Научная статья на тему 'Развитие инновационно-ориентированных малых предприятий в регионе'

Развитие инновационно-ориентированных малых предприятий в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / BUSINESS STRUCTURE / INNOVATION / INNOVATION INFRASTRUCTURE / SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Виктория Андреевна, Купчинский Александр Васильевич

В статье рассматриваются роль малого бизнеса в продуцировании инноваций и объективно существующие сложности и перспективы его развития в регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of innovation-oriented small enterprises in the region

The paper discusses the role of small business in generation of innovation and objectively existing challenges and prospects of its development in the regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационно-ориентированных малых предприятий в регионе»

ART 15057

научно-методический электронный журнал

УДК 338.2

Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Развитие инновационно ориентированных малых предприятий в регионе // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15057. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15057.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Бондаренко Виктория Андреевна,

доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону b14v@yandex.ru

Купчинский Александр Васильевич,

аспирант кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «(Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону kupchina@mail.ru

Развитие инновационно ориентированных малых предприятий в регионе

Аннотация. В статье рассматриваются роль малого бизнеса в продуцировании инноваций и объективно существующие сложности и перспективы его развития в регионах России.

Ключевые слова: малые предприятия, инновации, бизнес-структуры, инновационная инфраструктура. Раздел: (04) экономика.

На современном этапе экономического развития общества малые предприятия активно втягиваются в процессы создания, усовершенствования и внедрения на рынки различных инноваций, выступая драйвером позитивных преобразований и наращивания экономического потенциала. Во многих развитых странах инновационно ориентированные малые предприятия являются технологическими лидерами в своей сфере, формируют новые сегменты рынка и увеличивают конкурентоспособность производства [1].

В связи с этим представляется, что развитие инновационно ориентированных малых предприятий формирует резерв модернизации отечественной экономики, поскольку малые бизнес-структуры представляют собой связующее звено между наукой и производством, то есть среду проведения инновационных процессов, а также позволяют апробировать на небольших рыночных сегментах инновационные продукты и технологии, внедряемые потом в массовые рынки.

Сама инновация является усовершенствованием деятельности всех экономических субъектов регионального хозяйствования, она нацелена на обеспечение положительного социально-экономического результата на основании научных и прорывных достижений в рыночных целях [2].

Ряд авторов подчеркивают, что инновация - это непрерывно обновляющийся процесс, обусловленный внутренней потребностью предприятия [3].

Сущность инновационного развития малых предприятий заключается в создании и поддержании специфических организационно-экономических условий для данного процесса [4]. Характеризуя качества инновационного процесса применительно к малым предприятиям, целесообразно отметить такие как относительная независимость, то есть хозяйственная обособленность, высокая мотивация, креативность, неустойчивость и рискованность, вызванные ограниченностью вовлекаемых ресурсов, высокая адаптивность к изменениям в рыночной среде.

Важно понимать, что применительно к малому бизнесу, в том числе в экономическом смысле, инновации представляют собой конечный результат качественного технологического процесса производства и способны иметь самые разнообразные формы, которые могут относиться как к технологическим решениям, так и к формам организации процессов.

f\j ■Л f\j

ART 15057

научно-методический электронный журнал

УДК 338.2

Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Развитие инновационно ориентированных малых предприятий в регионе // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15057. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15057.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Ключевое отличие инновационной экономики от ее индустриального аналога заключается в том, что процесс создания и внедрения инноваций вырос, равно как выросла и рентабельность процессов их коммерциализации [5]. Инновационное развитие малых предприятий в регионах России имеет свои особенности и принципы, обусловленные той средой, в которой они формируются. Любое инновационное предприятие функционирует в определенной среде, с учетом отдельных факторов ее воздействия [6].

В связи с этим под факторами формирования и инновационного развития малых предприятий в регионе понимается совокупность действий внешних и внутренних сил, определяющих динамику и направления их дальнейшего развития.

Внешние факторы включают в себя те, которые непосредственно влияют на инновационную деятельность малых предприятий (это спрос и предложение на развиваемом рынке), а также деловые связи малых предприятий с бизнес-средой и контактными группами.

Факторы косвенного воздействия включают в себя общее состояние экономики, политико-правовые аспекты, демографическую ситуацию в регионе и так далее.

Внутренние факторы в основном опираются на человеческие ресурсы, так как в условиях постиндустриального развития меняется характер современной экономики: стоимость продукта на три четверти связана с креативностью, и наиболее передовой инновационный бизнес направлен туда, где существуют все необходимые ресурсы, и главный из них - квалифицированный персонал. Присутствует осознание того факта, что регионы, втягиваемые в «экономику знаний», создают добавленную стоимость за счет роста компетенций человеческого капитала [7]. Вопросы необходимости развития человеческого капитала и вложений в этот процесс активно рассматриваются в научной литературе [8].

На уровне региональной экономики имеется значительное количество внутренних проблем в работе малых предприятий, препятствующих их эффективному развитию по инновационному сценарию:

- дефицит компетентных менеджеров и специалистов;

- проблемы с эффективной организацией инновационной деятельности;

- недостаток финансовых средств;

- сложности в коммерциализации нововведений;

- отсутствие стабильного спроса на продукцию и услуги.

Сдерживающим фактором инновационного развития малых предприятий в

регионах является их слабая вовлеченность в процесс восприятия инноваций. Частные предприниматели не имеют стойкого интереса к ведению инновационной деятельности и озвучивают тезис, что «без спроса инновации никогда и не сложатся» [9], а следовательно, не смогут оправдывать экономический интерес к ним.

Современные тенденции развития инновационной деятельности малых бизнес-структур в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа. Основными причинами слабой активности в данной сфере являются: несовершенство государственного управления развитием процессов модернизации и инновационной деятельности, проблемы государственной научно-технической и кадровой политики и, как уже выше отмечалось, недостаточная заинтересованность малых бизнес-структур в обновлении производства и внедрении результатов научно-технической деятельности [10]. В подтверждение данного тезиса можно привести представленные ниже данные.

r\J f\J

КОНЦЕПТ

Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Развитие инновационно ориентированных малых предприятий в регионе // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15057. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15057.htm.

научно-методический электронный журнал Гос. рег Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X

ART 15057 УДК 338.2

По результатам анкетирования малых и средних бизнес-структур в различных

регионах и федеральных округах фонд «Ресурсный центр малого

предпринимательства» опубликовал материалы исследования за 2010 г., из которых

видно, что большинство опрошенных предпринимателей - практически 90% -

нуждаются в поддержке со стороны государства. Наиболее востребованной

поддержкой для малых и средних бизнес-структур является финансовая,

информационная, поддержка в области обучения и повышения квалификации,

консультационная, в том числе юридическая помощь (см. таблицу).

Итоги опроса представителей малых предприятий, нуждающихся в поддержке со стороны государства [11]

Необходимая поддержка Группировка по возрасту малых бизнес-структур, %

функционирующих менее 5 лет функционирующих от 5 до 10 лет функционирующих более 10 лет

Финансовая 87 59 72

Информационная 67 59 60

Консультационная, в том числе юридическая помощь 53 47 43

В области обучения и повышения квалификации 73 71 38

В силу сложившихся обстоятельств развитие малых бизнес-структур в настоящее время является одним из целевых ориентиров Концепции долгосрочного социально-экономического развития российской экономики по увеличению доли малых и средних бизнес-структур в структуре занятости экономики до 50% и созданию в России конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях. С учетом имеющегося опыта известных исследований инноваций ряд ученых инновационного центра «Сколково» сформулировали концепцию успешности инновационного бизнеса, в соответствии с которой необходимо выполнить ряд условий [12]:

1) финансовые результаты нового инновационного проекта не должны создавать угрозу существованию малых бизнес-структур;

2) следует организованно выделять успешный инновационный проект для его активного развития и мультипликации;

3) объем инвестиций в проект и срок их окупаемости должны быть минимальными;

4) целесообразность выпуска инновационной продукции определяется ее востребованностью у потребителя;

5) необходимо оперативно оценивать результаты на всех стадиях инновационного процесса, принимая своевременные решения о продолжении, приостановлении или прекращении проекта с целью сократить потенциальные убытки.

Сложившаяся отечественная практика свидетельствует, что малые предприятия в регионах России не являются самодостаточными и не имеют необходимой лабораторно-исследовательской базы и квалифицированных научных кадров, что тормозит процесс разработки и применения новых технологий.

В этом случае особенно важным условием стабильного инновационного развития малых бизнес-структур считается предоставление им возможностей использования эффективной инновационной инфраструктуры. Можно выделить

~ 3 ~

ART 15057

научно-методический электронный журнал

УДК 338.2

Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Развитие инновационно ориентированных малых предприятий в регионе // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15057. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15057.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

несколько типов инфраструктурных объектов, непосредственно участвующих в осуществлении региональных программ поддержки малых бизнес-структур, к которым относят агентства поддержки малых бизнес-структур, региональные фонды и центры поддержки, технопарки, бизнес-центры, технологические центры, учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы и т. д.

Самыми эффективными в инновационном процессе считаются инновационные и технологические бизнес-инкубаторы, потому что наиболее благоприятные условия для развития инновационной деятельности предоставляются непосредственно через систему бизнес-инкубирования.

Основополагающей функцией бизнес-инкубатора является разнонаправленное оказание услуг малым бизнес-структурам для того, чтобы предприниматели на начальном этапе могли сконцентрироваться на развитии своей хозяйственной деятельности. Предоставление обширного комплекса услуг - одно из самых главных условий, т. к. именно комплексность играет неоспоримую роль для стартового развития малых бизнес-структур. Функции бизнес-инкубатора заключаются в следующем:

- содействие в установлении контактов, партнерских отношений между резидентами;

- образовательные услуги (организация профильных тренингов, учебных курсов, семинаров, лекций);

- консультации по бизнес-вопросам, предоставляемые сотрудниками бизнес-инкубатора;

- организация деловых мероприятий и поддержка участия резидентов во внешних деловых мероприятиях;

- консультации по бизнес-вопросам силами привлеченных экспертов;

- доступ к сети партнеров - потенциальных заказчиков услуг или продуктов;

- предоставление доступа к субсидиям, грантам;

- содействие в привлечении финансирования со стороны частных инвесторов;

- содействие в привлечении финансирования со стороны государственных корпораций и в рамках федеральных программ;

- поддержка операционной деятельности (регистрация юридического лица, ведение бухгалтерского и налогового учета и т. д.);

- предоставление интересов бизнес-структур в органах власти и контрольно-надзорных органах;

- наставничество (консультирование предпринимателей по ходу реализации проекта);

- содействие в привлечении заемного финансирования;

- помощь в защите интеллектуальной собственности;

- проведение различного рода экспертиз;

- услуги по технической реализации проекта;

- предоставление в коллективное пользование резидентов специализированного научного оборудования.

Кроме всего вышеизложенного, большинство бизнес-инкубаторов предоставляют офисные комнаты, оснащенные базовым набором мебели и оргтехники, пользование которыми входит в арендную плату. Создание бизнес-инкубаторов в регионах является востребованным направлением развития предпринимательской среды, потому что у многих начинающих предпринимателей отсутствуют теоретические знания и практический опыт. Бизнес-инкубаторам в современной практике

ГУ r\J

ART 15057

научно-методический электронный журнал

УДК 338.2

Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Развитие инновационно ориентированных малых предприятий в регионе // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15057. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15057.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

отводится роль первоначального этапа развития малых бизнес-структур.

Среди вышерассмотренных типов региональной инфраструктуры необходимо отметить и ключевую роль технопарков, так как именно они обеспечивают трансфер технологий, например: превращение знаний и изобретений в технологии; передача технологий в промышленность через сектор малых наукоемких бизнес-структур; превращение технологий в коммерческий продукт.

Технопарки считаются вполне эффективной формой организации современного инновационного производства. Способность генерировать новые идеи и воплощать их в успешные коммерческие проекты на сегодняшний день является главной движущей силой устойчивого экономического роста. Наукоемкое производство эффективно развивается только в той среде, в которой существуют благоприятные условия для инновационной деятельности. Именно технопарки формируют благоприятную среду для ускоренной коммерциализации результатов научных исследований с их последующим превращением в различные товары и услуги, востребованные рынком.

Представляется, что в регионах России необходимо активнее развивать инновационную инфраструктуру, доступную малому бизнесу, что будет создавать основу для его вовлечения в производство и внедрения инноваций на рынки товаров и услуг.

Резюмируя, следует отметить, что системообразующей основой экономического роста в XXI в. являются знания, инновации и высокие технологии.

Экономическое преимущество ряда развитых стран достигается во многом именно за счет инноваций, и поэтому вопросы инновационного развития регионов России представляются актуальными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малый бизнес создает экономическую среду, восприимчивую к ведению инноваций. Тем не менее в России малые структуры испытывают определенные трудности в деловой активности, и их возможная инновационная направленность сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Соответственно, инновационное развитие малых предприятий в настоящее время представляет собой определенный ресурс перспективных социально-экономических преобразований.

Ссылки на источники

1. Грачева М. В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предпринимателей. - М.: ИМЭМО РАН, 1994.

2. Белоусов В. И. Изобретательство и рационализация на предприятии. - М.: Экономика, 2009.

3. Кочурова Л. Инновационное развитие предприятия: модель издержек // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 3.

4. Свиридова С. В. Формы и методы разработки стратегии инновационного развития // ИнВестРегион. - 2011. - № 4.

5. Грасмик К. И. Малые высокотехнологичные предприятия России:факторы развития, пути государственной поддержки // Проблемы развития инновационно-креативной экономики: междунар. науч. конф., 19-20 мая 2009 г. - СПб., 2009.

6. Гражданкин Е. В. Экономика малого предприятия. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. -144 с. (Малый бизнес).

7. Тюнин Д. В. Творческие индустрии как новый фактор стратегического развития территорий // Актуальные проблемы развития экономики современного предпринимательства: сб. докл. по итогам Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 10-19 марта 2010 г. / под общ. ред. проф. О. Н. Мельникова. - М.: Изд-во «Креативная экономика», 2010. - 124 с., ил.

8. Кочурина Р. А., Магомедкеримова Д. М. Инновационный подход к управлению человеческими ресурсами // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 05. - ART 14550. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14550.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

9. Интервью газете «Ведомости» Первого замруководителя администрации Президента РФ В. Суркова от 15.02. 2010 г. - URL: http//www.vedomosti.ru/neswpaper/article/2010/02/15.

(V Г (V

КОНЦЕПТ

Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Развитие иннова ционно ориентированных малых предприятий в реги оне // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15057. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15057.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15057 УДК 338.2

10. Инно вационные регионы: справ. бюллетень. Вып. 2. - М.: Центр Стратегического партнерства, 2011. - 240 с.

11. Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. Фонд Ресурсный центр малого предпринимательства. - М., 2010. - URL: www.rcsme.ru

12. Андреев В. Ключевые факторы успешности российских инновационных проектов в реальном секторе экономики // Вопросы экономики. - 2010. - № 11. - С. 41-61.

Victoria Bondarenko,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of Marketing and Advertising, Rostov State Economic University, Rostov-on-Don b14v@yandex.ru Alexander Kupchinsky,

PhD student, chair of Marketing and Advertising, Rostov State Economic University, Rostov-on-Don kupchina@mail.ru

The development of innovation-oriented small enterprises in the region

Abstract. The paper discusses the role of small business in generation of innovation and objectively existing

challenges and prospects of its development in the regions of Russia.

Key words: small businesses, innovation, business structure, innovation infrastructure

References

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Gracheva, M. V. (1994) Innovacionnaja dejatel'nost' v promyshlennosti: teorija i praktika v stranah rynochnoj jekonomiki i innovacionnye oprosy rossijskih predprinimatelej, IMJeMO RAN, Moscow (in Russian).

Belousov, V. I. (2009) Izobretatel'stvo i racionalizacija na predprijatii, Jekonomika, Moscow (in Russian). Kochurova, L. (2012) "Innovacionnoe razvitie predprijatija: model' izderzhek", Problemy teorii i praktiki upravlenija, № 3 (in Russian).

Sviridova, S. V. (2011) "Formy i metody razrabotki strategii innovacionnogo razvitija", InVestRegion, № 4 (in Russian).

Grasmik, K. I. (2009) "Malye vysokotehnologichnye predprijatija Rossii:faktory razvitija, puti gosudar-stvennoj podderzhki", Problemy razvitija innovacionno-kreativnoj jekonomiki: mezhdunar. nauch. konf., 19-20 maja 2009 g., St. Petersburg (in Russian).

Grazhdankin, E. V. (2008) Jekonomika malogo predprijatija, GrossMedia: ROSBUH, Moscow,144 p. (Malyj biznes) (in Russian).

Tjunin, D. V. (2010) "Tvorcheskie industrii kak novyj faktor strategicheskogo razvitija territorij", in Mel'ni-kov, O. N. (ed.) Aktual'nye problemy razvitija jekonomiki sovremennogo predprinimatel'stva: sb. dokl. po itogam Vseros. nauch.-prakt. konf., Moskva, 10-19 marta 2010 g., Izd-vo "Kreativnaja jekonomika", Moscow, 124 p., il. (in Russian).

Kochurina, R. A. & Magomedkerimova, D. M. (2014) "Innovacionnyj podhod k upravleniju

chelovecheskimi resursami", Koncept, specvypusk № 05, ART 14550. Available at: http:,e-

koncept.ru/2014/14550.htm, Gos. reg. Jel No FS 77-49965, ISSN 2304-120X (in Russian).

Intervju gazete "Vedomosti" Pervogo zamrukovoditelja administracii Prezidenta RF V. Surkova ot 15.02.

2010 g. Available at: http//www.vedomosti.ru/neswpaper/article/2010/02/15 (in Russian).

(2011) Innovacionnye regiony: sprav. bjulleten'. Vyp. 2, Centr Strategicheskogo partnerstva, Moscow,

240 p. (in Russian).

(2010) Rastushhij malyj i srednij biznes v Rossii i za rubezhom: rol' i mesto v jekonomike. Fond Resursnyj centr malogo predprinimatel'stva, Moscow. Available at: www.rcsme.ru (in Russian). Andreev, V. (2010) "Kljuchevye faktory uspeshnosti rossijskih innovacionnyh proektov v real'nom sektore jekonomiki", Voprosyjekonomiki, № 11, pp. 41-61 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

977230412015903

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.