Научная статья на тему 'Вопросы первобытного искусства Дагестана в трудах М. Г. Гаджиева'

Вопросы первобытного искусства Дагестана в трудах М. Г. Гаджиева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы первобытного искусства Дагестана в трудах М. Г. Гаджиева»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2011. № 4. С. 86-89.

М.М. Маммаев ВОПРОСЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА ДАГЕСТАНА В ТРУДАХ М.Г. ГАДЖИЕВА

Магомед Гаджиевич Гаджиев был ученым широких и разносторонних научных интересов. В его исследованиях значительное место занимает разработка важнейших проблем хозяйственно-экономического и культурно-исторического развития населения, обитавшего на территории Дагестана в эпохи неолита, энеолита и бронзового века.

В процессе становления и развития первобытного общества, в его социальном прогрессе, как показано в работах М.Г. Гаджиева, наряду с земледелием и скотоводством существенную роль играли различные отрасли ремесла и промыслов, а также межобщинный обмен. Уровень их развития служит одним из показателей развития производительных сил и соответственно достигнутого общественного прогресса в целом. Как верно подчеркивал Магомед Гаджиевич, «хорошо известно, что металлопроизводство, гончарное дело и другие производства (в Дагестане. - Авт.) довольно рано переросли из домашних промыслов в самостоятельные отрасли экономики, удовлетворявшие первоначально потребности общины, а со временем, отделившись от земледелия, превратились в специализированные ремесла» (Гаджиев М.Г., 1984. С.3).

Как показатель расцвета художественной обработки металла в эпоху бронзы рассматривал Магомед Гаджиевич многочисленные бронзовые украшения с довольно богатой и выразительной орнаментальной отделкой, происходящие из Великентского и других могильников Дагестана (ГаджиевМ.Г., Кореневский С.Н., 1984. С.7-27).

Металлические украшения эпохи бронзы, среди которых встречаются и отдельные изделия из золота, изготовлены с применением ряда сложных для того времени технических и декоративных приемов - литья по восковой модели, чеканки, тиснения, обточки, полировки. По мнению Магомеда Гаджиевича, изделия эти отражают художественные вкусы и эстетические пристрастия людей далекого от нас прошлого.

В первобытную эпоху ремесло и искусство были взаимосвязаны: прикладное искусство вырастало на основе высокоразвитого ремесленного производства. В различных изделиях практического, бытового назначения эстетическое и утилитарное слиты, утилитарная, практическая целесообразность вещи превалирует над эстетическим началом.

Одна из самых ранних работ М.Г. Гаджиева посвящена описанию, классификации, технике изготовления и выяснению особенностей декоративной отделки бронзовых стержневых булавок с разнообразными навершиями из Гинчинского могильника эпохи средней бронзы (конец III - первая пол. II тыс. до н.э.) (Гаджиев М.Г., 1964. С.185-189). На основе их анализа был сделан важный вывод о том, что в горном Дагестане задолго до сложения каякентско-хорочоевской культуры эпохи поздней бронзы существовал местный очаг металлургии и металлообработки (Гаджиев М.Г., 1964. С.189; 1984. С.3).

Вопросы развития древней металлургии и металлообработки в Дагестане М.Г. Гаджиев разрабатывал и впоследствии в ряде своих работ (Гаджиев М.Г., 1984. С.3-6; 1986. С.32-49; 1987. С.6-13; Гаджиев М.Г., Кореневский С.Н., 1984, С.7-27). Они довольно подробно освещены в монографии «Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа» (Гаджиев М.Г., 1991. С.215-228) и в отдельных разделах «Истории Дагестана с древнейших времен до конца ХУв.» (Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р., 1996. С.62-66, 72-73, 81-85), написанной в соавторстве с О.М. Давудовым и А.Р. Шихсаидо-вым, а также в первом томе двухтомной «Истории Дагестана с древнейших времен до наших дней» (История Дагестана..., 2004. С.58-62, 68-69, 79-82, 85-90), вышедшем в Москве в издательстве «Наука» уже после кончины Магомеда Гаджиевича.

Исследования М.Г. Гаджиева по древней металлургии и металлообработке, а также накопленные к настоящему времени археологические материалы позволяют не только

охарактеризовать состояние и уровень развития металлообработки как одного из ведущих отраслей древнего ремесла, но и проследить становление и развитие на протяжении многих веков художественной обработки металла как одного из важнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Развитию каменной монументальной скульптуры в Дагестане в эпоху бронзы (начало II тыс. до н.э.) посвящена наша совместная с Магомедом Гаджиевичем статья «Каменное антропоморфное изваяние из Экибулака» (Гаджиев М.Г., Маммаев М.М., 1977. С.52-57. Рис.1). Подробное изучение экибулакской антропоморфной статуи, в которой воплотился древнейший образ матери-прародительницы, позволило сделать заключение о том, что «зародившись как и в разных частях Кавказа и Предкавказья, Крыма, Северного Причерноморья и Западной Европы, относительно рано, еще в бронзовом веке, с целью увековечить образ человека в памятниках искусства, монументальная каменная скульптура в Дагестане продолжала развиваться и в последующие эпохи. Достижения дагестанских племен в этой области не прошли бесследно. Они были восприняты и использованы впоследствии, при изготовлении позднейших надмогильных памятников» (Гаджиев М.Г., Маммаев М.М., 1977. С.57).

М.Г. Гаджиев в своих работах рассматривает и скульптуру малых форм. Характеризуя идеологические воззрения раннеземледельческих племен Северо-Восточного Кавказа, он верно отмечает редкость антропоморфной и зооморфной малой скульптуры среди исследованных дагестанских памятников бронзового века, в отличие от памятников раннеземледельческих племен Евразии (Восточное Средиземноморье, Балканы, Северное Причерноморье, Ближний и Средний Восток), у которых зооантропоморфные статуэтки получили широкое распространение. В Дагестане таких статуэток обнаружено единицы (в курганном могильнике Катарагачтапа близ г. Дербента, на Великентском втором, Дже-микентском и Дербентском поселениях). Редкость зооморфной и антропоморфной скульптуры малых форм М.Г. Гаджиев считал одной из характерных специфических особенностей раннеземледельческой культуры энеолита и ранней бронзы СевероВосточного Кавказа (Гаджиев М.Г., 1991. С.219).

Исследованию древнейшего искусства Дагестана Магомед Гаджиевич посвятил специальную статью «К изучению искусства ранних земледельцев Дагестана», опубликованную в сборнике статей «Памятники древнего искусства Дагестана» (Гаджиев М.Г., 1990. С.11-29). В этой работе подробно анализируются различные произведения искусства периода энеолита - ранней бронзы, т.е. У-Ш тыс. до н.э. Это антропоморфная скульптура малых форм из кургана Катарагачтапа, из Великентского второго, Джемикентского и Дербентского поселений, отдельные керамические сосуды со своеобразной и оригинальной декоративной отделкой рельефными орнаментальными композициями, а также наскальные изображения, представляющие собой особый вид древнейшей изобразительной деятельности, позволяющей «понять мировоззрение, эстетические представления древних людей, их взгляды на окружающий мир и вселенную» (Окладников А.П., Мартынов А.И., 1972. С.5).

Особенно подробно рассматривает Магомед Гаджиевич орнаментацию керамических сосудов, происходящих из Великентского могильника и поселения, а также Кая-кентского и Чиркейского поселений, так как в художественном творчестве древнейших обитателей Дагестана орнамент занимал важное место.

Магомед Гаджиевич в своих работах, посвященных искусству раннеземледельческих племен Дагестана, делает важные теоретические обобщения, опираясь при этом на достижения отечественных и зарубежных археологов в деле изучения первобытного искусства. Он пишет о том, что «орнаментальное искусство раннеземледельческих племен соответствовало стилю жизни оседлоземледельческих племен, характеризуемой определенной упорядоченностью, ритмичностью, связанными с особенностями нового земледельческо-скотоводческого хозяйства. В эпоху присваивающего хозяйства орнамент не имел такого широкого распространения, как в период производящего хозяйства. Орнамент занял ведущее место в искусстве лишь у древних земледельцев. Как искусство аб-

страктное и условное, он значительно отличается от «натурализма» палеолитической живописи. В этом можно усмотреть в определенной мере преодоление в раннеземледельческом искусстве, характеризуемом активным аналитическим восприятием природы, а не копированием ее, прежней слитности человека с природой и неразвитости его сознания. Вместе с тем орнаментальное искусство ранних земледельцев не настолько абстрактно, чтобы не видеть за ним способности их создателей выражать свои эмоции, чувства и мировосприятие» (ГаджиевМ.Г., 1990. С. 18.).

Весьма интересны наблюдения М.Г. Гаджиева относительно семантики, т.е. смыслового значения орнамента керамических сосудов бронзового века. Он считал, что «вертикальное членение мира на ярусы, как на трипольской керамике, обозначают сосуды с четко выделенной гладкой верхней частью (небо) и грубо обмазанным туловом (земля), разделенных рельефным валиком, широко распространенные на Северо-Восточном Кавказе в эпоху бронзы, или же гладкостенные сосуды - горшки с цилиндрической горловиной (небо), отделенной от тулова (земли) перегибом, от которого вершиной вниз свисают треугольники, валики, связываемые обычно с водой, дождем, а пояс из треугольников вершинами вверх на сосудах из Великента и Карабудахкента - небесную воду» (Гаджиев М.Г, 1990. С.21).

Особое внимание в последние годы жизни М.Г. Гаджиева привлекали чрезвычайно выразительные и яркие орнаментальные композиции из многовитковых спиралей, концентрических кругов по сторонам центральной, сильно стилизованной фигуры, напоминающей антропоморфное изображение со спиральными завитками по бокам. А на концах орнаментального фриза находятся своеобразные двойные крючки (Гаджиев М.Г., 1990. С.20. Рис.10; С.22. Рис.11; История Дагестана., 2004. илл. на С.88-89). Такой рельефный орнамент представлен на крупных сосудах для хранения припасов, происходящих из Каякентского, Мамайкутанского поселений, Великентских могильника и поселения. Магомед Гаджиевич связал его с культом плодородия (Гаджиев М.Г., 1990. С.21-22).

К числу важнейших разработок Магомеда Гаджиевича, касающихся первобытного искусства Дагестана, относится положение о том, что выявление в Дагестане - одном из важнейших раннеземледельческих очагов Кавказа - многочисленных наскальных изображений с большим числом аграрной символики позволяет говорить о значительной роли и важном месте этого вида художественного творчества в духовной жизни раннеземледельческих племен. Отсутствие у ранних земледельцев Дагестана традиции производства расписной художественной керамики, а также зооантропоморфной скульптуры малых форм компенсировалось, по-видимому, теми возможностями, которые представляло древнему земледельцу для «самовыражения» искусство наскального рисунка (Гаджиев М.Г., 1990. С.27).

Вне поля научных интересов Магомеда Гаджиевича не осталась и древняя архитектура Дагестана. Она довольно подробно освещена в содержательной статье «Поселения и жилища Дагестана эпохи ранней бронзы (к истории древней архитектуры)» (Гаджиев М.Г., 1989. С.23-40), а также в четвертой и шестой главах монографии «Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа» (Гаджиев М.Г., 1991. С. 171-176, 229). Тщательное изучение поселений эпохи раннего металла Северо-Восточного Кавказа привело Магомеда Гаджиевича к выводу о том, что в раннебронзовом веке в Дагестане существовала достаточно развитая строительная традиция и выработанные принципы планировки как отдельных домостроений, так и поселения в целом. Основным элементом этой архитектуры являлось круглопланное помещение с плоской кровлей, центральным, углубленным в пол круглым стационарным очагом и лавкой, расположенной вдоль стены. К нему примыкала входная камера овальной или прямоугольной формы, в которой находилась двухчастная печь с горизонтально расположенными топочной и обжигательной камерами. В горной зоне основным строительным материалом являлся камень, который нередко использовался и в равнинной зоне. Но здесь более распространены дома типа землянок, полуземлянок, легких наземных построек, имевшие также круглопланную форму (Гаджиев М.Г., 1991. С.229).

Значение работ М.Г. Гаджиева по первобытному искусству определяется тем, что в них нашли глубокое освещение важнейшие вопросы древнейшего этапа истории искусства Дагестана, охватывающего период в несколько тысяч лет. Эти работы позволяют составить конкретное представление о состоянии и уровне развития древнейшего художественного творчества населения, обитавшего на территории Дагестана в глубокой древности, а также определить место и значение искусства в их духовной жизни. М.Г. Гаджи-ев заложил прочные основы для дальнейшего всестороннего изучения первобытного искусства Дагестана.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гаджиев М.Г., 1964. О бронзовых булавках Дагестана эпохи бронзы // СА. № 4.

2. Гаджиев М.Г., Маммаев М.М., 1977. Каменное антропоморфное изваяние из Экибулака // Древние памятники Северо-Восточного Кавказа. Махачкала.

3. Гаджиев М.Г., 1984. К изучению древних производств в Дагестане // Древние промыслы, ремесло и торговля в Дагестане. Махачкала.

4. Гаджиев М.Г., Кореневский С.Н., 1984. Металл Великентской катакомбы // Древние промыслы, ремесла и торговля в Дагестане. Махачкала.

5. Гаджиев М.Г., 1986. О древней металлообработке в Дагестане // 8Ш&а ргае-Ы81ог1са. София.

6. Гаджиев М.Г., 1987. Древние очаги металлообработки в Дагестане // КСИА. Вып.192.

7. Гаджиев М.Г., 1989. Поселения и жилища Дагестана эпохи ранней бронзы (к истории древней архитектуры) // Древняя и средневековая архитектура Дагестана. Сб. статей. Махачкала.

8. Гаджиев М.Г., 1990. К изучению искусства ранних земледельцев Дагестана // Памятники древнего искусства Дагестана. Махачкала.

9. Гаджиев М.Г., 1991. Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа. М.

10. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р., 1996. История Дагестана с древнейших времен до конца ХУ в. Махачкала.

11. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Т.1. 2004. М.

12. Окладников А.П., Мартынов А.И., 1972. Сокровища томских писаниц. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.