Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ УЧЕТА СПЕЦИФИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ'

ВОПРОСЫ УЧЕТА СПЕЦИФИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградова Екатерина Юрьевна, Галимова Анна Игоревна, Андреева Светлана Леонидовна

В статье описываются современные тенденции и основные принципы реализации корпоративных систем поддержки принятия управленческих решений на предприятиях высокотехнологичных отраслей, и предлагаются методы проектирования и реализации таких систем с учетом реальных потребностей предприятия. В рамках статьи исследованы принципы построения и реализации корпоративных систем с учетом жизненного цикла, выделены основные этапы проекта внедрения корпоративной информационной системы. Информационная система представлена авторами как модель, содержащая шесть последовательных модулей (этапов): (1) идентификация цели реализации мероприятия и задач, которые планируется решить в ходе его выполнения; (2) прогнозирование ожидаемой потребительской ценности мероприятия с применением экономико-математических методов; (3) расчет верхней лимитной цены и сравнение с ценой планового мероприятия; (4) проверка технико-экономической целесообразности реализации мероприятия; (5) определение показателей риска, сопутствующего реализации мероприятия; (6) оценка точности и верификация прогнозного значения стоимости мероприятия. В ходе исследования авторами детализированы основные показатели эффективности внедрения информационной системы управления и планирования, а также затронуты вопросы расчета эффективности эксплуатации информационной системы в контексте их жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Виноградова Екатерина Юрьевна, Галимова Анна Игоревна, Андреева Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF TAKING INTO ACCOUNT THE HIGH-TECH INDUSTRIES ENTERPRISES’ SPECIFICS IN THE INFORMATION MANAGEMENT AND PLANNING SYSTEM DEVELOPMENT

The article describes current trends and basic principles for the corporate management decision support systems at enterprises in high-tech industries, and suggests methods for designing and implementing such systems, taking into account the real enterprise’s needs. The building and implementing corporate systems principles are studied, taking into account the life cycle, the main stages of the project for the corporate information system implementation are highlighted. The information system is presented by the authors as a model containing six successive modules (stages): (1) identification of the activity purpose and the tasks that are planned to be solved in its implementation course; (2) forecasting the expected consumer value of the event using economic and mathematical methods; (3) calculation of the upper limit price and comparison with the scheduled event price; (4) technical and economic feasibility verification of the measure implementation; (5) determination of risk indicators associated with the measure implementation; (6) accuracy and verification assessment of the predicted value of the event cost. The authors detailed the main indicators of the information system implementation effectiveness for management and planning, and also touched upon the issues of calculating the operating an information system efficiency in the context of their life cycle.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ УЧЕТА СПЕЦИФИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Виноградова Е.М., Галимова А.И., Андреева С.Л. Вопросы учета специфики предприятий высокотехнологичных отраслей при разработке информационной системы управления и планирования // Human Progress. 2022. Том 8, Вып. 1. С. 5. URL: http://progress-human.com/images/2022/Tom8_1/Vinogradova.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.181.5

УДК 004

ВОПРОСЫ УЧЕТА СПЕЦИФИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

И ПЛАНИРОВАНИЯ

Виноградова Екатерина Юрьевна

доктор экономических наук, доцент

начальник управления информационных систем и сервисов ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

katerina@usue.ru

62/45, ул. 8 Марта/Народной Воли, г. Екатеринбург, Россия, 620144 +7 (912) 262-34-97

Галимова Анна Игоревна

Аспирант

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

anna.baibuz8@gmail.com 62/45, ул. 8 Марта/Народной Воли, г. Екатеринбург, Россия, 620144 +7 (922) 701-69-79

Андреева Светлана Леонидовна

Старший преподаватель кафедры бизнес-информатики ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

svetlana@usue.ru

62/45, ул. 8 Марта/Народной Воли, Екатеринбург, Россия, 620144 +7 (912) 61-51-723

Аннотация. В статье описываются современные тенденции и основные принципы реализации корпоративных систем поддержки принятия управленческих решений на предприятиях высокотехнологичных отраслей, и предлагаются методы проектирования и

реализации таких систем с учетом реальных потребностей предприятия. В рамках статьи исследованы принципы построения и реализации корпоративных систем с учетом жизненного цикла, выделены основные этапы проекта внедрения корпоративной информационной системы. Информационная система представлена авторами как модель, содержащая шесть последовательных модулей (этапов): (1) идентификация цели реализации мероприятия и задач, которые планируется решить в ходе его выполнения; (2) прогнозирование ожидаемой потребительской ценности мероприятия с применением экономико-математических методов; (3) расчет верхней лимитной цены и сравнение с ценой планового мероприятия; (4) проверка технико-экономической целесообразности реализации мероприятия; (5) определение показателей риска, сопутствующего реализации мероприятия; (6) оценка точности и верификация прогнозного значения стоимости мероприятия. В ходе исследования авторами детализированы основные показатели эффективности внедрения информационной системы управления и планирования, а также затронуты вопросы расчета эффективности эксплуатации информационной системы в контексте их жизненного цикла.

Ключевые слова: корпоративная система; жизненный цикл; управленческий учет; потребительская ценность высокотехнологичной продукции; организация производства.

1ЕЬ коды: M11; O16.

Введение

Для каждого предприятия достижение целей, прежде всего, определено эффективностью существующей системы управления. Взаимодействие между подразделениями, действующими принципами обработки и анализа полученных данных [1], перспективного планирования [2] и прогнозирования условий рынка - далеко не полный перечень проблем, которые входят в задачи современной автоматизированной системы управления [3]. Характеристики высокотехнологичной продукции должны быть рассмотрены без отрыва от внешней среды, в которой осуществляется использование образца. Потребительская ценность высокотехнологичной продукции напрямую зависит от эффекта, достигаемого в результате использования продукции [4].

Анализ потребительской ценности [5], определяемой исходя из характеристики образца и эффекта от использования, можно сделать на основе следующих расчетов [6; 7]:

1. Аналитические выражения при условии наличия одного показателя в каждой группе: - абсолютная характеристика потребительской ценности высокотехнологичной продукции:

пвн Кр пвн ^А пвн, (1)

© Е.Ю.Виноградова, А.И.Галимова, С.Л.Андреева

2 DOI 10.34709/М.Ш.5

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 8 Выпуск 1 (январь-март 2022) redactor@progress-human.com

где, RP пвн - значение показателя, используемого для оценки технической (функциональной) потребительской ценности рассматриваемой высокотехнологичной продукции;

Ra пвн - значение показателя, используемого для оценки технической (функциональной) потребительской ценности альтернативной высокотехнологичной продукции;

- относительная характеристика потребительской ценности высокотехнологичной продукции:

г = (2)

°ц пвн р ' У ' пА пвн

2. Аналитические выражения при условии наличия нескольких показателей в каждой группе:

- абсолютная интегральная характеристика потребительской ценности высокотехнологичной продукции:

ЛИ _ пи _ пи

"ц пвн Лр пвн ЛА пвн, (3)

где, йр пвн - значение интегрального показателя, используемого для оценки потребительской ценности рассматриваемой высокотехнологичной продукции,

^р пвн = Ylj=lTPjPPj, (4)

где, N - общее число показателей, используемых для оценки технической или функциональной потребительской ценности альтернативной высокотехнологичной продукции;

Тру - j-й показатель, используемый для оценки технической или функциональной потребительской ценности альтернативной высокотехнологичной продукции;

pPj - показатель, характеризующий важность значения для оценки технической или функциональной потребительской ценности альтернативной высокотехнологичной продукции,

lj==lPpJ = 1, 0 < pPJ < 1, (5)

ft А пвн - значение интегрального показателя, используемого для оценки технической (функциональной) потребительской ценности альтернативной высокотехнологичной продукции,

ДА пвн = Ylj=lrAjPAj, (6)

Гц - j-й показатель, используемый для оценки технической (функциональной) потребительской ценности альтернативной высокотехнологичной продукции;

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 8 Выпуск 1 (январь-март 2022) redactor@progress-human.com

Ра; - показатель, характеризующий важность значения для оценки технической или функциональной потребительской ценности альтернативной высокотехнологичной продукции,

27=^ = 1, 0<Рау <1, (7)

- относительная интегральная характеристика потребительской ценности высокотехнологичной продукции:

пи

и _ КРпвн fo\ пвн „и , (8)

ЛА пвн

Если Дц пнв> 0 или £ц пнв > 1 (ДИ пвн> 0 или^И пвн > 1), то это означает, что рассматриваемый образец представляет для заказчика большую техническую (функциональную) потребительскую ценность, чем альтернативный образец. Если Дц пнв= 0 или £цпнв = 1 (Дипвн= 0 или ¿ипвн = 1) - расссматриваемый и альтернативный образцы являются равноценными для потребителя. При этом предполагается, что с увеличением значений показателей ЙР пвн и йр пвн техническая (функциональная) потребительская ценность высокотехнологичной продукции возрастает.

Стоимостную потребительскую ценность целесообразно определять на основе показателей ЙР пвн , ЙА пвн , йр пвн и Я А пвн, которые используются для расчета технической и функциональной ценности.

Для определения стоимостной потребительской ценности введем следующие обозначения:

^Рпвн , ^лпвн - показатели, характеризующие техническую потребительскую ценность рассматриваемой и альтернативной высокотехнологичной продукции, соответственно;

йфЦвн , йфЦвн - показатели, характеризующие функциональную потребительскую ценность рассматриваемой и альтернативной высокотехнологичной продукции, соответственно.

Для оценки стоимостной потребительской ценности одного мероприятия в качестве показателей ЙР пвн и ЙА пвн в формулах (1) и (2) можно использовать прогнозные стоимостные показатели рассматриваемой высокотехнологичной продукции (СР) и альтернативной (Сл), то есть:

^Р пвн =СР , ^А пвн = ^ (9)

Стоимостная потребительская ценность высокотехнологичной продукции в этом случае определяется при условии, что характеристики и эффекты от использования рассматриваемого и альтернативного образцов совпадают или отличаются незначительно.

Аналитическая запись указанного условия имеет следующий вид:

- в случае, когда для оценки технической потребительской ценности высокотехнологичной продукции используется один показатель:

^Рпвн — ^Лпвн, (10)

Г)ФЦ ~ рФЦ (Л 14

ЛР пвн — пвн, (11)

- в случае, когда для оценки технической потребительской ценности

высокотехнологичной продукции используется несколько показателей:

рИ ТЦ _ рИ ТЦ ,19ч ЛР пвн — пвн, (12)

И ФЦ И ФЦ ЛР пвн — пвн, (13)

При выполнении соотношений (10), (11), (12), (13) стоимостная потребительская ценность определяется из выражений:

- в случае, когда для оценки технической и функциональной потребительской ценности высокотехнологичной продукции используется несколько показателей:

ди — ГпТЦ рФЦ Л г Г/?ТЦ рФЦ л пл\

"ц пвн— СР(Лр пвн'ЛР пвн/ иЛ(ЛЛпвн'ЛЛ пвн^, (14)

- в случае, когда для оценки технической и функциональной потребительской ценности высокотехнологичной продукции используются несколько показателей:

и И ТЦ И ФЦ И ТЦ И ФЦ

"цпвн— СР(Лр пвн'ЛР пвн/ иЛ(ЛЛпвн'ЛЛ пвн^, (15)

Для оценки стоимостной потребительской ценности жизненного цикла высокотехнологичной продукции в качестве показателей пвн и пвн в формулах и можно использовать прогнозные стоимости реализации жизненного цикла рассматриваемого образца высокотехнологичной продукции ср пвн и альтернативного пвн, то есть

р _ /^ЖЦ р _ рЖЦ ПАЧ

ЛР пвн _ °Рпвн, А пвн _ Л пвн, (16)

При выполнении соотношений стоимостная потребительская ценность жизненного цикла образца высокотехнологичной продукции определяется согласно следующим выражениям:

1. Если для оценки технической и функциональной потребительской ценности

высокотехнологичной продукции используются по одному показателю:

ди _ ГЖЦ /дТЦ рФЦ Л_ГЖЦ г/? ТЦ рФЦ N П7ч "ц пвн— Ср (Лр пвн'ЛР пвн/ СА (ЛЛпвн'ЛЛ пвн^, (17)

2. Если для оценки технической и функциональной потребительской ценности высокотехнологичной продукции используется несколько показателей:

и ЖЦ И ТЦ И ФЦ ЖЦ И ТЦ И ФЦ

"ц пвн— Ср (Лр пвн'ЛР пвн/ СА (ЛЛпвн'ЛЛ пвн^, (18)

При помощи изучения потребительской ценности возможно определить перспективы развития высокотехнологичной продукции и проанализировать реализуемость

сформированных планов на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды. Поэтому ее анализ является значимой составляющей одного из модулей учета специфики высокотехнологичной продукции в рамках информационной системы, представленных далее.

Основные модули учета специфики высокотехнологичной продукции в рамках информационной системы

Информационная система должна, по нашему мнению, содержать следующие модули, которые представляют шесть последовательных этапов.

Первый модуль включает в себя идентификацию цели реализации мероприятия и задач, которые планируется решить в ходе его выполнения. К числу таких задач могут относиться следующие:

- создание образца нового поколения с определенным набором характеристик;

- модернизация существующего образца путем замены отдельных составных частей на более новые;

- создание новой или совершенствование существующей методологии в какой-либо предметной области;

- формирование новых видов материалов, обладающих заданными свойствами, и другие.

К числу задач могут относиться совершенствование методического обеспечения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прогнозирования временных или стоимостных показателей создания высокотехнологической продукции, обоснование направления развития авиационных комплексов, создание лунной станции и другие. Результаты анализа поставленной цели мероприятия и необходимых к решению задач для ее достижения представляют собой основу для формирования второго модуля.

Второй модуль представляет собой прогнозирование ожидаемой потребительской ценности мероприятия с применением экономико-математических методов. В рамках данного модуля проводится анализ мероприятия-аналога или работы-аналога с приведением стоимости реализации к расчетному году. В качестве мероприятия-аналога выбирается мероприятие, при выполнении которого решались задачи, принадлежащие к одной предметной области с задачами, которые необходимо решить в процессе реализации планируемого мероприятия, а также характеризующееся созданием продукции одинакового или близкого функционального назначения. Процесс выбора мероприятия-аналога является одним из ключевых моментов, который позволяет определить базовые значения стоимости, продолжительности и динамики расходования финансовых ресурсов. Кроме того, важно уделить внимание приведению стоимости мероприятия-аналога к сопоставимому виду. Это связано с рядом причин:

- фактические расходы могут не совпадать с плановыми из-за различия плановых годовых индексов-дефляторов и их фактических значений;

- различные источники финансирования на покрытие затрат на реализацию мероприятия-аналога: собственные источники финансирования, государственный бюджет и другие;

- в фактических затратах возможны расходы, связанные с нецелевым использованием финансовых ресурсов, а также расходы, которые явились следствием нарушения исполнителем техники безопасности, технологии изготовления продукции или контроля качества изготовления образца, его составных частей, что в свою очередь приводит к увеличению числа опытных образцов и продолжительности испытаний.

Целью приведения стоимости мероприятия-аналога к сопоставимому виду является учет всех денежных средств вне зависимости от источника финансирования или условий выполнения, а также учет разновременности вложения финансовых ресурсов на реализацию мероприятия-аналога и планируемого мероприятия. В рамках данного модуля следует выделить следующие этапы:

1. Производится суммирование всех использованных финансовых ресурсов для каждого года выполнения мероприятия. Этот шаг позволит избежать ситуации иного долевого распределения финансовых ресурсов на бюджетные и собственные средства для планируемого мероприятия и для мероприятия-аналога;

2. Из расчета исключаются финансовые расходы, которые израсходованы нецелевым образом или связаны с выполнением работ форс-мажорного характера;

3. Сформированные в результате первых двух этапов пересчитываются в цены расчетного года с целью определения суммарного объема необходимых денежных средств в постоянных ценах.

Посредством выполнения перечисленных этапов стоимость мероприятия-аналога приводится к базовым условиям, что позволяет сопоставить потребительские свойства созданной и планируемой к созданию продукции: характеристики образца, количество задач, которые необходимо решить для обеспечения экономической безопасности и достижения требуемого эффекта. Изучение информации о потребительских свойствах позволит провести анализ изменения стоимости перспективной высокотехнологичной продукции относительно существующей.

Еще одной особенностью высокотехнологичной продукции является наличие вероятности того, что заказчик не получит продукцию, предусмотренную контрактом, после окончания плановых сроков проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это связано с уникальным характером и сложностью решаемых задач, которые требуют привлечения высококвалифицированных специалистов,

использования высокоразвитой научно-технической и производственно-технологической базы, что достаточно часто отсутствует на практике. Также для разработки и производства образцов продукции необходимы сложные технологии, элементная база и современные материалы, строгое соблюдение технических регламентов, нарушение которых может привести к авариям и уничтожению дорогостоящих образцов. Кроме того, отсутствие высококвалифицированных специалистов, возглавляемых ими научных, производственных и инженерных школ, современной научно-технической и производственно-технологической базы не всегда позволяет в установленные планом сроки произвести конкурентоспособную на мировом рынке продукцию с необходимыми потребительскими свойствами.

В итоге можно отметить наличие рисков, оказывающих значительное влияние на формирование стоимости мероприятия, степень влияния которых напрямую зависит от сложности и новизны планируемой к созданию высокотехнологической продукции [8]. Поэтому планирование выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также производство опытных и серийных образцов должно проводиться посредством применения автоматизированной информационной системы [9] с возможностью своевременной корректировки.

Целью формирования третьего модуля является расчет верхней лимитной цены и сравнение с ценой планового мероприятия. Превышение ожидаемой верхней лимитной цены приводит к нецелесообразной с технико-экономической точки зрения реализации мероприятия, что требует исключения мероприятия из плановых документов или его анализ и корректировку. Основной задачей модуля является определение эффекта от использования образца. В классическом понимании эффект - показатель, характеризующий результат деятельности вне зависимости от того, какими усилиями он достигнут. Такое определение используется при проведении технико-экономического анализа. В том случае, если эффект применяется для оценки целесообразности реализации инвестиционных проектов в гражданской сфере экономики, тогда он подразумевает чистый дисконтированный доход (сумму годовых текущих эффектов в проект). Тем не менее, использование одного из приведенных подходов к оценке мероприятий, связанных с созданием высокотехнологичной продукции, не представляется возможным в силу следующих причин:

- круг потребителей достаточно ограничен, так как основная часть продукции не может быть продана населению на внутреннем рынке;

- использование финансовых, временных, людских и материальных ресурсов направлено не на максимизацию прибыли, а на обеспечение экономической безопасности государства;

- осуществление коммерческой реализации высокотехнологичной продукции по контрактам с зарубежными заказчиками.

В таком случае оптимальным будет определение эффекта, как показателя, характеризующего результативность использования высокотехнологичной продукции [10; 11]. Конкретный вид показателя зависит от специфики мероприятия и имеющихся исходных данных и может представлять собой вероятность точного определения координат лазером, грузоподъемность, среднее квадратичное отклонение координат наземных объектов, определяемых с применением космических аппаратов и другие. Для предприятий, эффект от реализации которых сложно выразить численно, верхняя лимитная цена не определяется, и оценка технико-экономической целесообразности мероприятия не производится. К таким мероприятиям могу относиться выполнение работ, которые носят социальный и общественный характер.

Необходимый объем финансирования зачастую зависит от многих факторов, таких как политическая и финансово-экономическая ситуация в стране и за ее пределами, требуемые характеристики образца, конъюнктуры цен на сырье, материалы и полуфабрикаты. Данные факторы невозможно абсолютно точно спрогнозировать, поэтому верхняя лимитная цена высокотехнологичной продукции представляет собой случайную величину, а ее расчетное значение - оценка математического ожидания, вокруг которого группируются возможные значения. Это связано с тем, что в силу случайного характера факторов невозможно заранее достоверно определить степень их влияния на цену. Кроме того, влияние факторов может равновероятно привести к отклонению верхней лимитной цены от прогнозного значения как в меньшую, так и в большую стороны.

Четвертый модуль предназначен для проведения проверки технико-экономической целесообразности реализации мероприятия, что связано с необходимостью учета потребительских свойств планируемой к созданию продукции. Для этого вводится показатель эффекта от использования и проводится анализ вероятной результативности эксплуатации образца с учетом воздействия внешней среды. Эффект от использования может быть охарактеризован такими показателями, как скорость выполняемых вычислительной машиной операций, количество перевозимых пассажиров или скорость транспорта, время обработки и доставки информации и прочее. Предпочтительнее в качестве показателей эффекта брать степень достижения задач, которые необходимо решить путем создания высокотехнологичной продукции.

В рамках пятого модуля определяются показатели риска, сопутствующего реализации мероприятия. Необходимо учесть, что исходные данные, используемые для оценки

стоимости мероприятия, не являются достоверными, так как изменения внутренних и внешних факторов могут оказать влияние на показатели производства продукции не только при приближении к началу реализации мероприятия, но и в процессе его выполнения.

Шестой модуль включает в себя оценку точности и верификацию прогнозного значения стоимости мероприятия. Данный модуль необходим для определения конкретных мероприятий по снижению расходов по итогам анализа диапазона их возможных значений. К таким мероприятиям можно отнести применение экономико-математических моделей с целью оптимизации затрат.

Заключение

Анализ существующей нормативной правовой и инструктивно-методической базы показал, что наименее регламентированным является планирование и оценка стоимости высокотехнологичной продукции телекоммуникационной отрасли, как на стадии планирования государством, так и при формировании планов внутри предприятия, выполняющего контракты по созданию данной продукции. Используя уже разработанные информационные системы, которые кажутся оптимальными для использования любыми предприятиями, при планировании и управлении производством телекоммуникаций можно столкнуться с низкой эффективностью информационной системы ввиду уникальности такого вида продукции.

Таким образом, внедрение корпоративной информационной системы на предприятиях, основная деятельность которых напрямую сопряжена с разработкой и производством образцов телекоммуникаций, требует включения в общепринятый набор подсистем планирования продаж и операций, планирования необходимых ресурсов и управления в процессе производства и закупок исполнения составленных планов уникальных модулей. Их применение позволит учесть специфику продукции отрасли, а также провести анализ эффекта от разработки и производства высокотехнологичных образцов.

Литература

1. Николенко, Т.А.; Зобнин, Ю.А. Автоматизированное управление современными производственными процессами и ERP системы в России // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1 (69-1). С.: 45-48.

2. Stahl, M.J.; и др. Customer-value analysis helps hone strategy // Quality Progress. 1999. Том 32. № 4. С.: 53.

3. Сергеева, А.И.; Царева, М.И. Современные тенденции развития ERP-систем в России // Экономическая среда. 2016. № 1 (15). С.: 64-69.

4. Maas, P.; Graf, A. Customer value analysis in financial services // Journal of Financial Services Marketing. 2008. Том 13. № 2. С.: 107-120.

5. Higgins, K.T. The value of customer value analysis // Marketing Research. 1998. Том 10. № 4. С.: 38.

6. Виноградова, Е.Ю. Интеллектуальные информационные технологии - теория и методология построения информационных систем [монография]. Екатеринбург. Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. 2011. 263 с.

7. Виноградова, Е.Ю.; Галимова, А.И. Формирование комплексной системы экономического планирования и управления как инструмент повышения привлекательности ERP-систем для российских организаций / BI-технологии и корпоративные информационные системы в оптимизации бизнес-процессов: материалы IV Междунар. науч.-практ. очно-заоч. конф. (Екатеринбург, 01.12.2016 г.). Екатеринбург. Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. 2016. С.: 156-159.

8. Батьковский, А.М.; Калачанов, В.Д.; Кравчук, П.В. Технологические риски разработки высокотехнологичной продукции // Вопросы радиоэлектроники. серия РЛТ. 2014. № 1. С.: 129-139.

9. Волкова, В.Н.; Голуб, Ю.А. Информационная система: к вопросу определения понятия // Научно-практический журнал: Прикладная информатика. 2009. № 5 (23). С.: 112-120.

10. Desarbo, W.S.; Jedidi, K.; Sinha, I. Customer value analysis in a heterogeneous market // Strategic Management Journal. 2001. Том 22. № 9. С.: 845-857.

10. Stahl, M.J.; и др. Customer-value analysis helps hone strategy // Quality Progress. 1999. Том 32. № 4. С.: 53.

11. DeSarbo, W.S.; Ebbes, P.; Fong, D.K.H.; Snow, C.C. (2010) Revisiting customer value analysis in a heterogeneous market // Journal of Modelling in Management. Том 5. № 1. С.: 8-24.

ISSUES OF TAKING INTO ACCOUNT THE HIGH-TECH INDUSTRIES ENTERPRISES' SPECIFICS IN THE INFORMATION MANAGEMENT AND PLANNING SYSTEM

DEVELOPMENT

Ekaterina Vinogradova

Doctor of economics, head of Information Systems and Services Department Ural State University of Economics

Yekaterinburg, Russia

© Е.Ю.Виноградова, А.И.Галимова, С.Л.Андреева

11 DOI 10.34709/IM.181.5

Anna Galimova

Graduate student of the Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia

Svetlana Andreeva

Senior Lecturer of the Business Informatics Department in the Ural State University of Economics

Yekaterinburg, Russia

Abstract. The article describes current trends and basic principles for the corporate management decision support systems at enterprises in high-tech industries, and suggests methods for designing and implementing such systems, taking into account the real enterprise's needs. The building and implementing corporate systems principles are studied, taking into account the life cycle, the main stages of the project for the corporate information system implementation are highlighted. The information system is presented by the authors as a model containing six successive modules (stages): (1) identification of the activity purpose and the tasks that are planned to be solved in its implementation course; (2) forecasting the expected consumer value of the event using economic and mathematical methods; (3) calculation of the upper limit price and comparison with the scheduled event price; (4) technical and economic feasibility verification of the measure implementation; (5) determination of risk indicators associated with the measure implementation; (6) accuracy and verification assessment of the predicted value of the event cost. The authors detailed the main indicators of the information system implementation effectiveness for management and planning, and also touched upon the issues of calculating the operating an information system efficiency in the context of their life cycle.

Key words: corporate system; life cycle; management accounting; consumer value of hightech products; production organization. JEL codes: M11; O16.

References

1. Nikolenko, T.A.; Zobnin, Yu.A. (2016) Automated control of modern production processes and ERP systems in Russia // Economics and Entrepreneurship. No. 4-1 (69-1). P.: 45-48.

2. Stahl, M. J.; et al. (1999) Customer-value analysis helps honey strategy // Quality Progress.

Vol.32. No. 4. P.: 53.

3. Sergeeva, A.I.; Tsareva, M.I. (2016) Modern trends in the development of ERP systems in Russia // Economic environment. No. 1 (15). P.: 64-69.

4 Maas, P.; Graf, A. (2008) Customer value analysis in financial services // Journal of Financial Services Marketing. Vol. 13. No. 2. P.: 107-120.

5. Higgins, K.T. (1998) The value of customer value analysis // Marketing Research. Vol. 10. No. 4. P.: 38.

6. Vinogradova, E.Yu. (2011) Intelligent information technologies - theory and methodology of building information systems [monograph]. Yekaterinburg. Publishing house Ural State University of Economics. 263 p.

7. Vinogradova, E.Yu.; Galimova, A.I. (2016) Formation of an integrated system of economic planning and management as a tool to increase the attractiveness of ERP systems for Russian organizations / In: BI-technologies and corporate information systems in optimizing business processes: materials of the IV Intern. scientific-practical. part-time conf. (Yekaterinburg, 01.12.2016). Yekaterinburg. Publishing house Ural State University of Economics. P.: 156-159.

8. Batkovsky, A.M.; Kalachanov, V.D.; Kravchuk, P.V. (2014) Technological risks of developing high-tech products // Issues of radio electronics. RLT series. No. 1. P.: 129-139.

9. Volkova, V.N.; Golub, Yu.A. (2009) Information system: on the issue of defining the concept // Scientific and Practical Journal: Applied Informatics. No. 5 (23). P.: 112-120.

10. Desarbo, W. S.; Jedidi, K.; Sinha, I. (2001) Customer value analysis in a heterogeneous market // Strategic Management Journal. Vol. 22. No. 9. P.: 845-857.

10. Stahl, M. J.; et al. (1999) Customer-value analysis helps honey strategy // Quality Progress. Vol. 32. No. 4. P.: 53.

11. DeSarbo, W.S.; Ebbes, P.; Fong, D.K.H.; Snow, C.C. (2010) Revisiting customer value analysis in a heterogeneous market // Journal of Modeling in Management. Vol. 5 No. 1. P.: 8-24. doi:10.1108/17465661011026130.

Contact

Ekaterina Vinogradova

Ural State University of Economics

62, 8 March str., 620144, Yekaterinburg, Russia

katerina@usue.ru

Anna Galimova

Ural State University of Economics

62, 8 March str., 620144, Yekaterinburg, Russia anna.baibuz8@gmail.com

Svetlana Andreeva

Ural State University of Economics

62, 8 March str., 620144, Yekaterinburg, Russia

svetlana@usue.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.