Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Образование / семейные ценности / семья / генеалогия / компетенции / род Бароцци де Эльс / Education / family values / family / genealogy / competencies / Barozzi de Els’

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Философова Татьяна Георгиевна

В статье показано, что успешное решение проблемы сохранения семейных ценностей связано с тем, как сформировалась личность. Отмечается, что сегодня не уделяется должное внимание прикладной генеалогии в качестве составной части образовательного процесса. Между тем она имеет большой потенциал и способна активизировать стремление к познанию, раскрыть таланты и креативность человека при изучении различных наук, прежде всего истории, юриспруденции, экономики и др. Предлагается использовать в образовательном процессе проектный междисциплинарный подход, опирающийся на генеалогические исследования, с целью повысить интерес обучаемых и сформировать у них новые научно-исследовательские компетенции. С этих позиций дается оценка монографии, в которой приводятся результаты многолетних исследований профессора В.А. Пархомова и рассказывается о службе членов семьи Бароцци де Эльс на фоне изменений социально-экономических систем, их вкладе в развитие страны на протяжении трех веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF EDUCATION AND PRESERVATION OF FAMILY VALUES

The article shows that a successful solution to the problem of preserving family values is related to how the personality was formed. It is noted that today not enough attention is paid to applied genealogy as an integral part of the educational process. However, it has great potential and is capable of intensifying the desire for knowledge, revealing human talents and creativity when studying various sciences, primarily history, law, economics, etc. It is proposed to use a project-based interdisciplinary approach in the educational process, based on genealogical research in order to increase interest trainees and develop new research competencies in them. From these positions, an assessment is made of the monograph, which presents the results of many years of research by Professor V.A. Parkhomov about the service of members of the Barozzi del Els family, in the backdrop of a change in the historical and legal environment in Russia and their contribution to the country development over three centuries.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

РЕЦЕНЗИИ REVIEW

Рецензия УДК 332.012.2 EDN PVVNZB

DOI 10.17150/2500-2759.2024.34(1).166-173

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Т.Г. Философова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Российская Федерация

Аннотация

В статье показано, что успешное решение проблемы сохранения семейных ценностей связано с тем, как сформировалась личность. Отмечается, что сегодня не уделяется должное внимание прикладной генеалогии в качестве составной части образовательного процесса. Между тем она имеет большой потенциал и способна активизировать стремление к познанию, раскрыть таланты и креативность человека при изучении различных наук, прежде всего истории, юриспруденции, экономики и др. Предлагается использовать в образовательном процессе проектный междисциплинарный подход, опирающийся на генеалогические исследования, с целью повысить интерес обучаемых и сформировать у них новые научно-исследовательские компетенции. С этих позиций дается оценка монографии, в которой приводятся результаты многолетних исследований профессора В.А. Пархо-мова и рассказывается о службе членов семьи Бароцци де Эльс на фоне изменений социально-экономических систем, их вкладе в развитие страны на протяжении трех веков.

Book review

ISSUES OF EDUCATION AND PRESERVATION OF FAMILY VALUES

Tatiana G. Filosofova

National Research University Higher School of Economics, Moscow, the Russian Federation

Abstract

The article shows that a successful solution to the problem of preserving family values is related to how the personality was formed. It is noted that today not enough attention is paid to applied genealogy as an integral part of the educational process. However, it has great potential and is capable of intensifying the desire for knowledge, revealing human talents and creativity when studying various sciences, primarily history, law, economics, etc. It is proposed to use a project-based interdisciplinary approach in the educational process, based on genealogical research in order to increase interest trainees and develop new research competencies in them. From these positions, an assessment is made of the monograph, which presents the results of many years of research by Professor V.A. Parkhomov about the service of members of the Barozzi del Els family, in the backdrop of a change in the historical and legal environment in Russia and their contribution to the country development over three centuries.

Информация о статье

Дата поступления 9 января 2024 г.

Дата принятия к печати 15 марта 2024 г.

Дата онлайн-размещения 29 марта 2024 г.

Ключевые слова

Образование; семейные ценности; семья; генеалогия; компетенции; род Бароцци де Эльс

Article info

Received January 9, 2024

Accepted March 15, 2024

Available online March 29, 2024

Keywords

Education; family values; family; genealogy; competencies; Barozzi de Els'

© Философова Т. Г., 2024

Человек тот, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Вопрос о сохранения семейных ценностей напрямую связан с проблемами формирования личности, с задачей создания благоприятных условий для жизни человека. Однако решение этой задачи невозможно без осознания самим человеком, что такое «комфорт» [1] и что станет критериями [2], по которым он будет определять «комфортно» или «некомфортно». Ощущение комфорта всегда субъективно, зависит от того, как сформировалась личность. Человек приходит в этот мир с врожденным стремлением к познанию; и очень важно, куда и на что будет направлено это стремление. Будет ли оно помогать развитию способностей человека, духовной составляющей его жизни, радости от созидания [2] или оно угаснет, не раскрыв всех талантов и креативности [3], ограничив устремления примитивной «физиологической» формулой существования. Выбор зависит от многих факторов, постепенно формирующих жизненные ориентиры. Влияние оказывают традиции, обычаи, воспитание, среда, в которой живет человек, его взаимодействие с культурой в самом широком смысле этого слова, и конечно, семья и образование [4].

В этой связи представляется, что прикладная генеалогия в качестве составной части образовательного процесса имеет большой потенциал. Эта дисциплина способна направлять к познанию, раскрыть таланты и креативность человека при изучении не только истории, но и права, экономики и других дисциплин.

Вопрос о том, что и как преподавать, не сходит с повестки дня как государственных структур, так и общественных организаций в силу большого общественного значения. Много внимания уделяется вопросам развития просветительской работы. Активно обсуждаются структура программ по истории и их содержание, методы и инструменты обучения, образовательные стандарты, учебники и т.д. С 1 сентября 2023 г. образовательные организации высшего образования обучают студентов по обновленным образовательным программам в соответствии с образовательными стандартами.

Однако до сегодняшнего дня не уделяется должного внимания генеалогии, отсутствует она и в образовательных стандартах. Вместе с тем именно прикладная генеалогия, как никакая другая сфера познания, прочно

связана с ценностями семьи, понятием рода. Как часто сегодня вспоминаются имена пращуров? Многие не знают полных имен и биографий своих дедушек и бабушек. С другой стороны, предметная область многих дисциплин представляется обучаемым некой абстрактной совокупностью понятий, явлений и имен. Не будем здесь обсуждать причины такой ситуации, поговорим о том, как сделать так, чтобы молодые люди были заинтересованы в изучении славных дел ушедших поколений.

Традиционно генеалогией называют систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве родов и фамилий [5, с. 305]. Исходя из современных реалий при преподавании дисциплин, в той или иной степени связанных с историей, включая историю права, экономики, предпринимательства, в ходе образовательного процесса можно использовать проектный междисциплинарный подход [6], предложив обучаемым провести историко-генеалогиче-ские исследования. На наш взгляд, в подобных проектах недостаточно ограничиваться только перечислением родственных связей и дат жизни ушедших и здравствующих людей, необходимо понимание связи судеб отдельных личностей с развитием государственно-правовых и социально-экономических условий, техники и технологий, сельского хозяйства и культуры, искусства, с укреплением административно-хозяйственной территории, а также осмыслением всей системы этих сложных процессов и их элементов [7].

В этой связи заслуживает внимания вышедшая недавно в свет книга «От Полтавы до Баргары» [8]. Ее автор, Владимир Александрович Пархомов, — член общественной организации «Родословие» и не является профессиональным историком. Тематика, которой он посвятил всю жизнь и над которой продолжает работать, — исследование Солнца, влияние солнечной активности на Землю и околоземное пространство. Он прошел длинный путь от геофизика-оператора при Дальневосточном геологическом управлении до профессора, доктора физико-математических наук, заслуженного работника высшей школы. Сегодня профессор В.А. Пархомов продолжает трудиться на кафедре математических методов и цифровых технологий Байкальского государственного университета, где он работает полвека. Автор множества научных публикаций и учебников.

Надо сказать, что роль новейших цифровых технологий, используемых в последнее

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О м 4

ы

Z

ю

в) в)

■ч ы

время в любых исследованиях, и прежде всего при работе в архивах и библиотеках, трудно переоценить: составлены электронные каталоги, оцифрованы сотни тысяч документов, предоставляется возможность компьютерного поиска и удаленной работы, моментального копирования и др. В конечном итоге новейшие технологии предоставляют доступ к большим объемам информации, снимая значительный груз рутинной работы с исследователей, кардинально меняют структуру их временных затрат, сокращая время и трудозатраты на поиск, первичную обработку и систематизацию информации, позволяя сосредоточиться на анализе и интерпретации данных. Конечно, не все оцифровано, есть значимые проблемы в работе с архивами и библиотеками, но цифровые технологии создают предпосылки для формирования и развития новых научно-исследовательских компетенций исследователя, повышения эффективности его труда за счет значимого расширения арсенала и возможностей использования новых цифровых технологий для достижения поставленной цели [6, с. 11 — 12].

Компетенции в области физико-математических наук и цифровых технологий помогли В.А. Пархомову справиться с амбициозной задачей: на основе междисциплинарного подхода в издании представлены результаты объемного многолетнего историко-генеа-логического исследования судеб представителей российского дворянского рода Бароц-ци де Эльс, находящихся на протяжении более 250 лет на службе Государству Российскому.

Книга не является единственной публикацией автора по данной тематике. Владимир Александрович много лет занимается восстановлением «белых пятен» в истории своей семьи. Результаты своих исследований частично публиковал. Об этом свидетельствует список работ автора, приведенный в конце книги. Это обстоятельство, на наш взгляд, увеличивает значимость рецензируемой книги, в которой последовательно, с описанием конкретной исторической обстановки, повествуется о жизни и деятельности десяти поколений потомков выходца из Европы Антона Бароцци де Эльс. Автор останавливается на вкладе представителей рода в развитие экономики Российской империи, их участии в военных походах, на других видах деятельности. Рассказ ведется на фоне исторических событий, что вносит дополнительный динамизм в повествование и позволяет проследить взаимосвязь естественных и политико-экономических факторов общественного развития с судьбами отдельных людей.

В первой главе автор знакомит читателя с наиболее известными представителями фамилии Бароцци (или Бароччи), которая достаточно широко распространена в Италии (встречается в 294 коммунах этой страны), а также в других европейских странах. И затем переходит к рассказу о жизни семьи Бароцци в России.

Однако, прежде чем перейти к анализу последующих глав книги и поговорить о закреплении фамилии в России, предлагаю более детально рассмотреть достаточно дискуссионный вопрос о происхождении фамилии Бароцци (итал. Barocci или Barozzi).

Конечно, самое простое решение — связать фамилию с художественным стилем барокко, имеющим практически идентичное написание на итальянском языке. Но, думается, что фамилия гораздо старше стиля, ставшего особенно модным в европейском искусстве XVII — середины XVIII в. [9]. Можно вспомнить, что этимология итальянского слова barocса имеет в своей основе латинское baroco, употребляемое в старинных манускриптах по различным наукам, прежде всего в философии, логике и др. [10, с. 30]. Одновременно общеупотребительная трактовка, объясняющая происхождение созвучного названию стиля барокко, отсылает к лексике ювелиров XVI в., которые активно использовали словосочетание perola barroca для определения жемчужин неправильной формы. С большой степенью вероятности можно говорить, что фамилия Бароцци имеет в своем основании прозвище. Обычно прозвище давалось окружающими людьми в соответствии с какой-либо характерной чертой человека или его специальностью. В случае фамилии Бароцци, вероятнее всего, подчеркивалась необычность, непривычность для других, факт значимого отличия человека, выделяющего его из привычного окружения.

Действительно, из разных источников до наших дней дошла информация о том, что среди носителей фамилии Бароцци были люди, непохожие на большинство, обладающие особыми талантами, компетенциями, сделавшими их известными художниками и архитекторами, математиками и военными...

Любителям истории знакомо имя выходца из Болоньи крестоносца Джакопо Бароцци, а люди, хорошо знакомые с искусством, знают о династии Бароцци, среди которых были творческие люди — скульпторы, граверы и др. В.А. Пархомов не мог не упомянуть автора трактата «О пяти ордерах архитектуры» Джакомо Бароцци да Виньолы (1507-1573),

оказавшего большое влияние на развитие мировой архитектуры [11], а также художника Федерико Бароцци (1535-1612), предвосхитившего искусство барокко благодаря экспрессивной манере письма и считавшегося лучшим живописцем для своего времени [12].

Не менее интересен и тот факт, что древний кратер в гористой материковой части южного полушария видимой стороны Луны получил название, которое было утверждено Международным астрономическим союзом еще в 1935 г., в честь гуманиста, математика, астронома Франческо Бароцци (1537-1604).

Этот перечень можно было бы продолжать, а описание жизни и творчества людей, носящих имя Бароцци в Европе, могли бы составить отдельное издание. Но мы поспешим за автором, рассказ которого о жизни Ба-роцци вне России занимает всего несколько страниц [8, с. 14-17].

Бароцци не сразу осели в России. Были такие, кто работал в России, а потом возвратился на родину в Италию, как, например, братья Джузеппо и Серафино Бароцци (кстати, тоже из Болонии, куда потом и вернулись). Братья трудились над оформлением некоторых убранств Зимнего дворца в Петербурге, в частности плафонов и десю-депортов. После работы в Зимнем дворце братья Бароцци участвовали в росписи интерьеров китайского дворца в Ораниенбауме. Существует версия, что на основе рисунков Серафино Бароцции русскими мастерицами с использованием отечественного стекляруса, произведенного на расположенной поблизости мозаичной фабрике, были вышиты уникальные панно, украшающие и сегодня Стеклярусный кабинет дворца [13].

Первую главу завершает почти детективная история об одном из ранних стихотворений Александра Сергеевича Пушкина, написанном в оригинальном жанре стансов, жанре, который восходит к провансальской лирической песенной поэзии Средневековья. В России начала XIX в. такая форма эпической поэзии была модной [14], к ней обращались многие знаковые русские поэты, такие как М.Ю. Лермонтов, А.Н. Апухтин, позднее О.Э. Мандельштам [15], и даже наши известные современники. Например, Андрей Вознесенский был автором «Эфирных стансов» Константину Кедрову.

К классике жанра специалисты относят стансы А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», написанные поэтом в 1829 г., через 15 лет после эмоционально-юношеского «Avez-vous vu la tendre rose...?», созданного

в лицейские годы. Произведение содержит всего 20 строк, но является предметом многочисленных исследований таких корифеев литературоведения, как, например, академик М.П. Алексеев [16, с. 346]. Не будем подробно пересказывать эту увлекательную историю, методично точно выверенную и изложенную профессором В.А. Пархомо-вым. Подчеркнем только, что, благодаря здоровому перфекционизму ученого и адекватному использованию методов научного исследования, ему удалось устранить существующие ошибки в определении степени родства однофамильцев и, основываясь на исследовании объемного архивного материала, выявить объект посвящения стансов, написанных Пушкиным.

Конечно, нельзя было обойти вниманием и личность основателя династии — Антона Матвеевича Бароцци де Эльс, иммигранта, получившего за службу чин надворного советника. Сегодня трудно однозначно сказать, по каким причинам он решил поселиться в России. Автор этого и не делает: в основу его работы по составлению жизнеописания родоначальника российского дворянского рода Бароцци де Эльс положен анализ только объективной достоверной информации из опубликованных материалов и архивных документов. Подтверждение сказанному можно найти в словаре «Русское служилое дворянство второй половины XVIII в. (1764-1795)», содержащем более 36 тыс. фамилий [17]: здесь имя Бароц-ци де Эльс Антона Матвеевича размещено среди преподавателей Горного училища в Санкт-Петербурге. Напомним, что Горное училище было основано в 1773 г. по решению Правительствующего Сената, утвержденного указом императрицы Екатерины II. Это было первое в России высшее техническое учебное заведение. Ныне это одно из крупнейших высших учебных заведений страны, имеющее статус национального исследовательского университета, — Санкт-Петербургский горный университет.

Методика сбора данных о человеке, относящемся к дворянскому сословию и находящемся на службе, традиционно предусматривает изучение изданий «Месяцеслова с росписью чиновничьих особ в государстве», соответствующих старинных справочников и словарей, а также современных изданий [18, с. 34-35]. Информация в последних была уточнена благодаря изысканиям профессора В.А. Пархомова. На основе крайних дат в обнаруженных старинных документах, свидетельствующих о деятельности Антона Матвеевича Бароцци де Эльс, стало возмож-

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

H

ф

H M

о

M 4

ы z

ie

e> в)

■ч ы

ным приблизиться к установлению более точных дат его жизни.

В третьей главе внимание автора сосредоточено на жизни и деятельности представителей второго поколения семьи. Глава начинается с рассказа о незаурядной женщине — Александре Антоновне Ба-роцци де Эльс, в замужестве Лобановой [8, с. 55-59], ставшей супругой поэта и переводчика Михаила Евстафьевича Лобанова (1787-1846). На страницах различных изданий, в том числе размещенных в сети Интернет, можно найти упоминания о Михаиле Евстафьевиче. Он преподавал русский язык супруге Николая I — императрице Александре Федоровне — и стал в 1827-1828 гг. почетным членом Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности [19, с. 48]. А вот судьба его рано ушедшей из жизни супруги до сего времени часто оставалась за рамками публикаций. В результате поисковых работ профессор В.А. Пархомов систематизировал и дополнил биографии супругов, прежде всего Александры Антоновны. Особенно интересны использованные им свидетельства о круге общения Александра Сергеевича Пушкина, Ивана Андреевича Крылова и др.

Другим потомком основателя российского дворянского рода Бароцци де Эльс стал Иван Антонович — генерал-майор корпуса горных инженеров. Судьбе и деяниям этого человека совершенно справедливо посвящены несколько параграфов третьей главы [8, с. 59-110]. Иван Антонович, выпускник Горного кадетского корпуса (создан на базе Горного училища), внес заметный вклад в развитие Восточной Сибири. Был в течение 15 лет управляющим Каменским металлургическим заводом на Урале, участником организации Николаевского железоделательного завода в Иркутской губернии, инспектором соляных и металлургических заводов при генерал-губернаторе Муравьеве-Амурском, участником испытаний первых пароходов на Байкале. В привязке к биографии Ивана Антоновича Бароцци де Эльс новые краски приобретает «Указ об организации переселения крестьян в связи с освоением Сибири», изданный с целью развития территорий в 1843 г., который регламентировал переселение государственных крестьян из губерний европейской части России за Урал [20].

Возьму на себя смелость подтвердить приводимые профессором В.А. Пархомо-вым сведения о наградах Ивана Антоновича Бароцци де Эльс. Имя этого человека встре-

чается и в опубликованных в середине XIX в. списках награжденных лиц.

Горный кадетский корпус был в те времена «кузницей кадров» для горно-металлургического производства и за время своего существования выпустил много горных инженеров, имена которых стали впоследствии известны как в России, так и за рубежом. Среди них всемирно известный талантливый ученый Павел Петрович Аносов, автор ряда научных работ, связавший свою службу с заводами Златоустовского горного округа Урала. Аносов, окончив корпус на восемь лет раньше Ивана Антоновича, прошел непростой путь от практиканта до директора оружейной фабрики, начальника заводов и Томского гражданского губернатора. Не вдаваясь в подробности предложенных Аносовым технологий и их дальнейшую судьбу, скажем только, что его разработки стали прорывом в металлургии того времени и используются до настоящего времени. В этой связи большой интерес представляют проведенные профессором В.А. Пархомовым исследования, относящиеся к теме развития горно-металлургического производства в середине XIX в., включая анализ деятельности Бароцци де Эльс на Николаевском железоделательном заводе, входящим в то время в десятку крупнейших заводов Российской империи. Не менее интересны сведения об участии Ивана Антоновича в организации пароходства на Байкале, история строительства и спуска на воду новых пароходов. Одновременно очень деликатное, близкое нам по своему подходу и стилю [6, с. 196], изложение частной жизни генерала помогает рассмотреть за делами службы личность человека.

Логично, что глава 4 посвящена следующему, третьему поколению Бароцци де Эльс в России и начинается с рассказа о Николае Ивановиче Бароцци де Эльс, сыне Ивана Антоновича. Николай Иванович Бароцци де Эльс в 1870 г. был назначен исполнять должность горного исправника золотых промыслов по Ачинскому и Минусинскому горным округам. Особенно ценно, что автор побывал на этих приисках спустя почти 140 лет и поделился в книге своими впечатлениями [8, с. 115].

На сегодняшний день не удалось установить точно и полностью события на жизненном пути всех детей Ивана Антоновича, имевшего, кроме сына Николая, еще трех дочерей. Тем не менее усилиями В.А. Пар-хомова в книгу включена история старшей дочери Марии, супруги статского советника А.Д. Лохвицкого, впоследствии ставшего

якутским губернатором и губернатором Енисейского края (до 1881 г.).

Генеалогические поиски по женской линии всегда сопряжены с рядом сложностей объективного характера, но отрадно, что автор не теряет надежды и предполагает продолжить исследования в этом направлении.

Книга содержит данные и о другом представителе семьи — Иване Николаевиче Бароцци де Эльс, человеке сложной судьбы. Иван Николаевич, будучи полковником, атаманом третьего военного отдела Забайкальского казачьего войска, в самом начале Первой мировой войны в 1914 г. занимался вопросами мобилизации, подготовки личного состава и отправлением казаков в строевые действующие части. Судьба этого человека стала иллюстрацией к тем трудностям, которые пришлось испытать «бывшему казачьему атаману» в 20-х гг. после принятия ряда документов, регламентирующих выборы в СССР, когда он был лишен избирательных прав...

Не будем пересказывать содержание книги и рассказывать обо всех, чьи имена упоминаются с разной степенью детализации на ее страницах, в том числе о жизни других потомков Антона Бароцци де Эльс, местопребыванием которых были города и населенные пункты от Полтавы до Баргары (Австралия), и охватом разных истори-ко-правовых условий за значимый временной период. Для удобства читателя автор использовал удачный прием и разместил в книге карту Евразии, где отметил памятные места, связанные с пребыванием членов семьи Бароцци. В Приложении также приведена генеалогическая таблица, включающая 101 представителя рода.

Таким образом, можно констатировать, что в монографии выполнено одно из главных требований, которые предъявляются к исследователю. Это требование в конце XIX в. сформулировал русский историк, археограф, коллекционер, член-корреспондент Академии наук Н.Д. Чечулин. Оно заключается в том, чтобы исследователь не повторял «только то, что ему сказал тот или другой источник, хотя бы и самый достоверный, но чтобы он по мере возможности старался сам <...> стать посреди событий известной эпохи, узнать по возможности в подробности и в точности, чтобы он представлял себе прошедшие события так, как они совершались, а не так, как о них говорили, — что не одно и то же — и затем говорил бы о них самостоятельно, высказывал бы мысли и соображения, которые вызваны теми или другими происшествиями, обстоя-

тельствами... При таких требованиях, когда знание прошлого полагают не в усвоение рассказов о нем современников, а в наи-возможно более полном и точном ознакомлении с прежним бытом, чрезвычайно расширяется поприще для исторических исследований, так как в силу различия в разные эпохи общественных интересов, постепенного повышения уровня знаний и изменения понятий являются совершенно различные запросы относительно минувшего, одни и те же источники изучаются с различных точек зрения и потому должны и могут быть давать очень разные ответы.» [21].

Эти слова, сказанные более ста лет назад, и сегодня звучат очень актуально. Ведь процесс формирования личности проходит несколько этапов: от усвоения (восприятия и понимания сущности) через предпочтения (положительная оценка и признание) к личной самореализации (проявление и деятельность в соответствии с признанными ориентирами). Вот почему, подводя итоги, хочется отметить необходимость следующего:

1. Надо дать знания и заполнить тот вакуум, который, к сожалению, образовался в изучении истории нашего государства, нужно помочь молодым людям учиться выбирать из огромного потока информации, часто непроверенной, недостоверной, инородной, пустой, в том числе в сети Интернет, лучшее и ценное, приобрести знания богатой истории своей страны, тех мест, где они родились, учатся, живут.

2. Примерами бережного отношения к тому, что нам досталось от наших предков, научить их по крупицам восстанавливать и сохранять, формировать интерес к объективному всестороннему познанию, признанию и уважению своего прошлого.

3. Привлекать молодежь в проектную и исследовательскую деятельность по изучению истории своей семьи, и через эту историю более глубоко узнать об истории России, что будет способствовать стремлению к познанию, следованию ему в обыденной жизни [22]. Поступательное развитие человеческого общества — главная стратегическая цель. Оно предполагает хорошее образование и, как следствие, изменения, связанные с переходом от одного качества к другому, от одного состояния к другому — более высокого порядка. И каждый может внести свою маленькую лепту, свой кирпичик в фундамент, на котором выстраивается здание завтрашнего дня, как это сделал в своей замечательной книге профессор Владимир Александрович Пархомов.

п ч

01

ш

5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п 5

ч

ф

ч

2 О Ю 4

и

ю

в) в)

■ч и

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Filosofova T.G. Effects of Tourist Satisfaction: Influence on the Touristic Flows (Case Russia — Bulgaria) / T.G. Filosofova, D. Apostolov // International Relations 2017: Current issues of world economy and politics. — Bratislava : Publishing Ekonom, 2017. — P. 285-294.

2. Философова Т.Г. К вопросу о перспективах международного гуманитарного сотрудничества / Т.Г. Фи-лософова, Д.Н. Сырцов // XVI Плесские чтения. — Иваново-Плес : ПресСто, 2023. — Ч. 2. — С. 120-131.

3. Сырцов Д.Н. Управление устойчивым развитием предприятий и защита креативности в промышленности в условиях цифровой трансформации / Д.Н. Сырцов. — DOI 10.22394/2079-1690-2022-1-3-70-75. — EDN LHJMQZ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2022. — № 3. — C. 70-75.

4. Философова Т.Г. [Выступления в дискуссии] / Т.Г. Философова // Михайловская пушкиниана : материалы конф. — Псков, 2009. — Вып. 49. — С. 70-75.

5. Энциклопедический словарь / под ред. И.Е. Андреевского. — Санкт-Петербург : Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1892. — Т. 8. — 478 с.

6. Философова Т.Г. Философовы: путешествия из Костромы в Псков через Москву и Санкт-Петербург, или Тысячелетняя история потомственного дворянского рода в лицах / Т.Г. Философова, Д.Н. Сырцов, О.Н. Сыр-цова. — Москва : Науч. кн., 2022. — 214 с.

7. Философова Т.Г. К вопросу о развитии промышленности в России и об особенностях личности предпринимателя / Т.Г. Философова, Д.Н. Сырцов. — DOI 10.22394/2079-1690-2023-1-3-129-138 // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2023. — № 3. — С. 129-138.

8. Пархомов В.А. От Полтавы до Баргары. Десять поколений выходца из Европы российского служилого дворянина Антона Бароцци де Эльс / В.А. Пархомов. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2021. — 256 с.

9. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века / Е.И. Ротенберг. — Москва : Искусство, 1971. — 176 с.

10. Румпель Т. Философская пропедевтика, или Основания логики и психологии: руководство для гимназий / Т. Румпель. — Изд. 2-е, испр. — Санкт-Петербург : Тип. М. Стасюлевича, 1878. — 124 с.

11. Гербецца Э. О первом русском переводе «Архитектуры» Джакомо Бароцци да Виньолы / Э. Гербец-ца. — DOI 10.30842/alp23065737173197217. — EDN XHDTOK // Acta Linguistica Petropolitana. — 2021. — T. 17, №. 3. — P. 197-217.

12. Власов В.Г. Бароччи, Амброджио ди Федерико / В.Г. Власов // Стили в искусстве. — Санкт-Петербург : Кольна, 1996. — Т. 2.

13. Кючарианц Д.А. Художественные памятники города Ломоносова / Д.А. Кючарианц. — Санкт-Петербург : Лениздат, 1985. — 141 p.

14. Смирнов-Сокольский Н.П. Русские литературные альманахи и сборники XVIII-XIX вв. / Н.П. Смирнов-Сокольский. — Москва : Книга, 1965. — 592 с.

15. Сурат И.З. Опыты о Мандельштаме / И.З. Сурат. — Москва : Intrada, 2005. — 126 с.

16. Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования / М.П. Алексеев. — Ленинград : Наука, 1972. — 468 с.

17. Русское служилое дворянство второй половины XVIII века (1764-1795) / ^ст. В.П. Степанов. — Санкт-Петербург : Акад. проект, 2003. — 829 с.

18. Заблоцкий Е.М. Горное ведомство дореволюционной России: очерк истории : биогр. слов. / Е.М. За-блоцкий. — Москва : Новый хронограф, 2014. — 277 с.

19. Список членов Императорской академии наук, 1725-1907 / сост. Б.Л. Модзалевский. — Санкт-Петербург : Тип. Императ. акад. наук, 1908. — Т. VIII. — 404 с.

20. Гурвич И.А. Переселения крестьян в Сибирь / И.А. Гурвич. — Москва : Тип. А. Левенсон и К°, 1888. — 147 с.

21. Чечулин Н.Д. Мемуары, их значение и место в ряду исторических источников / Н.Д. Чечулин. — Санкт-Петербург : Ред. журн. «Библиограф» (Н.М. Лисовского), 1891. — 16 с.

22. Философова Т.Г. Культурное наследие как базис формирования личности человека / Т.Г. Философова // Философовские чтения : сб. тр. — Псков, 2011 — С. 4-15.

REFERENCES

1. Filosofova T.G., Apostolov D. Effects of Tourist Satisfaction: Influence on the Touristic Flows (Case Russia — Bulgaria). International Relations 2017: Current issues of world economy and politics. Bratislava, Publishing Ekon m, 2017, pp. 285-294.

2. Filosofova T.G., Syrtsov D.N. On the issue of prospects for international humanitarian cooperation. XVI Plyos readings. Ivanovo-Ples, PreSSto Publ., 2023. Pt. 2, pp.120-131.

3. Syrtsov D.N. Sustainable Development and Protection of Creativity in the Conditions of Digital Transformation. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski = State and Municipal Management Scholar Notes, 2022, no. 3, pp. 70-75. (In Russian). EDN: LHJMQZ. DOI: 10.22394/2079-1690-2022-1-3-70-75.

4. Filosofova T.G. [Speeches in the discussion]. Mikhailovskaya Pushkiniana. Conference materials. Pskov, 2009. Iss. 49, pp. 70-75. (In Russian).

5. Andreevskii I.E. (ed.). Encyclopedic Dictionary. Saint Petersburg, F.A. Brokgauz, I.A. Efron Publ., 1892. Vol. 8. 478 p.

6. Filosofova T.G., Syrtsov D.N., Syrtsova O.N. Philosophers: Travels from Kostroma to Pskov via Moscow and St. Petersburg or the Thousand-Year History of a Hereditary Noble Family in Persons. Moscow, Nauchnaya Kniga Publ., 2022. 214 p.

7. Filosofova T.G., Syrtsov D.N. To the Question of the Development of Industry in Russia and the Peculiarities of the Entrepreneur's Personality. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski = State and Municipal Management Scholar Notes, 2023, no. 3, pp. 129-138. (In Russian). DOI: 10.22394/2079-1690-2023-1-3-129138.

8. Parkhomov V.A. From Poltava to Bargara. Ten generations of the Russian service nobleman Anton Barozzi de Els, who came from Europe. Irkutsk, Baikal State University Publ., 2021. 256 p.

9. Rotenberg E.I. Western European art of the 17th century. Moscow, Iskusstvo Publ., 1971. 176 p.

10. Rumpel' T. Philosophical propaedeutics, or Foundations of logic and psychology: a guide for gymnasiums. 2nd ed. Saint Petersburg, M. Stasyulevich Publ., 1878. 124 p.

11. Gerbetstsa Eh. On the First Russian Translation of «Architecture» by Giacomo Barozzi Da Vignola. Acta Lin-guistica Petropolitana, 2021, vol. 17, no. 3, pp. 197-217. (In Russian).

12. Vlasov V.G. Barocci, Ambrogio di Federico. Styles in art. Saint Petersburg, Kol'na Publ., 1996. Vol. 2.

13. Kyuchariants D.A. Artistic monuments of the city of Lomonosov. Saint Petersburg, Lenizdat Publ., 1985. 141 p.

14. Smirnov-Sokolsky N.P. Russian literary almanacs and collections of the 18th—19th centuries. Moscow, Kniga Publ., 1965. 592 p.

15. Surat I.Z. Experiments aboutMandelstam. Moscow, Intrada Publ., 2005. 126 p.

16. Alekseev M.P. Pushkin: Comparative historical studies. Leningrad, Nauka Publ., 1972. 468 p.

17. Stepanov V.P. (ed.). Russian service nobility of the second half of the 18th century (1764—1795). Saint Petersburg, Akademicheskii Proekt Publ., 2003. 829 p.

18. Zablotskii E.M. Mining department of pre-revolutionary Russia: an outline of history: a biographical dictionary. Moscow, Novyi Khronograf Publ., 2014. 277 p.

19. Modzalevskii B.L. (ed.). List of members of the Imperial Academy of Sciences, 1725—1907. Saint Petersburg, Imperial Academy of Science. Publ., 1908. Vol. VIII. 404 p.

20. Gurvich I.A. Relocation of peasants to Siberia. Moscow, A. Levenson i K° Publ., 1888. 147 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Chechulin N.D. Memoirs, their meaning and place among historical sources. Saint Petersburg, 1891. 16 p.

22. Filosofova T.G. Cultural heritage as the basis for the formation of a person's personality. Philosophical readings. Pskov, 2011, pp. 4-15. (In Russian).

Информация об авторе

философова Татьяна Георгиевна — доктор экономических наук, профессор, кафедра торговой политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: tphil@mail.ru, © orcid.org/0000-0003-0116-9759, SPIN-код: 25020744, Scopus Author ID: 6603203284.

Author

Tatiana G. Filosofova — D.Sc. in Economics, Professor, Department of Trade Policy, National Research University Higher School of Economics, Moscow, the Russian Federation, e-mail: tphil@mail.ru, © https:// orcid.org/0000-0003-0116-9759, SPIN-Code: 25020744, Scopus Author ID: 6603203284.

Для цитирования

Философова Т.Г. Вопросы образования и сохранения семейных ценностей / Т.Г. Философова. — DOI 10.17150/2500-2759.2024.34(1).166-173. — EDN PVVNZB // Известия Байкальского государственного университета. — 2024. — Т. 34, № 1. — С. 166-173.

For Citation

Filosofova T.G. Issues of Education and Preservation of Family Values. Izvestiya Baikal'skogo go-sudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2024, vol. 34, no. 1, pp. 166-173. (In Russian). EDN: PVVNZB. DOI: 10.17150/2500-2759.2024.34(1 ).166-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.