Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПЕРЕНОСА ТРЕНИРОВАННОСТИ МЕТАТЕЛЕЙ МОЛОТА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ "ФЕНОМЕНА ПАССИВНОЙ АКТИВАЦИИ"'

ВОПРОСЫ ПЕРЕНОСА ТРЕНИРОВАННОСТИ МЕТАТЕЛЕЙ МОЛОТА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ "ФЕНОМЕНА ПАССИВНОЙ АКТИВАЦИИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ / ПЕРЕНОС ТРЕНИРОВАННОСТИ / МЕТАНИЕ МОЛОТА / ТЕОРИЯ ДОМИНАНТЫ / ФЕНОМЕН ПАССИВНОЙ АКТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарчук Анатолий Павлович

Проблема переноса тренированности является центральной не только в легкоатлетических метаниях, но и в целом в теории и методике физического воспитания. Объясняется это тем, что во всех случаях, когда в тренировочном процессе используется некоторое количество упражнений, между ними образуются взаимосвязи и взаимовлияния. Причем эти взаимосвязи и взаимовлияния могут быть как положительными, так и отрицательными. В статье приводится научно обоснованный комплекс тренировочных упражнений для метателей молота, основанный на эффекте положительного переноса навыков. Показано проявление принципа доминанты в динамике спортивных результатов метателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарчук Анатолий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF TRAINING TRANSFER OF HAMMER THROWERS OF HIGH QUALIFICATION USING THE "PASSIVE ACTIVATION PHENOMENON"

The problem of transferring fitness is central not only in athletics throwing, but in general in the theory and methodology of physical education. This is explained by the fact that in all cases when a certain amount of exercises is used in the training process, interrelationships and mutual influences are formed between them. Moreover, these interrelationships and mutual influences can be both positive and negative. The article provides a scientifically based set of training exercises for hammer throwers, based on the effect of positive transfer of skills. The manifestation of the dominant principle in the dynamics of sports results of throwers is shown.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПЕРЕНОСА ТРЕНИРОВАННОСТИ МЕТАТЕЛЕЙ МОЛОТА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ "ФЕНОМЕНА ПАССИВНОЙ АКТИВАЦИИ"»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ВОПРОСЫ ПЕРЕНОСА ТРЕНИРОВАННОСТИ МЕТАТЕЛЕЙ МОЛОТА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «ФЕНОМЕНА ПАССИВНОЙ АКТИВАЦИИ»

А.П. БОНДАРЧУК, г. Камлупс, Канада

Аннотация

Проблема переноса тренированности является центральной не только в легкоатлетических метаниях, но и в целом в теории и методике физического воспитания. Объясняется это тем, что во всех случаях, когда в тренировочном процессе используется некоторое количество упражнений, между ними образуются взаимосвязи и взаимовлияния. Причем эти взаимосвязи и взаимовлияния могут быть как положительными, так и отрицательными. В статье приводится научно обоснованный комплекс тренировочных упражнений для метателей молота, основанный на эффекте положительного переноса навыков. Показано проявление принципа доминанты в динамике спортивных

результатов метателей.

Ключевые слова: теория и методика спортивной тренировки, перенос тренированности, метание молота, теория

доминанты, феномен пассивной активации.

ISSUES OF TRAINING TRANSFER OF HAMMER THROWERS OF HIGH QUALIFICATION USING THE "PASSIVE ACTIVATION PHENOMENON"

A.P. BONDARCHUK, Kamloops city, Canada

Abstract

The problem of transferring fitness is central not only in athletics throwing, but in general in the theory and methodology of physical education. This is explained by the fact that in all cases when a certain amount of exercises is used in the training process, interrelationships and mutual influences are formed between them. Moreover, these interrelationships and mutual influences can be both positive and negative. The article provides a scientifically based set of training exercises for hammer throwers, based on the effect of positive transfer of skills. The manifestation of the dominant principle in the dynamics

of sports results of throwers is shown.

Keywords: theory and methodology of sports training, transfer of fitness, hammer throw, dominant theory, the phenomenon

of passive activation.

Проблема взаимовлияния на организм различных действующих на него факторов интересовала специалистов еще в начале прошедшего столетия. Так, психофизиолог E.L.Тorndike считал, что положительный эффект взаимовлияния различных видов деятельности организма может осуществляться только в тех случаях, когда между этими видами деятельности имеются какие-либо совпадающие элементы (теория тождественных элементов) [24]. В советской теории физического воспитания данное положение отрицалось. В частности, абсолютное большинство спортивных теоретиков считало и считает по сей день, что средства общей физической подготовки создают

базу («фундамент») для средств специальной подготовки [7-9, 11-13, 15-18]. Данное мнение отражено в принципе единства средств общей и специальной подготовки, который до сих пор считается одним из основополагающих спортивно-педагогических принципов.

Следует сказать, что данный педагогический принцип начал внедряться в спортивную практику в результате поиска дополнительных средств тренировки, способствующих повышению уровня специальной тренированности и спортивных результатов. На основании этого принципа спортивными теоретиками создавались модельные характеристики спортсменов в конкретных видах спорта и раз-

личных уровней спортивного мастерства. Однако позднее выяснилось, что рост спортивных результатов в общеподготовительных упражнениях не всегда сопровождается ростом спортивных результатов в соревновательных упражнениях. Регулярно фиксировались случаи, когда, несмотря на рост результатов в выполнении общеподготовительных упражнений, спортивные результаты в соревновательных упражнениях не только не повышались, но и снижались.

Начиная с 80-х годов прошедшего столетия, многие специалисты начали отмечать, что положительный перенос тренированности со средств общей подготовки на средства специальной подготовки имеет место только на начальных уровнях спортивного мастерства [3-6, 11-13, 21-23]. В то же время, полученный экспериментальный материал, касающийся проблемы переноса тренированности в легкоатлетических метаниях, свидетельствует о том, что на всех уровнях спортивного мастерства существуют положительные взаимосвязи между результатами в метании облегченных, соревновательных и утяжеленных снарядов [3-5, 14, 21-23]. В связи с этим следует вспомнить мнение Ф.З. Меерсона, М.Г. Пшенниковой (1988) и В.Н. Платонова (1988), которые писали о «перекрестной адаптации». А также и о том, что положительные адаптационные изменения в организме, развитые в результате одной деятельности, могут оказывать положительное влияние на другую деятельность организма в случае, если между этими деятельностями существует общность в используемых ими физиологических структурах и функциях организма [11-13, 19]. Однако здесь же следует вспомнить, что В.Н. Платонов крайне невысоко оценивал применение эффектов «перекрестной адаптации» в практике спорта [11-13].

Необходимо констатировать, что существенный вклад в понимание проблемы переноса тренированности в спорте внесли научные работы, посвященные данной проблеме. Часть этих работ способствовала росту спортивных результатов советских спортсменов в легкоатлетических метаниях. Однако на современном этапе развития спорта необходимо рассматривать механизмы переноса тренированности не только на уровне взаимосвязей между различными двигательными показателями в применяемых средствах тренировки, но и на уровне взаимосвязей в коре головного мозга между различными комплексами нервных центров. При этом необходимо учитывать основные положения теории функциональных систем П.К. Анохина (1958, 1978) с добавлениями С.Е. Павлова (2010), согласно которой, каждое конкретное тренировочное упражнение является отдельно взятой функциональной системой [1, 2, 10]. Но при этом каждая из них характеризуется «пространственным расположением» по отношению друг к другу и, «отражаясь» в определенных комплексах нервных центров головного мозга, имеет свою «проекционную зону» в пределах центральной нервной системы (ЦНС). Все эти функциональные системы -тренировочные упражнения, выполняемые в рамках каждого тренировочного занятия, - взаимосвязаны между собой в пространственно-временном континууме тренировочного занятия и обеспечивают формирование определенных промежуточных и конечного результата тренировочной работы организма.

Учитывая вышесказанное, становится очевидным, что проблему переноса тренированности необходимо изучать на уровне коры головного мозга. Следует понимать, что изменения, происходящие в одних комплексах нервных центров, неизбежно влияют на функционирование других комплексов нервных центров, способствуя или препятствуя впоследствии росту спортивных достижений в применяемых упражнениях. Данная проблема не изучалась в теории и методике физического воспитания из-за отсутствия методов определения этих взаимосвязей. По нашему мнению, одним из таких методов может быть метод, основанный на выявленном нами «феномене пассивной активации». Этот феномен отображает некоторые механизмы взаимосвязей между различными функциональными системами (конкретными двигательными актами организма) на уровне коры головного мозга, где комплекс возбуждений в ЦНС, возникший в результате первой части тренировочного занятия, активирует комплексы нервных центров, участвующих в реализации второй части тренировочного занятия. Если иметь в виду легкоатлетические метания, то здесь речь идет об использовании на протяжении первой «бросковой» и второй «бросковой» частей тренировочного занятия снарядов разного веса. При этом предполагается, что повторная активация первого комплекса нервных центров происходит за счет генерализации возникшего очага возбуждения в процессе выполнения второй «бросковой» части тренировочного занятия и переноса тренированности на упражнения, выполняемые спортсменом в первой «бро-сковой» части. В результате этого на протяжении одного тренировочного занятия первый очаг активации активируется дважды (один раз активно, а другой - пассивно), а второй - только один раз (активно).

Повторная активация следовых явлений, оставшихся после выполнения первой «бросковой» части тренировочных занятий, может влиять на рост спортивных результатов в упражнениях, применяемых на протяжении второй «бросковой» части тренировочных занятий. Данное заключение лежит в основе гипотезы наших исследований, из которой следует, что в эксперименте вначале необходимо создать условия для проявления уже упомянутого нами «феномена пассивной активации» и лишь потом изучать вопросы переноса тренированности при использовании тех или иных упражнений. В случае легкоатлетических метаний (и, в частности, метания молота) речь идет об использовании на протяжении первой утренней части тренировочных занятий утяжеленных снарядов (8, 9 или 10 кг), а вечерних тренировочных занятий - облегченных снарядов (5 или 6 кг).

В проведенных нами исследованиях приняли участие 10 метателей молота высокой квалификации. Каждый из спортсменов поочередно участвовал в 6 экспериментах, т.е. было проведено 60 индивидуальных экспериментов. На протяжении каждого из проведенных экспериментов спортсмены использовали только один из вышеперечисленных утяжеленных снарядов в утреннем тренировочном занятии и один из вышеперечисленных облегченных снарядов в вечернем тренировочном занятии. Такое построение тренировочных занятий исключает возможность влияния других снарядов на динамику спортивных результатов в применяемых бросковых упражнениях.

В первом эксперименте спортсмены использовали на утреннем тренировочном занятии молот весом 8 кг, а вечернем - молот весом 6 кг. Во втором эксперименте на утреннем тренировочном занятии использовались снаряды 9 и 10 кг, а на вечернем тренировочном занятии -снаряд весом 5 кг. На протяжении «бросковых» частей тренировочных занятий спортсмены выполняли по 15 бросков утяжеленных или облегченных снарядов. Между «бросковыми» частями тренировочных занятий спортсмены использовали комплексы силовых упражнений. В каждом тренировочном занятии фиксировались лучшие результаты, продемонстрированные спортсменами.

В таблице 1 отображены данные о характере переноса тренированности с одних снарядов на другие по результатам проведенных 60 экспериментов.

Таблица 1

Число случаев роста, снижения или стабильности

(отсутствие изменений) результатов после окончания индивидуальных экспериментов

Представленные в таблице данные свидетельствуют о том, что в 56 случаях из 60 спортивные результаты повысились в метании утяжеленных снарядов и только в двух -в метании облегченных. В 39 случаях спортивные достижения снизились в облегченных снарядах и в 23 - остались на уровне личных достижений.

Наблюдаемое снижение спортивных результатов в 39 случаях в метании молота массой 6 и 5 кг дает основание предполагать, что повторная активация следовых явлений в ЦНС, оставшихся после первой «бросковой» части тренировочных занятий, ослабляет очаг возбуждения в ЦНС, возникший после выполнения второй «бросковой» части тренировочных занятий. «Суммация» этих возбуждений в ЦНС способствует росту спортивных результатов, прежде всего, в метании утяжеленных снарядов. Физиологический механизм такой «суммации» может быть связан с принципом доминанты, предложенным А.А. Ухтомским в первой половине ХХ в. [20]. Принцип

доминанты, по мнению А.А. Ухтомского, является одним из основных принципов работы нервных центров коры головного мозга. В нашем случае речь идет об очагах возбуждения в одних нейронных комплексах, которые могут усиливать работу других нейронных комплексов, затормаживая собственную активность. При этом следует учитывать, что в процессе выполнения конкретной работы организма всегда доминирует только один нейронный комплекс - тот, который «привязан» к осуществляемой организмом работе [1]. Именно с позиций теории доминанты могут быть объяснены полученные в наших исследованиях результаты.

Принципы доминанты должны быть использованы в процессе спортивного совершенствования метателей различной спортивной квалификации - в реализации положительного переноса тренированности со снарядов разных весов на снаряды соревновательных весов путем создания доминирующего очага возбуждения в ЦНС в том снаряде, в котором запланирован рост спортивных результатов. В этом случае одни снаряды будут выступать в роли «жертв», умышленно принесенных ради создания доминирующего очага возбуждения ЦНС, а другие -в роли «хищников», потребляющих данные «жертвоприношения», накапливая (суммируя) их с целью проявления эффекта положительного переноса тренированности. В нашем случае зафиксирован «феномен пассивной активации», при котором первый «очаг» возбуждения ЦНС (утренней «бросковой» части тренировочных занятий) был усилен вторым «очагом» возбуждения ЦНС (вечерней «бросковой» части тренировочных занятий), за счет чего и произошел рост спортивных результатов в метании утяжеленных снарядов и их снижение или отсутствие роста - в метании молота 5 и 6 кг.

Изложенный материал дает основание сделать следующие выводы:

1. Используемый нами комплекс тренировочных упражнений, состоящий из двух «бросковых» и одной силовой частей, способствует росту спортивных достижений (положительный перенос тренированности) в метании утяжеленного снаряда.

2. Отсутствие роста спортивных результатов в метании молота массой 5 и 6 кг в одних случаях и их снижение в других, видимо, объясняется проявлением принципа доминанты.

3. Чередование двух «бросковых» и одной силовой частей в утреннем и вечернем тренировочных занятиях создает условия для проявления «феномена пассивной активации».

4. «Феномен пассивной активации» является результатом повторной активации следовых явлений, оставшихся после выполнения «бросковых» частей утренних тренировочных занятий, - очагом возбуждения, возникающего в процессе выполнения «бросковых» частей вечерних тренировочных занятий.

Вес Рост Снижение Стабильность

снарядов результата результата результата

(кг) Число случаев

8 8 - 2

6 1 7 2

8 9 - 1

5 1 6 3

9 9 - 1

6 - 8 2

9 10 - -

5 - 6 4

10 10 - -

6 - 5 5

10 10 - -

5 - 7 3

Литература

1. Анохин, П.К. Внутреннее торможение как пробле- циональных систем. Избранные труды / П.К. Анохин. -ма физиологии / П.К. Анохин. - Москва: Медгиз, 1958 г. - Москва: Наука, 1978. - 399 с.

472 с. 3. Бондарчук, А.П. с соавт. Легкоатлетические мета-

2. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функ- ния. - Киев: Здоров'я, 1984. - 166 с.

С*)

4. Бондарчук, А.П. Перенос тренированности в легкоатлетическом спорте. - Киев: Шчлава, 1999. - 331 с.

5. Бондарчук, А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. - Москва: Олимпия-Пресс, 2007. - 270 с.

6. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.

7. Озолин, Н.Г. Тренировка легкоатлета. - Москва: Физкультура и спорт, 1949. - 220 с.

8. Озолин, Н.Г. Легкая атлетика. - Москва: Физкультура и спорт, 1965. - 450 с.

9. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт. - 1970. - 478 с.

10. Павлов, С.Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С.Е. Павлов. -МГАФК. - Малаховка, 2010. - 88 с.

11. Платонов, В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здо-ров'я, 1988. - 216 с.

12. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: ОЛ, 1997. - С. 554566.

13. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: ОЛ, 2004. - 807 с.

14. Матвеев, Е.Н., Зациорский, В.М. Скоростно-силовая значимость в метаниях в связи с выбором тренировочных

и контрольных отягощений. - Теор. и практ. физ. культуры, 1964. - № 8. - С. 24-28.

15. Матвеев, Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. - Москва: ФиС, 1964. - 248 с.

16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания. - Москва: ФиС, 1976. - 255 с.

17. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. -Москва: ФиС, 1977. - 280 с.

18. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 320 с.

19. Меерсон, Ф.З., Пшенникова, М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. - Москва: Медицина, 1988. - 253 с.

20. Ухтомский, А.А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. - СПб: Питер, 2002. - 448 с.

21. Bondarchuk, A.P. The System of training of Throwers. - Kiev: SV, 1992. - 142 p.

22. Bondarchuk, A.P. Transfer of training in sports. -Moscow: UAC, 2007. - Vol. 1. - 218 p.

23. Bondarchuk, A.P. Transfer of training in sports. -Moscow: UAC, 2010. - Vol. 2. - 166 p.

24. Thorndike, E.L., Woodworth, R.S. The influence of improvement in one mental function upon the efficiency of other functions: III. Functions involving attention, observation and discrimination. - Psychological Review, 1901. - No. 8 (6), pp. 553-564.

References

1. Anokhin, P.K. (1958), Internal inhibition as a problem of physiology, Moscow: Medgiz, 472 p.

2. Anokhin, P.K. (1978), Philosophical aspects of the theory of functional systems. Selected Works, Moscow: Nauka, 399 p.

3. Bondarchuk, A.P. et al. (1984), Athletics throwing, Kiev: Zdorov'ya, 166 p.

4. Bondarchuk, A.P. (1999), Fitness transition in Athletics, Kiev: Nichlava, 331 p.

5. Bondarchuk, A.P. (2007), Management of the training process of high-class athletes, Moscow: Olympia-Press, 270 p.

6. Vasilkov, A.A. (2008), Theory and methodology of physical education: textbook, Rostov na Donu: Phoenix, 381 p.

7. Ozolin N.G. (1949, Track and field athlete training, Moscow: Physical culture and sport, 220 p.

8. Ozolin N.G. (1965), Track and field athletics, Moscow: Physical culture and sport, 450 p.

9. Ozolin N.G. (1970), Modern sports training system, Moscow: Physical culture and sport, 478 p.

10. Pavlov, S.E. (2010), Physiological foundations of training qualified athletes: a textbook for students of universities of physical culture, Malakhovka: MGAFK, 88 p.

11. Platonov, V.N. (1988), Adaptation in sports, Kiev: Zdorov'ya, 216 p.

12. Platonov, V.N. (1997), General theory of training athletes in Olympic sports, Kiev: Oimpiyskaya literature, pp. 554-566.

13. Platonov, V.N. (2004), The system for training of athletes in Olympic sports, Kiev: Oimpiyskaya literatura, 807 p.

14. Matveev, E.N. and Zatsiorskiy, V.M. (1964), Speedpower significance in throwing in connection with the choice of training and control weights, Theoriya i praktica fizicheskoy kul'tury, no. 8, pp. 24-28.

15. Matveev, L.P. (1964), The problem of periodization of sports training, Moscow: FiS, 248 p.

16. Matveev, L.P. (1976), Theory and methodology of physical education, Moscow: FiS, 255 p.

17. Matveev L.P. (1977), Fundamentals of sports training. Moscow: FiS, 280 p.

18. Matveev, L.P. (1999), Foundations of the general theory of sports and the system of athletes' training, Kiev: Oimpiyskaya literatura, 320 p.

19. Meerson, F.Z. and Pshennikova, M.G. (1988), Adaptation to stressful situations and physical activity, Moscow: Medicina, 253 p.

20. Ukhtomskiy, A.A. (2002), Dominant. Articles of different years, 1887-1939. - SPb: Piter. 448 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Bondarchuk, A.P. (1992), The System for training of Throwers, Kiev: SV, 142 p.

22. Bondarchuk A.P. (2007), Transfer of training in sports, Moscow: UAC, vol. 1, 218 p.

23. Bondarchuk, A.P. (2010), Transfer of training in sports, Moscow: UAC, vol. 2, 166 p.

24. Thorndike, E.L. & Woodworth, R.S. (1901), The influence of improvement in one mental function upon the efficiency of other functions: III. Functions involving attention, observation and discrimination, Psychological Review, 8 (6), pp. 553-564.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.