А. Н. Марзеева
Вопросы школьной гигиены и санитарии на Украине
В области школьной гигиены и охраны здоровья школьников сделано и делается очень много, но, как и в других случаях, достигнутое нас не удовлетворяет, так как не отвечает возросшим требованиям и задачам.
Начнем с вопросов школьной санитарии, санитарного состояния школ, школьно-санитарного надзора. Прежде всего надо вспомнить и высоко оценить огромные достижения в деле школьного строительства на Украине перед Великой Отечественной войной. В соответствии с планом всеобщего обучения, начиная с 1935 г., на Украине было развернуто массовое строительство школьных зданий в городах и селах. Это были прекрасные здания, отвечавшие основным требованиям школьной гигиены, с раздевальными, столовыми, умывальными, с вентиляцией, новыми партами и т. п.
Фонд школьных зданий был достаточен, школы работали в одну смену, классы не перегружались, санитарный, в частности, воздушный, режим в школах был вполне удовлетворительным.
Война и временная оккупация Украины причинили тяжелый ущерб школьному делу: в городах и селах было разрушено большинство школьных зданий вместе с оборудованием (парты и др.).
В связи с этими массовыми разрушениями в послевоенные годы создались сложные условия для обучения детей. За истекшие годы уже восстановлены те школьные здания, которые можно было восстановить, но предстоит еще большая работа.
За последние годы, бесспорно, значительно улучшилось медико-санитарное обслуживание школьников: развернуты детские поликлиники (отделения), в школах появились врачи; санитарно-эпидемиологические станции и школьные государственные санитарные инспекции ведут текущий и предупредительный санитарный надзор за школами.
В этой области здравоохранения проводится большая работа, однако дальше руководить этой работой, улучшать ее, решать основные вопросы школьной гигиены и санитарии невозможно без наличия в республике научно-методического и научно-исследовательского центра. Вопрос этот актуален не только на Украине, но и в других республиках. Поэтому представляет интерес наш опыт в этом деле.
Еще в 1922—1935 гг. для научной разработки вопросов охраны здоровья школьников и подростков в крупных городах Украины (Киев, Харьков) были созданы институты, которые вначале носили название «Санитарно-педагогический», «Институт гигиены воспитания» и, наконец, стали называться институтами охраны здоровья детей и подростков. Параллельно с ними были организованы институты охраны материнства и детства.
Институты охраны здоровья детей и подростков в свое время провели значительную работу, однако в целом себя не оправдали и в 1934 г. были слиты с институтами охраны материнства и детства.
В институтах охраны материнства и детства, естественно, превалировали вопросы охраны здоровья младшего детства и /материнства. Вопросы охраны здоровья школьников не изучались, научно-методическое руководство изучением этих проблем не осуществлялось, школьная гигиена как наука не развивалась.
Возникшие на санитарно-гигиенических факультетах кафедры школьной гигиены вследствие малочисленности их штатов -не могли сколько-нибудь широко и глубоко разрабатывать тематику по школьной гигиене
а тем -более методически руководить школьной санитарной организацией. Положение затруднялось и тем, что в системе Министерства здравоохранения СССР не было и нет научного института по школьной гигиене, а имевшийся в составе Академии педагогических наук РСФСР Институт школьной гигиены не был тесно связан с органами здравоохранения и не мог удовлетворять их запросы.
Как .ни остро встал в послевоенные годы вопрос о необходимости иметь в республике научный центр по школьной гигиене, все же практически было нереально ставить вопрос об организации на Украине самостоятельного института школьной гигиены. Надо было искать другой выход.
В начале 1949 г. Украинским институтом коммунальной гигиены на коллегии Министерства здравоохранения УССР было внесено предложение создать научно-исследовательский центр в составе Института коммунальной гигиены в виде особого отдела школьной гигиены.
Предложение института было принято, и с января 1949 г. отдел школьной гигиены начал свою работу.
В полном соответствии с решениями XII Всесоюзного съезда гигиенистов, эпидемиологов и микробиологов отделу был придан гигиено-пе-диатрический профиль; в нем работают гигиенисты и педиатры.
Перед отделом школьной гигиены, как бы скромен он ни был по своему составу (5 человек), сразу встали большие и неотложные задачи: а) научно-исследовательская работа; б) научно-методическое руководство; в) помощь органам здравоохранения и просвещения; г) подготовка кадров.
За три года работы отдела им были выполнены такие научно-исследовательские работы:
1. Воздушный режим в школах при двухсменной работе и мероприятия по его улучшению. В результате этой работы, проведенной в 6 школах, были разработаны мероприятия по улучшению воздушного режима в школах и разосланы на места, разработана в технических деталях (с участием инженера института) конструкция школьной фрамуги.: Эта конструкция проверена в действии и передана органам просвещения для массового внедрения.
2. Пылевой фактор в школах. На основе изучения причин и характера запыленности воздуха в классах разработаны мероприятия по борьбе с пылью в школах.
3. Было изучено состояние фонда школьных парт. Материалы и предложения были переданы министерствам здравоохранения и просвещения УССР.
Совместно с Главной государственной санитарной инспекцией послано на места инструктивно-методическое письмо; проводился инструктаж в виде семинаров для школьных врачей.
4. Физическое развитие и состояние здоровья школьников Киева. Эта работа была проведена отделом школьной гигиены в 1949—1950 гг. в 24 группах школьников. Установлены положительные сдвиги (по росту, весу и окружности груди) у детей.
5. Эффективность летнего отдыха и оздоровления школьников в пригородных дачных местностях.
6. Состояние высшей нервной деятельности у учащихся седьмых классов в процессе обучения в школе.
7. Отделом школьной гигиены совместно с Институтом педагогики Министерства просвещения УССР было проведено изучение постановки в школах педагогического процесса и утомления детей — учащихся I, IV, VII классов.
Эти материалы с предложениями по улучшению режима обучения и отдыха школьников были представлены в министерства здравоохранения и просвещения УССР.
К этим же '.работам относится большая, содержательная работа проф. Берестечко «О режиме дня школьников десятилеток», основанная на изучении режима 3 ООО школьников.
Вопрос о режиме обучения и отдыха школьников нельзя считать решенным; необходимо пересмотреть учебные планы, программы, учебники, уменьшить учебную нагрузку детей.
Научно-методическая работа отдела школьной гигиены выразилась главным образом в составлении и издании «Пособия для школьных врачей и учителей школ» (15 ¡печатных листов).
Это пособие, бесспорно, полезно для школьных врачей республики и в то же время дает учителям школ необходимые для них сведения по школьной гигиене, физическому развитию детей, режиму дня школьников, профилактике ряда заболеваний.
Отдел школьной гигиены является в реопублике тем центром, который в научном и научно-практическом отношении объединяет и методически помогает школьно-санитарной организации и кафедрам школьной гигиены медицинских институтов.
Исключительно полезным оказался отдел школьной гигиены для органов здравоохранения и прежде всего для Министерства здравоохранения. УССР.
Старший государственный школьно-санитарный инспектор Министерства здравоохранения УССР имеет научное учреждение, которое ему помогает путем консультаций, разработки инструкций и указаний, экспертизы проектов школьных зданий и т. п.
Отдел школьной гигиены поставил перед органами просвещения ряд важных вопросов и добился разрешения их. Среди разрешенных вопросов такие, как обеспечение школ партами, фрамугами, питьевыми фонтанчиками, внедрение в школьное строительство физкультурных залов, столовых, рациональных раздевален, организация классов на открытом воздухе (на усадьбах школ), улучшение преподавания гигиены в учительских институтах и педагогических училищах.
Важна роль отдела в подготовке кадров. С его участием ¡проводятся в Киеве курсы, декадники и семинары для школьных врачей и школьно-санитарных инспекторов.
При отделе существует аспирантура для подготовки научных работников в области школьной гигиены и охраны здоровья детей школьного возраста.
Такой объем и характер носила за истекшие три года деятельность отдела школьной гигиены при Украинском институте коммунальной гигиены.
Работа отдела бесспорно принесла большую пользу. Оправдало себя и пребывание отдела школьной гигиены в составе гигиенического института. В нем отдел имел ряд готовых лабораторий (физиологическую, химическую, микробиологическую, воздушную), библиотеку, консультан-тов-специалистов по различным разделам гигиены (жилища, общественные здания, водоснабжение, воздух и др.), а также санитарных инженеров, архитекторов, статистиков.
Все это весьма значительно расширило возможности отдела, позволяло ему при небольшом штате ставить, проводить и решать разнообразные и большие вопросы.
Нам кажется, что опыт Украины в этом отношении может и должен быть использован другими союзными республиками.
В настоящее время нет необходимости организовывать в союзных республиках самостоятельные институты школьной гигиены. Сейчас нужен один такой институт, подчиненный Министерству здравоохранения СССР, и жаль, что его до сих пор нет при наличии многих других, часто дублирующих друг друга институтов.
В каждой союзной республике обязательно и незамедлительно нужно создавать отделы школьной гигиены при одном из местных институтов: коммунальной гигиены, санитарно-гигиеническом в крайнем случае даже за счет существующего штата.
Вопрос об охране здоровья детей школьного возраста сейчас очень важен и уклониться от научного его разрешения или отложить его мы не можем и не имеем права.
■¿г -¿г -¿г
П. И. Лсуппш
Акустическое благоустройство школ
Из Ленинградского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института
Хорошая, отчетливая слышимость произносимых в классе слов имеет столь же большое значение для работы школы, как и хорошее освещение. Однако по сравнению со всеми другими элементами благоустройства вопросам акустики школ уделяется незаслуженно мало внимания.
Настоящая работа была проделана нами с целью определить основные требования по обеспечению акустики школ, которые должны предъявляться к проектированию и строительству школьных зданий в условиях большого города. Материалом для разработки такого рода требований и рекомендаций послужили проведенные нами в 1951 г. исследования акустических качеств существующих школьных зданий, построенных в 30-х годах. Изучались следующие вопросы: 1) планировка и застройка школьного участка с точки зрения ограждения школьного здания от проникновения уличного шума и обеспечения надлежащей тишины в школе; 2) звукоизоляция ограждающих классы строительных конструкций (межклаооных перегородок, окон и дверей) и 3) реверберация классных помещений как критерий условий слышимости в них.
Изучение внешней планировки школьных зданий показало, что основными стремлениями архитекторов при выборе участка для строительства и ориентации школьного здания было обеспечить близость школы к местожительству учащихся и максимально использовать для общих классов естественное освещение и инсоляцию в условиях тесной застройки старых жилых кварталов. Роль и значение уличного шума для школ не учитывались, несмотря на то, что шум, проникающий с улицы в классные помещения, отвлекает внимание учащихся и ухудшает условия слышимости. Такие акустические дефекты можно предупредить правильным выбором участка для строительства школы и правильной ориентацией школьного здания. Принято считать южную ориентацию окон классных комнат наиболее выгодной с точки зрения использования еестественного освещения, поэтому архитекторы предпочитают застраивать участки, расположенные по северной стороне экваториальных улиц. Это ведет к тому, что оконные проемы классных помещений, являющиеся в звукоизоляционном отношении самыми ненадежными элементами здания, оказываются обращенными в сторону улицы.