Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛЬНОЙ “ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ” И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ КЫРГЫЗСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛЬНОЙ “ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ” И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ КЫРГЫЗСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зеленая экономика / правильная экономика / устойчивое развитие / регионы / окружающая среда / экосистема / экономическое поведение бизнеса / green economy / correct economy / sustainable development / regions / environment / ecosystem / business economic behavior

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулуева Чинара Раимкуловна

Данная статья посвящена вопросам взаимодействия правильной «зеленой экономики» и устойчивому развитию регионов в Кыргызской Республике. Раскрыты и уточнены составляющие элементы «зеленой экономики» и их влияние на устойчивое развитие территорий страны. На основании анализа соответствующих показателей обобщены важнейшие стороны деятельности хозяйствующих субъектов в поддержке политики государства по охране окружающей среды и экологии в процессе производства продукции и возобновлении экосистем. Определены причины инертного поведения предприятий по обязательствам природоохранных расходов за нанесение ущерба природе и окружающей среде. Уточнена значимость и взаимодействие решение проблем формирования «зеленой экономики» и устойчивого развития регионов в достижении экономического роста страны в условиях глобализации и посткризисной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF INTERACTION OF THE CORRECT “GREEN ECONOMY” AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF KYRGYZSTAN: PROBLEMS AND PROSPECTS

This article is devoted to the issues of interaction between the correct "green economy" and the sustainable development of regions in the Kyrgyz Republic. The constituent elements of the "green economy" and their impact on the sustainable development of the country's territories are disclosed and clarified. Based on the analysis of the relevant indicators, the most important aspects of the activities of economic entities in support of the state policy on environmental protection and ecology in the process of production and restoration of ecosystems are summarized. The reasons for the inert behavior of enterprises under the obligations of environmental protection costs for causing damage to nature and the environment are determined. The significance and interaction of solving the problems of forming a "green economy" and sustainable development of regions in achieving the country's economic growth in the context of globalization and the post-crisis situation are clarified.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛЬНОЙ “ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ” И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ КЫРГЫЗСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. ЭКОНОМИКА

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. ECONOMICS

e-ISSN: 1694-8734

№2(3)/2023, 62-69

УДК: 338.24

DOI: 10.52754/16948734 2023 2(3) 10

ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛЬНОЙ "ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ" И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ КЫРГЫЗСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

ТУУРА "ЖАШЫЛ ЭКОНОМИКА" МЕНЕН КЫРГЫЗСТАНДЫН АЙМАКТАРЫН ТурукТУУ eНYКТYРYYНYН ЭЗ АРА АРАКЕТТЕНУУ МАСЕЛЕЛЕРИ: КеЙГеЙЛЭР

ЖАНА ПЕРСПЕКТИВАЛАР

ISSUES OF INTERACTION OF THE CORRECT "GREEN ECONOMY" AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF KYRGYZ S TAN: PROBLEMS AND PROSPECTS

Кулуева Чинара Раимкуловна

Кулуева Чинара Раимкуловна Kulueva Chinara Raimkulovna

д.э.н., профессор, Ошский государственный университет

э.и.д., профессор, Ош мамлекеттик университети Doctor of Economics, Professor, Osh State University ch.kulueva@mail. ru

ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛЬНОЙ "ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ" И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ КЫРГЫЗСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам взаимодействия правильной «зеленой экономики» и устойчивому развитию регионов в Кыргызской Республике. Раскрыты и уточнены составляющие элементы «зеленой экономики» и их влияние на устойчивое развитие территорий страны. На основании анализа соответствующих показателей обобщены важнейшие стороны деятельности хозяйствующих субъектов в поддержке политики государства по охране окружающей среды и экологии в процессе производства продукции и возобновлении экосистем. Определены причины инертного поведения предприятий по обязательствам природоохранных расходов за нанесение ущерба природе и окружающей среде. Уточнена значимость и взаимодействие решение проблем формирования «зеленой экономики» и устойчивого развития регионов в достижении экономического роста страны в условиях глобализации и посткризисной ситуации.

Ключевые слова: зеленая экономика, правильная экономика, устойчивое развитие, регионы, окружающая среда, экосистема, экономическое поведение бизнеса.

ТУУРА "ЖАШЫЛ ЭКОНОМИКА " МЕНЕН КЫРГЫЗСТАНДЫН АЙМАКТАРЫН ТУРУКТУУ 0HYKTYPYYHYH вЗ АРА АРАКЕТТЕНYY МАСЕЛЕЛЕРИ: КвЙГвЙЛвРЖАНА ПЕРСПЕКТИВАЛАР

Аннотация

Бул макала туура "жашыл экономиканын" ез ара аракеттенуусу жана Кыргыз Республикасында Региондорду туруктуу енуктуруу маселелерине арналган. "Жашыл экономиканын" тузуучу элементтери жана алардын елкенун аймактарын туруктуу енуктурууге тийгизген таасири ачыкталды жана такталды. Тиешелуу керсеткучтерду талдоонун негизинде продукцияны ендуруу жана экотутумдарды жацыртуу процессинде айлана-чейрену жана экологияны коргоо боюнча мамлекеттин саясатын колдоодо чарбакер субъекттердин ишинин маанилуу тараптары жалпыланган. Жаратылыш жана айлана-чейреге зыян учун экологиялык чыгымдардын милдеттенмелери боюнча ишканалардын инерттик журум-турумдун себептери аныкталган. Глобалдашуу жана кризистен кийинки кырдаал шарттарында елкенун экономикалык есушуне жетишууде "жашыл экономиканы" калыптандыруу жана региондорду туруктуу енуктуруу кейгейлерун чечуунун маанилуулугу жана ез ара аракетгенуусу такталды.

Ачкыч свздвр' жашыл экономика, туура экономика, туруктуу енугуу, аймактар, айлана-чейре, экосистема, бизнестин экономикалык журум-туруму.

ISSUES OF INTERACTION OF THE CORRECT "GREENECONOMY" AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF KYRGYZSTAN: PROBLEMS AND PROSPECTS

Abstract

This article is devoted to the issues of interaction between the correct "green economy" and the sustainable development of regions in the Kyrgyz Republic. The constituent elements of the "green economy" and their impact on the sustainable development of the country's territories are disclosed and clarified. Based on the analysis of the relevant indicators, the most important aspects of the activities of economic entities in support of the state policy on environmental protection and ecology in the process of production and restoration of ecosystems are summarized. The reasons for the inert behavior of enterprises under the obligations of environmental protection costs for causing damage to nature and the environment are determined. The significance and interaction of solving the problems of forming a "green economy" and sustainable development of regions in achieving the country's economic growth in the context of globalization and the post-crisis situation are clarified.

Keywords: green economy, correct economy, sustainable development, regions, environment, ecosystem, business economic behavior

В последние десятилетия особое внимание научного сообщества мира и государств направлено на развитие и совершенствование концепции «зеленой экономики», рассматриваемая многими экспертами и политическими деятелями в качестве оптимальной экономической модели развития страны в условиях глобализации и посткризисной ситуации.

Вышеуказанная новая модель и концепция «зеленого» развития интересна и для Кыргызстана, поскольку предполагает переход к новому экологически адаптированному типу развития, который может стать основой для преодоления сырьевой ориентации национальной экономики и модернизации всего хозяйственного комплекса в целях повышения его устойчивости и конкурентоспособности.

Известная всем фраза «общество, экономика и природа - неразделимы» определяет необходимость абсолютно новую парадигму развития, способного обеспечить благосостояние общества с учетом правильно поставленной политики охраны природы и сбалансированного использования ее ресурсов, ориентированные на достаточно долгосрочный период. Конечно, здесь требуется соответствующий выгодный для Кыргызстана и его регионов инновационный рост «зеленой экономики», где есть все предпосылки для его развития, так как в стране по сравнению со странами Западной Европы и другими развитыми странами, преследующие производство органической продукции (пища, одежда, жилище, транспорт и пр.), сохранены первозданные технологии производства экологически чистой продукции.

Еще в начале 20 века академик В.И. Вернадский отмечал о существовании глобальных проблем развития человечества как единого целого с природой. Можно перечислить ряд известных российских ученых: Н.Н. Моисеев, В.А. Коптюг, А.Л. Яншин, С.П. Капица, В.И. Данилов-Данильян, А.Д. Урсул и мн. др., разработавшие и пропагандирующие в своих научных трудах идеи устойчивого развития путем решения экологических проблем и остроту биосферной напряженности, которые рассматриваются как современные противоречия между ростом неограниченных потребностей человеческой деятельности и наличием ограниченных природных ресурсов или естественных экосистем [1].

Отечественные ученые только за последние 5 лет начали уделять особое внимание научным исследованиям и методологическим вопросам в рамках адаптации принципов «зеленой экономики» в Кыргызстане и его территориях. На свет выходят тематические статьи, научные работы отечественных ученых и экспертов по проблемам формирования и совершенствования принципов «зеленой экономики».

В Кыргызстане принимаются ряд нормативно-правовых актов, способствующих реализации принципов «зеленой экономики»: Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 28 июня 2018 года № 2532-У1 "Об утверждении Концепции "Кыргызстан -страна зеленой экономики" и мерах по внедрению принципов зеленой экономики в Кыргызской Республике" [7].

Основой принятия данного нормативного документа [7] стала Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в 2011 году, которая продекларировала и в основном определила новую модель экономики - зеленую экономику, направленной на повышение благосостояния людей и обеспечение социальной справедливости, учитывающая политику снижения риска для окружающей среды и ее уровня бедности.

В 2012 году в выездной конференции ООН по устойчивому развитию в Бразилии была принята резолюция (РИО+20) [6], где каждая страна, в том числе и Кыргызстан должны разработать и принять свои национальные концепции зеленой экономики в качестве одного из важных инструментов обеспечения устойчивого развития. В свою очередь наша страна выразила приверженность к устойчивому развитию через продвижение приоритетов "зеленой экономики". Считаем, что такое решение для нас является правильным ввиду того, что социально-экономическое развитие Кыргызстана и его территорий в основном основано на потреблении природных ресурсов.

В настоящее время популярность «зеленой экономики» в Кыргызстане набирает обороты. Тому пример, работа предпринимательских структур и организация конкурентной среды на основе Концепции (2018 г.) страны под эгидой «Кыргызстан — страна зеленой экономики» [2]. В 2019 году Правительством Кыргызской Республики была принята Программа развития зеленой экономики Кыргызской Республики на период 2019 — 2023 [8].

Государство прилагает все усилия, направленные на развитие зеленой экономики, то есть на ее формирование, адаптацию и развитие, или точнее перевода бизнеса на рельсы «дружбы с природой», учитывающая практику охраны окружающей среды. В то же время для достижения этой цели наличие предлагаемых комплекс мер направленных на стимулирование бизнеса государственными регулятивными механизмами считаем недостаточными. Здесь, для реализации вышеотмеченных государственных документов по развитию зеленой экономики в стране, необходимы, с одной стороны, устойчивый спрос на рынке потребления, с другой стороны, вопрос о финансовой достаточности и ее уровня обеспеченности.

Для решения подобных стратегически важных задач на уровне государства проводятся различные мероприятия по взаимодействию зеленой экономики и устойчивого развития регионов Кыргызстана.

Чтобы найти ответы на эти вопросы в Бишкеке 14 ноября 2019 года была проведена конференция на тему «Перспективы развития зеленой экономики частным сектором Кыргызстана» [9]. На конференции организованной ОБСЕ, Центром климатического финансирования Правительства Кыргызской Республики, Зеленым Альянсом Кыргызстана и Союзом банков Кыргызстана участвовали представители государственных структур, международных организаций, неправительственного сектора и бизнеса.

Подобные мероприятия проводятся и сегодня. Как и все жители планеты, пережив пандемический шок, которая обнажила все наши социально-экономические проблемы, Кыргызстан держит курс на формирование «зеленой экономики» и достижения устойчивого развития в своих территориях и регионах.

Переход на «зеленые стандарты» развития экономики требуют соответствующего финансирования, которые могут получены в виде грантов из Зеленого климатического фонда (создан в 2010 г., штаб-квартира находится в Южной Корее), инвестирующая в основном проблемы адаптации к изменениям климата, в том числе и развитие зеленой экономики. Кыргызская Республика в 2015 году подписала, а в 2019 году ратифицировала Парижское соглашение Конвенции ООН об изменении климата. Наша республика может инициировать заявки на гранты странового уровня стоимостью 100 млн. долларов [9].

Понятие «зеленые стандарты» аккумулирует в себе в основном инструмент разумной экономики, где принятые государством стандарты выступают «дорожной картой» к иностранным инвестиционным вложениям и заработанной мировым репутации и авторитету, стимулирующих развитие бизнеса, экономики и инновационных технологий, следовательно, влияющих на состояние окружающей среды и улучшение качества жизни определенного государства, в целом общества.

Таблица 1. - Доля инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды по регионам Кыргызской Республики, к общему объему инвестиций, в %, [3,4,5].

Наименование 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

территорий

В целом по 1,3 1,2 0,9 0,6 0,7 0,8 3,0 0,9 3,4 1,0 1,3

Кыргызской

Республике

Баткенская 0,7 0,7 0,5 1,4 0,2 0,6 0,8 4,3 0,7 0,1 0,3

область

Джалал- 0,5 0,3 0,6 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 — 0,3

Абадская

область

Иссык-Кульская 3,7 2,6 1,8 1,8 2,5 4,6 3,6 3,2 18,9 4,1 5,7

область

Нарынская 1,1 0,4 0,6 0,1 0,2 0,1 0,2 — 0,3 — —

область

Ошская область 1,2 1,0 1,0 0,7 0,7 0,8 1,0 0,7 3,6 0,6 0,2

Таласская 1,6 1,6 1,5 1 2,5 2,5 1,1 0,8 0,1 0,9 0,6

область

Чуйская область 0,3 0,4 0,2 0,2 0,1 0,1 0,7 0,7 0,3 0,1 0,3

г.Бишкек 0,7 0,6 0,9 0,4 0,3 0,2 0,8 4,3 0,7 0,1 0,3

г.Ош 0,0 1,6 0,1 0,0 0,0 0,0 0,1 0,2 0,1 — 0,3

Как показывает таблица 1., доля инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды по регионам Кыргызской Республики за рассматриваемый 2011-2021гг. неоднородна, ввиду сохраняющейся инертной политики со стороны государства к проблемам охраны окружающей среды из-за нестабильной политической ситуации, а также неутешительным уровнем теневой экономики, которая в последние годы заметно сокращает свои границы посредством активной политики налогового администрирования под контролем Президента КР С. Жапарова, путем введения фискальных инструментов отслеживания поведения бизнес-структур, что дает свои определенные плоды.

Тем не менее, в таблице 2 отслеживается некоторый заметный рост динамики расходов хозяйствующих субъектов на защиту экологии и охрану окружающей среды, где в целом по республике можно наблюдать положительную тенденцию, особенно с 2017 года, когда государством были предприняты кардинальные меры, направленные на устойчивое развитие регионов через призму охраны природы и ее естественности.

В то же самое время необходимо отметить, что положительные движения касаются в основном предприятий и организаций, которые легально функционируют на территории регионов, но из поля зрения выходят «неучтенная статистика» хозяйствующих субъектов, проворачивающих свою экономическую деятельность и находящихся в «тени», которые ради своей наживы особо не заинтересованы безотходными правилами современной экономики. Таких как они загрязняющих воздух и окружающую среду в нашей стране достаточно.

Таблица 2. - Расходы предприятий и организаций на охрану окружающей среды, млн. сомов, [3,4,5]_

наименование 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

территорий

в целом по 660,7 705,2 818,4 951,0 862,3 1 2 6 5 8

Кыргызской Республике 857,2 040,8 128,0 465,7 367,7

Баткенская 3,2 3,2 53,1 4,9 6,7 4,1 5,0 4,0 6,2 7,5

область

Джалал- 41,2 29,2 29,7 40,3 20,8 27,3 20,2 9,1 22,5 24,0

Абадская

область

Иссык- 350,5 385,2 460,3 502,8 476,4 1 1 5 4 7

Кульская область 439,3 438,7 588,1 836,5 782,1

Нарынская область 5,8 6,0 9,8 8,6 10,0 12,6 19,9 24,3 26,5 30,0

Ошская 0,2 0,1 1,6 1,7 1,6 7,1 5,6 12,2 0,8 2,8

область

Таласская 0,1 0,1 - - - - - - 7,6 0,7

область

Чуйская 65,9 79,9 79,9 70,4 67,0 55,3 118,4 62,7 67,0 84,0

область

г.Бишкек 170,6 182,4 168,2 308,3 261,2 292,7 414,2 401,8 471,3 408,6

г.Ош 23,2 19,2 15,8 14,0 18,6 18,8 18,8 25,8 27,4 28,0

Следовательно, отметим, что с конца 2000-х годов национальная статистика Кыргызстана начала вести учет хозяйствующих субъектов, имеющих природоохранные расходы. К великому сожалению, как показывает официальная статистика предприятий и организаций, которые производят определенные расходы на природоохранные мероприятия если сравнить со всем количеством функционирующих предприятий, очень даже мизерная. По официальным данным статистики на конец 2021 года на территории Кыргызстана предприятий реального сектора насчитывалось 530,6 тыс. из общего 741,7 тыс. хозсубъектов как юридических, так и физлиц. Из них на долю сельского и лесного хозяйства, рыболовства приходится 462,7 тыс. хозсубъектов (87,2%), добычу полезных ископаемых - 741 ед. (0,14%), обрабатывающую промышленность - 15,5 тыс. ед. (2,9%), водоснабжение, очистку, обработку отходов и получения вторичного сырья - 704 ед. - (0,13%), строительство - 7,8 ед. (1,5%), транспортную деятельность и хранение грузов - 42,6 ед. (8,0%) и т.д. [2]

Рисунок 1. - Количество отчитавшихся хозяйствующих субъектов, имеющих

природоохранные расходы по Кыргызской Республике территории, единицы, [2]

Подобная картина говорит об инертном отношении многих хозяйствующих субъектов призывам легального бизнеса, это, во-первых, во-вторых, сохранению некоторого недоверия властным структурам, что порождает коррупционные элементы, и, в-третьих, наличия определенного уровня финансовой неграмотности среди предпринимателей. Следовательно, все это наносит определенный ущерб устойчивому развитию экономики в регионах, что может отразится, в конечном счете, на социально-экономическом развитии национальной экономики нашей республики.

Таким образом, можем заметить, что «зеленая экономика» при всей своей природе -это экономика с низкими выбросами углеродных соединений и ядовитых отходов, эффективно и бережно использующая природные ресурсы, в том числе и человеческие, и отвечающая интересам всего общества. В нашем понимании - это правильная экономика, от которой зависит устойчивое развитие регионов, реализуемая в качестве важнейшей долгосрочной цели, где экономическое поведение всех функционирующих хозсубъектов должно быть направлено на поддержку государственной политики по адаптации и развитию правильной «зеленой» экономики, в частности, на:

- регулирование нагрузки на естественные экосистемы;

- сохранение и восстановление естественной природной среды;

- устойчивое использование экосистемных услуг;

- обеспечение учета ценности экосистем и биологического разнообразия в ходе планирования и процессов развития;

- формирование у населения экологической культуры и бережного отношения к биологическим видам [8].

- снижение степени ресурсоемкости в производстве продукции;

- «озеленение» ключевых секторов экономики и рационализацию природопользования;

- повышение энергоэффективности и увеличение использования возобновляемых источников энергии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение и распространение малоотходных и безотходных технологий;

- направить поведение хозсубъектов на переработку своих отходов.

Следовательно, отметим, что намеченные страной стратегия устойчивого развития регионов на ближайшие годы во многом совпадают с целями перехода к «зеленой экономике», которые отражены в общей политике использования ресурсов и охраны окружающей среды на перспективу, а также в имеющихся нормативно-правовых и экономических инструментах. А вопросы построения правильной «зеленой экономики» в Кыргызской Республике конкретизированы целями модернизации экономики на основе снижении степени энергоемкости и природоемкости экономического роста территорий, ускоренного инновационного развития, быстрого роста комплекса высокотехнологичных отраслей.

Список литературы

1. Кругликова Т.В. Устойчивое развитие и «зеленая экономика» в России: концепции и перспективы. - 145-188 стр. http:/^yberleшnka.m>artide>шtoycЫvoe-razvitie-i-zelenaya-екопот1ка-у-го88П

2. Кыргызстан в цифрах 2022. Статистический сборник. НСК КР. -Б.: С. 169-170. http://www.stat.kg/media/publicationarchive/c2680694-07a1-4728-9921-131cb00e6c46.pdf

3. Окружающая среда в Кыргызской Республике за 2011-2015гг. Статистический сборник. Нацстаткомитет КР. -Б.: с. 55,77

4. Окружающая среда в Кыргызской Республике за 2012-20161гг. Статистический сборник. Нацстаткомитет КР. -Б.: с. 58,80

5. Окружающая среда в Кыргызской Республике за 2017-2021гг. Статистический сборник. Нацстаткомитет КР. -Б.: с. 56,77 http://www.stat.kg/media/publicationarchive/c210d76d-91e9-4e8e-a597-e49217759846.pdf

6. О реализации принципов устойчивого развития в Российской Федерации. Российский взгляд на новую парадигму устойчивого развития. Подготовка к «Рио+20»: Доклад. - М., 2012. - 81 с. - Режим доступа: http://sustainable-development.un.org/content/documents/1048natreprus.pdf.

7. Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 28 июня 2018 года № 2532-У1 "Об утверждении Концепции "Кыргызстан - страна зеленой экономики" и мерах по внедрению принципов зеленой экономики в Кыргызской Республике" http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/88116

8. Программа развития "зеленой" экономики в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы. http://www.mineconom.gov.kg>direct

9. http://ub.kg/ru/prepyatstviya-v-razvitii-zelenoj-ekonomiki-i-puti-ih-resheniya/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.