УДК 811.161.1
Воронежский государственный Voronezh State Technical University
технический университет The chair of Russian language
канд. филол. наук, and cross-cultural communication доцент кафедры русского языка и меж- PhD, associate professor
культурной коммуникации Skuridina S.A.
Скуридина С.А. Russia, Voronezh,
Россия, г. Воронеж, tel.: + 7(920)404-04-48
тел. +7(920)404-04-48; e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
Воронежский государственный Voronezh State Technical University
технический университет The 4th year student
студентка 4-го курса of the journalism faculty
направления «Журналистика» Goncharova M.A.
Гончарова М.А. Russia, Voronezh,
Россия, г. Воронеж, tel.: +79042141589
тел. +79042141589 e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
С.А. Скуридина, М.А. Гончарова ВОРОНЕЖ: ОБРАЗ ГОРОДА С ПОЗИЦИЙ СМИ
В статье представлена специфика восприятия в средствах массовой информации образа города Воронежа, который складывается из следующих элементов: историческое прошлое города, образ его коренного жителя, развитость инфраструктуры, представление о местной власти. Одним из важнейших компонентов образа города является качество жизни, представленное в витальном (удовлетворение базовых потребностей населения и степень благоприятной обстановки для проживания в данном месте) и гуманитарном (восприятие человеческого капитала как ресурса развития города) аспектах. Авторами работы отмечается важность визуального компонента, без которого понимание образа города будет неполноценным. Визуализация образа города рассматривается с точки зрения архитектурного облика, наличия и востребованности достопримечательностей. Отдельным элементом, входящим в понятие образа города, является событийный образ - специфика значимых мероприятий, проходящих на площадках Воронежа. Понимание того, какой образ города конструируют региональные и федеральные СМИ, необходимо для создания концепции развития Воронежа, в связи с чем следует выявить те компоненты образа, которые манифестируются журналистами и какие скрываются, каковы краткосрочные и долгосрочные перспективы развития города, каковы его сильные и слабые стороны.
Ключевые слова: образ города, СМИ, Воронеж, культурно-исторический портрет.
S.A. Skuridina, M.A. Goncharova
VORONEZH: THE IMAGE OF THE CITY FROM THE MEDIA
POINT OF VIEW
The article presents the specificity of the image of Voronezh created in mass media. This image includes the
© Скуридина С.А., Гончарова М.А., 2019
following components: the history of the city, the image of its native citizens, the development of infrastructure, the idea of the local government. One of the chief components of the city image is the quality of life in its vital (satisfaction of fundamental needs of the population and enabling environment for living in the city) and humanitarian (perception of human capital as the resource for the city development) aspects. The authors touch the importance of the visual component which sometimes is the key to the understanding of the city image. Visual images of the city are sited from the view point of architectural look, presence of sights and consumer demand of them. One of the special components of the city image is the eventual image understood as the specificity of important events organized in Voronezh. It is important to understand how the city image is created in regional and federal media, in order to form the conception of the city development. For this purpose it is necessary to reveal the components of the city image which are manifested and concealed by the journalists, to learn about short-term and long-term prospects of the city development, its advantages and disadvantages.
Key words: the image of the city, mass media, Voronezh, cultural and historical portrait.
В современном социуме, стоящем на пороге 4-й индустриальной революции, деятельность СМИ нельзя рассматривать только с точки зрения репрезентации социальной реальности. СМИ - это мощный инструмент не только трансформации устаревшей реальности, но и конструирования новой. В связи с этим исследование образа города видится востребованным и перспективным.
Понятие образ города неоднозначно и может быть проанализировано с разных точек зрения. По мнению Н.Ю. Замятиной, данное понятие может быть представлено в четырех аспектах: психологическом, социологическом, культурном и лингвистическом [1]. На наш взгляд, образ города складывается из следующих элементов: историческое прошлое города, образ его коренного жителя, развитость инфраструктуры, представление о местной власти.
К числу важнейших компонентов образа города, несомненно, относится качество жизни, представленное в витальном (удовлетворение базовых потребностей населения и степень благоприятной обстановки для проживания в данном месте) и гуманитарном (восприятие человеческого капитала как ресурса развития города) аспектах.
Понимание образа города будет неполноценным без изучения его визуального компонента, рассматриваемого как единый сплав современного архитектурного облика и внешнего вида достопримечательностей. Отдельным элементом, входящим в понятие образа города, является событийный образ - специфика значимых мероприятий, проходящих на площадках Воронежа. Последнее легко проследить, обратившись к материалам региональных и федеральных СМИ, включающих любые события города в новостные репортажи. Для создания концепции развития города Воронежа следует выявить те компоненты образа, которые манифестируются журналистами и которые скрываются ими, а также выяснить, каковы краткосрочные и долгосрочные перспективы развития города, каковы его сильные и слабые стороны.
Структура образа любого города включает в себя следующие компоненты:
1) модель продвижения города, выбранная соответствующими представителями городской администрации, в основе которой могут лежать различные факторы, например, исторический (вследствие чего формируется имидж города как исторического центра) или природно-климатический фактор (влияющий на создание имиджа города с уникальными природными или климатическими особенностями);
2) информация о жизни города, которая узнаётся жителями через PR-акции или рекламу (в таких материалах чаще всего минимизируются негативные моменты, сглаживаются острые углы и преувеличиваются положительные стороны);
3) систематически распространяемая информация о городе, к которой относятся, например, статьи и материалы о событиях, происходящих на территории данного города, а также слухи, сплетни, анекдоты, граффити, карикатуры, которыми обычно сопро-
вождаются критические оценки данной территории, нередко являющиеся преувеличением.
Все перечисленное выше складывается в чёткую картину, которая ассоциируется у жителей со своим городом, причем восприятие города может существенно разниться в представлении городских обывателей, жителей районов области, сотрудников муниципалитета, гостей и жителей соседних городов.
Образ территории формируется структурами власти и СМИ, представителями бизнеса и гражданского общества, что оказывает влияние на следующие виды выбора: хотят или не хотят здесь жить, покинут ли молодые люди родной город после окончания школы, чтобы поступить в вузы более комфортных городов или останутся на своей малой родине с целью продолжить учебу, получить работу, создать семью [2]. Основываясь на репутации города, люди принимают решение, куда им поехать в отпуск, поэтому создание позитивных представлений о городе влечёт за собой приток туристов, увеличение которого возможно при интенсивном развитии современной инфраструктуры (развитие туристических маршрутов, строительство отелей, введение услуги проката автомобилей). Вслед за туристами, составившими позитивный портрет города, последует привлечение в город инвесторов, без чего немыслимо дальнейшее развитие городской среды.
Источниками информации о репутации территории чаще всего являются СМИ: телевидение, интернет, печатные издания, радио. Тем не менее, одним из мощных по силе воздействия источников информации является так называемое «сарафанное радио», смысл которого заключается в том, что огромное количество людей получает от родственников, коллег и друзей различную информацию (иногда вымышленную) о происшествиях в том или ином городе [3]. Степень доверия к этим лицам гораздо выше чем, например, к печатным СМИ или к Интернету, поэтому сведения, полученные таким путём, чаще всего воспринимаются как достоверные и в силу своей доступности хорошо запоминаются. Нередко таким путём создаются негативные образы. Так, многие жители страны считают, что на территории Воронежской области живут люди, которых можно охарактеризовать стилистически маркированной лексемой жлобы. Но есть и положительные примеры. Одним из таких является образ культурной столицы России: Санкт-Петербург - город-мечта всех семнадцатилетних девушек. Своей романтической репутацией он обязан бесконечному количеству книг и песен, где Питер предстаёт в образе серого, дождливого, но очень уютного и безумно красивого города. В данном случае уместно говорить об амбивалентном влиянии города на человека и человека на город, то есть социокультурное пространство города определяет индивида, позиционирующего себя в соответствии с этим в данном социокультурном пространстве.
Георг Зиммель стал одним из первооткрывателей в рассмотрении проблемы город-индивид. В совем очерке «Большие города и духовная жизнь» он представил ряд состояний, свойственных жителям больших городов и являющихся компенсаторскими реакциями на существование в данном городе. Одной из таких реакций является рассудочность, позволяющая адекватно воспринимать чрезмерно быстрый ритм городской жизни и защаищающая индивида от «насилия большого города» [4]. Вторая реакция -блазированность (от фр. blasé - 'пресыщенность') - в результате огромного объема и быстрой скорости информационного потока у человека проявляется неспособность реагирования на все вновь и вновь возникающие раздражители, что обусловлено перевозбуждением и последующим отключением (или переходом в спящий режим) нервной системы. Небиологическим источником блазированности является денежной хозяйство, когда стоимость становится эквивалентом качества не только материальных объек-
тов, но и духовной жизни, что является причиной обесценивания всего окружающего мира и личности человека как его созидателя. Вследствие нарушения и разрушения связей между жителями большого города (в отличие от жителей мелких городов и деревень) появляются люди с высокой степенью свободы, в том числе свободы от общественного контроля, что является третьей реакцией человека на существование в большом городе [4].
Образ города строится на его уникальности, отличии от других таких же городов [3]. Уникальными могут быть природные, исторические особенности, архитектурные объекты, события или известные жители города. Например, уникальность Воронежа состоит в том, что именно здесь в XVIII веке Пётр I начал строительство военного флота.
Чтобы проследить эволюцию образа города Воронежа, необходимо обратиться к его истории и проанализировать, какое значение он имел на разных этапах своего развития.
Воронеж был основан в 1586 году и за свою историю много раз менял назначение, пережил войны и революции. Вместе с этим менялся и его архитектурный образ. Каждое новое поколение жителей по-своему воспринимает город.
Воронеж начинает свою жизнь как военная крепость. Он стал одним из первых южных укреплённых городов, которые защищали государство от крымских и ногайских татар в придонских степях в конце XVI века. В это время на месте будущего Воронежа появляется первое архитектурное сооружение - Воронежская крепость, построенная под руководством первого местного воеводы - Семёна Фёдоровича Сабурова [5]. В 1590 году город вместе с первой крепостью был полностью уничтожен казаками-черкесами.
Новая городская крепость, получившая название Рубленный город, находилась на выступе правого берега реки Воронеж, восточнее нынешнего главного корпуса Воронежского государственного университета [5]. Это сооружение выглядело как неправильный четырёхугольник площадью около 4000 м . Жилые дома размещались за крепостью, а внутри располагались деревянная церковь, склады с оружием, военными припасами и хлебом. Тайный подземный ход вёл из крепости к подземному колодцу с родниковой водой.
В XVII веке Воронеж становится важной точкой торгового пути благодаря своему расположению в месте слияния судоходных рек Дон и Воронеж, чем обусловлена смена статуса города - из военной крепости Воронеж превращается в торговый город. Городское население в те годы состояло из разного рода мелких служилых людей и крепостных крестьян, которые обрабатывали их земли. В это же время в городе складывается посад, где селятся торговцы и ремесленники. Так в первой половине XVII века Воронеж постепенно превращается в крупный экономический центр юга России [5].
Зимой 1695 года Пётр I принимает решение начать в Воронеже строительство военного флота. Данный исторический факт стал возможен благодаря удачному сочетанию следующих факторов:
- река Воронеж, на берегах которой располагается город, впадает в реку Дон, который в свою очередь несет свои воды в Азовское море;
- рядом с городом располагались территории, занятые лесом, которые планировалось использовать для строительства;
- у жителей города уже был опыт в строительстве речных судов и управлении
ими.
Военная верфь в Воронеже просуществовала недолго, но статус колыбели Российского флота прочно закрепился за городом, в связи с чем у жителей нашей страны Воронеж до сих пор ассоциируется с образом Петра I и строительством флота.
Главный план города был утверждён императрицей Екатериной II в 1774 году. Он был основан на популярном тогда принципе «трезубца». От Митрофановского монастыря были проложены три улицы - Большая Московская (сейчас Плехановская), Большая Девицкая (Платонова и 9 января) и Мещанская (Володарского). Так планировка города приобретает знакомые нам черты.
Развитие Воронежа не остановилось и во время Великой Отечественной войны: Воронежский экскаваторный завод им. Коминтерна начинает производить пусковые установки БМ-13, широко известные под названием «катюша». У многих жителей города участие Воронежа в обороне страны ассоциируется именно с «катюшами». С конца июня 1942 до конца января 1943 года через территорию Воронежа пролегла линия фронта и велись активные боевые действия. За участие города в Великой отечественной войне 16 февраля 2008 года городу было присвоено почётное звание «Город воинской славы», что, с одной стороны, было воспринято жителями как благоприятное событие, с другой - оставило открытым вопрос многих воронежцев: почему Воронеж не является городом-героем, ведь на левый берег враг не прошел, город не был полностью захвачен. После войны разрушенными остались 92% всех жилых зданий города, но восстановление было завершено уже к 1950 году.
В настоящее время Воронеж известен как город, в котором производятся ракетные двигатели, так как именно воронежское «КБХА» во второй половине XX века разработало первый кислородно-керасиновый жидкостный ракетный двигатель РД-0105 для третьей ступени ракет-носителей «Луна».
В настоящее время город столкнулся с проблемой уничтожения памятников архитектуры и незаконного строительства на территории исторического центра.
Исходя из общего положения об образе города и опираясь на совокупность всех ранее упомянутых фактов, мы можем выделить ряд ассоциативных образов, связанных с Воронежем.
Во-первых, Воронеж - это колыбель российского флота. Данный статус поддерживаются местными и федеральными СМИ. Во-вторых, Воронеж - город воинской славы. В-третьих, Воронеж - город, недалеко от которого располагалась стоянка первобытных людей: на территории Воронежской области расположен Государственный археологический музей-заповедник «Костёнки», где сохраняется памятник каменного века - жилище из костей мамонта, а также расположено 25 охранных зон, включающих около 60 памятников верхнего палеолита. В-четвертых, Воронеж - это родина котенка с улицы Лизюкова, о чем часто упоминается в местных СМИ и Интернет-сообществах, а в Коминтерновском районе находится памятник этому персонажу, около которого часто можно встретить фотографирующихся туристов [6].
Кроме положительных, с образом города связаны и негативные ассоциации: например, процветающая в городе коррупция и плохое состояние дорог.
Исходя из вышеперечисленного, мы можем сделать вывод, что у города есть ещё много нерешённых проблем. Например, требуется совершенствовать туристическую инфраструктуру, сохранять культурно-исторический облик города, регулярно осуществлять ремонт дорог, следить за экологическим состоянием города, повышать культуру горожан. Но, несмотря на всё это, Воронеж отличается от других таких же городов, у него свой уникальный образ. Понимание того, какой образ города конструируют региональные и федеральные СМИ, необходимо для создания концепции развития Воронежа, в связи с чем следует выявить те компоненты образа, которые манифестируются журналистами и которые скрываются ими, каковы краткосрочные и долгосрочные перспективы развития города, каковы его сильные и слабые стороны.
Библиографический список
1. Замятина Н.Ю. Когнитивные пространственные сочетания как предмет географических исследований // Известия РАН. Серия географическая. 2002. № 5. С. 32-37.
2. Карпова Е.В., Мищенко М.А., Поморов Б.С. Влияние архитектурной среды на психологическое состояние человека [электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/F88UQ (дата обращения - 25.01.2019).
3. Красова Е. Бренд-имидж Воронежа в оценках горожан [электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu (дата обращения - 05.02.2019).
4. ЗиммельГ. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3 (34). С. 23-34.
5. Галкин В.В. Основание Воронежа: город и уезд в XVII веке [электронный ресурс]. URL:http://vadim-galkin.m/business-basics/voronezhskij-biznes/osnovanie-voronezha-gorodi-uezd-v-xvii-veke/ (дата обращения - 05.02.2019).
6. Суворова Л. Котёнок на своей улице [электронный ресурс]. URL:https://rg.ru/2003/12/09/kotenok.html (дата обращения - 05.02.2019).
References
1. Zamyatina N.Y. Cognitive spatial combinations as the subject of geographical research. The bulletin of RAS. Geographical series, 2002. Iss. 5. P. 32-37.
2. Karpova E.V., Mishchenko M.A., Pomorov B.S. The influence of the architectural environment on the psychological state of a person [electronic resource]. URL: https://clck.ru/F88UQ (date of access -25.01.2019).
3. Krasova E. Brand image of Voronezh in the estimation of its citizens [electronic resource]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu (date of access - 05.02.2019).
4. Simmel G. Große Städte und das spirituelle Leben // Logo. 2002. Nr. 3 (34). P. 23-34.
5. Galkin V.V. Foundation of Voronezh: the city and the district in the 17th century [electronic resource] (date of access - 05.02.2019).
6. Suvorova L. The kitten on his street [electronic resource]. URL: https://rg.ru/2003/12/09/kotenok.html (date of access- 05.02.2019).