ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнес-структур в регионе // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 16. - ART 75221. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75221.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75221 УДК 332.12
Бондаренко Виктория Андреевна,
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону [email protected]
Купчинский Александр Васильевич,
аспирант кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону [email protected]
Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнес-структур в регионе
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оправданной в современных условиях поддержки малых бизнес-структур в регионах России.
Ключевые слова: малые бизнес-структуры, поддержка, государственно-частное партнерство, особые экономические зоны.
Раздел: (04) экономика.
В сложившихся условиях хозяйствования, во многом усугубляющихся из-за кризисных явлений в экономике и введенных против России секторальных и иных санкций США и Европейским союзом, бизнесу в России, в особенности, малому, обладающему меньшим «запасом прочности» сложно выстоять в развиваемой рыночной нише и быть успешным. В этой связи для эффективного функционирования малых бизнес-структур целесообразной представляется адаптивная к отмеченным реалиям государственная поддержка, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
В России среди различной хозяйственной практики наибольшее распространение получил вариант государственно-частного партнерства, осуществляемого в форме концессионных соглашений. В данных соглашениях одна сторона (концессионер) берет на себя обязательства по созданию или воссозданию какого-либо объекта, на который далее право собственности остается за второй стороной, передающей концессионеру права владения и пользования этим объектом в его хозяйственных целях некий продолжительный срок [1].
Следует отметить, что преимущество концессионной модели перед другими формами государственно-частного партнерства состоит в том, что, будучи закрепленной на федеральном уровне, концессионная схема взаимодействий предоставляет ряд зримых преимуществ таких как: возможность привлечения средств институциональных инвесторов на достаточно льготных условиях, а также исключение из процесса налогообложения ряда операций с передаваемым в результате соглашения имуществом.
Однако Закон о концессионных соглашениях предусматривает закрытый перечень объектов, в отношении которых могут быть такие соглашения, в частности здесь имеются ограничения, сопряженные с вовлечением в концессионные соглашения инновационных объектов, в том числе и инфраструктурных, что препятствует использованию концессионной модели в инновационной сфере [2].
Как известно, необходимость перехода российской экономической системы, формируемой из экономических потенциалов ее регионов, на инновационный путь
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнес-структур в регионе // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 16. - ART 75221. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75221.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
развития представляется определяющей стратегической задачей, что предполагает поиск механизмов обеспечения данного процесса.
В связи с этим можно отметить, что устойчивое развитие регионов России тесно связано с осуществлением концепции регионального зонирования для адекватного времени управления региональной и, в итоге, национальной экономикой.
В целях эффективного привлечения инвестиционных ресурсов, формирования базовых предпосылок для развития инновационной активности региона, расширения его хозяйственных взаимосвязей во многих государствах широко используется механизм создания особых организационно-правовых режимов ведения хозяйственной деятельности на определенных преференционных условиях, в рамках отдельных территориальных образований [3].
Соответственно, целесообразно упомянуть особые экономические зоны, концентрирующие в себе «приложение усилий» науки, бизнеса и государства на обособленных территориях, что позволяет в современных условиях стремиться к обеспечению экономического роста, решению ряда социальных проблем и наращиванию преимуществ в рамках локальных экономических задач конкретного региона.
Представляется, что создание и функционирование особых экономических зон в нашей стране является весьма перспективным направлением для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций, активизации предпринимательского потенциала, в том числе и малых бизнес-структур [4], и, конечно, роста конкурентоспособности российской экономики на мировой арене.
В настоящее время многие современные рыночные модели хозяйственной деятельности опираются на инновационные источники экономического роста, которыми можно вполне признать особые экономические зоны. В особые экономические зоны проявили себя в ряде промышленно развитых стран в качестве ведущего импульса роста профессионального и интеллектуального уровня населения, внедрения инноваций в производстве и торговле, современных методов работы в региональной и национальной экономике [5].
Важно понимать, что особая экономическая зона представляет собой форму государственно-частного партнерства, организационно-экономический механизм которой, направлен на создание комфортной предпринимательской среды для малых бизнес-структур, предусматривающей формирование таких экономических и организационных условий, при которых внутренние экономические агенты особой экономической зоны имеют возможность решать многие проблемы, непосредственно связанные с собственной предпринимательской и инновационной деятельностью внутри региона локализации бизнеса.
Получается, что государство, как публичный партнер, обязуется создать инфраструктуру особой экономической зоны, предоставить ее резиденту (частному партнеру) налоговые и таможенные льготы, а также другие преференции, создать благоприятный режим администрирования, гарантировать защиту от неблагоприятных изменений в законодательстве, а резидент, в свою очередь, обязуется осуществлять определенную деятельность в зависимости от типа особо экономической зоны.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), в России особые экономические зоны могут создаваться четырех типов: промышленно-
производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые [6].
В настоящее время в России свою деятельность осуществляют:
Промышленно-производственные зоны [7]: «Моглино» (специализация: железнодорожное обеспечение, коммунальное и сельскохозяйственное оборудование, ав-
2
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнес-структур в регионе // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 16. - ART 75221. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75221.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
токомплектующие, электротехника и бытовая электроника, строительные материалы, логистика и упаковка); «Людиново» (производство медицинского оборудования, производство автокомпонент, приборостроение); «Липецк» (производство электрического оборудования, элементов и систем альтернативной энергии, машин, оборудования, автокомпонентов, бытовой техники, медицинского оборудования, строительные материалы, био-и наноматериалов); «Тольятти»; «Алабуга» (производство автомобилей и автокомпонент, строительные материалы, химическая и нефтехимическая продукция, товары повседневного пользования); «Титановая долина» (производство продукции авиастроения, атомной энергетики, оборудования для добычи углеводородов, электрооборудования и контрольно-измерительной техники, железнодорожное машиностроение, производство лекарственных средств и препаратов, медицинское оборудование, химическое производство); «Владивосток».
Технико-внедренческие зоны [8]: «Санкт-Петербург» (информационные технологии и телекоммуникации, фармацевтика и медицинские технологии, энергоэффективность, точное приборостроение); «Зеленоград»(микроэлектроника, энергосберегающие технологии, биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии, лазерные и плазменные технологии); «Дубна» (разработка программных продуктов и оказания услуг, электронное приборостроение и элементы электронной техники, производство технологий энергосбережения, медицинской техники и материалов); «Иннополис» (информационно-коммуникационные технологии, электронные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, медицинские технологии); «Томск» (информационные технологии и электроника, нанотехнологии и новые материалы, медицина и биотехнологии, ресурсосберегающие технологии).
Туристско-рекреационные зоны [9]: «Курорты Северного Кавказа»; «Бирюзовая Катунь»; «Долина Алтая»; «Ворота Байкала»; «Байкальская Гавань»; «Остров Русский».
Портовые зоны: «Мурманск»; «Ульяновск-Восточный»; «Советская Гавань».
Как правило, потенциальные инвесторы отечественных особых экономических зон указывают, что в качестве ключевого интереса к этому организационноэкономическому механизму является возможность решения инфраструктурных вопросов, а именно выделение резиденту территории, полностью обеспеченной инженерной и транспортной инфраструктурой. В этом случае необходимо констатировать, что развитие особых экономических зон особенно важно не только для привлечения инвестиций на крупные федеральные и региональные проекты, но и еще для успешного развития малых бизнес-структур региона, которые могут выступать проводниками различных, в том числе маркетинговых инноваций [10].
При правильно выстроенной стратегии развития малых бизнес-структур, особые экономические зоны открывают огромные возможности, связанные с осуществлением предпринимательской и инновационной деятельности в пределах особых экономических зон, финансово-правового характера: государственное финансирование инфраструктуры, финансовые гарантии, налоговые и таможенные преференции, а также льготы страховых взносов [11]. Важным представляется обеспечение возможности доступа к инфраструктурному обеспечению в особых экономических зонах для малых бизнес-структур [12].
Малые бизнес-структуры при осуществлении хозяйственной деятельности в особых экономических зонах, в первую очередь заинтересованы в благоприятным налоговых и таможенных режимах, в целях минимизации налогообложения производимой продукции и снижении административного давления на их экономическую деятельность. Успешно функционируя в особых экономических зонах, субъекты малых
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнес-структур в регионе // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 16. - ART 75221. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75221.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
и средних бизнес-структур совершенствуют деловой климат этих зон. Осуществляя хозяйственную деятельность, в особых экономических зонах, малые бизнесструктуры весьма часто являются не только конкурентами в рамках конкурентной кооперации, но и потенциальными партнерами, в вопросах разработки и осуществления различных бизнес-проектов, региональной, федеральной и международной значимости [13].
В России разрабатываются и начинают реализовываться различные государственные программы, направленные на развитие научно-технического потенциала страны, а также программы, предусматривающие комплексы мер по поддержке и активизации инновационной деятельности малых бизнес-структур региона. В этой связи, создание особых экономических зон и их развитие, как эффективного организационно-экономического механизма поддержки малых бизнес-структур региона, не является исключением, а скорее, примером подобных инициатив.
Можно констатировать, что разработка эффективных организационноэкономических мер обеспечения хозяйственной деятельности малых бизнесструктур в особых экономических зонах, с учетом индивидуальной специфики и ресурсного потенциала региона, является мощным ускорителем экономики региона, активно формируя экономические отношения на основе рыночных структур и различных форм хозяйствования, тем самым содействуя положительному влиянию региональной экономики на национальную [14].
При создании особых экономических зон непосредственно в качестве наиболее популярных и современных методов организационно-экономического стимулирования деятельности малых бизнес-структур в отечественной практике применяются несколько основных механизмов реализации налоговой политики:
Налоговые льготы:
- ставка по налогу на прибыль установлена не выше 13,5% при уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- Инвесторы получают право не платить налог на имущество организации с момента постановки имущества на учет (в среднем ставка по налогу составляет 2,2%);
- резиденты освобождаются от уплаты налога на землю(около 1,5%) и налога на транспортное средство с момента его регистрации (в зависимости от мощности, в различных регионах ставка по данному налогу составляет от 10 до 150 руб./л.с.);
- понижены тарифы страховых взносов для технико-внедренческих, промышленно-производственных ОЭЗ, осуществляющих технико-внедренческую деятельность, и резидентов туристического кластера. На период с 2012 по 2017 годы тарифы страховых взносов составят 14%, в 2018 году - 21%, в 2019 году - 28%;
- инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам (но не более 2).
Налоговые кредиты:
- сохранение всей суммы налогов и иных бюджетных платежей, собранных на территории ОЭЗ, в распоряжении органов управления ОЭЗ;
- реинвестирование данных средств в развитие ОЭЗ.
Таможенные преференции:
- ввозимые на территорию ОЭЗ иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты ввозных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.
Кроме налоговых и таможенных льгот, особые экономические зоны, предоставляют своим резидентам особый административный режим:
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнес-структур в регионе // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 16. - ART 75221. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75221.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- особый административный режим на территории ОЭЗ предоставляет арендаторам земельных участков - собственникам объектов недвижимости право выкупа расположенных под этими объектами земельных участков;
- в соответствии с Федеральным законом об особых экономических зонах малым бизнес-структурам - резидентам ОЭЗ предоставляются гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах.
Стоит обратить внимание, что все процессы в особых экономических зонах прозрачны, что способствует возникновению нового уровня предпринимательской культуры и социальной ответственности регионального бизнеса. С помощью особых экономических зон, малые бизнес-структуры имеют возможность развиваться на базе готовой инфраструктуры, сниженных административных барьеров, льготных налоговых и таможенных условий. Создание льготных условий, режима в осуществлении предпринимательской деятельности не только придает мощный импульс развитию промышленности на территории региона, где непосредственно расположена особая экономическая зона, но и привлекает предпринимателей из соседних и более удаленных территорий [15].
Для выработки эффективного механизма, действующего в особых экономических зонах, нужно четко определить: какова реальная перспективная специализация региона и на каких направлениях можно сосредотачивать внимание и акцентировать имеющиеся ресурсы. В этом случае необходимо констатировать, что величина воздействия особой экономической зоны на успешное развитие отдельно взятых регионов неоднозначны, и зачастую, зависят от многих внутренних факторов и целей, стоящих перед этими регионами, и эффективности их деятельности. Обратим внимание на то, что сами по себе особые экономические зоны не способны стать универсальным способом решения всех насущных проблем, стоящих перед экономикой региона и страны в целом, но могут служить «точкой роста» ускоренного перехода регионов на современные рыночные отношения и вариантом адаптивной поддержки малых бизнес-структур региона, что будет способствовать росту конкурентоспособности российской экономики и, в идеале, создавать базис для ее инновационной направленности.
Ссылки на источники
1. Ткаченко М. В., Конгулов А. С., Долгов А. А. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации / под общ. ред. к. э. н., доцента кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства МГИМО (У) МИД России П. Л. Селезнева. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014.
2. Методические рекомендации о возможностях использования лучших мировых практик и особенностях российского законодательства в части регулирования деятельности институтов развития Российской Федерации (Государственно-частное партнерство) / Материал подготовлен по заказу ОАО «РБК» компанией «Адвокатское бюро «Линия права» с учетом экспертных мнений и комментариев ОАО «РБК». - Москва, 2014.
3. Дегтярева И., Неучева М. Эффективность функционирования особых экономических зон: международный и российский подходы // Экономика и управление: научно-практический журнал. -2014. - № 1. - URL: http://www.bagsurb.ru/journal/261/12536/
4. Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Развитие инновационно-ориентированных малых предприятий в регионе // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15057. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15057.htm.
5. Илющенко Н. А. Проблемы и перспективы особых экономических зон как формы государственно-
частного партнерства.// Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - № 2. Серия 5: Экономика. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-osobyh-
ekonomicheskih-zon-kak-formy-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva
6. Годовой отчет ОЭЗ Тольятти 2013 год / Строим будущее. - URL: http: //www. samregion.ru /external/adm/files/c_59478/Godovoj_otchet_2013.pdf
5
Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнес-структур в регионе // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 16. - ART 75221. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75221.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический ~ электронный журнал
7. Обзор особых экономических зон России промышленно-производственного типа. - URL: http://hubprom.ru/analytics/articles/1488
8. Технико-внедренческие зоны: мощный локомотив экономического развития - электронный ресурс. - URL: http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_41EC925C-1013-402D-A551-
2638B1186FAE.html
9. Россия. Особые экономические зоны: электронный ресурс. - URL: http://www.rus-sez.ru/oez/tourism/
10. Бондаренко В. А. Актуальные проблемы создания и внедрения маркетинговых инноваций // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15028. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15028.htm.
11. Батыров М. В. Правовой анализ преимуществ и преференций для резидентов особых экономи-
ческих зон в Российской Федерации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2010. -№ 2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-analiz-preimuschestv-i-preferentsiy-dlya-
rezidentov-osobyh-ekonomicheskih-zon-v-rossiyskoy-federatsii
12. Безикова Е. В. Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Специальность 12.00.04 - финансовое право, налоговое право, бюджетное право. - М., 2014.
13. Сидоров Ю. Ю. Развитие предпринимательской деятельности в особой экономической зоне технико-внедренческого типа (на примере Санкт-Петербурга): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство). - СПб., 2009. - URL: http://economy-lib.com/razvitie-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-osoboy-ekonomicheskoy-zone-tehniko-vnedrencheskogo-tipa#2
14. Передкова И. В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 11(057). - URL: http: //cyberleninka.ru /article /n/ osobaya-ekonomicheskaya-zona-i-ee-rol-v-razvitii-ekonomiki-regiona
15. Павлов П. В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: финансово-правовые и организационно-экономические аспекты функционирования. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 256 с.
О ISSN 2Э04-12С
ниепт
Victoria Bondarenko,
Doctor of Economic Sciences, Professor of Marketing and Advertising, Rostov State University of Economics,
Rostov-on-Don
Alexander Kupchinsky,
postgraduate student of the Department of Marketing and Advertising, Rostov State University of Economics,
Rostov-on-Don
The questions of promotion and effective functioning of small businesses in the region Abstract. The article considers the issues of the small businesses support in modern conditions in the regions of Russia.
Key words: small businesses, support, public-private partnerships, special economic zones.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 11.03.2015 Получена положительная рецензия Received a positive review 13.03.2015
Принята к публикации Accepted for publication 13.03.2015 Опубликована Published 10.04.2015
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Бондаренко В. А., Купчинский А. В., 2015
www.e-koncept.ru
6