Научная статья на тему 'Вопросы организации Армянства и информационной безопасности'

Вопросы организации Армянства и информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
136
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гагик Тертерян

В статье представлены некоторые проблемы Армянства и возможности в сфереорганизационной и информационной безопасности. Предпринята попыткаструктурировать и дать экспертную оценку адресованным Армении вызовам, атакже выявить те возможности, которые являются результатом этих же самых вы-зовов. Проблемы Армянства рассмотрены в контексте современных информаци-онных войн, классифицированы и обсуждены те ресурсы, которые необходимыдля полноценного противодействия направленным против Армянства информа-ционным операциям. Систематизированы стратегические задачи организацииинформационной сферы Армянства, обоснована актуальность формирования Об-щеармянского информационного пространства. Особо обсуждается сетецентрич-ная технология организации, признаваемая максимально эффективной формулойорганизации Армянства, и в этом контексте рассмотрены некоторые гипотетиче-ские сценарии развития будущего Армении и Армянства. Вкратце представленыэлементы современной информационной политики, в связи с чем обращено вни-мание на появление новой политической технологии – мобайл политики . В при-веденных выводах выделяются, в частности, актуальные тактические задачи ин-формационной сферы Армении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems Of Organization Of The Armeniancy And The Information Security

At present possession of information as well as ability of using it effectively and purposefullyhas become one of the most important criteria of a nation’s viability andcompetitiveness. In case of Armeniancy the rise in the role of information factor is atthe same time a source of dangerous challenges and new opportunities. However, torespond adequately to the challenges corresponding resources are necessary, and,first of all, conceptual notions about the problems of national/information security.Having necessary civilizational, technological and material resources, the Armeniancyalso has certain problems in the plane of realization of organization potential.In this context special attention is to be devoted to theoretical development of conceptsof networkcentric information-organizational systems and approbation of thissystem in practice. We think that such a system better corresponds to national interestsof decentralized and world spread Armeniancy: it will make a chance to implementperspective strategy and use up-to-date methods of information policy.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации Армянства и информационной безопасности»

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ АРМЯНСТВА И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Гагик Тертерян

В статье представлены некоторые проблемы Армянства и возможности в сфере организационной и информационной безопасности. Предпринята попытка структурировать и дать экспертную оценку адресованным Армении вызовам, а также выявить те возможности, которые являются результатом этих же самых вызовов. Проблемы Армянства рассмотрены в контексте современных информационных войн, классифицированы и обсуждены те ресурсы, которые необходимы для полноценного противодействия направленным против Армянства информационным операциям. Систематизированы стратегические задачи организации информационной сферы Армянства, обоснована актуальность формирования Общеармянского информационного пространства. Особо обсуждается сетецентрич-ная технология организации, признаваемая максимально эффективной формулой организации Армянства, и в этом контексте рассмотрены некоторые гипотетические сценарии развития будущего Армении и Армянства. Вкратце представлены элементы современной информационной политики, в связи с чем обращено внимание на появление новой политической технологии - мобайл политики. В приведенных выводах выделяются, в частности, актуальные тактические задачи информационной сферы Армении.

Сегодня информационный фактор обрел определяющее значение практически во всех сферах деятельности личности, общества, государства и нации. Именно обладание информацией позволяет следить и адекватно реагировать на стремительно изменяющиеся реалии. Разнообразные информационные операции, войны сегодня сместились в политическую плоскость и являются одними из важнейших инструментов геополитики, геоэкономики и геоидеологии. С точки зрения организации и безопасности Армянства, эта новая политико-информационная ситуация содержит в себе и опасные вызовы и новые возможности. Однако научно-аналитическое сообщество не уделяет должного внимания этим актуальным вопросам информационной сферы Армянства. По сей день можно констатировать, что ощущается острая нехватка концептуальных подходов к этой проблеме, а в практической плоскости мы порой уступаем нашим соперникам.

128

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

Г. Тертерян

Информационная безопасность Армянства. Трудно оспорить тот факт, что развитие и конкурентоспособность наций, государств и цивилизаций однозначно обусловлены концептуальным уровнем их представлений относительно национальной безопасности (НБ). Согласно экспертным подходам, понятие национальной безопасности представляет собой совокупность трех элементов: военно-политическая безопасность, социально-экономическая безопасность и информационная безопасность (ИБ). Эти сферы взаимосвязаны, и каждая из них, в свою очередь, являет собой единство определенных, также взаимосвязанных компонентов. В частности, понятие ИБ включает в себя не только вопросы технического обеспечения информационных систем, но и все то, что касается цивилизационно-культурной, духовно-психологической, интеллектуально-знаниевой и организационной сфер. Можно утверждать, что понятие ИБ несколько непосредственнее, нежели остальные компоненты НБ, связано с человеческим, общественным и национальным факторами.

Очевидно, что армянская система ИБ должна включать в себя весь комплекс информационных проблем не только Армении (это понятие в информационном аспекте включает в себя РА, НКР и Джавахк), но и Мирового Армянства. Отметим также, что в принятом в РА документе «Стратегия национальной безопасности» фактически зафиксированы два субъекта нашей национальной безопасности — Армения и Армянство [1]. Таким образом, функции обеспечения ИБ Армении и Армянства, естественно, взаимосвязаны и должны опираться, как минимум, на взаимодополнении, а еще желательнее — на принципе синергизма (взаимоусиления).

Заметим также, что проблемы информационной сферы Армении в той или иной степени уяснены. То есть, можно предположить, что если мы примем экс-пертно обоснованные исполнительные и законодательные решения, то можно будет сформировать эффективную систему ИБ Армении и улучшить не очень благоприятную ситуацию в информационном плане [2; 3, էջ 3; 4, էջ 1].Формирование общеармянской системы ИБ, безусловно, является более сложной, однако, как нам кажется, вполне реальной задачей. Однако возможности и проблемы информационной сферы Армянства пока даже не сгруппированы.

Ресурсы и задачи Армянства в контексте ИБ. С точки зрения информационной организации Армянства существуют следующие краеугольные благоприятные факторы.

1. Идея родины и существование двух армянских государств — РА и НКР.

2. Самобытная армянская цивилизация и обобщенное представление о ней.

3. Фактор Геноцида, память о нем и Армянский вопрос.

129

Г Тертерян

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

4. Комплекс отношений РА-НКР, связанные с Турцией и Азербайджаном военно-политические процессы и отношения последних.

Два последних фактора сегодня уже превратились в компоненты глобальной политики, что является благоприятным обстоятельством с точки зрения информационной интеграции Армянства. Примечательно, что последний пункт, по сути, является актуальным отражением части Армянского вопроса. Однако многие в экспертном сообществе сегодня считают, что вышеупомянутые факторы стратегического значения еще недостаточны в плане организации Армянства и необходимы новые, созвучные логике современного мира идеи и проекты, которые поспособствуют процессу организации Армянства. В качестве важнейшего положительного фактора для формирования системы ИБ Армянства должно рассматриваться развитие современных информационно-коммуникационных технологий — мы еще коснемся возможностей этой сферы. В качестве благоприятной тенденции нужно рассматривать также принятие международных, особенно европейских, конвенций о национальных меньшинствах: они могут помочь армянским общинам в рамках законодательства конкретной страны улучшить национальную информационную сферу.

Вместе с тем, в деле создания системы ИБ Армянства есть и серьезные проблемы. Попробуем классифицировать эти неблагоприятные факторы.

1. Зарубежное Армянство количественно по меньшей мере вдвое превосходит жителей Армении, то есть информационная безопасность Армянства, хотя бы чисто логически, — более масштабная задача, чем ИБ Армении.

2. Армянство разделено на разные сегменты по религиозно-языковым признакам: эта проблема касается не только исламизированных армян Турции, но и наших многочисленных иноязычных и иноконфессиональных соотечественников, живущих в разных странах. Это обстоятельство является серьезной преградой с точки зрения информационной интеграции.

3. Географически Армянство рассеяно приблизительно по 100 странам, которые условно можно классифицировать по следующим цивилизационным зонам [5, 6]:

• Армения (регион уникальной Армянской цивилизации).

• Православно-славянская цивилизационная зона — здесь нужно особенно выделить постсоветсткое пространство и не забыть страны, претендующие на так называемое византийское наследие (например, Греция).

• Англо-американское цивилизационное пространство (сюда входят так называемые англоязычные страны — США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и т.д.).

130

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

Г. Тертерян

• Европейская цивилизационная зона.

• Исламское (азиатское) цивилизационное пространство (здесь в первую очередь нужно выделить страны Ближнего и Среднего Востока).

• Латинское (католическое) цивилизационное пространство, страны Южной Америки, Испания и т.д.

Вышеперечисленные цивилизации оказывали и продолжают оказывать определенное влияние на мировосприятие, менталитет, культурную, политическую и социально-экономическую ориентацию разных сегментов Армянства, что создает серьезные проблемы коммуникационного характера. Очевидно также, что внутри крупных цивилизационных поясов Армянство также не гомогенно: к примеру, на постсоветском пространстве попытаемся сравнить мировосприятие армян, живущих в Сибири и Молдове.

Необходимо констатировать, что перечисленные неблагоприятные факторы, безусловно, являются серьезными вызовами для Армянства. Вместе с тем создавшееся положение содержит в себе и определенные возможности: способность сегментов Армянства общаться с представителями разных цивилизаций нужно воспринимать как дополнительный ресурс для обеспечения национальной жизнедеятельности и конкурентоспособности в глобализирующемся мире1 (кстати, подобными возможностями обладает весьма ограниченное число наций). Таким образом, разные сегменты Армянства несут на себе разную функциональную нагрузку и, если использовать современную терминологию, представляют своеобразные «ворота глобального мира» [7]. Безусловно, это понятие предполагает не только фактор Армении, для которой Диаспора является «асимметричным ресурсом»1 2 и дает возможности для разворачивания действий на глобальном уровне: будучи «воротами глобального мира», разные сегменты Армянства и друг для друга предоставляют «асимметричные» возможности.

Однако, помимо вышеотмеченных проблем, обусловленных, в частности, национальными особенностями, в деле информационной организации Армянства существуют вызовы и другого толка.

Глобальные развития, информационные войны и Армянство. Как известно, в последнее время увеличивается количество суверенных государств, и этот процесс все еще продолжается. Однако, согласно экспертным прогнозам, часть

1 Заметим, что для нынешнего, уже многополярного миропорядка в качестве возможного сценария развития можно рассматривать полицивилизационную систему, в которой государства сгруппированы по своим цивилизационным признакам.

2 Михаил Агаджанян. Диаспоральный ресурс Армении как «асимметричный» ответ на ее изоляцию, http:// www.noravank.am/?l=2&d=19

131

Г Тертерян

21-й ВЕК», № 2 (8) 2008г.

существующих ныне наций и государств в стратегической перспективе может утратить свою этноцивилизационную идентичность и превратиться в пассивных субъектов мировой политики: подобные тенденции вырисовываются, например, в Европе. Эта проблема особенно актуальна для небольших наций и государств, не обладающих ресурсами (в частности, в информационной сфере), необходимыми для сохранения собственной идентичности. В этом контексте отметим, что сегодня идентичности, в числе прочего, угрожают не контролируемые подобными обществами-нациями-государствами глобальные хаотичные информационные потоки. Наряду с этим утрата или трансформация/иска-жение идентичности может быть следствием целенаправленных пропагандист-ско-манипулятивных информационных атак, содержащих элементы так называемых Nation Bulding (нациоформирующих) технологий. Комплекс подобных направляемых, целевых информационных действий получил название информационной войны, концептуальную терминологию которой разработан американским «мозговым центром» РЭНД. В цели информационной войны, в частности, входит «комплексное воздействие на национальную систему противника и его руководство, что может привести к принятию решений, выгодных для стороны, ведущей информационную войну».

Можно привести множество примеров, подтверждающих, что Армения и Армянство являются субъектами информационной войны1. Отметим также, что сегодня наибольшую угрозу для Армении представляют информационные войны второго поколения, посредством которых, в частности, предполагается достичь в обществе или государстве противника следующих целей [8, էջ 29]:

• Создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к собственному культурному наследию.

• Распространение недоверия и подозрительности, обострение политической борьбы между партиями, провокация взаимоуничтожения.

• Международная дискредитация государства и нации, ухудшения их отношений с остальными.

• Нанесение ущерба жизненно важным интересам нации и государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

1 См., например: Самвел Мартиросян, Некоторые вопросы информационной безопасности Армении и Армян-ства, http://www.noravank.am/ru/?page=analitics&nid=679; Самвел Мартиросян, Азербайджан наращивает информвойну, http://www.noravank.am/ru/?page=theme&thid=3&nid=986; Айкарам Наапетян, К вопросу об увеличении количества азербайджанских сайтов в интернете, http://www.noravank.am/ru/?

page=theme&thid=3&nid=985.

132

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

Г. Тертерян

Как видим, в информационных войнах второго поколения особое значение придается факторам духовно-идейного типа. В этом плане уместно отметить, что отразились в так называемых «цветных» революциях, с чем Армения столкнулась, в частности, в ходе развитий, последовавших за президентскими выборами 2008г. Можно утверждать, что произошедшее является классическим образцом информационных войн нового поколения, когда манипулирующая сторона добивается поставленных перед собой задач — в частности, сея недоверие и нетерпимость между разными сегментами Армянства1.

Очевидно, что для противодействия, а при необходимости и принятия превентивных мер, необходимы определенные информационные ресурсы. Попытаемся оценить эти ресурсы с точки зрения формирования системы ИБ Армении.

Ресурсы Армянства. Систематизация и оценка национальных ресурсов — важнейшие функции системы национальной, в частности информационной, безопасности. Поэтому, не претендуя на всеобъемлющее рассмотрение проблемы, коротко и схематично представим необходимые для безопасности Армянства ресурсы и попытаемся оценить их с точки зрения ИБ:

1. Цивилизационные, или, иными словами, ресурсы национальной, духовной и культурной сферы;

2. Технологические — под этим термином подразумеваются человеческие, интеллектуально-творческие, научно-технические и собственно информационно-медийные ресурсы;

3. Материальные или производственные, коммерческо-финансовые и другие возможности предпринимательского характера;

4. Организационные — т.е. способность самоорганизовываться и создавать необходимые для жизнеобеспечения структуры (в том числе государство и общины, политические, экономические и общественные национальноинституциональные организации и другие форматы), обеспечивать взаимодействие этих структур и осуществлять посредством их функции и программы, нацеленные на защиту национальных интересов.

Вкратце оценим вышеупомянутые ресурсы:

• Армянство, безусловно, является носителем уникальных, армянских цивилизационных ценностей и, тем самым, сполна владеет цивилизационными ресурсами (см., в частности, [6, 9, с. 3]).

1 В информационном контексте примечательно, в частности, распространение дифференциации «карабахец — уроженец Армении» и придание ей отрицательно-политического оттенка, неадекватная реакция некоторых общин на выборные реалии и формирование негативного имиджа РА (а, следовательно, и Армянства) за рубежом.

133

Г Тертерян

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

• Практически близки к удовлетворительному уровню технологические ресурсы, однако нужно учесть, что:

• Сравнительно малы и не учтены1 человеческие ресурсы Армянства (что также является актуальной организационной задачей) — по разным оценкам от 9 до 12 млн человек (см., например, [10, 11]).

• Сравнительно невелики, не учтены и не систематизированы интеллектуально-творческие и собственно информационные ресурсы (примерно 2-5 тысяч «армянских» сайтов в интернете1 2, где число периодически обновляемых сайтов достигает 110 млн).

• Кажется, близки к удовлетворительному уровню и тоже не учтены материальные ресурсы (армянский капитал в мире, судя по сообщениям СМИ, составляет минимум несколько сот миллиардов долларов).

• Как показывают наблюдения, безоговорочно недостаточны организационные ресурсы. Армянство, как нам кажется, имеет определенные проблемы в сфере менеджмента (достаточно упомянуть, что до сих пор отсутствует концепция организации Армянства).

Как видим, в плане необходимых для жизнедеятельности и конкурентоспособности ресурсов Армянство обладает особым статусом. Создается впечатление, что при бесспорном владении цивилизационными, в достаточной мере — технологическими и материальными ресурсами, статус Армянства в глобальном мире мог быть и выше, а положение — благоприятнее. Причину подобной ситуации, по нашему мнению, нужно искать в организационной плоскости Очевидно, что представленные разные типы ресурсов взаимосвязаны друг с другом и упущения в организационной афере ограничивают и минимизируют эсффективность процессов, развивающихся в остальных сферах.

Пожалуй, не стоит подробно представлять важность организационного фактора: абсолютно очевидно, что высокая степень организованности при малочисленности прочих ресурсов приводит к успеху, а отсутствие организованности — к провалу даже обладателей громадных ресурсов других типов. Безусловно, Армянство не лишено организационных способностей, иначе у нас бы не было насчитывающей тысячелетия истории. Упомянем хотя бы победу в Ка-

1 Примечательно, что существующие оценки, как правило, не учитывают данные относительно иноязычных и иноверующих армян. То есть, отсутствуют точные методы учета Армянства.

2 Согласно экспертным оценкам Арменоведческого центра фонда «Нораванк». Об информационных ресурсах Армянства смотри также: Կարեն Վրաթանեպան, Սամվել Մարտիրոսյան, Համացանցը և մենք. վերլուծական ակնարկ, «Ռազմավարության և անվտանգության հարցեր» ժողովածու, էջ 205, «Արարատ» ռազմավա-րագիտակաե կենտրոն, Երևան, 2007.

134

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

Г. Тертерян

рабахском конфликте: по экспертным оценкам, она состоялась в первую очередь благодаря преимуществам организационно-технологического характера.

Однако складывается впечатление, что в не экстремальных условиях Ар-мянство порой проявляет некоторую беспечность, что отрицательно сказывается, в частности, на организационных процессах в информационной сфере Армянст-ва. Эта ситуация, пожалуй, в первую очередь требует уточнить и, по возможности, систематизировать задачи по организации Армянства, и только затем по-

пытаться найти организационные способы и формы решения этих задач.

Задачи организации информационной сферы Армянства. Мы думаем, что среди многочисленных задач данной сферы в качестве первоочередных необходимо выделить следующие:

1. Оценка имеющихся и формирование новых информационных ресурсов Армянства, разработка системы их эффективной и безопасной деятельности.

2. Обеспечение Армянства информацией об Армении и Армянстве, формирование необходимых информационных баз для ведения соответствующей политики.

3. Для соблюдения национальных интересов Армянства необходимы:

4. концептуальная и техническая разработка и практическая реализация внутриармянской и внешней пропаганды/контрпропаганды,

5. разработка взаимодополняющих имиджей Армянства и Армении, внедрение этих имиджей — в качестве компонентов сознания — среди Армянства и в других сообществах,

6. осуществление политических, научных, учебных и иных общеармянских программ.

7. Использование современной информационной политики для решения политических, исторических, культурных, экономических и других проблем Армянства.

8. Концептуальная разработка всеармянской сетецентричной системы и формирование с ее помощью единого информационного поля Армянства.

Для эффективной реализации первых трех пунктов необходимо организовать международные армянские информационные структуры, которые, в частности должны создать многоязычные сайты, информирующие Армянство об Армении и Армянстве, и информационные форматы другого типа, изучить информационно-организационный опыт других наций, обладающих диаспорой, сформировать информационные базы данных и организовывать разнообразные мероприятия.

135

Г Тертерян

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

Касаясь четвертого пункта — современной информационной политики, — отметим, что вследствие развития и распространения информационных технологий в глобализующемся мире важную роль в цивилизации стали играть не только государственные структуры, но и отдельные организации и даже лица. То есть, негосударственные организации Армянства — общины, общественные и политические структуры — способны проводить определенную политику. Подобная информационная политика осуществляется, в частности, следующими методами [12]:

• Киберполитика. Согласно автору термина Дэвиду Роткопфу (1998г.), развитие информационных технологий привело к тому, что традиционные субъекты политики — государства, уже утратили свою монополию на обладание знанием (информацией). В прошлом только спецслужбы и дипломаты знали, что творится в той или иной части мира, между тем сегодня рядовой пользователь интернета и СМИ может быть столь же осведомлен и, следовательно, может сыграть определенную роль в информационно-политических процессах.

• Ноополитика (политика знаний). В опубликованной в 1999г. работе Джон Аркилл и Дэвид Ронфельд, также констатируя уменьшение роли государства, пришли к выводу, что новые субъекты политики — международные организации, СМИ, транснациональные экономические компании, террористические и преступные структуры обрели интеллектуальные и информационные ресурсы, что позволяет им вести собственную политику в глобальном информационном пространстве.

• Медиаполитика. Этот термин в 2001г. ввел в оборот Ли Эдвардс, который доказал, что интернет и телевидение превратились в важнейший фактор политики. Именно они играют существенную роль в формировании внешней и внутренней политики, обращают внимание общества и властей на ту или иную проблему.

К перечисленным видам информационной политики, думается, необходимо прибавить еще один новый термин и понятие — мобайл политику. Последний отражает широкое распространение и развитие технических возможностей мобильных, сотовых телефонов, так называемого третьего экрана (наряду с телевизором и монитором компьютера). Пользователи подобных телефонов (число которых перевалило за миллиард) могут получать, обрабатывать и передавать текстовую, аудио- и видеоинформацию в динамичном, мобильном режиме, независимо от местоположения или географических координат. Мобайл политик сегодня стала важным фактором и во внешнеполитической (вспомним

136

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

Г. Тертерян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

арабо-израильский конфликт 2006г. [13, с. 3]), и во внутриполитической сфере (отметим развития, связанные с президентскими выборами РА 2008г., когда действия демонстрантов координировались в основном при помощи SMS сообщений). Сегодня мобайл технологии играют важную роль и в процессе формирования социально-экономических сетей.

Пятый пункт в списке вопросов организации информационной сферы Ар-мянства — концептуальная разработка информационной сетецентричной (ИС) организационной системы и формирование с ее помощью единого информационного поля Армянства — нужно воспринимать в качестве стратегической сверхзадачи. Подобная оценка обусловлена следующими соображениями.

В современном мире организационная форма ИС считается самой совершенной. Элементы сетецентричной системы, будучи разрозненным и в то же время имея высокий уровень прав и возможностей действовать самостоятельно, находятся в едином информационном поле — сети, имеют общее руководство, общие цели и задачи. Сетецентричный формат, в частности, обладает высокой стабильностью: даже если из строя выходит один или несколько управляемых компонентов, то остальные, благодаря высокой автономии, могут эффективно продолжать свою деятельность. Отметим, что разные модификации ИС используются в США и других ведущих державах как метод организации их геополитики и, в частности, вооруженных сил [14]. Знаменательно, что некоторые исследователи вовсе считают, что в результате сетевой организации формируется коллективно-командный сверхинтеллект, дающий возможность решать непосильные для индивидов сверхсложные задачи [15, с. 142]. Характерно также, что, по мнению некоторых исследователей, будущий глобальный миропорядок будет представлен неким комплексом сетевых организаций [16, էջ 3].

Современная информационная эпоха позволяет формировать сетевые системы не только государствам, но и разным организациям, и в этом плане использование ИС стратегии Армянством должно быть весьма эффективным: она, в частности, позволит осуществлять общенациональные политические, научнотехнические, культурные и экономические проекты.

Отметим, что Армянство еще в своем историческом прошлом владело методами сетевой организации, а сегодня на сетецентичной основе действует Армянская Апостольская Церковь, Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн», Общеармянский благотворительный союз, фонд «Гюльбенкян» и другие национальные организации. Эти структуры, безусловно, внесли огромный вклад в сохранение Армянства. Однако необходимо отметить, что между вышеупомянутыми структурами порой отсутствует обратная информационная связь. Вместе с тем в качестве упущения структур Армянства можно отметить то

137

Г Тертерян

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

обстоятельство, что они не всегда применяют современные организационные методы, а их представления о национальных интересах порой не соответствуют подходам экспертов.

Вышеупомянутые неблагоприятные факторы, безусловно, носят системный характер и вновь свидетельствуют о том, что по сей день отсутствует четкая формулировка организационных постулатов и национальных интересов Ар-мянства. То есть, для армянской ИС системы необходимо разработать концептуально-идеологические подходы. Это позволит обеспечить жизнеспособность и стабильность системы, даже если будет ликвидирован центр управления, поскольку другие члены сети смогут продолжить свою деятельность, исходя из стратегических и идеологических положений, заложенных в этих концептуально-идеологических постулатов, заложенных в основу управления сети.

Учитывая отмеченные реалии, попытаемся обсудить лишь несколько возможных вариантов ИС системы Армянства, связанных с некоторыми сценариями, теоретически ожидающими Армению. Рассмотрим, в частности, в числе множества теоретических вариантов, два экстремальных и один «промежуточный» сценарии.

«Виртуальная Армения». Сущность этого экстремального (наихудшего) сценария заключается в следующем: в результате определенных военно-стратегических развитий нынешняя Армения (РА и НКР) лишается армянского населения и превращается в абстрактную, виртуальную идею-понятие (почти такое, каким для Армянства является нынешняя Западная Армения). Это возможно, в частности, в случае следующих развитий:

1. Ядерно-экологическая катастрофа. Конфликт Иран-США/Израиль приводит к региональной ядерной войне, вследствие которой соседствующая с Ираном Армения подвергается экологической катастрофе. Научные прогнозы последствий ядерных войн имеют почти 60-летнюю историю, однако представим последний из них. Согласно исследованиям, проведенным Колорадским университетом (США), в случае применения в локальном конфликте 50 атомных бомб (мощность которых не превышает мощности бомб, сброшенных на Хиросиму) погибнет 50 млн человек, т.е. почти столько, сколько во время Второй мировой войны. В случае такого бедствия проживание на территории нынешней Армении, пожалуй, становится нецелесообразным.

2. Военно-политическая катастрофа. В результате определенных геополитических потрясений и военно-политических развитий РА и НКР подвергаются широкомасштабной интервенции и долгосрочной оккупации Турции и Азербайджана.

138

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

Г. Тертерян

Последствия. В результате воплощения в жизнь одного из этих сценариев прекращают свое существование оба армянских государства, а нынешняя территория Армении лишается автохтонного населения. При таком развитии событий, пожалуй, произойдет перераспределение Армянства в других странах, а Армения в какой-то период времени превратится в безлюдную, виртуальную Родину.

Заметим, что представленные, быть может, кажущиеся невероятными, но теоретически возможные сценарии представляют лишь несколько основных угроз, направленных против безопасности Армении. В случае подобных развитий задачи существования и организации Армянства можно решить исключительно посредством формирования ИС системы. В создавшихся условиях жизнеспособность системы на практике может быть гарантированной, пожалуй, в том случае, если наряду с ней будут действовать несколько центров информационного управления, ни один из которых не имеет доминирующего статуса. Эти центры должны руководствоваться едиными идеологическими постулатами, представляющими концепцию безопасности Армянства, и действовать по принципу взаимопомощи, обеспечивая положительную обратную (иными словами — взаимоусиливающую) связь между своими звеньями. Системы, обеспечивающие подобное взаимосотрудничество и взаимовлияние, принято называть нелинейными.

«Могучая Армения». Этот сценарий предполагает следующие развития: в результате геополитических потрясений и развитий Армения восстанавливает свою природно-территориальную целостность, а Армянство консолидируется в этом новом и могучем государстве. Это возможно, в частности, в следующем случае:

1. Турция вовлекается в широкомасштабную войну с одним или несколькими соседями одновременно (например, с Ираком, Арменией и Грецией).

2. Неудачный для Турции ход войны приводит к усилению межэтнических конфликтов; к борьбе, которую уже ведут курды, присоединяются также другие национальные меньшинства — армяне, греки и пр. — т.е. так называемый «кризис идентичности» перемещается в практическую военнополитическую плоскость.

3. Вышеупомянутые процессы обостряют отношения между самими турецкими группировками, имеющими различные политические ориентации, и, наконец, приводят к гражданским столкновениям. Кризис государства и общества принимает хаотичный и неуправляемый характер.

139

Г Тертерян

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

4. Армения и Армянство (возможно, и другие заинтересованные державы) пользуются сложившейся в Турции ситуацией, способствуют расчленению этой страны, и им удается в значительной степени восстановить природно-территориальную целостность Армении. Следующим шагом становится сосредоточение Армянства на территории освобожденной Родины, и таким образом формируется могучее Армянское государство.

Однако даже Могучая Родина, где может проживать преобладающая часть Армянства, должна стремиться к тому, чтобы иметь в развитых странах малочисленные, но дееспособные общины. Другими словами, даже если Армения превращается в доминирующий центр Армянства, все равно нужно стремиться к сохранению ресурсов, ставших для рассеянного по миру Армянства традиционными, придав им статус особых посольств. При таком варианте нужно сформировать классическую, сосредоточенную в Армении ИС систему организации Армянства, когда управление преимущественно осуществляется из одного центра.

«Развитая Армения». Этот сценарий предполагает тактическое будущее Армении, сформировавшейся в результате концептуального, но линейного развития. При этом предполагаются следующие реалии:

1. Армения при содействии Армянства, государственных ресурсов и стран -союзников и партнеров добилась гарантий военной безопасности, по возможности интегрировалась в международные структуры и начала процесс перезаселения освобожденных территорий.

2. Развитая Армения становится очень привлекательной для Армянства, отношения Армения-Армянство принимают системный характер, начинается формирование единого информационного пространства Армянства.

Представленные развития наиболее реалистичны и, пожалуй, даже предопределены, поскольку для неразвитой Армении формирование ИС системы организации Армянства будет связано с несравнимо большими трудностями.

Не вызывает сомнений, что Развитая Армения, владея преобладающей частью организационных национальных ресурсов, будет представлять самый организованный сегмент Армянства. В итоге, подобному государству в ИС системе отводится важнейшая роль. В то же время, значительная часть национальных технологических и материальных ресурсов будет находиться в иных цивилизационных зонах и в руках армян, действующих в других организационных форматах, т.е. эти сегменты Армянства также могут играть ведущую роль в ИС системе Армянства.

140

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

Г. Тертерян

Таким образом, с информационно-сетевой точки зрения, в случае существования Развитой Армении Армения занимает среднюю позицию между двумя предыдущими сценариями. Подобная «промежуточная» система должна совмещать в себе и нелинейную (децентрализрованную), и классическую (Армениа-центричную) ИС концепции.

Некоторые выводы. На современном этапе способность владеть информацией и эффективно, целенаправленно использовать ее стала важнейшим мерилом жизнеспособности и конкурентоспособности наций. В случае с Армянст-вом повышение роли информационного фактора является одновременно источником опасных вызовов и новых возможностей. Очевидно, что для противостояния этим вызовам и использования открывающихся возможностей необходимы разнообразные национальные ресурсы и, в первую очередь, концептуальные представления о проблемах национальной/информационной безопасности. В то же время, обладая цивилизационными, технологическими и материальными ресурсами, Армянство сталкивается с рядом проблем в организационной сфере. В этом контексте особого внимания заслуживают теоретическая разработка и практическое применение национальной сетецентричной информационно-организационной системы. Подобная система, как нам кажется, в наибольшей степени соответствует интересам децентрализованного, рассеянного по миру Армянства и, в частности, позволяет использовать перспективную стратегию посредством технологий современной информационной политики.

Апрель, 2008г.

Источники и литература

1. Հայաստանի Հանրապետության Ազգային անվտանգության ռազմավարություն, «Ամարաս», Երևան, 2007:

2. Հարությունյան Գ., ՀՀ տեղեկատվական համակարգի զարգացման հիմնախնդիր-ները ազգային անվտանգության համատեքստում, «Նորավանք» ԳԿՀ, Երևան, 2003:

3. Հարությունյան Գ, Տեղեկատվական անվտանգության որոշ խնդիրների շուրջ, Տարածաշրջան, «Նորավանք» գիտակրթական հիմնադրամի տեղեկագիր, 2005:

4. Տեր-Հարությունյան Գ, ՀՀ տեղեկատվական անվտանգության խնդիրների շուրջ, Հանրապետական, #3(65), 2008:

5. Хантингтон С, Столкновение цивилизаций, Москва, 2003.

6. Арутюнян Г, Цивилизационный фактор в контексте проблем информационной безопасности, 21 Век, #1 (3), с. 3, 2006.

141

Г Тертерян

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

7. Сергеев В.М, Казанцев А.А, «Сетевая динамика глобализации и типология «глобальных ворот», Полис, #2, с. 18, 2007; Арутюнян Г, Армения в глобальном мире, 21 Век, #2(6), с. 3, 2007.

8. Տեր-Հարություեյաեց Գ, Հոգևոր անվտանգությունը որպես տեղեկատվական անվտանգության բաղադրամաս. Տարածաշրջան, «Նորավանք» գիտակրթական հիմնադրամի տեղեկագիր, 2005:

9. Саргсян Т, Армянская цивилизация как амбициозный проект, 21 Век, #1 (5), 2007.

10. Հայ Սփյուռք, Հանրագիտարան, Երևան, 2003:

11. Մայխասյան Մ, Հայերն աշխարհում, 2007:

12. Гриняев С, Поле битвы - киберпространство. Минск, 2004; Washington Profile, #47 (564), 05.05.2005.

13. Арутюнян Г, «Промежуточная» война, 21 Век, #2(4), 2006.

14. Paul T Mitchell, Network Centric Warfare, IISS, Adelphi Paper 2006.

15. Гриняев С, Интернет как супермозг: от гипотезы до модели, 21 Век, #1, 2003.

16. Սարգսյան Տ, Պետության վախճանը, 21 Դար, #1 (19), 2008:

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF THE ARMENIANCY AND THE INFORMATION SECURITY

Gagik Terteryan

Resume

At present possession of information as well as ability of using it effectively and purposefully has become one of the most important criteria of a nation’s viability and competitiveness. In case of Armeniancy the rise in the role of information factor is at the same time a source of dangerous challenges and new opportunities. However, to respond adequately to the challenges corresponding resources are necessary, and, first of all, conceptual notions about the problems of national/information security. Having necessary civilizational, technological and material resources, the Armeniancy also has certain problems in the plane of realization of organization potential. In this context special attention is to be devoted to theoretical development of concepts of network- centric information-organizational systems and approbation of this system in practice. We think that such a system better corresponds to national interests of decentralized and world spread Armeniancy: it will make a chance to implement perspective strategy and use up-to-date methods of information policy.

142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.