Научная статья на тему 'Вопросы преподавания истории и теории праздничной культуры в решении актуальных задач воспитания специалистов праздничной индустрии'

Вопросы преподавания истории и теории праздничной культуры в решении актуальных задач воспитания специалистов праздничной индустрии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЗЕМНЫЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ / ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ КУЛЬТУР / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЛИЦО И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ / КОНСОЛИДИРУЮЩАЯ СИЛА ПРАЗДНИКОВ / ПРАЗДНИК И МИРОВОЗЗРЕНИЕ / FOREIGN CELEBRATING TRADITIONS / INTERACTION OF HOLIDAY CULTURES / AN ETHNIC FACE / ETHNIC TRADI-TIONS OF CELEBRATING HOLIDAYS / UNITING FORCE OF CELEBRATING / CELEBRATION AND A PERSON'S WORLD VIEW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андрейчук Н.М.

Статья посвящена проблеме распространения и насаждения на территории со-временной России иноземных праздничных традиций, актуальной задачи преодоления этой тен-денции и необходимость в этой связи пересмотра вектора тематической направленности лекцион-ного курса дисциплины «История и теория праздничной культуры» в подготовке режиссёров массовых праздников и театрализованных представлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING “HISTORY AND THE THEORY OF HOLIDAY CULTURE”, THE ACADEMIC DISCIPLINE, AND ACTUAL OBJECTIVES OF HOLIDAY EVENTS MANAGEMENT FUTURE SPECIALISTS TRAINING

The article deals with a problem of wide spreading of foreign celebrating traditions in to-day's Russia. The author of the article argues a need of overcoming this dangerous tendency, claims to rethink a thematic vector of lectures part of academic discipline “History and Theory of Holiday Culture” in context of training the future directors (managers) of mass holidays and theatrical performances

Текст научной работы на тему «Вопросы преподавания истории и теории праздничной культуры в решении актуальных задач воспитания специалистов праздничной индустрии»

Раздел 1

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК [394.21+379.8]:378.09

Н. М. Андрейчук Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАЗДНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме распространения и насаждения на территории современной России иноземных праздничных традиций, актуальной задачи преодоления этой тенденции и необходимость в этой связи пересмотра вектора тематической направленности лекционного курса дисциплины «История и теория праздничной культуры» в подготовке режиссёров массовых праздников и театрализованных представлений

Ключевые слова: иноземные праздничные традиции, взаимопроникновение праздничных культур, национальное лицо и национальные праздничные традиции, консолидирующая сила праздников, праздник и мировоззрение.

Nina M. Andreichuk Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

TEACHING "HISTORY AND THE THEORY OF HOLIDAY CULTURE", THE ACADEMIC DISCIPLINE, AND ACTUAL OBJECTIVES OF HOLIDAY EVENTS MANAGEMENT FUTURE SPECIALISTS TRAINING

Abstract. The article deals with a problem of wide spreading of foreign celebrating traditions in today's Russia. The author of the article argues a need of overcoming this dangerous tendency, claims to rethink a thematic vector of lectures part of academic discipline "History and Theory of Holiday Culture" in context of training the future directors (managers) of mass holidays and theatrical performances.

Keywords: foreign celebrating traditions, interaction of holiday cultures, an ethnic face, ethnic traditions of celebrating holidays, uniting force of celebrating, celebration and a person's world view.

С начала семидесятых годов ушедшего столетия вузы культуры нашей страны готовят режиссёров массовых праздников и театрализованных представлений. Все эти годы будущие специалисты изучают историю и теорию массовых праздников. Пристальное внимание науки к этой сфере человеческой деятельности возникло немногим ранее (на рубеже XIX-XX веков) [1], если не считать науки эортологии, занимающейся изучением праздников православия. Поскольку праздничная культура народа тесно связана с его мировоззрением, то в социалистическую эпоху преподавание дисциплины велось с соответствующих идеологических позиций. Минула перестройка, выросло новое поколение. Сегодняшние студенты стали изучать историю таких праздников, которые были ранее под негласным, но категорическим запретом для изучения и внедрения - праздники православия, ислама, древнерусского месяцеслова, языческих праздников народов России и мира, праздников дальнего зарубежья. На первый взгляд, сегодня налицо кардинальное реформирование мировоззренческих подходов к преподаванию, однако, серьёзное изменение потерпели только векторы тематической направленности программы дисциплины «История и теория праздничной культуры», причём только в сторону освещения традиций, обычаев и обрядов разных народов, но не в сторону осмысления их полифонического взаимодействия и роли в жизни современного общества. Этот процесс закономерен, поскольку идёт возрождение праздничных традиций и возникла необходимость развития навыков ориентации в их многообразии. Так, сегодня кажется

удивительным, что в конце 90-х годов ни один студент в аудитории не мог назвать дату православного Рождества, не имел представления о сути Троицы, о традициях Святок и т. д. Современные студенты, обучающиеся по специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» уже не имеют таких пробелов в знаниях. Однако, они не владеют навыками анализа тенденций сценарно-режиссёрской и организационной практики созидания праздничной жизни в современном обществе с позиций теоретического осмысления не только сути каждого отдельного праздника, но и закономерностей развития праздничной культуры в целом, её важной специфической роли в консолидации общества. Отсюда возникают серьёзные проблемы: возникает недопустимая эклектика в праздничных программах, исчезает возможность возникновения эмоционально-душевного чувства осознания аудиторией большого смысла праздничной традиции, её обеднения, а порой и её подмены.

В 2014 г. корреспондентом российского журнала «Праздник» был проведён опрос студентов одного из вузов культуры (будущих режиссёров праздников и театрализованных представлений) на тему об их отношении к практике распространения иноземных праздничных традиций на российской земле. Абсолютное большинство опрошенных приветствовали появление «новых праздников» - Дня святого Валентина, Хэллоуина - «чем больше праздников придёт на российскую землю, тем больше будет радости». Этой идее «праздника без границ» был посвящён целиком один из выпусков журнала, в котором, к примеру, высказывались многочисленные пожелания шире использовать традиции дня святого Патрика и внедрения в наш культуру «ярких и красочных» традиций китайских праздников, в частности, праздника Дракона. Автор настоящей статьи вступила в полемику, и её позиция была представлена в журнале публикацией под рубрикой «Есть мнение» [2]. Таким образом, убеждение в том, что «распространение чужеродных праздничных традиций на родной земле - явление опасное» в среде специалистов праздничной индустрии оказалось лишь единичным мнением. Тогда как в науке существуют многочисленные серьёзные исследования доказывающие, что экспансия ценностей чужеродных культур в жизнь народа вещь крайне опасная, поскольку способствует потере его национального лица (П. А. Сорокин, М. М. Бахтин, А. Дж. Тойнби, Ю. М. Лотман, А. С. Ахиезер, Н. А. Хренов, В. И. Воловикова и др.). В частности, Питирим Сорокин ещё в начале прошлого века предупреждал о такой опасности: «Пора понять, что всякая попытка отказаться от своего лица приводит либо к безличности, либо к искажению этого лица и к превращению его в истоптанный каблуками прохожих бесформенный кусок мяса, с синяками, порезами и ранами. Если мы не хотим этого, пора отказаться от «чурания себя», пора исправить грех наших отцов. Нужно это сделать и потому, что международное братство мыслится не как братство безличных общественных организмов, а как братство народов, т. е. групп с определённым лицом, а не с гладким и пустым местом» [3, с. 67]. Задача сохранения национального лица и сохранения праздничных традиций народа представляются звеньями одной цепи. Это не музейная сохранность, а сохранение живой жизни непрерывно развивающейся культуры, которая всегда глубоко национальна.

Традиционные праздники народа являются мощным средством формирования иммунитета против экспансии ценностей иных культур в менталитет народа, они являются базовой ценностью национальной культуры, символом национальной идентичности, способом культурной преемственности и национальной и гражданской консолидации. Однако этот ракурс изучения праздничной культуры России в практике преподавания дисциплины «История и теория праздничной культуры» специально не рассматривается. Тогда как, именно специалисты сферы праздничной индустрии должны осознанно предпринимать все усилия, чтобы сохранять и, творчески развивая, пополнять фонд праздничных традиций многонациональной России, понимая, что всякий праздник утверждает и обновляет общественные духовные ценности народа в связующей нити времён и поколений, что внедрение иноземных праздничных традиций в сознание народа ведёт к краху его национальной идентичности.

Приведу в пример короткий диалог преподавателя со студентами, полагающими, что в праздновании активно распространяемого в России Дня святого Валентина нет ничего дурного:

Студенты: Ну, это же светлый романтичный праздник любви...

Преподаватель: Допустим. А теперь представьте, что одна из семей собирает праздничное застолье, все члены семьи готовят программу, собирают друзей и празднуют. годовщину свадьбы соседа?

В ответ следует дружный хохот. А потом возражение:

- Так они же будут праздновать свою годовщину...

- Значит, имена у супругов уже будут другие? Уже не соседские - Валентин и Валентина?

- Имена можно заменить, а обычаи оставить, если они красивые, чем плохо?

- Хорошо, допустим, соседская пара познакомилась в авиаклубе и у них соответствующие красивые традиции - торт в виде самолёта, зонтики-парашюты в оформлении стола и пр. А нашей паре нечего вспомнить? У неё нет своей жизни, своих радостных воспоминаний?

- Конечно, есть, но всё же, что опасного может быть в милых «валентинках»?

Опасность есть. Так, к примеру, английский учёный А. Дж. Тойнби писал о подобных «мелочах»: «Наше исследование со всей очевидностью показывает, что внедрение чуждой культуры есть процесс болезненный и тяжёлый; при этом инстинктивное противодействие жертвы инновациям, грозящим разрушить традиционный образ жизни, делает этот процесс ещё более болезненным, ибо сопротивляясь первым уколам чужого культурного луча, жертва вызывает лишь его дифракцию - расщепление на отдельные элементы, - после чего неохотно допускает наиболее мелкие, казалось бы, незначительные и поэтому не столь разрушительные из всех для неё ядовитых элементов чуждой культуры в надежде, что на этом сумеет остановить дальнейшее вторжение; однако же, поскольку одно неизбежно влечёт за собой другое, жертва скоро обнаруживает, что приходится по частям принять и все остальные элементы вторгшейся культуры. ... Общество, обожжённое радиацией более мощной незнакомой культуры, должно либо принять этот новый образ жизни, либо погибнуть» [4, с. 187]. Вместе с тем, тот же А. Дж. Тойнби утверждает, что человек не способен «заморозить» «какие бы то ни было элементы своей культуры - например, обычаи, идеи, идеалы», что «культура в отличие от природы настолько гибкая, нестабильная и неустойчивая субстанция, что, если передающее и принимающее поколения задумали сохранить культуру общества неизменной, она всё равно изменится в процессе передачи, несмотря на единодушное стремление сохранить её статичной» [4, с. 321]. Видоизменяются и традиционные праздники, которые окажутся мертвы без обновляющей силы сосредоточенного вокруг себя силы коллективного творчества. Они не могут не впитывать, не перенимать и праздничные традиции соседствующих народов. Однако все эти процессы взаимовлияния и взаимодействия органичны, поскольку происходят постепенно и естественно, не уничтожая самобытность праздничной жизни конкретного народа, в основе которой его преодоления и его победы. Все праздники так или иначе связаны с победой и преодолением - победили, построили, вырастили, родили, выучились, вылечились, изобрели, сделали открытие, помирились, добились руки и сердца, полетели в космос! Все подлинные праздники глубоко патриотичны независимо от тематической направленности. «Праздники - это и есть Родина!» - такое ёмкое определёние своего респондента приводят авторы книги посвящённой психологии праздника [5, с. 8].

Древний учёный Платон справедливо называл праздники священным временем, поскольку именно праздники объединяют людей в высоких чувствах преклоненного отношения к национальным святыням и духовным ценностям, ценностям малой Родины, семьи, трудового коллектива. Специалист праздничной индустрии должен не только понимать, что подмена национальных ценностей и традиций чужеродными недопустима, но и всячески препятствовать преодолению этой тенденции. Готовность к такой осознанной и целенаправленной работе должна воспитываться в процессе изучения вышеуказанной дисциплины, для чего проблеме взаимопроникновения праздничных культур должно уделяться специальное время.

Список литературы

1. Орлов, О. Л. Праздничная культура России. - Санкт-Петербург : КультИнформПресс, 2001. - 159 c.

2. Андрейчук, Н. М. Проблема взаимопроникновения праздничных культур // Праздник. - 2014. -№ 7. - С. 46-48.

3. Сорокин, П. А. История не ждёт, она ставит ультиматум // Родина. - 1989. - № 9. - С. 66-67.

4. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории : сб. ст. / Арнольд Дж. Тойнби ; пер. с англ. И. Е. Киселёвой, М. Ф. Носовой ; ред. Н. И. Колышкина ; сост. Е. Б. Рашковский. - Москва : Прогресс-Культура, 1996. - 480 с. - (Историческая библиотека).

5. Воловикова, М. И. Психология и праздник: праздник в жизни человека / М. И. Воловикова, С. В. Тихомирова, А. М. Борисова. - Москва : Per Se, 2003. - 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.