Научная статья на тему 'Восьмиконечная звезда как символ интеркультурной коммуникации'

Восьмиконечная звезда как символ интеркультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7718
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
8-КОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / МИГРАЦИИ / СРЕДНЯЯ АЗИЯ / МЕСОПОТАМИЯ / ОКЕАНИЯ / НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / ЭКВАДОР / КИТАЙ / УИЧОЛИ / ШУМЕРЫ / ТЮРКИ / ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО / ХРИСТИАНСТВО / EIGHT-POINTED STAR / ARTS AND CRAFTS / MIGRATION / CENTRAL ASIA / MESOPOTAMIA / OCEANIA / NEW ZEALAND / ECUADOR / HUICHOL / SUMERIANS / TURKS / ANCIENT EGYPT / BABYLON EMPIRE / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багрин Егор Андреевич, Карпава Алёна

Статья посвящена символу 8-конечной звезды, который используется в декоративно-прикладном искусстве и государственной символике народами Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. По мнению авторов, присутствие звезды на всех населённых людьми континентах Земли может быть следствием межкультурной коммуникации, начавшейся в доисторический период. Наиболее древними центрами, в которых начиная с V-IV тыс. до н.э. известен символ 8-конечной звезды, являются Юго-Восточный и Восточный Китай, Междуречье, Южная Туркмения, территории Пастос и Отовало в Эквадоре и Колумбии. Исследуя возможные пути распространения звезды из этих ареалов по миру, авторы предлагают несколько гипотетических моделей данных процессов. В исследовании намечены основные варианты того, как и из какого центра в Евразии звезда могла появиться в Южной Америке в древнейшее время: во время миграции через Берингию 10-12 тыс. лет назад или путём морских контактов в более позднее время. Отдельно рассмотрено присутствие 8-конечной звезды в культуре маори в Новой Зеландии предположительно она могла быть принесена из Юго-Восточного Китая вследствие миграции людей в Индонезию, Океанию и Полинезию, начавшуюся 3 тыс. лет назад, либо из Южной Америки вместе с индейцами, которые, по мнению Тура Хейердала, совершили морское путешествие на запад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eight-pointed star as a symbol of intercultural communication

The article is devoted to the symbol of eight-pointed star, which is used in arts and crafts and in national symbols of Eurasia, North and South America, Africa, Australia and Oceania. The authors think that the presence of the star in all populated continents may be a consequence of intercultural communication that began in the prehistoric period. The most ancient centers where the symbol of eight-pointed star was known since the V-IV thousand BC are South-Eastern and Eastern China, Mesopotamia, South Turkmenia, the territory of Pastos and Otovalo in Ecuador and Colombia. Investigation discovers the possible pathways of the star expansion all over the world from the oldest areas of its existence. The authors suggest several hypothetical models of these processes. The research outlines the main options of the center of Eurasia the star could appear from in South America in ancient times: during migration through Beringia 10-12 thousands years ago or by sea connections at a later time. The presence of eight-pointed-star in Maori culture in New Zealand is considered separately. It could have been brought proposed from South-Eastern China due to the migration of people to Indonesia, Oceania and Polynesia that began 3 thousands years ago or from South America together with the Indians who had made the sea migration to the west, according to Thor Heyerdahl.

Текст научной работы на тему «Восьмиконечная звезда как символ интеркультурной коммуникации»

Восьмиконечная звезда как символ интеркультурной коммуникации

Егор Андреевич Багрин,

кандидат исторических наук, научный сотрудник научно-методической службы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]

Алёна Карпава,

PhD (доктор мира, конфликтов и демократии), доцент, научный сотрудник Университета Гранады, Гранада, Испания. E-mail: [email protected]

Статья посвящена символу 8-конечной звезды, который используется в декоративно-прикладном искусстве и государственной символике народами Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. По мнению авторов, присутствие звезды на всех населённых людьми континентах Земли может быть следствием межкультурной коммуникации, начавшейся в доисторический период. Наиболее древними центрами, в которых начиная с V—IV тыс. до н.э. известен символ 8-конечной звезды, являются Юго-Восточный и Восточный Китай, Междуречье, Южная Туркмения, территории Пастос и Отовало в Эквадоре и Колумбии. Исследуя возможные пути распространения звезды из этих ареалов по миру, авторы предлагают несколько гипотетических моделей данных процессов. В исследовании намечены основные варианты того, как и из какого центра в Евразии звезда могла появиться в Южной Америке в древнейшее время: во время миграции через Берингию 10—12 тыс. лет назад или путём морских контактов в более позднее время. Отдельно рассмотрено присутствие 8-конечной звезды в культуре маори в Новой Зеландии — предположительно она могла быть принесена из Юго-Восточного Китая вследствие миграции людей в Индонезию, Океанию и Полинезию, начавшуюся 3 тыс. лет назад, либо из Южной Америки вместе с индейцами, которые, по мнению Тура Хейердала, совершили морское путешествие на запад. Ключевые слова: 8-конечная звезда, декоративно-прикладное искусство, миграции, Средняя Азия, Месопотамия, Океания, Новая Зеландия, Эквадор, Китай, уичоли, шумеры, тюрки, Древний Египет, Вавилонское царство, христианство.

Eight-pointed star as a symbol of intercultural communication. Egor Bagrin, Presidential Library named after Boris Yeltsin, Russia. E-mail: [email protected].

Alena Kárpava, University of Granada, Granada, Spain. E-mail: [email protected].

The article is devoted to the symbol of eight-pointed star, which is used in arts and crafts and in national symbols of Eurasia, North and South America,

Africa, Australia and Oceania. The authors think that the presence of the star in all populated continents may be a consequence of intercultural communication that began in the prehistoric period. The most ancient centers where the symbol of eight-pointed star was known since the V—IV thousand BC are South-Eastern and Eastern China, Mesopotamia, South Turkmenia, the territory of Pastos and Otovalo in Ecuador and Colombia. Investigation discovers the possible pathways of the star expansion all over the world from the oldest areas of its existence. The authors suggest several hypothetical models of these processes. The research outlines the main options of the center of Eurasia the star could appear from in South America in ancient times: during migration through Beringia 10—12 thousands years ago or by sea connections at a later time. The presence of eight-pointed-star in Maori culture in New Zealand is considered separately. It could have been brought proposed from South-Eastern China due to the migration of people to Indonesia, Oceania and Polynesia that began 3 thousands years ago or from South America together with the Indians who had made the sea migration to the west, according to Thor Heyerdahl. Keywords: eight-pointed star, arts and crafts, migration, Central Asia, Mesopotamia, Oceania, New Zealand, Ecuador, Huichol, Sumerians, Turks, Ancient Egypt, Babylon Empire, Christianity.

Гунельве, звезда Анд, кизили, толэзе, аусеклис, Вифлеемская звезда, цветок Фойе, жулдызша, танаслах салтаре... и многие другие имена носит один из самых заметных символов человечества — 8-конечная звезда. Её можно встретить у совершенно непохожих в культурном плане народов на всех континентах Земли: в Евразии, Северной и Южной Америке, Африке, Австралии и Океании. Она используется в декоративно-прикладном искусстве, геральдике и религиозной символике, появляется на гербах и флагах как государственный символ. Где же впервые появляется эта удивительная звезда? Как? У кого? Каким образом она мигрирует по всему миру, объединяя жителей Земли? Этим вопросам и посвящена наша статья. В данном материале мы обошли стороной интерпретации смыслов, которыми наделялась 8-конечная звезда в различных культурах. Это обширная тема, которой будет посвящён отдельный материал.

Прежде всего мы обратимся к работе Виктора Альбиса, учёного Университета Колумбии, который, взяв 8-конечную звезду культуры пастос в Южной Америке, на основе математических параметров показал, какие варианты изображений могут возникать при определённой её трансформации. Их мы и возьмём за эталонные в поиске звезды в мировых культурах, чтобы не причислять к знаку все 8-лучевые изображения [35] (рис. 1: 2).

Мы не первые, кто изучает 8-конечную звезду. Она настолько ярко присутствует в человеческой культуре, что люди, занимающиеся такими исследованиями, не могли не заметить этот символ. Удивительно, но, вероятно, первым, кто обратил внимание на его присутствие на различных континентах, был непрофессиональный учёный Джеймс Черчвард. Обнаружив 8-конечную звезду в Океании, Северной Америке, Египте и циви-

лизациях Средиземноморья, он считал её гербом мифической цивилизации Му, ушедшей на дно Тихого океана [32]. По его идее, последние уцелевшие жители Му разнесли символ 8-конечной звезды по миру. Теория не научна, но Чейчвард первым попытался связать наличие звезды у народов, культуры которых не имели видимого взаимовлияния. Мы ещё вернёмся к его идеям в свете загадки бытования звезды у народов тихоокеанского региона.

В течение Х1Х—ХХ1 вв., в связи с изучением орнаментов различных народов, звезда неизменно попадала в поле зрения исследователей [10; 11; 12; 28; 37; 40]1. Мы же в первую очередь упомянем работы, где авторы

X]

X X X

X # X

X

2 (

Рис. 1. Изображения 8-конечных звёзд: 1 — петроглиф «La piedra de los Machines» в Колумбии; 2 — варианты изображений звезды на основе символа солнца народа пастос [35]; 3 — фреска из Телль-Эль-Рассуля (IV тыс. до н.э.) в Палестине [13]; 4 — керамика культуры Халафа в Месопотамии (V тыс. до н.э.); 5 — чаша из Чонг-депе (IV—III тыс. до н.э.) в Туркмении [13]; 6 — бронзовая печать из Гонур-Депе в Южной Туркмении (2300 лет до н.э.) [30]

1 Также нужно отметить то, что в Интернете есть сайты, обращающиеся к информации о 8-конечной звезде среди других символов, можно встретить хорошие подборки с её изображениями на различных образцах национального декоративно-прикладного искусства (например, на сайте «Этнагафiя Беларуа» [34]). Чаще всего интерпретация символики весьма различна и не опирается на какие-то серьёзные исследования, но тем не менее показывает значительный интерес общества к данной проблематике.

пытались выяснить место появления символа 8-конечной звезды и распространения его по другим регионам.

Исключительное значение для нашей работы имеет исследование Д.В. Деопика и М.Ю. Ульянова, выделивших символ 8-конечной звезды в древних неолитических культурах Юго-Восточного и Восточного Китая: Танцзяган (4800—4300 гг. до н.э.), Дадуньцзы (3900—3700 гг. до н.э.), Сунцзэ (3600—2700 гг. до. н.э.) и Давэнькоу (3500—2800 гг. до н.э.) [6; 7]. С.В. Лаптев опубликовал нефритовые вещи с 8-конечной звездой, найденные в могильниках культуры Линцзятань, возникшей около 4600 лет назад в том же регионе [18] (рис. 2).

В отечественной историографии 8-конечной звезде наибольшее внимание уделил К.М. Климов, посвятивший этому символу специальное исследование. Древнейшими изображениями звезды он считал фреску из Телль-Эль-Рассуля, датируемую IV тыс. до н.э., связывая её с семитской культурой и звезду с чаши в Чонг-депе в Средней Азии (Южная Туркмения), датируемой IV—III тыс. лет до н.э. (рис. 1: 3, 1: 5). К.М. Климов отметил, что далее символ распространяется в Двуречье и Иране, становится атрибутом богини Исиды в Египте, а в III—I тыс. лет до н.э. используется в различных культурах на территории Узбекистана и Анатолии. По мнению учёного, традиция изображения 8-конечных звёзд «Бейт

Рис. 2. Изображения 8-конечных звёзд в древних культурах юго-восточного и восточного Китая: 1 - Давенькоу (3500-2800 гг. до н.э.); 2 - Суньцзэ (3600-2700 гг. до. н.э.); 3 — Дадуньцзы (3900—3700 гг. до н.э.); 4 — Линцзятань (4600 л.н.); 5 — Суньцзэ (3600-2700 гг. до. н.э.); 6 - Танцзяган (4800—4300 гг. до н.э.); 7 — Линцзятань

(4600 л.н.) [6; 7; 18]

Лехем» в Палестине во времена Византийской империи перешла в христианскую традицию. Также им отмечено широкое присутствие 8-конечной звезды в декоративно-прикладном искусстве жителей Кипра, Азербайджана, Турции. Соотнося своё мнение с Л.И. Рославцевой, К.М. Климов считал, что через крымско-татарскую культуру звезда мигрировала к народам Восточной Европы, болгарам и армянам, а через византийское искусство к южнославянским народам Балканского полуострова. Появление 8-конечной звезды у венгров К.М. Климов относил к XV в., а у восточных славян и прибалтийских финнов и тюрков Восточной Европы — к XVIII—XIX вв., отмечая особенное место символа в культуре эстонцев, карелов и вепсов, удмуртов, мордвы и башкир. Единственными народами в Сибири, у которых появляется изучаемая нами звезда, следуя за данными исследований С.В. Иванова, К.М. Климов считал хантов и манси [13].

С.И. Рыжакова в книге о латышских орнаментах отметила, что в Восточной Европе символ 8-конечной звезды встречается начиная с культуры Ка-ранова в Болгарии (VI—IV тыс. лет до н.э.) и широко распространён в декоративно-прикладном искусстве Западной Европы, Малой и Средней Азии, Кавказа и Сибири. Она также считала, что звезда отсутствовала в древности в культурах балтов и финно-угров и связывала её появление у народов Прибалтики с западноевропейским влиянием в средневековье [23].

Я. Ленсу, обращаясь к теме происхождения символа 8-конечной звезды у белорусов, писал, что он был «присущ в древности всей восточнославянской народной традиции» и имеет распространение в орнаментах украинцев, русских и поляков на Белосточине. Также он обратил внимание и на широкое его употребление балтами — латышами, литовцами — и финно-уграми: эстонцами, финнами и карелами, а также их соседями — шведами и норвежцами. Принимая во внимание очевидную взаимосвязь между этими народами, Я. Ленсу, в отличие от С.И. Рыжако-вой, считает, что звезда появилась в древности у финно-угров, живших в районе Волги и Урала, и при последующей их миграции передалась бал-там и славянам [19].

Одной из последних работ, касающихся миграции 8-конечной звезды, стала статья А. Карповой, которая показала факт значительного соответствия этого символа и смыслов, которыми он наделяется в культурах Удмуртии и Эквадора [8; 9]. Эта работа и стала отправной точкой представленного нами исследования.

В первую очередь следует отметить, что никто из современных исследователей миграции 8-конечной звезды из одной культуры в другую не рассматривал её за пределами Евразии, в то время как мы видим её яркое присутствие на обоих континентах Америки и в Новой Зеландии.

В Колумбии древнейшее изображение 8-конечной звезды появляется на петроглифе «La piedra de los Machines» (рис. 1: 1), который пока не имеет точной датировки. Люди заселили эту территорию 14 000— 12 000 лет до н.э., но активная вулканическая деятельность в этом районе приостановила его заселение до IV тыс. до н.э. Дельгадо Троя утверждает, что первые

поселенцы пришли в этот район из Амазонии 10 000—3350 лет до н.э. [37]. Также «Солнце Пастос», как называют 8-конечную звезду в этом регионе, изображено на орнаментах колумбийской керамики и эквадорских тканях с территории Отовало (рис. 3), сделанных приблизительно 3100 лет до н.э.

Таким образом, на данный момент мы можем выделить несколько древнейших регионов, где в символике с периода неолита и ранней бронзы известна 8-конечная звезда: 1) Юго-Восточный и Восточный Китай; 2) Месопотамия; 3) Средняя Азия (Южная Туркмения); 4) Южная Америка (Колумбия и Эквадор).

Так как же звезда могла появиться у народов, которые в рассматриваемый исторический период не имели никаких связей?

Ю.Е. Берёзкин, занимающийся сравнительной мифологией, выделил основные направления, базирующиеся на различных научных подходах, которые объясняют схожесть мифов у разных народов мира: 1) психическое единство человека, архетипы (А. Бастиан, К. Юнг); 2) функциональное единство социальных и природных условий (В.Я. Пропп); 3) общая традиция предков. Ю.Е. Берёзкин, склоняющийся к последнему подходу, писал о «миграции» мифов по миру, когда «носители традиции либо переселялись, унося с собой свои мифы, либо сливались с пришельцами, передав им часть собственного духовного наследия и в свою очередь заимствуя элементы новой культуры» [3; 4]. Для нас важен третий — интеркультурный подход, где взаимоотношение между культурами строится на базе интеграции, или положительного предрасположения, как к сохранению культурной самобытности, так и к развитию интереса к новой, принимающей среде и к активному участию в ней [9]. Символика и мифология связаны в любой культуре теснейшим образом, поэтому мы считаем

Рис. 3. Древнейшие изображения 8-конечной звезды в Эквадоре и Перу [35]

обоснованным говорить о гипотетической миграции 8-конечной звезды, начавшейся в дописьменный период человеческой истории.

Итак, возможно ли рассматривать распространение символа 8-конечной звезды, опираясь на теории миграций людей в древности? Если да, то логичным будет предположить существование некого географического или культурного ареала, где этот символ возник и (или) получил широкое распространение в культуре обществ, которые этот ареал населяли.

Мы рассмотрим гипотетическую возможность распространения звезды по всему миру из трёх центров: Юго-Восточного Китая, Месопотамии и Средней Азии. Главной задачей будет представить, как и когда 8-конеч-ная звезда с территории Евразии попала в Америку.

Очевидно, что есть всего два варианта, в соответствии с которыми 8-конечная звезда могла появиться на американском континенте. Первый — в результате древнейших миграций с людьми из Старого Света, перешедшими Берингию. Второй — в результате морских контактов в последующую эпоху.

Первый вариант наиболее очевидный. Согласно принятым в науке теориям, передвижение людей из Азии в Америку началось от 20 000 до 50 000 лет назад. Возможно, 10 000—12 000 лет назад этот процесс шёл наиболее активно и закончился около 5000 лет назад, если не считать миграции эскимосов на севере американского континента [14].

И Юго-Восточный Китай (или шире Юго-Восточная Азия) и Средняя Азия вместе с южными областями Сибири, граничащими с северными районами Казахстана, так или иначе назывались в научной литературе центрами миграции людей в Америку. Можно допустить, что в одном из этих регионов Азии долгое время (в течение нескольких тысяч лет) проживали люди, в культуре которых 8-конечная звезда имела широкое употребление, и этот символ сопровождал их в перемещениях по миру, происходивших в разных направлениях.

В Юго-Восточном Китае в бассейне р. Янцзы мы видим прекрасные образцы 8-конечной звезды, которые последовательно переходят из одной неолитической культуры в другую, начиная с V тыс. до. н.э. (рис. 2) Корни этих культур прослеживаются на данной территории вплоть до 13 000 лет [6; 7; 18]. Также этот регион рассматривается исследователями как основное направление второй или третьей волн заселения Америки, следующей за первой волной из Средней Азии и Сибири.

Важно, что именно с побережья Юго-Востока Китая были доступны и гипотетические морские контакты с Америкой в более позднее время, чего в случае со Средней Азией нельзя предположить даже теоретически. К прямому влиянию культур Юга-Востока Китая мы можем отнести и появление 8-конечной звезды на ещё одной изолированной от Евразии земле — Новой Зеландии, в культуре народа маори. У маори этот символ широко используется при украшении традиционной женской одежды (рис. 7: 4, 7: 5, 7: 6). Уникальность культуры маори в полной изолированности от других народов с момента появления её на острове в XIII в. Если

исключить версию о том, что символ звезды маори взяли у европейцев в XVIII в., то остаются только два возможных варианта его появления. Первый вариант — звезда пришла в Новую Зеландию вместе с мигрантами из Юго-Восточной Азии. Большинство исследователей считает прародиной маори и других полинезийцев о-в Тайвань, откуда эти народы, возможно, начали своё движение на восток и юго-восток Тихого океана 3000 лет назад. В 1970-х гг. исследователь языков А.М. Кондратов предполагал, что о-ва Индонезии стали центром формирования культуры, освоившей прекрасную мореходную технику, с помощью которой «австроне-зийцы» или «океаническая раса» (по теории французского географа XIX в. Луи Вивьен де Сен-Мартена) достигли указанных выше пределов [17]. Наиболее удалённые районы, такие как Новая Зеландия, были заселены полинезийцами только в 1250—1300 гг. Путь их предков от предполагаемой отправной точки до Новой Зеландии занял более 4000 лет. Символ 8-ко-нечной звезды также присутствует на протяжении этого пути в декоративно-прикладном искусстве народов о-ва Хайнан и Индонезии, но не так широко, и мы пока не знаем, с какого периода он там распространяется.

Однако следует отметить, что ещё одним наиболее близким к Новой Зеландии ареалом распространения 8-конечной звезды является Эквадор. П. Беллвуд считал, что существовали если не регулярные, то единичные контакты Америки с Полинезией и начались они не позднее 1500 лет до н.э. [1]. Могла ли 8-конечная звезда появиться у маори под воздействием миграции американских индейцев с западного побережья Южной Америки? Теоретически да. Знаменитый мореплаватель XX в. Тур Хейердал выдвинул теорию плаваний индейцев в Полинезию и доказал её гипотетическую возможность, пройдя путь от Перу до о. Рароиа в Полинезии. В книге «Приключения одной теории» (в оригинале «Коп^Ы ekspedisjonen») он писал: «...предания инков о царе-солнце Виракоча, верховном вожде исчезнувшего белого народа в Перу! .Первоначально бога-солнца Виракоча называли Кон-Тики. Кон-Тики был верховным жрецом и богом-солнцем легендарных „белых людей", о которых говорили инки. Предание гласит, что на Кон-Тики напал вождь, по имени Кари. В битве на одном из островов на озере Титикака белые бородатые люди были наголову разбиты, а Кон-Тики и его приближённым воинам удалось спастись и пробиться к побережью. Оттуда они ушли и исчезли в море в западном направлении. Я уже больше не сомневался в том, что белый вождь — бог Солнце-Тики, которого предки инков, как они утверждали, изгнали из Перу и сбросили в Тихий океан, — был одновременно белым богом — вождём Тики, сыном солнца, которого жители восточных островов Тихого океана считали своим праотцем» [31].

Можно отметить, что 8-конечная звезда с вписанным в неё квадратом маори очень близка звезде неолитических культур Юго-Восточного Китая и индейцев Эквадора и Перу. Также заметим, что 8-конечная звезда дошла до современности в традиционных орнаментах народов мяо и яо в Южном Китае.

В Средней Азии наиболее ранее ранние изображения исследуемого символа появляются на геоксюрской керамике в IV тыс. до н.э. на юго-востоке Каракумов в Южной Туркмении (рис. 1: 5). В.И. Сарианиди отмечал, что геоксюрская керамика не имела предшественников и появилась в регионе внезапно, возможно вместе с миграцией племён с Иранского плато [24]. Позднее 8-конечная звезда фигурирует на этой же территории в находках на городище Гонур-Депе (2300 лет до н.э.), религиозном зо-роастрийском центре древней Маргианы (рис. 1: 6). Однако здесь не исключено влияние культуры Месопотамии [30].

В дальнейшем звезда распространяется вплоть до Северного Казахстана и Зауралья. Известна 8-конечная звезда на сосуде, относящемся к абашевской культуре III—II тыс. до н.э., найденном на территории Башкирии, и пряжка в виде звезды с памятника Танаберген II в Казахстане, которая относится к синташтинской культуре (конец III—II тыс. до н.э.) [29]. Это единичные находки, на основе которых сложно судить о степени распространения исследуемого символа в этих культурах, однако очевидно, что 8-конечная звезда с течением времени органично вошла в культуру большинства тюркских народов. Возможно, гораздо позднее, в период средневековья (с X по XVI вв.), 8-конечная звезда появляется у удмуртов и чувашей в результате вхождения этих народов в феодальные государства с выраженной тюркской культурой — Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства (рис. 4: 11, 4: 12).

Многие исследователи, изучавшие культуру тюркских народов Средней и Центральной Азии, отмечают, что 8-конечная звезда до сих пор является в этом регионе неотъемлемым элементом национального декоративного орнамента и государственной символики (рис. 4: 9, 4: 10).

Итак, мы видим, что появление 8-конечной звезды в Средней Азии в IV тыс. до н.э. на данный момент связывается с мигрантами с территории Иранского нагорья, а позднее с месопотамской культурой. Таким образом, звезда могла попасть в Америку из Средней Азии только в том случае, если её носители мигрировали также и на юг вплоть до Месопотамии, через Кавказ и Иранское нагорье, а потом обратно. Тогда следует предположить, что из исходного центра ушли все носители культуры, связанной с 8-конечной звездой, не оставив после себя никого, кто мог бы перенести символ на керамику, каменные и металлические изделия через несколько тысяч лет в период развития неолитических и энеолитических культур.

Если мы наметим предполагаемый путь миграции носителей символики 8-конечной звезды из Юго-Восточного Китая и Средней Азии к Эквадору и Колумбии через Сибирь и североамериканский континент (рис. 5), то мы увидим, что звезда присутствует в декоративно-прикладном искусстве якутов и индейцев Великих равнин. Самую же яркую культуру, использующую символ 8-конечной звезды как основной в традиционных орнаментах, можно встретить в Мексике. Это индейцы уичоль (рис. 7: 1, 7: 2). Но пока мы не знаем, как давно звезда появилась у этих народов и не может ли она быть поздним заимствованием из христианской символики в XVII—XIX вв.

Рис. 4. Изображения 8-конечных звёзд: 1 — Месопотамия (с VI тыс. до н.э. до V в. до н.э.) [25]; 2 - Библос (XIV в. до н.э.); 3 - Египет (XVП-XVI вв. до н.э.) [36];

4 — монета с изображением армянского правителя Тиграна II (95—56 гг. до н.э.);

5 — герб Республики Азербайджан; 6 — аканы, Гана (XIX — нач. XX вв.?); 7 — Бенин (1920 г.), экспонаты Музея Африки (Лион, Франция), фото. Е.А. Багрина; 8 — герб Республики Абхазия; 9 — панно с национальным казахским орнаментом, автор В.Д. Ши-рякова (Восточно-казахстанский областной архитектурно-этнографический и при-родно-ландшафтный музей-заповедник); 10 — флаг Тюркского Совета; 11 — герб

Удмуртии; 12 — герб Чувашии. Изображения гербов и флага взяты из Википедии

Рис. 5. Предполагаемые пути миграции носителей символики 8-конечной звезды из Евразии в Америку и Новую Зеландию и древнейшие ареалы использования символа: 1 — Средняя Азия; 2 — Эквадор, Колумбия; 3 — Междуречье; 4 — Мексика; 5 — Новая Зеландия; 6 — Юго-Восточный и Восточный Китай. Чёрные звёзды без цифр обозначают регионы прямого и опосредованного распространения 8-конеч-

ной звезды из Междуречья

Вторым вариантом путешествия 8-конечной звезды из Евразии в Америку может быть только гипотетический морской путь. Мы уже отмечали, что наиболее вероятным местом для такого рода контактов для распространения 8-конечной звезды является Юго-Восточный Китай, но нельзя не отметить и ещё один важный центр — Месопотамию.

Ярко выраженное присутствие 8-конечной звезды в древнейшей человеческой культуре, которая доступна для исследования учёным, несомненно, наблюдается в цивилизации Междуречья, царств Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии (IV тыс. лет до н.э. — VI в. до н.э.). С момента создания первого шумерского города в Уруке, где располагался огромный храмовый комплекс, посвящённый богине Иннане, с которой изначально связывалась 8-конечная звезда, исследуемый символ во множестве вариантов представлен на каменных стелах, изображающих деяния царей и богов, керамике и различных произведениях искусства [25; 36] (рис. 4: 1).

Мы не можем согласиться с К.М. Климовым в том, что древнейшее изображение звезды создано в семитской культуре в Палестине в IV тыс. до н.э. Как мы знаем, на тысячу лет раньше 8-конечная звезда уже была известна культурам Юго-Востока и Востока Китая. К тому же более очевидным будет заимствование её семитами у шумеров, а не наоборот. Также и в регионе Месопотамии известно изображение 8-конечной звезды, в халафской культуре (V тыс. до н.э.), не уступающей по древности китайским. Правда, по своей форме она несколько отличается от классических вариантов звезды, которые мы рассматриваем (рис. 1: 4). Интересно, что появление керамики культуры Халафа в Месопотамии, подобно гексюрской в Средней Азии, связывают с миграцией горцев. В данном случае с севера, с гор Анатолии [20].

Первое государство в истории человечества, появившись в Междуречье, оказало на окружающий мир колоссальное культурное влияние. Существует даже теория, названная панвавилонизмом, исходя из которой шумерская и вавилонская цивилизации прямым образом повлияли на возникновение всех остальных древнейших цивилизаций человечества [16]2. В орбиту Двуречья самым тесным образом попали Древний Египет и Иран, Кавказ, средиземноморские государства. С большой долей вероятности можно утверждать, что 8-конечная звезда, бывшая атрибутом высшей власти в Междуречье, была заимствована культурами упомянутых регионов. Мы видим 8-конечную звезду в на предметах в декоративно-прикладном искусстве, символах религии и власти в Египте, Иране и на Кавказе (рис. 4: 2, 4: 3, 4: 4). Например, 8-конечная звезда присутствует на головном уборе армянского правителя Тиграна II (95—56 г. до н.э.). Можно предположить, что она появляется после захвата им территорий Сирии и войн в Междуречье (рис. 4: 4). Через Египет звезда проникает вглубь африканского континента (рис. 4: 6, 4: 7).

2 Также В.А. Белявский предположил, что предки шумеров, мигрируруя из Передней Азии, дали начало или приняли участие «в формировании этрусков Италии, тюрок Алтая, селькупов Сибири и неизвестных народов, создавших культуры Тэр-тэриа в Трансильвании и Намазга IV—V в Туркмении» [2].

Крайне интересной является линия перехода звезды из ареала культурного воздействия цивилизации Месопотамии в христианскую, мусульманскую и иудейскую культуры. В христианстве она стала символом Вифлеемской звезды, указавшей путь восточным мудрецам (волхвам) к месту рождения Иисуса Христа. На самом первом изображении Богородицы в римских катакомбах Вифлеемская звезда схематично изображена именно 8-лучевой. Позднее на рисунках число лучей менялось, однако с течением времени классическим, наиболее часто употребляемым образцом стала именно 8-конечная звезда. Н.П. Кондаков пишет, что в V—VI вв. Египет и Сирия — культурные центры Восточной Римской империи, стали местом формирования христианского искусства. Значительным было влияние традиционного стиля, который переносился на христианские иконы и изображения [15]. Не исключено, что символ 8-конечной звезды, ярко присутствоваший и в Египте (в т.ч. как символ богини Исиды) и в Сирии (как символ царя, Бога), был творчески переосмыслен и включён в христианскую символику, т.к. отвечал всем смыслам, которыми его наделили, — связь с Богом, Царём Небесным, Богородицей (рис. 6: 1, 6: 2). Далее, с расцветом Византийской империи и распространением в мире христианства православного и католического, символ получил широчайшее употребление.

8-конечная звезда украшает изображения Божьей матери в католических и православных храмах по всему миру, входит как составная часть геральдических элементов в гербы европейских городов, используется в астрономии и картографии, присутствует как олицетворение Девы Марии на гербах пап римских, в т.ч. последнего папы Франциска [5] (рис. 6). Не лишним будет отметить наличие 8-конечной звезды на картах для гадания Таро (возникших в Италии в XV в.) [40], и символике различных обществ. Мальтийский крест, восемь концов которого символизировали блаженства праведника в загробном мире, предположительно также был символом Ассирийских царей. Вероятно, что это один из вариантов изображения 8-конечной звезды т.к. по форме он очень к ней близок [26].

Однако самым слабым звеном второй модели, определяющей Месопотамию как место возникновения символа 8-конечной звезды, является присутствие звезды на американском континенте. В период возникновения первых Шумерских государств подтверждённых наукой данных о контактах Евразии с Америкой нет, и мы вынуждены перейти в плоскость полуфантастических предположений. Если бы шумеры или их предки обладали достаточным мореходным искусством, то они гипотетически могли бы достичь западных берегов Центральной и Южной Америки в тех местах, где известны культуры, использующие символ 8-конечной звезды: индейцы Колумбии (на территории Лос Пастос), Эквадора (в культурах Отовало, Вальвидии) и Мексики (уичоль) (рис. 1: 1; 3; 7: 1,7: 2)3. Ес-

3 Согласно легендам индейцев уичоль, их предки пришли в места современного проживания с берега моря, т.е. гипотетически это могли быть люди, высадившиеся на западное побережье Мексики с морских судов [27].

ли прочертить воображаемые линии через Тихий океан от Междуречья к указанным точкам4, то на этом пути мы неминуемо заденем побережье Юго-Восточной Азии и о-ва Индонезии и Океании (рис. 5). Как мы уже отмечали, 8-конечная звезда там присутствует на предметах декоративно-прикладного искусства, но нигде символ не входит в число основных, и известные нам изображения относятся к нашему тысячелетию. Интересно, что существуют предположения о возможных контактах шумерской цивилизации и финикийцев с индейцами Америки на основании обнаружения в Южной Америке уникальных артефактов, которые связывают с культурой Месопотамии [22; 38]. Так или иначе, неоспоримых доказательств этих связей нет. Также, если мы говорим о приоритете возникновения звезды в Юго-Восточном Китае, не ясна связь с расцветом этого символа в шумерской цивилизации.

11 12

Рис. 6. Изображения 8-конечных звёзд: 1 — Икона Богородицы Вифлеемская; 2 — Копты, Египет, Каир, фото Марианы Санчес; 3 — русские орнаменты XIX век [29]; 4 — 20 рублей. 2004 г. Республика Беларусь; 5 — герб Республики Молдова; 6 — герб Карелии; 7 — Дева Мария, базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер (1897 г.) в Лионе, Франция, фото Е.А. Багрина; 8 — герб Папы Римского Климента VIII; 9 — календарь для морских офицеров, картограф Гийом Брускон, XVI в., Франция; 10 — герб города Вальдек-Фракенберг, Германия; 11 — варежки с национальным эстонским орнаментом, XXI в.; 12 — карта таро [41]

4 Существует также версия, выдвинутая Бернардо Бьядисом и Фредди Арсе, о том, что корабли шумеров, обогнув Африку, дошли до берегов Бразилии и далее по Амазонке в Андский Альтиплан (территория Эквадора). Теория подвергалась неоднократной критике как ненаучная.

В заключение вспомним о книге английского полковника Джеймса Черчварда и его теории. В конце XIX в. он представил миру плод своих исследований в Индии, Индокитае, Америке, Австралии и Океании. Они были основаны на якобы прочитанных им с помощью индийского мудреца древних каменных табличках, хранящихся в одном из храмов Индии, и таких же табличках из Мексики, найденных там Уильямом Нивеном. Полковник утверждал, что жизнь на земле и первая её культура зародилась на погибшем 13 000 лет назад континенте Му, который располагался в центе Тихого океана от Гавайских островов на севере до островов Фиджи и о. Пасхи на юге. Особое внимание Дж. Черчвард уделял изучению символики. Он писал, что «легко заметить сходство некоторых древних символов и преданий, обнаруженных в Египте, Бирме, Индии, Японии, Китае, на островах Южных морей, в Центральной Америке, Южной Америке, у многих племён североамериканских индейцев и в других центрах древних цивилизаций. Эти символы и предания настолько схожи, что, несомненно, могли прийти из единственного источника — Му... цивилизации Индии, Вавилона, Персии, Египта и Юкатана были лишь тлеющими угольками одной великой цивилизации прошлого» [32].

Одним из рассматриваемых им символов была 8-конечная звезда, которую Дж. Черчвард считал гербом империи Му. Первым (и единствен-

Рис. 7. Изображения 8 конечных звёзд: 1, 2 — уичоль (Мексика) [29]; 3 — карта континента Му; 4—6 — маори (см.: Fairlia М., Ceremonial costume. The Arts of the Maori; «Окультуренные» полинезийцы 1960-х гг. // HUMUS.LIVEJOURNAL.COM: живой журнал «Записки скучного человека». URL: http://humus.livejoumal.com/3957390.html (дата обращения: 17.05.2017); 7 — герб империи Му; 8 — портрет Джеймса Черчварда; 9 — девушка с веером с о. Самоа [29], сайт MY MU.COM. URL: http://www.my-mu.com/ images/golden-age-mu-map.jpg (дата обращения: 17.05.2017)

ным для островов Тихого океана) примером использования символики 8-конечной звезды было её изображение на веере принцессы Аравали с о. Apopa (Гилбертовы острова) в Океании (на самом деле это было фото молодой девушки с о. Самоа). Дж. Черчвард первым соотнёс эту звезду с аналогичными символами на американском континенте. Он сравнил её с орнаментом, скопированным им с платья индианки из племени кутни (Британская Колумбия) и звездой с наскального рисунка в ущелье в Неваде (рис. 7: 3, 7: 7, 7: 8, 7: 9).

Можем ли мы предположить, что гипотетическая прародина звезды находиться именно в Юго-Восточной Азии? Теоретически — да. Этот регион рассматривается археологами и лингвистами как один из центров миграции народов в Америку. Здесь ищут и шумерскую прародину. Отсюда же народы расселились по Океании. Тут же прослеживается значительная преемственность от культур конца палеолита к неолитическим культурам, в которых появляется звезда, и существует гипотетическая возможность добраться до Америки морским путём.

Интересно отметить также тот факт, что когда на американском континенте встретились индейская гунельве и христианская Вифлеемская звезда — «сёстры», разделённые несколькими тысячами лет истории, то идентичность символов во многом способствовала принятию индейцами новой религии. В настоящее же время можно наблюдать обратный процесс, когда в молодёжной среде распространяется мода на плетение мандал с 8-конечной звездой — «Ojo de dios» (Глаз бога), заимствованной из декоративно-прикладного искусства индейцев уичоли [21].

Итак, символ 8-конечной звезды, зародившись в глубокой древности, о которой мы имеем только отрывочные знания, «живёт» и в настоящее время. Он сохранился не только в декоративно-прикладном искусстве многих народов Земли, но и активно используется ими в качестве религиозной и государственной символики. Какой из регионов мог стать родиной 8-ко-нечной звезды, исходной точкой её удивительного путешествия? На данный момент мы не можем дать окончательного ответа. Наша статья является лишь первым шагом на пути понимания того, как можно объяснить этот факт интеркультурного взаимодействия народов всех континентов.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Беллвуд П. Покорение человеком Тихого океана. Юго-Восточная Азия и Океания в доисторическую эпоху. М.: Наука, 1986. 524 с.

2. Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М.: Мысль, 1971. 319 с.

3. Берёзкин Ю.Е. Мифы глубокой древности // SOZVEZDIE.EDU.YAR.RU: информационный портал. Природа. 2005. № 4. URL: http://sozvezdie.edu.yar.ru/elektronnaya_ biblioteka/napravleniya/turistsko_minus_kraevedcheskoe_naprav_42/mifi_ glubokoy_drevnosti.pdf (дата обращения: 02.02.2017).

4. Берёзкин Ю.Е. Из Старого в Новый Свет: мифы народов мира. М.: Астрель: АСТ, 2009. 448 с.

5. Гербы пап римских // EXCURS.RU: информационный портал «Экскурс в геральдику». URL: http://www.excurs.ru/popes/Popes_arms.htm (дата обращения: 02.02.2017).

6. Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Современные данные о древнейших письменностях в Восточной Азии и связанные с ними знаки и тексты // Вопросы эпиграфики. Вып. 5. Ч. 1. М., 2011. С. 7—118.

7. Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Современные данные о древнейших письменностях в Восточной Азии и связанные с ними знаки и тексты // Вопросы эпиграфики. Вып. 6. Ч. 2. М., 2012. С. 205—249.

8. Карпава А. Знак солнца в отображении анцестральных культур Эквадора и Удмуртии // Вестник Удмуртского университета. T. 26. Вып. 1. 2016. C. 42—47.

9. Карпова А. Интеркультурный мир. Концептуальная аппроксимация // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Вып. 1. 2015. C. 17—26.

10. Качаева М.А. Сокровища русского орнамента. М.: Белые альвы, 2008. 202 с.

11. Качаева М.А. Узоры русской свадьбы. Цветной альбом прорисовок. М.: Белые альвы, 2014. 224 с.

12. Кацар М.С. Беларусю арнамент: Ткацтва. Вышыука. Минск: Беларуская Энцыкла-педыя iмя Петруся Броую, 1996. 208 с.

13. Климов К.М. Наследие древности. Комплексное изучение знаковых средств культуры и искусства. М.-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. 48 с.

14. Клячко А. Когда в Америку пришли люди // VESTNIK.COM: электронный журнал «Вестник». № 18 (251). 2000. URL: http://www.vestnik.com/issues/2000/0829/win/ klyachko.htm (дата обращения: 02.02.2017).

15. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб. Т. I—II. 1914—1915. Репринт: Elibron Classics, 2003 // ICON-ART.INFO: информационный портал. URL: http:// www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=33&chap=8 (дата обращения: 02.02.2017).

16. Кондратов А.М. Погибшие цивилизации. М.: Мысль, 1968. 312 с.

17. Кондратов А.М. Земля людей — земля языков. М.: Детская литература, 1974. 192 с.

18. Лаптев С.В. Становление и развитие ранних земледельческих культур в юго-восточном Китае (обзор исследований 1970— 1990-х годов) // Российская археология. 2009. № 2. С. 164—169.

19. Ленсу Я. Зорка амвал1зуе... месяц // «Этнагафiя Беларуа». URL: http://by-ethno. livejournal.com/36033.html?thread=301505 (дата обращения: 02.02.2017).

20. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М.: Наука, 1982. 149 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Происхождение и значение оберегов «Ojo de Dios» // OBEREGI.BLOGSPOT.RU: информационный портал «Индейские мандалы-обереги "Ojo de dios"». URL: oberegi. blogspot.ru/2009/08/ojo-de-dios_23.html (дата обращения: 02.02.2017).

22. Рассоха И.Н. Финикийская философия и Библия. Открытие финикийцами Америки. Харьков: ХНАМГ, 2009. 388 с.

23. Рыжакова С.И. Язык орнамента в латышской культуре. М.: Индрик, 2002. 408 с.

24. Сарианиди В.И. Тайны исчезнувшего искусства Каракумов. М.: Наука, 1967. 108 с.

25. Ситчин З. Двенадцатая планета. М.: Эксмо, 2006. 432 с.

26. Смирнова И. Тайная история креста. М.: Эксмо, 2006. 320 с.

27. Соколова О.В. Текстильные изделия уичоль (Западная Мексика) в собрании МАЭ // Этнография и археология коренного населения Америки: сборник статей. СПб. Наука, 2010. С. 162—175.

28. Стасов В.В. Русский народный орнаментъ. Выпускъ первый. Шитьё, ткани, кружева. СПб.: Издание общества поощрения художников, 1872. 129 с.

29. Ткачёв В.В. Процессы культурогенеза на западной периферии алакульского ареала // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 17. С. 429—442.

30. Труды Маргианской археологической экспедиции. Том 5. Исследования Гонур Депе в 2011—2013 гг. / под ред. В.И. Сарианиди. М.: Старый сад, 2014. 256 с.

31. Хейердал Т. Приключения одной теории. Л.: Гидрометеорологическое издательство, 1969. 308 с.

32. Черчвард Д. Древний континент Му. Киев: «София», 1997. 288 с.

33. Яхонтов С.Е. Отдалённое родство языков: сравнительные характеристики некоторых спорных теорий // Язык и речевая деятельность. Т. 3. Ч. 1. СПб, 2000. С. 206—239.

34. Этнагафiя Беларус // BY-ETHNO.LIVEJOURNAL.COM: информационный портал. URL: http://by-ethno.livejoumal.com/36183.html (дата обращения: 02.02.2017).

35. Albis V.S. Las proporciones del sol de los pastos // Boletín de Matematicas. Vol. XXI (2—3) (1987). P. 110—134.

36. Beyond Babylon: art, trade, and diplomacy in the second millennium B.C. / ed. by Joan Aruz, Kim Benzel, and Jean M. Evans. New York: Metropolitan Museum of Art, 2009. 524 p.

37. Carl Lumholtz. El Mexico desconosido. Nueva York, 1904. 516 p.

38. Delgado Troya J.M. Crónica de los Pastos. Quito: Abya-Yala, 2004.168 p.

39. Evidencia de los sumerios en el altiplano andino // REYDEKISH.COM: информационный портал "ReydeKish — Historias de la Antigüedad". URL: https://reydekish.com/2013/12/18/ evidencia-de-los-sumerios-en-altiplano/ (дата обращения: 02.02.2017).

40. Gillow J., Sentence B. Tejidos del mundo: guía visual de las técnicas tradicionales. 2000. 185 c.

41. La Estrella de 8 Puntas, Venus o Spica, los simbolos celestiales de la Gran Madre // SANTUARIODELALBA.WORDPRESS.COM: информационный портал "La Magia del Alba". URL: https://santuariodelalba.wordpress.com/2014/11/03/la-estrella-de-8-puntas-venus-o-spica-los-simbolos-celestiales-de-la-gran-madre/ (дата обращения: 02.02.2017).

REFERENCES

1. Bellvud P. Pokorenie chelovekom Tihogo okeana. Jugo-Vostochnaja Azija i Okeanija v doistoricheskuju jepohu [Man's conquest of the Pacific. The Prehistory of Southeast Asia and Oceania]. Moscow, Nauka Publ., 1986, 524 p. (In Russ.)

2. Beljavskij V.A. Vavilon legendarnyji Vavilon istoricheskij [Legendary Babylon and historical Babylon]. Moscow, Mysl' Publ., 1971, 319 p. (In Russ.)

3. Berjozkin Ju.E. Mify glubokoj drevnosti [Myths of antiquity]. Priroda, 2005, no. 4. Available at: http://sozvezdie.edu.yar.ru/elektronnaya_biblioteka/napravleniya/ turistsko_minus_kraevedcheskoe_naprav_42/mifi_glubokoy_drevnosti.pdf (accessed 02.02.2017). (In Russ.)

4. Berjozkin Ju.E. Iz Starogo v Novyj Svet: mify narodov mira [From the Old to the New World: myths of the peoples of the world]. Moscow, Astrel': AST Publ., 2009, 448 p. (In Russ.)

5. Gerby pap rimskih [Emblems of popes]. Available at: http://www.excurs.ru/popes/ Popes_arms.htm (accessed 02.02.2017). (In Russ.)

6. Deopik D.V., Ul'janov M.Ju. Sovremennye dannye o drevnejshih pis'mennostjah v Vostochnoj Azii i svjazannye s nimi znaki i teksty [Modern data on the oldest writings

144

Е.А. BarpuH, A. KapnaBa

in East Asia and related signs and texts]. Voprosyjepigrafiki. Issue 5, part 1. Moscow, 2011, pp. 7-118. (In Russ.)

7. Deopik D.V., Ul'janov M.Ju. Sovremennye dannye o drevnejshih pis'mennostjah v Vostochnoj Azii i svjazannye s nimi znaki i teksty [Modern data on the oldest writings in East Asia and related signs and texts]. Voprosy jepigrafiki. Issue 6, part 2. Moscow, 2012, pp. 205-249. (In Russ.)

8. Karpava A. Znak solnca v otobrazhenii ancestral'nyh kul'tur Jekvadora i Udmurtii [The sign of Sun in the representation of ancestral cultures of Ecuador and Udmurtia]. Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2016, vol. 26, issue 1, pp. 42—47. (In Russ.)

9. Karpava A. Interkul'turnyj mir. Konceptual'naja approksimacija [Intercultural world. Conceptual approximation]. Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2015, series 3, issue 1, pp. 17—26. (In Russ.)

10. Kachaeva M.A. Sokrovishha russkogo ornamenta [Treasures of Russian ornament]. Moscow, Belye al'vy Publ., 2008, 202 p. (In Russ.)

11. Kachaeva M.A. Uzory russkoj svad'by. Cvetnoj al'bomprorisovok [Patterns of Russian wedding. Colorful album of details]. Moscow, Belye al'vy Publ., 2014, 224 p. (In Russ.)

12. Katsar M.S. Belaruski arnament: Tkatstva. Vyshyyka [Belarus pattern: Weaving. Embroidery]. Minsk, Belaruskaya Entsyklapedyya imya Petrusya Broyki Publ., 1996, 208 p. (In Belarus.)

13. Klimov K.M. Nasledie drevnosti. Kompleksnoe izuchenie znakovyh sredstv kul'tury i iskusstva [The legacy of antiquity. Comprehensive study of symbolic means of culture and art]. Izhevsk, NIC "Reguljarnaja i haoticheskaja dinamika" Publ., 2005, 48 p. (In Russ.)

14. Kljachko A. Kogda v Ameriku prishli ljudi [When people come to America ]. Vestnik, 2000, no. 18 (251). Available at: http://www.vestnik.com/issues/2000/0829/win/ klyachko.htm (accessed 02.02.2017). (In Russ.)

15. Kondakov N.P. Ikonografija Bogomateri [The iconography of Our Lady]. Saint Petersburg, 1914—1915. Vol. I—II. Reprint, Elibron Classics, 2003. Available at: http:// www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=33&chap=8 (accessed 02.02.2017). (In Russ.).

16. Kondratov A.M. Pogibshie civilizacii [Lost civilizations]. Moscow, Mysl' Publ., 1968, 312 p. (In Russ.)

17. Kondratov A.M. Zemlja ljudej — zemlja jazykov [The land of people — the land of languages]. Moscow, Detskaja literatura Publ., 1974, 192 p. (In Russ.)

18. Laptev S.V. Stanovlenie i razvitie rannih zemledel'cheskih kul'tur v jugo-vostochnom Kitae (obzor issledovanij 1970— 1990-h godov) [The formation and development of early agricultural cultures in southeastern China (a survey of the 1970s — 1990s)]. Rossijskaja arheologija, 2009, no. 2, pp. 164—169. (In Russ.)

19. Lensu Ja. Zorka simvalizue... mesyats [Zorka symbolizes the month]. Available at: http://by-ethno.livejournal.com/36033.html?thread=301505 (accessed 02.02.2017). (In Belarus.)

20. Mellart D. Drevnejshie civilizacii Blizhnego Vostoka [The oldest civilizations of the Middle East]. Moscow, Nauka Publ., 1982, 149 p. (In Russ.)

21. Proishozhdenie i znachenie oberegov "Ojo de Dios" [The origin and significance of amulets "Ojo de Dios"]. Available at: oberegi.blogspot.ru/2009/08/ojo-de-dios_23.html (accessed 02.02.2017). (In Russ.)

22. Rassoha I.N. Finikijskaja filosofija i Biblija. Otkrytie finikijcami Ameriki [Phoenician philosophy and the Bible. The discovery of America by the Phoenicians]. Har'kov, HNAMG Publ., 2009, 388 p. (In Russ.)

23. Ryzhakova S.I. Jazyk ornamenta vlatyshskoj kul'ture [The language of the ornament in Latvian culture]. Moscow, Indrik Publ., 2002, 408 p. (In Russ.)

BocbMMKOHeHHaa 3Be3ga KaK cmmboa MHTepKyflbrypHoPi KOMMyHu^uu

145

24. Sarianidi V.I. Tajny ischeznuvshego iskusstva Karakumov [Secrets of the disappeared art of Karakum]. Moscow, Nauka Publ., 1967, 108 p. (In Russ.)

25. Sitchin Z. Dvenadcataja planeta [The twelfth planet]. Moscow, Jeksmo Publ., 2006, 432 p. (In Russ.)

26. Smirnova I. Tajnaja istorija kresta [The Secret History of the Cross]. Moscow, Jeksmo Publ., 2006, 320 p. (In Russ.)

27. Sokolova O.V. Tekstil'nye izdelija uichol' (Zapadnaja Meksika) v sobranii MAJe [Hu-ichol textiles (Western Mexico) MAE]. Jetnografija i arheologija korennogo nasele-nija Ameriki: sbornik statej [Ethnography and archeology of indigenous people of America (collection of articles)]. Saint Peterburg, Nauka Publ., 2010, pp. 162—175. (In Russ.)

28. Stasov V.V. Russkij narodnyj ornament. Vypuskpervyj. Shit'e, tkani, kruzheva [Russian folk ornament. Issue 1. Sewing, fabric, lace]. Saint Petersburg, Izdanie obshhest-va pooshhrenija hudozhnikov Publ., 1872, 129 p. (In Russ.)

29. Tkachjov V.V. Processy kul'turogeneza na zapadnoj periferii alakul'skogo areala [The processes of culture genesis on the western periphery of the Alakul range]. Problemy istorii, filologii, kul'tury, 2007, no. 17, pp. 429—442. (In Russ.)

30. Trudy Margianskoj arheologicheskoj jekspedicii. Tom 5. Issledovanija Gonur Depe v 201 1—2013 gg. [Proceedings of Margiana archeological expedition. Vol. 5. Research of Gonur-Tepe in 2011—2013] / ed. by V.I. Sarianidi. Moscow, Staryj sad Publ., 2014, 256 p. (In Russ.)

31. Tur Hejerdal. Prikljuchenija odnoj teorii [Adventures of one theory]. Leningrad, Gi-drometeorologicheskoe izdatel'stvo Publ., 1969, 308 p. (In Russ.)

32. Cherchvard D. Drevnij kontinent Mu [The Lost Mu Continent]. Kiev, Sofija Publ., 1997, 288 p. (In Russ.)

33. Jahontov S.E. Otdaljonnoe rodstvo jazykov: sravnitel'nye harakteristiki nekotoryh spornyh teorij [Remote relationship of languages: comparative characteristics of some disputable theories]. Jazyki rechevaja dejatel'nost'. [Language and speech activity. Vol. 3. Part 1]. Saint Petersburg, 2000, pp. 206—239.

34. Etnagafiya Belarusi [Ethnography of Belarus]. Available at: http://by-ethno.livejournal. com/36183.html (accessed 02.02.2017). (In Belarus.)

35. Albis V.S. Las proporciones del sol de los pastos [The proportions of the sun of the pastures]. Boletín de Matematicas, 1987, vol. XXI (2—3), pp. 110—134. (In Spanish)

36. Beyond Babylon: art, trade, and diplomacy in the second millennium B.C. / ed. by Joan Aruz, Kim Benzel, and Jean M. Evans. New York, Metropolitan Museum of Art Publ., 2009. 524 p. (In Eng.)

37. Carl Lumholtz. El Mexico desconosido [The Unknown Mexico]. Nueva York,1904, 516 p. (In Spanish)

38. Delgado Troya J.M. Crónica de los Pastos [Chronicle of the Pastures]. Quito, Abya-Yala Publ., 2004, 168 p. (In Spanish)

39. Evidencia de los sumerios en el altiplano andino [Evidence of the Sumerians in the Andean highlands]. Available at: https://reydekish.com/2013/12/18/evidencia-de-los-sumerios-en-altiplano/ (accessed 02.02.2017). (In Spanish)

40. Gillow J., Sentence B. Tejidos del mundo: guía visual de las técnicas tradicionales [Fabrics of the world: visual guide to traditional techniques]. 2000, 185 p. (In Spanish)

41. La Estrella de 8 Puntas, Venus o Spica, los simbolos celestiales de la Gran Madre [The 8 Point Star, Venus or Spica, the heavenly symbols of the Great Mother]. Available at: https://santuariodelalba.wordpress.com/2014/11/03/la-estrella-de-8-puntas-venus-o-spica-los-simbolos-celestiales-de-la-gran-madre/ (accessed 02.02.2017). (In Spanish)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.