Научная статья на тему 'Вопросы развития государственно-частного партнерства в здравоохранении России'

Вопросы развития государственно-частного партнерства в здравоохранении России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
386
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / PUBLIC HEALTH / MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нечаев В. С., Прокинова А. Н., Нисан Б. А.

Рассмотрены возможные пути развития организационных технологий государственно-частного партнерства в здравоохранении России. Выделены такие направления, как управление операционной деятельностью медицинских учреждений, развитие инфраструктуры системы оказания медицинской помощи населению, внедрение инновационных технологий, организация взаимодействия с зарубежными клиническими медицинскими учреждениями, совместная разработка правовых и законодательных решений в области взаимодействия государства и бизнеса по вопросам здравоохранения. Показаны факторы, препятствующие развитию эффективного государственно-частного партнерства, и предложены возможные пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нечаев В. С., Прокинова А. Н., Нисан Б. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DEVELOPMENT OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN PUBLIC HEALTH OF RUSSIA

The article considers possible directions of development of organizational technologies of state-private partnership in public health of Russia. Such directions are emphasized as management of operational activities of medical institutions, development of infrastructure of population medical care system, implementation of innovative technologies, organization of interaction with international clinical institutions, joint development of legal and low decisions in the area of interactions of state and business relating to public health. The factors interfering with development of effective state-private partnership are demonstrated and possible ways of overcoming are proposed.

Текст научной работы на тему «Вопросы развития государственно-частного партнерства в здравоохранении России»

© Коллектив авторов, 2012 УДК 614.2:33

В. С. Нечаев1, А. Н. Прокинова1, Б. А. Нисан2

вопросы развития государственно-частного партнерства в здравоохранении россии

Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, Москва; Департамент здравоохранения г. Москвы

Рассмотрены возможные пути развития организационных технологий государственно-частного партнерства в здравоохранении России. Выделены такие направления, как управление операционной деятельностью медицинских учреждений, развитие инфраструктуры системы оказания медицинской помощи населению, внедрение инновационных технологий, организация взаимодействия с зарубежными клиническими медицинскими учреждениями, совместная разработка правовых и законодательных решений в области взаимодействия государства и бизнеса по вопросам здравоохранения. Показаны факторы, препятствующие развитию эффективного государственно-частного партнерства, и предложены возможные пути их преодоления. Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение, медицинская помощь

ON THE ISSUE OF DEVELOPMENT OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN PUBLIC HEALTH OF RUSSIA

VS. Nechaev, A.N. Prokinova, B.A. Nisan

The article considers possible directions of development of organizational technologies of.state-private partnership in public health of Russia. Such directions are emphasized as management ofoperational activities ofmedical institutions, development of infrastructure of population medical care system, implementation of innovative technologies, organization of interaction with international clinical institutions, joint development of legal and low decisions in the area of interactions oа state and business relating to public health. The factors interfering with development of effective state-private partnership are demonstrated and possible ways of overcoming are proposed. Key words: state-private partnership, public health, medical care

Система здравоохранения России нуждается в решении ряда проблем, в числе которых ограниченность источников государственных ресурсов, несбалансированность объема гарантий и объема финансирования, низкая эффективность управления, остающийся низким уровень технологического оснащения, структурные диспропорции, отсутствие целостной государственной политики реформирования отрасли . Эти и многие другие проблемы ухудшают возможности получения качественного медицинского обслуживания в рамках государственной системы здравоохранения

Анализ реформ здравоохранения в Европе показывает, что финансовое бремя расходов на здравоохранение растет Это связано с появлением новых медицинских технологий, необходимостью обновлять инфраструктуру на новом уровне, а также с постарением населения европейских стран . Для обеспечения высокотехнологического уровня оказания медицинской помощи необходимо вкладывать существенные средства в профессиональное обучение медицинского персонала, повышать эффективность управления сетью медицинских учреждений и искать инновационные способы привлечения финансовых средств для обеспечения доступности новых методов лечения Решению этих задач способствует механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) . В странах «большой семерки» в здравоохранении порядка трети из общего числа проектов - это проекты ГЧП В России такого рода проекты единичны Основная причина такого положения дел связана с отсутствием надлежащих правовых и других регуляторов государственно-частного взаимодействия [1].

Опыт европейских стран показывает, что ГЧП в здравоохранении используется достаточно широко Сфера взаимных интересов концентрируется в таких областях, как строительство объектов здравоохранения, высокие технологии, управление инфраструктурой, производство оборудования Среди общих целей повышение эффективности деятельности медицинских

учреждений, доступность трудовых ресурсов, уменьшение экономических потерь и затрат на восстановление трудового потенциала и повышение эффективности государственных расходов Все эти цели могут лечь в основу концепции стратегического развития отечественного здравоохранения . При этом в сфере российского здравоохранения с некоторой долей условности можно выделить несколько основных направлений, в которых взаимодействие бизнеса и государства может быть перспективным

♦ Управление операционной деятельностью лечебно-профилактических учреждений на основе государственного контракта Частный сектор при этом обеспечивает переход на современные методы управления в отрасли

♦ Развитие современной инфраструктуры оказания медицинской помощи позволяет частному бизнесу принимать участие в проектировании, планировании и строительстве медицинских мощностей. Частный партнер может включиться в строительство перинатальных центров, создание банков крови и диализных центров, строительство больниц скорой медицинской помощи на магистральных трассах В этом случае правовой формой ГЧП может стать концессионное соглашение [2].

♦ Переход к инновационным информационным технологиям обеспечения лечебно-диагностического процесса представляет частному партнеру возможность поставлять интегрированные 1Т-решения и оборудование «под ключ» в рамках целевых программ комплексной информатизации и оснащения медицинских центров, создавать сети «умных» клиник, развивать телемедицинские коммуникации Эта форма взаимодействия возможна на основе контракта между государством и частным партнером на 1Т-разработки .

♦ Еще одно направление - организация взаимодействия с зарубежными клиниками, приглашение зарубежных специалистов в Россию для повышения квалификации отечественного медицинского персонала Правовым механизмом может стать договор о сотруд-

В. С. Нечаев - д-р мед . наук, проф . , зав . отд . ^п52@шЬох . ги); А. Н. Прокинова - ст. науч . сотр . (anush87@yandex . ги); Б. А. Нисан - канд . мед . наук, вед . эксперт (belnisan@gmail . сот)

ничестве между государством и частным партнером . Частный сектор может принимать и системное участие в разработке необходимой законодательной базы, пилотных проектов по автономизации, корпоратизации или приватизации государственных медицинских объектов .

Одно из главных условий успешности ГЧП - взаимовыгодность и учет интересов обеих сторон партнерства Государство в рамках таких проектов может повысить эффективность здравоохранения за счет развития конкурентной среды, а сами партнерства будут способствовать созданию в России благоприятного инвестиционного климата и развитию необходимых гарантий для бизнеса российских граждан и стабильности развития здравоохранения как отрасли

ГЧП в сфере здравоохранения может способствовать достижению и таких стратегически ключевых изменений показателей, как снижение смертности от управляемых причин, повышение рождаемости, улучшение качества медицинской помощи и увеличение продолжительности жизни. Такие примеры есть в Канаде, США, Германии, Индии и ряде других стран, где институт ГЧП получил существенное развитие . Например, в Германии доля частного медицинского сектора за последние 10 лет увеличилась в 5 раз и составляет более 20% от общего числа медицинских учреждений страны . В результате на фоне снижения государственных расходов уровень развития системы здравоохранения остается высоким [3].

ГЧП способствует формированию конкурентной среды в здравоохранении, созданию равных условий для организаций здравоохранения с разными формами собственности, развитию добровольного медицинского страхования . Вместе с тем есть факторы, сдерживающие развитие ГЧП:

имеют место административно-бюрократические барьеры для участия частных организаций в выполнении государственного заказа;

нормативно-правовая база недостаточна для развития государственно-частного партнерства, в федеральном законодательстве отсутствует понятие ГЧП;

механизмы оптимального взаимодействия между участниками партнерства, включая налоговое стимулирование и законодательно установленные гарантии для инвесторов, нуждаются в существенном улучшении

В классическом понимании ГЧП заключается в привлечении частных инвестиций в государственный сектор

здравоохранения и в экономии бюджетных средств, необходимых для содержания инфраструктуры медицинских учреждений за счет реализации соответствующих инвестиционных проектов . В связи с этим повышение инвестиционной привлекательности отечественного здравоохранения является важной государственной задачей . Укрепляющаяся ресурсная база отрасли создает предпосылки для привлечения средств крупных частных инвесторов . ГЧП целесообразно развивать в сфере информационных технологий обеспечения лечебно-диагностического процесса

Организация частных предприятий по сбору и переработке медицинских отходов может стать важным и перспективным направлением развития ГЧП в здравоохранении. Еще одно направление - осуществление в регионах России пилотных проектов по ГЧП по передаче в концессию государственных клиник, созданию больничных касс и передаче федеральных целевых программ в области здравоохранения в управление частным компаниям В этой связи представляется целесообразным, чтобы федеральные органы исполнительной власти ускорили разработку проектов федеральных законов, направленных на регламентацию деятельности частнопрактикующих врачей и негосударственных медицинских организаций; на обеспечение защиты прав пациентов и страхование профессиональной ответственности медицинских работников, а так же на разработку предложений по реформе налогового законодательства, стимулирующих приток инвестиций в социальную сферу

Таким образом, ГЧП в отечественном здравоохранении располагает существенными возможностями для улучшения состояния отрасли за счет улучшения качества медицинских услуг, повышения эффективности использования ресурсов, управления медицинскими учреждениями и конкурентоспособности российской медицины

ЛИТЕРАТУРА

1. ДерябинаМ. А., Цедилин Л. И. Государственно-частное партнерство: теория и практика: Науч . докл . - М . , 2007 . - С . 26-27 .

2 . Резниченко Н. В. // Менеджер здравоохр. - 2008. - № 6 . - С . 19-

28

3 . http://www. ppp-russia . ra/analytics/40-ajrapetyan-ms-zarubezhnyj-

opyt-ispolzovaniya. html

Поступила 26 . 01.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.