Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-41-45
УДК 37.04
Игнатович Светлана Сергеевна
Кубанский государственный университет Krasnodar, Russia ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ И СОДЕРЖАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ И В ОБЩЕМ КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы определения и обоснования приоритетов и содержания взаимодействия школы и родителей в современной ситуации и в общем контексте модернизации образования. Показано, что позиция, которую занимают родители в процессе образования своих детей, противоречива. Зафиксирован рост числа родителей, которые не связывают перспективы образования детей с фактом посещения ребенком общеобразовательной школы. Объясняется причина этого противоречия, состоящая в том, что длительное время родители фактически были лишены возможности оказывать влияние на образование ребенка в школе. Показаны два варианта, которые существует у родителей, заинтересованных в образовании своих детей. Ставится конкретный вопрос: где следует искать социальный заказ на образование? Предъявлен выход из сложившейся ситуации - диалог школы и родителей, а также показана причина неготовности школы и родителей к такому диалогу. Основанием двустороннего диалога со школой выступает отсутствие субъектной позиции родителей. Она может сформироваться при условии их включенности в проектирование новых практик образования. Должно сформироваться родительство как влиятельный гражданский образовательный институт.
Ключевые слова: диалог, субъектная позиция родителей, гражданский образовательный институт, родительская элита, практики образования, способы взаимодействия, включенность в проектирование
Для цитирования: Игнатович С.С. Вопросы по проблеме определения приоритетов и содержания взаимодействия школы и родителей в современной ситуации и в общем контексте модернизации образования. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 2. № 4. С. 41-45. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-41-45
Svetlana S. Ignatovich
Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: [email protected]
ISSUES ON THE PROBLEM OF DETERMINING PRIORITIES AND CONTENTS OF INTERACTION OF SCHOOL AND PARENTS IN THE MODERN SITUATION AND IN THE GENERAL CONTEXT OF EDUCATION MODERNIZATION
Annotation. The article discusses the issues of determining and substantiating the priorities and content of interaction between the school and parents in the modern situation and in the general context of modernization of education. It is shown that the position taken by parents in the process of educating their children is contradictory. There has been an increase in the number of parents who do not connect the prospects of children's education with the fact of a child attending a comprehensive school. The reason for this contradiction is explained, consisting in the fact that for a long time, parents were virtually deprived of the opportunity to influence the education of the child in school. Shown are two options that exist for parents interested in educating their children. The specific question is posed: where should one look for a social order for education? A way out of this situation is presented - a dialogue between the school and parents, and also the reason for the unpreparedness of the school and parents for such a dialogue is shown. The basis of the bilateral dialogue with the school is the lack of subjective position of parents. It can be formed if they are included in the design of new educational practices. Parenthood should be formed as an influential civic educational institution.
Keywords: dialogue, subjective position of parents, civic educational institution, parent elite, educational practices, methods of interaction, inclusion in design
For citation: Ignatovich S.S. Issues on the problem of determining priorities and contents of interaction of school and parents in the modern situation and in the general context of education modernization. Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. № 2. P. 41-45. (In Russ., abstr. in Engl.).
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-41-45 (In Russ., abstr. in Engl.)
События, происходящие в отечественной системе образования, объединенные общим понятием «модернизация» едва ли могут быть истолкованы однозначно.
С одной стороны С другой стороны
Всеобщее упование на ведущую роль образования в развитии современного российского общества Фактическое превращение образования в сферу услуг, обслуживающую интересы отдельных социальных групп
Оптимистичное ожидание появления гражданских образовательных институтов, чей образовательный заказ и возможности сотрудничества наконец-то определят школе достойное место в обществе Бюрократизированная система управления, сводящая к минимуму возможности развития
В этой противоречивой ситуации позиция, которую занимают родители в процессе образования своих детей, также крайне противоречива.
Дать своему ребенку достойное образование - это значимая цель для возрастающего числа родителей.
В то же время возрастает доля родителей, которые в принципе не связывают перспективы образования детей с фактом посещения ребенком общеобразовательной школы.
Объясняя причины этого противоречия, можно долго рассуждать о конкурентной борьбе школы с другими социальными образовательными институтами. Репетиторство - один из ярких примеров.
Однако проблема видится нам в другом. На протяжении всей истории российской школы родители фактически были лишены возможности оказывать влияние на образование ребенка в школе, вторгаясь при этом в святая святых - в определении целей «содержания образования» ребенка. Фактически у родителей, заинтересованных в образовании своих детей, существует два варианта:
I. По возможности не соприкасаясь со школой давать ребенку образование в соответствии со своим представлением о нём. Средства сегодня разнообразны:
- наймы репетиторов;
- семейное образование (гувернеры);
- довузовская подготовка непосредственно при вузе и др.
II. Умерив свои амбиции, полностью довериться школе в выборе цели и средств образования и оказывать ей посильную поддержку
ИI и II варианты не решают проблемы самой школы.
В первом случае это более чем очевидно. Во втором - следует признать, что школа сегодня столь же несвободна в определении целей и содержания образования, как и сами родители, а родительская плата не играет решающей роли в условиях, когда основная часть ресурсов централизованно распределяется государством без учета реальных образовательных потребностей детей и их родителей.
В итоге ситуация выглядит парадоксальной: родители не оказывают никакого влияния на ресурсное обеспечение школы да и образовательного заказа по сути не предъявляют. Где же в таком случае следует искать этот загадочный социальный заказ на образование?
Выходом из сложившейся тупиковой ситуации может стать диалог школы и родителей, в ходе которого они совместно будут решать какое именно образование нужно ребенку и как оптимально воспользоваться теми ресурсами, которые гарантированы ребенку как обеспечение его конституционного права на образование.
Однако нельзя не признать, что ни школа, ни родители сегодня к такому диалогу не готовы.
Неготовность родителей характеризуется отсутствием у них субъектной позиции как основания двустороннего диалога со школой.
В наших исследованиях мы проанализировали спектр всевозможных позиций, который может занимать родитель в отношении школы.
В результате предпринятого анализа мы пришли к выводу, что субъектная позиция родителей может целенаправленно формироваться лишь при условии их включенности в проектирование новых практик образования, отвечающих научным представлениям о ведущей роли образования в самореализации личности.
При этом возникает необходимость определения эффективных способов участия самих родителей в образовательном процессе. Бытуют представления о том, что родители реализуют свою функцию, воспитывая детей и, тем самым, помогая школе в решении педагогических задач. Становление современной семьи выступает в новом качестве субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка [1]. Вопреки этому реалии современности подсказывают: образовательная деятельность родителей уже выходит за границы собственного семейного воспитания и вторгается в области общественного управления образованием и образовательной политики. Другими словами, родитель-ство должно выйти за пределы чисто социально-психологического феномена и сформироваться как влиятельный гражданский образовательный институт.
В современных публикациях по данной проблеме, как и в высказываниях самих педагогов, часто присутствуют суждения о том, что родители в силу целого ряда причин не являются той реальной силой, которая способна стать гражданским образовательным институтом. При этом родителям делегируется определенная доля участия в работе попечительских и управляющих советов школ. Позволим себе следующие утверждения: для вынесения окончательного вердикта о возможности участия родителей в общественно-государственном управлении образованием необходимы достаточно глубокие исследования по данной проблеме, которые по нашим данным в настоящее время отсутствуют.
Представляется очевидным, что без целенаправленной работы по повышению гражданского потенциала родительства, формированию родительской элиты и разработки новых способов взаимодействия с этой элитой, любые высказывания об ограниченных возможностях родителей в проектировании образовательного маршрута ребенка едва ли могут считаться состоятельными.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Гребенникова В.М., Бондарев П.Б., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Семья как субъект проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка: аспект инклюзии DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-22-31
REFERENCES
1. Grebennikova V. M., Bondarev P. B., Ignatovich V. K., Ignatovich S. S. Family as a subject of designing an individual educational trajectory of a child: inclusion aspect DOI: 10.17748 / 2075-9908-2019-11-6 / 1-22-31
Информация об авторе: Игнатович Светлана Сергеевна, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: [email protected]
Поступила: 01.04.2020 После доработки: 14.04.2020 Принята к публикации: 25.04.2020
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Svetlana S. Ignatovich, Cand. ped Sciences, Assoc. FSBEI of the «Kuban State University» Krasnodar, Russia
ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: [email protected]
The paper was submitted: 01.04.2020
Received after reworking: 14.04.2020
Accepted for publication: 25.04.2020
The author have read and approved the final manuscript.