Научная статья на тему 'Вопросы музыкальной логики в работах Карла Дальхауза'

Вопросы музыкальной логики в работах Карла Дальхауза Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
726
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЛ ДАЛЬХАУЗ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛОГИКА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / "НОВАЯ" МУЗЫКАЛЬНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / "NEW" MUSICAL HERMENEUTICS / CARL DAHLHAUS / MUSICAL LOGIC / MUSIC ANALYSIS / INTENTIONALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пылаев Михаил Евгеньевич

В статье рассматривается проблема «музыкальной логики», нашедшая отражение в трудах выдающегося немецкого музыковеда ХХ века, представителя «новой» музыкальной герменевтики К. Дальхауза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of musical logic in the writings by Carl Dahlhaus

The article deals with the problem of musical logic, which is reflected in the writings by the eminent German musicologist of the 20th century Carl Dahlhaus, representative of the “new” musical hermeneutics.

Текст научной работы на тему «Вопросы музыкальной логики в работах Карла Дальхауза»

сителем исторической традиции. Новую жизнь в наследие протестантского хорала «вдыхает» искусство И.С. Баха. В своем творчестве он возвращает протестантскому хоралу его поэтический смысл и значение, раскрывая их в образной системе целого ряда собственных произведений разных жанров и форм.

Библиографический список

1. Баранова Т.Б., Владышевская Т.Ф. Церковная музыка // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - Т.6. - С. 118-134.

2. Кюрегян Т.С. Форма в музыке ХУП-ХХ веков. - М.: Сфера, 1998. - 344 с.

3. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: в 2 т. - М.: Музыка, 1983. -Т. 1. - 696 с.

4. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / сост. В.П. Шеста-кова. - М.: Музыка, 1966. - 576 с.

5. Протестантский хорал // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 443.

6. Рязанова Н.П. Органные хоральные обработки И.С. Баха (их композиционно-структурные особенности): дис. ... канд. искусствоведения. - Л., 1979. - 178 с.

7. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. - СПб.: Лань, 2001. - 496 с.

8. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. - М.: Музыка, 1965. - 728 с.

9. Britt C. The choral: The development of the chorale prelude and the use of the chorales of Martin Luther's catechism by various European composers from the reformation to J.S. Bach. - Tuscaloosa, Alabama, 1999. - 87 р.

10. Marshall R. / Leaver R. Chorale // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// intoclassics.net/news/2013-03-04-31751 (дата обращения: 15.10.2013).

УДК 781.2

Пылаев Михаил Евгеньевич

кандидат искусствоведения Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

pylaevm@mail.ru

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛОГИКИ В РАБОТАХ КАРЛА ДАЛЬХАУЗА

В статье рассматривается проблема «музыкальной логики», нашедшая отражение в трудах выдающегося немецкого музыковеда ХХ века, представителя «новой» музыкальной герменевтики К. Дальхауза.

Ключевые слова: Карл Дальхауз, музыкальная логика, музыкальный анализ, интенциональность, «новая» музы-

кальная герменевтика.

Выдающийся немецкий музыковед второй половины ХХ века Карл Дальхауз (1928-1989) обращался к широчайшему кругу исторических, теоретических, эстетических и других проблем, касавшихся европейской музыки. Одним из «рефренов», периодически возникавших в трудах ученого на протяжении многих лет его научной деятельности, была именно музыкальная логика. Уже данное обстоятельство - достаточный повод для того, чтобы рассмотреть причины такого интереса, а также уточнить, как именно им понималась логика в музыке.

Музыкальная логика у Дальхауза есть прежде всего логика «чистой» инструментальной музыки, и данная постановка вопроса стала возможной лишь после возникновения феномена таковой «чистой» музыки во второй половине XVIII века (заметим, что инструментальная музыка барокко может считаться «чистой» лишь условно, так как в ней большую роль играла риторика, конкретизировавшая логическое и эмоциональное содержание почти любого произведения). В качестве источника, в котором впервые появляется выражение «музыкальная логика», Дальхауз называет «Всеобщую историю музыки» И.Н. Форкеля [8, S. 167, 171].

Можно утверждать, что с названной проблемой были связаны несколько принципиально важных для ученого направлений музыковедческого исследования.

Поскольку логика есть наука о законах и формах мышления, то здесь по необходимости подразумевается язык, реализующий и материализующий это мышление. Возможность и необходимость словесного оформления красной нитью проходит через дальхаузовские представления о музыкальной логике. А это означает, что к словесной передаче музыкальной логики добавляется - или может добавляться - логика языка (аспект, глубоко созвучный интересам Дальхауза).

Логика предполагает некое понимание, то есть усвоение нового содержания на основе уже известного. Во внимании к проблеме музыкальной логики лишний раз подтверждается огромная роль рациональности, столь ценимой Дальхаузом (здесь можно вспомнить про статью ученого «Рациональность музыкальных суждений», в которой также упоминается музыкальная логика [7]).

Однако понимание предпосылочно - оно напрямую зависит от материала, которым владеет понимающий субъект, а также от его настроения,

244

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

© Пылаев М.Е., 2014

вкусов и т.п. Иными словами, логика «чистой» инструментальной музыки может пониматься и трактоваться по-разному.

Понятие музыкальной логики перекликается с понятием связи - и в более широком смысле (то есть с философско-эстетическим представлением о музыкальном произведении как о некоем целом, состоящем из частей, выполняющих определенные функции), и в более узком (как сходства музыкального материала, тематизма, или, как обычно выражается Дальхауз, субстанциального родства). Логика не может не подразумевать связи частей целого. В музыке с ее временной природой это прежде всего соотношение элементов, следующих друг за другом, включенных в некий процесс. С этой точки зрения такая формулировка Дальхауза, как «логика, или внутренняя связь», - абсолютно закономерна. Логика - в несколько ином смысле - возможна и в соотношении удаленных друг от друга элементов.

В самом широком смысле под музыкальной логикой у Дальхауза подразумевается осмысленность и содержательность музыки как таковой, «повседневная норма» ее восприятия: это не только элементарное соответствие произведения привычным представлениям о нем, но и аналитический критерий, позволяющий дать произведению эстетическую оценку. В книге «Анализ и ценностное суждение» один из таких критериев сформулирован ученым как «богатство отношений» [5, S. 46].

В книге «Введение в систематическое музыкознание» Дальхауз обращается к этой же проблеме в написанном им разделе «Теория музыки». Здесь, говоря о необходимости понимания музыкального произведения как стройной системы функциональных связей его разных сторон и параметров, ученый отмечает, что «построение моделей функциональных связей внутри музыкального произведения и их отражение в категориях тесно связано с идеей музыкальной логики - идеей, которая начиная с XVIII в. настойчиво утверждается в теории и эстетике музыки, хотя и может показаться странным говорить о логике невербального, внепонятийного вида искусства» [9, S. 123]. Имеется в виду, продолжает ученый, прежде всего впечатление и ощущение музыкальной последовательности, проявляющейся по-разному у Баха и у Бетховена: одно событие видится с необходимостью вытекающим из другого.

Несколько по-другому и более подробно смысл музыкальной логики раскрыт в статье «Фрагменты о музыкальной герменевтике» [8]. Суть данного вопроса уже кратко излагалась в работах Т.В. Чередниченко [4]. Ввиду важности соответствующего фрагмента статьи Дальхауза представляется необходимым коснуться его несколько более подробно.

«Музыкальная логика» в названной статье выступает альтернативой трактовки музыки как язы-

ка - такая трактовка представляется Дальхаузу неубедительной. Смысл фразы о том, что музыка есть язык, по мнению ученого, состоит в защите музыки от упрека в том, что она - лишь звучащая структура без содержания и значения. Немалую роль при этом сыграло стремление эстетически оправдать эмансипацию инструментальной музыки в XVIII в. [8, S. 164].

Однако если понимать музыку как язык или сравнивать ее с языком, то к ней должны быть применимы и признаки словесного языка. Начало установления аналогий между музыкой и языком глубоко уходит своими корнями в средневековье: Дальхауз называет знаменитый латинский трактат начала Х в. «Música enchiriadis», приписываемый, как известно, Хукбальду, - уже здесь имелись подступы к морфолого-синтаксической теории музыки. Напротив, попытка переноса на музыку категории фонологии осуществлена лишь совсем недавно - Дальхауз ссылается на бельгийского музыковеда и лингвиста Николя Рюве, в частности -на его работу «Langage, musique, poésie» (Paris, 1972) [8, S. 164].

Обоснование сходства музыки с языком через семантику сомнительно, пишет Дальхауз, потому что значение и смысл в музыке, в отличие от словесного языка, не содержатся в каждом отдельном элементе - семантика музыки не может быть сведена к таким постоянно действующим в ней явлениям, как ладовые функции аккордов (хотя черты сходства с индексными, иконическими и символическими знаками в музыке имеются). Музыкальная семантика может обосновываться прагматикой, что, как и фонологический подход, осуществлено лишь в последнее время. И все же Дальхауз сосредотачивает свое внимание на синтаксисе. Чтобы не превращаться в голую структуру, музыкальный синтаксис должен поддерживаться неким непрерывно действующим слоем. Этот феномен в теории музыки обозначается по-разному - «музыкальная логика», «внутренняя форма», «внутренняя динамика».

Очевидно, что музыкальная логика будет заметно отличаться в музыке разных авторов, национальных школ, хронологических периодов. Отсюда возникает необходимость «локализации» этой логики (или одного из ее проявлений), что у Дальхауза заключается в обращении к европейской профессиональной музыке преимущественно XVIII-XIX вв.

Не случайно ученым высказывается следующее сомнение относительно того, может ли (если да, то в каком смысле) идти речь о «музыкальной логике» в Новой музыке ХХ в. [8, S. 171-172]. Ощущение естественности, логичности развертывания музыки значительно ослабевает при отказе, во-первых, от тональных функций, во-вторых, от дихотомии консонирования и диссонирования. Хотя Шёнберг

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

245

в своей музыке и сохраняет традиционные синтаксические и метроритмические параметры, это, по мнению Дальхауза, не есть достаточное условие для убедительности его сочинений; применительно же к синтаксису речь может идти не о нем, а о его «фасаде», не перекликающемся с атональной или додекафонной структурой сочинения. Впрочем, в своих аналитических этюдах о таком сочинении Шёнберга, как Третий струнный квартет, Дальхауз говорит о нескольких других проявлениях внутренней логики данной музыки, обосновывая ее высокие художественные достоинства и особую внутреннюю органичность [5, S. 93-97; 6].

Таким образом, наиболее ценной эстетически -самой «логичной» - следует, по мнению Дальхауза, считать такую музыку, которой присуща прочная внутренняя связь ее основных параметров - гармонии, метроритма, тематизма. Очевидно, что сюда никак не относится художественная практика авангарда второй волны.

Дальхауз называет четыре момента, которые включает «музыкальная логика»: тональные функции, смену звуковых качеств, метрические градации и развивающую вариацию [8, S. 167].

К тональным функциям традиционно относятся механизм действия Т, S, D - в частности, в полном функциональном обороте. Принцип смены звуковых качеств (Wechsel der Klangqualitäten) состоит в градации созвучий по степени консониро-вания и реализуется в композиторском решении, согласно которому переход от более низкой к более высокой степени консонирования ощущается как необходимое, вынужденное последование - как клаузула, каденция или разрешение (в разные эпохи). В этой связи делается следующее замечание: несмотря на разные интерпретации, необходимо уточнить, о чем в данном случае не идет речь. Во-первых, это не есть нечто данное природой: в природе самого явления и в природе человека никак не обосновывается деление созвучий на два противоположных класса и восприятие перехода от меньшей к большей консонантности как необходимого и вынужденного. Во-вторых, это не правила оперирования: нормы разрешения диссонансов не выдвигают принцип поступательного движения, а содержат его как предпосылку. В-третьих, речь не идет о семантике: хотя значения последований созвучий и могут быть выразительны либо симво-личны, они являются таковыми отнюдь не всегда, и тезис о том, что «внутренняя динамика» музыки есть динамика чувств, - преувеличение, требуемое эстетикой.

Термин «развивающая вариация» введен Шёнбергом, который понимал под ним преобразование музыкальной мысли, благодаря которому возникает новое, но не теряется связь с предыдущим: «музыкальная логика» заключается здесь в мелодических, ритмических либо гармонических пре-

образованиях мотива. «Логичность» опирается здесь, во-первых, на тональную последовательность аккордов; во-вторых, на определенные тенденции направления и развития мелодических и ритмических преобразований (например, расширения и сокращения, усечения); в-третьих, на соотношение построений по принципу синтаксических функций (например, половинной и полной каденций). Решающий момент, уточняет Дальхауз, - не зависимость варианта от исходной модели, а сама последовательность, направленность движения музыки, предпосылки которой можно описать. В уже упомянутом разборе Третьего струнного квартета Шёнберга приведен интересный пример такой направленности, заключающейся в постепенном исчезновении, разрушении (Abbau) тематического элемента в III части квартета [6, S. 39]. Отмеченное Дальхаузом явление сам Шёнберг называл «ликвидацией», а также «растворением» (Auflösung) [2, с. 33].

Еще один фактор «музыкальной логики» - так называемые «метрические функции», заключающиеся в делении долей такта, тактов и групп тактов на легкие и тяжелые. Некоторыми теоретиками (названы М. Хауптман и Т. Вимайер) «метрические функции» понимаются как самостоятельный и фундаментальный момент музыки, коренящийся в природе музыкального восприятия человека. Очевидно также, что метрически опорные доли не всегда подчеркнуты акустически реальными акцентами.

Здесь, как и в ряде других случаев, подчеркивается важность и необходимость интенционального подхода к музыке (интенциональность - термин философской феноменологии, означающий определенную направленность воспринимающего сознания, в связи с чем одни и те же явления могут пониматься и трактоваться по-разному). Кажущееся бессмысленным утверждение, что «музыка означает самоё себя», можно, говорит Дальхауз, интерпретировать и иначе: слышимое - акустически реальный слой - есть знак для интенциональных моментов. Эти моменты - как результат деятельности определенным образом направленного сознания - и будут самой музыкой. Так образуются отношения между означающим (акустическим) и означаемым («внутренней динамикой» или «музыкальной логикой») [8, S. 170].

Ограничивать сферу музыкальной логики у Дальхауза только синтаксическим уровнем было бы несправедливым (хотя в других случаях выражение «музыкальная логика» он может и вообще не употреблять). В поле зрения ученого, несомненно, находится и композиционная логика - в частности, в его аналитических очерках о I части симфонии Стамица, о финале Второй симфонии Малера, сонате Шуберта до минор (op. post.), I части Третьего квартета Шёнберга (см. [5]).

246

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014

Размышления Дальхауза о музыкальной логике целесообразно сопоставить с выводами двух выдающихся российских музыковедов, обращавшихся к той же проблематике, - М.Г. Арановского и Е.В. Назайкинского.

В сфере научных интересов М.Г. Арановского долгие годы находились проблемы музыкального мышления как такового [1]. Ученым постоянно применялись к музыке методы психологии, лингвистики, семиотики, причем основной акцент ставился прежде всего на интрамузыкальной семантике.

Е.В. Назайкинский, напротив, понимал музыкальное мышление более свободно, часто метафорически. В его известной монографии «Логика музыкальной композиции» объединяется, с одной стороны, рассмотрение множества проявлений музыкальной логики в европейской профессиональной музыке Нового времени; с другой - привлекаются значения, складывающиеся в окружающей жизни, вне музыки, и трансформируемые в типично музыкальную семантику.

С учетом сказанного более отчетливо вырисовывается позиция Дальхауза: ученый в целом ряде своих трудов искал имманентно-музыкальную логику, усматривая ее главным образом в гармонии и тематическом развитии (в звуковысотной и временной организации музыки); в первую очередь такая логика для немецкого ученого сосредоточивалась в обуславливании последующего предыдущим на синтаксическом уровне. У Дальхауза мы не найдем ничего подобного, например, диалогической и игровой логике, столь ярко и оригинально раскрытой Е.В. Назайкинским при рассмотрении средних, развивающих и разработочных разделов музыкальной композиции [3, с. 217-227]. Позиции Дальхауза, безусловно, ближе точка зрения М.Г. Арановского - и в плане привлечения смежных наук (в частности, лингвистики), и в акцентировании интеллектуально-рациональной стороны проблемы.

Рассматривая проявления музыкальной логики, Дальхауз косвенно затрагивает при этом законо-

мерности человеческого мышления и их отражение в музыке, не исключая анализа воспринимающего сознания. Принципиально, однако, что ученый никогда не обращался к проблематике отражения действительности в музыке, а также недвусмысленно дистанцировался от аналогий и ассоциаций с чувственно-эмоциональной стороной содержания музыки.

Логика, а вместе с ней и наибольшая эстетическая ценность для Дальхауза сосредотачивались главным образом в музыке классико-романтиче-ского периода. Вольно или невольно ученый, кропотливо исследовавший критерии эстетической ценности музыки и вопросы ее истории, обнаруживает в ряде своих трудов тенденцию к локализации и максимальной «реализации» этой истории внутри лишь одного хронологического отрезка, в котором наиболее ярко заявляет о себе рассмотренная музыкальная логика.

Библиографический список

1. Арановский М.Г. Музыка и мышление // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. -М.: Ком Книга, 2007. - С. 10-43.

2. Власова Н.О. Творчество Арнольда Шёнберга. - М.: URSS, 2007. - 528 с.

3. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.

4. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. - М.: Музыка, 1989. - 223 с.

5. Dahlhaus C. Analyse und Werturteil. - Mainz: B. Schott's Söhne, 1970. - 97 S.

6. Dahlhaus С. Arnold Schönberg: Drittes Streichquartett // Melos. - 1988. - № 1. - S. 32-53.

7. Dahlhaus C. Die Rationalität musikalischer Urteile // Musica. - 1982. - №. 3. - S. 219-223.

8. Dahlhaus C. Fragmente zur musikalischen Hermeneutik // Beiträge zur musikalischen Hermeneutik. - Regensburg: G. Bosse, 1975. - S. 159-172.

9. Einführung in die systematische Musikwissenschaft. - Köln: Hans Gerig, 1971. - 201 S.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014

247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.