Научная статья на тему 'Вопросы семьи и воспитания детей в литературном богословском наследии русских старцев'

Вопросы семьи и воспитания детей в литературном богословском наследии русских старцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
231
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СТАРЧЕСТВО / БОГОСЛОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ / ХРИСТИАНСКИЙ БРАК / ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ / ELDERSHIP / THEOLOGICAL LEGACY / SPIRITUAL INJUNCTION / CHRISTIAN MARRIAGE / CHRISTIAN EDUCATION / HOME CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Демидов Дмитрий Николаевич

В статье рассматривается богословское наследие русских старцев, их православный взгляд на проблемы семьи, христианского воспитания детей и вступления в брак.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Демидов Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the theological legacy of Russian eldership, their Orthodox view on family problems, Christian education of children and marriage are considered.

Текст научной работы на тему «Вопросы семьи и воспитания детей в литературном богословском наследии русских старцев»

Дмитрий ДЕМИДОВ

ВОПРОСЫ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ БОГОСЛОВСКОМ НАСЛЕДИИ РУССКИХ СТАРЦЕВ

В статье рассматривается богословское наследие русских старцев, их православный взгляд на проблемы семьи, христианского воспитания детей и вступления в брак.

In the article the theological legacy of Russian eldership, their Orthodox view on family problems, Christian education of children and marriage are considered.

Ключевые слова:

старчество, богословское наследие, духовные наставления, христианский брак, христианское воспитание, домашняя церковь; eldership, theological legacy, spiritual injunction, Christian marriage, Christian education, home church.

ДЕМИДОВ Дмитрий Николаевич — старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Дедовского филиала РГСУ, Московская обл. dmdvjlj@mail.ru

Знакомство с наставлениями, которые старцы давали непо -средственно во время своего пастырского служения, в пропо -ведях, богословских трудах и письмах, позволяет в какой -то мере раскрыть способы их воздействия на паству и увидеть, как свое высокое учение они претворяли в жизнь.

К русским старцам многие обращались с вопросами, связан -ными с семейным неустройством, с воспитанием детей. По словам московского старца протоиерея Алексея (Мечева), вопрос о хри -стианском браке и христианском воспитании во все времена был самым злободневным и важным1.

По учению старцев, семья — это домашняя церковь, «в своем роде малая Церковь, руководимая главою дома, отцом семейства, в которой так же, как и в великой Церкви, есть известные лица, есть имущество, хозяйство, сохраняются те или другие отношения к посторонним семьям, лицам и учреждениям». Людям семейным, по совету глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова), следует заботиться о том, чтобы их «домашняя церковь всегда пре -бывала в мире, любви и благополучии»2. «В семье нужно отсечь все свои капризы и находить общий язык [с ближними], т.е. не всту -пать в споры и не доказывать свою правоту. А без этого жизнь будет очень трудной и непрочной».

«Молодой человек, — говорил старец Алексей (Мечев), — кото -рый хочет жениться, должен понимать, что брак есть крест, что ему вручается слабый сосуд — жена, которую он должен беречь и хранить для своего потомства. Цель брака — прежде всего в рожде -нии и воспитании детей. Для несения креста брачного муж и жена должны отбросить свои эгоистические счеты и жить во имя и для своих детей»3.

К сожалению, в наше время, время отрицания «всех и вся», браки часто бывают неудачными и кратковременными. Как утверждают старцы, ища брачного сближения, люди сегодня думают только о себе, о своем личном счастье. Мужчина видит в жене только жен щину, доставляющую ему чувственные наслаждения, и весьма часто не видит в ней человека, друга, мать. Женщина также выходит замуж

1 Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. - М., 1997, с. 180.

2 Маслов Н.В. Православное учение о спасении по трудам глинских старцев.

- М., 2002, с. 330.

3 Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. - М., 1997, с. 182.

только по слепой страсти, которая весьма скоро угасает, или же по расчету. Этот эго -изм, проникший во все слои нашего обще ства, и служит причиной столь частых семейных драм и разводов.

От чего же зависит прочность брачного союза? По мнению глинского старца иеро -монаха Порфирия (Левашова), «проч -ность брачных союзов зависит не столько от взаимного согласия на брак или пред варительных условий жениха и невесты, сколько от доброты характера и чистоты нравов. Где нет ни того, ни другого, там и взаимные обязательства, и самые законы, скрепляющие их, ничего не значат»1.

Оптинский старец Иларион (Понома рев) советовал, чтобы «брак совершался не иначе, как с согласия и благослове ния родителей или старших в семействе, но чтобы не было и со стороны старших принуждения.. ,»2.

По мысли Алексея (Мечева), «в то время как жизнь супругов безбожных проходит в заботах о материальном благополучии и этим ограничивается по большей части, жизнь христианских супругов состоит во взаимном несении общего для всех хри -стиан жизненного креста (а вдвоем всегда легче!) и совместном шествии к Господу». «Поелику супруги проникнутся такой мыслью, — говорил он, — брак их будет воистину благословенным и неразруши мым вовеки»3.

Особое значение в своих наставлениях старцы уделяют роли женщины в семье.

О назначении жены иеромонах Порфирий (Левашов) пишет: «... на нее падает долг - разделять все многочислен ныя его работы и попечения, счастие и невзгоды, благодушно переносить суро -вость и все странности его характера, поддерживать упадающия силы его духа, разнообразить и возвышать его радости, содействовать лучшему и существенному образованию ума сердца в детях своих, управлять домом, посеять в среде своей дух мира, согласия и любви. А все это -каких высоких требует от нея доблестей,

— какого благоразумия, какой предусмо -трительности, какой кротости, какого

1 Порфирий (Левашов), иеромонах. О воспитании девиц в духе истинно христианском // Странник, 1866, сент., с. 124.

2 Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. — М., 1997, с. 182.

3 Великие русские старцы. — М., 2001, с. 573.

терпения, какой любви! И сколько затем еще приведется ей переиспытать, пере чувствовать горечей неблагодарности, досад, оскорблений и неверности! Можно сказать, вообще, что ея страданиями должно быть искупаемо семейное благо. Так важно назначение жены! Мир пре -красен по мере того, как женщины сохра няют верность своему долгу»4.

Обращаясь к женщинам, Алексей (Мечев) часто указывал, что жена в брач ном союзе играет всегда большую роль, нежели муж. «Не говоря уже о том, что она родит и воспитывает детей их, в то время как муж работает для их прокормления, она вносит атмосферу ласки и любви в самую личную жизнь мужа и зачастую ока -зывает благотворное действие в смысле искоренения его пороков». Старец при -водил случаи из своей жизни и рассказы -вал, как один его товарищ по семинарии еще на школьной скамье начал пить и вскоре сделался типичным алкоголиком. Ему посоветовали жениться, сосватали жену из духовного звания, заставили его в пьяном виде подписать брачный договор и обвенчали его с женщиной, которой раньше он и в глаза не видел. Казалось бы, что хорошего могло выйти из такого брака? Но оказалось обратное. Прошло несколько лет, и бывший пьяница, теперь степенный и трезвый человек, является к старцу и сообщает, что давно уже бросил пить и что в этом основную роль сыграла его добрая и любящая жена. На этом и на других примерах показывал отец Алексей, какую великую силу представляет собой любовь в семейной жизни и как способна она покорить даже самые ожесточенные людские сердца5.

Весьма поучительно звучит наставление старца иеросхимонаха Стефана Вятского: «Избирать себе жену надобно не глазами, а слезами, потому что многое у человека зависит от жены, которая может всего лишить своего мужа — как Ева нашего пра -отца Адама лишила всякого блаженства; потому полагаться на себя или на совесть других в сем случае весьма опасно. Кто прельщает себя одною видимостью, тот не порадуется, а скорее наплачется от своей прелестницы; и хорошо, если только здесь

4 Порфирий (Левашов), иеромонах. Указ. соч., с. 87.

5 Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. — М., 1997, с. 182.

на земле, а то и в вечности будет плакать вместе с нею и злобно скрежетать на нее зубами»1.

Говоря о разладе в семье, старцы под черкивают, что «семейные смуты сказы ваются на обществе: из - за них подавля -ется чувство чести и правоты, теряется доверие, зачинаются раздоры и тяжбы, упадает деятельность, слабеют промыш ленные силы народа, умножается бед ность, и приходят в расстройство дела общественные»2.

На воспитание детей старцы обращали особое внимание, считая, что очень мно гое зависит от того, как младенец будет воспитан в детском возрасте. Старцы говорили, что цель христианского вос питания и главный предмет его учения должно составлять само благочестие. «Благочестие же основывается на вере и состоит из страха Божия и любви»3.

Иеромонах Порфирий (Левашов) в своих поучительных статьях подробно раскрывает задачи воспитания детей: «Богатые средства воспитания должны противодействовать растлению челове -ческой природы — усовершать, по воз -можности, ея недостатки, отсекать дур -ные привычки и склонности, смягчать суровость, укрощать страсти, облагораживать нравы и чувства, пробуждать и раскрывать силы духа на столько, на сколько требуются они для христианской деятельности»4.

Далее старец подробно пишет о том, как воспитывать детей и девиц: «Воспитывать детей надобно не по духу мира и его пра вилам, а по началам святой веры; склонять их под иго закона Господня, подавлять в них всякую склонность к рассеянности и своеволию; внушать им любовь и повино вение к родителям и предержащей власти, уважение к старшим, благорасположение к равным, упражнять их в чтении нази дательных книг; <...> вводить их в круг благочестивых занятий на дела человеко любия, или на благолепие святых Божиих церквей: предотвращать от них все поводы и случаи к соблазнам, — встречающиеся,

1 Великие русские старцы. — М., 2001, с. 477.

2 Порфирий (Левашов), иеромонах. Указ. соч., с. 88.

3 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. — М., 2000, с. 48.

4 Порфирий (Левашов), иеромонах. Указ. соч.,

с. 93.

например, в народных зрелищах, театрах, шумных собраниях и чтении книг худого содержания; приготовлять их к трудам, сообразным их состоянию и семейным обязанностям; приучать их к умеренности в пище, отдыхе и сне; избирать для них такие игры, которые укрепляя силы их, с тем вместе возвышали бы и нравственное чувство; обращать внимание и на самую одежду, поддерживая в ней скромность, простоту и постоянство; одним словом,

— по псалмопевцу, пригвоздить страху Божию плоти их (Псал. 118, 120). Ибо где обитает сей страх, там всякая душевная чистота; оттуда бежит всякий порок и вся кое преступление»5.

В своем дневнике «Моя жизнь во Христе» известный российский старец начала XX в. Иоанн Кронштадский, обра -щаясь к родителям и воспитателям, писал: «.остерегайте детей своих со всею забот ливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано поте ряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершеннаго возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу»6.

Старец Адриан, иеромонах Югской Дорофеевой пустыни, особенно настой чиво советовал родителям воспитывать детей в страхе Божием, водить чаще в храм и учить чтению слова Божия. «Что за родители христианские, кто предостав ляет детям все потребное для тела, о душе же их нисколько не радеет?.. И раждать и питать умеют и язычники и скоты. У нас же воспитание должно быть в недрах Православной Церкви, под руководством Библии»7.

Для того чтобы воспитать детей как должно, поучают старцы, родителям сле дует взглянуть на свой брак с чисто хри -стианской точки зрения. Вступая в брак, христианские родители должны думать не только о своем личном счастье, но и буду щем своих детей, о том, чтобы воспитать в них христиан, полезных церкви и обще

5 Там же, с. 96—97.

6 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе.

— М., 1998, т. 1, с. 77.

7 Великие русские старцы. — М., 2001, с. 342.

ству. Но, к сожалению, многие родители совсем не задумываются над воспитанием в своем ребенке человека, христианина. Они думают о его будущности в сфере внешних отношений, представляют его врачом, инженером, литератором, отдают его в соответствующее учебное заведе ние и думают, что этим ограничивается их забота о ребенке1. Прежде всего детей нужно учить вере, а потом другим наукам. «Неразумно поступают родители, научая детей различным наукам и языкам, забы вая о внутреннем воспитании»2.

Как справедливо отмечают русские старцы, в семьях, где отсутствует право славное воспитание, проявляется кон фликт между детьми и родителями. «Чем старше ребенок, тем более сложный характер приобретает проблема воспита ния, особенно в тех случаях, когда в семье отсутствует религиозное воспитание в духе православного учения, в результате чего во взаимоотношениях между родителями и детьми нередко назревает или открыто проявляется конфликт. В таких семьях

1 Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. — М., 1997, с. 180—181.

2 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. — М., 2000, с. 189.

дети часто прибегают к лжи, которая, как известно, омрачает их жизнь, наступают душевные переживания, тревоги, печаль, уныние, а это подчас приводит к трагиче -ским случаям»3.

Давая наставления детям, старец Стефан Вятский поучал: «Не сопротивляйтесь воле своих родителей, не огорчайте их; вспоминайте прежние труды отца своего; не забывайте никогда болезни своей матери, денно нощные попечения ее о вас, когда вы были малы; сколько у нее было хлопот всегда, сколько разного рода неприятностей она терпела и тогда от вас; если еще и ныне вы будете какие нибудь огорчения делать ей, то подумайте, как к вам милостив будет Господь, когда вы немилостивы оказываетесь к величайшим своим благодетелям?»4

Многочисленные жизненные факты, которые можно было бы привести в под тверждение изречений старцев, застав ляют многих людей убедиться в правиль ности их духовно нравственных наставле ний.

3 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. — М., 1997, с. 394.

4 Великие русские старцы. — М., 2001, с. 476— 477.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.