Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА'

ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гражданская защита / угроза человечеству и цивилизации / безопасность населения / воспитательный процесс / хищническая деятельность человека / защита населения / Генеральная ассамблея ООН. / Civil protection / threat to humanity and civilization / public safety / educational process / predatory human activity / protection of the population / UN General Assembly.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарикулов Мадраим Хасанович, Юсупов Бобирмирза Бахтияр Угли

В связи с увеличением количества угроз, представляющие опасность цивилизации и человечеству вопросы воспитательного процесса по дисциплине гражданская защита становиться весьма актуальным. Проблема защиты граждан от всевозможных опасностей является общей для всего человечества, так как данная проблема носит всеобщий характер, и в наше время она приобретает особую значимость. В данной статье рассмотрены вопросы воспитательного процесса по дисциплине гражданская защита исходя из всевозможных опасностей и угроз в современном мире. А также даны рекомендации к правильным действиям на случай возможного столкновения с опасными ситуациями на основе приобретенных знаний во время занятий по дисциплине гражданская защита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN CLASSES ON THE DISCIPLINE OF CIVIL PROTECTION

Due to the increasing number of threats that pose a danger to civilization and humanity, the issues of the educational process in the discipline of civil protection become very relevant. The problem of protecting citizens from all kinds of dangers is common to all humanity, since this problem is universal in nature and in our time it is of particular importance. This article discusses issues of the educational process in the discipline of civil defense based on all sorts of dangers and threats in the modern world. Recommendations are also given for the correct actions in case of a possible collision with dangerous situations based on the knowledge acquired during classes in the discipline of civil defense.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА»

УДК:331.456

ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА

Сарикулов Мадраим Хасанович Старший преподаватель, Алмалыкского филиала sarikulov.madraim4@gmail.com

Юсупов Бобирмирза Бахтияр угли Ассистент, Алмалыкского филиала Ташкентского государственного технического университета

Annotatsiya. Sivilizatsiya va insoniyat uchun xavf tug'diruvchi tahdidlar sonining ko'payishi munosabati bilan fuqaro muhofazasi fanining o'quv jarayoni masalalari juda dolzarb bo'lib bormoqda. Fuqarolarni har qanday xavf-xatarlardan muhofazalash muammosi butun insoniyat uchun umumiydir, chunki bu muammo universal xususiyatga ega va bizning davrimizda alohida ahamiyatga ega. Ushbu maqolada hozirgi davrda dunyo miqyosidagi sodir etilayotgan turli tahdidlardan muhofazalanishga doir bo'lgan tarbiyaviy jarayon o'rganilgan. Shuningdek, fuqaro muhofazasi fani bo'yicha olingan bilimlar asosida turli xavfli vaziyatlar yuzaga kelgan taqdirda to'g'ri harakat qilishga oid bo'lgan tavsiyalar berilgan.

Аннотация. В связи с увеличением количества угроз, представляющие опасность цивилизации и человечеству вопросы воспитательного процесса по дисциплине гражданская защита становиться весьма актуальным. Проблема защиты граждан от всевозможных опасностей является общей для всего человечества, так как данная проблема носит всеобщий характер, и в наше время она приобретает особую значимость. В данной статье рассмотрены вопросы воспитательного процесса по дисциплине гражданская защита исходя из всевозможных опасностей и угроз в современном мире. А также даны рекомендации к правильным действиям на случай возможного столкновения с опасными ситуациями на основе приобретенных знаний во время занятий по дисциплине гражданская защита.

Abstract. Due to the increasing number of threats that pose a danger to civilization and humanity, the issues of the educational process in the discipline of civil protection become very relevant. The problem of protecting citizens from all kinds of dangers is common to all humanity, since this problem is universal in nature and in our time it is of particular importance. This article discusses issues of the educational process in the discipline of civil defense based on all sorts of dangers and threats in the modern world. Recommendations are also given for the correct actions in case of a possible collision with dangerous situations based on the knowledge acquired during classes in the discipline of civil defense.

Ключевые слова. Гражданская защита, угроза человечеству и цивилизации, безопасность населения, воспитательный процесс, хищническая деятельность человека, защита населения, Генеральная ассамблея ООН.

Kalit so'zlar. Fuqaro muhofazasi, insoniyat va sivilizatsiyaga tahdid, aholi xavfsizligi, ta'lim jarayoni, insoniyatning yirtqich faoliyati, aholini muhofazalash, BMTning Bosh Assambleyasi.

Key words. Civil protection, threat to humanity and civilization, public safety, educational process, predatory human activity, protection of the population, UN General Assembly.

Введение

С развитием цивилизации перед человечеством неоднократно возникал целый ряд опасностей, порою и планетарного масштаба. Но все же это была далекая предыстория, своего рода инкубационный период современных глобальных опасностей и угроз,

которые имеют не только тенденцию роста, но и ещё могут создать ряд неблагоприятных плачевных ситуаций по дестабилизации хозяйственной деятельности в мировом масштабе. В полной мере эти опасности проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух тысячелетий. Все эти опасности и угрозы были связаны целым рядом обстоятельств, которые в большей степени сводилась хищнической деятельности человеческой популяции.

В настоявшее время в жизни человечества все более актуальным становится глобальные проблемы, связанные с преодолением различных кризисных явлений, возникающие по мере развития земной цивилизации. Обусловлена это, прежде всего с ростом количества чрезвычайных ситуаций (ЧС), приводящие к возникновению катастроф, большим людским потерям и огромному материальному ущербу.

Гражданская защита (ГЗ) - один из важнейших функций государства, часть оборонного строительства, обеспечения безопасности страны и мирного существования населения. От нее зависит безопасность населения, процесс устойчивого функционирования всех отраслей народного хозяйства. В настоящее время все подразделения ГЗ активно участвуют в ликвидации последствий крупномасштабных природных бедствий и техногенных катастроф, накапливая опыт, чтобы не повторять уроки прошлого, когда они оказывались не готовы к крупным ЧС. В последнее время, во многом благодаря усилиям Министерства по ЧС Республики Узбекистан (МЧС РУз) и органов исполнительной власти в центре и на местах, ситуация меняется к лучшему в плане проведения воспитательного процесса по дисциплине гражданская защита с точки зрения подготовки населения к различным ЧС. Но до сих пор многие считают, что ее проблемы относятся только к опасностям, возникающим в военное время. Тем не менее подразделения ГЗ активно участвуют в ликвидации последствий таких стихийных бедствий, как наводнения, ураганы, землетрясения.

Литературное исследования

Общеизвестно, что в конце ХХ века человечества столкнулась с новыми видами угроз - экологическими бедствиями наносящими большой урон человеческой популяции и терроризмом во всех его проявлениях. На современном этапе весь мир топчется на месте, не зная, что делать с теми опасностями, которые возникают, как по волшебству, одна за другой. Стоящие перед человечеством и до сих пор нерешенные глобальные проблемы несут существенные угрозы безопасности цивилизации и человечеству, формируют в своей совокупности тот общесистемный кризис, на пороге которого стоят государства и мировое сообщество в современном мире.

Тенденция развития современного мира показывает, что в современном мире происходит увеличение природных бедствий, экологических и техногенных катастроф, количества криминальных акций. Угрозы, обусловленные наличием глобальных проблем, угрожающие цивилизации и человечеству на современном этапе свойственны всем странам. Перед мировым сообществом стоит целый ряд проблем и опасностей, которые угрожает существованию человечества и цивилизации. Это, прежде всего, демографическая проблема, порождаемая перенаселением, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. В докладе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана [1], на 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН речь шла о подлинно критических проблемах существования рода человеческого в эпоху величайших научно-технических достижений, контрастом которым является углубление разрыва между бедными и богатыми странами, а также отсутствие представлений о неизбежных вредных последствиях этого прогресса, прежде всего хищнической деятельности человека в отношении природы. Все это создало

Qurilish уа Та '¡Ш Итгу ]игпаИ

3-рМ, 3-8оп 101

https://iurnal.qurilishtalim.uz

серьезнейшую угрозу человечеству и цивилизации, которая требует незамедлительных совместных действий всего мирового сообщества, призванных развеять нависшую над миром тень новой Атлантиды.

В Указе Президента Республики Узбекистана Ш. Мирзиёева [2], "О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан" отмечена, что проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета, обеспечения безопасности и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, верховенства закона, прав и свобод человека, межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе, создали достойные условия жизни для населения и реализации созидательного потенциала граждан. В материале пятого направления стратегии сказана: «Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики» предусматриваются наряду с другими задачами «организация и развитие системы оповещения населения о ЧС».

В этом плане одним из основных направлений деятельности правительства РУз в области предупреждения ЧС и обеспечения безопасности населения и территорий направлена на формирование массовой "культуры безопасности" у граждан через средства массовой информации и систему образования и профессиональной подготовки.

А.Т. Алтунин [3] считает, что в современных условиях, когда имеет место разгул терроризма, практически непрерывно возникают различного рода военные конфликты, ведутся необъявленные войны, в ходе которых наносятся удары по потенциально опасным объектам, возрастают количество и масштабы ЧС природного и техногенного характера. В условиях, переживаемых страной трудностей, ограниченных ресурсов имеется необходимость создания объединенной системы, реализующей единые организационные и методические принципы защиты населения и территорий от ЧС природного, экологического и техногенною характера, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, что позволит, с одной стороны, сократить расходы на содержание системы, а с другой стороны, поднять потенциал объединенной системы на более высокий уровень. Главным образом, проблемы, рассматриваемые в теории защиты общества от катастроф, прямо или косвенно связаны с разработкой средств и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей, с обеспечением живучести объектов экономики при ЧС природного, техногенного и военного характера.

В работе [4] отмечена, что исследования, связанные с изучением опасностей угрожающие цивилизации и его роли в жизнедеятельности человека, длятся в течение ряда столетий. На современном этапе изучение защиты человеческой личности от всевозможных опасностей стала многогранной и всеобщей, но наибольшей остроты она достигла в мегаполисах, где сконцентрирована максимальная плотность населения и средств производства, которая еще больше усугубляет сложившую ситуацию. Сложившиеся ситуации на современном этапе обязывает каждого гражданина заботиться о своей безопасности и о безопасности своих близких. Если человек знает, что делать в той или иной ситуации, шансов выжить у него значительно больше, чем у того, кто позволит себе поддаться панике.

В исследованиях автора [5] отмечена, что охрана здоровья и борьба с наиболее опасными заболеваниями - одна из глобальных задач человечества, поскольку является центральной в деле сохранения жизни на Земле. Среди факторов, формирующих здоровье населения, решающую роль играют не только здоровый образ жизни, состояние

окружающей среды, наследственность и уровень здравоохранения, но и культурный и духовный потенциал общества. Ядром каждой цивилизации выступает духовная культура во всей ее неповторимости. Техногенная цивилизация создает реальную угрозу не только для физической, но и духовной, нравственной деградации человека. Она несет серьезные болезни, оказывает поражающие воздействие на человеческий организм в особенности на здоровье подрастающего поколения.

Как было отмечена экспертами ООН на Всемирном водном форуме в Бразилии [6], что мир находится на грани водной катастрофы. Наряду с этим констатирована, что каждый десятый житель Земли испытывает острую нехватку питьевой воды, а это почти 900 млн. человек. По прогнозам экспертов ООН, к 2050 г. необходимость в воде увеличится на 20%. Многие страны уже достигли предельных возможностей водопользования. И в скором будущем проблема нехватки водных ресурсов превратится в политическую проблему, указывают эксперты ООН. Если ничего не предпринимать, то без удовлетворительно очищенной воды к 2030 г. будут оставаться почти 5 млрд. человек (около 67% населения планеты). Нехватка воды в пустынных и полупустынных регионах вызовет интенсивную миграцию населения. Ожидается, что это коснется от 24 млн. до 700 млн. человек. В 2017 году свыше 20 млн. человек в мире покинули свои дома из-за дефицита питьевой воды.

Как правила для успешной реализации задач ориентированных на правильные действия человека на случай столкновения со всевозможными ЧС потребуется соответствующая воспитанность в эмоциональном плане. Данная категория проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои, способен ли он, говоря словами А.Радищева [7], «со печалиться человеку и совеселиться ему».

Хотим отметить, что символами XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство, экстенсивный темп роста. В XXI веке главным должно быть устойчивое развитие всех стран, безопасность, качество и здоровье населения. На наш взгляд нам следует акцентировать свое внимании на человеческом капитале, без которого невозможно решения любых проблем современного общества, т.е. защита жизни и интересов человека должна быть первоочередной задачей. С этой точки зрение, чтобы решить задачи ГЗ, требуется не только научная система взглядов на способы управления рисками катастроф и ЧС. Поэтому для претворения в жизнь задачи ГЗ следует разработать конкретных Программ по снижению рисков и смягчению последствий ЧС. Соответствующей государственной организацией по ГЗ является МЧС РУз.

Методика

К изучению проблемы угрозы представляющую опасность для существования человечества стали уделять особое внимание в политических и научных кругах, ей посвящены огромное количество специальных исследований. Это само по себе является свидетельством осознания того факта, что выживание и возможность развития человечества подвергаются к различным опасностям на современном этапе, каких оно не испытывало никогда в прошлом. При проведении воспитательного процесса по дисциплине гражданская защита следует обратить внимание на тот факт, что причиной многих сегодняшних опасностей для человечества является результатом его же неправильных поступков. Хищническая деятельность человечества направленное на изменение окружающей среды, как правило, несет с собой возникновение целого ряда новых опасностей, причем с увеличением масштабов преобразований растут масштабы всевозможных опасностей. Осознание мировым сообществом новой ситуации пришло после ряда последовательных научных открытий, сделанных в течение двух последних

столетий. Эти открытия показали, что представления людей о необъятности и неистощимости окружающей их природы должны быть изменены.

Следует констатировать, что конфронтация супердержав и военных блоков подвела мир вплотную к ядерной катастрофе. Прекращение этой конфронтации и первые шаги по пути реального разоружения явились, бесспорно, величайшим достижением международной политики. Они доказали принципиальную возможность вырваться из круговорота, неумолимо толкавшего человечество в бездну, круто повернуть от нагнетания напряженности, враждебности и ненависти к попыткам понять друг друга, учесть взаимные интересы, открыть дорогу к сотрудничеству и партнерству. Безусловно результаты этой политики невозможно переоценить. Главный из них - отсутствие непосредственной опасности мировой войны с применением оружие массового уничтожения и угрозой всеобщего уничтожения жизни на Земле. Несмотря на эти сдвиги мир всё еще находится на грани напряженности. Примером тому является локальные войны на Украине и на Ближнем Востоке.

Если даже удастся избежать мировой ядерной войны, угроза существованию человечества на Земле все равно остается, ибо планета не выдержит непосильной нагрузки, которая образовалась в результате хищнической деятельности человека по отношению к природе. Становиться явным тот факт, что историческая форма существования человека, которая позволила ему создать современную цивилизацию, со всеми ее, казалось, беспредельными возможностями и комфортами, породила множество проблем, требующих принятие неотлагательных решений.

Следует отметить, что с целью восполнения своих потребностей человек открыл новые виды источников энергии, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Человечество (а точнее политики) явно не намерены ограничиться мирными целями, более того - атомная (ядерная) энергия вошла в наш век прежде всего, как военное средство и средство устрашения противостоящих ядерных держав. В связи с этим хотелось бы отметить тот факт, что более полувека назад в книге Вернадского "Очерки и речи" пророчески было констатирована следующее: "Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна ему дать наука?". Как правила огромный ядерный потенциал поддерживается чувством взаимного страха и стремлением одной из сторон к зыбкому превосходству. Могущество нового источника энергии оказалось сомнительным, он пришелся не ко времени и попал не в те руки.

При проведении воспитательного процесса по дисциплине гражданская защита следует акцентировать внимание обучающихся на тот факт, что всюду встречаются различного рода опасности, которые в той или иной степени представляет определенную угрозу человеческому существованию. Человек всегда относился скептически ко всяко родам опасностям, причем он ошибочно представляет, что если кирпичу суждено упасть, то он полетит на чужую голову. Человечества склонен видеть причины всех бедствий окружающего мира в невезении или необъяснимом стечении обстоятельств, нежели расценивать их как результат наших же неправильных действий. Между тем наблюдения специалистов говорят об обратном: чаще всего мы сами виноваты в своих несчастьях. При всем уважении и любви к природе надо твердо усвоить, что те ее явления, которые в данный момент кажутся благом, в любое время могут обернуться трагедией для человека.

Человечество ежедневно сталкивается с множеством суровых природных и других негативных происшествий. По данным специалистов на Земле ежегодно происходят тысячи гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, оползни, многочисленные взрывы, пожары, аварии и катастрофы, извержения вулканов, тропические циклоны и не говоря об угрожающем ухудшении экологической обстановки.

В современном мире на сегодняшний день из числа всевозможных опасностей, угрожающих человечеству, является автомобильный транспорт - самый опасный вид наземного транспорта. Как утверждает мировая статистика дорожные аварии являются основной причиной смерти людей в возрасте от 15 до 29 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире в результате ДТП ежедневно погибают более 3 тыс. человек и около 100 тыс. получают серьезные травмы. За 2007 год во всем мире погибла 1,25 млн человек (186 тыс. из них дети), причем данный показатель имеет тенденцию роста. Это подтверждается данными ВОЗ при ООН тем, что в 2010 году из-за ДТП погибло 1,8 млн. человек. Анализ аварий на дорогах показывает, что 90% ДТП со смертельным исходом происходит в странах с низким и средним уровнем дохода (государства Африки и Азии). Отсюда видно, что с точки зрение ГЗ на современном этапе человечеству следует задуматься над решением этой злободневной проблемы.

Международная организация гражданской защиты (МОГЗ) функционирует с 1972 года. Сегодня в ее состав входят более 50 стран мира и еще 20 стран в качестве наблюдателей. МОГЗ - практически единственная организация, на которую Уставом возложены вопросы ГЗ на международном уровне. Этому во многом способствует подписанное соглашение о сотрудничестве между МОГЗ и ООН, которое открыло новые возможности в области подготовки специалистов и населения к ЧСиям различного характера и уровня. В 2002 году на очередной сессии МОГЗ выступила с инициативой разработки рамочной Конвенции по оказанию помощи пострадавшим странам при широкомасштабных катастрофах силами и средствами международной организации ГЗ.

В 2006 году по инициативе МОГЗ 1 марта была объявлена Всемирным днем ГЗ. МОГЗ знакомить общественность с задачами национальных служб ГЗ, пропагандировать их деятельности по защите населения, материальных средств и окружающей среды. Уже не первый год эта организация уделяет большое внимание детям - еще в 2001 году она выступила с инициативой о включении вопросов ГЗ в школьные программы всех учебных заведений мира. МОГЗ обратилась к странам-участницам и наблюдателям с призывом на практике продемонстрировать роль ГЗ в обеспечении безопасности детей и подростков. В частности, в послании отмечается, что данный вопрос является одной из важнейших задач, стоящих перед человечеством в XXI веке. "Долг структур ГЗ - стать неотъемлемым элементом системы защиты детей и подростков в условиях ЧС, способствовать увеличению эффективности усилий, предпринимаемых в этой области национальными правительствами и гражданским обществом, особенно в условиях катастроф и крупных аварий", - говорится в послании.

Международное сотрудничество в области ГЗ развивается интенсивно. Следует отметить, что МЧС РУз широко сотрудничает с другими государствами в области ГЗ. Перенимая опыт друг друга, страны повышают эффективность использования своего научно-технического потенциала, стремятся развивать системы обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от различного рода опасностей и угроз. Важнейшие направления сотрудничества - это формирование системы ГЗ государств-участников СНГ на основе взаимного сближения. В этом плане правительства и МЧС РУз проявляет активное участие в мероприятиях, проводимых МОГЗ, в том числе по обеспечению миротворческих и гуманитарных операций, осуществляемых по решениям

Qurilish va Ta 'lim ilmiy jurnali 3-jild, 3-son https://jurnal.qurilishtalim.uz

105

Совета безопасности и Генеральной ассамблеи ООН. В контексте этих задач РУз участвует в доставке гуманитарных грузов в КНР, республики Афганистан и Таджикистан, а также другие пострадавшие регионы мира.

Хотелось бы отметить, что состояние ГЗ на современном этапе пока не отвечает тем нормативным требованиям направленное на защиту граждан от всевозможных опасностей. Чтобы изменить ситуацию, необходима, внести коррективы в деятельность ГЗ, в связи с этим ведутся работы по устранению имеющихся недостатков. В современных условиях на развитие ГЗ влияют ряд факторов. К ним относиться всевозможные опасности природного, экологического и техногенного характера, которые угрожают существованию человечества. А также возможность распространение оружия массового поражения и совершенствование обычного оружия, появление средств нападения, основанных на новых физических принципах. Усиливаются угрозы невоенного характера, в частности совершение террористических актов во многих странах мира.

В процессе воспитании и проведения занятий по дисциплине гражданская защита необходима обратить внимание обучаемых на ту аксиому, которая не требует доказательств: какой профессией не обладал человек, чем бы ни был занят, он должен знать и понимать, а также уметь правильно действовать на случай всевозможных ЧС. Достижение такого качества, овладение таких навыков, умение принимать оптимальное решение, настраивание себя на правильное действия, ведущее к избежание со всевозможными опасностями - это дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Для реализации таких качеств потребуются приобретение необходимых знаний и умений к правильным действиям в тех случаях, когда человек по стечению обстоятельств вынужден встретиться с опасностью лицом к лицу. В таких случаях человек должен правильно оценить свои способности и те ценностные качества, на основании которых он должен умело действовать, а также твердо знать против чего идет.

Сформированная в личности направленность на умения правильно действовать во всевозможных ЧС способствует к принятию оптимального решения с целью исключения вероятности столкновения с опасностью. Такая ориентировка очень важна для человека при ЧС, так как она способствует раскрытию потенциала личности в правильном выборе и необходимой ориентации. Все эти качества дают возможности для человека быть в центре внимания группы людей, а также с волевым настроем ориентировать граждан на правильные действия вовремя и после ЧС.

Выводы

Как правила вовремя обучение и проведения занятий воспитательного характера следует сконцентрировать знание обучаемых на ту истину, что процесс формирования навыков и умений защиты человеческой личности от всевозможных ЧС формируется на основе обучения и формирования определенного типа сознания, создающего потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты. Кроме этого она также зависит от мотивацию деятельности, направленную на получение дополнительной информации, определение соответствующего выбора в сложившейся ситуации и участия в управлении риском на уровне определенной страны. Формирование такого типа сознания базируется на системе знаний об опасностях, которые формирует базу для активных, обдуманных и целенаправленных действий.

В качестве резюме хотим констатировать, что в целом все аспекты воспитательного процесса по дисциплине гражданская защита следует направить на данном этапе и в будущем к тому, чтобы разум обучаемых было ориентирована на достижение цели гармоничного развитой личности, природы, техносферы и этим самым внести определенный вклад в предвидении и обуздании различного рода ЧС в будущем. Наряду с

этим следует отметить, что каждый гражданин на основании приобретенных знаний и навыков должен умело защищать себя и других граждан от всевозможных ЧС, что является важным элементом в решении задач ГЗ в настоящем и в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кофи Аннан. Материалы Саммита тысячелетия и Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк-2000 г.

2. Указ Президента Республики Узбекистан Ш. М. МИРЗИЁЕВА. СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах. г. Ташкент, 7 февраля 2017 г.

3. А.Т. Алтунин. «О теории гражданской обороны», М., Воениздат, 1974 г.

4. Sarikulov M.Kh. TO STUDYING THE PROTECTION OF CITIZENS FROM HAZARDS Innovative Academy Research Support Center EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH Volume 1, Issue 2 Part 2 May 2021 Рр 669-677 www.innacademy.uz https://doi.org/10.5281/zenodo.4896581

5. Sarikulov M.Kh. ABOUT THE POWERFUL EFFECT OF ALCOHOL ON THE HUMAN BODY MODERN SCIENTIFIC CHALLENGES AND TRENDS ISSUE 4(38) Part 2 May 2021 Collection of Scientific Works WARSAW, POLAND Wydaw- nictwo Naukowe "iScience" Pp 173-177

6. 8-й Всемирный водный форум, Бразилиа 2018 г. http://www.worldwaterforum8.org/en/program-0

7. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно - политические произведения. - М., 1995 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.