УДК 625.1
М. М. Мирахмедов, С. К. Досметов
ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИДИК В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ
Дата поступления: 25.06.17 Решение о публикации: 21.11.17
Аннотация
Цель: Рассмотрение вопросов применения международных стандартов ФИДИК в железнодорожных инвестиционно-строительных проектах с учетом перспектив расширения объемов долевого участия иностранных инвестиций в реализации крупных железнодорожных проектов Узбекистана. Методы: Использован эвристический метод экспертной оценки для анализа в условиях неопределенности ситуации в железнодорожном строительстве и разработки решений при отсутствии количественной оценки критериев. Результаты: Получено ранжирование проблем внедрения стандартов ФИДИК, позволяющее определить перечень первоочередных задач по расширению масштабов долевого участия иностранных инвестиций, подрядчиков и поставщиков, рассмотрено повышение международного опыта реализации железнодорожных инвестиционно-строительных проектов в Узбекистане и за рубежом силами узбекских специалистов в содружестве с иностранными коллегами. Практическая значимость: Вопросы применения международных стандартов ФИДИК актуальны на практике оформления международных контрактов по строительству. Эти вопросы диктуются требованиями международных финансовых институтов и арбитражных инстанций, влияют на степень доверия иностранных партнеров к железнодорожной отрасли Узбекистана при заключении инвестиционно-строительных контрактов.
Ключевые слова: Железнодорожное строительство, инвестиционно-строительные проекты, международные стандарты ФИДИК, проблемы внедрения, консалтинг.
Makhamadzhon M. Mirakhmedov, D. Eng. Sci., professor, [email protected]; * Sultan K. Dosmetov, Cand. Eng. Sci., professor, [email protected] (Tashkent Institute of Railway Transport engineers) APPLICATION ISSUES Of FIDIC INTERNATIONAL STANDARDS IN RAILWAY INVESTMENT-CONSTRUCTION PROJECTS
Summary
Objective: Review of FIDIC international standards application in railway investment-construction projects taking into account the prospects for expanding the volume of equity participation of foreign investments in major rail projects of Uzbekistan. Methods: Heuristic method of expert evaluation for analysis under situation uncertainty in railway construction and decision development in the absence of quantitative criteria assessment is used. Results: Ranking of FIDIC standards implementation problems allowing to indicate a list of priorities for increasing equity participation of foreign investments, contractors and suppliers was obtained, improving international experience of realizing railway investment-construction projects in Uzbekistan and abroad by Uzbek specialists in collaboration with foreign colleagues was considered. Practical importanse: Application of international FIDIC standards are relevant in practice of forming international construction contracts. These issues are dictated by requirements of international financial institutions and arbitration courts. They influence on confidence of foreign partners to railway industry of Uzbekistan at conclusion of investment-construction contracts.
Keywords: Railway construction, investment-construction projects, FIDIC international standards, implementation, consulting.
Железнодорожная отрасль Узбекистана продолжает свое весомое участие в широкомасштабных экономических преобразованиях и реформах в республике, продолжает свою активную деятельность по реализации новых инвестиционно-строительных проектов, по модернизации и техническому перевооружению объектов инфраструктуры отрасли. За годы независимости в республике построены новые скоростные и высокоскоростные железнодорожные линии, завершена электрификация основных магистральных линий. Эта работа продолжается и сегодня.
Расширение объемов долевого участия иностранных инвестиций в реализации крупных железнодорожных проектов, рост экспортного потенциала ряда отраслей и надежности бизнес-среды в республике для местных и зарубежных предпринимателей, государственные гарантии для иностранных инвесторов и местных предпринимателей с выходом на мировые рынки - это далеко не полный перечень причин, по которым сегодня значительно вырос масштаб внедрения в республике в целом и в железнодорожной отрасли в частности стандартов и процедур Международной Федерации инженеров-консультантов ФИДИК (FIDIC - Federation Internationale des Ingenieurs Conseils). ФИДИК образована в 1913 г., штаб-квартира всемирной федерации расположена в г. Женева (Швейцария). ФИ-ДИК объединяет национальные ассоциации более 80 стран, представляет интересы свыше 40 тыс. фирм и более миллиона профессиональных консультантов. Общая ежегодная стоимость услуг консультантов ФИДИК составляет около 300 млрд долл. Стратегической целью деятельности ФИДИК является представление международного сообщества организаций, обеспечивающих единые проектные, технологические, управленческие и интеллектуальные услуги в сфере строительства. Соблюдение стандартов и процедур ФИДИК, получивших за более 100-летний период всеобщее международное признание, требуется всем субъектам международных финансовых институтов (МФИ), в том числе Азиатскому
Банку Развития (АБР), Всемирному Банку, Европейскому Банку реконструкции и развития (ЕБРР), Японскому Агенству международного сотрудничества (ЛСА) и другим фондам, сотрудничающим с Республикой Узбекистан (РУз). Для оценки масштабов и особенностей внедрения стандартов ФИДИК в инвестиционно-строительные внутренние и зарубежные проекты АО «Узбекистон темир йуллари» (АО УТЙ) рассмотрим следующие завершенные и строящиеся объекты:
1) строительство новой железнодорожной линии Тошгузар-Кумкурган, 2005-2008;
2) электрификация железнодорожной линии Тукимачи-Ангрен, 2005-2008;
3) строительство железнодорожной линии Хайратон-Мазари-Шариф, 2010-2011;
4) электрификация железнодорожной линии Ташкент-Самарканд, 2011-2013;
5) электрификация железнодорожной линии Мароканд-Карши, 2012-2015;
6) электрификация железнодорожной линии Карши-Термез, 2012-2017;
7) строительство новой железнодорожной линии Ангрен-Пап, 2014-2016;
8) электрификация железнодорожной линии Самарканд-Бухара, 2015-2017;
9) строительство новой железнодорожной линии Бухара-Мискен, 2016-2018;
10) электрификация железнодорожной линии Пап-Наманган - Андижан, 2017-2019.
В перечисленных объектах (см. номера объектов) участвуют иностранные подрядчики и поставщики: 1 - строительство и монтаж оборудования пяти металлических мостов, Япония; 3 - строительство зарубежного объекта «под ключ» с эксплуатацией, Узбекистан; 6 - монтаж СЦБ, связи и системы 8САБА, США; 6 - монтаж оборудования тяговых подстанций, Китай; 7 - строительство и монтаж оборудования тоннеля, Китай. На многих объектах участвовали поставщики из России: 2, 4, 5 - оборудование для СЦБ и связи; 3, 7, 9 - рельсы и стрелочные переводы. В части модернизации и поставок современных высокоскоростных и большегрузных локомотивов для нужд АО УТЙ участвуют
компании из Испании и Китая. Более подробная информация о некоторых перечисленных выше инвестиционно-строительных объектах АО УТЙ и присоединении новых линий к железнодорожным транспортным коридорам Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) приведена в журналах «Бюллетень ОСЖД» [1, 2].
При реализации уже завершенных, ныне строящихся и планируемых инвестиционно-строительных проектов в железнодорожной отрасли целесообразность внедрения стандартов ФИДИК объясняется расширением объемов долевого участия иностранных инвестиций, подрядчиков и поставщиков на наших объектах, необходимостью приобретения международного опыта реализации железнодорожных проектов в Узбекистане и за рубежом силами узбекских специалистов в содружестве с иностранными коллегами. Важность оформления международных подрядных контрактов в полном соответствии со стандартами ФИДИК диктуется также и требованиями международных финансовых институтов и арбитражных инстанций. При возникновении взаимных претензий сторон контракта международные арбитражные суды не принимают исково-претензионные дела к рассмотрению, если данный контракт не составлен на основе стандартов ФИДИК.
Изложенное не значит, что все договоры и контракты подряда надо оформлять по стандартам ФИДИК. Внутренние договорные подрядные отношения можно оформлять в соответствии с Постановлением № 395 [3] (Приложение 3. Типовой договор подряда на строительство объектов «под ключ»). Проведенное нами в работе [4] сравнение Типового договора и Краткой формы контракта ФИДИК [5] показало почти полное соответствие пунктов в этих документах (кроме пунктов по рассмотрению споров). Можно быть уверенным, что все контракты по перечисленным выше десяти объектам полностью соответствуют стандартам ФИДИК и по следующим примерам. Контракт между Министерстовм общественных работ (МОР) Афганистана и АО УТЙ
был подвергнут экспертизе и установлено его полное соответствие требованиям Японской Ассоциации инженеров-консультантов, а последняя, как известно, является полноправным членом ФИДИК. В проектах прямо или косвенно участвуют финансовые средства от АБР, на объектах 1, 2, 5 и 6 используются долгосрочные кредиты и займы ЛСА и Кувейтского фонда Арабского Экономического Развития, на объекте 7 присутствует иностранный подрядчик (Китай). На последних трех объектах электрификации присутствуют зарубежные поставщики.
Прекрасным зарубежным опытом, «пробным камнем» или «пилотным объектом» успешного применения стандартов ФИДИК для железнодорожных строителей АО УТЙ стал объект «Строительство железнодорожной линии Хайратон-Мазари-Шариф» [1]. Первая афганская железнодорожная линия протяженностью 75 км была успешно построена узбекскими специалистами в период с января 2010 г. по март 2011 г. На строительство объекта АБР было выделено 165 млн долл., заказчиком было назначено МОР Афганистана, подрядчиком - АО УТЙ, проектной организацией - ОАО «Боштранслойиха» (бывший проектный институт Ташгипротранс). В период строительства объекта между заказчиком, подрядчиком, проектировщиком и консалтинговой компанией возникли около 60 спорных вопросов, которые были успешно решены при грамотном использовании стандартов ФИДИК, без вмешательства международных арбитражных инстанций. С 2011 г. по настоящее время узбекские специалисты продолжают помогать соседней стране и в технической эксплуатации данного объекта.
На всех стадиях реализации проектов важную миссию выполняли консалтинговые компании. Осуществляя независимый технический надзор за ходом реализации проектов, международные эксперты и консультанты согласно стандартам ФИДИК обеспечивали соблюдение своих контрактных обязательств всеми участниками. Они объективно и тщательно проверяют перечень работ, их объемы
и трудоемкость, затраты времени машин и механизмов, соответствие проектным решениям и стоимостным показателям, сроки и качество работ, сертификаты поставщиков конструкций и материалов, ход финансирования, соблюдение требований экологии и охраны окружающей среды, безопасность труда и персонала, степень рисков, прибыль, эффективность, срок окупаемости и др. [6]. Так, например, на объекте 1 путем использования разработанных учеными Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта (ТашИИТ) сетевых графиков компанией JTC (Япония) было достигнуто своевременное финансирование и соблюдение сроков строительства. Эксперты консалтинговой компании SYSTRA (Франция) обеспечили успешную реализацию проектов в установленные сроки на объектах электрификации участков Тукимачи-Ангрен и Мароканд-Карши путем сбалансирования рисков заказчика, подрядчика и обеспечения высокого качества работ. При строительстве новой железнодорожной линии Ангрен-Пап консалтинговой компанией DBI (Германия) достигнуты своевременность и высокое качество строительства тоннеля протяженностью 19,2 км силами зарубежной подрядной организации China Railway Tunnel Group (Китай).
Как видно из рассмотренных примеров, перечисленные выше критерии с определенными и точными значениями позволяют консалтинговым компаниям достичь экономии основных ресурсов и оптимизации показателей при управлении проектами. А в случае неопределенности и неточности значений критериев оптимизации применяются качественные и количественные методы исследований, в частности экспертный опрос. На основе собственных знаний и производственного опыта эксперты интуитивно-логическими приемами дают ответы на поставленные вопросы. Организаторы экспертизы оценивают и обобщают ответы экспертов, затем выводят коллективную оценку с учетом уровня экспертов, их компетентности и влияния каждого эксперта на конечную оценку. По изложенной в работе [7] методике нами были оцене-
ны проблемы реализации стандартов ФИДИК в железнодорожном строительстве с целью установления научно-обоснованной шкалы приоритетов, т. е. важности проблем внедрения международных стандартов ФИДИК в железнодорожных инвестиционно-строительных проектах с учетом перспектив расширения, во-первых, объемов долевого участия иностранных инвестиций в реализации крупных железнодорожных проектов Узбекистана и, во-вторых, масштабов интеграции узбекских железнодорожников-строителей в международную строительную практику.
На основе изучения опыта железнодорожного строительства в Узбекистане за последние 15-20 лет была составлена классификация 30 предполагаемых проблем внедрения стандартов ФИДИК. Проблемы условно разделены на 6 групп: пространственные -региональные (страновые) и отраслевые (ведомственные), а также на функциональные -правовые (юридические), организационные, проектно-технологические, информационно-технические. В основу данной классификации положена концепция интенсификации внедрения стандартов ФИДИК в железнодорожную инвестиционно-строительную практику. Суть концепции сводится к изменению характера применения стандартов ФИДИК в диапазоне от их узкого участия только в международных контрактах до их массового использования во всех международных и местных подрядных договорах и контрактах, независимо от «стра-новой» принадлежности сторон контрактов.
На первом этапе в плане организации экспертизы нами была определена модель (алгоритм) экспертного опроса (рис. 1). Экспертам предлагается выбрать самые важные из тридцати (предложенных нами или возможно самими экспертами) проблем для последующего их ранжирования в зависимости от их «весов» в полной реализации стандартов ФИДИК при управлении всеми подрядными контрактами. Задача сводится к ранжированию проблем внедрения стандартов ФИДИК в зависимости от их «весов» в обеспечении полноценного использования в подрядной практике.
Рис. 1. Модель экспертного опроса
Ввиду ощутимых различий в опыте и информированности экспертов их ранжирование выполняли по группам (ученые, руководители, производственники, исследователи и т. д.). Методом предпочтительности по величине нормированных оценок установили ранги экспертов. Необходимое (минимальное) число экспертов определено выборкой из генеральной совокупности, т. е. при минимальной потребности в 25 нами были привлечены 49 экспертов различных рангов. С учетом заданной точности оценки получен доверительный интервал математического ожидания рангов изучаемых проблем.
Таким образом, была разработана система ранжирования проблем внедрения стандартов ФИДИК в инвестиционно-строительных проектах АО УТЙ (в таблице приведены только самые важные первые 6 проблем).
Для последующего решения задач интенсификации [8, 9] внедрения стандартов ФИДИК в зависимости от различного сочетания звеньев инвестиционно-строительной
цепочки «объемы-инвестиции-планы-факт» нами предлагается двухлучевая схема (рис. 2), включающая основной и дополнительный направления решений.
По основному направлению определяются инвестиции И (источники - кредиты и займы МФИ, правительственные фонды, бюджетные отчисления, собственные средства ведомств, привлеченные средства и др.) для завершения предполагаемых объемов внедрения ФИДИК О, исходя из установившейся тенденции роста или при ее отсутствии - из экспертной оценки величины углового коэффициента, характеризующего ежегодное увеличение объемов реализации проектов по ФИДИК. По дополнительному направлению, исходя из предполагаемого объема внедрения О, изыскиваются ресурсы И, составляется комплексный план и производится Ф. Основное направление использует стандартные методы оценки тренда на базе прошлого опыта построением кумулятивных кривых и вычислением углового коэффициента ф е Г, причем Г = ф :
Ранжирование проблем внедрения стандартов ФИДИК в проектах АО УТЙ
Приоритет Наименование проблемы внедрения Группа проблем
1 Несоответствие формулировок (стандартов и законодательства страны) Региональные (страновые)
2 Недостаточный международный опыт внедрения Отраслевые (ведомственные)
3 Отсутствие правительственных решений (указаний) Правовые (юридические)
4 Отсутствие контактов и связей с ФИДИК Организационные
5 Разногласия в интерпретации норм Проектно-технологические
6 Недостаток информации о ФИДИК Информационно-технические
Основная 1
О -*■ И П -> Ф
Дополнительная
Рис. 2. Двухлучевая схема направлений решения проблем внедрения ФИДИК: О - предполагаемый объем внедрения стандартов ФИДИК в проектах АО УТЙ, млн долл./количество проектов с близкой или одинаковой стоимостью; И - предполагаемые
инвестиции на реализацию проектов по ФИДИК, млн долл./количество проектов; П -планирование проектов по ФИДИК, млн долл./количество проектов; Ф - фактический объем внедрения ФИДИК в проектах, млн долл./количество проектов
V = V-i • ф. (1)
В (1) V, v._x - объем внедрения ФИДИК соответственно в предыдущем (i-l) и планируемом (i) годах; ф - угловой коэффициент, который определяется с учетом прошлого опыта роста объемов внедрения ФИДИК (с применением Mat Cad).
При отсутствии положительного тренда предлагается проводить экспертный опрос специалистов о требуемом увеличении объемов внедрения ФИДИК. Прогнозную величину углового коэффициента получают как среднеарифметическую из оценок
ф- = lN=i(nг Ф
Оценка надежности осуществляется по близости нормальной гистограммы плотно-
сти распределения мнений экспертов. Тогда справедливо следующее:
г = (ф-М) <
Здесь tt - табличное значение критерия Стью-дента.
В дополнительном направлении на основе анализа деятельности группы реализации проектов (ГРП) определяют перечень значимых проектов, оценивают размер реальных инвестиций и составляют комплексный план внедрения ФИДИК (Пв). Затем оценивают требуемый объем внедрения (02). Зная начальный объем внедрения, выполненный в предшествующем году (02), производят расчет параметров по модели:
- при директивном темпе (ф ) внедрения объем проектов, намечаемый к выполнению в
планируемом году, нами предложено определить по формуле
О' = О2 / (Г, (1+ (Т1+1) фо)>. (2)
В (2) Г, - директивный срок внедрения ФИДИК;
- в условиях имеющегося задела (О,) и заданном сроке внедрения ФИДИК угловой коэффициент имеет значение, определяемое по формуле
Ф = [(О2(Г1 + 1)) / О, ■ Г,];
- если темп задан прогнозом (ф) срок окончания программы объемом внедрения (О2) равен
где 7 - индекс сроков.
На реализацию вариантов инвестирования накладываются ограничения:
- на количество вариантов инвестирования
0 <X . <X. <X. ;
— min — j — jmax7
(4)
на сроки
0 < x. . < x< x.
jtmin jt jtmax
(5)
при цикле реализации ,-го варианта инвестирования Ь . > 1, где Ь - продолжительность цикла. Сумма 5-го варианта инвестиции для реализации .-го варианта инвестирования
т;=
V
(1 + ф)+ 4ф— + (ф + 1)
Oл
2ф
A . = YLi, , a
si 1=1 j
sjP
(6)
Мониторингово-инвестиционная программа составляется так, что в объем внедрения О включаются приоритетные проекты с учетом значимости их проблем. Для формирования мониторингово-инвестиционной программы Ф нами разработана следующая модель (см. (3)-(!5)). Информация об альтернативных вариантах инвестирования (/)Ф с учетом приоритетов (к), формирующих множество {х,к С X}, содержится в плане Ф как результат идентификации строительно-инвестируемых параметров проектов и вариантов инвестиций внедрения {х.}п{у.}= {х,к}. Выбор и назначение специального варианта инвестирования подчиняется правилу последовательного отбора. Прежде всего формируется подмножество {Хук С X} с определяющим приоритетом (к = 1, 2, ..., ¿), поскольку для выделенного проекта предусмотрен определенный вариант инвестирования (х., где I = 1, 2, ..., п и у = 1, 2, ..., т). Реализуемое проектами количество способов инвестирования должно совпадать с суммой его значений по срокам:
здесь а .. - сумма инвестиции (5) на реализа-
, 1 -
цию части ,-го варианта инвестирования в 1-й срок.
На наличие инвестиций предполагается выполнение такого соотношения:
s г=1 st
(7)
Связь между суммой инвестиции на единицу мощности реализуемого проекта и их наличием в целом и по срокам устанавливается следующими соотношениями:
Yn. , A :X.<B
j=1 sj j s
(8)
а5,(1 + т) ■ , + т) < В„ (9)
где п - количество вариантов инвестирования, подлежащих использованию при реализации внедрения ФИДИК.
Если необходимо ввести ограничение на наличие инвестиций для обеспечения задела на начало года (В ), то справедливо соотношение
X- = YT=1 Xt,
(3)
lri=^=1q=^=1r=1as(1 + т) x
: j - q + 1) < Bso.
(10)
Технико-экономические показатели программы и вариантов инвестирования, предназначаемых к реализации, связывают соотношения
D = У". DX,
^ j=1 j у
D = У". D X..
J=1 Jtoo Jt
(11)
(12)
При этом ограничения на них следующие:
где с.. - представительские расходы; ё.. -оформление договоров и согласование.
Переменные (х.) меняются непрерывно, но целевая функция имеет разрыв в нуле, если хотя бы одно значение ё.. > 0. Подобное условие отличает задачу от традиционной постановки.
Потребность в инвестициях на реализацию проекта (консультационные услуги) определяли, исходя из опыта применения стандартов ФИДИК и плана внедрения ФИДИК:
Q = Т-ав • I) • q.
(17)
0 < D < D < D
0 < D < D < D .
(13)
(14)
На основании изложенного выше задача оптимизации формулируется таким образом:
Dp=po = У". Dp=pox. ^ min,
J=1 Jt
(15)
при одновременном выполнении условий (3), (7), (10) и (15).
Разработка мониторингово-инвестицион-ной программы предполагает решение на предконтрактной стадии проблем финансирования. Для этой цели нами использован математический метод оптимизации, в частности транспортная задача линейного программирования
I"=1lmM/(Xj) ^ mm.
(16)
В (16) у - соответственно инвесторы и местные заказчики по типовым договорам и международным контрактам, х.. - процентные ставки по инвестициям.
В модель введены ограничения на дополнительные расходы, связанные с оформлением договоров или контрактов:
/ (xj) = {0, если ху = ^
с.х.. + d., если х.. > 0},
j j j j
В (17) В. - расходы на консалтинговые услуги, долл./чел.-мес.; I. - длительность оказания консалтинговых услуг, мес.; q - нормативная численность консультантов, чел.
Для формирования годовой программы внедрения стандартов ФИДИК применен метод математической оптимизации, в частности динамического программирования. Исходя из концепции интенсификации, естественно выбрать в качестве критерия предполагаемый объем внедрения стандартов. Требование максимизации предполагаемых объемов внедрения стандартов может привести к включению в план внедрения проектов с минимальными рисками в ходе составления контрактов либо максимальное количество контрактов. Поэтому как ограничение при оптимизации Ф по объему включаемые в годовую программу проекты должны быть равнозначными по категории и назначению. Это утверждение естественным образом приводит к рассмотрению как критерия отдачу (окупаемость) проекта. Кроме того, наличие ограничений на инвестиции приводит в некоторых случаях к частичной реализации контрактов. В этом случае уменьшение стоимости услуг консультантов производится только по срокам. Эти правила и процедуры определяют дискретный характер внедрения стандартов ФИДИК.
В качестве инструмента решения оптимизационной задачи разработки годовой мони-торингово-инвестиционной программы приняты функциональные диаграммы ФИДИК
тах
специального вида из Красной, Серебряной и Золотой Книг ФИДИК [10-12].
Таким образом, полученный на инвестиционно-строительных объектах АО УТЙ бесценный опыт внедрения международных стандартов и процедур ФИДИК и математическое обоснование мониторингово-инвестиционной программы интенсификации дальнейшего внедрения ФИДИК позволяют:
- совершенствовать управление железнодорожными инвестиционно-строительными проектами с учетом современных требований;
- повысить международный уровень реализации железнодорожных инвестиционно-строительных проектов в Узбекистане и за рубежом силами узбекских специалистов с расширением долевого участия иностранных инвесторов, подрядчиков и поставщиков;
- выходить на международный подрядный рынок с соблюдением всех установленных критериев и требований международных финансовых институтов;
- продолжать исследования проблем внедрения международных стандартов ФИДИК в инвестиционно-строительную практику в целом и в железнодорожное строительство в частности, с целью дальнейшего расширения интеграции деятельности местных строительных организаций в международный рынок подряда.
Библиографический список
1. Бюллетень ОСЖД. Технико-эконом. информ. журн. - Варшава, 2016. - № 4-5. - С. 46-49.
2. Бюллетень ОСЖД. Технико-эконом. информ. журн. - Варшава, 2016. - № 6. - С. 22-29.
3. Постановление Кабинета Министров РУз № 395 от 12.09.2003 г. О мерах по совершенствованию механизма хозяйственных отношений в капитальном строительстве. - Ташкент : Собрание законодательства РУз, 2003.
4. Мирахмедов М. М. Организация строительства в рыночных условиях (порядок разработки, проведения экспертизы и утверждения документации
инвестиционных проектов, заключение и исполнение инвестиционных договоров по международным правилам) / М. М. Мирахмедов, С. К. Досметов и др. - Ташкент : ТашИИТ, 2013. - 150 с.
5. Краткая форма контракта ФИДИК. - Лондон : European Construction Ventures, 1999. - 34 с.
6. Управление инвестиционно-строительными проектами: международный подход / под ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро. - М. : Аввалон, 2004. -592 с.
7. Орлов А. И. Теория принятия решений / А. И. Орлов. - М. : Изд-во «Март», 2004. - 656 с.
8. Омаров А. Д. Комплексная система подготовки производства мелиорации подвижных песков в полосе и за полосой отвода железных дорог / А. Д. Омаров, Р. С. Закиров, М. М. Мирахмедов. -Алматы : КазАТК, 2003. - 158 с.
9. Мирахмедов М. М. Основы методологии комплексной системы организации пескозакрепле-ния : автореф. дис. ... д-ра техн. наук / М. М. Мирах-медов. - Ташкент : ТашИИТ, 2002. - 47 с.
10. Conditions of Contract for Construction for Buildings and Engineering Works Designed by the Employer. - Switzerland, Geneva : FIDIC, 1999. - 73 р. (Red Book).
11. Conditions of Contract for EPC (Engineering, Procurement, Construction) / Turnkey Projects. -Switzerland, Geneva : FIDIC, 1999. - 105 р. (Silver Book).
12. Conditions of Contract for Design, Build and Operate Projects. - Switzerland, Geneva : FIDIC, 2008. - 138 р. (Gold Book).
References
1. Byulleten OSZhD. Tekhniko-ekonomicheskiy in-formatsionnyi zhurnal [Bulletin OSZhD. Techno-eco-nomic information journal]. Warsaw, 2016, no. 4-5, pp. 46-49. (In Russian)
2. Byulleten OSZhD. Tekhniko-ekonomicheskiy in-formatsionnyi zhurnal [Bulletin OSZhD. Techno-economic information journal]. Warsaw, 2016, no. 6, pp. 22-29. (In Russian)
3. PostanovlenieKabineta MinistrovRUz no. 395 ot 12.09.2003. O merakh po sovershenstvovaniyu mekha-nizma khozyaystvennykh otnosheniy v kapitalnom stroi-
telstve [Resolution of Uzbekistan Republic Cabinet of Ministers N 395 of12.09.2003. On measures to improve economic relations in capital construction]. Tashkent, Collection of laws of Uzbekistan Republic Publ., 2003. (In Russian)
4. Mirakhmedov M. M., Dosmetov S. K. et al.
Organizatsiya stroitelstva v rynochnykh usloviyakh (poryadok razrabotki, provedeniya ekspertizy i ut-verzhdeniya dokumentatsii investitsionnykh proektov, zaklyuchenie i ispolnenie investitsionnykh dogovorov po mezhdunarodnym pravilam) [Organization of construction in market conditions (the order of development, examination and approval of investment projects documentation, conclusion and performing investment contract by international rules)]. Tashkent, TashllT Publ., 2013, 150 p. (In Russian)
5. Kratkaya forma kontrakta FIDIK [The short form of the FIDIC contract]. London, European Construction Ventures Publ., 1999, 34 p. (In Russian)
6. Upravlenie investitsionno-stroitelnymiproektami: mezhdunarodnyi podkhod [Administration of investment-construction projects: international approach]. Ed. by I. I. Mazur, V. D. Shapiro. Moscow, Avvalon Publ., 2004, 592 p. (In Russian)
7. Orlov A. I. Teoriyaprinyatiya resheniy [Theory of decision making]. Moscow, March Publ., 2004, 656 p. (In Russian)
8. Omarov A. D., Zakirov R. S. & Mirakhmedov M. M. Kompleksnaya sistema podgotovki proiz-vodstva melioratsii podvizhnykh peskov v polose i za polosoy otvoda zheleznykh dorog [Integrated system of production preparation for moving sands melioration in and out of the band of railways]. Almaty, Kaz-ATK Publ., 2003, 158 p. (In Russian)
9. Mirakhmedov M. M. Osnovy metodologii kom-pleksnoy sistemy organizatsiipeskozakrepleniya [Methodology basis of integrated system of sand fixing organization]. Thesis of D. Eng. Sci. Tashkent, TashlIT Publ., 2002, 47 p. (In Russian)
10. Conditions of Contract for construction for buildings and engineering works designed by the Employer. Switzerland, Geneva, FIDIC, 1999, 73 p. (Red Book)
11. Conditions of Contract for EPC (Engineering, Procurement, Construction). Turnkey Projects. Switzerland, Geneva, FIDIC, 1999, 105 p. (Silver Book)
12. Conditions of Contract for Design, Build and Operate Projects. Switzerland, Geneva, FIDIC, 2008, 138 p. (Gold Book)
МИРАХМЕДОВ Махамаджон Мирахмедович - доктор техн. наук, профессор, ш1гакЬтедоуш@ mai1.ru; *ДОСМЕТОВ Султан Камалович - канд. техн. наук, доцент, su1tan.dosmetov2015@yandex. га (Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта).