Научная статья на тему 'Вопросы развития институтов или новые акценты в региональной экономической политике Республики Бурятия'

Вопросы развития институтов или новые акценты в региональной экономической политике Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕ-СКАЯ ПОЛИТИКА / БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / REGIONAL ECONOMY / DEVELOPMENT STRATEGY / ECONOMIC POLICY / BUSINESS AND REGIONAL DEVELOPMENT INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янтранов А. Е.

В статье представлены предложения по региональной экономической по-литике, которые направлены на обеспечение устойчивого роста в текущих слож-ных экономических обстоятельствах, переориентации поддержки бизнеса с фи-нансовой на нефинансовые инструменты, развитие региональных институтов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Янтранов А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF INSTITUTIONS OR NEW EMPHASIS ON REGIONAL ECONOMIC POLICY OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

The paper presents proposals for regional economic policy aimed at ensuring sustainable growth in the current difficult economic circumstances, the reorientation of business support from financial to non-financial instruments, the development of re-gional development institutions.

Текст научной работы на тему «Вопросы развития институтов или новые акценты в региональной экономической политике Республики Бурятия»

УДК 332 (571.54)

© А. Е. Янтранов

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ИЛИ НОВЫЕ АКЦЕНТЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

В статье представлены предложения по региональной экономической политике, которые направлены на обеспечение устойчивого роста в текущих сложных экономических обстоятельствах, переориентации поддержки бизнеса с финансовой на нефинансовые инструменты, развитие региональных институтов развития.

Ключевые слова: региональная экономика, стратегия развития, экономическая политика, бизнес, региональные институты развития.

А. E. Yantranov

QUESTIONS OF INSTITUTIONS OR NEW EMPHASIS ON REGIONAL ECONOMIC POLICY OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

The paper presents proposals for regional economic policy aimed at ensuring sustainable growth in the current difficult economic circumstances, the reorientation of business support from financial to non-financial instruments, the development of regional development institutions.

Keywords: regional economy, development strategy, economic policy, business and regional development institutions.

Постепенная нисходящая динамика развития экономики России, характеризуемая снижением ВВП: 4,5 % в 2010 г., 4,3 % в 2011 г., 3,4 % в 2012 г., 1,3 % в 2013 г., -0,2 % (прогноз Центра развития ВШЭ) в 2014 г. свидетельствует о высокой степени предсказуемости и постепенности происходящих кризисных явлений.

Основными причинами замедления экономического роста являются в большей степени внутренние проблемы: незавершенность реформ в социальной сфере, медицинском страховании, в сфере естественных монополий, зарегулированность экономики, существенное присутствие госсектора в экономике с привилегированным положением по отношению к частному российскому и международному бизнесу, нежели внешние, связанные со взаимными санкциями, снижением цен на нефть.

Снижение инвестиций, наблюдающееся с начала 2012 года, может свидетельствовать о наличии серьезных проблем бизнеса в России, о вероятном нежелании бизнеса развиваться.

Для таких регионов как Республика Бурятия, характеризуемых низким уровнем экспортной активности бизнеса, высокой зависимостью от бюджетных трансфертов, низкой обеспеченностью собственными источниками финансирования (зависимость от перетоков финансов крупнейших банков высока) это означает наступление эпохи высокой неопре-

деленности, свертыванием многих начатых инвестиционных проектов, ростом безработицы и социальной напряженности.

Важным становится вопрос - как выживать в этих условиях, но не менее важным - как развиваться?

Но для начала обратимся к статистике: среднее изменение индекса ВРП Бурятии в постоянных ценах с 1997 по 2007 г. было наиболее высоким среди субъектов Байкальского региона и составляло 4,6 %. С 2008 года по 2012 годы среднее изменение ВРП среди всех субъектов оказалось наиболее низким и составило 1,2 %, что существенно ниже показателя Иркутской области в 4,9 % и Забайкальского края в 4,7 %.

Очевидно, что экономическая политика властей, основанная на отраслевом подходе поддержки предприятий с низким уровнем отсева, с длинным инвестиционным циклом нуждается в переосмыслении. Поддержка инвесторов со стороны без опыта работы в соответствующих отраслях должна быть минимизирована, а ответственность за результат со стороны госслужащих должна быть персонифицированной. Исключение должны составлять проекты успешных компаний, планирующих выходы в новые для себя отрасли. Неудачные проекты компаний ООО «Лесная биржа», ООО «Солнце Тугнуя», «Байкал-Нордик» объединяет слабый уровень менеджмента, отсутствие предшествующего успешного опыта реализации каких-либо проектов, закрытость, сопровождавшая инвестиционные процессы, наличие незавершенных административных дел. Проекты Восточно-Сибирского свинокомплекса, ООО «Агролидер плюс», ООО «Здоровое питание» реализовывались сильными управленческими командами с предыдущим успешным бизнес-опытом. Углубление работы с сильными компаниями - также одно из возможных направлений экономической политики.

Предлагаемые направления в экономической политике

Заградительные кредитные ставки, общая экономическая нестабильность формируют неблагоприятный фон для реализации новых инвестиционных проектов. Возможна смена подхода с поддержки отраслей на поддержку растущих бизнесов на ранних этапах нефинансовыми инструментами, на последующих - финансовыми. Подход может быть реализован по следующим направлениям:

1. Активная поддержка и взаимодействие с предприятиями новой экономики, которые минимально участвуют в госпрограммах, но при этом обладают высокими текущими показателями роста (ежегодный рост продаж - свыше 20 % в год) и большим потенциалом дальнейшего развития. Сейчас эти предприятия - вертикально-интегрированные холдинги и по объемам производства, количеству занятых, за исключением налоговых параметров, превосходят традиционные предприятия, такие как ЛВРЗ, Теплоприбор и пр. При этом налоговая оптимизация для таких компаний является фактором выживания и развития, а вертикальная интеграция - устойчивым конкурентным преимуществом, обеспечивающим стабильность денежных потоков, качество продукции, более высокую рентабельность в сравнении с традиционными игроками.

Так, торговая группа «Абсолют» является крупнейшим производителем полуфабрикатов в Байкальском регионе с объем производства свыше 300 тонн в месяц, лидирующим производителем кондитерских и хлебобулочных изделий в Бурятии, крупным производителем картофеля. Дальнейшие направления развития: расширение рынков сбыта в Иркутской области, расширение присутствия в сельском хозяйстве. Пока наблюдается ситуация стагнации инвестиций в сельском хозяйстве, объем засеиваемых площадей в течение последних двух лет остается на уровне 100 га.

Группа компаний (ГК) «Бин» - лидер в Бурятии и Забайкальском крае по оптовой торговле продуктами питания базовой продовольственной корзины. Один из лидеров сетевой розницы в Республике Бурятия и лидер Забайкальского края (40 торговых точек в Бурятии и 18 полноформатных торговых точек в Забайкальском крае). Также является крупным производителем полуфабрикатов и колбасных изделий с объемом производства свыше 200 тонн в месяц и крупным инвестором в сельском хозяйстве.

Группа компаний «Титан» имеет одинаковую по сложности организационную структуру с ГК «Бин», поскольку наряду с торговлей (33 торговые точки) функционируют производственные подразделения: рыбозавод «Байкал», фабрика «Селенга» (свыше 350 тонн в месяц) и пр. Были безуспешные попытки активного развития фирменных магазинов в Иркутской области. Дистрибьюция построена на работе с поставщиками розницы «Титана». Работа с внешними независимыми дистрибьюторами поставлена слабо. На то имеются глубинные причины. Вследствие этого, риски всех производственных проектов сконцентрированы на розничной сети. Перспективно для Республики развитие монгольского направления (в т.ч. развитие бурятской розничной сети в Монголии), рыбной переработки с более глубоким вхождением в отрасль крупного игрока. Однако в этой отрасли необходимо решать вопросы совместного пользования общими ресурсами на республиканском и федеральном уровнях.

Торговый дом (ТД) «Барис» насчитывает 94 торговые точки, из них 28 продовольственных магазинов и 66 магазинов бытовой химии. Эксклюзивный дистрибьютор продукции - «Хейнекен» и «Кока-Кола» на территории Республики Бурятия и Забайкальского края. Для Республики Бурятии интересно вхождение ТД «Барис» в проекты розлива минеральной и байкальской воды и другие проекты потребительского продуктового сектора БМСО, в котором широкая дистрибьюция ТД «Барис» может гарантировать успех проектов.

Основным механизмом является комплементарное развитие компаний с разделением рынков сбыта по географическому признаку (иркутскому, забайкальскому и монгольским направлениям), а также по продуктовым линиям.

Основная желаемая задача - обеспечение каналов сбыта для продукции бурятских производителей. Причем предполагается, что конкурирующие в Бурятии торгово-производственные холдинги за пределами Бу-

рятии могут взаимодействовать более активно, обеспечивая взаимное усиление. Так у ТГ «Абсолют» - сильная компетенция по взаимодействию с китайскими производителями, выпускающими продукцию под маркой торговой группы. Эта и другая продукция «Абсолюта» может реализовываться в сетях «Николаевского». Взаимодействие может быть обратным. Дальнейшие этапы развития предполагают выход торговых сетей в производство этой продукции. Также у ТГ «Абсолют» сильная компетенция по логистике и реализации овощей и фруктов из Китая (ни один из существующих дистрибьюторов на рынке Республики Бурятии не может обеспечить качественную доставку с низкими ценами), что может трансформироваться в формирование отдельного подразделения, занимающегося внешней дистрибьюцией овощей и фруктов по Сибири и Дальнему Востоку, с постепенным вхождением в сельское хозяйство.

Список неполный и может быть дополнен большим количеством как перспективных, так и уже доказавших свой потенциал местных компаний.

2. Выход бурятских компаний или организация дистрибьюции российской продукции и услуг на рынке Монголии. В связи с существенной девальвацией рубля с начала 2014 года (более 70 %) конкурентоспособность российской продукции по сравнению с аналогичными монгольскими товарами по ценовому параметру выросла даже с учетом наличия импортного сырья. Это создает хороший толчок для развития взаимодействия в сфере образования, медицины и других сфер, поскольку уровень услуг российских образовательных и медицинских учреждений становится существенно дешевле. Это предполагает экспорт квалифицированной рабочей силы.

3. Привлечение инвестиций из Монголии, направленных на развитие сельского хозяйства, пищевого производства в Бурятии с фокусом на рынки соседних регионов, Монголии. Привлекательность Бурятии как производственной площадки очевидна в силу сравнительно низких затрат в результате девальвации рубля, высокой кадровой квалификации, культурной и языковой общности, удобного расположения между основными рынками сбыта Забайкальского края, Иркутской области и Монголии. Особый интерес - привлечение малых монгольских инвесторов в животноводстве, способных на своем примере показывать возможности самореализации на селе.

4. Активизация в туристической отрасли по внутреннему туризму. Падение выездного туризма на уровне 50-70% из 18 млн выездного потока из России в 2013 году должно в определенной степени компенсироваться повышением спроса на внутренний туризм. По данным статьи журнала «Эксперт» от 16 декабря 2014 года «Окно в мир захлопнулось», в декабре идут неплохие продажи по экскурсиям в России, увеличиваются в 2 раза продажи номеров в отелях, домах отдыха.

Стоит отметить и отрицательный фактор - повышение стоимости доставки туристов в связи с ростом цен на ГСМ. Логичным выглядит фо-

кусирование на привлечении клиентов из близлежащих регионов Сибири и Дальнего Востока.

Отдельное направление - активизация привлечения туристов из Китая и Монголии, в т. ч. с организацией для них шопинг-туров. Девальвация рубля относительно монгольского тугрика и китайского юаня существенно снижает их расходы в России, повышает возможности их трат в разных направлениях (отдых, туризм, шопинги, питание и т. п.). Важным моментом является применение новых способов повышения имиджа Бурятии, привлечение социальных связей бурятской диаспоры, привлечение известных российских и международных персон.

5. Развитие инновационных технологий. Для развития рынка информационных технологий интересными решениями могут быть формирование неформальных обязательств, развитие местной базы поставщиков, консультационные услуги крупными федеральными компаниями. Такими компаниями как Улан-Удэнский авиазавод, СУЭК реализуются крупные проекты (на десятки миллионов рублей в год) по внедрению САП, 1С, оценке условий труда и т. п., что может сопровождаться в определенной части местными компаниями. Реализация только этих мероприятий может создать порядка 50 рабочих мест. Поэтому задача по созданию 1 000 рабочих мест для ИТ-специалистов интересна и вполне реализуема. При средней зарплате 40 000-50 000 рублей такого специалиста может быть создана целая отрасль с оборотом 540 млн р. Фрагментарно рынок существует, но он представлен специалистами-одиночками.

Механизмы реализации экономической политики

• Сопровождение производительной миграции населения из города в деревни с целью активизации предпринимательской активности на селе. Работа строится по принципам бизнес-инкубатора и направлена на формирование сетевого взаимодействия оказания взаимной помощи между начинающими предпринимателями, поскольку на этапе начала бизнеса они сталкиваются со схожими проблемами. Бизнес в сельском хозяйстве требует больше трудовых вложений, нежели капитальных, требует научно-методического сопровождения, поскольку для решения множества проблем уже существуют общепринятые западные и отечественные технологии, которые можно применять в сельском хозяйстве, но в силу недостатка информации не применяются.

Привлечение международных институтов развития, например Управления по развитию села и Лесной службы (из Республики Корея) для международного сотрудничества в области сельского хозяйства и охраны лесов. Цель - использование новейших корейских технологий ведения сельского хозяйства, распространение прогрессивных практик в Бурятии. Интересным является развитие взаимодействия с одним из наиболее прогрессивных и продуктивных институтов развития ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН). В результате действия программ ООН в Кыргызстане количество людей, не получающих полноценного питания (2 300 калорий), уменьшилось с 1 млн в 1992

году до 500 тыс. человек в 2011 году. Кроме того, консультанты ФАО ООН оказывают услуги и по развитию агротуризма, когда иностранцы приезжают и живут с хозяевами в юртах.

• Оказание сфокусированной помощи на всех уровнях компаниям из приоритетных отраслей, с большим потенциалом роста и возможностью оказания мультипликационного эффекта на другие отрасли (рост занятости и налоговых выплат). Работа с интересующими бизнесами строится по принципам работы фондов прямых инвестиций. Оказывается финансирование, консультационная помощь, привлечение высококачественного профессионального менеджмента и внедрение схем мотивации, привязанных к долгосрочным финансовым результатам.

• Для активизации развития инновационного рынка необходимо изменение принципов работы существующих региональных институтов развития (Республиканского бизнес-инкубатора, фондов поддержки предпринимательства и пр.). Развитие инновационных комплексов возможно только лишь при создании институциональной среды. Простое вложение в создание инфраструктуры промышленного парка и биофармкластера не даст ничего, кроме очередного снижения доверия со стороны прогрессивного класса предпринимателей, среды интеллигенции, что произошло с развитием Республиканского бизнес-инкубатора. Поскольку основной движущей силой развития инкубаторства является прогрессивное управленческое ядро, а основной целевой аудиторией - люди с горящими глазами, необходим пересмотр политики привлечения кадров. Для развития бизнеса инкубатором необходимо привлекать людей из бизнес-среды, обладающих предпринимательскими способностями, способностями работы в неформальных условиях.

При этом для развития ИТ-парка, биофармкластера инфраструктуры Республиканского инкубатора достаточно. Пример реализации предпринимательского потенциала инкубатором мог бы служить для развития инкубаторского и инновационного движения в Республике Бурятия. Необходимо также учитывать, что правильно построенная система работы инкубаторов, приводит к существенным социальным эффектам с соотношением 1 (доходы резидентов инкубаторов) к 45 (доходы, генерируемые внешними компаниями за счет инновационных разработок инкубаторов).

Практически все направления, описанные в данной работе, в экономической политике органов власти в той или иной степени присутствуют. Но отличием наших предложений является смещение акцента с предоставления финансовой помощи на оказание методологической, организационной и консультационной поддержки, создание поддерживающей экосистемы, формирование институтов развития, направленных на активное взаимодействие с бизнесом, властью, гражданским обществом и наукой.

Янтранов Александр Евгеньевич, кандидат экономических наук, заведующий лабораторией региональной экономики Научно-исследовательского центра ИЭУ БГУ, e-mail: [email protected]

Yantranov Alexander Evgenevich, candidate of economic sciences, Buryat State University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.