Вопросы применения закона о цифровизации воинского учета и рассуждения о соответствии принципам гражданского и конституционного права
Application of the law on the digitalization of military records and reasoning about compliance with the principles of civil and constitutional law
Кошлань Андрей Александрович
Студент 4 курса Факультет Юриспруденция Севастопольский государственный университет
Россия, Севастополь e-mail: andrew.k06@mail.ru
Koshlan Andrew Aleksandrovich
Student 4 term Faculty of Jurisprudence Sevastopol State University Russia, Sevastopol e-mail: andrew.k06@mail.ru
Аннотация.
Статья посвящена проблемам правоприменения новеллы отечественного права - закона о цифровизации воинского учета. В работе рассматриваются и анализируются различные трудности с осуществлением предписаний ФЗ от 14.04.2023 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», соотнесение данных положений с принципами гражданского и конституционного права. Также в работе ставятся открытые вопросы и предположения о будущей конкретизации данной новеллы. Приводится анализ положений через принципы национальной правовой системы.
Annotation.
The article is devoted to the problems of law enforcement of the novelty of domestic law - the law on digitalization of military registration. In work various difficulties with implementation of regulations of the Federal Law from 14.04.2023 127-FL "About modification of separate legal acts of the Russian Federation" are considered and analyzed, correlation of the given regulations to principles of civil and constitutional law. Also the work raises open questions and assumptions about the future specification of this novelty. The analysis of the provisions through the principles of the national legal system is given.
Ключевые слова: Принципы права, гражданское право, закон о цифровизации воинского учета, электронные повестки, принцип внесения.
Key words: Principles of law, civil law, law on the digitalization of military records, electronic summons, the principle of inclusion.
Любой студент юридического института, изучив основной курс конституционного права и начиная изучать общую часть других отраслей права, содержащее в себе основные принципы отрасли, уже имеет, или по крайней мере, должен иметь представление о значении принципов в системе права.
Тем паче, законодатели, правоприменители и правоохранители обязаны знать и учитывать, в ходе своей государственной деятельности, в силу своего положения в государстве и вытекающих последствий от их решений, что основополагающие принципы, установленные в конституции и в общих частях кодексов различных отраслей, составляют незыблемый фундамент всего права, на котором возвышается сама постройка -нормативно-правовые акты, институты права, подотрасли, отрасли, множество других элементов права, включая судебную практику, толкование и проч., и проч., составляющие собой целую систему права - некий единый системный механизм, содержащий в себе регулирование всевозможных сфер общества.
Это бессчётное количество норм и практик, которые без основы - принципов права, представляют из себя страшную бурю, сметающую все права граждан на своем пути без разбора. Не имея под собой оснований -
т.н. фундамента в виде реальных принципов (т.е. принципов которые обязательны при разработке и «внедрении» в систему права различных норм), право превращается в «неправо».
В исследовании будет рассмотрен ФЗ от 14.04.2023 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], известный под народным названием, как «закон о цифровизации воинского учета» или же «электронных повестках» (далее в тексте - закон о цифровизации воинского учета), и его соотношение с принципами Конституции РФ (поскольку любое нововведение неизбежно следует начинать изучать в соотношении с конституционными принципами) и принципами гражданского права.
Следует внести небольшую ремарку перед тем как приступить к дальнейшему анализу, здесь будут опущены вопросы различных нарушений процедуры принятия данного законопроекта, которые могут составить отдельную статью - это вопросы большего масштаба и требуют отдельного рассмотрения.
Под принципами любой отрасли права считается понимать основные начала, руководящие идеи, согласно которым осуществляется правовое регулирование общественных отношений в той или иной сфере права. Они бывают разного рода, есть принципы пронизывающие всю систему права (такие принципы содержатся в Конституции Российской Федерации и называются конституционными принципами), например, приоритет прав и свобод человека и гражданина (Гл. 2 Конституции РФ) [1]; равенство перед законом и судом (ст.19); неприкосновенность частной жизни (ст. 23) и прочие основные права и свободы.
Помимо конституционных принципов существуют специальные - отраслевые, т.е. это те принципы, которые применимы только к определенной отрасли права, например, некоторые специальные принципы применимые к гражданскому праву нельзя применять к уголовному или административному праву, не будем заострять на этом внимание. Одним словом, принципы права отражают сущность правового регулирования отношений и их специфику.
Следовательно, развивая первую часть статьи, одними из основных функций принципов права можно выделить следующее:
1. на их основе строится все правовое регулирование общественных отношений в данной отрасли права;
2. принципы позволяют толковать нормы права, а также подлежат применению в случае обнаружения «пробелов» в законодательном регулировании;
3. в строгом соблюдении принципов, осуществляется законотворческая деятельность (создаются и утверждаются законы и нормативно-правовые акты).
В российском праве основные принципы гражданского законодательства содержатся в ст. 1 Гражданского Кодекса (далее - ГК РФ) и именуются, как «Основные начала гражданского законодательства». Любые новеллы, затрагивающие предмет правового регулирования и положения участников гражданского оборота, особенно в части прав и свобод последних, следует рассматривать в жесткой связке с Конституцией РФ, как главного юридического акта государства, обладающего прямым действием на всей территории и высшим положением в иерархии нормативно-правовых актов (далее - НПА).
Следовательно, перед непосредственным исследованием специальных принципов гражданского права необходимо проанализировать конституционные принципы в их прямом толковании.
В правовом государстве, коим является Российская Федерация согласно Конституции, основополагающим началом деятельности органов законодательной власти выступает идея приоритета прав и свобод человека. Провозгласив человека, его права и свободы высшей ценностью, ст. 2 Конституции РФ закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции, в РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
национальной Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и, как указывается в ч. 2 ст. 17 Конституции, принадлежат каждому от рождения.
Далее, согласно норме-декларации ч. 2 ст. 55, в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Предметом многочисленных споров отечественных правоведов составляет положение нормы ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, вступающая в прямой конфликт с нормами-декларациями, приведенными выше, которая провозглашает следующее: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». С этой точки зрения общество рассматривается в двух плоскостях, с одной стороны это интересы, права и обязанности индивида, с другой интересы общества в целом (народа). В первом случае имеется в виду совокупность прав и обязанностей, гарантированные законом, в том числе Конституцией РФ, касающиеся частной жизни человека (в основном это предмет регулирования частного права), во втором же случае имеет значение общее благо всего народа, как целостного механизма, состоящее из совокупности индивидов, обладающих частными правами и свободами. Зачастую эти две плоскости сталкиваются с коллизией -приходится выбирать баланс прав, дабы права частные не ущемляли прав общественных, соблюдая концепцию общего блага.
В процессе реализации основных прав сталкиваются различные интересы: субъектов этих прав, других лиц, также обладающих основными правами, общества в целом. В силу этого определение пределов основных прав, условий их реализации и порядка разрешения возможного конфликта интересов - объективная потребность нормального функционирования общества, с одной стороны, и свободы личности - с другой. В данном контексте существенное значение в качестве конституционного критерия соотношения этих интересов имеет норма ч. 3 ст. 17 Конституции: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», адресованная законодателю, органам правоприменения и самим обладателям прав и свобод.
Действующая Конституция установила универсальный в смысле распространения на законодательную, исполнительную и судебную власть принцип, приведенный выше (ч. 3 ст. 55). Постатейный комментарий Конституции РФ под ред. В.Д Зорькина и Л.В. Лазарева приводит интересное умозаключение, процитирую его полностью: «Конституция предусматривает не умаление и отрицание прав и свобод, а именно их ограничение, т.е. законное определение конкретных границ, пределов их осуществления. Ограничения не могут посягать на само существо права. В противном случае это будет не ограничение, а умаление, уничтожение прав и свобод, что несовместимо с достоинством человека как правового существа. Ограничения должны устанавливаться законодателем не произвольно, а на основе Конституции, заложенных в ней принципов справедливости, равенства и соразмерности. Без выполнения этих условий верховенство права невозможно» [6].
Таким образом, любая отмена либо умаление прав человека должно апеллировать к конституционным положениям и сообразности такой отмены или умаления прав, иначе это законотворческий произвол и деградация права.
Перейдем к проблеме осуществления ограничений, предусмотренных новеллой закона о цифровизации воинского учета. С вступления в силу данного закона, электронные версии повесток юридически приравнены к бумажным, то есть такое уведомление на «Госуслугах» будет считаться полноценным документом, обладающим юридической силой - приравненной к традиционной повестке. Кроме того, повестка в военкомат, отправляемая
по почте России, считается врученной под расписку в дату доставки, если имеется уведомление о вручении заказного письма.
Военнообязанному следует прийти в военкомат в течение 20 дней с даты получения уведомления на «Госуслугах» (электронные повестки на Госуслугах считаются полученными с того момента, как документ оказался в личном кабинете военнообязанного гражданина) либо в бумажной форме, иначе он подвергнется жестким ограничительным мерам. Также следует обратить внимание, если уведомление из военкомата, будь то письменное или электронное на Госуслугах, не было вручено военнообязанному, оно становится врученным автоматически спустя семь дней с момента размещения в Реестре повесток.
Первое нестандартное ограничение, связанное с обеспечением явки военнообязанного в военный комиссариат - запрет на управление транспортными средствами, фактически лицо лишается этого права «автоматически», по истечении 20 дней после вручении повестки: «в отношении физического лица право на управление транспортными средствами ограничивается до формирования в Едином реестре сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете» (ст. 1 N 127-ФЗ 14.04.2023 г.), т.е. до исполнения обязанности явиться по повестке в военный комиссариат.
Далее, ст. 2 этого же закона предусматривает еще одно ограничение - запрет военнообязанных на выезд из РФ, которое по сути является не новым и широко применялось еще до введения закона [5], на основании ч. 2 ст. 21 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [2].
Далее, в статье 7.1. «Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата», рассматриваемого ФЗ (т.н. закона о цифровизации воинского учета) предусмотрены многочисленные ограничения в правах в случае неявки без уважительной причины гражданина, состоящего на воинском учете, по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, среди которых:
а) запрет на государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
б) запрет на постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
в) приостановка на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
г) ограничение на пользование гражданином правом на управление транспортными средствами;
д) запрет на государственную регистрацию транспортных средств;
е) отказ в заключении кредитного договора, договора займа.
Данные ограничения являются существенными ущемлениями лица в его правах, по сути умаляющие его права. Примечательно, что такие ограничения устанавливаются не по решению суда, а осуществляются автоматически, путем формирования в Реестре воинского учета в автоматическом режиме и подписывания электронной подписью военного комиссара, после чего направляется гражданину и органам, в чьи полномочия входят регулирование сфер, на которые наложены «временные ограничения», это:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;
3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
4) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
А также, отображается в Реестре воинского учета (ч. 5 ст. 7.1 настоящего ФЗ). По сути, сразу же, технически и юридически парализуя такое лицо в ряде его прав.
Возникают вопросы, связанные с осуществлением ряда ограничений, налагаемых в вышеперечисленных случаях, уделим внимание аспектам приостановки права в распоряжении недвижимым имуществом. П. «в» ч. 4 ст. 3 рассматриваемого закона (ФЗ от 14.04.2023 № 127) гласит, что в случае неявки без уважительной причины по истечении 20 дней со дня вручения повестки влечет за собой «приостановку на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав...». Соответственно, такой гражданин ни купить, ни продать свою недвижимость попросту не сможет.
При купле-продаже у собственника (военнообязанного, на которого наложили санкции) все более-менее ясно, как известно, правоустанавливающим фактором перехода такого недвижимого имущества будет являться запись в ЕГРН, так называемый принцип «внесения» в гражданском праве в соответствии с ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О государственной регистрации недвижимости" (далее - N 218-ФЗ). Следовательно, компетентный орган, имея доступ к цифровому реестру военнообязанных откажет такому гражданину в регистрации перехода прав собственности.
Если с куплей-продажей все ясно, то вопросы, связанные с переходом права на недвижимый объект, посредством принятия наследства или составлением завещания таким лицом (с ограниченным правом) ставят в затруднительное положение.
В российском праве в отношении института завещания действует заявительный принцип регистрации недвижимого имущества, это означает, что, получив у нотариуса завещание, важно закрепить право на недвижимое имущество в Росреестре, чтобы стать титульным собственником, соответственно возникает проблема, как быть, если наследник будучи военнообязанным, в момент принятия наследства после смерти наследодателя (будь то по завещанию или по закону) находится под ограничением на распоряжение имуществом. Исходя из новеллы (ФЗ от 14.04.2023 № 127) право на завещаемую недвижимость будет «заморожена» до снятия ограничения? Или на получение права на наследство такое ограничение распространятся не будет? Становится очевидным грубые нарушения принципов гражданского права - принципов института завещания при первом исходе.
Еще один проблемный вопрос - проблема отчуждения недвижимости, например, квартиры, находящейся в общей собственности супругов, записанной на супруга-военнообязанного с ограничением на распоряжение такой недвижимостью. При такой ситуации, на каком основании будет ограничена супруга в ее воле продать такую квартиру при условии согласия обоих супругов? Поскольку такая недвижимость является общей собственностью супругов (ст. 256 ГК РФ), а один из них ограничен в таком праве, как будет урегулирована данная ситуация? Исходя из смысла, рассматриваемого ФЗ, ограничение в продаже будет существенным умалением прав супруги, на которую анализируемый закон даже не распространяется.
Соответственно, такие существенные ограничения участников гражданского оборота в правах должны осуществляться, как минимум, только по решению суда, а не по факту внесения в реестр и проставления подписи военного комиссара.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.06.2023);
2. Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26.02.1997 N 31-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета N 45, 05.03.97 /Собрание законодательства Российской Федерации N 9, 03.03.97, ст. 1014;
3. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14.04.2023 № 127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 16, 17.04.2023, ст. 2764;
4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О государственной регистрации недвижимости" // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2015, Российская газета, N 156, 17.07.2015 / Собрание законодательства Российской Федерации, N 29, 20.07.2015, ст. 4344;
5. «Володин напомнил о запрете на выезд для военнообязанных» // Российский интернет-журнал «РБК» rbc.ru, [Электронный доступ]. - URL:
https://www.rbc.ru/politics/29/09/2022/633529b29a79475abcc84a11 (дата обращения: 22.04.2023);
6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. - М., 2009. - С. 11.