9. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М.: Статут, 2013. 384 с.
10. Волков А.В. Теория концепции «злоупотребление гражданскими правами». Волгоград: Станица-2, 2007. 352 с.
References
1. Gribanov V.P. Implementation and Protection of Civil Rights. M.: The Statute,
2001. 411 p. (In Russ.).
2. Kodirzoda T.K. Problems of the Subjective Civil Rights Abuse: Cand law. sci. diss. Dushanbe, 2016. 195 p. (In Russ.).
3. Sherstobitov A.E. Civil Consumers' Rights Protection : Doct. law. sci. diss. M., 1992. 330 p. (In Russ.).
4. Tuzhilova-Ordanskaya E.M. Protection of Consumers' Rights: Problems and Tendencies of Development. Regional Aspects of Consumer Protection: Collection of Materials of the International Scientific and Practical Conference. Belgorod State National Research University. 2013. P. 16-19. (In Russ.).
5. Zakupen T.V. Consumer Extremism as a Form of the Rights' Abuse when Settling the Credit Contract with a Borrower // Banking Law. 2015. Issue 1. P. 23-30. (In Russ.).
6. Barmina O.N. Rights'Abuse. Kirov, 2015. 133 p. (In Russ.).
7. Mihaylov S.V. Category of Interest in the Russian Civil Law. M.: The Statute,
2002. 205 p. (In Russ.).
8. Sazanova I.V. Classification of Subjects' Behavior as Abuse of Civil Right: abs. й of Cand jurid. sci. diss. St. Petersburg, 2010. 24 p. (In Russ.).
? 9. Leskova U.G. Conceptual and Legal Bases of the Self-Regulation Enterprise
s Relations. Moscow, 2013. 384 p. (In Russ.).
Ï 10. Volkov A.V Theory of the Concept "Abuse of Civil Rights". Volgograd, 2007.
! 352 p. (In Russ.).
S
Ф ^
* w
| УДК 347
T
s ^
s
2 В.Д. Рузанова
i
f ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
§ АКТОВ В СФЕРЕ НАСЛЕДОВАНИЯ
0
1 Введение: в литературе по наследственному праву система его источников в S основном представлена либо в форме аналогичной описанию источников гражданского § права, либо путем формулирования определения законодательства о наследовании, 1 что не позволяет выявить специфику состава и действия (применения) данного нор-£ мативного блока. Цель: установление специфики состава источников наследствен-
© Рузанова Валентина Дмитриевна, 2017
Кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права (Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева); e-mail: vd.ruz@mail.ru
© Ruzanova Valentina Dmitrievna, 2017
Candidate of law, Associate professor, Head of Civil and Business Law Department (Samara National Research 114 University)
ного права и определение их места в системе, во-первых, источников гражданского права, и, во-вторых, нормативных правовых актов, взаимодействующих с актами наследственного права. Методологическая основа: диалектический, системный и межотраслевой методы исследования, позволяющие комплексно рассмотреть заявленную проблематику. Результаты: выявлена специфика уровней правового регулирования наследования как системы отношений, состоящая в исключении из их числа ведомственных нормативных правовых актов; дана авторская классификация нормативных источников по типу связи со сферой наследования; сформулированы правила действия (применения) норм указанных источников в зависимости от вида такой связи. Выводы: особенности действия источников наследственного права, которые следует учитывать в процессе правоприменения, предопределяются рядом факторов: их составом; необходимостью прямого указания в законе относительно издания иного правового акта по вопросам наследования; спецификой связей с нормами иных источников.
Ключевые слова: источник права, наследственное право, подотрасль гражданского права, законодательство, закон, иные правовые акты, правовое регулирование.
V.D. Ruzanova
SYSTEM OF LEGAL ACTS REGULATION IN THE SPHERE OF HEREDITARY SUCCESSION
Introduction: The article deals with some points of hereditary succession law. The system of its sources is mainly represented either in the form similar to the description of civil law sources or by formulating a definition of hereditary succession legislation. Such situation cannot allow to reveal the specificity of the structure and using (enforcing) these legal regulations. Purpose: Carrying out this scientific research the author has the aim to establish the specificity of the composition of hereditary succession law sources and their place both in the system of civil law sources and in the system of legal acts interacting with hereditary succession law acts. Methodology: In the research the author uses dialectical, systematic and inter-branch research methods. It allows to consider above mentioned problems as a complex. Results: The author defines the specificity of levels of hereditary succession legal regulation as a system of legal relations. The author suggests departmental normative legal acts from this system. Classification of legal sources according to the type of their connection with the hereditary succession sphere is given in the article. Rules of using (enforcement) regulation of these sources according to the type of such connection were also formulated. Conclusion: Specific features of hereditary succession law sources important for the law enforcement process are predetermined by such factors as: composition of hereditary succession law sources, necessity to include in the law provisions which provide adopting other legal regulations concerning hereditary succession and specific ties with other legal norms.
Key-words: source of law, law of hereditary succession, sub-branch of civil law, legislation, law, other legal acts, legal regulation.
Теоретические разработки, посвященные анализу особенностей системы нормативных правовых актов в сфере наследования, и формирование на этой основе совокупности правил действия таких актов имеют важное практическое значение, т.к. они способствуют их правильному применению. Между тем указанный аспект функционирования названных актов практически не изучен, поскольку в литературе по наследственному праву на основе ст. 3 Гражданско-
го кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.)1 (далее — ГК РФ) система его источников в основном представлена либо в форме аналогичной описанию источников гражданского права [1, с. 88-89], либо путем формулирования определения законодательства о наследовании (наследственного законодательства). Так, в одном из учебников по гражданскому праву под законодательством о наследовании понимается система законодательных актов, регулирующих отношения с участием граждан, юридических лиц, органов государственного управления и местного самоуправления в отношении открытия наследства; распоряжения имуществом на случай смерти; порядка наследования имущества при отсутствии распоряжения на случай смерти; принятия и отказа от наследства; охраны и управления наследством [2, с. 434]. Как видим, здесь законодательство понимается в узком значении и его определение формулируется через призму предмета наследственного права.
В доктрине также предлагается рассматривать наследственное законодательство в широком смысле как состоящее из федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти РФ [3, с. 88-89]. Акты федеральных органов исполнительной власти РФ в качестве источника наследственного права названы и в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»2 (далее — Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 9), разъясняющем применение ст. 1183 ГК РФ, которая устанавливает общие правила наследования невыплаченных сумм, предоставленных гражданам в качестве средств к существованию. Однако такие утверждения противоречат, во-первых, п. 2 ст. 3 ГК РФ, в котором гражданское законодательство (а наследственное право — его подотрасль) понимается как совокупность федеральных законов, и, во-вторых, п. 2 ст. 1110 ГК РФ, исключающему регулирование наследования как системы отношений ведомственными нормативными правовыми актами.
Принципиальный подход законодателя к установлению уровней правового регулирования отношений в сфере наследования состоит в том, что эти отношения регламентируются ГК РФ и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами (п. 2 ст. 1110 ГК РФ). Это означает, что система источников наследственного права как подотрасли гражданского права строится, во-первых, на законодательном уровне как совокупность федеральных законов (п. 2 ст. 3 ГК РФ) [4, с. 58—62], во-вторых, на уровне иных правовых актов как совокупность указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ) и, в-третьих, на уровне актов федеральных органов исполнительной власти РФ такое регулирование отсутствует (п. 2 ст. 1110 ГК РФ).
Важно видеть, что те или иные нормативные правовые акты находятся в различном взаимодействии с нормами наследственного права, в связи с чем они могут быть условно разделены на три основные группы (по типу связи со сферой наследования): акты, нормами которых осуществляется регулирование собственно наследования как системы отношений, т.е. акты, содержащие нормы наследственного права; акты, в которых определяется отраслевое содержание того или иного термина (понятия), применяемого в наследственном праве; акты, закрепляющие процессуальные (процедурные) аспекты реализации прав в сфере
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301; 2017. № 31, ч. I, ст. 4808.
2 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 7.
наследования. Примеры актов, относящихся к первой и второй группам, будут приведены в ходе последующего изложения, относительно же третьей группы заметим, что к ней можно, например, причислить такие законы как Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (в ред. от 29 июля 2017 г.)3, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Судом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1) (в ред. от 3 июля 2016 г.)4. Данная классификация имеет важное практическое значение, поскольку на ее основе можно сформулировать правила действия (а значит и применения) тех или иных правовых норм. Так, если соответствующие нормы содержатся в актах, причисляемых к первой группе, то при их применении следует исходить из принципа приоритета ГК РФ; относительно же норм второй группы источников необходимо руководствоваться правилом об использовании терминов в их отраслевом значении; нормы третьей группы актов подлежат применению с учетом общих положений о соотношении материальных и процессуальных отраслей законодательства (права).
Сравнительный анализ положений п. 4 ст. 3 и п. 2 ст. 1110 ГК РФ позволяет заключить, что регулирование наследственных отношений в части определения соотношения между актами Президента РФ и Правительства РФ существенно отличается от общих правил. Статья 3 ГК РФ, как известно, относит указы Президента РФ и постановления Правительства РФ к одной группе, что означает легальное признание их общности с точки зрения занимаемого ими места в иерархической системе нормативных правовых актов как источников гражданского права. Однако между данными нормативными правовыми актами имеются существенные различия. По смыслу п. 3 ст. 3 ГК РФ указы Президента РФ могут регулировать отношения, являющиеся предметом гражданского права, в качестве самостоятельного (первичного) источника, устанавливая первичные правовые нормы, поскольку в приведенном пункте не говорится, что они обязательно должны издаваться на «основании закона». Согласно п. 4 ст. 3 ГК РФ постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов и указов Президента РФ. Это означает, что постановления Правительства РФ не являются самостоятельными источниками гражданского права и их роль состоит именно в развитии и конкретизации (детализации) актов более высокой юридической силы.
Между тем приведенная градация не действует в наследственном праве, поскольку и указы, и постановления Правительства РФ в этой сфере, как отмечалось, могут издаваться только в случаях, предусмотренных законом. Это означает, что в отношении каждого из этих актов должна быть соответствующая отсылка непосредственно в законе. Из этого следуют два принципиальных вывода: во-первых, указы Президента РФ не могут являться самостоятельным (первичным) источником наследственного права; во-вторых, в указе Президента РФ отсылка к постановлению Правительства РФ по вопросам наследования содержаться не может.
В разд. V ГК РФ конкретных отсылок к указам Президента РФ не содержится, а их число относительно постановлений Правительства РФ незначительно. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 46, ст. 4532; 2017. № 31, ч. I, ст. 4809.
4 См.: Российская газета. 1993. 13 марта; 2016. 12 июля.
Российской Федерации» (в ред. от 20 июня 2017 г.)5 (п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 9), который связан с определением состава наследственного имущества в части государственных наград, почетных, памятных и иных знаков. Названный источник по вышеприведенной классификации следует отнести к актам, в которых определяется отраслевое содержание соответствующих терминов (понятий), применяемых в наследственном праве, т.е. ко второй группе, поскольку сами правила наследования таких наград и знаков устанавливаются не в данном Указе, а непосредственно в ГК РФ (п. 2 ст. 1185 ГК РФ).
Отсылки к постановлениям Правительства РФ имеются, например, в п. 2 ст. 1128 ГК РФ и касаются порядка совершения завещательных распоряжений денежными средствами в банках (Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 351 «Об утверждении Правил совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках»6), в п. 6 ст. 1171 ГК РФ, связанном с установлением предельных размеров вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом. Перечисленные акты следует отнести к источникам наследственного права. Для целей реализации наследственных прав в соответствии со ст. 1148 и 1149 ГК РФ, например, при определении лиц, являющихся нетрудоспособными, следует применять Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (в ред. от 10 августа 2016 г.)7. По нашей классификации это постановление должно входить в состав второй группы актов.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы, отражающие особенности системы нормативных правовых актов в сфере наследования:
во-первых, исходя из буквального толкования п. 2 ст. 1110 ГК РФ, в состав источников наследственного права не могут включаться акты федеральных органов исполнительной власти РФ;
во-вторых, регулирование наследования иными правовыми актами допускается только в случаях, прямо указанных в законе, в связи с этим указы Президента РФ не могут являться самостоятельным (первичным) источником наследственного права и в них по вопросам наследования не могут содержаться отсылки к постановлениям Правительства РФ;
в-третьих, по типу связи нормативных правовых актов со сферой наследования их можно разделить на акты, содержащие собственно нормы наследственного права; акты, в которых определяется отраслевое содержание того или иного термина (понятия), применяемого в наследственном праве; акты, закрепляющие процессуальные (процедурные) аспекты реализации прав в сфере наследования. В процессе правоприменения необходимо руководствоваться следующими правилами: в отношении норм, содержащихся в актах, причисляемых к первой группе, исходить из принципа приоритета ГК РФ; при применении норм второй группы актов базироваться на правиле об использовании терминов в их отраслевом значении; нормы источников третьей группы применять с учетом общих положений о соотношении материальных и процессуальных отраслей законодательства (права).
5 См.: Российская газета. 2010. 15 сент.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 26, ч. I, ст. 3828.
6 См.: Российская газета. 2002. 31 мая.
118 7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 9, ст. 1018; 2016. № 35, ст. 5320.
О.Ф. Фаст • Некоторые аспекты приобретения прав на отдельные бесхозяйные объекты коммунальных услуг
Полагаем, что предложенный в настоящей статье аспект изучения источников наследственного права (как системы) можно рассматривать в качестве одного из перспективных направлений исследования, отвечающего, прежде всего, потребностям правоприменительной практики.
Библиографический список
1. Абраменков М.С., Чугунов П.В. Наследственное право: учебник для магистров / отв. ред. В.А. Белов. М.: Юрайт, 2013. 423 с.
2. Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. М.: Статут, 2016. 511 с.
3. Комментарий к разделу V части III Гражданского кодекса Российской Федерации «Наследственное право» (постатейный) / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2016. 144 с.
4. Рузанова В.Д. Состав гражданского законодательства, двухуровневая система гражданских законов и предмет гражданского закона: взаимосвязь понятий // Вестник Омского ун-та. Сер.: Право. 2012. № 1. С. 58-62.
References
1. Abramenkov M.S., Chugunov P.V. Law of Hereditary Succession: textbook for magistrates / editor-in-chief V.A. Belov. Moscow: Urait, 2013. 423 p.
2. Civil law: textbook: in 2 parts / edited by B.M. Gongalo. Part 1. Moscow: Statut, 2016. 511 p.
3. Commentary to section V of part three of the Civil Code of the Russian Federation «Law of Hereditary Succession» (article-for-article commentary) / editorin-chief Yu.F. Bespalov. Moscow: Prospekt, 2016. 144 p. £
4. Ruzanova V.D. The Civil Legislation Structure, Two-level Civil Legislation К system and the Subject of the Civil Law: the interconnection of the Concepts // Bul- р letin of the Omsk State University. Law series. 2012. № 1. P. 58-62. В
n
О
УДК 347.218.31:247.231.1 £
т
О.Ф. Фаст 1
5
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ £
НА ОТДЕЛЬНЫЕ БЕСХОЗЯЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ I
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ е
(D
S
Ведение: на территории нашего государства появилось значительное количество • брошенных объектов коммунально-бытового назначения (объектов инженерной S инфраструктуры). В течение многих лет органы местного самоуправления повсе- 8 местно не предпринимают никаких действий, а иногда даже чинят препятствия ) по передаче объектов инфраструктуры в муниципальную собственность. В статье 7 рассматриваются проблемы признания прав на бесхозяйные объекты коммуналь-
© Фаст Ольга Фёдоровна, 2017
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: fastolga@mail.ru © Fast Olga Fyodorovna, 2017
Candidate of Law, Associate professor of the Department of Civil and Family Law (Saratov State law Academy) 119