Научная статья на тему 'ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ: АГРОТУРИЗМ'

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ: АГРОТУРИЗМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОТУРИЗМ / ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ТЕРРИТОРИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / AGRITOURISM / VORONEZHSKAYA OBLAST / RURAL POPULATION / TERRITORY / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарафанова А.Г., Сарафанов А.А.

Агротуристская отрасль способствует развитию инфраструктуры, повышению качества жизни сельского населения, созданию новых рабочих мест, сбыту продуктов местного производства и укреплению межрегиональных и международных связей. В статье проанализированы показатели доли сельского населения, количества коллективных средств размещения в сельской местности и число койко-мест в них, площади жилых помещений на одного сельского жителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VORONEZHSKAYA OBLAST: AGRITOURISM

The agritourist branch contributes to the development of infrastructure, improvement of quality of life of country people, creation of new jobs, sale of products of local production and strengthening of interregional and international relations. In article indicators of a share of country people, quantity of collective means of placement in rural areas and number of beds in them, the areas of premises on one villager are analysed.

Текст научной работы на тему «ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ: АГРОТУРИЗМ»

УДК 379.85

Сарафанова А.Г. научный сотрудник кафедра рекреационной географии и туризма

географический факультет Сарафанов А.А., к.техн.н. научный сотрудник кафедра рекреационной географии и туризма

географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова Россия, г. Москва ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ: АГРОТУРИЗМ Аннотация. Агротуристская отрасль способствует развитию инфраструктуры, повышению качества жизни сельского населения, созданию новых рабочих мест, сбыту продуктов местного производства и укреплению межрегиональных и международных связей. В статье проанализированы показатели доли сельского населения, количества коллективных средств размещения в сельской местности и число койко-мест в них, площади жилых помещений на одного сельского жителя.

Ключевые слова: агротуризм, Воронежская область, сельское население, территория, потенциал.

Sarafanova A. G.

research associate of department of recreational geography and tourism geographical faculty of Lomonosov Moscow State University

Russia, Moscow

Sarafanov A.A., Candidate of Engineering Sciences research associate of department of recreational geography and tourism geographical faculty of Lomonosov Moscow State University

Russia, Moscow VORONEZHSKAYA OBLAST: AGRITOURISM Abstract. The agritourist branch contributes to the development of infrastructure, improvement of quality of life of country people, creation of new jobs, sale of products of local production and strengthening of interregional and international relations. In article indicators of a share of country people, quantity of collective means of placement in rural areas and number of beds in them, the areas of premises on one villager are analysed.

Keywords: agritourism, Voronezhskaya oblast, rural population, territory, potential.

Согласно оценкам Всемирной туристской организации агротуризм входит в пятерку основных направлений развития туризма до 2020 года. В Европе агротуризм занимает второе место после купально-пляжного. Более 20-30% дохода от туризма приносит агротуризм. К примеру, во Франции

лишь 7% путешественников предпочитают отели, остальные 93% останавливаются в сельских гостиницах.

На смену модели «солнце-море-пляж» приходит модель «национальные традиции-пейзаж-досуг». Каждая страна стремиться создавать собственную национальную модель развития агротуризма. В ряде развитых западноевропейский стран занятие сельскими видами отдыха поощряется государством и рассматривается как неотъемлемая составляющая программы комплексного социально-экономического развития села [3].

Агротуристы получают возможность отдыхать в комфортных, но в то же время экзотичных условиях, купаться, загорать, ходить в лес за грибами или ягодами, собирать лекарственные травы, а при желании - выполнять несложные сельскохозяйственные работы. Одно из достоинств агротуризма это питание, так как оно основывается на экологически чистых продуктах местного производства. Для фермеров развитие данного вида отдыха хорошо еще и тем, что им можно заниматься без отрыва от сельскохозяйственных работ, а спрос на него практически не зависит ни от сезона, ни от погоды.

Основой для развития агротуризма является идея многофункциональности сельского хозяйства, которая предусматривает глобальную и региональную мобильность в деятельности сельскохозяйственных предприятий во взаимосвязи производства, землепользования и обустройства территорий, а также развитие отношений между сельским хозяйством и обществом, уравнивание позиций села и города [2].

В 2017 году в Воронежской области было всего 763 тыс. сельских жителей. Удельный вес сельского населения в период с 2005 года по 2010 год сократился на 3,7%. После экономического кризиса спад продолжился, в 2016 году всего 32,7% населения составляли жители сельских территорий (рис. 1).

2005 2010 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 1. Удельный вес сельского населения в общей численности населения, %

Источник: составлено автором по данным Росстата [4]

Число коллективных средств размещения, расположенных в сельской местности, по сравнению с 2014 годом снизилось на 21 единицу с 82 до 61. Всего в Воронежской области расположено 7,2% средств размещения от показателя по Центральному Федеральному округу (847 единиц) (рис. 2).

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

Воронежская область

Центральный федеральный округ

2014

2015

2016

Рис. 2. Число коллективных средств размещения в Воронежской области, ед.

Источник: составлено автором по данным Росстата [4] Число мест в средствах размещения в сельской местности достаточно мало, 2681 в 2016 году. При этом если в 2014 году было 82 средства размещения с 2054 местами в них, то в 2016 году средств размещения стала 61 единица, а мест в них 2681 (рис. 3). В целом можно говорить об укрупнении средств размещения при общем сокращении их численности и увеличении числа мест.

90 000 80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

Воронежская область

Центральный федеральный округ

2014

2015

2016

Рис. 3. Число мест в коллективных средствах размещения Воронежской области, ед.

Источник: составлено автором по данным Росстата [4]

При этом общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного сельского жителя, постепенно растет, в среднем растет на 0,55 м2 в год. В 2016 году она составила 31,5 м2(рис. 4).

2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 4. Общая площадь жилых помещений в сельской местности, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2

Источник: составлено автором по данным Росстата [4] В крупных селах и поселках городского типа целесообразно развивать перерабатывающие предприятия и промыслы, тогда как в мелких населенных пунктах и отчасти вымирающих деревнях внимание стоит уделить фермерским хозяйствам в сочетании с агротуристским обслуживанием [1].

Воронежская область обладает мощным потенциалом для организации агротуризма: это и выгодное транспортное расположение, и климатические факторы, и природные богатства, и объекты культурно-исторического наследия. Воронежская земля привлекательна объектами, связанными с татаро-монгольским нашествием, казачьим бытом, строительством военно-морского флота. Кроме того, Воронежская область славится фольклорными обычаями и традициями разных народов. В области возможно развитие агротуризма благодаря наличию пустующих территорий бывших коллективных хозяйств и существованию явления «вымирания деревни».

Использованные источники:

1. Здоров А.Б. Агротуристский комплекс: формирование и развитие: монография / А.Б. Здоров : Российская международная академия туризма. -М. : Логос, 2011;

2. Панюков А.И., Панюкова Ю.Г., Калиничев В.Л. Основы агротуризма : учебник / А.И. Панюков, Ю.Г. Панюкова, В.Л. Калиничев. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2016;

3. Сельский туризм в России // ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса» [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://mcx-consult.ru/selskiy-turizm-v-rossii Проверено: 19.07.2018 г.; 4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] -Режим доступа: http: //www.gks.ru Проверено: 19.07.2018 г.

УДК 33

Семенова Е.В. студент 3 курса специальность «Экономическая безопасность»

Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова научный руководитель: Пилипенко А.В.

старший преподаватель кафедра экономики Россия, г. Оренбург

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ЛОЯЛЬНОСТИ

ДЛЯ КЛИЕНТОВ

Аннотация: Статья посвящена исследованию эффективности программ лояльности. В статье раскрывается сущность программ лояльности, характеризуются их основные типы. Делаются выводы касательно каждой программы лояльности и эффективности ее использования.

Ключевые слова: Программа лояльности, продавцы, клиент, бонус, процент от покупок.

Semenova E. V.

3-year student, specialty "Economic security" REU Orenburg branch of G.V. Plekhanov

Russia, Orenburg Scientific adviser: Pilipenko A.V.

Senior lecturer of the department of economics STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF LOYALTY PROGRAMS

FOR CUSTOMERS.

Abstract: The article is devoted to the study of the effectiveness of loyalty programs. The essence of loyalty programs is disclosed in the article, their main types are characterized. Conclusions are drawn regarding each loyalty program and the effectiveness of its use.

Keywords: Loyalty program, sellers, client, bonus, percentage of purchases.

Проблема создания лояльно настроенного потребителя на сегодняшний день находится в центре внимания маркетологов. Руководители фирм и маркетологи осознают, что в долгосрочной перспективе подход, направленный на получение единичных максимально возможных прибылей, не оправдывает себя. Гораздо существеннее будет вложить инвестиции в повышение качества товара и уровня обслуживания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.