Библиографический список
1. Тепловые процессы и аппараты: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Процессы и аппараты» / А.И. Купреенко, В.И. Чащинов, Х.М. Исаев, И.Г. Свиридов. Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2018. 73 с.
2. Контейнер с ворошителем для приготовления компоста: пат. 111966 Рос. Федерация / Лу-мисте Е.Г., Панова Т.В., Панов М.В., Шмигирилов С.Н. - № 2011128828/13; заявл. 12.07.2011; опуб. i0.0i.20i2.
3. Миронов В.В. Исследования состава, свойств и размеров слоя компостируемой смеси // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2005. Т. 11, № 3. С. 762-768.
4. Лумисте Е.Г., Панов М.В. Теоретическое исследование процесса теплопроводности на поверхности устройства для приготовления компоста и утилизации тепла // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения. Брянск: Изд-во Брянская ГСХА, 2011. С. 51-55.
5. Лумисте Е.Г., Панов М.В. Устройство для приготовления компоста // Сельский механизатор. 2011. № 10. С. 26-27.
References
1. Teplovye processy i apparaty: uchebno-metodicheskoe posobie dlja samostojatel'noj raboty po discipline «Processy i apparaty» /A.I. Kupreenko, V.I. Chashhinov, H.M. Isaev, I.G. Sviridov. Brjansk: Izd-vo Brjanskij GAU, 2018. 73 s.
2. Kontejner s voroshitelem dlja prigotovlenija komposta: pat. 111966 Ros. Federacija / Lumiste E.G., Panova T.V., Panov M.V., Shmigirilov S.N. - № 2011128828/13; zajavl. 12.07.2011; opub. 10.01.2012.
3. Mironov V.V. Issledovanija sostava, svojstv i razmerov sloja kompostiruemoj smesi // Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2005. T. 11, № 3. S. 762-768.
4. Lumiste E.G., Panov M.V. Teoreticheskoe issledovanie processa teploprovodnosti na poverhnosti ustrojstva dlja prigotovlenija komposta i utilizacii tepla // Konstruirovanie, ispol'zovanie i nadezhnost' mashin sel'skohozjajstvennogo naznachenija. Brjansk: Izd-vo Brjanskaja GSHA, 2011. S. 51-55.
5. Lumiste E.G., Panov M.V. Ustrojstvo dlja prigotovlenija komposta // Sel'skij mehanizator. 2011. № 10. S. 26-27.
УДК 614:378 DOI: 10.52691/2500-2651-2021-88-6-64-71
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОГО ГАУ
On the Training Organization of First Aid to Victims in the Educational Institution on the Example of the
Bryansk GA U
Менякина А.Г., д-р с.-х. наук, доцент, Menyakina A.G.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» Bryansk State Agrarian University
Аннотация. В статье приводится обзор проблем организации обучения программам оказания первой помощи в образовательных организациях РФ, которые зачастую не соответствуют современным методическим подходам, принципам оказания первой помощи и действующему законодательству, а также качества ее реализации. По данным Росструда в 2020 году в сфере образования было зарегистрировано 10 несчастных случаев со смертельным исходом. В связи с этим тема оказания первой помощи в образовательных учреждениях педагогическими работниками очень актуальна. Четко сформулировано само понятие «первая помощь» ее цели и задачи, а также рассмотрены нормативно-правовые аспекты в области обучения первой помощи. Автор рекомендует привести методические материалы, используемые при обучении навыкам первой помощи в соответствие с современным российским законодательство и изучить практические пособия МЧС России по оказанию первой помощи и памятку об экстренной допсихологической помощи и привести пособия в соответствие с приведенными в них рекомендациями. Установлено, что все требования для организации проведения обу-
чения навыкам первой помощи в Брянском ГАУ соблюдены и обеспечены наличием специализированной учебной аудиторией с полным перечнем оборудования, программой обучения, которая адаптирована в том числе с применением дистанционных технологий, что весьма актуально в условиях пандемии и реализуется двумя инструкторами по обучению первой помощи, квалификация которых позволяет проводить данное обучение. По итогам 2021 года по программе обучения оказанию первой помощи в Брянском ГАУ прошли повышение квалификации более 200 человек профессорско-преподавательского состава.
Abstract. The article provides an overview of the problems of organizing the programs of the first aid training in educational organizations of the Russian Federation, which often do not correspond to modern methodological approaches, principles of first aid and current legislation, as well as the quality of its implementation. According to the Federal Labour and Employment Service (Rostrud) in 2020 ten fatal accidents were registered in education. In this regard, the issue of teaching staff skills in first aid is very relevant. The very concept of "first aid", its goals and objectives are clearly formulated, as well as regulatory and legal aspects in the field of first aid training are considered. The author recommends to bring the methodological materials used in developing first aid skills into compliance with modern Russian legislation and to study the practical manuals of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters on first aid and the written rules of behaviour on emergency pre-psychological assistance, and to bring the manuals in line with the recommendations given in them. It has been established that all the requirements for the organization of first aid training in the Bryansk State Agrarian University are met and provided with a specialized classroom with a full list of equipment, a training program that is adapted, including the use of remote technologies, which is very relevant in the conditions of a pandemic and is implemented by two first aid instructors, qualified enough to carry out the training. According to the results of 2021, more than 200 people of the teaching staff underwent the training on the first aid program at Bryansk State Agrarian University.
Ключевые слова: первая помощь, несчастный случай, обучение навыкам оказания первой помощи пострадавшим.
Key words: first aid, accident, first aid training.
Одной из важных медицинских и социальных проблем является внезапная смерть. По данным ВОЗ в настоящее время на один миллион населения в неделю внезапно умирает 30 человек. Важнейшими причинами внезапной смерти являются травмы и «внезапная сердечная смерть». При травмах и клинической смерти, вызванной остановкой сердца, оказание первой помощи, включая проведение сердечно-легочной реанимации, в ряде случаев способно сохранить жизнь и здоровье пострадавших. Большинство мероприятий первой помощи должно выполняться немедленно, т.к. остановка дыхания и сердечной деятельности, а также кровопотеря быстро приводят к выраженным нарушениям в организме и гибели пострадавшего либо на месте происшествия, либо в дальнейшем от поздних осложнений. Выполнить мероприятия сердечно-легочной реанимации и остановку кровотечения могут очевидцы происшествия и сотрудники спасательных служб, т.к. никакая система оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе не в состоянии обеспечить мгновенное прибытие машины скорой медицинской помощи на место происшествия. Особое значение это имеет в России, где прибытие машины скорой медицинской помощи по ряду причин зачастую отсрочено на десятки минут. Однако сложившаяся в России ситуация показывает, что в настоящее время первая помощь пострадавшим практически не оказывается.
По данным Росструда в 2020 году в сфере образования было зарегистрировано 10 несчастных случаев со смертельным исходом. Несчастный случай может произойти как с обучающимся, так и с сотрудником образовательной организации в любое время и в любом месте, зачастую вдали от медицинских учреждений и квалифицированных врачей, которые могли бы оказать ему необходимую помощь. В связи с этим тема оказания первой помощи в образовательных учреждениях педагогическими работниками очень актуальна. Студент, находясь в стенах образовательного учреждения, ежедневно подвергается различным опасностям: он может подавиться пищей в столовой, получить ожог или травму на лабораторных и практических занятиях. Помимо этого, вследствие различных причин у обучающегося может остановиться сердце и отсутствовать дыхание, то есть наступить острое неотложное состояние, при котором ему будет необходимо немедленно оказать помощь. В связи с этим встает целый ряд вопросов: что должен делать преподаватель в экстренной ситуации, когда студент, к примеру, перестал дышать или у него кровотечение, а медицинский работник отсутствует или находится далеко от места происшествия? Как руководству образовательной организации подготовить своих сотрудников к чрезвычайным ситуациям такого характера? Может ли педагогический ра-
ботник оказывать студенту первую помощь без согласия его родителей? И, наконец, существует ли универсальный алгоритм оказания первой помощи и что он из себя представляет?
Для начала определимся с самим понятием «первая помощь».
Первая помощь - это вид помощи, оказываемый на месте происшествия при травмах и неотложных состояниях лицами, не имеющими медицинского образования, до прибытия бригады скорой медицинской помощи.
Цель оказания первой помощи заключается в поддержании жизненно важных функций пострадавшего путем временного устранения или уменьшения выраженности причин, угрожающих жизни, и в предупреждении развития тяжелых осложнений до прибытия медицинского работника. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о лечении пострадавшего, а о проведении мероприятий, позволяющих поддержать основные жизненные функции организма в этот критический для него момент и не дать пострадавшему умереть. Подразумевается проведение только тех мероприятий, без которых жизнь пострадавшего остается под угрозой.
На сегодняшний день утверждено и издано большое число нормативных документов, программ обучения, учебной и методической литературы, которые не соответствуют друг другу, а зачастую и современным принципам оказания первой помощи и действующему законодательству.
В частности, даже в рамках одного министерства могут существовать различные подходы к преподаванию первой помощи. Так анализ учебно-методических материалов, рекомендуемых региональными подразделениями МЧС России, показал следующее:
1. Отсутствие единообразия в методиках оказания первой помощи, рекомендованных в пособиях. Примером могут служить разные рекомендации по проведению сердечно-легочной реанимации, приведенные ниже.
2. Использование в материалах различающихся, устаревших или не соответствующих современным нормативно-правовым актам терминов («доврачебная помощь», «первая медицинская помощь», «экстренная помощь», «неотложная помощь»), иногда даже в пределах одного документа.
3. Наличие в пособиях устаревших, либо опасных для пострадавшего рекомендаций по оказанию первой помощи (например, «...Если больной без сознания, необходимо принять меры, предупреждающие западение корня языка. В этом случае нужно выдвинуть ему нижнюю челюсть вперед, пальцами захватить язык и прикрепить его металлической булавкой к коже подбородка.»).
4. Наличие рекомендаций по оказанию первой помощи, выходящих за пределы установленных соответствующими нормативно-правовыми актами объемов. Например, использование медикаментов («.Полезно вместе с питьем дать больному 2 таблетки анальгина или аспирина, бутадиена и 1 таблетку димедрола, а также 20 капель корвалола, валокордина или кордиамина, настойки валерианы, таблетку валидола под язык.»), использование алкоголя («.дать обезболивающее (.водка 100-150г).»), и т.д.
5. Наличие рекомендаций по оказанию первой помощи, которые не являются общепринятыми и эффективность их является сомнительной.
6. Использование сложной медицинской терминологии («брадикардия», «цианоз», «пневмоторакс», «асептика») и т.д.
Наличие вышеперечисленных недостатков может уменьшить эффективность проводимых мероприятий, направленных на совершенствование системы первой помощи в России.
Другим примером может служить изучение школьной программы по обучению первой помощи. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам обучение школьников правилам оказания первой помощи должно проводиться в программах трех предметов: основы безопасности жизнедеятельности, физкультура и биология. Это уже создает предпосылки для отсутствия унифицированного подхода в обучении первой помощи, особенно при отсутствии системы подготовки и повышения квалификации по первой помощи преподавателей данных дисциплин. Кроме того, анализ действующих в России учебников по ОБЖ и учебников «Безопасность жизнедеятельности», используемых для образовательного процесса в ВУЗах показал, что они не только не соответствуют действующему законодательству и современным правилам оказания первой помощи, но даже не соответствуют друг другу. Говорить об унифицированной подготовке правилам оказания первой помощи в школе, а зачастую и высшей школе, таким образом, не приходиться. Поэтому ежегодно преподаватели сталкиваются с проблемой переобучения студентов по вопросам оказания первой помощи в соответствии новым стандартам.
Таким образом, нормативная база Российской Федерации содержит довольно много документов, регулирующих вопросы оказания первой помощи. Однако реальная картина ее организации не всегда соответствует массиву нормативных документов ее регулирующих.
Итак, разберемся какими законодательными актами регулируется вопрос оказания первой помощи обучающемуся в образовательной организации? Во-первых, это - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ф3. Во-вторых - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3), которым определяется правовое положение участников отношений в сфере образования. При этом, программа обучения первой помощи должна учитывать требования приказа Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
Действующее законодательство предусматривает для граждан, оказавших первую помощь и «поощрения» о которых население практически не информировано.
Не менее важной проблемой является низкое качество обучения, выражающееся в неполучении обучающимися необходимых знаний и навыков для решения актуальных вопросов оказания первой помощи в организациях. Если эти работники успешно прошли обучение первой помощи и хорошо усвоили нужные практические приёмы, то можно с уверенностью надеяться на то, что оказание первой помощи пройдёт успешно, когда оно понадобится.
Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по учебным программам, разработанным и утвержденным организатором обучения. Так, в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 273-Ф3 образовательные программы (в том числе обучающие первой помощи) самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Федеральным законом не установлено иное. И такая программа обучения первой помощи реализуется в ФГБОУ ВО Брянском ГАУ.
Распространенной причиной, снижающей частоту оказания первой помощи пострадавшим, является боязнь ответственности в случае гибели пострадавшего или возникновения у него осложнений в процессе оказания первой помощи. Однако эта боязнь не имеет под собой основы и базируется на низком уровне знания действующего законодательства. В Российском законодательстве существует понятие «Крайняя необходимость», которое закреплено ст. 39 Уголовного Кодекса Российской Федерации, ст. 2.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 1067 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно этим статьям, неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи пострадавшим при травмах и неотложных состояниях подпадает под признаки деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости и, следовательно, не является правонарушением и не влечет привлечения к юридической ответственности. Связано это с тем, что, в данном случае оказание первой помощи направлено на спасение охраняемых законом интересов - жизни или здоровья человека, которые согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации признаются высшей ценностью. При этом угроза жизни или здоровью пострадавшего не может быть устранена другими средствами. Поэтому требуется широкая пропаганда знаний законодательства, защищающего гражданина, оказывающего первую помощь, от дальнейшего юридического преследования в случае нанесения им неумышленного вреда пострадавшему.
Также в России существует распространенное мнение, что оказание первой помощи это большой и очень сложный объем знаний и умений. Научится этому трудно, и выполнять мероприятия первой помощи могут лишь профессионалы. Однако утвержденные приказом Минздравсоцразви-тия России от 4 мая 2012 г. № 477н Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и Перечень мероприятий первой помощи показали, что первая помощь - это просто и доступно практически для любого гражданина. Приказом определены всего 8 состояний и 11 мероприятий первой помощи, научиться выполнять которые сможет каждый. Все мероприятия первой помощи укладываются в простой, четкий и легко запоминаемый алгоритм действий.
Разберемся, как правильно организовать процесс обучения первой помощи в образовательной организации.
По закону работодатель обязан обучать работников оказанию первой помощи (ст. 212 ТК РФ). Но порядок обучения не урегулирован ни одним документом. Поэтому во многих случаях обучение первой помощи, от которого может зависеть чья-то жизнь, носит формальный характер. Исправить положение может только серьезный подход работодателя к обучению работников.
В соответствии с ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательного учреждения организовать охрану здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) своими силами. Медицинские работники, которые должны оказывать первичную медико-санитарную помощь, являются, как
правило, работниками медицинской, а не образовательной организации (п. 3 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Согласно ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» помощь, оказываемая в рамках организации охраны здоровья, делится на первую помощь и медицинскую помощь, что еще раз подтверждает разграничение полномочий между работниками образовательного и медицинского учреждения. Первая помощь, формально не являющаяся медицинской, оказывается в тех же ситуациях и с теми же целями, что и медицинская помощь. Основное различие между первой и медицинской помощью состоит в квалификации лиц, оказывающих такую помощь. Основания для оказания первой помощи, а также методы по ее оказанию определяются Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». Законодательство об оказании первой помощи Необходимо начать с общих норм Трудового кодекса РФ. В связи с этим нормативным документом установлена обязанность работодателя (в данном случае — руководителя образовательного учреждения) организовать обучение правилам оказания первой помощи для всех лиц, поступающих на работу или переводимых на другую работу (ст. 212, 225 Трудового кодекса РФ) и корреспондирующая обязанность работников — проходить обучение правилам оказания первой помощи (ст. 214 Трудового кодекса РФ).
СТАТЬЯ 212 ТК РФ. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА: Работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. СТАТЬЯ 214 ТК РФ. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА: Работник обязан: проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда. Таким образом, руководитель образовательной организации как работодатель обязан организовать обучение правилам оказания первой помощи всех работников образовательной организации. Далее, Трудовой кодекс РФ устанавливает обязанность работодателя при несчастном случае, произошедшем с работниками и иными лицами, участвующими в производственной деятельности, немедленно организовать оказание первой помощи (ст. 228 Трудового кодекса РФ). СТАТЬЯ 228 ТК РФ. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ: При несчастных случаях работодатель (его представитель) обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию. Кроме того, Трудовой кодекс РФ устанавливает необходимость организовать посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи. ВАЖНО! О комплектации аптечек для оказания первой помощи работникам изделиями медицинского назначения говорит Приказ Мин-здравсоцразвития России от 05.04.2011 г. № 169н. Отметим, что законодательно пропорциональное соотношение количества аптечек в зависимости от количества человек в организации не установлено, однако эксперты рекомендуют размещать одну аптечку на 10 человек. СТАТЬЯ 223 ТК РФ. САНИ-ТАРНО-БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ: Работодателем по установленным нормам организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 313-ФЗ в статью 41 введен пункт об обязательном обучении навыкам оказания первой помощи. СТАТЬЯ 41 ФЗ № 273. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: Охрана здоровья обучающихся включает в себя: .обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. Резюмируя выше написанное, отметим, что руководитель образовательной организации обязан организовать обучение всех работников образовательной организации правилам оказания первой помощи. После прохождения обучения каждый педагог вправе оказывать первую помощь, при этом для инструкторов по физической культуре и учителей труда установлена обязанность оказывать первую помощь. При несчастном случае с обучающимся руководитель образовательной организации должен организовать немедленное оказание первой помощи и при необходимости — доставку пострадавшего в медицинскую организацию. Вправе ли педагогический работник, не имеющий соответствующей подготовки, оказывать первую помощь? ДА. В законе подчеркнуто, что первая помощь не является видом медицинской помощи, и оказывается пострадавшим до медицинской помощи. В отличие от медицинской помощи, первая помощь может оказываться любым человеком при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Медицинские работники, не являющиеся врачами, помимо первой помощи, по возможности, должны оказывать также первую доврачебную помощь.
При отсутствии вышеперечисленных специалистов оказать первую помощь может работник
образовательной организации, имеющий навыки по оказанию первой помощи, вызвав одновременно скорую медицинскую или неотложную помощь. Обязанность оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях может быть возложена должностной инструкцией или иными локальными нормативными актами образовательной организации на работника образовательной организации только при наличии документа, подтверждающего прохождение им курса повышения квалификации и (или) иного обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (ст. 214 и 225 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работодатель сам определяет порядок и форму обучения оказанию первой помощи. Можно отправлять всех работников на обучение в специализированный учебный центр или заняться обучением внутри организации. При выборе следует руководствоваться экономическими рычагами, а именно:
• загруженностью персонала;
• возможностью отрыва от производства;
• наличием материальной базы и т. д.
Работники должны отрабатывать практические навыки оказания первой помощи. Для этого
нужны:
• носилки (мягкие, жесткие);
• шейный корсет;
• жгуты кровоостанавливающие (несколько видов для сравнения действий при наложении);
• защитная маска с обратным клапаном для искусственной вентиляции легких;
• гипотермические пакеты;
• складные шины
• вакуумный матрас.
Также понадобится манекен (робот-тренажер), отвечающий требованиям технических условий, одобренных МЧС, и имеющий заводскую инструкцию по эксплуатации. Для максимального функционального обучения тренажер должен иметь следующие режимы работы:
• состояние клинической смерти с включенной и отключенной индикацией правильных действий;
• состояние комы;
• перелом костей голени;
• состояние клинической смерти и ранение бедренной артерии;
• ранение бедренной артерии.
Все выше перечисленные требования для организации проведения обучения навыкам первой помощи в Брянском ГАУ соблюдены и обеспечены наличием специализированной учебной аудиторией с полным перечнем оборудования, программой обучения, которая реализуется структурным подразделением Брянского ГАУ - Институтом дополнительного профессионального образования. В связи с тем, что обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, в Брянском ГАУ работают 2 инструктора по обучению первой помощи, квалификация которых позволяет проводить данное обучение. По итогам 2021 года по программе обучения оказанию первой помощи в Брянском ГАУ прошли повышение квалификации более 353 человек профессорско-преподавательского состава.
До недавнего времени система мотивации к обучению и оказанию первой помощи в России практически отсутствовала. Средства массовой информации не уделяли этому никакого внимания. На этом фоне очень ярким событием является стартовавший в 2015 году по инициативе Центра экстренной психологической помощи МЧС России проект «Научись спасать жизнь!». В данном проекте ежегодно участвуют и студенты Брянского ГАУ под руководством преподавателей кафедры безопасности жизнедеятельности и инженерной экологии.
Резюмируя выше сказанное, необходимо отметить, что создание доступной системы обучения первой помощи позволит повысить частоту и качество оказания первой помощи, что в свою очередь снизит смертность, инвалидность, сроки временной утраты трудоспособности и экономические потери от травм и неотложных состояний и является важной государственной задачей. Рекомендуется привести методические материалы, используемые при обучении навыкам первой помощи в соответствие с современным российским законодательством, в частности с федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. и приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» № 477н от 4 мая 2012 г. Изучить практические пособия МЧС России по оказанию первой помощи (2015 г.) и памятку об экстренной допсихологической помощи (2012 г.); и привести пособия в соответствие с приведенными в них рекомендациями.
Библиографический список
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017).
2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон N 273 от 29.12.2012.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон N 323 от 21.11.2011.
4. Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: постановление Правительства РФ N 610 от 19 июня 2012 г.
5. Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций: постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ N 1/29 от 13 января 2003 г.
6. Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций: постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ N 1/29 от 13 января 2003 г. (с изменениями и дополнениями).
7. Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций: постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ N 1/29 от 13 января 2003 г. (с изменениями и дополнениями).
8. Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи: приказ Минздравсоцразвития России N 477н от 04.05.2012 (ред. от 07.11.2012).
9. Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам: приказ Минздравсоцразвития России N 169н от 05.03.2011.
10. Письмо Минтруда РФ от 11.04.2017 № 15-2/В-950 от 19.04.2017.
11. Бубнов В.Г. Научные и практические основы повышения эффективности системы оказания первой помощи очевидцами на месте происшествия. М.: ООО «ГАЛО БУБНОВ», 2012. 62 с.
12. Оценка эффективности функционирования системы подготовки кадров, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения /Новиков А.Н., Трясцин А.П., Баранов Ю.Н., Самусенко В.И., Никитин А.М. // Вестник Брянского государственного технического университета. 2014. № 4 (44). С. 188-195.
13. Методика определения дисперсного состава сыпучего материала и аэрозоли в научных исследованиях и учебном процессе /Белова Т.И., Гаврищук В.И., Агашков Е.М., Кравченко Д.А., Бурак В.Е.// Научно-педагогические проблемы транспортных учебных заведений. Материалы международной научно-практической конференции посвященной 115-летию Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). 2012. С. 11-17.
14. Белова Т.И., Лумисте Е.Г., Ляхова Л.А. Безопасность жизнедеятельности на производстве. Гриф УМО по направлению "Агроинженерия" / Брянск, 2006.
References
1. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 N197-FZ (red. ot 29.07.2017) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2017).
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon N273 ot 29.12.2012.
3. Ob osnovah ohrany zdorovja grazhdan v Rossijskoj Federacii: feder. zakon N 323 ot 21.11.2011.
4. Ob utverzhdenii Polozhenija o Ministerstve truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii: post-anovlenie Pravitel'stva RFN 610 ot 19 ijunja 2012 g.
5. Ob utverzhdenii Porjadka obuchenija po ohrane truda i proverki znanij trebovanij ohrany truda rabotnikov organizacij: postanovlenie Mintruda RF i Minobrazovanija RF N1/29 ot 13 janvarja 2003 g.
6. Ob utverzhdenii Porjadka obuchenija po ohrane truda i proverki znanij trebovanij ohrany truda rabotnikov organizacij: postanovlenie Mintruda RF i Minobrazovanija RF N1/29 ot 13 janvarja 2003 g. (s izmenenijami i dopolnenijami).
7. Ob utverzhdenii Porjadka obuchenija po ohrane truda i proverki znanij trebovanij ohrany truda rabotnikov organizacij: postanovlenie Mintruda RF i Minobrazovanija RF N1/29 ot 13 janvarja 2003 g. (s izmenenijami i dopolnenijami).
8. Ob utverzhdenii perechnja sostojanij, pri kotoryh okazyvaetsja pervaja pomoshh', i perechnja meroprijatij po okazaniju pervoj pomoshhi: prikaz Minzdravsocrazvitija Rossii N 477n ot 04.05.2012 (red. ot 07.11.2012).
9. Ob utverzhdenii trebovanij k komplektacii izdelijami medicinskogo naznachenija aptechek dlja okazanija pervoj pomoshhi rabotnikam: prikaz Minzdravsocrazvitija Rossii N 169n ot 05.03.2011.
10. Pis 'mo Mintruda RF ot 11.04.2017 № 15-2/V-950 ot 19.04.2017.
11. Bubnov V.G. Nauchnye i prakticheskie osnovy povyshenija jeffektivnosti sistemy okazanija pervoj pomoshhi ochevidcami na meste proisshestvija. M. : OOO «GALO BUBNOV», 2012. 62 s.
12. Ocenka jeffektivnosti funkcionirovanija sistemy podgotovki kadrov, svjazannyh s obespecheniem bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija /Novikov A.N., Trjascin A.P., Baranov Ju.N., Samusenko V.I., Nikitin A.M.//Vestnik Brjanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014. № 4 (44). S. 188-195.
13. Metodika opredelenija dispersnogo sostava sypuchego materiala i ajerozoli v nauchnyh issledo-vanijah i uchebnom processe /Belova T.I., Gavrishhuk V.I., Agashkov E.M., Kravchenko D.A., Burak V.E. // Nauchno-pedagogicheskie problemy transportnyh uchebnyh zavedenij. Materialy mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii posvjashhennoj 115-letiju Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija (MIIT). 2012. S. 11-17.
14. Belova T.I., Lumiste E.G., Ljahova L.A. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti na proizvodstve. Grif UMOpo napravleniju "Agroinzhenerija"/Brjansk, 2006.