Научная статья на тему 'Вопросы применения информационных технологий в современном полиграфическом производстве'

Вопросы применения информационных технологий в современном полиграфическом производстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы применения информационных технологий в современном полиграфическом производстве»

Вопросы применения

информационных

технологий

в современном

полиграфическом

производстве

A.A. Филимонов,

магистрант кафедры УБПМ

«Информационные технологии - одно из важнейших направлений развития России. Мы много говорим о пользе информационных технологий, пора перевести их в прикладное русло», - заявил Президент Дмитрий Анатольевич Медведев на совместном заседании Государственного совета РФ и Совета при президенте по развитию информационного общества.

В наш век вряд ли найдется отрасль, в которой активное применение современных информационных технологий не является важнейшим фактором успеха и конкурентоспособности. Безусловно, каждая отрасль промышленности имеет специфику, обуславливающую требования к АСУ. Современные полиграфические предприятия не исключение.

Состояние и перспективы полиграфии развитых стран свидетельствуют о том, что современная типография должна быть открыта для следующих преобразований:

- внедрение автоматизированной системы контроля и управления печатными процессами;

- внедрение рабочего потока на всех трех стадиях (допечат-ной, печатной и отделочной);

- внедрение автоматизированной системы управления организацией.

Типичная АСУ в полиграфии - это, как правило, программный продукт, построенный по технологии «клиент-сервер» и устанавливающийся на персональных компьютерах и/или серверах, входящих

в локальную вычислительную сеть (ЛВС) предприятия. В редких случаях система включает аппаратную часть. В зависимости от сложности решаются различные задачи, среди которых выделяют:

- расчет заказов;

- управление производством, складом и взаимоотношениями с поставщиками;

- организация взаимоотношений с клиентами;

- бухгалтерский учет;

- управленческая отчетность.

Очевидно, что система для полиграфического предприятия должна отвечать определенным требованиям, быть индивидуальной и готовой к постоянным изменениям под конкретные текущие нужды. Разработчикам всецело приходится учитывать тот факт, что некоторые средства и решения практически неприменимы для двух, даже очень похожих полиграфических предприятий. Разве что отдельные универсальные элементы.

К сожалению, опыт внедрения и конкретные решения, которые были сделаны каждым предприятием «для себя» - вещь настолько ценная и интимная, что этим вряд ли кто поделится. Услышите общие фразы, не более. В данной ситуации лучшим способом познать, что нужно конкретно твоей организации, является процесс постановки задачи -когда знаешь что нужно именно твоему предприятию, найти и выбрать гораздо проще...

Так какой же должна быть качественная АСУ полиграфическим предприятием с точки зрения программного и аппаратного обеспечения?

Рынок специализированного программного обеспечения непрерывно и очень динамично развивается. Сегодня появляется все больше и больше интересных предложений по внедрению автоматизированных систем управления, решающих достаточно широкий спектр задач современного полиграфического предприятия.

Трудно представить себе современную крупную типографию без автоматизированного производства. Мало того, все идет к тому, что новейшие отраслевые решения для автоматизации успешно внедряются и в мини-типографиях, и даже в салонах цифровой печати. И это неудивительно, ведь сегодня без автоматизации практически невозможно упорядочить производственный процесс, грамотно управлять персоналом, рассчитывать расходы и доходы, а также контролировать прибыльность организации.

С позиции руководителя проекта по автоматизации, идеальным представляется вариант, когда на момент определения логики АСУ бизнес-процессы предприятия уже описаны и утверждены. То есть сначала надо сформулировать, что мы хотим автоматизировать, и лишь

потом приступать к процессу создания или внедрения соответствующего информационного обеспечения. Тогда можно максимально полно описать все бизнес-процессы и получить максимальный эффект от внедрения. К сожалению, ситуации, когда АСУ разворачивается на уже готовом, но формально не описанном производстве, встречаются сплошь и рядом, особенно, когда речь идет о такой динамичной отрасли, как полиграфия.

Автоматизированные системы управления полиграфическим предприятием, как правило, представляют системы классов APS (AdvancedPlanning&SchedulingSystems) и MES (Manufacturing ExecutionSystems).

Если говорить о современном рынке автоматизированных систем для полиграфии в общих чертах, сейчас на рынке есть 2 класса систем: отечественные и зарубежные. Естественным образом, наши люди в большинстве своем выбирают наши системы. Среди отечественных разработок лидируют 2 компании:

1. Моноритм, с продуктом Asystem/PrintEffect (плюс - отдельная ориентация на флексографию, широкий спектр возможностей, минус - стоимость, закрытость).

2. 1С: Полиграфия (и ее модификации) (плюс - открытая и гибкая платформа, минус - ориентация на «офсетную полиграфию»).

На рынке, конечно же, таких систем гораздо больше. Среди них можно также отметить:

- APP System. Разработчик: APP System.com

- SyteLine. Разработчик: MAPICS; представитель в России -«Фронтстеп СНГ» (комплексная автоматизация деятельности промышленных предприятий, в том числе и полиграфических).

- «Аплер Типография 2003». Разработчик: ProfoundSolutions (Система для автоматизации всего спектра деятельности полиграфического предприятия с акцентом на расчет заказов и производство).

- «Печатный цех». Разработчик: ФГУП «Типография № 12 им. М.И. Лоханкова» (Система построена на базе «1С-Предприятия 7.7. Основные задачи: расчет стоимости заказов, учет движения ТМЦ, контроль над прохождением заказа в производстве, анализ плановых и фактических показателей по производству, отчетные функции).

Все чаще от разработчиков АСУ для полиграфии можно услышать о поддержке формата JDF (JobDefinitionFormat) - стандарта описания полиграфического заказа на всех этапах его выполнения. Первоначальная спецификация была разработана в 2000 г. компаниями Adobe, Agfa, Heidelberg и MAN Roland, а реализуется он группой CIP4 (The International Cooperation for the Integration of Processes in Prepress, Press and Postpress). JDF описывает конечный продукт (намерение) и шаги, необходимые для его воплощения (процесс). Основа стандарта -

билет задания (рЙккеО, содержащий информацию о параметрах заказа в период всего цикла производства. Физически JDF - это XML-доку-мент, что обеспечивает открытость формата, следовательно, безграничные возможности по его расширению и адаптации. В дополнение к JDF был разработан формат JMF (JobMessagingFormat) - своеобразный язык двустороннего обмена данными между подсистемами (программными и аппаратными), входящими в состав АСУП и АСУТП и поддерживающими JDF.

Очень часто АСУ предприятия превращается в самоцель. Между тем, именно управленческие решения разного уровня (пусть даже принимаемые системой автоматически) - конечный результат внедрения и использования системы. Кроме того, в процессе разработки и внедрения нельзя забывать о так называемом «принципе первого лица», сформулированном еще в советские времена академиком В.М. Глушковым: любые информационные потоки, циркулирующие в системе, должны соответствовать потребностям «первого лица» - конечного потребителя информации. Причем в его качестве может выступать не только высший менеджмент компании, но и руководители подразделений разного уровня, принимающие ответственные управленческие решения. «Принцип первого лица» поможет решить, как минимум, две важные задачи: позволит избежать превращения АСУ в «черный ящик», когда никто, кроме самих разработчиков, толком не понимает, что происходит в системе; функции будут оптимизированы под потребности пользователей.

При внедрении АСУ надо четко знать, на что способна система. Возьмем системы планирования и диспетчеризации для оперативной полиграфии. Часто это всего лишь электронная версия «доски диспетчеризации», т. е. программа, отражающая снимки состояния производства в определенные моменты времени. Ни о какой реальной автоматизации речи нет, поскольку связь с производством односторонняя. Более развитые системы имеют двустороннюю связь и вдобавок следят за состоянием дел в реальном времени. Оператор может вмешаться и скорректировать план загрузки оборудования вручную, в автоматическом режиме или оставить без изменений. Высшим пилотажем считается постоянный контроль над производством со своевременным информированием всех заинтересованных служб о потенциальных и фактических отклонениях от плана, а также оптимизация процессов на основе итеративного анализа сценариев «что, если».

Полиграфическое предприятие может получить от внедрения АСУ гораздо больший эффект, чем кажется на первый взгляд. Не секрет, что отечественные типографии практикуют скидки заказчикам по принципу «постоянный клиент». Это может оказаться убыточным, поскольку обязательный, но «неудобный» тираж может стать причи-

ной неоптимальной загрузки оборудования, что приведет к потерям, перекрывающим прибыль от его выполнения. Гораздо эффективнее предоставлять скидки на заказы, для выполнения которых используется минимально загруженное (или простаивающее) оборудование. Западные компании уже поняли это, и некоторые производители систем планирования и диспетчеризации для полиграфии начинают закладывать в свои продукты алгоритмы, связывающие логику управления отношений с клиентами с реальным состоянием производства.

В данной статье АСУ полиграфическим предприятием рассматривались с точки зрения отраслевых особенностей и требований. На современном рынке не существует универсального рецепта автоматизации некоего абстрактного предприятия. Каким бы путем не пошла компания при внедрении АСУ (покупка готового решения, разработка собственными силами или с привлечением сторонних специалистов), всегда придется учитывать специфику производства. Однако попытки создания типовых отраслевых решений для полиграфии свидетельствуют, что бизнес-процессы, лежащие в основе их логики, все же поддаются описанию на уровне, необходимом для автоматизации. Различные подходы создают поле для конкуренции, от чего отрасль в целом только выиграет.

Библиографический список

1. Шишмарев В.Ю. Автоматизация технологических процессов / В.Ю. Шишмарев. - М. : Академия, 2005. - 352 с.

2. http://pechatnick.com

3. http://www.publish.ru

4. http://publish.ruprint.ru

5. http://erpnews.ru

6. http://www.mesa.ru

7. http://www.mesforum.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.