Научная статья на тему 'Вопросы развития электронного правосудия в условиях цифровой экономики'

Вопросы развития электронного правосудия в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1068
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ / ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловяненко Нина Ивановна

Разработка специального правового регулирования является обязательным условием для использования электронных технологий и развития цифровой экономики в России. Электронное правосудие предоставляет гражданам и юридическим лицам право использовать информационные технологии на каждом этапе судебного процесса; гарантирует открытость и доступность информации. Электронное правосудие регулируется процессуальными и технологическими нормами. В целях развития электронного правосудия в России необходимо совершенствовать процессуальное законодательство, а также принять федеральный закон «Об электронном документе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соловяненко Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы развития электронного правосудия в условиях цифровой экономики»

УДК 340

Соловяненко Нина Ивановна

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского права.

Институт государства и права Российской академии наук igpran@igpran. ru Nina I. Solovyanenko

Candidate of Legal Sciences, Senior Research Fellow of the Business Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences igpran@igpran.ru

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

THE DEVELOPMENT OF E-JUSTICE IN THE AGE OF DIGITAL ECONOMY

Аннотация. Разработка специального правового регулирования является обязательным условием для использования электронных технологий и развития цифровой экономики в России. Электронное правосудие предоставляет гражданам и юридическим лицам право использовать информационные технологии на каждом этапе судебного процесса; гарантирует открытость и доступность информации. Электронное правосудие регулируется процессуальными и технологическими нормами. В целях развития электронного правосудия в России необходимо совершенствовать процессуальное законодательство, а также принять федеральный закон «Об электронном документе».

Ключевые слова: цифровая экономика, правовое регулирование, электронное правосудие, электронное правительство, электронный документ, процессуальное законодательство, электронная подпись, судебная система, информационные технологии.

Annotation: The development of a special legal regulation is a prerequisite for the use of electronic technologies and digital economy development in Russia. E-justice provides citizens and legal entities with the right to use information technology at every stage of the judicial procеdure; ensures transparency and availability of information. E-justice is subject to the procedural and technological standards. For the development of e-justice in Russia it is necessary to improve procedural legislation and adopt the Federal law "On electronic document".

Key words: digital economy, legal regulation, e-justice, e-government, electronic document, procedural law, electronic signature, legal system, information technology in court.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» рассматривает данные в цифровой форме в качестве ключевого фактора производства[1]. Нормативное регулирование и благоприятный правовой режим относятся к базовым предпосылкам использования электронных технологий в экономике.

Электронное правосудие принадлежит к числу специальных правовых институтов, обеспечивающих цифровой экономике современные юридические условия, что обусловлено тесной взаимосвязью социально-экономического развития государства и сферы правосудия.

Понятие «электронное правосудие» не имеет в российском праве легального определения и является дискуссионным в юридической науке. Под электронным правосудием юристы, как правило, понимают совокупность автоматизированных информационных систем и сервисов, предоставляющих средства для публикации судебных актов, ведения «электронного дела» и доступа сторон к материалам «электронного дела» [6] или деятельность судов (в том числе по разрешению экономических споров) с использованием информационно-коммуникационных технологий и систем [7].

В зарубежных странах электронное правосудие интегрировано в систему электронного правительства и считается электронной государственной услугой, оказываемой частным лицам и обществу в целом, которая позволяет сократить количество судебных дел и время их рассмотрения [8, с.241-256]. Электронное судопроизводство считается основным, а «бумажное» - исключением [8, с.246].

В Российском законодательстве понятие «электронное правосудие» предусмотрено в постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» [2]. Это комплекс правовых отношений, обеспечивающих открытость и доступность для граждан и юридических лиц информации о деятельности судов РФ, использование информационных технологий на каждом этапе судебного процесса, судебное делопроизводство и электронный документооборот, электронные доказательства [4,5].

Следует отметить, что с учетом сохраняющегося в РФ цифрового неравенства законодательство не обязывает применять по умолчанию цифровой формат документов и не отменяет «неэлектронное» судопроизводство или бумажные документы. В целях обеспечения доступности правосудия законом предусмотрено альтернативное применение документов в электронном виде или на бумаге. Электронное правосудие в РФ не отождествляется с государственной услугой.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» [3] закреплена подача документов в суды в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью; модернизированы нормы о направлении судебных извещений; предусмотрено выполнение судебного акта в форме электронного документа; а также направление судом судебного акта (копии судебного акта) в форме электронного документа.

Органы судебной власти в своей деятельности используют информационные системы, в том числе: «Судопроизводство», «Судебно-арбитражное делопроизводство», информационную систему «Мой арбитр» и т.п. Так, в арбитражный суд документы в электронном виде подаются посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда через личный кабинет - информационный ресурс, созданный в информационной системе «Мой арбитр». Процессуальные нормы, и технологические требования, имеющие нормативный характер, регулируют применение таких систем и информационное взаимодействия их участников.

Меры по развитию электронного правосудия в условиях цифровой экономики не могут ограничиваться внесением изменений в процессуальное законодательство РФ, но должны также включать совершенствование нормативной базы в сфере электронного документооборота. Программа «Цифровая экономика РФ» называет пробелы нормативной базы в числе основных причин значительного отставания в развитии российской цифровой экономики от мировых лидеров. Так, остаются неурегулированными общие вопросы правового режима электронных документов, в том числе в трансграничных правоотношениях. Для решения указанных вопросов требуется разработка и принятие федерального закона «Об электронном документе (документообороте)».

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N1632-р Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации". СЗ РФ.2017. N 32. Ст. 5138

2. СЗ РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3889.

3. СЗ РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3889.

4. Лаптев В.А. Ответственность «будущего»: правовое существо и вопрос оценки доказательств //Гражданское право. 2017. № 3. С. 32-35.

5. Лаптев В.А. Электронные доказательства в арбитражном процессе //Российская юстиция. 2017. № 2. С. 56-59.

6. Романенкова С.В. Понятие электронного правосудия, его генезис и внедрение в правоприменительную практику зарубежных стран // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 4. С. 26 - 31.

7. Электронное правосудие. Электронный документооборот: научно-практическое пособие. Под общей ред. С.Ю. Чучи. М., Проспект. 2017.

8. Joao Rosa, Claudio Teixeira, Joaquim Sousa Pinto. Risk factors in e-justice information systems // Government Information Quarterly. V. 30, Issue 3, July 2013. С.241-256. URL:http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0740624X13000385.

Literature:

1. The order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 of N 1632-p About the approval of the "Digital Economy of the Russian Federation"program. SZRussian Federation.2017. N 32. Art. 5138

2. SZ Russian Federation. 2016. No. 26 (Part I). Art. 3889.

3. SZ Russian Federation. 2016. No. 26 (Part I). Art. 3889.

4. Laptev V. A. Responsibility of "future": legal being and question of assessment of proofs//Civil law. 2017. No. 3. Page 32-35.

5. Laptev V. A. Electronic proofs in arbitration process//the Russian justice. 2017. No. 2. Page 56-59.

6. Romanenkova S.V. A concept of electronic justice, his genesis and introduction in law-enforcement practice of foreign countries/Arbitration and civil process. 2013. No. 4. Page 26 - 31.

7. Electronic justice. Electronic document flow: scientific and practical grant. Under the general editorship of S. Yu. Chuchi. M, Avenue. 2017.

8. Joao Rosa, Claudio Teixeira, Joaquim Sousa Pinto. Risk factors in e-justice information systems//Government Information Quarterly. V. 30, Issue 3, July 2013. Page 241-256. URL:http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0740624X13000385.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.