Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ВАЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ВОПРОСЫ ВАЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ / КОМПОЗИЦИЯ / ПЕРСПЕКТИВА / ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ГЛУБИНА ПРОСТРАНСТВА / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / LINEAR PERSPECTIVE / PERSPECTIVE / IMAGE METHODS / COMPOSITION / DESCRIPTIVE GEOMETRY / REVERSE PERSPECTIVE / AERIAL PERSPECTIVE / PATTERNS / DEPTH OF SPACE / VISUAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букатова Виктория Викторовна, Найденова Людмила Викторовна, Казаченко Наталья Александровна

В статье рассматривается вопрос истории открытия и развития законов перспективы для правильного изображения окружающей действительности и значении тех знаний по перспективе, которые получают будущие художники, дизайнеры, архитекторы на многих образовательных направлениях вузов. История разных эпох знает множество примеров мастерского применения перспективы при разработке композиционных замыслов. Перспектива является неотъемлемой частью изобразительной грамоты для студентов художественных направлений. При условии хороших знаний теории перспективы можно грамотно построить композицию картины, размещать предметы, убедительно связав их между собой. Знания законов перспективы не ограничивает творческие замыслы художника, а делает его творчество уверенным, правильным и понятным зрителю. Дисциплина относится к точным наукам, и определяет правила получения любого изображения на плоскости. Это средство наиболее полного и достаточно выразительного раскрытия содержания художественного произведения. Использование правил построения перспективы в своей творческой композиции имеет большое значение для каждого художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букатова Виктория Викторовна, Найденова Людмила Викторовна, Казаченко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF CONSTRUCTION OF PERSPECTIVE IMAGES: HISTORY AND MODERNITY

The article discusses the history and development of the laws of perspective for a proper view of reality and the value of the knowledge in the future that get future artists, designers, architects in many fields of education universities. The history of different epochs knows many examples of the masterful use of perspective in the development of compositional ideas. Perspective is an integral part of visual literacy for art students. If you have a good knowledge of the theory of perspective, you can competently build the composition of the picture, place objects, convincingly linking them together. Knowledge of the laws of perspective does not limit the artist's creative ideas, but makes his work confident, correct and understandable to the viewer. The discipline belongs to the exact sciences, and determines the rules for obtaining any image on a plane. This is the means of the most complete and sufficiently expressive disclosure of the content of a work of art. Using perspective-building rules in your creative composition is of great importance for every artist.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ВАЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ»

Вопросы важности изучения построения перспективных изображений для студентов художественных направлений

Букатова Виктория Викторовна,

старший преподаватель, кафедра дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры, Тихоокеанский государственный университет E-mail: vi444@mail.ru

Найденова Людмила Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедра дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры, Тихоокеанский государственный университет E-mail: mila.naidenowa@yandex.ru

Казаченко Наталья Александровна,

старший преподаватель, кафедра дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры, Тихоокеанский государственный университет E-mail: khv.terletskaya@mail.ru

В статье рассматривается вопрос истории открытия и развития законов перспективы для правильного изображения окружающей действительности и значении тех знаний по перспективе, которые получают будущие художники, дизайнеры, архитекторы на многих образовательных направлениях вузов. История разных эпох знает множество примеров мастерского применения перспективы при разработке композиционных замыслов. Перспектива является неотъемлемой частью изобразительной грамоты для студентов художественных направлений. При условии хороших знаний теории перспективы можно грамотно построить композицию картины, размещать предметы, убедительно связав их между собой. Знания законов перспективы не ограничивает творческие замыслы художника, а делает его творчество уверенным, правильным и понятным зрителю. Дисциплина относится к точным наукам, и определяет правила получения любого изображения на плоскости. Это средство наиболее полного и достаточно выразительного раскрытия содержания художественного произведения. Использование правил построения перспективы в своей творческой композиции имеет большое значение для каждого художника.

Ключевые слова. Начертательная геометрия, способы изображения, композиция, перспектива, обратная перспектива, линейная перспектива, воздушная перспектива, закономерности, глубина пространства, зрительное восприятие.

о с

CJ

Все направления в деятельности человека в той или иной степени связаны с оформлением информации средствами графики. Язык графики краток и ясен, поэтому его можно считать универсальным.

Современный чертеж и рисунок имеют долгий путь развития от примитивного рисунка на камнях с различными сценами охоты, войны и других событий жизни. История свидетельствует о том, что измерения, макеты и чертежи, существовали еще с давних времен. Каменное зодчество времен Древнего Египта и Античности подтверждает, что уже в эти периоды художники и архитекторы применяли чертежи для своих проектов. Рисунок постепенно совершенствовался, появилось понятие о перспективе.

Новый этап развития перспективы как науки начался в Эпоху Возрождения, когда появилась ясность в понимании математической трактовки построения рисунка. Выдающиеся художники Ми-келанджело Буонаротти и Рафаэль Санти работали над решениями отдельных задач по теории и построении перспективных изображений. В книге «Перспектива», изданной в 1600 году, итальянский ученый Гвидо Убальди впервые изложил правила перспективных построений и тем самым положил начало научному обоснованию рельефной перспективы.

В научно-теоретическое обоснование перспективы внесли свой вклад европейские ученые: математик и архитектор Жерар Дезарг, геометры Ламберт и Гаспар Монж. Монж первым внес предложение рассматривать плоский чертеж в двух проекциях.

Русская графика имела свой путь развития, отличающегося от западного. Прототипом чертежей в зодчестве и декоративно-прикладном искусстве являлись разметка планов зданий на земле и разметка на материале будущих изделий. В изобразительном искусстве преимущественно использовались наблюдательная и обратная перспективы.

Русские инженеры, художники и архитекторы восемнадцатого века применяли различные методы изображений. Примерами таких построений являются планы и проекты выдающихся архитекторов Баженова В.И., Казакова М.Ф., Стасова В.П., изобретателей Ползунова И.И., Кулибина И.П.

Начало развитию начертательной геометрии как науки в России было положено профессором Севастьяновым, написавшим в 1821 году, сочинение «Основания Начертательной геометрии».

Известный русский художник Алексей Гаврилович Венецианов посвятил 20 лет напряженных по-

исков овладению законами перспективы. Венецианов писал: «Мои многочисленные старания о приспособлении начертательной геометрии к живописи, убедили меня в необходимости изучения сей науки, а опытами над многими молодыми людьми я имел случай еще более убедиться в важности ее, ибо видел быстрые успехи учения, обоснованные на ее началах» [4].

Выдающийся художник и педагог Петр Петрович Чистяков (1832-1919), подготовивший плеяду таких крупных и разнообразных по технике изображения мастеров кисти, как Суриков, Поленов, Репин, Врубель, Серов и другие, говорил, что «форма предмета не может быть нарисована только с помощью «талантливого глаза». Она требует проверки строго точной, основанной на самых точных правилах» [5; с. 123].

Начиная с первой половины XIX века перспектива, начертательная геометрия вводится как обязательный учебный предмет в высших учебных заведениях технической направленности, а также высших художественных заведениях по настоящее время. Работу по развитию теории и практики начертательной геометрии продолжил выдающийся педагог высшей школы профессор Петербургского технологического института Н.И. Макаров и профессор кафедры строительного Института инженеров путей сообщения В.И. Курдюмов. Работы этих ученых вошли в список классической литературы по начертательной геометрии.

Наиболее известный труд «Перспектива» (1918) принадлежит профессору Н.А. Рынину (1887-1943). Его труд до сих пор является самой полной книгой, содержащей вопросы построения перспективы. Над изучением перспективы работали крупнейшие советские профессора, выпустившие такие фундаментальные работы, как: «Линейная перспектива на плоскости» И.П. Машков (1935 г.); «Перспектива» Черенцов Н.Н. (1927 г.) «Линейная перспектива» Н.И. Чечлев (1933 г.) «Рисунок и перспектива» М.В. Федоров (1960 г.) «Тени и перспектива» А.Г. Климухин (1967 г.) и многие другие.

Создателями перспективы - науки о способах изображений, близких к зрительному - стали художники, лишь только люди начали исследовать и изображать окружающий мир методом наблюдения и анализа, понемногу постигая геометрические свойства проекций. Перспектива объясняет законы, по которым окружающие нас предметы могут приобретать самые разнообразные очертания и формы в зависимости от того, на каком расстоянии и в каком положении они находятся относительно глаз наблюдающего.

Знание закономерностей перспективы помогает правильно изобразить предметы быта, передать глубину пространства, показать внутренний вид помещения. Благодаря применению этих знаний в рисунок вносится логический порядок, композиционная целостность изображения. Термин «перспектива» от латинского слова «perspicere» -ясно вижу. Изображать предметы такими какими

они представляются нашему глазу - основные требования перспективного рисования. «Наше зрительное восприятие глубинного пространства подчиняется строгим законам перспективы; они уже ни у кого не вызывают споров и являются необходимым предметом изучения» [3; с. 58].

В настоящее время очень важным является осознанное понимание того, что сначала необходимо правильно организовать свою творческую деятельность, заложить в себе крепкие основы мастерства, «поставить» руку, глаз, направить свое мышление в согласии с разумом и в сочетании с живой многообразной практикой, основанной на художественном материале и во взаимосвязи с окружающим современным миром, красотой природы и реальной жизнью людей [2; с. 16].

Одной из основных задач педагогов, занимающихся обучением дипломированных художников, сформировать у студентов в процессе учебной и практической деятельности умение реалистично воспроизводить в своих работах окружающую их действительность. Перспектива - основа реалистических изображений. «Перспективный рисунок представляет собой графический образ натуры, зрительное восприятие которого подобно зрительному восприятию натуры с той же точки зрения» [1; с. 17].

Для реализации этой задачи из всех видов учебной работы наиболее подходит рисование с натуры. Теоретические знания о перспективе помогают художнику при работе над композицией, а также при рисовании по представлению и по памяти.

Перспектива - наука, дающая метод получения на плоскости такого изображения, которое соответствует восприятию нашего глаза. Изменения, связанные с величиной и очертанием предметов, поясняет линейная перспектива. Телеграфные столбы по мере удаления в глубь пространства изменяются. Они становятся ниже и тоньше. Меняется расстояние между столбцами и шпалами; рельсы, убегая вдаль, смыкаются на горизонте в одной точке схода. Ближние дома воспринимаются значительно выше, чем те, которые уходят в глубь улицы. Неодинаковы по размерам и окна, балконы, простенки по мере удаления от нашего глаза. В различных видах изобразительной деятельности при построении окружающих нас предметов и явлений применяются законы и правила линейной перспективы.

Перспектива, связанная с изменением объема и цвета именуется воздушной. Обучающиеся художественных направлений должны знать, что одним из важных факторов является воздух, влияющий на изменение окраски изображаемых предметов. По мере их удаления в глубь пространства воздушный слой препятствует восприятию объема и цвета предметов. Наблюдая ландшафт в ясный день, можно заметить, что дальние сопки, например, окутаны маревом. Объекты кажутся малозаметными силуэтами, плоскими, приглушенными по цвету, в то время как объекты на первом плане

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

воспринимаются насыщенными в цвете, с четкими очертаниями. Цвет неба также находится в прямой зависимости от состава воздуха. Ярко выраженная синева неба наблюдается во время восхода и захода солнца, когда воздух наиболее чист, и только горизонт в направлении солнца приобретает теплый оранжевый или красный оттенок.

Учитывая явление линейной и воздушной перспективы, можно обозначить основные закономерности перспективы: изменение объема и цвета предметов, а так же уменьшение их по мере удаления. При работе над картиной пристальное внимание надо уделить линейной перспективе, часто выполняя для этого вспомогательные чертежные построения. История живописи различных эпох знает множество примеров мастерского применения перспективы при разработке композиционных замыслов. Важное значение при этом имеет определение расстояния, с которого художник наблюдает изображаемое, а также установление наиболее удачного положения линий горизонта, по отношению к которой будут построены перспективные изображения всех объектов. В заключении можно с уверенностью сделать вывод, что перспектива является одним из главных средств выразительного и полного раскрытия содержания художественного произведения. Целесообразное применение правил перспективы имеет весьма большое значение для каждого художника в своей творческой работе.

Литература

1. Анисимов Н.Н. Основы рисования / Н.Н. Ани-симов - М.: Стройиздат, 1977. - 168 с.

2. Макарова М.Н. Практическая перспектива: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Н. Макарова - М.: Академический Проспект, 2005. - 400 с.

3. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: курс лекций / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1995. - 296 с.

4. Стог А.Д. Научись понимать силу перспективы. Алексей Гаврилович Венецианов / А.Д. Стог. -Текст: электронный // Алексей Гаврилович Венецианов: Интернет-портал. - UBL: http://

venecianov.ru/leo_ven_chapt4-8 (дата обращения: 08.01. 2021) 5. Гинзбург И. В. П.П. Чистяков и его педагогическая система / И.И. Гинзбург. - Л. -М.: Искусство, 1940. - 204 с. - Текст: электронный // Национальная электронная библиотека: [сайт]. - UBL: https://rusneb.ru/catal og/000199_000009_005213298/ (дата обращения 08.01. 2021).

THE ISSUES OF CONSTRUCTION OF PERSPECTIVE IMAGES: HISTORY AND MODERNITY

Bukatova V.V., Naydenova L.V., Kazachenko N.A.

Pacific state University

The article discusses the history and development of the laws of perspective for a proper view of reality and the value of the knowledge in the future that get future artists, designers, architects in many fields of education universities. The history of different epochs knows many examples of the masterful use of perspective in the development of compositional ideas. Perspective is an integral part of visual literacy for art students. If you have a good knowledge of the theory of perspective, you can competently build the composition of the picture, place objects, convincingly linking them together. Knowledge of the laws of perspective does not limit the artist's creative ideas, but makes his work confident, correct and understandable to the viewer. The discipline belongs to the exact sciences, and determines the rules for obtaining any image on a plane. This is the means of the most complete and sufficiently expressive disclosure of the content of a work of art. Using perspective-building rules in your creative composition is of great importance for every artist.

Keyword: linear perspective, perspective, image methods, composition, descriptive geometry, reverse perspective, aerial perspective, patterns, depth of space, visual perception.

References

1. Anisimov, N.N. Osnovy risovanija [Fundamentals of drawing] -M.: Stroyizdat, 1977. - P. 168 [in Russian].

2. Makarova M.N. Prakticheskaja perspektiva: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Practical perspective: a textbook for students of higher educational institutions] -M: Akademicheskiy Prospect, 2005. - P. 400 [in Russian].

3. Rostovtsev N.N. Akademicheskij risunok: kurs lekcij [Academic drawing: a course of lectures] - M.: Education, 1995. - P 296 [in Russian].

4. Stog A. D. Nauchis' ponimat' silu perspektivy. Aleksej Gavrilovich Venecianov [Learn to understand the power of perspective]. URL: http://venecianov.ru/leo_ven_chapt4-8 (accessed: 08.01.2021) [in Russian].

5. Ginzburg I. V. P.P. Chistjakov i ego pedagogicheskaja sistema [Chistyakov and his pedagogical system]. URL: https:// rusneb.ru/catalog/000199_000009_005213298/ (accessed: 08.01.2021) [in Russian].

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.