УДК 338.2
Пильщикова И.Ю., асп.
ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
The questions of realization of innovative policy in Russian regions
В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации инновационной политики, предложены конкретные рекомендации по совершенствованию механизма инновационной деятельности, связанного с разработкой соответствующего законодательства, практикой инвестиций, региональной политикой.
Ключевые слова и словосочетания: инновация, инновационная политика, инновационная экономика, инфраструктура, конкурентоспособность, кластер.
The article considers the today’s issues of innovative policy recommendations to improve the mechanism of innovative activity which is connected with the development of appropriate legislature, investment experience and regional policy.
Key words: innovation, innovative policy, innovative economy, infrastructure, competitiveness, claster.
Инновационные процессы, управление ими становятся сущностной чертой текущей политики любых стран и государств, не желающих оставаться на обочине мирового развития. Естественно, наша страна не осталась в стороне от этих процессов.
Развитие национальной инновационной системы является решающим условием для долгосрочного роста российской экономики. Д.А.Медведев назвал инновационную систему приводным механизмом научно-технического развития. Его главная задача - обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла. Именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов.
Он отметил, что в России основные элементы этой системы созданы и уже работают. Но эта система по сути пока это набор близких, но еще достаточно разнородных элементов [1].
Создание и развитие национальной инновационной системы требует, прежде всего, глубоко проработанного законодательного регулирования инновационной деятельности и государственной инновационной политик в Российской Федерации». Первая концепция инновационной политики, разработанная в 1998-2000 гг. предусматривала
необходимость разработки федерального закона. Проект такого закона, призванного обеспечить государственную поддержку инновационной сферы, предусматривал определение содержания инновационной деятельности; стратегические приоритеты национальной инновационной экономики; механизмы реализации государственно-частного партнерства, включающие условия взаимодействия государства, бизнеса и науки; механизмы консолидированного финансирования со стороны государства и бизнеса всех стадий научных исследований и коммерциализации и результатов [2].
Очевидно, принятие Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» позволило бы определить стратегию, принципы и порядок формирования, осуществить государственную инновационную политику, закрепить виды инновационных организаций (предприятий), принципы государственного регулирования этой сферой, основные формы воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях на инновационные процессы, закрепить правовые основы регулирования международного сотрудничества в инновационной сфере.
В публикациях, документах, научных работах и др. имеют место случаи, когда в качестве инноваций описываются рационализация, модернизация, обновление, внедрение опыта, технологий, методов и т.п.
Термин «инновация» означает нововведение (то, чего еще никогда не было), новшество (используемое новое). «Инновация» - это новое (продукция, технология, оборудование, услуга), используемое в производстве, науке, хозяйственной, управленческой деятельности, или пользующееся спросом (конкурентоспособное), востребованное на рынке. Основным индикатором оценки «инновации» выступает доля новой продукции на рынке (внутреннем или мировом), превосходящей лучшие мировые аналоги.
Чтобы инновация стала не просто понятием, а общественно значимым явлением она должна стать смыслом реальных технических, экономических, управленческих процессов - преобразования научного знания в технологии, проекты, механизмы и их практическое использование.
Отношение государства к инновациям их разработке и внедрению, отражается в государственной инновационной политике, которой определяются цели инновационной стратегии, механизмы поддержки инновационных программ и проектов, их ресурсное обеспечение.
Инновационная политика, предполагает и механизм ее реализации: методы воздействия государственных структур на экономику и
общество, связанные с инициированием и повышением экономической эффективности инновационных процессов, превращения научных знаний в инновации, последовательную цепь событий в ходе которых инновация вызревает от конкретного продукта, технологии( интеллектуального товара) или услуги распространяется при практическом использовании.
Инновационная политика ориентируется на создание необходимых условий (бюджетного и внебюджетного финансирования, поддержка создания необходимой научно-производственной базы, формирование корпуса высококвалифицированных кадров, создание инновационной инфраструктуры - венчурные фонды, страхование рисков и т.д.) для максимального использования имеющегося инновационного потенциала.
Правительством Российской Федерации утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3], в которой поставлена задача перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития и в которой зафиксированы макроэкономические показатели инновационного развития экономики.
Инновационная ориентация реальной экономической и социально - политической практики объективно обострила необходимость научного осмысления процессов нормотворчества и процессов реализации инновационных технологий во всех сферах жизнедеятельности российского общества.
Прежде всего, следует четко определиться в понятиях, относящихся к инновационной сфере и в дальнейшем однозначно пользоваться ими.
Одна короткая иллюстрация к этому тезису: - Институтом стратегических исследований было проведено изучение с использованием контент-анализа 35 базовых нормативных правовых актов, регулирующих инновационную деятельность, принятых субъектами Российской Федерации в 1997-2006 годах.
Анализ показал, что даже в трактовке основных понятий и важнейших правовых норм имеются существенные разночтения [4].. С одной стороны, это отражает большой интерес регионов к инновационной деятельности; с другой - обнаруживает недостатки федерального законодательства, так как субъекты РФ взялись за решение вопросов, которые на 80% должны решаться на федеральном уровне.
Отметим, что российский менеджмент, равно как и мировой, в современных условиях столкнулся с рядом принципиальных послед-
ствий иного ряда, например, технического прогресса. Прежде всего, изменилось время жизни технологий. Сегодня оно составляет примерно два года или даже меньше. Время жизни технологий определяет и время жизни организаций. Проще под новую технологию построить новую организацию, чем перестраивать старую. Исчезает не только продукт, но и целые отрасли, с ним связанные. На первый план выходит заказ «насущной полезности» специальных знаний, образования и воспитания, выраженный в принципиально новом целеполагании образования, - подготовке большого числа людей к умению разрешать возрастающий спектр личных и профессиональных проблем путем созидания и продвижения в жизнь полезных нововведений от технических до социальных и гуманитарных. В реальной практике значительную роль начинают играть такие нововведения как обратные инновации, которые полностью меняют роль людей знания и образования. Здесь используется иная цепочка этапов инновационного процесса не от наличия нового знания, а на осознанной новой потребности: наличие кризиса (проблемы) - осознание и артикуляция новой потребности -поиск м нахождение нужных специальных знаний - изготовление инновационного продукта - продвижение его к потребителям - удовлетворение потребности - разрешение кризиса [5].
В процессе реализации данного направления значительно возрастает роль человеческого фактора, «уникальность каждого человека становится значимой и для него самого и для общества» [6]. Актуализировалась задача формирования нового поколения людей заинтересованных в развитии страны, профессионально готовых к принятию и организации реализации инновационных решений, творчески относящихся к делу, ответственных за свою деятельность.
В связи с этим, возрастает значение создания здоровой социальной среды выступающей достаточным условием для рождения новых идей, способствующих устранению зависимости российского бюджета от ТЭК, развитию малых городов, внедрению инновационных технологий, созданию привлекательного имиджа территорий для зарубежных инвесторов и многому другому?
В решении задачи перехода на инновационный путь развития российской экономики, нельзя переоценить роль регионов. Именно там решаются вопросы практической реализации государственной инновационной политики, там создается необходимая для этого инфраструктура и социальная база, там живут и работают кадры, обеспечивающие и разработку и внедрение инновационных проектов.
В настоящее время разрешение региональных проблем сопряжено с многочисленными сложностями: федеральный центр не готов
предоставить регионам финансовую самостоятельность для развития, а периферия из-за недостатка средств на решение социальных проблем не в состоянии предложить эффективные пути подъема экономики.
Как отмечал на заседании Президиума Госсовета губернатор Московской области Б.Громов, « субъекты Российской Федерации потихонечку отдаляются от возможности влиять на инновационную составляющую экономики, да и не только экономики. Поправки, внесенные в федеральный закон «О науке и государственной научнотехнической политике», а также в нормативно-правовые акты, регулирующие, в частности, деятельность наукоградов, не позволяют регионам в полной мере участвовать в реализации инновационной политики нашей страны» [7].
Российский инновационный сектор в настоящее время обладает одним из самых мощных потенциалов в мире. И в тоже время, существуют многочисленные причины низкой эффективности инновационного процесса в России. Например, недостаток средств у промышленников; высокий риск инноваций, недостаточная компетентность российских разработчиков в механизмах коммерциализации инновационных идей; отсутствие единой сбалансированной государственной инновационной политики и независимой системы профессионального контроля; отсутствие конкретных центров ответственности за процесс реализации инновационной политики в системе исполнительной власти и т.д.
Для стимулирования инновационной экономики недостаточно разработать специальные государственные программы развития инновационной деятельности. Опыт показывает, что залогом успеха выступают децентрализованные процессы экономической деятельности в условиях жесткой конкуренции, которая стимулирует инновационную деятельность.
Для России, на наш взгляд, был бы очень интересен зарубежный опыт формирования так называемых полюсов конкурентоспособности
- консорциумов (кластеров), объединяющих исследовательские организации, образовательные центры и промышленные предприятия. При этом ставится задача сформировать предприятия, привлекательные для имплантации частной инициативы в сферу исследований и разработок, конкурентоспособные с позиции международного разделения труда, и в то же время обеспечить эффективное решение региональных и социальных проблем.
При присвоении проекту статуса «полюс конкурентоспособности» в качестве основных факторов рассматриваются: вписываемость в стратегию развития региона, международное значение в промышлен-
ном и (или) технологическом плане; формирование эффективного управления и способность производить продукты с высокой добавленной стоимостью [8]. Представляется вполне приемлемым использование указанного управленческого опыта в современной России.
Формирование механизма инновационного развития отечественного крупного и среднего бизнеса предполагает его регионализацию, так как процессы инноваций носят ярко выраженный региональный характер, обусловленный наличием и спецификой развития производительных сил, природными и климатическими условиями, уровнем разделения труда и специализацией.
В рамках общегосударственной инновационной политики государственным структурам вместе с гражданским обществом предстоит осуществить анализ актуальных проблем инновационного развития страны, сформировать взгляды различных социальных групп на причины дисфункций инновационной политики, проблем и методов их решения. В случае успеха это поможет быстрее изменить психологическую атмосферу в стране.
В первом приближении комплекс задач по инновационной деятельности может выглядеть следующим образом:
- на общефедеральном уровне разработать институциональные механизмы социально-экономического и технологического инновационного развития территорий с непосредственным участием в указанные процессах граждан. Предстоит также расширение финансовоэкономической базы инновационной деятельности за счет: новых источников государственного, частного и смешанного финансирования; расширения конкурсных основ распределения средств; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники и т.д.
Сегодня очевидна необходимость привлечения в структуры, отвечающие за реализацию инновационной политики, современных, ответственных и эффективных сотрудников. Стратегической задачей нового поколения госслужащих должно стать усовершенствование государственной политики в сфере инновационной деятельности, формирование эффективно действующей системы контроля выполнения соответствующих Указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации.
Исключительно важной при этом представляется международная компонента региональной деятельности и взаимодействия.
Требование времени об активном включении России и российских регионов в международное разделение труда в качестве высокотехнологичных партнеров и поставщиков наукоемкой инновационной
продукции вызывает необходимость значительного повышения эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти.
В системе мер по стимулированию инновационной деятельности основными представляются задачи, связанные с обеспечением расширенного воспроизводства знаний, развитием сектора исследований и разработок, обеспечивающего формирование «технологических коридоров», коммерциализацией технологий, модернизацией промышленности на основе инноваций. Главной целью должно стать формирование условий обеспечения системного перехода экономики регионов на инновационный путь развития и устойчивого роста валового регионального продукта для последовательного повышения качества жизни населения.
Стратегическое значение для страны имеет выбор модели инновационного развития. Или она ориентирована на генерацию передовых технологических инноваций и их доведение до состояния рыночного продукта или преимущественно на восприятие иностранных технологий с их доработкой и адаптацией.
Следует отметить, что в России активизировалась работа по выстраиванию в последнее время национальной инновационной системы, одной из центральных задач которой является формирование эффективной системы поддержки науки и инноваций. Определенная часть бюджетных ассигнований на науку распределяется через систему государственных научных фондов: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Бюджет этих фондов представляет собой фиксированную долю отчислений от суммарных государственных расходов на гражданскую науку и составляет 6%, 1% и 1,5% соответственно. Распределение средств из этих фондов происходит на конкурсной основе в виде грантов.
В настоящее время все больше внимание уделяется инновационной составляющей инвестиционного климата. Сочетание инвестиций с инновациями имеет особенное значение при привлечении инвестиций в сферу инновационного предпринимательства.
Инфраструктура инновационной системы в России должны быть ориентирована на создание инновационно-активных территорий, где предоставляются наиболее благоприятные условия для ведения соответствующей хозяйственной деятельности.
Переход к инновационной экономике в России требует как привлечения высокотехнологичных прямых иностранных инвестиций, так и создании специализированной системы инновационноинвестиционной безопасности, способной противостоять глобальным
угрозам. Политика, нацеленная на укрепление инновационных систем, поощрение распространения технологий, должна стать центральным звеном инвестиционной политики государства, поскольку она способствует созданию активов и развитию сбалансированной и преимущественно уникальной комбинации факторов размещения как отечественных, так и иностранных инвестиций, формирующих стратегию, направленную на повышение конкурентоспособности производимой продукции.
Литература
1. О развитии инновационной системы Российской Федерации (материалы заседания Президиума Государственного совета. Москва, 18.04.2008. {электронный ресурс}Ьйр:/Мрг.ги/)ота1_33_11.Ь1т
2. Авакьян С.А. Государственная инновационная политика и ее организационно-правовое обеспечение // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 11. С.12.
3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
4. См.: Лисин Б.К. О разработке концепции Федерального закона «Об инновационной деятельности». М., 2007.
5. Москвич Ю.Н. Интеллектуальный творческий класс - новая сила развития России. Интеллект, ментальность и духовность в глобальном мире: кол. Монография / Отв. ред. Колмаков В.Ю. [Серия: Библиотека актуальной философии]. Вып. 2. Красноярск, 2008. С. 203-224.
6. См.: Шустерман Д. Взгляд извне: От иерархий к аутсорсингу // Ведомости. 2009. 225 (2495). 27.11.
7. О развитии инновационной системы Российской Федерации (материалы заседания Президиума Государственного совета. Москва, 18.04.2008. {электронный ресурс}Ьйр:/Мрг.ги/)ота1_33_11.Ь1т.
8. Рубвальтер Д.А. Полюса конкурентоспособности. Управление научно-инновационным комплексом по-французски // Независимая газета. 2009. 2 декабря.