Научная статья на тему 'Вопросы технического регулирования в сфере предпринимательства в условиях Таможенного союза'

Вопросы технического регулирования в сфере предпринимательства в условиях Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. Ж. Сагидан

Данная статья посвящена вопросам гармонизации законодательства стран-участниц Таможенного союза в сфере технического регулирования. Автором рассматриваются проблемные и перспективные вопросы технического законодательства Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to harmonization of the legislation of country-participants (member countries) of the Customs Union in the sphere of technical regulation. An author considers the problematical and perspective questions of the technical legislation of the Customs Union.

Текст научной работы на тему «Вопросы технического регулирования в сфере предпринимательства в условиях Таможенного союза»

А.Ж. САГИДАН,

ведущий научный сотрудник отдела международного права, международных отношений и сравнительного правоведения

Института законодательства РК, кандидат юридических наук

ВОПРОСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Интеграционные процессы в современном мире способствуют сближению международного и внутригосударственного права, которые в свою очередь, требуют сближения национальных правовых решений и выработки общих согласованных решений в мировом сообществе.

Как известно, в настоящее время межгосударственные организации являются активными участниками международных отношений. Свидетельством тому является формирование Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), которое на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся межгосударственных объединений на постсоветском пространстве.

В соответствии с Договором об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года, данная международная организация создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства.

При этом одним из приоритетных направлений деятельности в рамках Таможенного союза (далее - ТС), реализуемых на территории Казахстана, является гармонизация законодательства в области технического регулирования. Технические правила, стандарты и системы сертификации имеют важное значение для эффективной реализации положений соглашений в рамках Таможенного союза об устранении технических барьеров в торговле.

Таможенный союз трех стран, образуя единый рынок с создаваемыми условиями для упрощения взаимной торговли, способствует повышению инвестиционной привлекательности казахстанского рынка, а также оживлению отечественного производства и развитию новых производственных мощностей на территории республики. Развитие совместных производств и кооперации взаимодополняющих предприятий стран-участниц ТС также является стимулом взаимных инвестиций.

В этой связи первоочередной задачей между-

народного сотрудничества в условиях ТС является создание единой межгосударственной системы технического регулирования, которая позволит избежать дополнительных барьеров в торговле. В данном аспекте Мухамбетов Г.М. в свогм выступлении отметил, что «принятие единых технических норм для стран-членов Таможенного союза должно стать задачей номер один. Это позволит сформировать единое правовое поле для обеспечения безопасности продукции, устранить технические барьеры, а также обеспечить защиту таможенной территории от небезопасной и фальсифицированной продукции третьих стран. Наличие единых технических норм упрощает работу производителей и расширяет географию поставок, а также позволяет исключить затраты, связанные с проведением работ по гармонизации действующих в государствах стандартов (норм) и правил» [1].

Нельзя не отметить тот факт, что Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация переняли общую систему технического регулирования от СССР. Советская система технического регулирования обеспечивала функционирование экономики в условиях монопольной государственной собственности. Избыточное наличие нормативных актов, регулирующих технические условия и стандарты, создавало административные барьеры и не способствовало выпуску конкурентосопособной продукции на рынке, а также развитию предпринимательской деятельности в целом.

Новые условия, диктуемые рынком, требовали пересмотра государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства и привели практически одновременно к реформе системы технического регулирования в странах-участницах Таможенного союза, ориентированной прежде всего на рынок и основных торговых партнеров стран СНГ и Восточной Европы. Реформирование в этой сфере было обусловлено необходимостью создания благоприятных уловий для

Международное право и сравнительное правоведение

Г~9П

функционирования рыночных механизмов хозяйствования. Результатами реформ в странах-участницах ТС являются соответствующие законы. Закон РК «О техническом регулировании», который вступил в силу 13 мая 2005 года, является рамочным и служит юридической базой для принятия нэобходимых нормативных правовых актов. Вместе с тем понятие «технический регламент», используемое практически в нормативных правовых системах всех стран, в том числе и законах в области технического регулирования Республики Беларусь и Российской Федерации, в законе Республики Казахстан отсутствует, что препятствует введению технических норм по безопасности продукции внутри республики.

На сегодняшний день в условиях Таможенного союза Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация приступили к созданию единой системы технического регулирования.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств принято и временно применяется с 18 ноября 2010 г. межгосударственно Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

При этом правительственные инстанции трех стран передают свои полномочия по принятию технических регламентов Комиссии ТС. Одновременно с этим эта Комиссия осуществляет и координацию усилий трех стран во всей сфере технического регулирования.

Законодательство ТС в области технического регулирования предусматривает разделение понятий технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, причем приниматься они могут только в определенных целях, а именно:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

- обеспечения энергетической эффективности.

В этом смысле технические регламенты в силу

обязательности их требований призваны регламентировать уровень безопасности, а стандарты - содержать нормы и методики испытаний показателей, обеспечивающих заданный уровень безопасности, а также показатели качества.

Совершенно справедливо мнение Мухамбе-това Г.М. о том, что «установление обязательных и добровольных требований должно осуществляться на принципе недискриминации: равенстве требований к отечественной и импортируемой продукции, услугам. Это основной принцип, на которых должны осуществляться торговые взаимоотношения стран в соответствии с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле» [2, с. 15].

В момент вступления в силу технических регламентов ТС национальные нормы прекращают свое действие. К 1 января 2012 года должны функционировать только наднациональные нормы, а технические регламенты - иметь прямое действие на территории трех стран. В график разработки первоочередных технических регламентов ТС на 2011 включены 47 регламентов. На март-июнь 2011 намечено внесение технических регламентов в Секретариат Комиссии ТС для рассмотрения и публичного обсуждения:

1. Проекты регламентов до внесения на публичное обсуждение

О требованиях энергетической эффективности бытовых, иных энергопотребляющих устройств и их маркировке

О безопасности машин и оборудования О требованиях к колесным транспортным средствам по обеспечению их безопасной утилизации

О безопасности маломерных судов О безопасности продукции легкой промышленности

О безопасности лакокрасочных материалов О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии

О безопасности мяса и мясопродуктов О безопасности рыбы и рыбной продукции О безопасности кормов и кормовых добавок О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе

Масложировая продукция

2. Внесенные на публичное обсуждение

О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе

О безопасности химической продукции О безопасности пищевой продукции Пищевая продукция в части ее маркировки

Электромагнитная совместимость технических средств

О безопасности тракторов сельскохозяйственных и лесных, прицепов и сменных прицепных машин, агрегатирующих с тракторами

О безопасности продукции легкой промышленности

О безопасности средств индивидуальной защиты

Безопасность автомобильных дорог О безопасности колесных транспортных средств

3. Прошедшие публичное обсуждение и внесенные на внутригосударственное согласование О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков

О безопасности пиротехнических изделий О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта

О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта

О безопасности железнодорожного подвижного состава

О безопасности игрушек О безопасности упаковки О безопасности низковольтного оборудования О безопасности парфюмерно-косметической продукции.

В связи с завершением формирования договорно-правовой базы ТС и ее введением в действие особое значение приобретает приведение в соответствие с ней национального законодательства государств-членов ТС. К настоящему времени эта работа не завершена. В сфере технического регулирования в соответствии с принятыми решениями ведется работа по унификации законодательства. Определен перечень продукции, на которую документы о соответствии могут выдаваться по единым формам и признаются всеми государствами-членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия. В Республике Беларусь уже выдано 20 сертификатов соответствия и 8 деклараций о соответствии по единой форме. При этом пока остаются в силе и установленные национальными законодательствами перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям безопасности. Дальнейшая унификация технического регулирования в ТС будет осуществляться путем принятия единых технических регламентов Таможенного союза в соответствии с подписанным 18 ноября 2010 г. межгосударственным Соглашением о единых принципах и прави-

лах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

В целях обеспечения единства правоприменительной практики ведется работа над проектом межгосударственного Соглашения о гармонизации законодательств государств-членов ТС в части установления ответственности за нарушение требований законодательства ТС в сфере технического регулирования, разрабатывается Стратегия развития единой системы технического регулирования ТС на 2011-2015 годы.

Гармонизация законодательства в области технического регулирования в рамках ТС благоприятствует свободному обращению товаров на рынках территорий стран-членов ТС, поскольку позволяет снять имеющиеся торговые барьеры и сократить расходы на подтверждение соответствия поставляемых товаров.

Комиссия ТС определила порядок действий по формированию и принятию технических регламентов. Чтобы принять любой технический регламент, от каждого государства будет назначено уполномоченное на выполнение этой работы министерство. Прежде чем представить проект технического регламента на всеобщее обсуждение, будут проводиться международные переговоры, возглавляемые руководителями национальных министерств. После принятия совместного решения, начнется этап публичного обсуждения и согласования с бизнесом.

При этом следует отметить, бизнес в Республике Казахстан занимает одну из важных позиций в современной рыночной системе хозяйствования. Бизнес-сообщество обеспечивает экономический рост нашего государства, формируя в нз-которой степени бюджет, решает проблемы занятости населения, наполняет рынок отчествен-ными и импортными товарами и услугами, тем самым формируя конкурентную среду и повышая уровень качества жизни населения.

В свою очередь государство, понимая значимость стоящих перед бизнес-сообществом задач, в своей деятельности стремится к созданию благоприятных условий для активизации отечественных производителей по постоянному повышению качества и конкурентоспособности казахстанской продукции. Создание таких условий невозможно без эффективной системы технического регулирования, которая обеспечивает многовариантность выбора технических решений, не создавая при этом необоснованных ограничений и не оказывая на бизнес излишнее административное давление.

Международное право и сравнительное правоведение

ПоП

При этом предприниматели недостаточно информированы о ситуации в ТС. В этой связи на уровне принятия технических регламентов необходимо активное участие бизнес-сообщества через существующие отраслевые ассоциации, торгово-промышленные палаты и иные объединения предпринимателей. Формой участия представителей бизнеса могут стать рабочие группы совместно с представителями государственных органов, проведение общественных слушаний по проектам технических регламентов и др. В данном аспекте Кононова Т.И. предлагала «предоставить право объединениям предпринимателей разрабатывать и вносить на рассмотрение проекты технических регламентов и стандартов» [3, с. 93]. В таком случае, считает Кононова «появится конкурс среди ассоциаций-разработчиков, и остальная часть бизнеса, которая еще не подключилась к этому процессу, поймет, что нужно в нем участвовать» [3, с. 94]. Далее автор отмечает, что «с одной стороны, будет учтен огромный опыт предпринимателей, которым и предстоит работать по новым нормам, будет обеспечена прозрачность процедуры. С другой стороны, это позволит повысить реальный уровень безопасности продукции» [3, с. 94].

Для определения перечня необходимых ТС технических регламентов формируется список потенциально опасной продукции. Для этой продукции, кроме требований к самой продукции, технический регламент будет устанавливать процедуры оценки соответствия, формы, схемы подтверждения ее безопасности.

2011 год будет переходным годом, так как начало действия технических регламентов ТС предписывается с 1 января 2012 года. Планируется в течение 2011 и 2012 годов сформулировать и утвердить основную массу необходимых для технического регулирования ТС документов. Тем самым будет сформирована нормативная база, единая для всех государств-участников ТС. Планируется в основном закончить формирование Единого реестра органов сертификации ТС, Единого реестра испытательных лабораторий ТС. Сделать общедоступными Реестр выданных сертификатов и Реестр деклараций соответствия. Предполагается реализовать единый подход к системе аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий.

Существует намерение ввести единый знак сертификации продукции на территории всех стран ТС. Предполагается создание общедоступной информационной системы, которая бы могла предупреждать потенциальных потребителей об опасной продукции.

С гармонизацией технического законодательства ТС будут созданы условия для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, расширения внутреннего рынка, а также защиты собственного рынка от недоброкачественной продукции.

Переход на международные стандарты обеспечивает соответствие продукции показателям, достаточным для торгового присутствия на внешнем рынке. В этом аспекте совершенно справедливо отмечает Казанцева Г.С.: «Переход на международные стандарты не только расширяет возможности предприятиям в освоении внешних рынков. Международные стандарты способствуют внедрению новых технологий, современного наукоемкого оборудования взамен морально устаревшего, потому, чтобы достичь хороших результатов, необходимо работать по таким технологиям и оборудовании, которые могут это обеспечить» [4, с. 29].

Таким образом, уже практически создано правовое поле, которое в результате гармонизации и унификации законодательства трех стран, значительно упрощает условия для ведения бизнеса на едином пространстве Таможенного союза.

В силу того, что технические стандарты являются продуктом интеллектуального труда, они способны содействовать эффективному решению сложнейших экономических и социальных задач. Это касается обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, поддержки инновационной деятельности, повышения энергоэффективности, экономии энергетических и материальных ресурсов, обеспечения технической и информационной совместимости, обеспечения трансфера наилучших доступных технологий.

В целом, создание Таможенного союза, принципы которого направлены на улучшение благосостояния народов участников данного интеграционного объединения, вкупе с активностью бизнес-сообщества, несет в себе положительный эффект для Казахстана в экономическом, политическом и социальном аспектах.

Использованная литература

1. Конференция «Техрегулирование-2012. Инструментарий формирования Единого экономического пространства» от 25 марта 2010 г. (г. Москва).

2. Мухамбетов Г.М. Реформирование технического регулирования в Республике Казахстан // Проблемы совершенствования нормотворческой деятельности в области технического регулирования: Сборник материалов международной научно-практической конференции 17.01.2006 г. - Астана: ЗАО «Институт законодательства Республики Казахстан», 2006. - 128 с.

3. Кононова Т.И. Роль бизнес-сообщества в реформе системы технического регулирования // Проблемы совершенствования нормотворческой деятельности в области технического регулирования: Сборник материалов международной научно-практической конференции 17.01.2006 г. - Астана: ЗАО «Институт законодательства Республики Казахстан», 2006. - 128 с.

4. Техническо законодательство Республики Казахстан. Состояние и перспективы // Проблемы совершенствования нормотворческой деятельности в области технического регулирования: Сборник материалов международной научно-практической конференции 17.01.2006 г. - Астана: ЗАО «Институт законодательства Республики Казахстан», 2006. - 128 с.

•к -к -к -к -к

Мацала Кеден одагына цатысушы-елдердщ техникалъщ реттеу саласындагы зацнамасын уйлест1ру мэселелерте арналган. Автор Кеден одагы техникалыц зацнамасына цатысты мэселелердщ болашацтагы дамуын царастырады.

Данная статья посвящена вопросам гармонизации законодательства стран-участниц Таможенного союза в сфере технического регулирования. Автором рассматриваются проблемные и перспективные вопросы технического законодательства Таможенного союза.

This article is devoted to harmonization of the legislation of country-participants (member countries) of the Customs Union in the sphere of technical regulation. An author considers the problematical and perspective questions of the technical legislation of the Customs Union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.