- способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ (ПКСПП-4).
4. - способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6); - умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3). - владеет эффективными методами и технологиями социальнопедагогической поддержки и пси-холого-педагогического сопровождения детей-сирот на разных этапах их жизни
5. - способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7); - готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1); - готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП-5). - руководствуется в своей профессиональной деятельности знаниями нормативно-правового обеспечения социальной защиты и семейных форм устройства детей-сирот
Библиографический список
1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата / Р/д: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7198/
2. Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: методические рекомендации / И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. - Екатеринбург, 2009.
3. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: методические рекомендации / науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. - М., 2010.
4. Азарова, Р.Н., Золотарева, Н.М. Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации. - М., 2010.
Bibliography
1. Federal state educational standards for higher professional education in areas of training undergraduate / Access mode: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7198/
2. Designing competence-oriented basic education programs that implement federal state educational standards of higher education: Guidelines for organizers of the design work and teaching groups of universities / I.V. Osipova, O.V. Tarasyuk. — Ekaterinburg, 2009.
3. Design of basic educational programs that implement federal state educational standards of higher education: Guidelines for managers and asset of educational associations of universities / science editor Dr Tekhn. Sciences, Prof. NA Selezneva. — M., 2010.
4. Azarov, R.N., Zolotarev, N.M. Development of the passport of competence: Methodological of recommendations for the organizers of the design work and teaching groups of universities. First edition. — M., 2010.
Статья поступила в редакцию 15.03.11
УДК 371
Surtaeva N.N., Surtaeva J.B., Surtaev P.B. THE QUESTIONS OF RESOCIALIZATION IN A PEDAGOGICAL
INVESTIGATIONS. In this article we view a promotional aspect of innovations in a educational field. We showed the place of resocialization in a mastering of innovations on a behavioural level.
Key words: notions, innivations, resocialization, pedagogical investigations.
Н.Н. Суртаева, д-р пед. наук, проф.; Ж.Б. Суртаева, канд. пед. наук; П.Б. Суртаев, канд. пед. наук, Учреждение РАО ИПО, РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НОВАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИСЛЛЕДОВАНИЯХ
В статье рассматривается внедренческий аспект инноваций в образовательное пространство. Показано место ресоциализации в освоении инноваций на поведенческом уровне.
Ключевые слова: новации, инновации, ресоциализация, педагогические исследования.
Изучение процессов нововведений прошло и происходит по всем направлениям, менее изученным остается вопрос причин того, почему признанные научные открытия в педагогике широко не внедряются, а учитель продолжает возвращаться в исходную позицию. Одна из таких причин - недостаточное овладение ресоциализацией в инновационном образовательном пространстве.
Ресоциализация - термин, который входит в научное употребление в последнее десятилетие. Термин сегодня получил распространение в социологии, педагогике, психологии, философии, юридической психологии. Мы встречаемся с термином в работах Н. Смелзера (ввел этот термин), З.А. Асте-мирова, С. Г. Вершловского, Л.Н. Высотиной, В.В. Громова, Ю.А. Карповой, А.С. Крылова, А.А. Макарени, А.В. Мудрика,
Т.А. Татуйко, В. Шмарова и др. Рассмотрим подходы к раскрытию содержания этого понятия.
В монографии «Социология» В.Н. Смелзер [1] пишет, что принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится основе закрепления пройденного, не является непреложным. Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не увековечены в камне, они способны и должны меняться. Ресоциализацией автор называет «усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. К формам ресоциализации автор относит и психотерапию, отмечая, что под ее воздействием люди пыта-
ются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.
Сходные точки зрения мы находим в работах О. Брим, Э. Эриксона, которые рассматривая проблемы социализации взрослых, говорят о ресоциализации как коррекции и овладении новыми навыками, об определенной гибкости в их использовании, именно это и имеет значение когда речь идет об усвоении новаций и внедрении их в педагогическую практику.
Ю.А. Карпова в содержание понятия «ресоциализация» вкладывает «более глубокие преобразования в личности взрослых», так как мы рассматриваем в своем исследовании педагогическое образование (категория взрослых), речь идет об образовательном процессе в разных системах в условиях педагогических вузов, педагогических колледжей, учреждений повышения квалификации, где задействованы взрослые (педагог, студент, андрагог), то эти глубинные преобразования становятся важны.
Другой акцент, который первоначально исследовался при рассмотрении ресоциализации предлагает В.Н. Савардупова. Автор отмечает, что термин «ресоциализация» прочно вошел в пенитенциарную науку. Автор считает, что процесс ресоциализации нужно рассматривать во взаимосвязи с процессом социализации личности, который следует понимать как усвоение человеком системы знаний, норм ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, при котором осужденный выступает не как пассивный объект, а как активный субъект данного процесса. Автор выделяет еще и вид ресоциализации - пенитенциарную ресоциализацию, под которой понимает «усвоение осужденным (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образов поведения, восстановление утраченных либо несформированных социальных навыков и привычек поведения в период отбывания наказания в виде лишения свободы». Обозначая вид пенитенциарной ресоциализацию, автор дает право предположить о существовании других видов, в том числе инновационной ресоциализации.
Говоря о целях и задачах деятельности исправительных учреждений, его употребляют наряду с такими терминами, как исправление и перевоспитание осужденных, социальная адаптация и реабилитация. Единого толкования данного термина не существует. Так, например, З.А. Астемиров, Л.А. Высотина отождествляют содержание понятия «ресоциализация» с процессом исправления и перевоспитания осужденных, рассматривают ресоциализацию как результат перевоспитания. В.В. Громов, А.С. Крылов, И.В. Шмаров ресоциализацию связывают с процессом восстановления социально полезных связей осужденных и выносят за рамки исправительного учреждения.
Ресоциализация рассматривается как комплекс различного рода мер юридических, экономических, организационных, педагогических и др. Поэтому данный процесс, как считают многие, носит характер принуждения, если принять этот постулат, то может быть можно найти ответ на причины трудностей внедрения новаций, без принуждений, как мы знаем, они осуществляются на добровольной основе. А.В.Пищелко считает, что пенитенциарная ресоциализация - управляемый процесс восстановления, накопления и развития положительного социального опыта осужденным.
Ресоциализацию как процесс, связанный с новациями, рассматривают зарубежные ученые. Американские исследователи Бил и Болен, не употребляют этот термин непосредственно, но пишут об этом явлении, вскрывая инновационные процессы.
Педагогическое новшество, считают авторы, - это изменения, которые включают в себя не только изменения материала, но и комплекс изменений во взгляде на его применение. В данном случае речь идет об изменении понимания ранее известного. О сознательном изменении субъектов в процессе освоения новшеств отмечается в исследованиях ученых Югославского института по изучению школьных вопросов и проблем.
Исследователи А.Г. Рябоконь, Е.М. Старобина, С.А. Сте-ценко, трактуют ресоциализацию как «восстановление утраченной по какой-либо причине способности адекватно выполнять те или иные социальные роли». В контексте с инновационными процессами ресоциализацию рассматривает А.А. Ма-кареня [2]. Автор отмечает, что ресоциализация - это способ присвоения, отторжения, осмысления социокультурного опыта в обучающих системах, который опирается на процессы интериоризации и энтериоризации. Относительно образовательных систем ресоциализацию, модернизацию, новацию, автор рассматривает как процессы, обеспечивающие ролевые функции субъектов образовательного процесса. А для реализации этих функций выдвигает такие качества субъектов образования как мобильность, активность, адаптивность, направленность, что можно изобразить следующим образом.
Мы рассматриваем ресоциализацию в инновационном поле, считаем, что ресоциализация охватывает более широкий аспект, чем просто инновационная деятельность. Она объясняет, почему продуктивные по своему замыслу новации не всегда внедряются в практику или внедряются достаточно вяло, хотя при анализе их можно отнести к продуктивным, эффективным. Но в истории образования они остались мало замеченными.
Любые новации на первых порах приводят к дискомфорту, заставляют человека меняться и пересматривать свои качества, не всегда это происходит на основе полноценного использования личностного потенциала, жизненного опыта, с учетом осознания смыслового значения инноваций. Определенные элементы ресоциализации в содержании обучения в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации должны присутствовать. При этом в содержании понятия ресоциализация мы вкладываем:
• создание, разработка новаций «инновационное озарение»;
• усвоение новаций как ценности и принятие как руководство к действию;
• осмысление иной роли профессиональной деятельности при принятии новаций;
• преобразование прежних навыков, умений в контексте инноваций (ввод в практику);
• присвоение (освоение) недостаточно усвоенных ранее по какой-то причине профессиональных знаний;
• осознание многих оттенков новаций;
• гибкость в системе оценок новаций;
• переосмысление устаревших, имеющих резерв модернизации, которые приводят к успешной социализации личности в постоянно меняющемся социуме.
Рассматривая ресоциализацию с таких позиций, становится ясным, почему необходима разработка механизма включения ресоциализации в профессиональную подготовку педагога или в систему повышения квалификации педагога.
Можно сделать обобщение и вывод о том, что ресоциализация рассматривается по-разному и в разных аспектах, связанных с проблемами осужденных, или освобождающихся (освобожденных), т.е. асоциальных личностей, и аспекте, связанном с инновационными процессами (С. Вершловский [3], Ю. Карпова, А. Макареня [2], И. Смелзер, Н. Суртаева, Т. Татуйко [4] и др.). Мы в своем исследовании в содержание понятия ресоциализации угадываем одно из множества направлений, по которым рассматривается данное понятие в контексте инновационного пространства, делаем акцент на такую сторону ресоциализации, в которой отражается аспект «освоение новых ролей, навыков» в процессе внедрения «принятия» новаций. Ресоциализация - это процесс усвоения новаций на поведенческом уровне, который требует адаптации, творчества, мобильности. Ресоциализацию мы рассматриваем как способ (один из многих), как результат, как цель, как явление, как компонент и этап внедрения новаций, что представлено в схеме 1.
Изучая содержание понятий «ресоциализация» и «новация», мы приходим к выводу о взаимосвязи этих явлений и взаимообусловленности. Многочисленные наблюдения за
инновационными процессами, непосредственное участие в этих процессах позволяют нам подключиться к мнению известных ученых о том, что одной причин затруднения развития позитивных новаций является отсутствие процесса ресоциализации или слабая его выраженность, что приводит к тому, что педагоги на уровне знаний усваивают сущность новаций, многие выходят на уровень демонстрации, проведения открытых занятий, но так до конца не происходит изменения статуса, функциональных ролей на уровне поведения
у этих новаторов или усваивающих новое. Отсюда постепенно чаще всего, новация переходит в модернизацию, корректировку традиционного. Учитывая повторяемость новаций как историческую закономерность, становится очевидным важность процесса ресоциализации субъектами образования не только в новациях, но и как средство развития профессиональной мобильности специалистов, столь необходимого в современном, быстро меняющемся мире.
Схема 1. Место ресоциализации в образовательном процессе
На «освоение новых ролей» необходимо обращать внимание уже в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в профессиональных педагогических учреждениях - средних учебных заведениях, вузах, повышения квалификации. Наиболее затруднителен этот процесс в педагогической сфере, ибо здесь довлеет более длительный исторический стереотип традиционного способа учения, обучения.
Изучение вопросов новаций, состояние внедрения новаций в практику мы приходим к заключению о необходимости специальной подготовки педагогов и студентов к процессу ресоциализации в инновационном пространстве.
Подведем итоги наших рассуждений.
Инновационные процессы - явление не последнего десятилетия, корни их уходят в другие века, но на научной основе они начинают рассматриваться в XX веке, особенно в последней четверти этого века и продолжают изучаться в ХХ1 в. Инновационные процессы имеют закономерность исторической повторяемости, что подтверждают результаты историкологического анализа психолого-педагогической литературы.
Инновации имеют определенный жизненный цикл, этап-ность внедрения, «вхождения» в образовательный процесс. Одним из этапов можно выделить ресоциализацию.
Ресоциализация - категория, не имеющая однозначного толкования, но все разночтения можно свести к двум аспектам: ресоциализация, связанная с осужденными, и ресоциализация, связанная с инновационными процессами. Хотя главная сущность совпадает (освоение, усвоение новых ролей, только в разных средах).
Ресоциализация - необходимый процесс внедрения новаций и распространения в практику образования, он способствует более успешной социализации педагога
Ресоциализация - это явление, на которое необходимо обращать внимание в профессиональной подготовке специалистов в учебных заведениях, в случае внедрения новаций ресоциализация будет происходить параллельно у педагога и студента, андрагога и педагога в ходе совместной деятельности.
Библиографический список
1. Смелзер, И. Социология. — М., 1998.
2. Макареня, А.А. Избранные труды. — Тюмень, 2000. - Т. 3.
3. Вершловский, С.Г. Непрерывное образование как фактор социализации // Новые знания. — 2002. — № 2.
4. Татуйко, Т.А. Ресоциализация как необходимый компонент инновационной деятельности педагога / Т.А. Татуйко, Н.Н. Суртаева // Проблемы педагогической инноватики. — Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2001.
Bibliography
1. Smelser, I. Sociology. - M., 1998.
2. Makarenya, A.A. Selected works. - Tyumen, 2000. - T. 3.
3. Vershlovsky, S.G. Continuing education as a factor in the socialization // New knowledge. — 2002. — № 2.
4. Tatuyko, T.A. Resocialization as a necessary component of innovation, technology and innovation activities of the teacher / T.A. Tatuyko, N. Sur-taeva // Problems of pedagogical innovation. — Tobolsk: TGPI Mendeleev, 2001.
Статья поступила в редакцию 15.03.11
УДК 371
Ivchenko АЛ. EFFECT OF CHARITY WORK ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION. Charity in the field of national education is a major social phenomenon. Private equity and charities have played a positive role in the development and reform of higher education.
Key words: charity, philanthropy in education, philanthropy, higher education.