Научная статья на тему 'Вопросы участия граждан в охране общественного порядка в Российской Федерации'

Вопросы участия граждан в охране общественного порядка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1480
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ваньков А. В.

Настоящая статья посвящена вопросам участия граждан в охране общественного порядка в Российской Федерации. Приводится анализ нормативно-правового регулирования вопроса привлечения граждан к обеспечению правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of participation of citizens in protection of the public order in the Russian Federation

The present article is devoted to questions of participation of citizens in protection of a public order in the Russian Federation. The analysis of standard and legal regulation of a question of involvement of citizens is provided to providing a law and order

Текст научной работы на тему «Вопросы участия граждан в охране общественного порядка в Российской Федерации»

ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.В. Ваньков

преподаватель кафедры

административного права и административной

деятельности

органов внутренних дел

ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России

Настоящая статья посвящена вопросам участия граждан в охране общественного порядка в Российской Федерации. Приводится анализ нормативноправового регулирования вопроса привлечения граждан к обеспечению правопорядка.

The present article is devoted to questions ofparticipation of citizens in protection of a public order in the Russian Federation. The analysis of standard and legal regulation of a question of involvement of citizens is provided to providing a law and order.

Состояние общественного порядка и общественной безопасности в любом государстве во многом зависит от того, насколько все граждане проявляют активность в борьбе с правонарушениями. Необходимо отметить, что это взаимодействие может осуществляться как на уровне отдельных граждан, так и на уровне общественных объединений и движений.

Российская история богата опытом вовлечения граждан в охрану общественного порядка. Эта практика изменялась в зависимости от того или иного периода времени. В эпоху монархии эта традиция нашла своё отражение, например, в Уставе предупреждения и пресечения преступлений 1876 года, в котором регламентировались не только действия органов полиции, но и населения страны. Позже непосредственное участие граждан в предупреждении и пресечении преступлений привело к созданию народных дружин, которые активно обеспечивали правопорядок в рабочих окраинах и вели борьбу с бандитизмом на дорогах.

С 1917 года в нашей стране началось построение качественно новых форм правоохранительной деятельности. Для любого политического режима, для любого государства одной из главных задач является обеспечение прочного общественного порядка. В начальный период развития советской власти специальных государственных органов, чьей задачей являлось бы выполнение таких функций, не существовало, поэтому естественно, что широкие слои населения, в основном, представители рабочего класса, привлекались к охране общественного порядка.

Появление новых форм общественных объединений правоохранительной направленности приходится на 50-е годы. В 1954 года появились первые комсомольские патрули, а в 1958 году по инициативе ленинградских рабочих были созданы первые добровольные народные 1

1 Vankov A. Questions of participation of citizens in protection of the public order in the Russian Federation.

дружины, а 2 марта 1959 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране».

Долгое время ДНД и их специализированные формы - оперативные комсомольские отряды, ДНД на транспорте, бригады по охране социалистической собственности - играли существенную роль в охране общественного порядка. Однако со временем деятельность таких общественных объединений приобретала все более формальный характер, а после принятия постановления, отменяющего предоставление членам ДНД определенных льгот, численность дружин значительно сократилась.

В последние годы, в период социальной и экономической нестабильности общества, подтвердилась необходимость взаимодействия правоохранительных органов с населением. Не случайно, в директивных документах МВД РФ сформулировано, что «приоритетным направлением развития системы МВД России является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных и иных посягательств». Одной из задач, которую необходимо решить для достижения указанной цели, является «налаживание на новой основе взаимодействия с населением и институтами гражданского общества», для чего необходимо всестороннее развитие и внедрение передовых форм взаимодействия правоохранительных органов с общественностью и негосударственными субъектами правоохранительной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Поэтому, без всякого сомнения, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Вместе с тем, вопрос о том, в каких формах граждане имею право это делать, до сих пор остается дискуссионным.

Попытки принять в Российской Федерации федеральный закон «Об участии граждан в обеспечении правопорядка предпринимались неоднократно, но, и по сей день, такой закон не принят. В отличие от федерального центра некоторые субъекты Российской Федерации приняли на своей территории подобные законы. Так, «08» ноября 2001 года был принят Закон г.Санкт-Петербурга №760-95 «Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге», в соответствии со ст.7 данного закона граждане, участвующие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, осуществляют следующие полномочия:

1) пропаганда правовых знаний;

2) содействие органам внутренних дел Санкт-Петербурга в предотвращении и пресечении преступлений и административных правонарушений;

3) содействие органам внутренних дел Санкт-Петербурга в обеспечении правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

4) оказание помощи органам внутренних дел Санкт-Петербурга в профилактической работе с лицами, склонными к совершению преступлений;

5) оказание помощи органам внутренних дел Санкт-Петербурга по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

13 марта 2013 года в Государственную Думу депутатами В.А. Васильевым, И.А. Яровой, Т.Н. Москальковой, А.Е. Хинштейном, М.Х. Вахаевым, В.П. Водолацким, А.Б. Выборным и членами Совета Федерации А.И. Александровым, А.А. Чекалиным, М.Г. Кавджарадзе внесен очередной проект федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Проект направлен на законодательное регулирование на федеральном уровне правовых основ участия граждан в охране общественного порядка. Его актуальность обусловлена тем, что в настоящее время некоторые вопросы участия граждан в охране общественного порядка регламентированы не связанными друг с другом федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ, а по вопросам участия граждан в обеспечении правопорядка в субъектах РФ приняты 63 региональных закона и 1 постановление законодательного органа.

Несмотря на отсутствие федерального законодательства в настоящее время на территории страны действует более 45 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, численность которых составляет более 454 тысячи человек, в том числе в 14,2 тысячах народных дружин - около 190 тысяч человек, в 895 казачьих дружинах - около 62 тысяч человек. Более 42 тысяч граждан являются внештатными сотрудниками полиции.

Членами общественных объединений и внештатными сотрудниками полиции во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел проводится работа по поддержанию общественного порядка на улицах и в других общественных местах, по предупреждению и пресечению административных правонарушений, раскрытию преступлений. С их участием в 2012 году раскрыто 32411 преступлений, выявлено 459632 административных правонарушений, задержано 357526 правонарушителей.

Основными направлениями деятельности общественных объединений являются: участие в охране общественного порядка в населенных пунктах, на транспортных магистралях, в местах массового отдыха граждан; содействие правоохранительным органам в борьбе с отдельными видами преступлений; участие в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести; предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и детской безнадзорности; участие в природоохранных мероприятиях, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства; помощь

правоохранительным органам в выполнении задач по поддержанию правопорядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.

Концепция законопроекта исходит из того, что участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в четырех основных формах, представляющих собой:

1) содействие полиции и другим правоохранительным органам,

которое предполагает право граждан на добровольной основе участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка (данная форма включает в себя также участие в добровольческой деятельности, которая, в соответствии с концепцией федерального закона, ограничена участием граждан в мероприятиях по поиску пропавших без вести лиц, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния);

2) сотрудничество на внештатной основе с полицией, когда граждане на добровольной и долговременной основе, являясь внештатными сотрудниками полиции, участвуют в охране общественного порядка;

3) участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, сформированных по их инициативе для участия в охране общественного порядка в пределах территории проживания, нахождения собственности, работы или учебы;

4) участие граждан в деятельности народных дружин на территории поселений или городских округов во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, полицией и иными правоохранительными органами.

В законопроекте раскрываются названные формы участия граждан в охране общественного порядка. Подробно регламентируется правовое положение, а также порядок создания и организации деятельности народных дружин. Значительное внимание уделено вопросам правовой и социальной защищенности граждан, участвующих в охране общественного порядка.

При подготовке законопроекта учтены положения современного зарубежного законодательства, которое предоставляет множество возможностей по укреплению сотрудничества между полицией и населением. Так, индивидуальное участие граждан в охране правопорядка может осуществляться в виде долгосрочного сотрудничества в рамках института добровольных помощников полиции, а также как одномоментная помощь, выражающаяся в сообщении полиции о противоправном поведении, о замеченных подозрительных предметах и подозрительных лицах (Г ермания, США и др.).

Среди коллективных форм участия используются такие формы, как создание пунктов по обеспечению правопорядка и предупреждению преступности (Япония), формирование полицейского резерва (помощников) (США), организация патрулирования общественных мест, создание добровольных дружин и иных общественных формирований правоохранительной направленности (Белоруссия, Великобритания, США,

Эстония и др.), сотрудничество с частными охранными предприятиями (Перу) и др.

Остается только надеется, что данный проект федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» не постигнет судьба предыдущих законопроектов и он все-таки будет в ближайшее время принят. Принятие законопроекта позволит восполнить пробел в федеральном законодательстве и включить в обеспечение правопорядка на добровольной основе максимально возможное количество заинтересованных граждан, создать условия для защиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка, будет способствовать наведению должного правопорядка в общественных местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.