Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПАРТНЕРСТВА БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ'

ВОПРОСЫ ПАРТНЕРСТВА БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / бизнес / интеграция / партнерство / инновационная экономика / education / business / integration / partnership / innovative economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светлана Викторовна Фрумина

Сотрудничество вузов и бизнеса сохраняет доминирующие позиции в современном образовании, которое проявляется в организации исследовательских кампусов, бизнес-инкубаторов, стажировок в бизнес-структурах и др. Тем не менее такое сотрудничество сопряжено с рядом проблем как со стороны бизнес-структур, так и со стороны академического сообщества, решение которых заключается в совершенствовании инструментария взаимодействия университетов и бизнеса, позволяющего усилить стимулы вовлечения в данный процесс заинтересованных пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PARTNERSHIP BETWEEN BUSINESS AND EDUCATION IN THE WORKS OF DOMESTIC AND FOREIGN RESEARCHERS

Cooperation between universities and business retains a dominant position in modern education, which is manifested in the organization of research campuses, business incubators, internships in business structures, etc. Nevertheless, such cooperation is fraught with a number of problems both from business structures and from the academic community, the solution of which is to improve the toolkit for interaction between universities and business, which makes it possible to strengthen incentives for involving interested users in this process.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПАРТНЕРСТВА БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24412/2414-3995-2021-2-327-329 © С.В. Фрумина, 2021

Научная специальность 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит; 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

ВОПРОСЫ ПАРТНЕРСТВА БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Светлана Викторовна Фрумина,

доцент Департамента общественных финансов Финансового факультета,

кандидат экономических наук, доцент Финансовый университет при Правительства РФ (101000, Москва, Малый Златоустинский переулок, д. 7, стр. 1)

E-mail: frumina@mail.ru

Аннотация. Сотрудничество вузов и бизнеса сохраняет доминирующие позиции в современном образовании, которое проявляется в организации исследовательских кампусов, бизнес-инкубаторов, стажировок в бизнес-структурах и др. Тем не менее такое сотрудничество сопряжено с рядом проблем как со стороны бизнес-структур, так и со стороны академического сообщества, решение которых заключается в совершенствовании инструментария взаимодействия университетов и бизнеса, позволяющего усилить стимулы вовлечения в данный процесс заинтересованных пользователей.

Ключевые слова: образование, бизнес, интеграция, партнерство, инновационная экономика.

ISSUES OF PARTNERSHIP BETWEEN BUSINESS AND EDUCATION IN THE WORKS OF DOMESTIC AND FOREIGN RESEARCHERS

Svetlana V. Frumina,

Associate Professor of the Department of Public Finance, Faculty of Finance, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation (101000, Moscow, Malyy Zlatoustinskiy pereulok, d. 7, str. 1)

Abstract. Cooperation between universities and business retains a dominant position in modern education, which is manifested in the organization of research campuses, business incubators, internships in business structures, etc. Nevertheless, such cooperation is fraught with a number of problems both from business structures and from the academic community, the solution of which is to improve the toolkit for interaction between universities and business, which makes it possible to strengthen incentives for involving interested users in this process.

Keywords: education, business, integration, partnership, innovative economy.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Фрумина С.В. Вопросы партнерства бизнеса и образования в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Вестник экономической безопасности. 2021;(2):327-9.

Высшие учебные заведения, столкнувшиеся в последние годы с вызовами современной экономики, в том числе связанные с необходимостью масштабной и стремительной трансформации в цифровой формат, лишний раз подтвердили свою состоятельность в качестве важных участников инновационной экономики. Вынужденная цифровая адаптация позволила сформировать в вузах необходимую техническую базу, благодаря которой последние успешно интегрировались в цифровую среду и стали своего рода локомотивами приобретения новых знаний, столь необходимых реальному сектору экономики в целом и бизнесу в частности.

Партнерство университетов и бизнеса положительно влияет не только на создание образователь-

ной платформы с позиции предоставления рынку современных программ, подготовленных и мотивированных студентов, актуальных и востребованных профессий, но и позволяет перейти на новый этап развития университетов, именуемый четвертым поколением или «Университетом 4.0». Перечисленные аргументы позволяют говорить о необходимости и безусловной полезности развития партнерства между бизнесом и университетами, проявление которого заключается в реализации и внедрении научных разработок в практику, подготовке специалистов с высокой квалификацией и мотивацией, востребованных в бизнес-структурах.

В активизации развития науки и внедрении в практику научных разработок существенная роль

отводится государству, которое в лице органов законодательной и исполнительной власти разрабатывает нормативные правовые документы, способствует выделению финансирования на реализацию научных и образовательных проектов. Только на фундаментальные научные исследования, реализуемые до 2030 года в Российской Федерации выделено более 2 трлн рублей (в странах Европейского Союза составляет 550 млн евро).

В настоящее время наиболее востребованными являются направления, связанные с формированием фундаментальных научных знаний в области нано-технологий, компьютерных наук, клинической медицины и др.

В текущем 2021 году согласно плану мероприятий Года науки и технологий значительные усилия государства будут направлены на популяризацию российской науки; привлечение в исследовательские проекты не только университетов, но и частных организаций, исследовательских учреждений и ассоциаций; обеспечение взаимодействия университетов с бизнес-структурами; развитие международного сотрудничества; налаживание коммуникаций с профессиональным сообществом и др. Вместе с тем во многих отечественных и зарубежных работах раскрывается проблематика взаимодействия образования и бизнеса.

Интеграционное взаимодействие между научными организациями и бизнес-сообществом рассмотрено в трудах Гриненко С.В., Шудерова В.Е., Ключарева В.А., Попова М.С., Савинкова В.И., Саниной А.Г. и других российских исследователей, а также отражено в работах таких зарубежных исследователей как Sigrid Hedin, Hjalti Johannesson, Lukas Smas and Lise Smed Olsen, David Charles, Mihaela-Cornelia Dan, Wolfram Ressel.

В работе Гриненко С.В. [2], анализ которой представлен в работе отечественных исследователей детально освещаются проблемы эффективного взаимодействия профессионального образования, представленного вузами, и бизнеса. Подходя к анализу взаимодействия высших учебных заведений и бизнес-сообщества, автор детально исследует препятствия реализации образовательной реформы, основные из которых определяет как слабую интеграцию вузов в новую реальность и потребности социально-экономического развития.

Следующей, не менее интересной работой является труд нашего современника Шудегова В.Е. [1], посвященного интеграции науки и образования в целях инновационного развития. Шудегов В.Е. предлагает осуществлять модернизацию образования с учетом влияния инновационных изменений на потребности общества. Автор в качестве предложений для направлений взаимодействия предлагает рассматривать следующие вопросы: формирование профессиональных стандартов, согласованных с профессиональным сообществом; активная и своевременная переподготовка (переквалификация) сотрудников, позволяющая своевременно реагировать на происходящие изменения; формирование рейтингов вузов с учетом экспертного мнения представителей бизнес-сообщества и др.

В 2017 году коллективом авторов Института социологии РАН была издана монография, посвященная новым граням взаимодействия образования, науки и бизнеса. Работа достаточно обширно охватывает тематику взаимодействия университетов и бизнеса и содержит значимые результаты, рекомендуемые к внедрению в практическую деятельность. В частности, заслуживают одобрения разработанные коллективом авторов индикаторы, способствующие содействию научной кооперации вузов и бизнес-структур.

Вопросы инструментария взаимодействия образовательных организаций и бизнес-структур затрагиваются и в трудах зарубежных авторов. Так, в работе Sigrid Hedin, Hjalti Johannesson, Jon Moxnes Steineke, Eija-Riitta Niinikoski, Lukas Smas и Lise Smed Olsen [3] рассматривается механизм сотрудничества бизнеса и университетов шести стран: Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и Швейцарии. Авторы приводят примеры конкретных проектов, реализованных при взаимодействии университетов, представителей власти и бизнеса, а также успехи компаний, в становлении которых участвовали университеты.

Развитие университетов зарубежных стран, в частности Германии, представлено в работе Wolfram Ressel «Cooperation between Universities and Society, Business & Industry in Research and Innovation 2018» [4], где автор в исторической ретроспективе предлагает рассмотреть интеграцию образования в бизнес-процессы, начиная с 1803 года.

328

Вестник экономической безопасности

№ 2 /2021

Не менее интересной представляется работа Todd Davey, Prof. Dr. Thomas Baaken, Victoria Galan Muros и Arno Meerman [5], где взаимодействие университетов и бизнеса раскрывается через понятие University-Business Cooperation (UBC). Передача университетами знаний, умений и навыков в различные сферы экономической жизни общества и отрасли развития экономики, позволяет решать актуальные бизнес-задачи, возникающие в реальном секторе. Подобное взаимодействие также направлено на поддержку научно-исследовательской деятельности университетов и достаточно активно развивается в зарубежных вузах.

Кроме положительных результатов взаимодействия в работе значительное внимание уделяется проблемам интеграции бизнеса и образования, которые по мнению авторов могут быть решены только при условии комплексного решения, включающего различные сферы образовательной деятельности.

Из представленной выше информации очевидно, что вопросам взаимодействия образования и бизнеса уделяется пристальное внимание, которое проявляется в принятии нормативной правовой документации, создании инфраструктуры, формировании стимулов для сторон взаимодействия. Подобное взаимодействие позволяет не только укрепить партнерские отношения, но и способствует популяризации науки и образования, позволяет усилить практическую направленность обучения и востребованность выпускников вузов в бизнес-среде.

Литература

1. Аналитический вестник Совета Федерации. О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации. № 27 (683), 2017.

2. Гриненко С.В. Информационно-коммуникационные технологии в системе профессионального образования и рынка труда. Монография. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 152 с. http://www.aup.ru/ books/m1524/

3. Зверева Н.И., Сурова Н.Ю., Косов М.Е. Исследование тенденций развития негосударственного сектора в социальной сфере и формирования класса социальных предпринимателей как основы

социального проектирования процессов эффективного регионального развития России // Образование. Наука. Научные кадры, 2016. № 1. С. 136141.

4. Сурова Н.Ю., Косов М.Е. Инновационный подход к управлению процессами интеграции системы образования, вузовской науки и бизнеса для развития предпринимательской среды // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 6.

5. Сурова Н.Ю., Косов М.Е. Развитие методологии системного подхода к управлению образовательным комплексом как сложной экономической системой в современных условиях неравновесности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России, № 1. 2013.С. 67-72.

6. Косов М.Е. Кейнсианские сценарии макроэкономического равновесия // Кавказские научные записки. 2012. № 3. С. 118-126.

7. Косов М.Е. Латентные тенденции динамики экономических отношений // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 5. С. 132-136.

8. Косов М.Е. Нелинейность и внесистем-ность развития экономических отношений/Экономика и предпринимательство. 2014. № 11 (52). С. 54-63.

9. Косов М.Е. Перспективы формирования социально-ориентированной рыночной экономики // Вестник Финансового университета. 2015. № 2 (86). С. 29-37.

10. Sigrid Hedin, Hjalti Johannesson, Jon Moxnes Steineke, Eija-Riitta Niinikoski, Lukas Smas and Lise Smed Olsen. Interaction between higher education institutions and their surrounding business environment - Six Nordic case studies. NORDREGIO ELECTRONIC WORKING PAPER 2009:5.

11. Todd Davey, Prof. Dr. Thomas Baaken, Victoria Galan Muros, Arno Meerman. The State of European University-Business Cooperation Final Report -Study on the cooperation between Higher Education Institutions and public and private organisations in Europe. Science-to-Business Marketing Research Centre, 2011.

12. Wolfram Ressel. Cooperation between Universities and Society, Business & Industry in Research and Innovation 2018. Japanese-German Symposium, April 26th 2018, Tokyo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.