Мальцева И.С.
к.э.н., Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г.
Сыктывкар
ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АРКТИКИ НА ПРИНЦИПАХ
УСТОЙЧИВОГО РЕСУРСОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ключевые слова: устойчивость, сельское хозяйство, ресурсопользование, Арктика, модернизация.
Keywords: sustainability, agriculture, resource management, Arctic, modernization.
Сельское хозяйство и промысловое хозяйство обеспечивает население зоны Арктики свежими продуктами питания - мясом, рыбой, молоком, картофелем и овощами. Аграрное производство способствует развитию пищевой промышленности, стабилизирует занятость, создает конкуренцию на северных продовольственных рынках, сдерживает рост цен на продукты питания, завозимые из-за пределов Арктического субрегиона, выполняет функции традиционного уклада жизни сельского населения, удовлетворяет рекреационные потребности населения (туризм в традиционных отраслях). Вместе с тем, низкий уровень эффективности, убыточность сельхозпроизводства способствует его сокращению в Арктической зоне. Развитие экономической деятельности в Арктике влечет потребность развития и модернизации сельскохозяйственного производства. Модернизация сельского хозяйства определяется формированием его устойчивости в аспекте производства и использования ресурсов.
Объектом исследования являются сельскохозяйственные организации арктических и приарктических территорий Республики Коми (Печоро-Уральский Север, занимающий 41,9% площади территории республики, где проживает 27,1% населения). В его состав входят следующие муниципальные образования: городские округа Воркута, Инта, Усинск и муниципальные районы Печора, Усть-Цилемский и Ижемский. Цель представленной работы состоит в исследовании ресурсов, оценке современного состояния животноводства - основной отрасли сельскохозяйственного производства на Севере и выработке направлений модернизации аграрного производства в данном субрегионе.
Современные тенденции модернизации сельского хозяйства связаны с развитием его устойчивости. Принципы устойчивости сельского хозяйства включают интеграцию биологических и экологических процессов (таких как круговорот питательных веществ, азотфиксация, регенерация почвы, аллелопатия, конкуренция, хищничество и паразитизм); сведение к минимуму использование тех невозобновляемых ресурсов, которые наносят вред окружающей среде или здоровью аграрных производителей и потребителей; продуктивное использование знаний и навыков крестьян (для повышения их самообеспеченности); эффективного использования коллективных возможностей людей для совместной работы над решением общих проблем сельского хозяйства и природных ресурсов (таких как борьба с вредителями, управление водоразделами, орошением, лесным хозяйством). В конечном счете, важным является развитие устойчивого ресурсопользования. Устойчивое ресурсопользование представляет собой создание моделей устойчивого обеспечения и управления природными ресурсами и факторами производства, уменьшения загрязнения окружающей среды, а также формирования ответственного потребления.
Территории Печоро-Уральского Севера характеризуются суровым климатом, бедными почвами, близостью или наличием вечной мерзлоты, обширными площадями, занятыми лесом, болотами, тундрой. Природно-климатические условия, а также малая заселенность определили низкую сельскохозяйственную освоенность данной территории. Доля сельскохозяйственных угодий составляет 0,7%, а доля пашни - лишь 0,08% общей площади (в целом по республике - соответственно 1 и 0,3%). В составе сельскохозяйственных угодий преобладают естественные сенокосы и пастбища; на 1 га пахотных земель приходится 8 га кормовых угодий (табл. 1).
Таблица 1
Наличие сельскохозяйственных ресурсов (на 100 чел.) в 2018 г.1
Муниципальные районы, городские Сельскохозяйственные В том числе Крупный рога- В том числе ко- Олени,
округа, регион угодья, га пашня, га тый скот, гол. ровы, гол. гол.
Республика Коми 48,4 11,9 4,0 1,8 10,0
Ижемский 147,2 16,4 14,1 8,0 49,1
Усть-Цилемский 370,4 11,7 19,8 9,2 5,1
Печора 35,6 3,0 1,7 0,8 0,0
Инта 36,0 3,7 1,7 0,9 105,6
Усинск 27,9 3,0 3,1 1,1 48,0
Воркута 11,8 6,5 0,0 0,0 25,8
Итого по Печоро-Уральскому Северу 77,9 5,7 3,2 2,50 36,0
1 Источник: Сельское хозяйство в Республике Коми. 2019: стат. сб.: Комистат. - Сыктывкар, 2019.
1147
Пашня используется лишь на 11,6% (в целом по республике - на 40%), то есть сельскохозяйственное производство на данной территории ведется по менее интенсивным технологиям. На данной территории наряду с сельскохозяйственными организациями большую роль в производстве сельскохозяйственной продукции играют личные подсобные хозяйства. В личных подсобных хозяйствах содержится 43% поголовья крупного рогатого скота субрегиона. Падение объемов производства, поголовья крупного рогатого скота в последние 15 лет, особенно в личных подсобных хозяйствах населения, происходило здесь более быстрыми темпами, чем в целом по республике.
Основная отрасль сельскохозяйственного производства Печоро-Уральского Севера - животноводство. Самообеспечение региона животноводческой продукцией в последние годы все в большей мере зависит от развития и эффективного функционирования сельскохозяйственных организаций.
В целом по субрегиону, как и по республике в целом, реализация молока прибыльна (с учетом субсидий), а мяса - убыточна. Лишь оленина в Воркуте приносит незначительную прибыль. Реализация переработанного мяса не приносит прибыли, а убыточность мясопродукции выше, чем непереработанного мяса (за исключением организаций городских округов Инта и Усинск), что связано с малыми масштабами производства, применением устаревших технологий. (табл. 2). С учетом субсидий производство молока прибыльно во всех муниципальных образованиях, а в сель-хозорганизациях Печорского района - даже без субсидий. Производство молочной продукции убыточно без учета субсидий во всех муниципалитетах, а с учетом субсидий - в городских округах Инта, Печора, Усинск.
Таблица 2
Рентабельность животноводческой продукции в сельскохозяйственных организациях муниципальных образований Республики Коми в 2018 г., %1
Муниципальные Рентабельность, убыточность (-) непереработанно- Рентабельность, убыточ ность (-) мясопродукции Рентабельность, убыточность (-) мо- Рентабельность, убыточность (-) переработанного
районы, городские го мяса лока молока
округа Без субсидий С учетом субсидий Без субсидий С учетом субсидий Без субсидий С учетом субсидий Без субсидий С учетом субсидий
Печорский -38 -38 -57 -57 8 25 -29 -12
Ижемский -1 -1 -5 -5 - - -22 16
Усть-Цилемский -8 -8 -22 -22 -54 -4 -31 5
Усинск -50 -50 -36 -36 -8 9 -67 -49
Инта -18 -17 -6 -4 - - -24 -5
Воркута 18 18 - - - - - -
Республика Коми -40 -39 1 3 -27 3 -19 2
Одной из основных проблем развития сельского хозяйства республики, является крайне неудовлетворительное состояние его кадровой обеспеченности и материально-технической базы, высокая степень износа основных средств, низкий уровень развития рыночной инфраструктуры, инвестиционной и инновационной активности предпринимателей. Препятствуют технико-технологическому и социально-экономическому развитию аграрного сектора также ограниченные по причине низкой доходности отрасли собственные источники инвестиций. Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства даже с учётом субсидий в 2-3 раза ниже нормы, необходимой для осуществления расширенного воспроизводства. Низкая доходность сельхозпроизводителей, инфраструктурная обустроенность сельских территорий, отсутствие привлекательности для инвестирования частного капитала в развитие отрасли обусловливают падение инвестиционных возможностей. Сельхозорганизации Арктики и Субарктики не имеют финансовых ресурсов для проведения модернизации производства и полностью зависят от государственного финансирования.
Для сельского и промыслового хозяйства муниципальных образований Печоро-Уральского Севера, ведущих производство в экстремальных условиях, создающих рабочие места, обеспечивающих население качественной продукцией в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, сохраняющих традиционное производство коренных народов Севера не применимы чисто рыночные критерии оценки их деятельности. Благодаря этим производствам территории Севера остаются заселенными и освоенными. Аграрная отрасль может рассматриваться в данном случае как социальное предпринимательство, которое во всем мире получает государственную поддержку. Государственные субсидии не оказывают искажающего воздействия на локальный рынок и позволяют данным производствам, даже средним и мелким фермерам, оставаться устойчивым и получать инвестиционные возможности для модернизации аграрного производства.
При этом, учитывая особенности развития аграрного производства, государственная поддержка должна осуществляться по двум направлениям. Необходимо дальнейшее развитие программ, направленных на модернизацию и инновационное развитие сельскохозяйственного производства, также целесообразен комплекс мер, направленных на поддержку личных подсобных хозяйств населения и малого и мельчайшего аграрного бизнеса, а также традиционных производств - оленеводства, охоты, рыболовства.
Оленеводство дает работу людям, обеспечивает заселение отдаленных районов и приносит экономические выгоды. Оно также представляет собой культурную преемственность и образ жизни, связанный с традициями и правами коренных народов и местного населения. Оленеводство представляет собой пример социально-экологической системы, в которой биофизические и социально-экономические факторы взаимодействуют как движущие силы изменений. Вопросы ресурсопользования в оленеводстве стоят особенно остро.
1 Рассчитано автором по данным бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций Республики Коми.
1148
На глобализирующемся Севере развиваются добыча и транспортировка полезных ископаемых, проекты промышленной инфраструктуры и туристическая деятельность, с которыми конфликтуют интересы оленеводства по землепользованию. Интенсификация землепользования привела к фрагментации и ухудшению состояния пастбищ оленеводческих хозяйств, что приводит к сокращению доступной площади пастбищ. Потепление климата создает дополнительные проблемы, среди которых повышенный риск образования льда на зимних пастбищах, а также удлинение периодов жары и повышение беспокойства насекомыми летом.
Основой успешного оленеводства является продуктивное стадо здоровых животных. Благополучие северных оленей во многом определяется количеством и качеством доступного корма. Адекватность корма обеспечивает продуктивность маток, что, в свою очередь, влияет на успех отела и вес теленка, что имеет решающее значение для прибыльности производства. Помимо сокращения площади и ухудшения состояния пастбищ, ограниченный доступ к пастбищным ресурсам снижает доступность кормов.
С оленеводами консультируются при планировании проектов землепользования, влияющими на их средства к существованию (например, во время процедуры оценки воздействия на окружающую среду), но они не обладают достаточной властью (ни законодательно определенной, ни экономической), чтобы повлиять на принятие решений.
На доступность кормов влияют в основном биофизические факторы; а также некоторые управленческие, связанные с землепользованием.
В пользовании оленеводов северного субрегиона - свыше 5902,9 тыс. га оленьих пастбищ. На данных пастбищах необходимо проведение геоботанических исследований, а также землеустроительных работ и межевания земель (для возможности получения компенсаций от промышленных компаний при сокращении площади оленьих пастбищ, или доступа к ним, или загрязнении земель, а также для решения территориальных споров). Собственных средств для проведения данных работ оленеводы не имеют, поэтому остро стоит вопрос о финансировании работ за счет бюджетных средств.
Перспективы модернизации оленеводства в муниципалитетах Печоро-Уральского Севера связаны с повышением интенсификации производства, основанной на совершенствовании технологии производства на современной технической основе, что связано с рациональным использованием оленьих пастбищ, улучшением племенной работы, совершенствованием внутрихозяйственной специализации, оптимизацией структуры стада, установлением оптимальных размеров оленеводческих хозяйств и отдельных стад; с сокращением непроизводительных отходов животных, усилением борьбы с заразными болезнями оленей; с организацией своевременного убоя оленей и рационального использования субпродуктов, крови, голов, рогов; с совершенствованием организации труда и быта оленеводов, повышением материальной заинтересованности, привлечение, закреплением кадров и повышением их квалификации; с оснащением оленеводческих хозяйств необходимыми сооружениями, оборудованием, средствами связи, транспортом.
Реализация данных направлений будет способствовать поддержке оленеводства, но она не имеет стратегической направленности1, тогда как в соседних регионах - например, в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года поставлена задача последовательного преобразования отраслей традиционного хозяйства в высокорентабельный сектор экономики и обеспечения законодательных и институциональных условий для резервации наиболее выгодных для традиционного хозяйства территорий при формировании лицензионных соглашений о земельном отводе.
1 Мальцева И. С. Реализация программы поддержки развития северного оленеводства в Республике Коми // Вестник Северовосточного федерального университета. Серия «Экономика. Социология. Культурология». 2016. - № 4. - С. 12-18.