);

- объект (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-беженцы);

- время (социальная эпоха);

- инструментарий (законодательные акты, участники исправления);

- локация деятельности (приют, воспитательный дом, социальный приют, центры для детей разной категории и пр.).

В педагогическом словаре воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на освоение ценностей, культуры человеком через образование в соответствии с нормами общества [3, с. 42]. Термин «воспитание» представляет собою отглагольное существительное, образованное от глагола «воспитывать» С конца 17-го столетия глагол «воспитывать» выражал только физическое воздействие в смысле «вскармливать», «взращивать». Только в 18 столетии в процессе формирования основ русского гражданского общества глагол «воспитать» приобретает переносное, абстрактное и отвлеченное значение «стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь» [4, с. 144]. Вероятно, это связано с появлением и формированием государственной помощи детям указанной категории.

Взгляды на воспитание и организацию помощи обездоленным детям проникали во все сферы государственной жизни, в частности в юридическую сферу и область образования. С этого периода наблюдается и политкорректное отношение в российском обществе к данной категории детей. Так, в начале 18-го столетия они характеризовались как брошенные, внебрачные дети, «подкидыши», «зазорные», но уже к концу 18-го столетия их называли «найденные и оставленные родителями», «злосчастнейшие младенцы», несчастно рожденные [5, с. 61].

Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальных учреждениях представляет собой комплексный процесс формирования интеллектуальных, социальных и профессиональных навыков для подготовки к самостоятельной жизни.

Организация социальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ту эпоху неразрывно связана с социальным неблагополучием подавляющего большинства народов России. Сиротство - печальное следствие нищеты. В условиях удручающей бедности невозможно было элементарное содержание семьи, что неизбежно вело к увеличению детей-сирот. Е.Д. Максимов различал следующие причины бедности: индивидуальные (инвалидность, старость, убожество и др.), семейные (смерть одного из супругов, уход из семьи для отбывания воинской обязанности, развод), социальные, связанные с экономическими, правовыми и бытовыми условиями [6, с. 5-39]. Как писал ученый-педагог М.А. Ошанин, «главной причиной увеличения массы подкидышей и всякого рода покинутых детей является бедность их родных семейств и невозможность оставить ребенка ни у себя, ни передать его родственникам» [7, с. 118]. Соответственно, в таких семьях оставалась помощь государственных, общественных или частных учреждений.

Анализ источников указывает на то, что государственная система социально-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, была разработана уже на рубеже 18-9 столетий. Об этом свидетельствуют указы Петра Первого от 31.01.1712 г, 12.10.1714 г., 04.11.1715 г., которые были направлены на социальную защиту детей с целью обеспечения им не только права на жизнь, но и организацию жизнедеятельности, а также, главным образом, получение должного воспитания.

Формирование системы государственных социальных учреждений для сирот в России относится ко второй половине 18-го столетия, когда были открыты Воспитательные дома в Москве (1763 г.) и Санкт-Петербурге (1767 г.). Воспитательные дома были созданы для воспитания, обучения детей различным наукам и ремеслам. В систему социально-педагогической помощи со стороны государственных органов входили Министерство внутренних дел, земские и городские учреждения, учреждения Императрицы Марии Федоровны, Императорское Человеколюбивое общество, попечители различных ведомств, частные благотворительные общества [8, с. 29]. Екатерина II издала указ, согласно которому

воспитательные дома, подобно столичным, были организованы в других городах России [7, с. 14].

В связи с открытием социальных учреждений к проблеме воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился педагог-просветитель, главный советник императорского двора в сфере образования в Российской Империи И.И. Бецкой. Система педагогических взглядов на воспитание детей И.И. Бецкого построена на теоретико-методологической основе западноевропейских ученых-философов 18-го столетия: К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и др. Так, И.И. Бецкой в начале 18-го столетия, пребывая в педагогическом путешествии в Голландии, Италии, Франции и других европейских странах, занимался сбором информации о социальных учреждениях по воспитанию детей разных категорий. И.И. Бецкой убеждал современников, что польза учреждений доказывается примерами «одаренных европейских народов и государств, в которых почти во всяком знатном городе находятся такие учреждения». Его наблюдения легли в основу организации «особых домов» в Российской Империи. Следует подчеркнуть, что И.И. Бецкой под воспитанием сирот понимал процесс создания нового сословия как составной части «новой породы людей или иных отцов и матерей» для пользы общества [9, с. 346-350].

В.Ф. Одоевский, продолжая отечественную традицию социально-педагогической помощи детям, заложенную И.И. Бецким, на поприще общественного призрения стал организатором развития многочисленных детских приютов. В своих педагогических воззрениях он опирался на труды таких европейских педагогов и мыслителей, как Ж.Б. Жирара, Дж. Локка, И.Г Песталоцци, Дж. Ланкастера и др. [7, с. 11]. В. Ф. Одоевский, известный своей общественной, литературной и научно-педагогической деятельностью, в первой четверти 19-го столетия разработал «Положение о детских приютах», согласно которому главной задачей воспитания обездоленных детей он видел в том, чтобы научить их быть людьми, сделать их гражданами, развить душу и «привести к движению орудие» их «мышления». По мнению В.Ф. Одоевского, воспитание - это органическое развитие, в процессе которого в неразрывном единстве сочетаются прирожденные потребности и стремления организма, с одной стороны, и идущие навстречу потребностям, в свою очередь, определенным образом изменяющие их педагогические воздействия, с другой стороны [8, с. 16]. На основе педагогических концепций Одоевского О.В. Глазырина выделила следующие задачи воспитания: формирование умственного, религиозно-нравственного и эстетического воспитания [8, с. 19-20]. Важно подчеркнуть, что общественный деятель считал, что нравственное и религиозное воспитание - это единое понятие [8, с. 24].

По мнению профессора М.А. Ошанина, организация призрения и воспитания детей целесообразна, если дети окружены надлежащим уходом и питанием, получив начальное образование, а затем научное или профессиональное [7, с. 6]. Справедливое мнение Ошанина находит поддержку в статье, в которой сообщается, что помимо знаний детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо привить трудовой навык. В России в конце 19 - начале 20 столетий важное место в социальных учреждениях занимали

Библиографический список

мастерские, в которых воспитанников смогли обучить следующему ремеслу: веревочному, щёточному производству, столярному искусству, шитью, изготовлению сапог и пр. [10, с. 89].

Доктор В.П. Бруханский, заведующий Саратовским приютом, на Всероссийском съезде по общественному призрению в 1914 г. констатировал, что в социальных учреждениях изменились приоритеты - от физического здоровья и развития к воспитанию и образованию детей. Последнее видит ключевой задачей съезда. По его мнению, необходимо «умственное и духовное воспитание с целью сделать из них полезных и способных к труду работников». Бруханский поддерживал идею английского педагога У. Стефенсона в том, что для «улучшения процесса воспитания» необходимо в каждой губернии России организовать сельские приюты-колонии, где дети могли бы заняться «сельскохозяйственными работами на огороде, а также, исходя из «наклонности», ремесленными трудами в мастерской [11, с. 1, с. 16].

Таким образом, ретроспективный анализ исследований, посвященный воспитательной практике в особых условиях социальных учреждений, позволяет сделать вывод, что, во-первых, период с 17 по 19 столетие является важным этапом в накоплении опыта, традиций в содержании воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во-вторых, названные особенности являются актуальными для современной педагогики.

В-третьих, в концептуальном отношении смысл термина «воспитание» во все большей степени сдвигается с объектно ориентированной составляющей в начале рассматриваемого периода к инструментально-ориентированным компонентам к концу периода (правовой, финансовый и организационный компоненты).

Итак, важнейшей особенностью педагогической работы с детьми-сиротами является раннее профессиональное ориентирование. Овладение в раннем возрасте ремеслом - лучший способ социализации детей-сирот. В социальных учреждениях настойчиво прививали трудолюбие, чтобы подготовить воспитанников к трудностям самостоятельной жизни. Возможность по выходу из социального учреждения прокормить себя, стойко переносить невзгоды давало крепкую жизненную опору. Разумный акцент на ранее профессиональное ориентирование вовсе не исключал других аспектов воспитательной деятельности. В частности, в процессе воспитания и обучения важным являлись религиозное воспитание, эстетическое просвещение (кружки, хоровое пение, экскурсии, театрализованные представления и пр.), трудовое воспитание (сельскохозяйственная деятельность: выращивание овощей, уход за домашними животными и пр.) и изучение школьных предметов. Необходимо отметить, что российские ученые, педагоги-практики, общественные деятели и писатели, посвятившие себя воспитанию детей-сирот, были движимы высокими гуманистическими идеалами. В своей работе с обездоленными детьми они стремились воспитать из них полноценных, высоконравственных, общественно полезных граждан. Педагогическая работа в сиротских приютах становится формой высокого общественного служения, что плодотворно сказывается на воспитательном процессе - он становится искренним, неформальным, человеколюбивым.

1. Корнетов Г.Б. Основной вопрос педагогики как способ концептуализации педагогического знания. Историко-педагогический журнал. 2016; № 3: 28 - 37. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26678298_64195229.pdf

2. Седова Н.В. Историко-культурные традиции педагогического образования в России. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016; № 4-2: 31 - 39. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_28351589_26053445.pdf

3. Педагогический энциклопедический словарь. Москва. 2003.

4. Этимологический словарь современного русского языка. Москва. 2019.

5. Без родителей: сиротство как социокультурное явление: коллективная монография. Москва. РГГУ, 2019.

6. Максимов Е.Д. Происхождение нищенства. Меры борьбы с ним. Санкт-Петербург: типография В. Киршбаума, 1901.

7. Ошанин М.О. О призрении покинутых детей. Ярославль: Губ. Зем. Управы, 1912.

8. Глазырина О.В. Педагогические основы организации В.Ф. Одоевским детских приютов в России в первой половине XIXвека. Таганрог: А.Н. Ступин, 2013.

9. Полное собрание законов Российской Империи. Санкт-Петербург, 1830; Т. 16.

10. Жумадилова М.Т. Педагогические задачи и роль социальных учреждений Новониколаевска в воспитании детей в начале XIX века. Сибирский педагогический журнал. 2021; № 1: 87 - 92. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_44806950_86898476.pdf

11. Бруханский П.В. К вопросу о призрении детей в России. Саратов, 1914.

References

1. Kornetov G.B. Osnovnoj vopros pedagogiki kak sposob konceptualizacii pedagogicheskogo znaniya. Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. 2016; № 3: 28 - 37. Available at: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_26678298_64195229.pdf

2. Sedova N.V. Istoriko-kul'turnye tradicii pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2016; № 4-2: 31 - 39. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_28351589_26053445.pdf

3. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva. 2003.

4. 'Etimologicheskij slovar' sovremennogo russkogo yazyka. Moskva. 2019.

5. Bez roditelej: sirotstvo kak sociokul'turnoe yavlenie: kollektivnaya monografiya. Moskva. RGGU, 2019.

6. Maksimov E.D. Proishozhdenie nischenstva. Mery bor'by s nim. Sankt-Peterburg: tipografiya V. Kirshbauma, 1901.

7. Oshanin M.O. O prizreniipokinutyh detej. Yaroslavl': Gub. Zem. Upravy, 1912.

8. Glazyrina O.V. Pedagogicheskie osnovy organizacii V.F. Odoevskim detskih priyutov v Rossii v pervojpolovine XIX veka. Taganrog: A.N. Stupin, 2013.

9. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sankt-Peterburg, 1830; T. 16.

10. Zhumadilova M.T. Pedagogicheskie zadachi i rol' social'nyh uchrezhdenij Novonikolaevska v vospitanii detej v nachale XIX veka. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2021; № 1: 87 - 92. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_44806950_86898476.pdf

11. Bruhanskij P.V. K voprosu o prizrenii detej v Rossii. Saratov, 1914.

Статья поступила в редакцию 31.05.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.