ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.В. Ваньков
преподаватель кафедры
административного права и административной
деятельности
органов внутренних дел
ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России
Настоящая статья посвящена вопросам участия граждан в охране общественного порядка в Российской Федерации. Приводится анализ нормативноправового регулирования вопроса привлечения граждан к обеспечению правопорядка.
The present article is devoted to questions ofparticipation of citizens in protection of a public order in the Russian Federation. The analysis of standard and legal regulation of a question of involvement of citizens is provided to providing a law and order.
Состояние общественного порядка и общественной безопасности в любом государстве во многом зависит от того, насколько все граждане проявляют активность в борьбе с правонарушениями. Необходимо отметить, что это взаимодействие может осуществляться как на уровне отдельных граждан, так и на уровне общественных объединений и движений.
Российская история богата опытом вовлечения граждан в охрану общественного порядка. Эта практика изменялась в зависимости от того или иного периода времени. В эпоху монархии эта традиция нашла своё отражение, например, в Уставе предупреждения и пресечения преступлений 1876 года, в котором регламентировались не только действия органов полиции, но и населения страны. Позже непосредственное участие граждан в предупреждении и пресечении преступлений привело к созданию народных дружин, которые активно обеспечивали правопорядок в рабочих окраинах и вели борьбу с бандитизмом на дорогах.
С 1917 года в нашей стране началось построение качественно новых форм правоохранительной деятельности. Для любого политического режима, для любого государства одной из главных задач является обеспечение прочного общественного порядка. В начальный период развития советской власти специальных государственных органов, чьей задачей являлось бы выполнение таких функций, не существовало, поэтому естественно, что широкие слои населения, в основном, представители рабочего класса, привлекались к охране общественного порядка.
Появление новых форм общественных объединений правоохранительной направленности приходится на 50-е годы. В 1954 года появились первые комсомольские патрули, а в 1958 году по инициативе ленинградских рабочих были созданы первые добровольные народные 1
1 Vankov A. Questions of participation of citizens in protection of the public order in the Russian Federation.
дружины, а 2 марта 1959 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране».
Долгое время ДНД и их специализированные формы - оперативные комсомольские отряды, ДНД на транспорте, бригады по охране социалистической собственности - играли существенную роль в охране общественного порядка. Однако со временем деятельность таких общественных объединений приобретала все более формальный характер, а после принятия постановления, отменяющего предоставление членам ДНД определенных льгот, численность дружин значительно сократилась.
В последние годы, в период социальной и экономической нестабильности общества, подтвердилась необходимость взаимодействия правоохранительных органов с населением. Не случайно, в директивных документах МВД РФ сформулировано, что «приоритетным направлением развития системы МВД России является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных и иных посягательств». Одной из задач, которую необходимо решить для достижения указанной цели, является «налаживание на новой основе взаимодействия с населением и институтами гражданского общества», для чего необходимо всестороннее развитие и внедрение передовых форм взаимодействия правоохранительных органов с общественностью и негосударственными субъектами правоохранительной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Поэтому, без всякого сомнения, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Вместе с тем, вопрос о том, в каких формах граждане имею право это делать, до сих пор остается дискуссионным.
Попытки принять в Российской Федерации федеральный закон «Об участии граждан в обеспечении правопорядка предпринимались неоднократно, но, и по сей день, такой закон не принят. В отличие от федерального центра некоторые субъекты Российской Федерации приняли на своей территории подобные законы. Так, «08» ноября 2001 года был принят Закон г.Санкт-Петербурга №760-95 «Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге», в соответствии со ст.7 данного закона граждане, участвующие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, осуществляют следующие полномочия:
1) пропаганда правовых знаний;
2) содействие органам внутренних дел Санкт-Петербурга в предотвращении и пресечении преступлений и административных правонарушений;
3) содействие органам внутренних дел Санкт-Петербурга в обеспечении правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
4) оказание помощи органам внутренних дел Санкт-Петербурга в профилактической работе с лицами, склонными к совершению преступлений;
5) оказание помощи органам внутренних дел Санкт-Петербурга по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
13 марта 2013 года в Государственную Думу депутатами В.А. Васильевым, И.А. Яровой, Т.Н. Москальковой, А.Е. Хинштейном, М.Х. Вахаевым, В.П. Водолацким, А.Б. Выборным и членами Совета Федерации А.И. Александровым, А.А. Чекалиным, М.Г. Кавджарадзе внесен очередной проект федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Проект направлен на законодательное регулирование на федеральном уровне правовых основ участия граждан в охране общественного порядка. Его актуальность обусловлена тем, что в настоящее время некоторые вопросы участия граждан в охране общественного порядка регламентированы не связанными друг с другом федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ, а по вопросам участия граждан в обеспечении правопорядка в субъектах РФ приняты 63 региональных закона и 1 постановление законодательного органа.
Несмотря на отсутствие федерального законодательства в настоящее время на территории страны действует более 45 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, численность которых составляет более 454 тысячи человек, в том числе в 14,2 тысячах народных дружин - около 190 тысяч человек, в 895 казачьих дружинах - около 62 тысяч человек. Более 42 тысяч граждан являются внештатными сотрудниками полиции.
Членами общественных объединений и внештатными сотрудниками полиции во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел проводится работа по поддержанию общественного порядка на улицах и в других общественных местах, по предупреждению и пресечению административных правонарушений, раскрытию преступлений. С их участием в 2012 году раскрыто 32411 преступлений, выявлено 459632 административных правонарушений, задержано 357526 правонарушителей.
Основными направлениями деятельности общественных объединений являются: участие в охране общественного порядка в населенных пунктах, на транспортных магистралях, в местах массового отдыха граждан; содействие правоохранительным органам в борьбе с отдельными видами преступлений; участие в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести; предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и детской безнадзорности; участие в природоохранных мероприятиях, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства; помощь
правоохранительным органам в выполнении задач по поддержанию правопорядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.
Концепция законопроекта исходит из того, что участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в четырех основных формах, представляющих собой:
1) содействие полиции и другим правоохранительным органам,
которое предполагает право граждан на добровольной основе участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка (данная форма включает в себя также участие в добровольческой деятельности, которая, в соответствии с концепцией федерального закона, ограничена участием граждан в мероприятиях по поиску пропавших без вести лиц, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния);
2) сотрудничество на внештатной основе с полицией, когда граждане на добровольной и долговременной основе, являясь внештатными сотрудниками полиции, участвуют в охране общественного порядка;
3) участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, сформированных по их инициативе для участия в охране общественного порядка в пределах территории проживания, нахождения собственности, работы или учебы;
4) участие граждан в деятельности народных дружин на территории поселений или городских округов во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, полицией и иными правоохранительными органами.
В законопроекте раскрываются названные формы участия граждан в охране общественного порядка. Подробно регламентируется правовое положение, а также порядок создания и организации деятельности народных дружин. Значительное внимание уделено вопросам правовой и социальной защищенности граждан, участвующих в охране общественного порядка.
При подготовке законопроекта учтены положения современного зарубежного законодательства, которое предоставляет множество возможностей по укреплению сотрудничества между полицией и населением. Так, индивидуальное участие граждан в охране правопорядка может осуществляться в виде долгосрочного сотрудничества в рамках института добровольных помощников полиции, а также как одномоментная помощь, выражающаяся в сообщении полиции о противоправном поведении, о замеченных подозрительных предметах и подозрительных лицах (Г ермания, США и др.).
Среди коллективных форм участия используются такие формы, как создание пунктов по обеспечению правопорядка и предупреждению преступности (Япония), формирование полицейского резерва (помощников) (США), организация патрулирования общественных мест, создание добровольных дружин и иных общественных формирований правоохранительной направленности (Белоруссия, Великобритания, США,
Эстония и др.), сотрудничество с частными охранными предприятиями (Перу) и др.
Остается только надеется, что данный проект федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» не постигнет судьба предыдущих законопроектов и он все-таки будет в ближайшее время принят. Принятие законопроекта позволит восполнить пробел в федеральном законодательстве и включить в обеспечение правопорядка на добровольной основе максимально возможное количество заинтересованных граждан, создать условия для защиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка, будет способствовать наведению должного правопорядка в общественных местах.