века, и превращение учебной деятельности в способ самореализации для ребенка возможно через организацию со-бы-тийного творчества; 4) со-бытийность может существовать как степень открытости в связке «учитель — ученик», как мера принятия друг другом участников педагогического взаимодействия, определяя характер учебной мотивации ребенка.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: 3(ттовская И. М. Что такое образовательная среда и как ее выявить? / И; М. Уланов-ская, Н. И. Поливанова, И. В. Ермакова // Вопр. психологии. 1998. № 6. С. 18—24.
2 См.: Слободчиков В. И. Антропологический принцип в психологии развития / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Там же. С. 4.
* Выготский Л. С. Психология /Л. С, Выготский. М., 2000. С. 55.
4 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1976. С. 328.
5 Слободчиков В. И. Указ. соч. С. 12.
® См.: Кпочко В. Е. Человек как психологическая система / В. Е. Клочко И Сиб. психол. журн. Томск. 1996. Вып. 2. С. 7—18.
’'См.: Грей Уолтер В. Живой мозг / Уолтер В. Грей. М., 1968.
* См.: Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» / К. Левин // Хрест. по истории психологии. М„ 1980. С. 142.
9 См.: Зинченко В. П. Человек развивающийся. Очерк российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М., 1994. С. 242.
10 См.: Файэутаев А. А. Принятие мотива личностью / А. А. Файзуллаев И Психол. журн. 1985. Т. 6, №4. С. 87.
11 См.: Бпблер В. С. На гранях логики культуры : кн. йзбр. очерков / В. С. Библер. М., 1997. С. 337—347.
@ См.: Клочко В. Е. Указ. соч.
13 См.: Герасимов А. В. Проблемы самоактуализации в контексте теории психологических систем / А. В. Герасимов //Человек и вселенная. СПб., 2003. С. 25—30.
14 Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. М., 1997. С."176.
См.: Герасимов В. П. Потребность в творчестве. Социально-психологический аспект /
В. П. Герасимов, А. В. Герасимов, Н. А. Кононова// Становление личности на современном этапе. Бийск, 2000. С, 56—71.
16 См.: Шогорева Е. Ю. Стратегии педагогического общения и их зависимость от личностных особенностей учителя : автореф. дис. ... канд. пед, наук / Е, Ю. Шогорева. Иркутск, 2003.
Поступила 12.05.05.
ВОСПИТАНИЕ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ
К. М. Романов, профессор кафедры психологии МГУ им. Н. 77. Огарева
В статье рассматриваются основные подходы к пониманию феномена смерти: естественно-научный и теологический. С привлечением современных научных фактов смерть представлена как один из критических периодов жизни человека, по основным психологическим параметрам сопоставимый со всеми другими критическими периодами его развития и существования как субъекта и как личности. Обосновывается необходимость воспитания у подрастающего поколения иного, более адекватного, отношения к смерти.
кино, скульптуре, науке, религии, фольклоре.
Среди всех наук, занятых изучением смерти, ведущее место должно принадлежать психологии, поскольку именно она может ответить на главные вопросы, волнующие каждого человека: что произойдет со мной в момент смерти? Меня больше не станет или я сохранюсь? Если я сохранюсь, то что будет со мной дальше? Подобные вопросы имеют статус мировоззренческих. В зависимости от того, как решает их для себя каждый конкретный человек, строится его жизнь.
Феномен смерти относится к числу наиболее загадочных, таинственных и малоизученных в науке. С одной стороны, это обыденное явление бытия, с которым сталкивается любой человек независимо от социального положения, пола, вероисповедания, образования и других особенностей. С другой стороны, смерть выступает как одно из самых значительных событий в жизни человека, которое можно приравнять только к рождению. Не случайно она нашла отражение почти во всех областях культуры: в литературе, музыке, живописи, театре и
Ш,К. М. Романов, 2005
Так, если смерть означает полное исчезновение, то невольно напрашивается мысль: надо взять от жизни все, что можно, а иногда и любой ценой. Если же смерть представляет собой некий переход Я в какую-то новую форму существования, то возникает другой вопрос: при каких условиях он может быть благоприятным? А это уже принципиально иной способ построения земной жизни. Именно поэтому научное исследование проблемы смерти имеет чрезвычайно важное значение для людей, для правильного воспитания подрастающего поколения.
Как ни странно, но именно психология значительно меньше других наук продвинулась в разработке проблемы смерти. Эта проблема даже не ставится в учебниках психологии. Особенно парадоксальным представляется данное обстоятельство для возрастной психологии, которая изучает развитие и изменение человека как субъекта и как личности, начиная от рождения и до глубокой старости. Рассматривая различные возрастные периоды существования человека, вполне логично хотя бы поставить вопрос о том, что же происходит с ним в момент смерти.
Лучше всего феномен смерти изучен в биологии и медицине. Там она рассматривается в качестве естественного процесса увядания живого организма, прекращения его существования как такового и последующего распада. Душа как самостоятельная реальность просто не вписывается в естественно-научную картину мира. Чаще всего она сводится к функции нервных клеток и не получает самостоятельного онтологического статуса. Поэтому и проблема смерти решается достаточно просто: если умирает орган — мозг, значит, умирает и функция — душа.
Иначе исследуется проблема смерти в философии. При всем многообразии философских концепций можно выделить два основных подхода к ее решению. Родоначальником одного из них является
Платон. Отталкиваясь от постулата о бессмертии души, он рассматривал акт смерти как ее освобождение от тела. В последующем данная идея получила развитие в христианстве. Второй подход наиболее ярко представлен в марксизме, в соответствии с которым смерть — это «естественный конец всякого живого существа»1.
Для ответа на поставленные выше вопросы с позиций психологии прежде всего необходимо понять, что такое человек. Если человек — это некое телесное существо, а его душа — функция телесных органов, то проблема смерти решается просто и однозначно: смерть тела приравнивается к смерти человека. Если же сущность человека заключена в его душе и духе, достаточно автономных от тела, то проблема смерти может решаться принципиально иначе. В этом случае смерть тела нельзя отождествлять со смертью человека.
Будем исходить из предположения, что смерть — свойство и сторона жизни. Нельзя говорить о смерти того, кто не живет, значит, она зарождается и существует уже в самой жизни. Она постоянно сопровождает жизнь, и именно в жизни нужно искать ее корни и аналоги. Это, в свою очередь, может означать, что каждый человек уже имеет некоторый субъективный опыт собственной смерти.
Полученный вывод вполне логичен, но звучит довольно парадоксально. Для научного доказательства его справедливости обратимся к некоторым положениям возрастной психологии. Психическое развитие человека и его социальное бытие носят стадийный (ступенчатый) характер. Научные исследования показывают, что психические свойства одного и того же человека на разных стадиях возрастного развития различны и обусловлены его жизненным опытом, интеллектом, потребностями, эмоциональными особенностями, чертами характера, мировоззрением, самосознанием и др. Например, в отрочестве человек иной,
чем в дошкольном, юношеском или ка-ком-то другом возрасте. Про него можно сказать, что это он и не он одновременно. Следовательно, при переходе из одной возрастной стадии в другую человек и объективно и субъективно не остается идентичным самому себе. Объективно он меняется и физически, и психически. Субъективно человек воспринимает себя в прошлом несколько отчужденно. Не отрицая, что это Я, он вместе с тем чувствует, что это не совсем Я или не тот Я. Самовосприятие становится чем-то похожим на восприятие другого человека. Это Я сам и вместе с тем кто-то другой.
Феномен самоотчужденности характерен и для людей, находящихся в состоянии клинической смерти. На каком-то этапе умирающий совершает что-то вроде путешествия по прошедшей жизни, воспринимая ее и самого себя в ней как бы со стороны и в то же время понимая, что это Я2. Можно предположить, что отчужденное самовосприятие характерно для любой смерти. Как видим, здесь прослеживаются очень важные параллели между возрастными переходами в психическом развитии человека и смертью.
Серьезные и глубокие изменения человека как субъекта и как личности могут происходить в относительно короткие промежутки времени между возрастными периодами и называются возрастными кризисами. Часто они довольно тяжело переживаются как самим человеком, так и окружающими его близкими людьми. Кризисность — один из психологических законов развития и социального бытия человека. Если в критические возрастные периоды жизни осуществляются качественные изменения человека, то мы можем сказать, что в эти промежутки времени происходит рождение нового человека, а значит, умирание прежнего. На протяжении своего жизненного цикла каждый человек рождается несколько раз: как биологический индивид (телесно), как субъект, как личность — и соответственно столько же
раз умирает. За это время он неоднократно меняется до неузнаваемости и физически, и психически. Отсюда каждый человек имеет субъективный опыт умирания и рождения. Смерть и рождение — две стороны одного и того же явления. Там, где есть рождение, есть и смерть. Там, где есть смерть, есть и рождение. Это умозаключение имеет принципиально важное значение, поскольку снимает со смерти ореол сверхтаинственности и ужасности.
Если умирание всегда сопровождается рождением, то момент физической (телесной) смерти человека представляет собой одновременно и момент его очередного рождения, которое по многим своим характеристикам может стать в один ряд со всеми прежними пережитыми им рождениями. Вместе с тем и смерть должна быть поставлена в один ряд со всеми другими смертями, которые он уже пережил в своей жизни. Смерть и сопровождающее ее рождение — это очередной возрастной скачок и кризисный момент в развитии и социальном бытии человека. Она завершает жизненный цикл бытия человека, бытийную форму его существования. Но она не прекращает само существование.
С точки зрения светской науки данный вывод следует признать, самое меньшее, ненаучным. Однако в последние годы появились некоторые научные факты, подтверждающие, что по крайней мере в небольшой промежуток клинической смерти, когда прекращаются дыхание и кровообращение, человек продолжает осознавать себя и считать не умершим, а живущим3. В этот момент в нем как субъекте и как личности происходят очень серьезные изменения: меняются система жизненных ценностей, отношение к людям, собственной жизни, к Богу. Человек может испытывать необычные психические состояния, еще раз проживать собственную жизнь, встречаться с ранее умершими родственниками и друзьями, ощущать на себе воздействие необыкновенного света и многое другое.
При всем этом он продолжает ощущать собственное Я. Возвращаясь к жизни после реанимации, он сохраняет в памяти полученный инобытийный опыт, что нередко заставляет его кардинально менять образ дальнейшей жизни.
Что происходит с человеком за временными рамками клинической смерти, никому не известно. За ответом на этот вопрос мы можем обратиться лишь к богословской литературе. Там дается совсем иная периодизация бытия человека: «а) наша земная материальная жизнь в этом мире; б) временный период разлучения души и тела через телесную смерть (этот период — неопределенное состояние душ — есть период ожидания даже для святых, мучеников и преподобных, ибо и они чают Воскресения мертвых); в) Воскресение тел; г) всеобщий Суд; д) жизнь Будущего Века, таинство восьмого дня»4.
Рассматривая смерть как один из критических и переходных моментов в жизни человека, мы не должны забывать о ее специфике. Она занимает среди подобных переходных моментов совершенно особое положение. Одна из самых характерных особенностей смерти заключается в том, что человек утрачивает собственное тело, которое, безусловно, представляет собой важнейшую часть его самого. Более того, в обыденном сознании тело почти всегда отождествляется с самим человеком, т. е. он понимается как телесное существо, у которого есть душа. Естественно-научное мировоззрение, склонное отождествлять человека с его телом, смерть последнего отождествляет со смертью самого человека. В качестве контраргумента здесь уместно привести слова И. А. Ильина: «Если отрицатели бессмертия скажут нам, что они не „воспринимают11 этого бессмертного духа, то мы спросим их, неужели они столь наивны, что считают субъективное невосприятие признаком небытия и дефект личного опыта критерием предметной реальности»5. В действительности человек — это не тело,
имеющее душу, а душа, имеющая тело. Поэтому и смерть тела нельзя отождествлять со смертью человека.
Известно, что тело взрослого человека состоит примерно из 60 млн клеток, причем каждые сутки оно теряет довольно большую их часть. Это значит, что на протяжении жизни живые клетки непрерывно умирают и заменяются другими. Получается, что человек как телесное существо непрерывно умирает и рождается. Специфика смерти состоит лишь в том, что гибель тела происходит в сравнительно короткий промежуток времени, но все же не одномоментно.
Другая характерная особенность смерти как критической и переходной зоны бытия состоит в том, что человек не хочет входить в нее. Он панически боится этого и цепляется за любую возможность сохранить жизнь и остаться здесь, в бытийном мире, среди близких людей и привычного окружения. По мере приближения к смерти человек переживает сильнейший психологический кризис, имеющий определенные закономерности и стадии.
Однако все сказанное может быть отнесено и к переживанию иных критических состояний личности, связанных с утратой родных и близких людей, с потерей смысла жизни, с расставанием с близкими людьми, с изменой любимых и т. п. Это роднит смерть с другими значимыми событиями в жизни человека, в том числе и с кризисами развития и социального бытия. Иногда промежуточные переходные фазы бывают не менее мучительными, чем фаза ожидания смерти и собственно умирания. Из психологии и психиатрии хорошо известно, что в подобные моменты жизни случаются суициды — столь невыносимы бывают страдания человека. Таким образом, нежелание входить в очередную стадию жизни характерно не только для смерти и не является ее специфическим признаком.
Исходя из законов возрастной психологии, мы можем заключить, что глав-
ной причиной страха перед смертью как очередной ступенью жизненного цикла является объективная и субъективная неготовность к ней. С точки зрения христианства, подготовка к смерти заключается в приобщении к вере в Бога и к учению Христа, в «стяжании Духа Святого». «Христианская вера приносит человеку новое видение, истинное знание смерти. Согласно этому новому видению, человек смотрит на смерть как на переход в вечность, как на возвращение в объятия человеколюбивого Бога. Вера утверждает человека в том, что он вновь встретится с ушедшими прежде него. Следовательно, страх смерти устраняется только надеждой на воскресение и верой в Вечную жизнь»6. Однако это не следует понимать как некий призыв к пренебрежительному отношению к земной жизни. Жизнь — бесценный дар, которым надо дорожить. Она дана человеку именно для того, чтобы он достойно и полностью прожил ее и подготовился к смерти. «Смерть должна быть духовным увенчанием жизни»7.
Существует несколько критериев полноценности жизни человека в плане его подготовки к завершающей фазе.
Во-первых, жизнь должна быть пронизана верой в Бога и никогда не противоречить духовно-нравственному содержанию святого учения Христа и святых отцов церкви. Только в этом случае человек сможет овладеть духовно-нравственным потенциалом и стать частицей бессмертного Бога.
Во-вторых, на протяжении своей жизни человек должен в максимальной степени овладеть культурным наследием человечества: интеллектуальным, эстетическим, практическим, психологическим, предметным и т. д. Это позволит ему построить и значительно расширить и обогатить личный жизненный опыт, а также максимально развить личностный потенциал.
Наконец, в-третьих, человек должен в максимальной степени реализовать себя как субъекта и как личность, т. е. в
полной мере выполнить свое земное предназначение.
Если мы будем оценивать жизнь людей с учетом рассмотренных критериев, то станет понятен массовый страх перед смертью. В силу самых разных обстоятельств социальное бытие большинства людей протекает неполноценно в плане подготовки к завершающей фазе жизни, называемой смертью. Не так много людей, подлинно верующих в Бога и стремящихся следовать Божьим заповедям. Не так много людей, активно стремящихся овладеть всем богатством социального опыта и развить себя. Не так много людей, которым удалось в полной мере реализовать себя и выполнить свое предназначение.
Причины необыкновенно сильного страха перед смертью кроются не только в образе жизни людей и неполноценности их бытия, но и в особом общественном отношении к ней как к чему-то ужасному. Оно передается из поколения в поколение, т. е. воспитывается. Еще не зная смерти и не сталкиваясь с ней, ребенок усваивает соответствующее отношение к ней. Логично предположить, что страха перед смертью могло бы не быть, если бы общество по-другому к ней относилось. Известно, что существовали и существуют социальные общности (например, некоторые племена индейцев), для которых характерно позитивное отношение к смерти.
Духовная и психологическая неготовность людей к смерти составляет очень серьезную социальную проблему, которую должна решать не только церковь, но и институты гражданского общества, в первую очередь образовательные учреждения. Надо сказать, что современная система образования весьма далека от решения данного вопроса. По существу, он даже и не ставится в программах общеобразовательных школ. Исключение составляет лишь биология, где смерть рассматривается как прекращение жизни всякого живого существа и его исчезновение. Проблема бессмер-
тия души до сих пор считается ненаучной.
Главные институты социализации ребенка ведут себя так, как если бы смерти и не существует. Эта важная тема бытия оказывается закрытой для общения взрослых с детьми и в семье. Однако в реальной жизни каждый с неизбежностью сталкивается со смертью. По мнению специалистов, переживания детей по данному поводу оказывают очень серьезное влияние на их дальнейшее личностное развитие, превосходя в этом плане даже сексуальные переживания8. На протяжении всей последующей жизни эти переживания занимают важное место в душевной жизни любого человека. Будучи вытесненными в область бессознательного, они уже никогда не оставляют его, время от времени напоминая о себе, например, в периоды серьезных болезней, ухода из жизни близких, в ситуации опасности и др.
Неадекватное понимание смерти служит одной из причин добровольного ухода из жизни. В последнее время это явление получает все большее распространение среди молодежи. Его основной смысл заключается в попытке уйти от актуальных и неразрешимых личностных проблем. «Не будет меня, не будет и проблемы» — в данной схеме очень четко прослеживается усвоенная еще в школе естественно-научная концепция смерти. С позиций христианского мировоззрения подобные поступки расцениваются как бессмысленные и греховные, а
потому и неприемлемые для человека. Полагаем, что проблема воспитания адекватного отношения к смерти, в том числе и в этом контексте, весьма актуальна.
Таким образом, смерть, при всей ее специфике, представляет собой один из переходных критических периодов бытия человека. Однако мы не считаем это положение окончательно научно доказанным. Нам удалось собрать лишь незначительное количество необходимых фактов и аргументов в его пользу. Их поиск имеет крайне важное значение не только для науки, но и для каждого человека, поскольку смерть — это не теоретическая абстракция, а глубоко личностная проблема. Наше мировосприятие, построенное на постулатах материализма, затрудняет принятие идеи бессмертия души, оно требует весомых чувственно осязаемых доказательств. А их может и не быть, точнее, они существуют, но пока остаются недосягаемыми для нас.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева,
С, М Ковалева и др. М., 1983. С. 617.
2 См.: Моуди А. Р. Размышления о жизни после жизни: / А. Р. Моуди // Жизнь после смерти. М., 1990. С, 3—56.
3 Там же.
4 Василиадчс Н. Таинство смерти/ Н. Васили-адис. М., 1998.; С. 440—441.
5 Илыш И. А. Аксиомы религиозного опыта : в
2 т. / И. А. Ильин. М., 1993. Т. 1. С. 412.
6 Василиадчс Н. Указ. соч. С. 239.
1 Ильин И. А. Указ. соч, С. 412.
8 См.: Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. М., 2000.
Поступила 01.07.05.