11. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (с изменениями и дополнениями).
Federal'nyyzakonot 23 iyulya 2013 g. № 251-FZ «О vneseniiizmeneniy votdel'nyye zakonodatel'iiyye akty Rossiyskoy Federatsii v oblasti svyazi s peredachey TsentraTnomu banku Rossiyskoy Federatsii polnomochiy po regulirovaniyu, kontrolyu i nadzoru v sfere fiiiansovykh rynkov» (s izmeneniyami i dopolneniyami)» [Federal Law of July 23, 2013, № 251-FZ "On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the transfer of authorization to the Central Bank of the Russian Federation to regulate, control and supervise financial markets" (as amended)].
12. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «Гарант».
Federal'nyy zakon ot 26 oktyabrya 2002 g. № 127-FZ «О nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» [Federal Law of
October 26, 2002 № 127-FZ "On insolvency (bankruptcy)"] // SPS «Garant».
13. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».
Federal'nyy zakon ot27iymiya20llg.NQl6l-FZ«Onatsional'noyplatezlmoycicteme»(cizmeneiiiyMiiiidopohieiiiyaiiii) [Federal Law of June 27, 2011 № 161-FZ "On the National Payment System" (amended and edited)] / / SPS «Garant».
14. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант».
Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2015 g. № 403-FZ «О vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'iiyye akty Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of December 29, 2015 № 403-FZ "On amending certain legislative acts of the Russian Federation"] // SPS «Garant».
15. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СПС «Гарант».
Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2015 g. № 407-FZ «О vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'iiyye akty Rossiyskoy Federatsii i о statuse utrativshikh silu otdel'nykh sub»yektov Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of December 29, 2015 № 407-FZ "On amending certain legislative acts of the Russian Federation and on the status of the invalidated subjects of the Russian Federation"] / / SPS «Garant».
УДК 347.73
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
SOME ASPECTS OF IMPROVING THE STANDARD-SETTING FUNCTION OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION REGARDING OPERATION OF CREDIT CONSUMER COOPERATIVES
Пастушенко Елена Николаевна
Pastushenko Yelena Nikolayevna
доктор юридических наук, профессор, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
PhD (Law), professor, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Информационная безопасность регионов. 2017. № 1(26)
Земцова Лариса Николаевна
Zemtsova Larisa Nikolayevna
кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, председатель суда общей юрисдикции (в отставке)
Cand. Sc. (Law), associate professor of the department of justice and law enforcement, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, retired chairperson of the court of general jurisdiction, Saratov
e-mail: [email protected]
В статье анализируются правовые основы реализации нормотворческой функции Центрального банка Российской Федерации в связи с наделением его полномочиями по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе по вопросам деятельности кредитных потребительских кооперативов.
Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, нормативные акты Банка России, финансовый рынок, кредитные потребительские кооперативы.
The paper analyzes the legal basis for the standard-setting function of the Central Bank of the Russian Federation and in particular the fact that the Central Bank has recently been given authorization to regulate, control and oversee financial markets including the activities of credit consumer cooperatives.
Keywords: the Central Bank of the Russian Federation, regulatory acts of the Bank of Russia, financial market, credit consumer cooperatives.
L J
Роль нормативных актов Центрального банка Российской Федерации в правовом регулировании банковской деятельности значительна [5, с. 28-32]. Статья 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ с изменениями по сост. на 3 июля 2016 г.) закрепляет к качестве источников правового регулирования банковской деятельности федеральные законы, отдавая приоритет двум федеральным законам - «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Федеральный закон от ю июля 2002 г. № 86-ФЗ с изменениями по сост. на 3 июля 2016 г.), а также нормативные акты Центрального банка Российской Федерации. Развитие правового обеспечения банковской деятельности позволяет выделить два подхода законодателя в реализации нормотворческой функции Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) применительно к банковской деятельности: общий и специальный.
Общий подход в регламентации нормотворческой функции ЦБ РФ основан на применении положений статьи 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», когда для издания нормативного акта ЦБ РФ требуется, чтобы вопрос, по которому издается нормативный акт, был отнесен к компетенции ЦБ РФ. В общем
виде указанные вопросы сформулированы в статье 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», закрепляющей функции ЦБ РФ.
Специальный подход в регламентации нормотворческой функции ЦБ РФ наблюдается в конкретизации области (сферы) общественных отношений, в которой надлежит издание нормативного акта ЦБ РФ, путем формулирования в федеральном законе позиции, по которой необходимо принятие нормативного акта ЦБ РФ.
Общий и специальный подходы в реализации нормотворческой функции ЦБ РФ применены законодателем в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» и получили развитие в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (с изменениями по сост. на 6 июля 2016 г.) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральном законе от ю декабря 2003 г- N° 173-ФЗ (с изменениями по сост. на 3 июля 2016 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральном законе от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (с изменениями по сост. на 3 июля 2016 г.) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральном законе
от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ (с изменениями по сост. на 23 июня 2016 г.) «О кредитных историях» и др.
Указанный правовой принцип в определении нормотворческой функции ЦБ РФ сохранен законодателем в 2013 г. при определении статуса ЦБ РФ как мегарегулятора финансового рынка в части фиксирования полномочий ЦБ РФ в отношении правового регулирования деятельности поднадзорных субъектов - некредитных финансовых организаций путем издания нормативных актов. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ (с изменениями по сост. на 3 июля 2016 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» последовательно развивает сложившиеся законодательные подходы в регламентации нормотворческой функции ЦБ РФ применительно к регулированию некредитных финансовых организаций как в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», так и федеральных законах, регулирующих деятельность некредитных финансовых организаций.
Изложенные позиции характерны и для такого субъекта рынка микрофинансирования, как кредитные потребительские кооперативы [2, с. 15], что весьма актуально с развитием потребительского кредитования и необходимостью обеспечения баланса публично-правовых и частно-правовых начал в правовом регулировании деятельности кредитных потребительских кооперативов, обеспечении режима законности их функционирования, защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг [6, с. 50-54]> четкого применения правовых инструментов создания условий реализации принципа надежности в деятельности кредитных потребительских кооперативов [4, с. 31-35]-
Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ (с изменениями по сост. на 3 июля 2016 г.) «О кредитной кооперации» называет источниками правового регулирования создания и деятельности кредитных кооперативов Гражданский кодекс Российской Федерации, данный федеральный закон, другие федеральные законы, к которым, несомненно, следует отнести Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты ЦБ РФ, регулирующие отношения с участием кредитных кооперативов (статья 2). В данной правовой
норме закреплен общий подход к реализации нормотворческой функции ЦБ РФ в законодательно закрепленной сфере компетенции. Конкретизация общего подхода нашла отражение в статье 5 Федерального закона «О кредитной кооперации», посвященной вопросам регулирования кредитной кооперации, в пункте 1 части 2 которой закрепляется функция ЦБ РФ по изданию в пределах компетенции нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных кооперативов, их союзов (ассоциаций), саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, и иных объединений кредитных кооперативов.
Федеральный закон «О кредитной кооперации» использует и специальный подход в определении нормотворческой функции ЦБ РФ в сфере кредитной кооперации. При определении функций ЦБ РФ по регулированию отношений в сфере кредитной кооперации закреплены следующие вопросы, требующие издания нормативных актов ЦБ РФ: числовые значения и порядок расчета финансовых нормативов, предусмотренных данным федеральным законом (пункт 1.1 части 2 статьи 5); порядок размещения средств резервного фонда кредитного кооператива, порядок формирования кредитными кооперативами резервов на возможные потери по займам (пункт 3 части 2 статьи 5); порядок направления адресатам предписаний и запросов информации, порядок подтверждения получения предписаний и запросов (пункт 8.2 части 2 статьи 5, пункт 6 части з статьи 5); порядок реализации полномочия ЦБ РФ запрашивать и получать у кредитного кооператива бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пункт 3 части 3 статьи 5); порядок проведения проверок соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива законодательству и нормативным актам ЦБ РФ (пункт 4 части 3 статьи 5); порядок предоставления кредитным кооперативом в ЦБ РФ электронных документов и получения кредитным кооперативом от ЦБ РФ электронных документов (часть 4 статьи 5).
Нормативные акты ЦБ РФ устанавливают формы и сроки представления кредитным кооперативом определенных документов бухгалтерского учета и отчетности. Объектом указанной обязанности кредитного кооператива являются документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе органов кредитного кооператива. Субъектами исполнения данной обязанности названы кредитные кооперативы, количество членов которых превышает три тысячи физических и (или)
Информационная безопасность регионов. 2017. № 1(26)
юридических лиц, кредитные кооперативы второго уровня, кредитные кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, что корреспондирует с контрольно-надзорными полномочиями ЦБ РФ (часть з статьи 28, пункт 7 части 2 статьи 5, часть 5 статьи 5, часть 4 статьи 35, пункт 2 части 6 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации»).
Нормативные акты ЦБ РФ оказывают дисциплинирующее воздействие на учредителей (пайщиков) кредитного кооператива при подготовке учредительных документов. Так, устав кредитного кооператива должен содержать определенные Федеральным законом «О кредитной кооперации» положения. При этом законодательно установлены и правила о свободе избрания закрепления в уставе и иных положений. Важно отметить, что указанные иные положения не должны противоречить Федеральному закону «О кредитной кооперации», нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Центрального банка Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона «О кредитной кооперации»).
Нормативные акты ЦБ РФ востребованы законодателем и при решении важнейших публично-правовых вопросов развития саморегулирования в сфере кредитной кооперации. Специальный подход в определении нормот-ворческой функции ЦБ РФ заключается в том, что нормативные акты ЦБ РФ подлежат принятию в соответствии с Федеральным законом «О кредитной кооперации», Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ (с изменениями по сост. на 3 июля 2016 г.) «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (части 1, 2, 4, пункты 2 и 5 части 6 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации»), что свидетельствует о повышении значения внутрисистемных связей в системе российского законодательства [3, с. 8о, 243244, 291-292, 305, 321]. Вместе с установлением обязанностей кредитного кооператива по ведению бухгалтерского учета и отчетности закрепляются обязанности саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка по представлению определенных документов в ЦБ РФ по форме, в сроки и в порядке, которые устанавливаются нормативными актами ЦБ РФ (пункт 8 части 6 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации»). Это отражает сбалансированное действие ЦБ РФ как мегарегулятора финансового рынка, в том числе в сфере кредитной кооперации, и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка по обеспечению режима законности
деятельности кредитных кооперативов и защите прав и законных интересов субъектов правоотношений. В указанном аспекте большое значение имеют стандарты саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (пункт 1 части 6 статьи 35, часть 7 статьи 40 Федерального закона «О кредитной кооперации»).
На основании изложенного, следует согласиться с выводом ЦБ РФ о том, что правовые основы контрольно-надзорных функций за субъектами рынка микрофинансирования, включая кредитные потребительские кооперативы, в российском законодательстве в целом сформированы. Данный вывод содержится в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов, одобренных Советом директоров ЦБ РФ 26 мая 2016 г., подготовленных ЦБ РФ в соответствии со статьей 45.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», размещенных на официальном сайте ЦБ РФ [7]. В разделе III указанного программного документа ЦБ РФ изложены особенности развития секторов финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов, включая задачи по развитию сектора микрофинансирования (в том числе деятельности кредитных потребительских кооперативов). С научно-практической точки зрения заслуживает поддержки предложение ЦБ РФ о создании единой системы гарантирования сохранности личных сбережений на рынке кредитной кооперации с учетом накопленного опыта посредством преобразования существующей имущественной ответственности саморегулируемых организаций перед пайщиками кредитных потребительских кооперативов. Несомненно, указанная законопроектная идея ЦБ РФ будет способствовать достижению целей деятельности ЦБ РФ по развитию финансового рынка и обеспечению стабильности российского финансового рынка (статья 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Это позволит реализовать и высказанное в данном документе предложение ЦБ РФ о расширении допустимых видов деятельности кредитных потребительских кооперативов, что положительно скажется на повышении эффективности их деятельности и более полного удовлетворения потребностей пайщиков.
В Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов ЦБ РФ уделяет внимание повышению качества реализации норм кооперативного управления и установления принципа
общности в деятельности кредитных потребительских кооперативов. Указанное предложение планируется разработать при участии профессионального сообщества. Указанный принцип общности в деятельности кредитных потребительских кооперативов предполагает повышение финансовой грамотности пайщиков в вопросах понимания ответственности, перехода к проведению общих собраний кредитных потребительских кооперативов в форме собраний уполномоченных, а также внедрения механизмов пресечения злоупотреблений со стороны органов управления кредитных потребительских кооперативов, включая детализацию требований к раскрытию информации о деятельности кредитных кооперативов.
Таким образом, реализация предложений ЦБ РФ, предусмотренных в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018, окажет влияние на совершенствование нормотворче-ской функции ЦБ РФ путем издания нормативных актов ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами, регулирующими деятельность субъектов права на финансовом рынке, включая кредитные потребительские кооперативы.
Правила издания нормативных актов ЦБ РФ устанавливаются самостоятельно (статья 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Положительно зарекомендовало себя Положение Центрального банка Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. № 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России». Новеллой в правовом регулировании нормотворческой функции ЦБ РФ является Указание Центрального банка Российской Федерации от 17 октября 2016 г. № 4164-У «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов Банка России» [1]. Следует заметить, что антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов ЦБ РФ осуществлялась и ранее, о чем свидетельствует размещение проектов нормативных актов ЦБ РФ для антикоррупционной экспертизы на официальном сайте ЦБ РФ. Примечательно, что с изданием Указания Банка России № 4164-У утрачивают силу ранее изданные акты упраздненной с 1 сентября 2013 г. Федеральной службы по финансовым рынкам, что позволяет сформулировать заключение о влиянии нормотворчества ЦБ РФ в сфере финансовых рынков на общие вопросы реализации нормотворческой функции ЦБ РФ.
Библиографический список (References)
1. Вестник Банка России. 2016. № 102.
Vestnik Banka Rossii (2016) [Bulletin of the Central Bank of Russia]. № 102.
2. Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : авто-реф. дис.... докт. юрид. наук. М., 2016.
Guznov A.G. (2016) Finansovo-pravovoye regulirovaniye finansovogo rynka v Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis.... d-ra yurid. nauk [Financial and Legal Regulation of the Financial Market in the Russian Federation: abstract of the thesis for the degree of Doctor of Law]. Moscow.
3. Петров Д.Е. Дифференциация и интеграция структурных образований системы российского права / под ред. И.Н. Сенякина : ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов : Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2015.
Petrov D.Ye. (2015) Differentsiatsiya i integratsiya strukturnykh obrazovaniy sistemy rossiyskogo prava / pod red. I.N. Senyakina [Differentiation and integration of structural entities of the Russian legal system / Ed. by I.N. Senyakin, Saratov State Law Academy]: FGBOU VPO «Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya». Saratov : Izd-vo FGBOU VPO «Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya».
4. Покачалова E.B., Тихонов К.А. Страхование деятельности кредитных потребительских кооперативов в аспекте теории финансового права // Финансовое право. 2016. № 4.
Pokachalova Ye.V., Tikhonov К.А. (2016) Strakhovaniye deyatel'nosti kreditnykh potrebitel'skikh kooperativov v aspekte teorii finansovogo prava [Insuring the activity of credit consumer cooperatives from the perspective of the theory of financial law] // Finansovoye pravo. № 4.
5. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Публичное банковское право : учебник для магистров. М : Проспект, 2016.
Rozhdestvenskaya Т.Е., Guznov A.G. (2016) Publichnoye bankovskoye pravo : uchebnik dlya magistrov [Public Banking Law: textbook for master's degree]. Moscow: Prospekt.
6. Тихонов К.А. Роль Центрального банка Российской Федерации как регулятора деятельности кредитных потребительских кооперативов // Банковское право. 2016. № 3.
Tikhonov К.А. (2016) Rol' Tsentral'nogo banka Rossiyskoy Federatsii kak regulyatora deyatel'nosti kreditnykh potrebitel'skikh kooperativov [Role of the Central Bank of the Russian Federation as a regulator of credit consumer cooperatives] // Bankovskoye pravo. № 3.
7. URL: htpp: // www.cbr.ru/finmarkets/files/development/onrfr_20l6-l8.pdf (дата обращения: об.12.2016).
URL: htpp: // www.cbr.ru/finmarkets/files/development/onrfr_20l6-l8.pdf (date of access: 06.12.2016).
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БИЗНЕСА
УДК 334-012
ОСОБЕННОСТИ УГРОЗ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
SPECIFIC NATURE OF THREATS AND SECURITY MEASURES IN BUSINESS
Мамаева Людмила Николаевна
Mamaeva Lyudmila Nikolayevna
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected].
Севостьянова Анастасия Алексеевна
Sevostyanova Anastasia Alexeevna
студентка 4-го курса факультета экономической безопасности и таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
fourth year student of the faculty of economic security and customs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]