Научная статья на тему 'Вопросы судебной практики защиты чести, достоинства и деловой репутации в российском законодательстве'

Вопросы судебной практики защиты чести, достоинства и деловой репутации в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2405
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНИН / ОРГАНИЗАЦИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД / ИСК / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА / INTANGIBLE BENEFITS / HONOR / DIGNITY / BUSINESS REPUTATION / INDIVIDUAL / CITIZEN / ORGANIZATION / DISSEMINATION OF INFORMATION / PRIVACY / MEDIA / NON-PECUNIARY DAMAGE / LAWSUIT / JUDICIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зернова Ольга Геннадьевна

Cтатья посвящена определению основных функций нематериальных благ, принадлежащих личности, и важности их соблюдения при осуществлении судебной защиты. Приводится анализ характеристики нематериальных благ личности, таких как честь, доброе имя, деловая репутация, и указывается, что по действующему в Российской Федерации Гражданскому кодексу и Закону «О средствах массовой информации» каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени, в то же время гражданину гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Вопросы правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации остаются актуальными, поскольку они непосредственно связаны с личностью гражданина, репутацией юридического лица. Реализация на практике этих знаний способствует качественному улучшению уровня защиты прав и свобод граждан и организаций, а значит и совершенствованию общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF JUDICIAL PRACTICE TO PROTECT THE HONOR, dignity AND business reputation IN RUSSIAN LEGISLATION

The article is devoted to the definition of basic functions of intangible goods belonging to a person and the importance of their compliance in the implementation of judicial protection. A detailed analysis of the characteristics of intangible benefits of an individual, such as honor, good name and business reputation, is given; it is stated that under the current Russian Federation legislation, everyone has the right to defend his honor and reputation, while at the same time freedom of thought and speech, as well as freedom of media is guaranteed to everyone. Issues of legal protection of honor, dignity and business reputation remain relevant, since they are directly related to the personality of a citizen, the reputation of a legal entity. Practical implementation of this knowledge contributes to the qualitative improvement of the level of protection of the rights and freedoms of citizens and organizations, and hence the improvement of society as a whole.

Текст научной работы на тему «Вопросы судебной практики защиты чести, достоинства и деловой репутации в российском законодательстве»

100

2016. Т. 26, вып. 2

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 343.4 О.Г. Зернова

ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Статья посвящена определению основных функций нематериальных благ, принадлежащих личности, и важности их соблюдения при осуществлении судебной защиты. Приводится анализ характеристики нематериальных благ личности, таких как честь, доброе имя, деловая репутация, и указывается, что по действующему в Российской Федерации Гражданскому кодексу и Закону «О средствах массовой информации» каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени, в то же время гражданину гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Вопросы правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации остаются актуальными, поскольку они непосредственно связаны с личностью гражданина, репутацией юридического лица. Реализация на практике этих знаний способствует качественному улучшению уровня защиты прав и свобод граждан и организаций, а значит и совершенствованию общества в целом.

Ключевые слова: нематериальные блага, честь, достоинство, деловая репутация, личность, гражданин, организация, распространение информации, частная жизнь, средства массовой информации, моральный вред, иск, судебная защита.

Каждому человеку присущи такие блага, как честь, достоинство, деловая репутация, а юридическому лицу - деловая репутация. Деловая репутация гражданина определяется уровнем его профессиональной квалификации; юридического лица - оценкой производственной или иной деятельности в соответствии с его правовым статусом в условиях предпринимательских и рыночных отношений. Категории «честь» и «достоинство» определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности. С этими категориями тесно связано такое понятие, как «репутация». По действующему в Российской Федерации законодательству каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени, в то же времени каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.

В Гражданском кодексе РФ защите чести, достоинства и деловой репутации посвящена ст. 152 [2. С. 88]. Согласно этой статье защищать честь, достоинство и деловую репутацию можно лишь при условии, что порочащие сведения не соответствуют действительности, поэтому не подлежат опровержению выражения и сравнения, которые нельзя проверить на истинность. Не могут составить предмет иска по данной статье также претензии к форме подачи материала, стилю изложения и художественным приемам, использованным автором публикации. Законом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с требованием опровержения к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к редакции средства массовой информации, в котором были распространены указанные выше сведения [3. С. 37].

Вместе с тем гражданин (юридическое лицо) вправе обратиться с требованием об опровержении таких сведений непосредственно к редакции соответствующего средства массовой информации, а отказ в опровержении либо нарушение установленного законом порядка опровержения могут быть обжалованы в суд (ст. 43 и 45 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Что касается порядка опровержения иных ситуаций, то он устанавливается судами (п. 2 ст. 152 ГК РФ) [2. С. 88].

При невозможности установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, пострадавшее лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности (п. 6 ст. 152). В случае невыполнения судебного решения суд правомочен наложить на нарушителя штраф. Штраф налагается в порядке и размере, установленных гражданским процессуальным законодательством, и взыскивается в доход Российской Федерации [4. С. 43]. Предусмотрена также возможность возмещения пострадавшему гражданину убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих сведений (п. 5 ст. 152).

Таким образом, способами защиты чести, достоинства и деловой репутации являются опровержение и компенсация (возмещение) потерпевшему морального вреда. При этом под опровержением понимается доведение до круга лиц, среди которых сведения были распространены, информации о признании их судом не соответствующими действительности, а под моральным вредом (в соответствии со ст. 151 ГК РФ) - признание физических или нравственных страданий потерпевшего [2. С. 87].

Вопросы судебной практики защиты чести, достоинства.

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

101

2016. Т. 26, вып. 2

На требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, так как они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ (п. 1 ст. 208 ГК РФ) [3. С. 114].

Невозможность точного определения денежного или иного имущественного эквивалента не должна сдерживать суды в вынесении решений по возмещению морального вреда, в частности, в виде денежной компенсации. Согласно законодательству, потерпевший сам субъективно оценивает тяжесть причиненного ему морального вреда и в иске указывает определенную сумму.

Судебная защита представляет собой предусмотренные законом меры государственного принуждения, направленные на охрану прав и свобод и ликвидацию последствий их нарушения, реализующиеся в порядке гражданского судопроизводства, одним из важных средств возбуждения которого является иск [4. С. 40].

В действующем законодательстве закреплено, что гражданин (или организация), в отношении которого в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации (п. 3 ст. 152 ГК РФ, ст. 46 Закона о СМИ). В случае отказа СМИ на такое право гражданин (организация) вправе обратиться непосредственно в суд. Необходимо учитывать, что отказ редакции средства массовой информации может быть обжалован в суд в течение года со дня распространения указанных сведений. При этом лицо, в отношении которого были распространены такие сведения, вправе обратиться в суд с иском к редакции средства массовой информации о защите чести, достоинства и деловой репутации без ограничения срока (ст. 208 ГК РФ).

Еще один вопрос, вызывающий дискуссии в научной литературе. При разрешении споров, возникших в связи с распространением информации о частной жизни гражданина, необходимо учитывать, что в случае, когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации (ст. 150, 151 ГК РФ) [2. С. 87]. Исключение составляют случаи, когда средством массовой информации была распространена информация о частной жизни истца в целях защиты общественных интересов на основании п. 5 ст. 49 Закона о СМИ [6. С. 19]. Эта норма корреспондируется со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [1. С. 5].

Если же имело место распространение не соответствующих действительности порочащих сведений о частной жизни истца, то ответчик может быть обязан опровергнуть эти сведения и компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации, на основании ст. 152 ГК РФ [2. С. 88].

Резюмируя вышеуказанное необходимо подчеркнуть, что судам следует иметь в виду, что моральный вред, хотя и определяется судом в конкретной денежной сумме, признается законом вредом неимущественным, и следовательно, государственная пошлина должна взиматься на основании подп. 3 п. 1 ст. 333-19 Налогового кодекса РФ [5. С. 28], а не в процентном отношении к сумме, определенной судом в качестве компенсации причиненного истцу морального вреда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. 2001. Ст. 16.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 23.05.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. № 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. №11.

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (действующая редакция от 06.04.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция от 08.06.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Закон РФ «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ) от 27.12.1991 № 2124-1 (действующая редакция от 24.11.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

Поступила в редакцию 22.10.15

102

2016. Т. 26, вып. 2

О.Г.Зернова

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

O. G. Zernova

ISSUES OF JUDICIAL PRACTICE TO PROTECT THE HONOR, DIGNITY AND BUSINESS REPUTATION IN RUSSIAN LEGISLATION

The article is devoted to the definition of basic functions of intangible goods belonging to a person and the importance of their compliance in the implementation of judicial protection. A detailed analysis of the characteristics of intangible benefits of an individual, such as honor, good name and business reputation, is given; it is stated that under the current Russian Federation legislation, everyone has the right to defend his honor and reputation, while at the same time freedom of thought and speech, as well as freedom of media is guaranteed to everyone. Issues of legal protection of honor, dignity and business reputation remain relevant, since they are directly related to the personality of a citizen, the reputation of a legal entity. Practical implementation of this knowledge contributes to the qualitative improvement of the level of protection of the rights and freedoms of citizens and organizations, and hence the improvement of society as a whole.

Keywords: intangible benefits, honor, dignity, business reputation, individual, citizen, organization, dissemination of information, privacy, media, non-pecuniary damage, lawsuit, judicial protection.

Зернова Ольга Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент

заведующий кафедрой трудового и социального права Глазовский филиал НОУ «Университет Российской Академии Образования»

427620, Россия, г. Глазов, ул. Пряженникова, 3а

Zernova O.G.,

Candidate of Law, Associate Professor

Head of the Department of labor and social rights Glazov branch of the University of Russian Academy of Education Pryazhennikova st., 37a, Glazov, Russia, 427620

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.