Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИТАТИВНЫХ ПРАКТИК БУДДИЗМА В ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ'

ВОПРОСЫ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИТАТИВНЫХ ПРАКТИК БУДДИЗМА В ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИТАТИВНЫХ ПРАКТИК БУДДИЗМА В ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ»

Краткий профессиональный курс. - М.: Перспектива, 2013. - 239 с.

3. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В.Романовский и др. Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт - М, 2012. -543 с.

4. Ковалев В.В., Привалов В.П. Анализ хозяйственного состояния предприятия. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. - 256 с.

5. Большов В.В. Финансовая политика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 128 с.

6. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. Е.И.Шохина. - М.: ФКК ПРЕСС, 2012. - 408 с.

7. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - К.: Ника-Центр, 2013. -356 с.

Фахрудинова Э.Р., к.ф.н.

ассистент

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Журкин К.И. студент 2-го курса лечебный факультет ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России Российская Федерация, г. Саратов ВОПРОСЫ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИТАТИВНЫХ ПРАКТИК БУДДИЗМА В ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ В современном обществе всё более активно прогрессирует дисгармония, увеличивается число деструктивных явлений, виной чему считается системный кризис конца XX - начала XXI века, в частности кризис культуры [1]. Этот термин был введён Ф. Ницше для обозначения оскуднения духовного потенциала западной культуры, отсутствия тяги к подлинной красоте. По мнению философа «болезнь» культуры - души общества - свидетельствует о нездоровье всего организма [2].

Теория кризиса культуры стала одной из самых обсуждаемых и злободневных в философии и культурологии, этой проблеме посвящено огромное количество художественных произведений. Одним из них является книга-антиутопия Ч. Паланика «Бойцовский клуб», в которой в сатирической форме поднимается проблема общества потребления: «Кто мы такие? Мы просто потребители, одержимые внешней атрибутикой преуспевания. Война, голод, насилие — все это не волнует. А волнует меня: знаменитости и скандалы, телевизор, где 500 каналов и чье имя на бирке моих трусов».

Технократическая цивилизация на данный момент и перманентно не в состоянии удовлетворить духовные потребности личности. Человек

становится деталью механизма индустрии, которая навязывает ему ненужные потребности и в то же время создаёт видимость зоны комфорта [1]. К. Маркс назвал этот процесс отчуждением [3].

В России и в мире на данный момент наблюдается широко распространенный рост числа случаев девиантного поведения: актуальными социальными проблемами XXI века являются суицид [4] и наркотическая зависимость [5]; различные психические расстройства стали одними из главных причин инвалидизации и преждевременной смерти [6].

Несмотря на возможность удовлетворения всех гедонистических потребностей, которые являются естественными, по мнению австрийского психоаналитика и мыслителя З. Фрейда, другой психиатр - В. Франкл -считает потребность самоопределения такой же вытекающей из природы человека [7].

К. Юнг в своих работах сделал вывод о том, что смыслоутрата является причиной многих неврозов и других психических заболеваний [8]. Именно В. Франкл и К. Ясперс независимо друг от друга описали ноогенные депрессии и неврозы, вызванные экзистенциальной фрустрацией [9].

Очевидно, что выходом из данной неблагоприятной ситуации, сложившейся на смене эпох, может стать обращение к мировому духовному наследию, в том числе к различным философско-религиозным течениям. Стоит и здесь отметить работы В. Франкла, который считает веру в наличие сверхсмысла одной из эффективных психотерапевтических основ [9]. Именно В. Франкл является основателем логотерапии [10], т.е. экзистенциального метода психотерапии, основанного на поиске смысла жизни.

Многие российские ученые считают, что психологи и психотерапевты должны обращать внимание на вопросы религии при работе со своими пациентами [10].

В европейской культуре на сегодняшний день особенно актуально обращение к философии и эзотерике Востока [11]. Практики буддизма оказывают влияние на духовную сферу жизни общества, в частности огромный вклад этих направлений ощутим в психологи и психотерапии [12].

Буддизм относится к индийским философским школам и является неортодоксальным направлением, т.е. не признает главенства Упанишад, а имеет более выраженную этико-практическую направленность. Главный вопрос, который интересует буддизм - это бытие человека [13]. В основе буддизма лежат «четыре благородные истины», которые кратко можно сформулировать следующим образом: 1) существует страдание - «дукха»; 2) причиной страдания является желание; 3) существует отсутствие страдания - нирвана; 4) путь к прекращению страдания - достижения нирваны -Восьмеричный путь. Прекратить страдания можно только путем выхода из сансары (концепция Мокши), поэтому буддисты стремятся «угасить» все желания и страсти, перейти от всего земного в небытие (нирвану). Причем перевод термина «дукха» как «страдание» не совсем точен. Понятие «дукха»

несколько шире - переживания, заключенные в нем могут быть и приятными, однако они непостоянны, а потому приносят страдание. Центральным в буддистской философии является понятие дхармы [14], которое имеет множество истолкований, одно из которых - составной элемент сознательной жизни. Дхармы составляют человеческое «Я». Группы дхарм, составляющие личность называются скандхами, их пять: тело, чувство, восприятие, волевой и деятельностный аспекты психики, сознание [15].

Популярность буддистских психотехник в настоящее время обусловлена двумя основными причинами: 1) позволяют изменить свои психические качества, способствуют решению личных психологических повседневных проблем; 2) сразу дают практические «плоды» в виде возможности управления собственной психикой. Кроме того, в условиях возрастающей значимости научного знания, буддизм не обязывает принимать что-либо на веру - буддисты утверждают, что даже если доказанное наукой противоречит сказанному в священных текстах, они будут вынуждены принять этот факт истинным [16]. Буддизм как религиозная вера основывается на устойчивой системе философского знания - последователи Будды принимают Учение Будды только после тщательной проверки [17].

Таким образом, буддизм - это спасение. Спасение путем изменения психики, избавления от чувства неудовлетворенности жизнью и, как следствие, напряженности, тревоги. Достигается эта цель четырьмя путями: 1) Познание; 2) Практическое деяние, аскетизм; 3) Созерцание и медитация; 4) Вера в спасительную силу Будды [18].

Для психологии и психотерапии, большей частью, представляет интерес третий пункт. Сейчас буддизм известен нам в двух формах: «хинаяна» - отказ от всех связей с мирской жизнью, путь доступный лишь монахам, и «махаяна» - путь доступный любому мирянину, важной частью которого является покровительство бодисаттв (небожителей). Первые методики по психическому самосовершенствованию встречаются в трактате «Паривара» [18], в котором описана буддистская система медитации, позволяющая избавить тело от беспокойств для достижения свободы духа.

Такая медитация включает две ступени. Первая делает психику устойчивой к негативным воздействиям, снижает невротические реакции. Вторая - это наступление душевного покоя и ощущения единства с миром. Именно эти две ступени применяются в современной психологической практике, поскольку не меняют естественный уклад жизни и способны решать насущные проблемы душевного состояния. Существует еще три ступени, направленные на достижение нирваны и доступные лишь тем, кто встал на путь Будды [18].

Буддистские медитативные практики направлены на достижение полноты сознания, что и применяется в когнитивно-поведенческой психологии. Полнота сознания (английский термин - mindfulness), понятие,

заимствованное из философии Востока, в психотерапии означает способность не вовлекаться в собственные мысли и чувства, проявление к ним созерцательного отношения, восприятие происходящего без оценки, а также концентрация на своей деятельности [12].

По мнению одного из ведущих специалистов в области применения медитации для борьбы со стрессом и болью Й. Кабат-Зинна, терапевтический результат наблюдается за счет, в основном, эффекта разделения себя с «негативным» состоянием и перехода в позицию наблюдателя и, как следствие, обретения большей целостности, нахождения в себе «островков спокойствия» [19].

Однако по данным исследований европейцы часто встречаются с трудностями при медитациях. Главным образом, проблемы связаны с выбором в пользу действия, нежели бездействия для преодоления негативного переживания, что не позволяет занять позицию наблюдателя. Кроме того, европейцам трудно принять, что какие-либо негативные факторы содержат источник преодоления себя, т.е. являются «союзниками». Обратно, иногда запущенное негативное состояние (например, заболевание) может привести не только к серьезным последствиям, но и даже к смерти [20].

Буддистские психопрактики находят все большее применение и новые различные формы в современной психотерапии и психокоррекции. По многочисленным данным исследований применение медитативных методик дает положительные результаты у пациентов с различными видами неврозов, в том числе и ноогенных, стрессом, а также у людей больных алкоголизмом [12].

Стоит отметить, что обязательным спутником учебного процесса является эмоциональное перенапряжение, связанное с зачетами и экзаменами, большим объёмом информации и относительно малым количеством времени для его освоения [21]. Именно поэтому студенты высших учебных заведения очной формы обучения составляют особую группу риска развития стресса. С целью выявления солидарности студенческого общества с буддистскими психопрактиками был проведен социологический опрос, участниками которого стали 100 студентов 1-6 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического, фармацевтического факультетов, а также факультета клинической психологии и института сестринского образования ФГБОУ ВО СГМУ им. В.И. Разумовского. Респондентам предлагалось ответить на вопрос - «Считаете ли Вы допустимым применение буддистских медитативных практик в современной психотерапии и психокоррекции (психологии)?». Предлагались следующие варианты ответов: «да», «нет», «я лично придерживаюсь духовных практик буддизма». Были получены следующие результаты: 49% опрошенных ответили «да», 44% - «нет», а 7% студентов выбрали третий вариант ответа (рис. 1)

Приблизительно равное распределение голосов в пользу обеих

противоположных сторон, вероятно, говорит о том, что эффективность буддистских методик получила известность среди российских студентов. Об этом свидетельствует также значительное количество ответов о применении данных психопрактик в жизни. Однако многие считают недопустимым их использование, возможно, в силу большого различия менталитета России, Запада и Востока; убежденности в ином философско-религиозном мировоззрении; несоответствии требований современной жизни мегаполиса принципам буддистских методик; неосведомленностью об аспектах применения данного учения в психотерапии.

Рис. 1. Возможность применения медитативных практик в психотерапии

Да Нет

I Придерживаются буддизма

Таким образом, доказана не только возможность, но и большая эффективность применения буддистских духовных практик в психотерапии и психокоррекции. Однако эти методы нуждаются в более активном внедрении в современную психологию и медицину, поскольку быстро и плодотворно решают множество психологических проблем, связанных с жизнью в современном обществе.

Использованные источники:

1. Малохова Ю.В. Кризис смены эпох и духовное наследие как предпосылка гармонии бытия личности и общества // Вестник Омского университета. №3(73). 2014. С. 76-77.

2. Ирицян Г.Э. Основы осмысления кризиса культуры: Ф. Ницше и постмодернизм // Вестник Адыгейского государственного университета. №2. 2010. С. 1-6.

3. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1974. Т. 42. С. 41-174.

4. Евсеев А.А. Статистический анализ тенденций и факторов суицидального поведения // Статистика и экономика. №6-2. 2012. С. 86 -90.

5. Валькова У.В. Оценка накрологической ситуации в России на основе статистических данных // Известия Российского государственного

педагогического университета им. А.И. Герцена. №115. 2009. С. 306-309

6. Оценка уровня смертности от психических заболеваний и болезней системы кровообращения: проблемы кодирования и статистического учета случаев смерти / И.И. Самородская, М.А. Ватолина, В.Б. Белов, С.А. Бойцов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №5. 2014. С. 8-12.

7. Стрелец Ю.М. Жизненный смысл вопроса о смысле жизни человека // Вестник Оренбургского государственного университета. №7(143). 2012. С. 233-242.

8. Collected works of C.G. Yung: the practice of psychotherapy / Yung C. N.Y.: Princeton. University Press, 1966. 384 p.

9. Зенцова Н.И., Каклюгин Н.В. Динамика смысложизненных ориентаций у лиц с опийной зависимостью, участвующих в реабилитационных программах религиозного и нерелигиозного типа // Вестник Московского университета. 2012. №3. С. 49-59.

10. Зайченко А.А. Христиански-ориентированная психотерапия // Областная научно-практическая конференция психиатров, наркологов и психотерапевтов: Сборник научных трудов. № 3. 2005. С. 105-107.

11. Фахрудинова Э.Р. Проблема мудрости и морали в философии Конфуция. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2012.

12. Тукаев Р.Д., Кузнецов В.Е. Универсальная гипнотерапия и психотерапия на основе полноты осознания: сходства, различия, терапевтические перспективы. Часть 2. // Социальная и клиническая психиатрия. Т. 23. №2. 2013. С. 67-72.

13. Ерошина Т.А. Личность человека в философии Древнего Востока // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. №1(4). 2014.

14. Зарубко Е.Ю., Левкин В.Е. Ранний буддизм и когнитивная психология // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. №3. 2006. С. 252-258.

15. Буддизм: карманный словарь / Е.А. Торчинов. СПб: Амфора, 2002. 187 с.

16. Уланов М.С. О причинах распространения буддизма на Западе в эпоху глобализации // Вестник Волгоградского государственного университета. №2. 2008. С. 68-72.

17. Урбанаева И.С. Специфика буддизма как философии и религии // Вестник Бурятского государственного университета. №8. 2009. С. 61 -69.

18. Деринг В.В. Особенность практической психической деятельности в буддизме // Вестник Забайкальского государственного университета. №2. 2007. С. 159-163. ^

19. Самоучитель по исцелению / Кабат-Зинн Й. Мн.: Поппури, 2002.

20. Хайкин А.В. К методологии медитативных и процессуальных практик саморегуляции // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2011. Т.1. №7. С. 16-19.

21. Адаптация студентов к учебному стрессу / А.В. Арефьева, Н.М. Фатеева, Т.А. Глухих, А.А. Турышева // Здоровье и образование в XXI веке. Т. 14. №1. 2012. С. 89.

Фертикова К.Н. студент 4 курса, группы П-2-13 кафедра психологии ГБОУ ВО РК «КИПУ»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В КОНТЕКСТЕ СТЕРЕОТИПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

В современном обществе в последнее время наблюдается все более активное развитие восприятие тех или иных социальных явлений сквозь призму определенных устоявшихся стереотипов. И хотя данный феномен фактически формировался весьма длительный период времени, в век информационных технологий, он обрел свои новые качества. Так, во многом благодаря данному явлению устоялся целый ряд стереотипов. Например — немецкое качество, восточное гостеприимство, или если речь идет о Ближнем Востоке, тот тут никак не обойтись без терроризма...

Затронул феномен стереотипов и профессии. И вот тут, проблематика социального стереотипа имеет непосредственную важность для общества.

Так, современная западная психология, равно как и в целом политология, философия и социология, активно занимается разработкой темы стереотипов на макротеоретическом уровне. Исследователи данной проблематики рассматривают стереотип как своего рода механизм, который формируется при определенных обстоятельствах под воздействием совокупности различных факторов, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами.

Таким образом стоит отметить, что любой стереотип - это прежде всего неотъемлемый элемент повседневного сознания общества. Именно поэтому ни один индивидуум не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на всевозможные жизненные ситуации и обстоятельства. Стереотип представляя из себя уже не какой-то отдельный фактор, а целый коллективный, общественный опыт, задает своеобразный стандарт, по которому тот или иной индивидуум ориентируется в весьма определенных жизненных ситуациях, сверяет свой стандарт поведения относительного коллективного общественного сознания. Другими словами стереотип становится стандартом мышления, алгоритмом поведения и определяет дальнейшие шаги в развитии личности.

Однако при этом не стоит забывать, что при всем при этом стереотип может быть как настоящим, так и мнимым. Так же и с эмоциями, которые он вызывает могут колебаться от хороших до негативных. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данного социального общества к некому явлению.

При этом феномен стереотипов обладает еще одним интересным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.