Научная статья на тему 'Вопросы разработки теоретических основ государственного регулирования национальных экономических систем в условиях глобализации'

Вопросы разработки теоретических основ государственного регулирования национальных экономических систем в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ИХ СТАБИЛЬНОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сигова Мария Викторовна

Процесс глобализации, затронувший все сферы политической, экономической и общественной жизни, за счет развития новых технологий набирает все большие обороты. В связи с этим требуются адекватные нововведения в области решения экономических проблем на государственном уровне, которые могли бы обеспечить стабильность и безопасность национальных экономических систем. Проблемы, затронутые в статье, позволяют сфокусировать внимание экономистов на тех концепциях и разработках, которые будут наиболее востребованы и бизнесом, и государственными структурами в ближайшее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF THEORETICAL BASES STATEMENT REGULATION OF NATIONAL ECONOMIC SYSTEMS IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The process of the globalization which have mentioned all of sphere of a political, economic and public life, due to development of new technologies types the increasing turns. In this connection adequate innovations in the field of the decision of economic problems at the state level which could provide stability and safety of national economic systems are required. The problems mentioned in given clause, allow to focus attention of economists to those concepts and development which will be most demanded both business and the state structures in the near future.

Текст научной работы на тему «Вопросы разработки теоретических основ государственного регулирования национальных экономических систем в условиях глобализации»

М.В. СИГОВА

ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: глобализация, национальные экономические системы, их стабильность и государственное регулирование.

Процесс глобализации, затронувший все сферы политической, экономической и общественной жизни, за счет развития новых технологий набирает все большие обороты. В связи с этим требуются адекватные нововведения в области решения экономических проблем на государственном уровне, которые могли бы обеспечить стабильность и безопасность национальных экономических систем. Проблемы, затронутые в статье, позволяют сфокусировать внимание экономистов на тех концепциях и разработках, которые будут наиболее востребованы и бизнесом, и государственными структурами в ближайшее время.

M.V. SIGOVA

QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF THEORETICAL BASES STATEMENT REGULATION OF NATIONAL ECONOMIC SYSTEMS IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The process of the globalization which have mentioned all of sphere of a political, economic and public life, due to development of new technologies types the increasing turns. In this connection adequate innovations in the field of the decision of economic problems at the state level which could provide stability and safety of national economic systems are required. The problems mentioned in given clause, allow to focus attention of economists to those concepts and development which will be most demanded both business and the state structures in the near future.

Хозяйственная глобализация периода с начала 1990-х годов и по настоящее время представляет собой далеко не простую сумму более или менее взаимосвязанных национальных хозяйств. Мировое экономическое пространство обретает новое качество - трансформируется в целостную глобальную систему, в которой национальные хозяйства становятся составными частями единого экономического организма. В результате стирается грань между внутренней и внешней средой деятельности, принципиально меняется соотношение влияния эндогенных и экзогенных факторов на траекторию развития отдельных национальных хозяйств.

При этом мировая экономика при общей тенденции к интернационализации и росту становится более нестабильной, а динамика ее развития менее предсказуемой. Появление множества дополнительных и непредсказуемых факторов, таких как международный терроризм, участившиеся природные и техногенные катастрофы, эпидемии новых видов заболеваний и другие, кардинальным образом меняет прогнозы ее развития.

Кроме того, в прошлом внешняя экономика не отрывалась от своей национальной почвы, международные экономические отношения имели межгосударственный характер и гарантировали неприкосновенность суверенитета и обеспечение экономической безопасности, в международном обмене действовал принцип взаимной выгоды.

Глобализация создает угрозу и суверенитету государства и его национальной безопасности, если ее рассматривать в аспекте деятельности ТНК, для которых территория земли равна экономическому пространству для осуществления свободного движения принадлежащих им товаров и капиталов. Известно, что основу хозяйственной глобальной системы составляет около 500 ТНК, пять из них контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, а также самолетов, электронного оборудования автомобилей и т.д.

Поддерживая идеологию экономического либерализма, выступая за свободное движение капиталов, товаров, услуг в пределах мирового экономического пространства, сами ТНК используют планирование, устанавливают цены не в результате борьбы спроса и предложения, а административным путем. Но самое глав-

ное, что в 90-е годы минувшего века произошла трансформация транснационального капитала в финансовый капитал с его отрывом от реального капитала.

На системном уровне это означает разрыв между сферой производства и сферой обращения, нарушение баланса связи между производством, обменом, распределением и потреблением. И это уже не абстрактные рассуждения, а объективная реальность, выраженная в цифрах. Так, если в 1990 г. в денежные спекуляции было направлено 600 млрд долл. США ежедневно, то в 1997 г. -более 1 трлн долл. США, что в 29-30 раз превышает стоимость продаваемых за день товаров и услуг [2].

С увеличением мощности компьютеров на рынке ценных бумаг стали доминировать вторичные ценные бумаги, объединяемые общим понятием «деривативов». Это фьючерсы, свопы, опционы и т.д. Не так давно эти ценные бумаги были своего рода страховкой для реальной экономики. Но затем, с развитием электронного рынка, торговля деривативами стала полностью автономной. В середине 90-х годов XX в. коммерческий директор «Deutsche Bank» Т. Фишер определил сложившуюся ситуацию так: «финансовый мир эмансипировался от реальной сферы» [1].Такая эмансипация выразилась в астрономических суммах: в конце XX в. общий объем рынка вторичных ценных бумаг приближался к 100 трлн долл. США, а годовой оборот финансовых трансакций достиг полквадриллиона долларов США [3].

Этому процессу есть простое обоснование: сверхприбыли финансовых спекулянтов есть результат перераспределения материального богатства в глобальном масштабе. Делает это возможным либерализация национальных экономик, лишающая государство возможности жесткого финансового контроля, регулирования валютного рынка, сохранения национального богатства.

Поэтому формирующаяся в результате глобализации новая экономическая система содержит разрушительный ген, рождающий и умножающий значение фактора асимметрии - гипертрофии фондового рынка, которая питается безразмерными кредитными ресурсами.

Национальная безопасность государства слагается из множества факторов - военных, политических, экономических, социальных, демографических. Особое значение в современных условиях имеют энергетическая и продовольственная безопасность, напрямую связанные с экономическим пространством. Экономический аспект пространства учитывался раньше и в теории, и в практике, однако экономическое пространство не являлось самостоятельным объектом научного исследования и не рассматривалось в качестве экономической категории, как это происходит в настоящее время [5].

Для выдвижения проблемы безопасности экономического пространства в рамках обеспечения национальной безопасности государства на первый план есть достаточно серьезные основания. Экономическое пространство совпадает с территорией в натуральном замкнутом хозяйстве, существующем по принципам самообеспечения, или автаркии.

В рыночной экономике экономическое пространство определяется масштабами производства и географией сбыта его продукта. Его завоевание осуществляется на основе специализации и кооперации. Такова материальная основа деятельности ТНК, для которых территория земли является экономическим пространством без национальных границ, в котором свободно перемещаются капиталы, товары, услуги. Единым и безнациональным экономическое пространство делают современные коммуникации и, потенциально, «Интернет».

Экономическое пространство превратилось в агрессивную экономическую, конкурентную среду, которая остается пока открытой для новых конкурентов. Поэтому России следует всемерно задействовать свой интеллектуальный потенци-

ал, природные ресурсы, часть сохранившейся производственной базы для соответствующей поддержки своих национальных производителей и потенциальных экспортеров. При поддержке государственного протекционизма, мягкого, скрытого, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой, отечественные предприниматели через неизбежные процессы слияний и поглощений могут перейти к завоеванию экономического пространства, или, точнее, к его отвоевыванию.

Следует отметить, что роль государства в экономике пропорциональна ресурсам, которыми оно распоряжается, будь то бюджет, природные ресурсы, права собственности. При этом российское государство продолжает освобождаться от такой обузы, как промышленные предприятия, земля, сокращает налоги и тем самым лишается возможности оказывать существенное влияние на хозяйственные процессы. Этот больной вопрос не обсуждается должным образом, хотя и является причиной скудности государственного бюджета.

Уступая экономическое пространство бизнесу, государство не должно уклоняться от выполнения присущих ему современных функций - политических, экономических, социальных. Государственное регулирование экономических процессов должно быть направлено на восстановление оптимальных пропорций между производством, обменом, распределением и потреблением. Этой цели могут служить институты прав собственности, контрактного права, конкурентного порядка и т.д., активизация которых способна уменьшить фактор неопределенности, сократить риски и угрозы экономической безопасности и бизнеса, и государства.

Объективность национально-государственных интересов и их жизненная важность для каждого гражданина дают основания для постановки проблемы значимости государственных интересов как во внутренних, так и в международных делах. Главным аргументом в пользу такого подхода является опыт стран с рыночной экономикой, где государственные интересы - это интересы всего общества, гарант стабильного развития всех слоев общества, всего населения.

Исторический опыт свидетельствует о том, что частный бизнес, предприниматели и граждане становятся тем больше заинтересованы в укреплении государства и защите его интересов, чем эффективнее развивается экономика страны, чем увереннее государство создает оптимальные условия для реализации частных интересов, для стабильности. В развитой рыночной экономике общество имеет в лице государства не только гаранта принципов свободного предпринимательства, свободы конкуренции и свободы личности в рамках национальных границ, но и устойчивую опору в мировой интеграции. Следовательно, экономическая составляющая государственных интересов приобретает доминирующее значение в передовых странах. Более того, мобилизуются все необходимые ресурсы и проводятся все меры для того, чтобы экономическая безопасность государства находилась на таком уровне, который соответствует его как внутреннему, так и международному положению.

Система интересов - это осознанная необходимая система целей для всестороннего самоосуществления территориальной общности, причем под последней понимается сообщество людей, объединяемых общественными отношениями в силу их объективных условий жизнедеятельности. Следует обратить внимание, что в этом определении основной акцент делается на народонасе-ленческий фактор социально-экономического развития, так как система интересов, будь то страны или региона невозможна без обращения особого внимания повышению уровня жизни населения.

В развитой рыночной экономике существуют, например, максимально возможные пределы дефицита бюджета, ассигнований на оборону, безработицы, экологические пределы охраны окружающей среды, пределы в распределении богатства между богатыми и бедными и т.д. Переходная экономика, подвергну-

тая очень существенной трансформации при слабом развитии инструментов и институтов рыночной экономики, обладает низкой чувствительности классических способов денежно-кредитного регулирования. Поэтому здесь нужны индикаторы - ориентиры развития, определяющие границы негативных процессов, подающие сигналы участникам рынка о возможных сферах неблагополучия, понижении общего уровня национальной безопасности.

Стратегические национальные интересы России в сфере экономики многогранны, но, суммируя, их можно представить в трех важнейших направлениях: долгосрочный устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП, повышение конкурентоспособности экономики страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; рост благосостояния, качества жизни россиян и признания их роли в мировом культурном пространстве. Более конкретно реализацию национальных интересов России в сфере экономики можно выразить следующим образом: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, т.е. обеспечивать в ближайшее десятилетие рост ВВП в пределах не менее 7-8% в год; повышение конкурентоспособности экономики не только в добывающих, но и прежде всего в обрабатывающих отраслях и увеличение в 5-6 раз доли инновационно активных предприятий; повышение благосостояния населения, что означает устойчивый рост его реальных доходов, заработной платы, опережающее увеличение пенсий и пособий; сокращение в 3-4 раза слоя бедных людей и формирование среднего сословия граждан с соответствующим уровнем платежеспособного спроса; надежность банковской системы и способность консолидированного бюджета финансировать социальные обязательства государства, поддерживать деловую активность и высокую конъюнктуру рынка, не допускать скачков в изменении курса рубля; достаточность денежной массы и кредитных ресурсов для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП; повышение в структуре внешнеторгового оборота доли экспорта продукции обрабатывающих отраслей; поддержание уровня импорта, особенно продовольствия, на безопасном уровне (примерно 25% розничного товарооборота продовольствия); независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, особенно в сфере оборонных отраслей, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения; сохранение единого экономического пространства и недопущение чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов [6].

Глобализация в финансово-экономической сфере осуществляется на основе электронных средств хранения, обработки и передачи данных. Созданные Интернет-технологии приобретают мировой масштаб.

Наряду с рядом положительных сторон у этого явления имеются и стороны, которые связаны с проблемой экономической безопасности. Идет постепенный процесс установления информационного контроля ведущих мировых держав над другими государствами, над всеми сферами их деятельности, включая политику, экономику, финансы, управляющие структуры, СМИ и др. Появление в стране высокопроизводительных электронных сетей позволит осуществлять оперативный доступ к широкому кругу информации политического, экономического, военного и другого содержания непосредственно из-за рубежа.

Наличие такой информации, ее обобщение и анализ дают возможность прогнозировать развитие ситуации в стране, а также разрабатывать конкретные меры внешнего политического и экономического давления на государство. Применение современных методов анализа позволяет выявить структурные элементы экономики, при воздействии на которые ограничивается эффективность функционирования всей системы в целом.

Кроме того, применение современных электронных информационных систем, обеспечивающих индивидуальный доступ к каждому человеку-участнику экономического процесса, может путем ежедневного воздействия изменить массовое сознание и представления целых социальных групп. Появилась возможность программирования поведения людей, формирования ложного представления о положении дел и происходящих событиях путем создания «виртуальной» реальности (в широком смысле этого термина).

Для России это имеет большое значение, поскольку наше общество в современных условиях выходит по ряду параметров за критические значения. Среди них такие, как уровень жизни, безработица, уровень смертности, потребление алкоголя и др. Внедрение современных электронных информационных систем позволяет установить контроль за финансово-экономической деятельностью каждого гражданина, предприятия и организации. Наконец, в случае нарастания международной напряженности и возможной угрозы вооруженного конфликта наиболее важная часть информационной системы управления экономикой и другими системами государства может быть выведена из строя с удаленного терминала без применения силы (в том числе с помощью «компьютерных вирусов»). В целом использование глобальных информационных сетей создает необходимые условия для реализации комплекса мер скрытного воздействия на экономику, обеспечивая при этом существенные трудности в идентификации источника угрозы и момента начала агрессивных действий.

С другой стороны, применение средств электронной автоматизации в повседневной практике экономических и финансовых структур, позволяющих осуществлять дистанционные операции, сделало возможным проведение таких акций с целью осуществления различного рода хищений, а также иных незаконных действий.

Распространение автоматизированных информационных сетей в нашей стране вызовет интенсивный рост преступности в рассматриваемой сфере, которая будет способна нанести заметный экономический ущерб не только зарубежным, но и отечественным предприятиям и организациям. Получит интенсивное развитие специальная профессия «взломщиков» компьютерных систем, в основном в финансовой области, а также в области передовых технологий. Во взаимодействии с международной преступностью они способны нанести заметный экономический ущерб нашему государству.

Негативные тенденции, сопровождающие развитие информатизации, во многом сдерживаются определенным отставанием в оснащении отечественных предприятий и организаций электронно-вычислительной техникой, современными средствами связи, а также слабой согласованностью информационных систем как с зарубежными, так и между собой. На фоне набирающего силу процесса глобализации появляется определенный резерв времени для решения указанных задач с учетом отмеченных особенностей.

Определяющая роль в числе факторов безопасности принадлежит внутреннему социально-экономическому механизму экономических методов. Таким образом, не только производственный сегмент экономической системы выпадает из пространства свободной конкуренции в той мере, в какой существует государственное регулирование. Это относится и к обмену, и к распределению, и к потреблению.

Одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию является, как известно, дерегулирование сельскохозяйственного производства. Однако в США, Канаде и Европе благоприятные климатические условия не препятствуют субсидированию сельского хозяйства в суммах, несопоставимых с расходами на эту ключевую для России отрасль с точки зрения ее экономической безопасности. В США число работающих в системе Министерства сель-

ского хозяйства уступает лишь Пентагону, но дело не в количестве, а в многообразии тех функций, которые осуществляют работники этого министерства по регулированию такой важной отрасли.

Государство в США использует мощный инструмент стабилизации экономики через систему закупки товаров и услуг для своих нужд на сумму порядка 2 трлн долл. США, т.е. является постоянным участником отношений обмена. Приведенные данные не дают полной картины институциональных особенностей современной экономической системы, но могут служить разоблачению мифа о преимуществах свободной конкурентной рыночной системы, которой давно нет в природе.

Включение в экономическую систему нерыночных институтов вызвано объективной необходимостью обеспечения ее экономической безопасности и достигалось за счет сохранения целостности системы, большей или меньшей согласованности ее структурных элементов и компонентов. Периодически возникающие после кризиса 30-х годов прошлого века спады не носили угрожающего для экономической безопасности характера, за исключением мировых кризисов 19741975 гг. и наступившего в 2001 г. кризиса, продолжающегося в настоящее время, который по многим признакам носит системный характер.

Можно утверждать, что кризис начала 70-х годов прошлого века явился прологом современного кризиса. В начале 70-х годов минувшего века произошли два события, которые наложили отпечаток на все последующие годы. Это крушение золотого стандарта в результате отказа США обменивать государствам членам МВФ бумажные доллары на золото. Массы бумажных долларов были выпущены на еврорынки, затем были выпущены еврооблигации, эмиссия которых не облагалась налогом, появились евро-коммерческие векселя с условием оплаты в евровалюте и т.д. Это был толчок к обособленному положению сферы обращения в экономической системе, которая быстро приобрела наднациональный характер. Другим важным событием начала 1970-х годов была организация международного картеля производителей и экспортеров нефти «ОПЕК» и его решение о многократном повышении цен на нефть. Оба эти фактора оказали воздействие на характер очередного циклического кризиса, который отличался сочетанием высокой безработицы с высокой инфляцией, формально противоречившим кейнсианской модели сочетания низкого уровня безработицы с дозированной инфляцией.

Для классического цикла в фазе депрессии характерны снижение цен и на этой основе рассасывание товарных излишков, кризис в 1974-1975 гг. в этом отношении не был классическим, цены держались на высоком уровне не только из-за цен на нефть, но и из-за избытка денег в обращении, связанного с крушением золотого стандарта.

Обвинения в сложившейся ситуации в адрес кейнсианского антициклического регулирования были, по меньшей мере, некорректными. Кейнс рекомендовал бумажную эмиссию в качестве денежного резерва правительства, который должен использоваться для инвестиций в производство в период спада, но с условием, что инвестиции должны пойти в реальный сектор экономики, а не на спекулятивные операции на рынках.

Двусмысленность курса на дерегулирование и либерализацию экономических отношений имеет и другой аспект - расхождение между идеологией экономического либерализма и реальной практикой государственного регулирования во всех экономически развитых странах с «рыночной экономикой».

Курс на дерегулирование в рамках рейганомики или тетчеризма был решительно продекларирован, но реализовался с большой осторожностью. На практике сохранялись кейнсианские методы воздействия на экономический цикл, например, широко известная практика регулирования ставки ссудного процента

центральным банком США - ФРС, ее повышения в период высокой конъюнктуры и снижения в период спада.

Под государственной защитой и контролем оставались важные сферы, имеющие ключевое значение для экономической безопасности страны, например, сельское хозяйство и энергетика, не говоря уже о военных, космических программах.

Только в 1996 г. законодательный орган Калифорнии принял решение об отмене государственного контроля над системой электроснабжения в пределах его юрисдикции. Предполагалось, что освобожденные от государственного контроля производители энергии вступят в благородную конкуренцию за потребителя, заработают рыночные механизмы и цены начнут падать, как это написано в учебниках «Экономикс». Согласно модели ценообразования А.Маршалла, образующийся в результате роста цен за счет превышения спроса над предложением излишек прибыли, который он назвал «квазирентой», должен быть инвестирован на прирост производственных мощностей, в результате предложение увеличится и цены снизятся.

Однако в реальной действительности оказалось, что для строительства мощных электростанций требуются миллиарды долларов инвестиций, т.е. длинных денег, тогда как дефицит электроэнергии в часы пик позволяет ее продавать по цене, в 8-10 раз превышающей затраты на ее производство. Калифорния столкнулась с практикой веерных отключений, которая произвела сильное впечатление на другие штаты, которые не торопятся воспользоваться преимуществами свободной рыночной экономики по калифорнийской модели [4].

Инвестиции в реальный сектор экономики становятся непривлекательными в сравнении с фантастической доходностью биржевых спекуляций и возможностями перевода предприятий в страны с низкими затратами на рабочую силу. Такая практика связана с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК), которая взрывает национальные экономические системы и не вписывается в традиционную экономическую теорию международного разделения труда. Новая мировая экономика, которая стала обозначаться как глобальная, не получила достойной теоретической интерпретации. Ее, естественно, нет ни в системе А.Смита, ни в системе К.Маркса, ни в системе Дж.Кейнса, которые рассматривали интернациональные процессы как национальные процессы, вышедшие из своих границ, и не придавали им того особого значения, которое они приобрели в настоящее время.

Литература

1. Мартин Г.П. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Г.П. Мартин, Х. Шуманн. М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2001. С. 82.

2. Мовсесян А. Транснациональный капитал и национальные государства / А. Мовсесян, С. Огнивцев // МЭ и МО. 2004. № 6. С. 56-57.

3. МЭ и МО. 2004. № 6. С. 57.

4. Орттинг Р. РАО ЕЭС Калифорнии / Р. Орттинг // Независимая газета. 2001. 20 января.

5. Чекмарев В.В. К теории экономического пространства / В.В. Чекмарев // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2005. № 3.

6. Экономическая безопасность: Производство. Финансы. Банки / под. ред. В.К Сенчагова. М.: Финстатинформ, 2004

СИГОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА родилась в 1981 г. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме и гостиничном бизнесе Санкт-Петербургского государственного инженерноэкономического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.