Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ ТРУДНОДОСТУПНЫХ РАЙОНОВ СЕВЕРА'

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ ТРУДНОДОСТУПНЫХ РАЙОНОВ СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Стельмах Андрей Ильич

Статья посвящена проблеме необходимости применения нестандартных (в т.ч. редких на сегодняшний день) транспортных средств и их развития. Обоснована важность применения рассматриваемых транспортных средств. Рассмотрено состояние развития соответствующей техники и технологий на сегодняшний день. Сформулированы проблемы, которые необходимо решить специалистам для возможности успешного применения рассматриваемых транспортных средств в условиях построения национальной логистической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF THE USE OF NON-STANDARD VEHICLES IN DIFFICULT-TO-REACH AREAS OF THE NORTH

The article is devoted to the problem of necessity using and evolution of nonstandard and rare vehicles. The importance of using these vehicles was proved. The current state of the development of appropriate equipment and technologies was considered. In the article were formularized problems which necessary to solve by professionals for successful using mentioned transport in process of formation national logistic system.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ ТРУДНОДОСТУПНЫХ РАЙОНОВ СЕВЕРА»

Стельмах Андрей Ильич

магистр, кафедра логистики, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, г. Москва stelmakhandr@gmail.com

Stelmakh A.I.

Master of Science, Department of Logistics, State University of Management, Moscow, Russia stelmakhandr@gmail.com

Вопросы применения нестандартных транспортных средств в условиях труднодоступных районов Севера

Аннотация

Статья посвящена проблеме необходимости применения нестандартных (в т.ч. редких на сегодняшний день) транспортных средств и их развития. Обоснована важность применения рассматриваемых транспортных средств. Рассмотрено состояние развития соответствующей техники и технологий на сегодняшний день. Сформулированы проблемы, которые необходимо решить специалистам для возможности успешного применения рассматриваемых транспортных средств в условиях построения национальной логистической системы.

Ключевые слова:

грузоперевозки, труднодоступные регионы, транспортная инфраструктура, альтернативные виды транспорта, беспилотные летательные аппараты, гужевой транспорт

Questions of the use of non-standard vehicles in difficult-to-reach areas of the North

Abstract

The article is devoted to the problem of necessity using and evolution of nonstandard and rare vehicles. The importance of using these vehicles was proved. The current state of the development of appropriate equipment and technologies was considered. In the article were formularized problems which necessary to solve by professionals for successful using mentioned transport in process of formation national logistic system.

Keywords

cargo service, inaccessible areas, transport infrastructure, alternative types of transport, UAV, animal-drawn transport

Актуальность вопросов применения альтернативных видов транспорта является несомненной по нескольким причинам, в числе которых проблема сохранения окружающей среды, рационального использования невозобновляемых

природных ресурсов, труднодоступность некоторых регионов и др.

Существует несколько критериев труднодоступности регионов:

1. Отдалённость региона;

2. Неблагоприятные погодные условия;

3. Неразвитость транспортной инфраструктуры;

4. Этнические проблемы и проблемы сепаратизма;

5. Кризисность, депрессивность регионального развития [12,13].

© А.И. Стельмах, 2017

Проблемы отдалённости региона и неразвитости его транспортной

инфраструктуры при грузоперевозках можно частично решить при применении нестандартных транспортных средств.

Подвесная железная дорога, струнная дорога, автомобили-амфибии (в т.ч. автобусы-амфибии), канатные дороги, уличные лифты и траволаторы, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) (квадрокоптеры и дирижабли), гужевой и вьючный транспорт, а так же многие другие малораспространённые транспортные средства находят области своего применения в грузовых и пассажирских перевозках. Причинами применения таких нестандартных транспортных средств (ТС) для перевозок в труднодоступных регионах со слаборазвитой транспортной инфраструктурой и отдалённых регионах являются:

- экономическая целесообразность;

- невозможность использования стандартных ТС;

- экспериментальное применение и

др.

Существует мнение, что районы Крайнего Севера непригодны для постоянного проживания людей, потому что человеческий организм не приспособлен для проживания в таких тяжёлых условиях, в связи с чем добыча полезных ископаемых и другие работы должны проводиться только вахтовым методом, а широкомасштабное развитие инфраструктуры, в том числе транспортной, - нецелесообразно. Исходя из этого, использование нестандартных (редких) ТС таких как транспортные дроны (квадрокоптеры) и дирижабли,

представляется весьма целесообразным, так как применение этих видов транспорта не вынуждает строить сложные

инфраструктурные объекты.

До изобретения и распространения паровых, бензиновых и других двигателей, основным средством передвижения являлся гужевой транспорт (или вьючный). Гужевая повозка - это сани, кабриолеты, повозки, катафалки, кареты, двуколки, детские коляски, тележки, фургоны, фаэтоны, движение которых обеспечивают тягловые животные - лошади, ослы, верблюды, ездовые собаки, слоны и т.д. Такой транспорт и сейчас имеет место в некоторых регионах страны. Но сейчас зачастую он используется, например, народами Крайнего Севера потому, что является традиционным. Так, в тундре живут народы, которые ведут тот же образ жизни, занимаются теми же промыслами, что и их далёкие предки, обеспечивая себя и свои семьи на основе ведения натурального хозяйства, оленеводства, ведя кочевой образ жизни. Для них гужевой транспорт необходим, так как ничего более подходящего в условиях сохранения самобытности их образа жизни и

неразвитости транспортной инфраструктуры просто не существует [1]. Для остальных же случаев гужевой транспорт не очень подходит под современные реалии и обладает рядом минусов:

- малая мощность;

- низкая маневренность;

- ограниченная скорость;

- большие габариты;

- проблемы со стоянкой - поиском места, парковкой и ожиданием хозяина в течение нескольких часов;

- отсутствие комфорта - шум, тряска, слабая защита от атмосферных явлений (ветра, осадков, перемены температуры);

- перемещение возможно только на небольшие расстояния;

- обязательно наличие спецпомещения для содержания животного, повозки, кормов с учетом летнего и зимнего периода;

- сравнительно небольшая грузоподъемность;

- необходимо ежедневное и умелое обслуживание [6,7].

Гораздо более актуальным является вопрос применения в условиях труднодоступных местностей беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), таких как, например, квадрокоптеры и дирижабли.

Дирижабль - летательный аппарат легче воздуха, снабженный двигателем и системой управления движением. Жесткий дирижабль, или цеппелин, имеет внутреннюю раму из распорок, на которой закреплена оболочка из ткани или алюминиевого сплава. Подъемную силу обеспечивает газ легче воздуха (в наши дни это гелий). Нежесткие или малые дирижабли не имеют внутренней рамы. Их форма поддерживается за счет давления содержащегося внутри газа. Полужесткий дирижабль имеет жесткий или сборный

киль, который придает жесткость оболочке [8].

Дирижабли появились в конце XIX -начале XX века. Наибольший расцвет их пришёлся на 30-е годы двадцатого столетия. Тогда газом, наполняющим объём дирижаблей, являлся водород. И хотя в то время существовало множество интересных проектов, связанных с применением дирижаблей для снабжения северных районов земного шара продовольствием, техникой и другими грузами, но применение водорода в качестве газа, оказывающего подъёмную силу, было небезопасным. Произошёл ряд катастроф, в ходе которых происходили взрывы водорода и гибель как дирижабля, так и его экипажа и пассажиров. В связи с этим перспективные проекты были отложены, к тому же в тот же период существенный рывок в развитии произвела тяжелая авиация, появились вертолёты, что способствовало затуханию развития дирижаблестроения и на долгое время «поставило крест» на развитии этого вида транспорта как грузового. Но сегодня благодаря применению в дирижаблях инертного безопасного газа - гелия, и по причине поиска мировым сообществом способов сохранения экологии и защиты окружающей среды от губительного воздействия, в том числе со стороны транспорта, у цеппелинов есть вполне реальная возможность выйти на новый уровень развития и вернуться в своём жизненном цикле на стадию роста.

Ещё в советское время, в семидесятых годах XX века, Академией Наук СССР была выявлена возможность применения дирижаблей в осуществлении различных видов хозяйственной

деятельности в труднодоступных районах и в том числе в условиях Крайнего Севера. По сей день актуальна возможность применения «небесных тихоходов» в добывающей, лесной, нефтегазовой и энергетической промышленности,

строительстве. Посредством применения дирижаблей может выполняться доставка таких грузов, как буровое оборудование, турбины и комплектующие, трубы для прокладки трубопроводов, перевозка леса и пиломатериалов, а также могут выполняться задачи мониторинга с воздуха, обслуживания объектов и строек в качестве подъёмных кранов. Возможность применения дирижаблей во всех этих вопросах обусловлена отсутствием необходимости в создании сложной инфраструктуры для осуществления полётов [3]. Кроме того, эффективность работы дирижаблей является

феноменальной по сравнению с полётами тяжелых грузовых самолётов и вертолётов, которые могут поднимать максимальный вес до 250 тонн и 110 тонн соответственно, в то время как грузоподъёмность дирижаблей практически не ограничена. Уже существуют дирижабли с грузоподъёмностью около 500 тонн.

Для сравнения эффективности можно рассмотреть пример сопоставления данных о вертолёте Ми-8, который является одним из основных транспортных средств, обслуживающих сферу грузоперевозок на русском севере, с дирижаблем МД-900, грузоподъёмность которых одинакова. Скорость вертолёта отличается на 100 километров в час в его пользу, но стоимость лётного часа дирижабля в 17 раз ниже стоимости лётного часа Ми-8: 200 долларов против 3500 (по состоянию на 2013 год). В 2006 году при перелёте из Лондона в Дубай крупнейший дирижабль расходовал 30 литров топлива на час пути при скорости около 80 км/ч. За неделю полёта было израсходовано дирижаблем столько топлива, сколько расходуется на один только выезд Boeing-767 из ангара на взлётно-посадочную полосу.

Если достаточно трудной проблемой для развития дирижаблей в качестве грузового транспорта является малый объём производства данных транспортных

средств в мире, то для квадрокоптеров, о которых упоминалось ранее, проблема заключается в другом. Квадрокоптеры достаточно широко распространены в мире, объёмы производства растут, на рынок выходят новые компании, но по-настоящему грузовых дронов пока не существует [2]. Да, квадрокоптер может поднимать в небо груз, но его масса будет достаточно мала, составляет она, в среднем, 6-7 килограммов [5]. И если для курьерских отправлений таких показателей достаточно, то для серьёзных крупных грузоперевозок -явно нет. Также существенной проблемой квадрокоптеров является малый запас хода, что обусловлено малой ёмкостью аккумуляторов; схожая проблема существует и у электросамолётов. Суть этой проблемы кроется в том, что технически трудно создать батарею большой ёмкости, обеспечивающую максимальное время полёта летательному аппарату, сохранив при этом её малый вес.

В качестве концептов уже сейчас выпущены и квадрокоптеры-беспилотники, которые смогут перевозить людей, то есть выполнять роль такси. Не первый год существует информация о том, что для обслуживания труднодоступных регионов (доставки почты) Почта России хочет приобрести квадрокоптеры-беспилотники [11]. Пробные отправки посылок таким способом должны были быть произведены весной 2017 года, но точной информации пока нет.

Стоит отметить, что пока квадрокоптеры могут поднимать в воздух груз массой лишь около 10 килограммов, использование их на почтовой службе не может быть целесообразным из-за высокой стоимости доставок. Доставка будет иметь смысл лишь при перевозке дорогостоящих грузов. Но Почта России заинтересована именно в перевозке обычных посылок, поэтому остаётся только ждать появления квадрокоптеров, которые смогут нести на себе порядка 300 килограммов груза на

достаточно большие расстояния. Глядя на развитие данной техники, можно с большой долей вероятности предположить, что такие возможности у квадрокоптеров появятся в ближайшие несколько лет.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что для каждого из описанных транспортных средств существует своя собственная линия применения в труднодоступных регионах Крайнего Севера. Гужевой транспорт применяется коренными народами в условиях отсутствия транспортной инфраструктуры, что важно не только с экономической точки зрения, но и культурной - сохраняет культуру и обычаи народов России. Дирижабли способны перевозить крупногабаритные и

тяжеловесные грузы на большие расстояния с наименьшим уроном окружающей среде и финансовыми затратами, но остро стоит вопрос развития дирижаблестроения, так как в России данный сектор очень слаб и на данный момент функционируют лишь два предприятия. Квадрокоптеры быстро развиваются, и с большой долей вероятности можно предположить, что в скором времени смогут обслуживать северные регионы, доставляя не только почту, но и другие грузы, для чего необходимо развитие технологий и поиск возможностей увеличения запаса хода квадрокоптеров и их грузоподъёмности [10]. Также весьма большой проблемой для беспилотников является отсутствие правового регулирования их полётов и использования [4], но Минтранс до конца 2017 года намерен урегулировать применение беспилотных авиасистем на территории России.

Также хочется отметить

необходимость проявления заинтересованности государства в данном вопросе, которая обусловлена ролью государства в развитии национальной логистики [9]. Применение и развитие рассмотренных в данной статье транспортных средств может

внести вклад не только в развитие транспортной отрасли отдельных регионов, но и в социально-экономическое развитие всей страны, при условии применения комплексного подхода к построению и развитию национальной логистической системы, которая необходима для рационального управления потоковыми процессами в экономике.

Литература

1. Болонев Ф.Ф. Транспортные средства для переноски и перевозки тяжестей по суше у русского населения Сибири (XIX-XX века) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2013. - №7. - С.281-291.

2. Бужинский Е.П. Приоритеты развития беспилотников: от военного дела к экономике // Индекс безопасности. -2014. - №2 (109). - С.109-118.

3. Голубчиков. С., Коршунов Д. Дирижабли для российского севера // Энергия: экономика, техника, экология. - 2008. - №6. - С.48-56.

4. Гришина Ю.С. Дроны на службе миру // Робототехника и системный анализ. - Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2015. -С. 80-85.

5. Грузоподъемность квадрокоптера // RC-like.ru URL: https://rc-like.ru/gruzopodemnost-kvadrokoptera (дата обращения: 28.03.2017).

6. Гужевой транспорт // Сельскохозяйственная энциклопедия. Т. 1 (А - Е)/ Ред. коллегия: П. П. Лобанов (глав ред) [и др.]. Издание третье, переработанное - М., Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1949, С. 620.

7. Гужевой транспорт в современной России // Экоэнергия URL: http://ekoenergia.ru/ecotransport/guzhe voj-transport.html (дата обращения: 24.03.2017).

8. Дирижабль // Научно-технический энциклопедический словарь. URL:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/1444 (дата обращения: 24.03.2017).

9. Ермаков И.А, Петухов Д.В Постановка проблемы развития национальной логистической системы // Логистика. -2014. - №11 (96). - С. 56-59.

10. Зулькарнаев В.У., Камалова В.Р. Практическое применение беспилотных летательных аппаратов в современном мире // Инновации в науке. 2016. - №56-2. - С.23-27.

11. «Почта России» доставит в окно // Газета. Ru URL: https://www.gazeta.ru/tech/2016/12/19 _a_10436849.shtml (дата обращения: 28.03.2017).

12. Стельмах А.И. Беспилотные летательные аппараты в развитии транспортной инфраструктуры. // Материалы 21-й МНПК "Актуальные проблемы управления - 2016". - М.: Издательский дом ГУУ, 2016.

13. Стельмах А.И. Классификация труднодоступности регионов и возникающие в связи с наличием различных классов труднодоступности логистические задачи // Евразийский союз ученых. - 2016. - №6-1 (27). - С. 77-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.