Научная статья на тему 'Вопросы взаимовлияния художественной литературы и журналистики в вузовской подготовке журналистов: из опыта преподавания'

Вопросы взаимовлияния художественной литературы и журналистики в вузовской подготовке журналистов: из опыта преподавания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
615
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературоцентричность журналистики / история журналистики / история литературы. / literature-centricity of journalism / history of journalism / history of literature.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гордеева Елена Юрьевна

Нерешенность многих теоретических вопросов, касающихся соотношения документального и художественного в рамках творчества конкретного публициста, мотивировала автора статьи на разработку вузовского курса «Проблемы взаимовлияния художественной литературы и журналистики». Задачи курса – выявить общие закономерности в развитии литературного процесса разных стран, основные тенденции становления и дальнейшего функционирования журнализма в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гордеева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF INTERACTION OF FICTION AND JOURNALISM IN UNIVERSITY PREPARATION OF JOURNALISTS: FROM THE EXPERIENCE OF TEACHING

The unsettled nature of many theoretical issues concerning the mutual influence of artistry and journalism, documentary and artistic within the work of a particular publicist, in a separate text, motivated the author to develop a course “Problems of interaction of fiction and journalism”, which students of the route “Journalism” of Nizhny Novgorod State University has been taught for more than 15 years. The goals of the course – are to summarize a variety of material, partially studied by students during the courses of history of Russian and foreign literature and journalism, to identify common patterns in the development of the literary process in different countries, the main trends in the formation and further functioning of journalism in Russia and abroad. Turning to materials representing Russian and foreign fiction and journalism, students to find out the causes of the literature-centric development of journalism in individual countries. Among the reasons for the initial literature-centricity of Russian journalism we highlight the monopoly of power for the news flow, the small number of readership in the 18th century and the development of periodicals within the framework of the literary process.

Текст научной работы на тему «Вопросы взаимовлияния художественной литературы и журналистики в вузовской подготовке журналистов: из опыта преподавания»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 070; 82

Б01: 10.24411/2070-0695-2020-10201

Е. Ю. Гордеева

Нижегородский государственный университет,

Нижний Новгород

ВОПРОСЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ В ВУЗ ОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЖУРНАЛИСТОВ: ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ

Нерешенность многих теоретических вопросов, касающихся соотношения документального и художественного в рамках творчества конкретного публициста, мотивировала автора статьи на разработку вузовского курса «Проблемы взаимовлияния художественного литературы и журналистики». Задачи курса - выявить общие закономерности в развитии литературного процесса разных стран, основные тенденции становления и дальнейшего функционирования журнализма в России и за рубежом.

Ключевые слова: литературоцентричность журналистики, история журналистики, история литературы.

Ученичество художников слова в качестве публицистов, успешное сочетание журналистского и писательского опыта - явление весьма распространенное. Оно подтверждается многочисленными примерами из истории мировой литературы и журналистики, например, творчеством А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, М. Горького и многих других у нас; Д. Дефо, Дж. Свифта, Ч. Диккенса, М. Твена, Т. Драйзера, Э. Хемингуэя и других в мировой словесности. Два рассматриваемых вида деятельности могли осуществляться параллельно, журналистская практика часто предшествовала художественному творчеству и наоборот.

Е. И. Орлова правомерно отмечает: «В литературоведении в последние годы обсуждается термин «художественно-публицистическое единство», что убеждает в общности многих собственно филологических и историко-журналистских исследований» [10. С. 162].

Вузовские курсы истории русской и зарубежной литературы, истории отечественной и зарубежной журналистики неизбежно разъединяют журналистское и художественное наследие отдельных авторов. Соответственно при изучении этих курсов студенты бакалавриата, обучающиеся по направлению «Журналистика», часто сталкиваются с проблемами выявления журналистских приемов, методов и художественных приемов в деятельности тех, кто одинаково интенсивно проявлял себя в литературе и публицистике. Как, например, анализировать такие явления, как жанр газетной новеллы в творчестве А. П. Чехова или «поэтическую журналистику» [12] в деятельности Н. А. Некрасова и современных публицистов.

Проблема усугубляется тем, что в наших учебных планах курсы, в том числе указанные выше, зачастую не синхронизированы между собой. Согласимся с О. С. Кругликовой, отмечавшей по этому поводу: «Естественным следствием такого подхода становится дискретность восприятия, не позволяющая осознать логику развития социальных и культурных процессов. Вместо единой картины мира, в которой каждый элемент вытекает из предыдущих и в свою очередь обусловливает многие элементы в будущем, в головах выпускников остаются отрывочные сведения, которые составляют калейдоскопическую картинку, складываясь в случайном порядке» [7. С. 92].

Методические и методологические поиски решения создавшейся проблемы связаны и с тем, что такие дисциплины, как история отечественной и зарубежной журналистики, студенты бакалавриата изучают на младших курсах, когда еще не обладают в полной мере знаниями по теории журналистики. За неимением собственного журналистского и жизненного опыта они

не всегда способны оценить профессиональное мастерство и ценностные ориентиры ведущих журналистов прошлого, адекватно оценить те приемы, которые можно взять на вооружение современным СМИ.

Нерешенность многих вопросов, касающихся взаимодействия художественной литературы и журналистики, документального и художественного в рамках творчества конкретного автора, в отдельно взятом тексте, сопровождается и постоянными дискуссиями в научных изданиях. Одна из них (относительно элементов журнализма в творчестве И. Бунина) уже второй год идет на страницах журнала «Вопросы теории и практики журналистики». Авторы, инициировавшие полемику, А. П. Суходолов и Е. С. Антипина, утверждают, что «элементы журнализма в произведении «Окаянные дни», безусловно, подчиняются творческому замыслу писателя и художественной природе самого дневника, а сам журнализм становится в контексте творческого наследия И. А. Бунина особым типом творческого мышления» [16. С. 202]. А. Г. Коваленко, в свою очередь, не считает, что дневниковые записи можно рассматривать как журналистский и публицистический материал. Он полагает, что преобладающее значение в структуре творчества Бунина отводится «художественности», феномен журнализма при этом носит лишь вспомогательный характер [5. С. 559]. Пытаясь подвести итоги этой дискуссии, О. М. Скибина правомерно констатирует отсутствие устоявшихся определений «журнализма» и «художественности». Однако при всей разности подходов ученые сходятся в том, что «при анализе того или иного произведения следует сосредоточить свое внимание вокруг проблемы сочетания художественного и документального в нем» [13. С. 423].

Что касается терминологического многообразия, то в последнее время стал активно использоваться термин «литературный журнализм». «В России, - пишут Н. С. Авдонина и И. А. Фокина, - синонимом литературного журнализма (creative nonfiction) стала документальная литература» [1. С. 534]. В длинный синонимический ряд к использованному термину можно также включить новую журналистику, литературу нон-фикшн, нарративную журналистику, креативную журналистику и т.д. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой, на которую указывает исследователь литературы нон-фикшн Е. Г. Местергази. Она отмечает, что «современная наука до сих пор не выработала сколько-нибудь стройной теории т.н. «документальной литературы <...>» [9. С. 351].

Еще одну важную методологическую задачу выявляет А. Ш. Бик-Булатов, когда пишет, «что процессуального осмысления истории отечественной публицистики в полной мере до сих пор не произошло. У нас написаны истории отдельных изданий, произведений, течений, творчества публицистов» [3. С. 82-83]. Собрать полную картину российской и зарубежной публицистики, наверное, задача неподъемная. Сделать это в рамках одного вузовского курса или учебного пособия невозможно. Однако весьма полезным может оказаться изучение подобного опыта не только у нас, но и за рубежом. Важно учитывать, «что специализированного курса «истории журналистики» для бакалавров в чистом виде нет нигде; однако элементы истории журналистики «вшиты» во множество специальных курсов <...>» [6. С. 86].

С учетом перечисленных методических и методологических трудностей автор настоящей статьи более 15 лет читает студентам Нижегородского государственного университета, обучающимся по направлению «Журналистика», дисциплину по выбору «Проблемы взаимовлияния художественной литературы и журналистики».

Задачи курса - обобщить разнообразный, часто разрозненный материал, частично изучаемый студентами в рамках курсов истории отечественной и зарубежной литературы и журналистики, выявить общие закономерности в развитии литературного процесса разных стран, основные тенденции становления и дальнейшего функционирования журнализма в России и за рубежом, определить потенциал и очертить границы документальной и художественно-документальной литературы.

Центральное место в структуре курса занимает отечественная словесность. Мы уделяем серьезное внимание тому обстоятельству, что русская журналистика зародилась в недрах литературного процесса. Художественная литература возникла раньше журналистики. А потому жанры и формы художественной литературы повлияли на формирование и развитие жанров периодической печати. В свою очередь, участие в журналистике известных писателей и поэтов привело к тому, что в журналистских текстах использовались отдельные литературные приемы

(например, аллегорический стиль, эзопов язык). Взаимодействие художественной литературы и журналистики вызвало появление в художественных произведениях писателей-журналистов целого набора публицистических особенностей. Писатели, активно участвовавшие в русской журналистике с момента ее зарождения, не столько представляли своим читателям новостной поток, сколько отражали в прессе свои концепции. Поэтому с участием писателей в периодических изданиях связано развитие не столько журналистики факта, сколько журналистики мнения. И это составляет одну из характерных особенностей русской журналистики.

Изначальная литературоцентричность русской журналистики определялась, на наш взгляд, следующими причинами: монополией власти на новостной поток, малочисленностью читательской аудитории и развитием периодики в рамках литературного процесса.

Для русской журналистики XVIII века характерно то, что начавшись с газеты, она развивается преимущественно как журнальная журналистика. И дело не только в том, что газета в большей степени, чем журнал, ориентирована на отражение политической информации. Весь ход русской истории, развития общества и журналистики отнюдь не способствовал объективному отражению политической информации в указанный период. Причина преимущественно журнального характера нашей печати на начальном этапе ее развития кроется еще и в экономических, и в географических факторах. Огромные просторы Российской империи при отсутствии железных дорог и информационных агентств (которые появятся к середине XIX века) не стимулировали первые полтора века существования русской журналистики развития именно газетного дела. Выпуск газеты предполагает оперативную передачу и получение свежей информации. Поэтому русская журналистика XVIII века развивалась преимущественно в форме журнала, причем часто моножурнала, то есть журнала одного лица. Такое явление получило название «персонального журнализма». Когда издателем, автором и редактором является один человек, то очень вероятно, что он будет заполнять страницы журнала своими литературными произведениями, которые содержат неоперативную, но неустаревающую информацию. Вот почему многие журналы этого периода неоднократно переиздавались, подобно книгам, и заполнялись преимущественно литературными произведениями.

Литературоцентризм, изначально присущий нашей журналистике, усиливался и особенностями цензурной политики в России. Вспомним, например, как при Николае I было запрещено появление новых частных журналов (только с личного дозволения царя), обсуждение политических вопросов в этих самых частных изданиях, а также коммерческая реклама в них.

Если нельзя было писать о политике, то пресса вынуждена была искать другие темы. Этими темами стали литература (включая литературную критику, расцвет которой как раз пришелся на эпоху царствования Николая I) и популяризация науки. «Однако, - как отмечает А. И. Рейтблат, -от литературы большинство читателей ждало главным образом не «художественности», а публицистичности и дидактичности, критики существующих порядков и изображения образцов для подражания» [11. С. 21].

Примечательно, что первая публикация многих художественных произведений осуществлялась в журналах, и лишь потом они попадали в книгу. Причем за перепечатку в книге автор получал гонорар почти в 10 раз меньше, чем в журналах. Произведение, не прошедшее журнальной публикации или, по крайней мере, не отрецензированное там, не становилось фактом литературной жизни. Заметим, что в западных литературах журнал никогда не имел такого преобладающего положения, как в России. Значение книги и газеты там было существенно выше, а толстый журнал не носил энциклопедического характера, как у нас [11. С. 39]. В свою очередь, литературная критика в журналах выражала и формировала общественное мнение по поводу литературных произведений, в конечном счете, по поводу отраженной в художественных произведениях социальной действительности. Это повысило социальный статус и самой литературы. Литературная критика, лидером которой в те годы был Виссарион Белинский, более органична для журнального, нежели газетного издания. С учетом всех выше перечисленных обстоятельств всю первую половину XIX века ведущим типом периодического издания в России остается «толстый» литературно-художественный ежемесячный журнал.

Однако если в Европе общее развитие журналистики шло в направлении от книги к газете, от рукописи к печатной публикации, а книжные художественно-публицистические жанры непосредственно влияли на формирование газетного текста, то, например, в Северной Америке

газеты возникли раньше, чем появились оригинальные книги. Длительное время книги в Америке являлись переизданием уже опубликованного в газетах. Американские писатели приходили в художественную литературу через периодические издания, привнося в СМИ беллетризованность и насыщая литературу документальными фактами [15].

Концепция курса включает в себя не только теоретические аспекты, связанные с взаимовлиянием художественной литературы и журналистики, но и вопросы, помогающие студентам освоить национальную специфику развития той или иной словесности. Среди тем, определяющих содержание лекционной части курса, можно выделить следующие: «персональный журнализм» в России; «новый журнализм» в США; специфика художественно-публицистических жанров журналистики; особенности функционирования «пограничных жанров» (очерк и др.); документализм, публицистичность отдельных художественных произведений; проблема соотношения факта и вымысла в литературе и журналистике; образ автора в литературе и публицистике, общность тем, идей, мотивов, проблематики в журналистской и писательской практике отдельных художников; дневники, записные книжки, архив писателя; литературная критика в журналах; литературно-художественные журналы; литература и журналистика постмодернизма и др.

Рассматривая, например, современную ситуацию в литературе и журналистике, мы учитываем, что публицисты используют разную технику создания текста, одна из которых - художественное творчество. «Самое основное, что отличает поэтику нового публицистического текста, - отмечает С. И. Сметанина, - это смешение документального и художественного дискурса <... >» [14. С. 88].

Успешность решения сложных в теоретическом плане вопросов определяется обращением к обширному историко-литературному и историко-журналистскому материалу, в том числе в докладах и презентациях, подготовленных самими студентами. Согласимся с К. А. Алексеевым в том, что «важным и принципиальным фактором при подготовке и проведении студентами самостоятельной работы является ориентация на последующую презентацию и своеобразную «защиту» ее результатов на семинарах, что способствует повышению готовности к публичным выступлениям» [2. С. 76]. В рамках данной дисциплины это приобретает особое значение, так как занятия по ней проходят на последнем курсе бакалавриата, что важно как с точки зрения ее резюмирующей нагрузки, так и с точки зрения подготовки студентов к государственной итоговой аттестации. Кстати, практика показывает, что студенты, прослушавшие курс «Проблемы взаимовлияния художественной литературы и журналистики», успешнее отвечают на государственном экзамене вопросы по истории русской и зарубежной журналистики, чем те студенты, в арсенале которых только общие курсы по истории журналистики, прослушанные в первых семестрах.

Среди тем докладов и презентаций, которые студенты выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и научными интересами, за последние годы встречались следующие: специфика развития путевого очерка в России (на примере «Путешествия в Арзрум» А. С. Пушкина»); журнальная концепция «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского»; жанровые особенности портретных очерков М. Горького; документальное и художественное в путевом дневнике «Драйзер смотрит на Россию»; дневник писателя как жанровое явление (на примере дневников А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. С. Суворина и др.); мир русской журналистики в трилогии Т. Стоппарда «Берег утопии»; факты и вымысел в романе У. Эко «Нулевой номер» и др. Примечательно, что занятия в рамках данного курса ежегодно мотивируют студентов на написание курсовых и выпускных квалификационных работ указанной тематики. Автор статьи систематически выступает научным руководителем подобных работ, в частности магистерских диссертаций А. Д. Котихиной «Проблемы взаимовлияния художественной литературы и журналистики (на примере творчества М. А. Булгакова)» (2014), А. Р. Кварацхелии «Публицистическое начало в художественном творчестве Марка Твена» (2014), Ю. А. Охлучиной «Особенности эссеистики У. Эко на страницах журнала «Эспрессо» (2018) и др.

Среди образовательных технологий, используемых в рамках курса, не только лекции, доклады, презентации, но и семинары, проводимые в Музее книги Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки. Используя уникальные фонды областной библиотеки, с которой кафедру журналистики Нижегородского государственного университета связывают годы творческого сотрудничества, студенты могут поработать с прижизненными

изданиями классиков русской литературы, увидеть первые публикации их художественных произведений в периодической печати, в том числе нижегородской, найти очерки или фельетоны известных писателей, впоследствии легшие в основу их повестей и романов. Особое значение это приобретает в связи с литературной биографией нашего города, работой в нем или в регионе таких корифеев русской литературы и журналистики, как А. С. Пушкин, П. И. Мельников-Печерский, В. Г. Короленко, М. Горький и др.

Изучая рецепцию русской классики в «Сибирской газете», Н. В. Жилякова писала: «Одной из особенностей сибирской дореволюционной периодики была ее «литературоцентричность», постоянное внимание к творчеству и фактам биографии русских писателей. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой - эти и другие имена постоянно появлялись на страницах сибирских газет и журналов, выступая средством эстетического воспитания и просвещения читателей, создавая условия формирования регионального самосознания» [4]. Эту особенность региональной дореволюционной периодики, наверное, можно распространить на печать любой другой губернии, в том числе и Нижегородской с ее активной литературной жизнью. Благодаря Горькому и его окружению на рубеже XIX-XX веков Нижний Новгород становится одним из самых притягательных городов для представителей отечественной словесности. Сюда, в гости к Горькому, приезжали Антон Чехов, Леонид Андреев, Иван Бунин и многие другие. Говоря о планах и перспективах развития курса, мы намерены использовать не только сотрудничество с музеем книги, но и возможности других нижегородских литературных музеев. В Нижнем Новгороде есть музей А. С. Пушкина, филиал музея-заповедника Болдино, литературно-мемориальный музей Н. А. Добролюбова, три музея, связанных с М. Горьким (музей детства А. М. Горького «Домик Каширина», музей-квартира А. М. Горького, литературный музей А. М. Горького). Согласимся с Т. Н. Масальцевой, считающей, что «преподаватель, сочетая региональный материал с историей центра, способен использовать чувство причастности студентов «своему» региональному материалу и вызвать желание в него погрузиться» [8. С. 172]. В качестве особой формы проведения занятий, объединяющей посещение всех литературных музеев Нижнего Новгорода, материал лекций и презентаций самих студентов, можно использовать опыт преподавателей кафедры истории журналистики Санкт-Петербургского университета, разработавших историко-журналистский квест [17].

Содержание дисциплины «Проблемы взаимовлияния художественной литературы и журналистики» постоянно изменяется и дополняется, реагируя на движение как литературного процесса и журналистики, так научных и образовательных потребностей студентов. Нерешенность и дискуссионность многих теоретических вопросов, обсуждаемых в рамках курса, мотивирует студентов на собственные научные поиски. Использование в курсе таких форм организации самостоятельной работы, как доклады и презентации, занятий, проводимых в музеях Нижнего Новгорода с его богатой литературной историей, позволяет студентам выделить те литературные и журнальные приемы в творчестве известных отечественных и зарубежных авторов, которые можно плодотворно использовать и в современных СМИ.

Список литературы

1. Авдонина Н. С., Фокина И. А. Принципы и жанровое разнообразие литературного журнализма // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6. № 4. С. 528-540. DOLIO. 17150/2308-6203,2017.6(4).528-540.

2. Алексеев К. А. Применение творческих практических заданий в семинарских занятиях по истории журналистики // Век информации. 2017. № 3. С. 75-77.

3. Бик-Булатов А. Ш. История журналистики как процесс: методология исследования // Век информации. 2017. № 3. С. 82-85.

4. Жилякова Н. В. Русская классика в рецепции «Сибирской газеты» (г. Томск, 1881-1888) // Медиаскоп. 2012. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/1171 (дата обращения 25.08.2019).

5. Коваленко А. Г. О журнализме и художественности (отклик на статью А. П. Суходолова и Е. С. Антипиной «Феномен журнализма в творческом наследии И. А. Бунина (на материале произведения «Окаянные дни»)») // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С. 557-559. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(3).557-559.

6. Крамер А. Ю. Курс истории журналистики - что пользы в нем? // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). С. 83-92.

7. Крутикова О. С. Курс истории журналистики в структуре современного высшего профессионального образования по направлению «Журналистика» // Век информации. 2017. №3. С. 90-96.

8. Масальцева Т. Н. Региональный компонент в занятиях по истории журналистики XIX века// Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 171-175.

9. Местергази Е. Г. Специфика функционирования эпистолярного жанра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. 2007. Вып. 3. Ч. II. С. 351-357.

10. Орлова Е. И. История журналистики и литературы как университетские науки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. 2016. № 4. С. 162-169. DOI: 10.21638/11701/ spbu09.2016.412.

11. Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 448 с.

12. Северская О. И. Читатели газет: поэтическая журналистика как новый феномен СМИ // Медиаскоп. 2012. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/1132 (дата обращения 15.08.2019).

13. Скибина О. М. Журнализм или писательство? (о синкретизме документального и художественного у русских писателей) // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 2. С. 421-432. DOI: 10.17150/2308-6203,2019.8(2).421-432.

14. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века): научное издание. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 383 с.

15. Соколов В. С., Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных Штатов Америки: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1998. 143 с.

16. Суходолов А.П., Антипина Е. С. Феномен журнализма в творческом наследии И. А. Бунина (на материале произведения «Окаянные дни») // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 2. С. 195-209. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(2).195-209.

17. Хакимова Ю. Р. Дни истории журналистики в СПбГУ // Век информации. 2016. № 4. С.117-120.

QUESTIONS OF INTERACTION OF FICTION AND JOURNALISM IN UNIVERSITY PREPARATION OF JOURNALISTS: FROM THE EXPERIENCE OF TEACHING

Gordeeva E. Yn., Lobachevsky State University of Nizhnv Novgorod, Nizhnv Novgorod,

Elgordl (a)yandex. rn

The unsettled nature of many theoretical issues concerning the mutual influence of artistry and journalism, documentary and artistic within the work of a particular publicist, in a separate text, motivated the author to develop a course "Problems of interaction of fiction and journalism ", which students of the route "Journalism " of Nizhnv Novgorod State University has been taught for more than 15 years. The goals of the course - are to summarize a variety of material partially studied by students during the courses of history of Russian and foreign literature and journalism, to identify common patterns in the development of the literary process in different countries, the main trends in the formation and further functioning of journalism in Russia and abroad. Turning to materials representing Russian and foreign fiction and journalism, students to find out the causes of the literature-centric development ofjournalism in individual countries. Among the reasons for the initial literature-centricity of Russian journalism we highlight the monopoly ofpower for the news flow, the small number of readership in the 18th century and the development ofperiodicals within the framework of the literary process.

Key words: literature-centricity of journalism, history of journalism, history of literature.

3h<ik: npoSjieMHoe nojie MeflHao6pa30BaHHH. 2020. № 2 (36)

References

1. Avdonina, N. S. & Fokina, I. A. (2017). Printsipy i zhanrovoye raznoobraziye literaturnogo zhurnalizma [Principles and diversity of genres of literary journalism], Voprosv teorii i praktiki zhurnalistiki [Theoretical and Practical Issues of Journalism], V. 6,4, pp. 528-540. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(4).528-540. (In Russ.).

2. Alekseyev, K. A. (2017). Primeneniye tvorcheskikh prakticheskikh zadaniy v seminarskikh zanyatiyakh po istorii zhurnalistiki [The use of creative and practical tasks for the classes of journalism history], Vek informatsii [Information Age], 3, pp. 75-77. (In Russ.).

3. Bik-Bulatov, A. Sh. (2017). Istoriya zhurnalistiki kak protsess: metodologiya issledovaniya [The history of journalism as a process: research methodology]. Vek informatsii [Information Age], 3, pp. 82-85. (In Russ.).

4. Zhilyakova, N. V. (2012). Russkaya klassika v retseptsii «Sibirskoy gazety» (g. Tomsk, 1881— 1888) [Russian Classics in the Reception of Sibirskaya Gazeta (Tomsk, 1881-1888)]. Mediaskop [Mediascope], 4, available at: http://www.mediascope.ru/node/1171/, accessed: 25.08.2019. (In Russ.).

5. Kovalenko, A. G. (2018). O zhurnalizme i khudozhestvennosti (otklik na stat'yu A. P. Sukhodolova i E. S. Antipinoy «Fenomen zhurnalizma v tvorcheskom nasledii I. A. Bunina (na materiale proizvedeniya «Okayannyye dni»)») [On journalism and artistry (review of the article by Alexander P. Sukhodolov and Elena S. Antipina The phenomenon of journalism in Ivan A. Bunin's literary legacy (based on his book Cursed Days)]. Voprosv teorii ipraktiki zhurnalistiki [Theoretical and Practical Issues of Journalism], V. 7, 3, pp. 557-559. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(3).557-559. (In Russ).

6. Kramer, A. Yu. (2018). Kurs istorii zhurnalistiki - chto pol'zy v nem? [History of journalism -what use is it?]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education], 4 (30), pp. 83-92. (In Russ.).

7. Kruglikova, O. S. (2017). Kurs istorii zhurnalistiki v strukture sovremennogo vysshego professionarnogo obrazovaniya po napravleniyu «Zhurnalistika» [The course on the history of journalism as an integrative bases of modern journalism education]. Vek informatsii [Information Age], 3, pp. 90-96. (In Russ.).

8. Masal'tscva. T. N. (2017). Rcgional'nyy komponent v zanyatiyakh po istorii zhurnalistiki XIX veka [Regional component in classes on the history of journalism of the XIX century] Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education], 4 (26), pp. 171-175. (In Russ.).

9. Mestergazi, E. G. (2007). Spetsifika funktsionirovaniya epistolyarnogo zhanra [The specific character of epistolary genre functioning], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Vestnik of Saint Petersburg University], Series 9, 3 (2), pp. 351-357. (In Russ.).

10. Orlova, E. I. (2016). Istoriya zhurnalistiki i literatury kak universitetskiye nauki [History of journalism and literature as university disciplines]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Vestnik of Saint Petersburg University], Series 9, 4, pp. 162-169. DOI: 10.21638/11701/spbu09.2016.412. (In Russ).

11. Reytblat, A. I. (2009). OtBovv kBal 'montu i drugiye rabotypo istoricheskoy sotsiologii russkov literatury [From Bova to Balmont and other works on the historical sociology of Russian literature]. Moscow, New literary review. (In Russ.).

12. Severskaya, O. I. (2012). Chitateli gazet: poeticheskaya zhurnalistika kak novyy fenomen SMI [Readers of newspapers: Poetic Journalism as a New Phenomenon of Mass Media]. Mediaskop [Mediascope], 3, available at: http://www.mediascope.ru/node/1132, accessed: 15.08.2019. (In Russ.).

13. Skibina, O. M. (2019). Zhurnalizm ili pisatel'stvo? (o sinkretizme dokumcntal'nogo i khudozhestvennogourusskikhpisateley) [Journalism orWriting? (Onthe Syncretism ofthe Documentary and Fiction in Russian Writers" Creative Works)]. Voprosv teorii ipraktiki zhurnalistiki [Theoretical and Practical Issues of Journalism], V 8, 2, pp. 421-432. DOI: 10.17150/2308-6203,2019.8(2).421-432. (In Russ).

14. Smetanina, S. I. (2002). Media-tekst v sisteme kid'tury (dinamicheskive protsessv v yazyke i stile zhurnalistiki kontsa XX veka): nauchnove izdanive [Media text in the system of culture (dynamic processes in the language and style of journalism of the late twentieth century): scientific publication]. Saint Petersburg, Publishing house of V. A. Mikhailov. (In Russ.).

15. Sokolov, V. S. & Mikhaylov, S. A. (1998). Periodicheskciyci pechat' Soyedinennykh Shtatov Ameriki: uchebnoye posobiye [Periodicals of the United States of America: a tutorial]. Saint Petersburg, St. Petersburg University press. (In Russ.).

16. Sukhodolov, A. P. & Antipina, E. S. (2018). Fenomen zhurnalizma v tvorcheskom nasledii I. A. Bunina (na materiale proizvedeniya «Okayannyye dni») [The Phenomenon of Journalism in Ivan A. Bunin's Literary Legacy (Based on His Book Cursed Days)]. Voprosv teorii ipraktiki zhurncdistiki [Theoretical and Practical Issues of Journalism], V. 7, 2, pp. 195-209. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(2). 195-209. (In Russ.). (In Russ.).

17. Khakimova, Ju. R. (2016). Dni istorii zhurnalistiki v SPbGU [Days of history of journalism in St. Petersburg State University]. Vek informatsii [Information Age], 4, pp. 117-120. (In Russ.).

Гордеева Елена Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского».

Elgord 1 @yandex.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Гордеева Е. Ю. Вопросы взаимовлияния художественной литературы и журналистики в вузовской подготовке журналистов: из опыта преподавания // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 2 (36). С. 7-14. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10201.

Gordeeva Е. Yu. Questions of interaction of fiction and journalism in university preparation of journalists: from the experience of teaching // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 2 (36), pp. 7-14. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.