Научная статья на тему 'Вопросы реформирования и развития государственной гражданской службы южнороссиийских субъектов Российской Федерации'

Вопросы реформирования и развития государственной гражданской службы южнороссиийских субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы реформирования и развития государственной гражданской службы южнороссиийских субъектов Российской Федерации»

Скоробач В.Н., заместитель начальника департамента по вопросам кадров и государственных наград аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО

Вопросы реформирования и развития государственной гражданской службы южнороссиийских субъектов Российской Федерации

Одно из приоритетных направлений государственного строительства - это реформирование государственной службы. Если говорить о новых задачах в данной сфере, то главная среди них связана с принятой в марте 2009 года очередной пятилетней программой реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации, которая обеспечивает преемственность и последовательность реформирования и развития гражданской службы и предполагает последовательный процесс комплексного совершенствования форм и методов работы государственного аппарата в рамках заданного курса системного повышения эффективности государственного управления.

В результате реализации Программы в России должна быть сформирована современная государственная служба как система, закреплена новая практика ее организации и функционирования, внедрены современные управленческие, кадровые, образовательные и информационные технологии.

В Указе Президента Российской Федерации об утверждении Федеральной программы даны рекомендации органам власти субъектов принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных программой, а также разработать и утвердить свои собственные региональные программы развития государственной гражданской службы.

В регионах в этом направлении уже предприняты определенные шаги. Разработаны и утверждены региональные программы реформирования и развития государственной гражданской службы в республиках Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае и Астраханской области. В Краснодарском крае утвержден перечень мероприятий по развитию государственной гражданской службы края. Коллегией администрации Ростовской области утверждена Концепция программы развития государственной гражданской службы Ростовской области.

Анализ этих программ позволяет отметить их как положительный момент их стратегическую направленность на достижение высоких ре-

зультатов государственного управления не за счет увеличения расходов на содержание штата государственных служащих, а за счет повышения их профессионализма, совершенствования структуры и функций управления при сокращении численности специалистов, возрастания авторитета органов государственной власти. Не случайно, одним из главных показателей выполнения программ заложен рост индекса доверия к государственным гражданским служащим.

В остальных субъектах Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа завершается разработка и согласование соответствующих региональных программ. Будет полезным, если мы сегодня обратим внимание администраций регионов на необходимость активизации работы по завершению этой работы.

При разработке и реализации программ развития государственной службы в регионах рекомендуется акцентировать внимание на мероприятиях по повышению профессионализма государственных гражданских служащих, совершенствованию структуры и функций управления при сокращении численности специалистов, а также на повышение уровня доверия к государственным гражданским служащим со стороны населения.

Далее, говоря о приоритетных мероприятиях, реализуемых в сфере гражданской службы, нельзя не отметить важность внедрения механизмов противодействия коррупционным проявлениям.

Необходимость предотвращения или урегулирования конфликта интересов имеет исключительно важное значение в системе государственной гражданской службы, где гражданские служащие совершают юридически значимые действия от имени государства, обеспечивают оказание населению государственных услуг. Обязательное соблюдение норм законодательства о гражданской службе является определяющим условием повышения эффективности работы государственных органов, степени доверия общества к власти.

Аппаратом полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе (далее - аппарат) проводится регулярный анализ функционирования в субъектах округа соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Такие комиссии созданы в 469 действующих региональных органах государственной власти. Многие из них уже приступили к работе. Однако организационный период неоправданно затягивается. В III квартале 2009 года было проведено только 16 заседаний комиссий. Всего за 9 месяцев проведено 63 заседания.

Распространенным основанием для их проведения является информация, полученная из правоохранительных и налоговых органов, об указании недостоверных или не полных сведений в декларациях о доходах и имуществе, принадлежащих гражданским служащим на праве собственности.

Вместе с тем, в большинстве субъектов по три и более месяцев заседания комиссий вообще не проводились.

Анализируя информацию, поступающую из федеральных округов, Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров отмечает в качестве отрицательного момента в деятельности комиссий слабую, недостаточную информированность государственных служащих и населения об их работе.

В первую очередь это связывается с тем, что предложения по организации такого информирования, одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции реализуются не всеми государственными органами.

Управление Президента также указывает на допущение отдельными комиссиями нарушений законодательства. В основном это связано с превышением комиссиями своих полномочий. Так, в некоторых случаях комиссии рассматривают вопросы, связанные с конфликтными ситуациями между гражданскими служащими, выносят окончательные решения по служебным спорам и фактам нарушений служебной дисциплины, предлагают лишить гражданских служащих премий или ходатайствуют об их увольнении.

Да, действительно, мы с Вами знаем, что в практике функционирования комиссий имеются определенные проблемы, на решение которых направлено новое антикоррупционное законодательство, в котором содержатся ряд новелл, расширяющих компетенцию рассматриваемых комиссий. Например, в ряде случаев трудоустройство отдельных государственных и муниципальных служащих после выхода их в отставку возможно только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих.

Сегодня наша задача состоит в том, чтобы комиссии стали реально действующими, чтобы к ним прислушивались, и в необходимых случаях представляли туда соответствующую информацию.

Особо подчеркиваю, что со стороны руководства Администрации Президента Российской Федерации пристальное внимание уделяется всему комплексу вопросов, связанных с качеством исполнения в субъектах Российской Федерации требований Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Полномочным представителям Президента в федеральных округах были даны конкретные установки по проведению проверок исполнения региональными органами власти федерального законодательства о государственной гражданской службе. Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров были разработаны примерные перечни вопросов для проведения проверок. Указанные перечни Вам розданы для учета в работе.

Аппаратом была организована работа по изучению практики исполнения в субъектах законодательства о государственной гражданской службе, проведены проверки в Республике Калмыкия и Карачаево-Черкесской Республике и других субъектах Российской Федерации.

Анализ проведенной работы позволяет говорить о том, что для ряда субъектов характерно наличие одних и тех же типичных нарушений. Это касается прежде всего:

несоблюдения установленного порядка проведения конкурсных процедур при назначении на должности государственной гражданской службы;

нарушения установленного законом порядка проведения аттестации и квалификационных экзаменов гражданских служащих;

непроведения проверок достоверности представляемых сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, что может способствовать созданию благоприятной среды коррупционным проявлениям.

Вместе с тем, в данном направлении работы уже не может быть никаких послаблений. В свете принятия Указов Президента о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, государственными служащими и лицами, претендующими на замещение государственных должностей, региональным органам власти предстоит работа по формированию аналогичной нормативной правовой базы.

Надо сказать, что проведение проверок исполнения федерального законодательства о государственной службе способствует более качественной его реализации и приобретает особую актуальность в связи с проводимой работой по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Несколько слов о резерве управленческих кадров. Работе с ним продолжает уделяться пристальное внимание в процессе исполнения соответствующих поручений Президента Российской Федерации. В настоящее время в резервах управленческих кадров субъектов Южного федерального округа состоит 5 810 человек. Лица в возрасте до 35 лет составляют третью часть от общего числа резервистов.

Проведенный аппаратом анализ назначений показал, что из региональных резервов управленческих кадров с момента их создания назначено (избрано) на должности 190 человек (33 человека - в первом квартале, 56 - во втором квартале, и 101 человек - в третьем квартале 2009 года). Таким образом, заметна динамика увеличения количества назначений, производимых из резерва. Подчеркну, что такую положительную динамику отметило в одном из своих обобщений даже Управление Президента по вопросам государственной службы и кадров. Вместе с тем, в отдельных субъектах РФ динамика количества назначений была увеличена не за счет резерва на соответствующие должности.

В целом по Южному федеральному округу назначения на целевые должности из региональных резервов составляют 45 % от общего количества таких назначений.

Анализ качественного состава сформированных резервов управленческих кадров, в том числе по национальному признаку, показал, что в отдельных республиках Северного Кавказа при формировании республиканских кадровых резервов просматривается этноцентрическая направленность, явное предпочтение отдается представителям титульных национальностей.

Мы хорошо понимаем, что при формировании резервов управленческих кадров не может быть квотирования по национальному признаку. В них должны включаться наиболее достойные кандидаты. Однако выверенная кадровая политика должна учитывать этническую структуру населения. Это одно из важнейших условий стабильных межнациональных отношений на Северном Кавказе.

Подводя итог своего выступления, отмечу, что становление государственной службы, работа с резервом это не разовые кампании. Не будет результатов без преемственности, нацеленности на долговременную, независимую от конъюнктуры работу. Все наши действия должны быть направлены на достижение одной цели - повышения эффективности государственного управления в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.