Научная статья на тему 'Вопросы педагогического сопровождения физического совершенствования старшеклассников'

Вопросы педагогического сопровождения физического совершенствования старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилюгина Елена Иозовна, Ермолина Наталья Владимировна, Зинчук Нина Аркадьевна

Проблема физического совершенствования подрастающего поколения всегда являлась существенно важной на этапах общественного развития. Чёткое видение педагогом сущности физического совершенствования старшеклассников, его влияния на развитие их личности, позволит ему адекватно ориентироваться в целенаправленности логических воздействий, научно обоснованно осуществлять основные организационные, управленческие и педагогические воздействия, раскрывать школьникам необходимость занятий физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилюгина Елена Иозовна, Ермолина Наталья Владимировна, Зинчук Нина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы педагогического сопровождения физического совершенствования старшеклассников»

УДК 373.3/.5+372.016:796

Пилюгина Елена Иозовна

Старший преподаватель кафедры спортивных игр Астраханского государственного университета, pusik412@rambler.ru, Астрахань

Ермолина Наталья Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных игр Астраханского государственного университета, tomara-72_64@mail.ru, Астрахань

Зинчук Нина Аркадьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных игр Астраханского государственного университета, nina-zinchuk@mail.ru, Астрахань

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНА фИЗИЧЕСКОГО совершенствования старшеклассников

Аннотация. Проблема физического совершенствования подрастающего поколения всегда являлась существенно важной на этапах общественного развития. Чёткое видение педагогом сущности физического совершенствования старшеклассников, его влияния на развитие их личности, позволит ему адекватно ориентироваться в целенаправленности логических воздействий, научно - обоснованно осуществлять основные организационные, управленческие и педагогические воздействия, раскрывать школьникам необходимость занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, старшеклассники, физкультурная деятельность, воздействия педагога, индивидуальные возможности.

Pilugina Elena Iozovna

Older teacher sports games Astrakhan state university, pusik412@rambler.ru, Astrakhan

Ermolina Natalia Vladimirovna

Candidate of sciense, the state pedagogic chair sports games Astrakhan state university, tomara-72_64@mail.ru, Astrakhan

Zinchuk Nina Arkadievna

Candidate of sciense, the state pedagogic chair sports games Astrakhan state university, nina-zinchuk@mail.ru, Astrakhan

PROBLEMS OF PEDAGOGICAL CONVOY OF PHYSICAL PERFECTING OF SENIOR PUPILS

Resume. Problem of physical perfecting of oncoming generation have always been the important problem in different stages of social development. If the teacter realizes the physical perfecting of senior pupils, its influence to the personal development it gives him the possibility to orientate in purposefulness of logical action and to realize with scientific approach main organizational, managemental and pedagogical influences, to explain pupils the necessity of physical training and sport lessons.

Keywords: pedagogical convoy, senior pupils, physical training activity, pedagogical influence, individual possibilities.

Проблема физического совершенствования подрастающего поколения всегда являлась существенно важной на этапах общественного развития. Это связано с тем, что сложные социальные и природные условия

предъявляли серьезные требования к физической подготовке человека, который с раннего возраста испытывал потребность в увеличении своей силы, быстроты, ловкости, выносливости, приобретении жизненно

важных двигательных умений и навыков [5].

Различные научные подходы и рекомендации по физическому совершенствованию человека, излагавшиеся философами, педагогами, методистами на различных этапах социального развития, существенно обогатили представление и смысл физического совершенствования учащихся общеобразовательных школ и профессиональную подготовку учителей физической культуры, тренеров, инструкторов и позволили им учитывать это в педагогической практике [8].

«Физическое совершенствование» школьников - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие и формирование физической культуры личности в соответствии с социальными потребностями общества [1]. В таком случае школьная система физического воспитания - это множество взаимосвязанных педагогических элементов, образующих в своем единстве целостность, обеспечивающую последовательные действия педагога и ученика для достижения целей и задач физического совершенствования.

Однако в ходе анализа специальных литературных источников установлено, что недостаточно осмысленны некоторые аспекты структуры физического совершенствования старшеклассников общеобразовательной школы [2; 7; 9]. Чёткое видение педагогом сущности физического совершенствования старшеклассников, его влияния на развитие их личности, позволит ему адекватно ориентироваться в целенаправленности логических воздействий, научно - обоснованно осуществлять основные организационные, управленческие и педагогические воздействия, раскрывать школьникам необходимость занятий физической культурой и спортом.

Очевидно, что решение проблемы видится через педагогическое сопровождение физического совершенствования старшеклассников общеобразовательной школы.

Наличие множества определений подтверждает наше предположение, что в настоящее время в научной литературе отсутствует единое определение категории «сопровождение» применительно в учебновоспитательном процессе и, в частности, в процессе физического совершенствования школьников.

Исследователи отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности [см. напр., 2]. Более того, успешно организованное сопровождение открывает перспективы личностного роста. В педагогике сопровождение понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора, а любая программа сопровождения в педагогике представляет собой технологию разрешения проблем развития, обучения, совершенствования личности школьников.

Как всякая педагогическая система педагогическое сопровождение включает в себя следующие структурные компоненты: цель, задачи, методы, виды, принципы, этапы деятельности, формы ее реализации и прогнозируемый результат деятельности.

Педагогическое сопровождений, по нашему мнению, направлено на устранение или сглаживание одной из проблем современной педагогики, т.е. феномен сопровождения высвечивает и выявляет наиболее актуальные с точки зрения учёных проблемы образовательного процесса в целом и его отдельных элементов в частности.

Педагогическое сопровождение физического совершенствования старшеклассников общеобразовательной школы располагает к сотрудничеству, раскрытию физических, а так же и творческих возможностей учеников и учителей. Нами оно рассмотрено как система педагогических воздействий, которая даёт возможность старшеклассникам реализовывать и повышать свой физический и интеллектуальный потенциал, направленный на раскрытие и сохранение индивидуальности каждого.

Отсюда следует, что в качестве средств и приемов педагогического сопровождения физического совершенствования старшеклассников следует обозначить те, которые будут базироваться на его предпочтениях и личных интересах.

В современных условиях практически каждый старшеклассник, включённый в образовательный процесс, в той или иной мере нуждается в педагогическом сопровождении. Это обусловлено неоднородностью детей в классах по половому, социальному

62

Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2012

признакам, по психофизическим особенностям, разным уровням подготовленности и развития и т.д. Разработанные в литературе методы сопровождения детей требуют создания «института сопровождения», включающего в себя специально созданные службы сопровождения. Такой подход имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным сторонам можно отнести обращение внимания педагогической общественности на необходимость сопровождения, а к отрицательным - трудности в подготовке такого количества служб сопровождения (в первую очередь - экономических и организационных).

Мы считаем, что педагогическое сопровождение физического совершенствования старшеклассников через разработку содержательно-технологического обеспечения данной проблемы позволяет каждому учителю, взаимодействующему с учащимися на уроке, сопровождать каждого ребенка, развивая его жизненный потенциал.

Библиографический список

1. Бальсевич В. К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002.

2. Выдрин В. М. Физическая культура - вид культуры личности и общества (опыт историкометодологического анализа проблем). - Омск, 2003.

3. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.09.2005, № 1433-р).

4. Комков А. Г., Кириллова Е. Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 1. - С. 2-4.

5. Комков, А. Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста: автореф. докт. дис. -СПб., 2000.

6. Лубышева Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 2-6.

7. Фильченков Д. А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспита-

нии старшеклассников: автореф. канд. дис. - М., 1995.

8. Якимович В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования: автореф. докт. дис. д-ра пед. наук. - М., 2002.

9. Янсон Ю. А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.