Научная статья на тему 'Воскресенское братство при Воскресенской церкви Архангельска 1900–1917 годов: пример организованной приходской благотворительности'

Воскресенское братство при Воскресенской церкви Архангельска 1900–1917 годов: пример организованной приходской благотворительности Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
История русской церкви / Воскресенское братство / ­приходская благотворительность / церковно-приходские братства / History of the Russian Church / Resurrection Brotherhood / parish charity / parish fraternities

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Трофименко Василий Георгиевич, Балакшина Юлия Валентиновна

Статья посвящена деятельности одного из православных братств, существовавшего в Архангельске накануне революции 1917 г. Воскресенское братство при Воскресенской церкви, созданное о. Михаилом Поповым, отличалось от большинства подобных организаций значительной степенью осознанности роли церковного прихода в жизни общества, а также целостным подходом к благотворительности, которая не мыслилась без решения религиозно-нравственных и просветительских задач. Восстановлены основные вехи биографии о. Михаила Попова, позволившие ему познакомиться с опытом православных церковных братств. Наиболее важным стал опыт его священнического служения в Леснинском монастыре Седлецкой губернии, а также принципы устроения благотворительного и просветительского служения, положенные в его основу игум. Екатериной (Ефимовской). Описаны принципы, лежавшие в основе Воскресенского братства, которое мыслилось основателем как своего рода «ядро прихода», состоящее из христиан, готовых к жертвенному служению Богу и ближним. Рассмотрена оригинальная концепция «всеобщего миссионерства», сформулированная о. Михаилом Поповым. В статье предпринято сравнение Устава Воскресенского братства с уставами других братств той эпохи, ставившими благотворительные и просветительские цели. Выявлены существенные отличия в принципах членства, способе собирания средств, устроении внутренней жизни братства. Основным источником для анализа деятельности Воскресенского братства стали отчеты, написанные основателем и бессменным лидером братства. Они характеризуются значительно большей полнотой информации, нежели стандартные отчеты церковных организаций того времени, что позволяет сделать определенные выводы о деятельности этого сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Трофименко Василий Георгиевич, Балакшина Юлия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Resurrection Brotherhood by the Resurrection Church of Arkhangelsk in 1900–1917: an example of organized parish charity

The article is devoted to the activities of one of the Orthodox brotherhoods that existed in Arkhangelsk on the eve of the revolution of 1917. The Resurrection Brotherhood by the Resurrection Church, created by Fr. Mikhail Popov, differed from most similar organizations by a significant degree of awareness of the role of the church parish in the life of society, as well as a pronounced emphasis on charity for the poorest population, which could not be imagined without solving religious, moral and educational problems. The main milestones of the biography of Fr. Mikhail Popov, which allowed him to get acquainted with the experience of Orthodox church brotherhoods, were restored. The most important was the experience of his priestly service in the Lesninsky monastery of the Sedlec province and the principles of organizing charitable and educational services, which were the basis for it by the hegum. Ekaterina (Efimovskaya). The principles of the structure of the Resurrection Brotherhood are described, which was conceived by the founder as a kind of “core of the parish”, consisting of Christians ready for sacrificial service to God and their neighbors. The original concept of “universal missionary” formulated by Fr. Mikhail Popov was considered. The article compares the Rules of the Resurrection Brotherhood with the charters of other brotherhoods of 19th century, which set charitable and educational goals. Significant differences were revealed in the principles of membership, the method of collecting funds, and the structure of the internal life of the fraternity. The main source for the research is reports written by the founder and permanent leader of the brotherhood. They are characterized by much more complete information than the standard reports of church organizations of that time, which allows us to draw certain conclusions about the activities of this community.

Текст научной работы на тему «Воскресенское братство при Воскресенской церкви Архангельска 1900–1917 годов: пример организованной приходской благотворительности»

Научная статья УДК 281.93

https://doi.org/10.25803/26587599_2024_2_50_77

В. Г. Трофименко, Ю. В. Балакшина

Воскресенское братство при Воскресенской церкви Архангельска 1900-1917 годов: пример организованной приходской благотворительности

Василий Георгиевич Трофименко % Юлия Валентиновна Балакшина ь с !1 Северный (Арктический) Федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия, v.trofimenko@narfu.ru

ь Свято-Филаретовский институт, Москва, Россия, jbalaksh9@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4187-1633

с Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

аннотация: Статья посвящена деятельности одного из православных братств, существовавшего в Архангельске накануне революции 1917 г. Воскресенское братство при Воскресенской церкви, созданное о. Михаилом Поповым, отличалось от большинства подобных организаций значительной степенью осознанности роли церковного прихода в жизни общества, а также целостным подходом к благотворительности, которая не мыслилась без решения религиозно-нравственных и просветительских задач. Восстановлены основные вехи биографии о. Михаила Попова, позволившие ему познакомиться с опытом православных церковных братств. Наиболее важным стал опыт его священнического служения в Леснинском монастыре Седлецкой губернии, а также принципы устроения благотворительного и просветительского служения, положенные в его основу игум. Екатериной (Ефимовской). Описаны принципы, лежавшие в основе Воскресенского братства, которое мыслилось

© Трофименко В. Г., Балакшина Ю. В., 2024

основателем как своего рода «ядро прихода», состоящее из христиан, готовых к жертвенному служению Богу и ближним. Рассмотрена оригинальная концепция «всеобщего миссионерства», сформулированная о. Михаилом Поповым. В статье предпринято сравнение Устава Воскресенского братства с уставами других братств той эпохи, ставившими благотворительные и просветительские цели. Выявлены существенные отличия в принципах членства, способе собирания средств, устроении внутренней жизни братства. Основным источником для анализа деятельности Воскресенского братства стали отчеты, написанные основателем и бессменным лидером братства. Они характеризуются значительно большей полнотой информации, нежели стандартные отчеты церковных организаций того времени, что позволяет сделать определенные выводы о деятельности этого сообщества. ключевые слова: История русской церкви, Воскресенское братство, приходская благотворительность, церковно-приходские братства

благодарности: Авторы выражают благодарность Л. А. Бариновой за сведения, собранные о Воскресенском братстве и о. Михаиле Попове при подготовке выпускной квалификационной работы в Свято-Филаретовском институте.

для цитирования: Трофименко В. Г., Балакшина Ю. В. Воскресенское братство при Воскресенской церкви Архангельска 1900-1917 годов: пример организованной приходской благотворительности // Вестник Свято-Филаретовского института. 2024. Т. 16. Вып. 2 (50). С. 77-99. https://doi.org/10.25803/26587599_2024_2_50_77.

V. G. Trofimenko, Yu. V. Balakshina

The Resurrection Brotherhood by the Resurrection Church of Arkhangelsk in 1900-1917: an example of organized parish charity

Vasily G. Trofimenko a, Yulia V. Balakshina c

a Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia, v.trofimenko@narfu.ru

b St. Philaret's Institute, Moscow, Russia, jbalaksh9@gmail.com,

https://orcid.org/0000-0002-4187-1633

c Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

abstract : The article is devoted to the activities of one of the Orthodox brotherhoods that existed in Arkhangelsk on the eve of the revolution of 1917. The Resurrection

Brotherhood by the Resurrection Church, created by Fr. Mikhail Popov, differed from most similar organizations by a significant degree of awareness of the role of the church parish in the life of society, as well as a pronounced emphasis on charity for the poorest population, which could not be imagined without solving religious, moral and educational problems. The main milestones of the biography of Fr. Mikhail Popov, which allowed him to get acquainted with the experience of Orthodox church brotherhoods, were restored. The most important was the experience of his priestly service in the Lesninsky monastery of the Sedlec province and the principles of organizing charitable and educational services, which were the basis for it by the hegum. Ekaterina (Efimovskaya). The principles of the structure of the Resurrection Brotherhood are described, which was conceived by the founder as a kind of "core of the parish", consisting of Christians ready for sacrificial service to God and their neighbors. The original concept of "universal missionary" formulated by Fr. Mikhail Popov was considered. The article compares the Rules of the Resurrection Brotherhood with the charters of other brotherhoods of 19th century, which set charitable and educational goals. Significant differences were revealed in the principles of membership, the method of collecting funds, and the structure of the internal life of the fraternity. The main source for the research is reports written by the founder and permanent leader of the brotherhood. They are characterized by much more complete information than the standard reports of church organizations of that time, which allows us to draw certain conclusions about the activities of this community.

keywords: History of the Russian Church, Resurrection Brotherhood, parish charity, parish fraternities

acknowledgments: The authors thank L. A. Barinova for the information collected about the Resurrection Brotherhood and Fr. Mikhail Popov while preparing his final graduation thesis at the St. Philaret's Institute.

for citation: Trofimenko V. G., Balakshina Yu. V. (2024). "The Resurrection Brotherhood by the Resurrection Church of Arkhangelsk in 1900-1917: an Example of Organized parish charity". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, v. 16, iss. 2 (50), pp. 77-99. https://doi.org/ 10.25803/26587599_2024_2_50_77.

Братства как форма устроения приходской или епархиальной благотворительности получили распространение в Российской империи начиная с 60-х гг. XIX в. [Рункевич; Папков; Иванова]. «Дела христианской благотворительности» были указаны как одно из четырех возможных направлений деятельности братств в законе

«О правилах для учреждения Православных церковных братств», подписанных императором Александром II 8 мая 1864 г. Первым братством, поставившим целью своей деятельности «бескорыстное, ради единой любви ко Христу, вспомоществование своей приходской церкви и всем бедным соприхожанам» [История, 60] стало приходское Рождественское братство в Петербурге, созданное свящ. Александром Гумилевским в 1863 г.

Однако до северных губерний России идея братского устроения жизни дошла значительно позже как в силу их удаленности от центра реформ, так и потому, что «в северной деревне дольше сохранялись в неизменном виде общины и общинные порядки» [Котов, Носова, 181]. Так, в Вологодской губернии на рубеже XIX-XX вв. «достаточно активную общественную деятельность вели 10 православных братств» [Котов, Носова, 181], из них 7 (6 приходских и одно при Никольском духовном училище) ставили благотворительные цели. В Архангельске и Архангельской губернии, согласно исследованию Е. Ю. Колебакиной, церковная благотворительная система включала в себя следующие организации: Архангельское епархиальное попечительство о призрении бедных духовного звания (1823); Братство св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (1883) при Архангельской духовной семинарии; Архангельский епархиальный комитет православного миссионерского общества (1892); Свято-Троицкое приходское братство в Мезенском уезде (1898); Благовещенское благотворительное общество «Христианская помощь» в Шенкурском уезде (1899); Воскресенское братство в Архангельске (1901); Конецгорское благотворительное общество «Христианская помощь» (1904).

Большую популярность, чем братства, получили в Архангельской губернии церковноприходские попечительства, которые оказывали помощь беднейшим прихожанам. В самом Архангельске их было 8, а в губернии с 1855 по 1901 г. — 206. В их обязанность входило оказание преимущественно единовременной денежной помощи на добровольные пожертвования прихожан и всех желающих, погребение неимущих умерших, а также забота об устройстве и попечительстве благотворительных учреждений в приходе [Колебакина, 79].

На этом фоне особый интерес представляет Воскресенское братство, созданное в Архангельске в 1901 г. свящ. Михаилом Поповым, не только как благотворительная организация, но и как церковный союз, стремящийся богословски и церковно-истори-чески обосновать принципы своего устроения. Будучи далеким

отголоском эпохи Великих реформ, Воскресенское братство возникло в принципиально иную историческую эпоху и стало своеобразным ответом на вызовы эпохи модерна.

Священник Михаил Попов как устроитель Воскресенского братства

Ни одно общественное или церковное явление не возникнет без приложения разумной воли одного или нескольких людей, обладающих не только необходимыми знаниями, но и твердыми намерениями довести начатое до конца. В деле приходской жизни вообще и приходской благотворительности в частности такая воля может и должна исходить от настоятеля того или иного прихода. Горячим сторонником идеи братства в Архангельске оказался свящ. Михаил Попов. Его биография позволяет высказать ряд предположений о том, почему устроение жизни на братских началах казалось ему столь привлекательным.

Отец Михаил был уроженцем Малошуйского прихода Онежского уезда Архангельской губернии, сыном потомственного священника. Он окончил Архангельскую духовную семинарию (1884) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1888). Во время обучения Михаила Попова инспектором СПбДА был будущий митрополит Антоний (Вадковский). В 1884 г. СПбДА окончил иеромон. Михаил (Грибановский), он был оставлен и. д. доцента на кафедре основного богословия. Преподавателем Ветхого завета с 1885 г. был выпускник этой академии, будущий иерарх церкви Антоний (Храповицкий). Студенческая жизнь этих лет включала в себя самые разнообразные внеучебные формы: кружок молодых иноков, богословские вечера и беседы, кружок студентов-проповедников. Собрания, на которых, по свидетельству участников, присутствовало немало студентов [Михаил (Грибановский), 756], устраивались на квартире ректора, инспектора и иеромонаха Антония с целью выяснения значения православия для современного сознания. Во время этих собраний был намечен проект открытия братства, задачу которого видели в том, чтобы способствовать распространению, утверждению, торжеству и славе Единой Святой, Соборной, Апостольской Православной Церкви [Губонин, 122]. Проект братства был составлен иером. Михаилом (Грибановским), видевшем в создании братства одно из средств к оживлению церковной жизни на приходах и проведению церковности в сознание и быт общества.

После завершения обучения Михаил Попов принял решение строить карьеру в области духовного просвещения, но болезнь изменила его путь. Он оказался священником в незадолго до этого открытом Леснинском женском монастыре Холмско-Варшав-ской епархии. Опыт служения, полученный в этом монастыре, в дальнейшем окажется важным в понимании братского христианского единения. Основательницей монастыря была игуменья Екатерина, бывшая графиня Евгения Борисовна Ефимовская, прибывшая в Лесну всего с пятью москвичками и сумевшая верой и самоотверженной любовью создать общину, а с 1889 г. превратить ее в монастырь1. В августе 1892 г. свящ. Михаил Попов был переведен в Архангельскую епархию. Указом Архангельской духовной консистории за № 5866 от 14 августа 1892 г. назначен священником Воскресенской церкви г. Архангельска 2. Знакомство с братским опытом происходило и после возвращения о. Михаила в Архангельск. Так, в 1893 г. он вступил действительным членом в братство св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова при Архангельской духовной семинарии [Отчет братства, 451], которое было учреждено в 1882 г. для оказания помощи воспитанникам семинарии и духовных училищ — мужского и женского.

Идею создания братства при Воскресенской церкви о. Михаил вынашивал, видимо, с момента назначения на должность, но окончательная формулировка пришла к нему в конце XIX в. Так, в статье 1899 г., посвященной 200-летию Воскресенского храма, о. Михаил писал:

После 200 лет существования храм должен окрепнуть и развиться союз паствы с церковью для молитвы, просвещения, благотворительности, взаимной заботливости о спасении друг друга. Пусть же развивается такой союз и превратится в любвеобильное братство [Попов 1899, 692].

Принципы устроения Воскресенского братства

Принципы устроения будущего братства были изложены о. Михаилом в статье «О приходском братстве», опубликованной в неофициальной части «Архангельских епархиальных ведомостей»

1. Подробнее о Леснинском монастыре см.: [Парфенова].

2. Подробнее см. монографию, написанную внучкой свящ. Михаила Попова Н. Н. Ушаковой [Ушакова].

15 августа 1900 г. (№ 15) и 30 августа 1900 г. (№ 16). Вероятно, к этому моменту все согласования на открытие братства были получены и требовалось представить идею нового церковного благотворительного начинания архангельскому обществу, чтобы получить его поддержку. Сам факт публикации развернутой апологетической статьи о братстве не был обычным явлением (чаще в епархиальных ведомостях публиковались только уставы церковных братств) и мог быть обусловлен двумя причинами: 1) необходимостью подробнее познакомить архангелогородцев с новой для них формой устроения церковной жизни 3; 2) оригинальностью самого задуманного проекта, который трудно вписывался в контуры типичного благотворительного братства.

Указывая на союз апостолов, основанный на вере и любви евангельской, как на прообраз отношений людей в церкви на все времена, о. Михаил в то же время в статье хотел убедить своих читателей, что именно «современная жизнь требует братства» [Попов 1900, 391]. Среди вызовов современного общества, требующих действенного христианского ответа, он называл распространение нехристианских учений, подрыв веры во Христа среди разных слоев населения, разрушение семьи и, как следствие, увеличение числа «голодных и ободранных детей». Импульсом для созидания братства была не материальная помощь нуждающимся, но жалость к «потерявшим истинную веру, отступившим от Христа» [Попов 1900, 391].

Братство мыслилось о. Михаилом как своего рода ядро прихода, объединение около пастыря «хотя бы нескольких религиозно-нравственных прихожан для воздействия на других» [Попов 1900, 390]. В статье он так описывал образ проектируемого братства, явно ориентируясь на образованную и состоятельную часть прихода:

Представим себе такой союз между людьми, любящими по-братски, по-евангельски и верующими — из пастырей, начальников, учителей, докторов, купцов и других деятелей и представителей власти, труда, капитала, знания и святости. Представим, что их знание, благочестие, силы, богатство направлены к тому, чтобы других спасать, исправлять и направлять [Попов 1900, 390].

3. Согласно статистическим сведениям, собранным А. А. Папковым, в 1893 г. в Архангельской епархии не было еще ни одного православного братства [Папков].

Обосновывая необходимость привлечения мирян к делу душе-попечения, которое традиционно относилось к прерогативе духовенства, о. Михаил предложил идею «всеобщего миссионерства»:

Если в каком христианине есть крепкая вера и любовь, то он не останется равнодушным к погибели ближнего, а позаботится как бы вразумить его и исправить. Об том всеобщем миссионерстве ап. Павел говорит так: увеще-

*1 1 Фес. 5:11, 14 вайте друг друга и назидайте... *1 [Попов 1900, 392].

Во 2-й половине XIX в. в Католической церкви появилось понятие «апостолат мирян», связанное с созданием объединений мирян в рабочей среде с целью уврачевания социальных противоречий. В России о «внутренней миссии» церкви, заключавшейся «в воздействии духовном на общество, числящееся в Церкви, но духовно не принадлежащее к ней», к которой призван каждый представитель Церкви, писал Н. П. Аксаков в работе «Духа не угашайте» [Аксаков, 32]. Однако термин «всеобщее миссионерство», судя по всему, стал изобретением о. Михаила Попова 4.

Идея «всеобщего миссионерства» для о. Михаила Попова оказалась напрямую связана с идеей братства как среды, в которой действуют вера и любовь, подвигающие «на великие подвиги во имя Бога и ближнего» [Попов 1900, 393]. Примером такой «братской семьи», направившей силы на дело миссионерства, явился для о. Михаила Леснинский монастырь, опыт которого он достаточно подробно описывает в своей статье. Продолжая ряд примеров братств, на которые он хотел бы ориентироваться, создавая Воскресенское братство в Архангельске, Попов называл Свято-Троицкое братство ревнителей православия, созданное во Владикавказе свящ. Иасоном Мамацевым 5; православное общество сестер при свято-Богородичной церкви прихода местечка Тынной Подольской губернии; женскую иноческую общину в с. Сура, на родине о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и общину, которая готовилась к открытию в Ужщелье Мезенского уезда. Из двух последних, по мысли о. Михаила, «разойдутся просветительницы по уездам Пинежскому и Мезенскому» [Попов 1900, 399]. Очевидно, что, выстраивая ряд именно таких примеров, о. Михаил Попов хочет расширить границы самого понятия «благотворительность»,

4. В 1907 г. была опубликована брошюра петербургского священника Петра Кремлевского

«Идеальное всепастырство, раскрытое в девятой заповеди блаженства» [Кремлевский].

5. Иасон Мамацев, миссионер, учредитель Владикавказского Свято-Троицкого братства ревнителей православия. Подробнее см.:[Киреев].

включив в него просветительские и религиозно-нравственные задачи. Если традиционная благотворительность основывалась на сострадании к неимущим, то новая благотворительность предполагала жалость ко всем, кто переживает духовный кризис, теряет веру во Христа.

Вторая часть статьи была посвящена описанию конкретных контуров будущего братства на приходе Воскресенской церкви Архангельска. Для организации братства, по мнению Михаила Попова, достаточно 10 человек «единого духа и направления с пастырем». Присоединение к братству должно быть абсолютно добровольным, «а не из видов каких-либо, не по чувству стыдливости и неловкости, если не вступить в братство» [Попов 1900, 414 ]. Им же были сформулированы и цели братства: религиозно-нравственная, просветительная и благотворительная, — и пути достижения указанных целей.

Религиозно-нравственная цель понималась как борьба с неверием и восстановление ритмов церковной жизни: «Действовать на других, чтобы они ежегодно говели, исповедовались и причащались, почитали праздники и ходили в храм на молитву» [Попов 1900, 414]. Действовать в этой сфере полагалось личным примером, убеждением согрешающего, личными беседами об «едином на потребу» и особой молитвой:

Положат они (члены братства. — В. Т., Ю. Б.) за правило каждое утро и вечер дома и когда бывают в храме, полагать хотя один земной поклон, говоря: «Господи, молитвами Пречистой Богородицы и всех святых обрати и освяти всех братий и сестер прихода» [Попов 1900, 416].

Просветительская цель распространялась не только на детей, которые должны были учиться грамоте в различных школах, но и на взрослых, которые должны были знать Иисуса Христа и Его учение и разуметь, в чем состоит духовная жизнь, т. е. умели бороться со страстями и «могли отдать себя, свои силы и жизнь на благо ближних для прославления Бога» [Попов 1900, 415]. Для достижения этой цели полагалось особо заботиться о детях, окончивших приходскую школу, устраивать семейные чтения Евангелия и духовных книг, вести беседы с участием детей и прислуги.

Благотворительная цель братства заключалась ни много ни мало в том, чтобы «в приходе не было ни одного нуждающегося». В качестве средств достижения этой благородной цели предполагалось: а) помещать в приюты нуждающихся детей, а детей

школьного возраста снабжать одеждой и обувью, дабы они занимались не нищенством и бродяжничеством, а обучением в школе; б) бедных возрастных и семейных — «снабжать всем необходимым или временно, или постоянно» (т. е. заниматься покупкой дров, выдачей средств на оплату жилья, искать для них работу); в) бедных стариков определять в богадельни, больным беднякам обеспечивать врачебный уход, умерших бедняков хоронить силами братства. Конечно, такая система могла провоцировать людей на тунеядство. Однако основатель братства предлагал «уговаривать» тунеядцев, лентяев и прочий асоциальный элемент, «идти в дом трудолюбия», а если никакими уговорами добиться этого было нельзя, то «ожидать нового закона о принудительном труде как наказании за бродяжничество» [Попов 1900, 415].

Обеспечить достижение подобных целей должны были благотворительные взносы. Эти взносы — чисто добровольное дело, как и вступление в братство. Просто «в храме постоянно будет кружка с надписью: „братская помощь бедным во имя Христа". В эту кружку каждый будет опускать приношения и жертвы» [Попов 1900, 417]. Главное — «принять за правило, чтобы на руки никогда никому не подавать». Отец Михаил был категорически против любых подачек на паперти. Он считал, что это совершенно не истребит нищенство, а лишь усилит желание отдельных лиц пользоваться добротой окружающих. Необходимо, чтобы члены братства распределили между собой попечительство над бедными семьями прихода, постоянно посещали их, справлялись о состоянии, причинах бедности, помогали адресно. Все нуждающиеся прихода должны быть записаны в особую книгу братства, где указывалось бы, в чем именно они нуждаются и какая оказывается помощь [Попов 1900, 420]. Мечтал о. Михаил, как в 1860-е гг. о. Александр Гумилевский, и об особых трапезах для бедных в теплое время около храма (за неимением подходящего здания), которые возрождали бы традицию древних церковных агап.

Таким образом, проектируя Воскресенское братство, о. Михаил Попов не только расширял понятие благотворительности, но и к самому делу материальной помощи хотел подойти по-новому — системно и личностно («видеть бедность лицом к лицу» [Попов 1900, 418]), исходя из представлений о единстве церковного организма, в котором не должно быть нуждающихся.

Устав Воскресенского братства

Устав братства, утвержденный по определению епархиального начальства 18 декабря 1900 г., был опубликован в официальной части «Архангельских епархиальных ведомостей» 15 марта 1901 г. (№ 5). По структуре он напоминал типичные уставы епархиальных и приходских братств конца XIX—начала ХХ в. В нем были разделы: цель братства, способы достижения целей братства, организация братства. Последний раздел включал в себя традиционные параграфы о членах братства, собраниях братства, денежных средствах братства и их распределении. Однако наполнение конкретных пунктов Устава Воскресенского братства и стиль его написания значительно отличали его от других аналогичных документов.

Так, разделу о целях братства был предпослан раздел «Основное начало братства». В основание братства положены слова из Евангелия от Иоанна о взаимной любви христиан Такое на- *1 Ин 15:4, 5, 12 чало официального документа говорило о том, что основатель братства стремился не к созданию очередного благотворительного общества, а к возрождению истинно церковных отношений, «самоотверженной братской любви к ближнему» 6 [Устав, 58]. Упование на духовные, а не административные основания жизни братства проявилось в способе сбора денежных средств и в системе членства, описанных в Уставе.

Традиционно братства предполагали обязательный членский взнос, благодаря которому осуществлялись разного рода и масштаба братские проекты, и именно им зачастую определялось членство в братстве. Так, например, в Уставе Свято-Алексеевского православного братства при Свято-Казанской церкви с. Нападов-ки Волынской губернии Кременецкого уезда было записано: «Действительными членами (братчиками) называются обоего пола лица, вносящие в пользу Братства по 1 рублю ежегодно или 10 рублей единовременно» [Устав Свято-Алексеевского, 12]. Отец Михаил Попов категорически отказывается от членских взносов («постоянных, обязательных же взносов по 1 р., по 3 р. и т. д. не должно быть» [Устав, 61]); их заменяет братская кружка с надписью «Братская помощь бедным во имя Христа». Не менее решительно

6. Ср. высказывание о. Александра Гумилевского о соотношении братства и общества: «.Некоторые из них. только принимают название „Братства" и мало заботятся о развитии в среде членов своих духа братства, заповеданного Спасителем. Дело

же не в названии, а в духе и жизни. Мы должны заботиться о том, как воскресить в народе нашем дух истинно братской любви к своим собратьям, а не о том, чтобы сформировать какое-либо общество.» [Летописец, 68].

о. Михаил выступает против деления членов братства на различные категории: почетные, действительные, члены-жертвователи, члены-соревнователи, просто братчики. В Уставе Воскресенского братства записано:

Члены братства все одинаковы, без разделения на действительных, соревнователей и т. п. Каждый братчик имеет право бывать на собраниях братства, частных и общих, годовых, высказывать свое мнение и участвовать в решении братских дел [Устав, 62].

Внутренняя жизнь братства, согласно Уставу, должна была основываться на доверии. Финансовые отчеты предоставлялись казначеем на годовом собрании, в течение года «никакой ревизионной комиссии и контроля не полагалось» [Устав, 63].

Отцу Михаилу явно хотелось, чтобы жизнь братства оставалась неформальной, живой, поэтому собрания братства проходили не один раз в год, а 23-го числа каждого месяца и считались действительными при любом количестве посетивших их брат-чиков; протоколы собраний не велись — в журнал заносилось только то, что «по решению братчиков в собрании непременно должно записать» [Устав, 63]; особого совета братства не было, вся ответственность возлагалась на местного священника и добровольно согласившихся ему помогать братчиков — казначея и делопроизводителя.

Раздел, в котором традиционно перечислялись конкретные формы деятельности братств, способствующие достижению поставленных целей, в Уставе Воскресенского братства начинался фразой: «Достижение целей братства зависит главным образом от помощи Божьей» [Устав, 59]. Конкретные формы деятельности далее также перечислялись, но на первое место была поставлена личная и храмовая молитва братчиков, призванная соединить их человеческие усилия с помощью свыше.

В сфере благотворительности особо оговаривалось, что «никто из братчиков не подает на руки милостыни просящим у церкви и на улице» [Устав, 61], но, вместо этого, должен вступать в диалог с просящим, узнавать его истинное положение, по возможности — пригласить в свой дом и накормить. Далее членам братства предписывалось побывать у просящего на квартире и передать «на обсуждение в частном собрании братства, как помогать, если он Воскресенского прихода, и помогать ли, если не приписан ни к какому приходу» [Устав, 61]. Довольно много говорится

в уставе о механизме оказания благотворительной помощи, каким образом должны распределяться бедные жители прихода между членами организации, как учитывается помощь. Можно выделить два способа «вспомоществования»: это непосредственная помощь конкретного братчика конкретному бедняку и коллективная помощь. Последняя формировалась из добровольных пожертвований, опускавшихся в братскую кружку. Однако Устав оговаривал:

Такие деньги расходуются не только на бедных, но и на другие приходские нужды, а из остатков к концу года составляется фонд, назначение которого определяется общим или годовым собранием братства [Устав, 61].

Желающих подписать прошение епископу Архангельскому Иоанникию об утверждении Устава братства, разрешении открыть братство в приходе и благословить на святую братскую деятельность во имя Христа, оказалось 55 человек [Дело, л. 1]. При торжественном открытии братства 4 февраля 1901 г.

присутствующим было предложено записаться в число братчиков и выбрать, какими бедными из школьников и прихожан кто желает заведывать. Списки таковых бедняков с указанием их места жительства были предварительно составлены и предложены [Попов 1901, 148].

Устав братства был высоко оценен в центральной церковной печати того времени. Так, в «Церковном вестнике» №№ 47 и 48 за 1901 г. была помещена статья под псевдонимом «К. П.», под названием «К вопросу о необходимости оживления деятельности братств», перепечатанная в январском номере «Архангельских епархиальных новостей». Автор статьи отмечал, что братство о. Михаила — единственное пока в России по своим правильно поставленным целям:

Ни деятельность религиозно-нравственная, ни просветительная и благотворительная задачи не подчиняются и не приносятся в жертву одна другой, а каждая имеет свой определенный круг предметов, одинаково важных и необходимых для лиц, в состав братства входящих [К. П., 11].

Особенно высоко оценивается благотворительная часть устава: «Это уж чисто апостольская задача! Такой широты благотворительных задач не достигало до сих пор ни одно существующее у нас братство» [К. П., 13].

Деятельность Воскресного братства

Отчеты о деятельности Воскресенского братства публиковались в «Архангельских епархиальных ведомостях» (№ 11 за 1902; № 3 за 1904 г.; № 8 за 1905; № 9 за 1911 г.) и отдельными брошюрами. Отчеты, как и Устав, имели не вполне традиционную для благотворительных братств и обществ форму. Помимо указания собранных и потраченных сумм в отчете без называния имен приводились личные истории людей, которым была оказана помощь.

В отчете о деятельности братства за третий год существования, с 10 февраля 1903 г. по 4 февраля 1904 г., упоминается о 230 денежных пособиях, оказанных разным лицам. 28 выдающихся случаев помощи были описаны в отчете. Например:

Одна многострадальная больная женщина с сыном гимназистом получала по 5 рублей ежемесячно в течение всего года. По ее словам, без этой помощи она не знала бы, как и существовать [Попов 1904, 135].

Или:

Одна вдова, получающая небольшую пенсию, должна воспитывать и давать образование многим детям. По причине слабости сил и частого недомогания она не может достать средства к жизни. И вот ежемесячно братство платит по три рубля и тем облегчает положение и дает возможность нести жизненный крест [Попов 1904, 164].

Активно оказывалась помощь людям, получавшим образование: деньги были даны бывшему члену братства для слушания лекций в Томском университете, гимназистке из бедной семьи — на приобретение одежды и обуви; слушательнице фельдшерских курсов — на учебные пособия. Братство помогло подготовить к принятию православной веры молодого человека из учащихся.

На начало года в братстве состоял 81 человек (54 мужчины и 27 женщин), к концу отчетного года — уже 94 человека (64 мужчины и 30 женщин), что намного превышало тот минимум из 10 человек, который был обозначен в статье «О приходском братстве». Среди них были два епископа, архангельский Иоанникий и волынский Антоний, архангельский губернатор, контрадмирал Н. А. Римский-Корсаков, прот. Иоанн Ильич Сергиев (будущий святой Иоанн Кронштадтский), многие высшие губернские чиновники и купцы, священники, преподаватели, мещане

и крестьяне. Братство было действительно всесословным. За год на счет братства поступило 1023 рубля и 65 копеек (не считая прочих сумм, пожертвованных на благоукрашение храма), а израсходовано 922 рубля и 59 копеек.

За четвертый год существования (5 февраля 1904 — 27 марта 1905) в братство поступило 6762 рубля 17 копеек, в шесть раз больше, чем за предыдущий [Попов 1905, 291]. Для сравнения можно указать, что капитал приходских братств Вологодской губернии в 1901 г. составлял: 7123 (Иоанно-Предтеченское), 1600 (Деревянское), 2426 (Благовещенское) руб. [Котов, Носова, 198].

Получила воплощение мечта о. Михаила о благотворительных обедах по образцу древних агап. В отчете, опубликованном в 1911 г., в частности, говорилось:

В храмовый праздник был устроен обед для 200 человек бедняков в чайной общества трезвости на средства братства. А один из братчиков несколько раз устраивал такие обеды. Нужно видеть эту публику, насколько она жалка. Однако, когда они слушали живое слово собеседника, особенно перед молитвой и обедом, то у иных текли слезы. Это ответ на призыв братской души обратиться ко Христу Богу [Попов 1911, 5].

Священник Михаил Попов предпринимал попытки распространить опыт Воскресенского братства на другие приходы епархии. В августе 1901 г. в Архангельске проходил епархиальный миссионерский съезд, на котором был заслушан Проект Устава приходского братства ревнителей православия [Проект Устава], составленный о. Михаилом. Он предлагал создавать приходские братства для привлечения к соединению с Православной церковью удалившихся от нее. Однако миссионерские братства, открытые в 1902 и 1906 гг. в с. Кехта Архангельского уезда и в г. Холмо-горы при Троицкой церкви, не воспользовались предложенным Уставом.

События, происходившие в изучаемый период, требовали изменения подхода к приходской жизни не только в отдельных конкретных приходах, но и в церкви в целом. Революция 1905 г. показала сильную разобщенность в обществе, которую следовало преодолеть. 9 января 1906 г., спустя год после печально известного «кровавого воскресенья», в архиерейском доме в Архангельске

состоялось под архипастырским председательством чрезвычайное собрание духовенства... и церковных старост церквей г. Архангельска для обстоятель-

ного ознакомления с определением Святейшего Синода от 18 ноября 1905 г. за № 5900 [Собрание, 48].

Епископ, открывая собрание, признал «нестроения» приходской жизни, ставшие следствием бюрократического характера работы священников. Далее выступил с докладом секретарь консистории Никитин, который еще более радикально заявил: «Ныне прихода церковного в собственном смысле в русской церкви нет» [Собрание, 51]. Прихожане между собой разобщены, нет прежнего единства даже там, где в приходах открыты братства и попечительства, каждый сам по себе. Поэтому Синод предлагает проведение в жизнь трех мероприятий: 1) дать пастырям право созыва церковно-приходского собрания для обсуждения практически всех вопросов, кроме выбора членов причта и распоряжения церковными средствами и церковным достоянием; 2) учреждение совета прихода «как постояннодействующего церковного института для ближайшего осуществления задач приходской жизни» [Собрание, 51] и 3) право «свободного почина выработки дальнейших подробностей в устроении указанных форм церковноприходской жизни» [Собрание, 51].

Участники собрания приняли двоякое решение, с одной стороны, они приветствовали реформу, затеянную Синодом, с другой — выразили надежду на то, что приходу все же вернут его «исконные права»: распоряжение всеми церковными средствами и выборы членов причта. Само же проведение реформы они взяли в свои руки — каждый приход был в праве сам разбираться с улучшением приходской жизни «в зависимости от различных местных условий» [Собрание, 55]. Вполне удачная и жизнеспособная идея настоятеля Воскресенского прихода, как ни странно, даже не прозвучала в ходе совещания, а если и прозвучала, то это никак не было отражено на страницах епархиального издания. Меж тем, фактически, она продолжала работать.

В 1917 г. в Архангельской губернской типографии вышла в свет брошюра «Воскресенское братство при Воскресенской церкви г. Архангельска (отчет за 1913-1916 гг.)», начинавшаяся с радостной новости: «Совершилось заветное, приснопамятное дело братства: построен двухэтажный деревянный дом братства, шириной 6 саж., длиной 12 саж., на причтовой земле, навсегда уступленной братству» [Попов 1917, 1]. В отчете говорится, что задумка построить братский дом была впервые озвучена в 1902 г., а осуществлена благодаря пожертвованиям 1905 и 1913 гг. Помеще-

ния в доме сдавались внаем, обеспечивая братство средствами, необходимыми для ведения благотворительной деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время с верхнего этажа получается 100 р. в месяц, а с нижнего 60 р. в месяц. Кроме того, внизу помещается бесплатно священническая вдова, имеющая 7 чел<овек> детей, муж которой служил полгода при нашей церкви. Согласно дарственной, с постойной платы удерживается 20 % на поддержание дома и покрытие расходов по содержанию его; остальная плата идет на бедных прихожан (24 р. в месяц), в запасный специальный капитал (24 р. в месяц), и на причт за вечное служение литургии по пятницам и поминовение о здравии и за упокой (80 р. в месяц) [Попов 1917, 1].

С 1 октября 1913 г. по 1 декабря 1916 г., согласно отчету, было 524 случая оказания помощи. Наиболее значимые и массовые случаи таковы:

Нуждающиеся из учащихся Воскресенской школы получали помощь от некоторых из членов братства и особенно от приснопамятной Н. С. Шуйской, оставившей капитал в 1500 р., %% с которого в количестве 57 р. в год и раздавались ежегодно. <...> Герои-воины, их семьи, были близки сердцу братчиков. В продолжение года было выдано от братства семьям запасных 120 руб. <...> А туда, на поле брани, посылались даже от детей, учащихся в Воскресенской церковно-приходской школе, теплые вещи, белье. В этом принимали участие также братчики и братчицы [Попов 1917, 3].

Также упоминалось большое количество бедных людей, получавших от братства ежемесячную помощь.

На момент издания отчета в братстве состояло 98 человек (60 мужского и 38 женского пола). «По благотворительной книге с 1 сентября 1913 г. по ноябрь 1916 г. на приход поступило наличными: 1940 р. 63 к. Израсходовано на бедных за то же время. наличными: 1759 р.» [Попов 1917, 9].

После Февральской революции в изменившейся церковной и политической ситуации опыт Воскресенского братства и прот. Михаила Попова неожиданно оказался востребован. В апреле 1917 г. Союз духовенства и мирян Архангельска обратился к прот. Михаилу Попову с предложением подготовить проект Устава Братского союза духовенства и мирян. Но в ходе обсуждений, в связи со сходством задач, решено было подготовить Устав Епархиального братства. В основание Епархиального братства, как и ранее в основание братства приходского, о. Михаил предлагал положить слова

Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал *1 Ин 17:21 Меня» Цель братства — содействовать поднятию, развитию и

улучшению в каждом приходе епархии истинной пастырской деятельности: учительства, священнодействия и духовного руководительства. Деятельность братства распространяется на город Архангельск, уездные города и все приходы епархии. Способ достижения целей братства — молитвенное объединение архипастыря с пастырями [Устав Архангельского].

Нам ничего не известно о деятельности Воскресенского братства, как и других церковных братств Архангельской губернии, после октябрьского переворота 1917 г., в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции на Севере. Скудость источников церковной истории этого периода, а тем более — позднейшей эпохи, заставляет нас закончить свой рассказ 1917 г. Очевидно, что и за короткий период своего существования братство успело оказать существенную помощь и поддержку сотням жителей Архангельска, оказавшимся в затруднительном положении. Важно то, что сама идея организованной приходской благотворительности была озвучена о. Михаилом Поповым в сложный, критический для страны период. Однако эта идея была в полной мере осуществлена лишь им самим, поддержана прихожанами только его прихода.

Основные характерные черты приходского братства — это идея взаимной поддержки прихожан, без ожидания какого-либо понуждения извне, отказ от бесполезной и даже вредной подачи милостыни на паперти, адресная помощь нуждающимся, убеждение через личный пример нравственной жизни. Между условным «дать человеку рыбу» и «дать человеку удочку» братство не выбирало, логика была иной: дать человеку рыбу сейчас, но мягко подталкивать его к тому, чтобы он взял удочку в ближайшее время. Возникла своего рода система патроната, который наиболее обеспеченные братчики осуществляли над беднейшими членами прихода.

Выводы

Исследование Воскресенского братства при Воскресенской церкви Архангельска привело нас к следующим выводам.

Во-первых, приходское братство развивалось на общем фоне деятельности нескольких крупных и еще десятков более мелких

общественных благотворительных организаций, созданных как на религиозной, так и на светской основе. Во многом оно было схоже с ними в принципах деятельности, которые вообще свойственны благотворительным обществам. Однако на общем фоне отчетливо выделяется и уникальность Воскресенского братства, которая заключалась в стремлении полагать во главу угла не организационно-финансовую деятельность, а следование евангельскому идеалу. Отец Михаил стремился формировать не общественную организацию, а христианский союз, который мог сви-детельстовать о себе: «Воскресенское братство — это сама жизнь» [Попов 1911, 1].

Во-вторых, Воскресенское братство имело свои, отличающие его от других, принципы оказания благотворительной помощи. Можно назвать это просветительно-побудительным благотворением. Его лидер хотел не просто «помочь», но «помочь перестать нуждаться в помощи». Воздействовать не только «на живот», но и «на совесть» нуждающихся. В своей деятельности Воскресенское братство исходило из представлений о целостности человека, который нуждается не только в удовлетворении материальных потребностей, но и в просвещении, и в духовном устроении своей жизни, а также развивало принцип «всеобщего миссионерства», согласно которому каждый верный христианин мог оказать духовную и материальную помощь нуждающемуся.

В-третьих, по причине скудости источников, освещающих деятельность братства, их однотипности и односторонности (по сути — это отчеты основателя-руководителя братства), мы не можем в должной мере объективно оценивать его эффективность. В нашем распоряжении нет ни приходо-расходных книг, ни переписки, ни, тем более, воспоминаний братчиков и благодарных получателей помощи. Говорить о комплексном изучении вопроса, увы, не приходится. Тем не менее, мы можем говорить о Воскресенском братстве как о смелом эксперименте в сфере благотворительности и социального служения Русской православной церкви в предреволюционную эпоху и как о попытке выработки принципов «новой благотворительности», для которой сострадание к материально неимущим не отделимо от жалости ко всем, кто переживает духовный кризис, теряет веру во Христа.

Источники

1. Аксаков = Аксаков Н. П. Духа не угашайте! Москва : Свято-Филаретов-ская московская высшая православно-христианская школа, 2002. 168 с.

2. Дело = Дело об образовании церковного братства при Воскресенской церкви в г. Архангельске // Государственный архив Архангельской области. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 273.

3. К. П. = К. П. Воскресенское братство в г. Архангельске // Архангельские епархиальные ведомости. 1902. № 1. С. 9-14; № 2. С. 32-36.

4. Кремлевский = Кремлевский Петр, свящ. Идеальное всепастырство, раскрытое в девятой заповеди блаженства. Санкт-Петербург : Тип. Меркушева, 1907. 60 с.

5. Летописец = Летописец. Современное обозрение // Дух христианина. 1865. Март. С. 61-79.

6. Михаил (Грибановский) = Михаил (Грибановский), еп. Сочинения. Письма. Жизнеописание. Москва : ПСТГУ : Изд-во Моск. патриархии, 2011. 884 с.

7. Отчет братства = Отчет Братства св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова при Архангельской духовной семинарии за 1892-93 братский год // Архангельские епархиальные ведомости. 1893. № 21. Часть офиц.

С. 449-455.

8. Попов 1899 = Попов Михаил, свящ. 200-летие храма Воскресения Христова в г. Архангельске // Архангельские епархиальные ведомости. 1899. № 22. Часть неоф. С. 688-692.

9. Попов 1900 = Попов Михаил, свящ. О приходском братстве // Архангельские епархиальные ведомости. 1900. № 15. Часть неофиц. С. 390-400; № 16. С. 413-420.

10. Попов 1901 = Попов Михаил, свящ. Открытие Воскресенского приходского братства в г. Архангельске // Архангельские епархиальные ведомости. 1901. № 5. Часть неофиц. С. 147-153.

11. Попов 1904 = Попов Михаил, свящ. Воскресенское братство в г. Архангельске (3-й год существования) // Архангельские епархиальные ведомости. 1904. № 3. Часть неофиц. С. 132-136; № 4. С. 163-172.

12. Попов 1905 = Попов Михаил, свящ. Воскресенское братство в г. Архангельске (4-й год существования) // Архангельские епархиальные ведомости. 1905. № 7. Часть неофиц. С. 247-253; № 8. С. 286-294.

13. Попов 1911 = Попов Михаил, свящ. Воскресенское братство при Воскресенской церкви г. Архангельска // Архангельские епархиальные ведомости. 1911. № 9. Приложение. С. 1-8.

ВЕСТНИК СВЯТО-ФИЛАРЕТОБСКОГО ИНСТИТУТА 2024 • ТОМ 16 • ВЫПУСК 2 (50)

14. Попов 1917 = Михаил Попов, свящ. Воскресенское братство при Воскресенской церкви г. Архангельска (отчет за 1913-1916 гг.). Архангельск, 1917. 12 с.

15. Проект Устава = Проект Устава братства или общества ревнителей Православия // Архангельские епархиальные ведомости. 1901. № 23. Часть офиц. С. 18-20.

16. Собрание = Собрание духовенства и церковных старост церквей г. Архангельска по вопросу об устроении приходской жизни // Архангельские епархиальные ведомости. 1906. № 2. С. 48-55.

17. Устав Архангельского = Устав Архангельского Епархиального братства // Архангельские епархиальные ведомости. 1917. № 9. С. 137-141.

18. Устав = Устав Воскресенского Братства при Воскресенской церкви г. Архангельска // Архангельские епархиальные ведомости. 1901. № 5. Часть офиц. С. 58-63.

19. Устав Свято-Алексеевского = Устав Свято-Алексеевского православного Братства при Св.-Казанской церкви села Нападовки, Волынской губернии, Кременецкого уезда // Волынские епархиальные ведомости. 1906.

№ 1-2. 1, 11 января. Часть офиц. С. 9-16.

Литература / References

1. Губонин = Губонин М. Е. Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. Санкт-Петербург : Сатисъ, 1994. 446 с.

Gubonin M. E. (1994). Patriarch Tikhon and the history of Russian church unrest. St. Petersburg : Satis Publ. (in Russian).

2. Иванова = Иванова Л. В. Православные братства и сестричества как

социальная форма деятельности церкви : Автореф. дис____канд. ист. н.

Москва, 2000. 19 с.

Ivanova L. V. (2000). Orthodox brotherhoods and sisterhoods as a social form

of church activity : Thesis Abstract Diss____Cand. Sci. (History). Moscow

(in Russian).

3. История = История церковных братств в России : Сборник документов : Хрестоматия по истории Русской православной церкви / Сост. Ю. В. Балакшина, Н. Д. Игнатович. Москва : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. 232 с.

Balakshina Yu. V., Ignatovich N. D. (eds.) (2018). History of church brotherhoods in Russia: Collection of documents : Reader on the history of the Russian Orthodox Church. Moscow : St. Philaret's Orthodox Christian Institute (in Russian).

4. Киреев = Киреев Ф. С. По улицам Владикавказа. Владикавказ : Респект, 2014. 189 с.

ВЕСТНИК СВЯТО-ФИЛАРЕТОБСКОГО ИНСТИТУТА 2024 • ТОМ 16 • ВЫПУСК 2 (50)

Kireev F. S. (2014). Along the streets of Vladikavkaz. Vladikavkaz : Respect Publ. (in Russian).

5. Колебакина = Колебакина Е. Ю. Благотворительные общества Архангельской губернии (XIX — начало XX в.) // КЛИО. 2009. № 1 (44). С. 70-82.

Kolebakina E. Yu. (2009). Charitable societies of the Arkhangelsk province (19 — early 20 centuries). KLIO, n. 1 (44), pp. 70-82 (in Russian).

6. Котов, Носова = Котов П. П., Носова Т. А. Православные братства в постреформенный период : По материалам Вологодской губернии. Сыктывкар : ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, 2023. 228 с.

Kotov P. P., Nosova T. A. (2023). Orthodox brotherhoods in the post-Reform period: based on the materials from the Vologda province. Syktyvkar : Federal Research Center Komi Scientific Center Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (in Russian).

7. Папков = Папков А. А. Церковные братства : Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 года. Санкт-Петербург : Синод. тип., 1893. 146 с.

Papkov A. A. (1893). Church brotherhoods : A brief statistical sketch of the situation of church brotherhoods by the beginning of 1893. St. Petersburg : Synod. typ. (in Russian).

8. Парфенова = Парфенова Е. Г. Вклад игуменьи Екатерины (Ефимовской) в возрождение чина диаконисс в России // Вестник Свято-Филаретов-ского института. 2023. Вып. 45. С. 61-90. https://doi.org/10.25803/ 26587599_2023_45_61.

Parfenova E. G. (2023). "Contribution of Abbess Ekaterina (Efimovskaya) to the Revival of the Deaconesses Order in Russia". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, iss. 45, pp. 61-90. https://doi.org/10.25803/2658759 9_2023_45_61.

9. Рункевич = Рункевич С. Г. Приходская благотворительность в Петербурге : Исторические очерки. Санкт-Петербург : Тип. Гл. упр. уделов, 1900. VIII, 313, [6] с.

Runkevich S. G. (1900). Parish charity in St. Petersburg : East. essays. St. Petersburg : Typ. Gl. upr. udelov (in Russian).

10. Ушакова = Ушакова Н. Н. В ветвях Мнемозины. Семейные исследования : В 3 ч. Архангельск : Лоция (Северодвинск), 2017. 365 с.

Ushakova N. N. (2017). In the branches of Mnemosyne. Family studies : In 3 parts . Arkhangelsk : Lotsia (Severodvinsk) (in Russian).

ВЕСТНИК СВЯТО-ФНЛАРЕТОВСКОГО ИНСТИТУТА 2024 • ТОМ 16 • выпуск 2 (50)

Информация об авторах

В. Г. Трофименко, канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории, Северный

(Арктический) Федеральный университет им. М. В. Ломоносова. Ю. В. Балакшина, д-р филол. наук, доцент, Свято-Филаретовский институт, РГПУ им. А. И. Герцена.

Information about the authors

V. G. Trofimenko, Cand. of Sci. (History), Associate Professor of the Department of General

History, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov. Yu. V. Balakshina, Dr. Sci. (Philology), Associate Professor, St. Philaret's Institute, Herzen State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 19.02.2024; одобрена после рецензирования 18.03.2024; принята к публикации 25.03.2024.

ВЕСТНИК СВЯТО-ФИЛАРЕТОБСКОГО ИНСТИТУТА 2024 • ТОМ 16 • ВЫПУСК 2 (50)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.