Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ'

ВОПРОСЫ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильное обучение / студенты / иностранные языки / неязыковые факультеты / социальный механизм / учебный процесс / mobile learning / students / foreign languages / non-language faculties / social mechanism / learning process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К В. Михайловская

В данной статье представлен авторский взгляд на вопросы мобильного обучения иностранному языку в вузе на неязыковых факультетах с учетом результатов ряда педагогических исследований; указывается на необходимость организации процесс формирования языковых компетенций, выбирая методы и формы воздействия на личность посредством средств мобильного обучения по выполняемым по предлагаемому заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия по спроектированной структурно-функциональной модели процесса обучения с учетом обозначенных автором статьи принципами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К В. Михайловская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF MOBILE FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN HIGHER EDUCATION AT NON-LANGUAGE FACULTIES

This article presents the author's view on the issues of mobile foreign language teaching in higher education at non-linguistic faculties taking into account the results of a number of pedagogical researches; it is pointed out the necessity to organise the process of formation of language competences, choosing methods and forms of influence on the personality by means of means of mobile learning on the proposed task and under the methodical guidance of the teacher, but without his direct participation according to the designed structural-functional model of the learning process taking into account the principles outlined by the author of the article.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ»

ВОПРОСЫ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ НА

НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

К.В. Михайловская, старший преподаватель Государственный университет просвещения (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-141-144

Аннотация. В данной статье представлен авторский взгляд на вопросы мобильного обучения иностранному языку в вузе на неязыковых факультетах с учетом результатов ряда педагогических исследований; указывается на необходимость организации процесс формирования языковых компетенций, выбирая методы и формы воздействия на личность посредством средств мобильного обучения по выполняемым по предлагаемому заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия по спроектированной структурно-функциональной модели процесса обучения с учетом обозначенных автором статьи принципами.

Ключевые слова: мобильное обучение, студенты, иностранные языки, неязыковые факультеты, социальный механизм, учебный процесс.

Целью статьи является представление мобильного обучения иностранному языку в вузе на неязыковых факультетах, как социального механизма общения участников учебного процесса, находящегося в зависимости от общих ценностей, норм, стереотипов, в совокупности регулирующих общее понимание, обмен сообщениями, источниками и потоками сведений.

Среди исследователей проблем обучения иностранному языку известны

многочисленные работы (В.А. Фандей [1], Е.С. Шушарина [2], Ю.И. Капустин [3], Е.С. Полат [4] и др.), в которых авторами отмечается, что содержательно-

технологическую основу мобильного обучения иностранному языку в вузе на неязыковых факультетах в первую очередь определяют непосредственные составляющие обучения иностранному языку. Поэтому прежде, чем рассмотреть проблему мобильного обучения иностранному языку в вузе на неязыковых факультетах, логично

охарактеризовать основные аспекты мобильного обучения иностранному языку в целом, а потом выявить ключевые вопросы мобильного обучения иностранному языку в вузе на неязыковых факультетах.

Результаты исследования.

Согласно мнению указанных выше и других исследователей, в содержание мобильного обучения (например, с

ипользованимем приложение для Android и iOS, которое можно самостоятельно разработать или приобрести вместе с системой дистанционного обучения (LMS).) иностранному языку включены

межиндивидуальные отношения участников, которые приобретают социальный характер в «элементарных» группах - в нашем случае учебная студенческая группа. Подобные группы - это общность молодых людей, которые объединены по схожим признакам (например: возраст, пол, род занятий, стиль жизни и т.д.) В образовательном пространстве такими группами становятся учебные. Кроме того, необходимо учитывать существование разнообразных вариантов трансформаций «элементарных» групп, которые составляют коллективное единство [5].

Исходя из приведенных суждений, можно сделать вывод, что организация содержания мобильного обучения (далее - МО) иностранному языку студентов представляет собой сложный социальный механизм, в котором необходимо учитывать деление групп на «учебные», «кумулятивные» и «элементарные».

Оно представляет коммуникацию посредством средств МО и

информационными коммуникативнымим технологиями (далее - ИКТ) между учителем и обучаемым, при которой происходит взаимное проникновение культурно-

информационной и психологической реальностей.

Акт общения участников учебного процесса находится в зависимости от общих ценностей, норм, стереотипов, в совокупности регулирующих общее понимание, обмен сообщениями, источниками и потоками сведений. Коммуникация между учителем и обучаемым носит характер не принуждения, а взаимного согласия.

К формам применения современных технологий относятся индивидуальная языковая работа, которая направлена на каждого обучающегося в отдельности. Учебная деятельность находится под контролем преподавателя, который планирует ход формирования языковых компетенций с учетом особенностей развития каждого студента, обучающкгося на неязыковых факультетах. Подобная работа выражается в реализации принципа индивидуального подхода к обучаемым. Эффективность подобной формы работы зависит от умения изучать личность, от педагогического профессионализма и мастерства, от понимания того, что человек всегда индивидуален, обладает неповторимы сочетанием физических, психологических и умственных особенностей, присущих только определенному индивиду, отличающих его от других представителей общества. Учитывая это, «удаленный преподаватель МО» организует процесс формирования языковых компетенций, выбирая методы и формы воздействия на личность.

Самостоятельная работа - это планируемая работа обучаемых, выполняемая по предлагаемому заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Реализация такой формы работы должна быть спланированной, поэтапной и обоснованной. Для эффективного осуществления данного вида деятельности в целях формирования языковых компетенций необходимо подготовить качественные учебно-методические материалы.

В связи с поставленными задачами и целями исследования необходимо упростить данный способ до трех компонентов: знания, личность, мотивация. Кроме того, эффективность предложенной структурно-функциональной модели процесса обучения

на неязыковых факультетах предполагается изучать согласно требованиям ФГО на когнитивном уровне (предметная подготовка, знания, их усвоение - сформированности познавательных УУД), рефлексивном (отношение к процессу обучения и реакция на него - сформированность регулятивных УУД) и мотивационном (направленность на обучение, удовлетворенность результатами -сформированность личностных УУД).

Степень эффективности спроектированной структурно-функциональной модели процесса обучения для студентов на неязыковых факультетах определяется по предлагаемым нами критериям и соответствующим показателям следующих уровней: начальный (низкий), допустимый (средний),

оптимальный (высокий).

На оптимальном (высоком) уровне обучаемый осознает важность получения знаний и обладает устойчивым интересом к учебной деятельности; контролирует собственные эмоции, рефлексирует о результатах психологического,

эмоционального и когнитивного опыта; применяет находчивость и использует творческий подход к выполнению заданий; планирует сознательно учебную

деятельность, принимая во внимание пожелания преподавателя.

На допустимом (среднем) уровне у обучаемого отмечается преимущественно ситуативный интерес; в получении знаний присутствует слабая заинтересованность; решение учебных ситуаций не систематично и не всегда происходит по собственной инициативе; собственные эмоции

контролирует в большей части случаев; уровень рефлексивности ситуативен; отмечается восприятие требований к учебной деятельности в качестве навязанной извне.

Начальный (низкий) уровень - это отсутствие у обучаемого интереса к образовательной деятельности,

удовлетворенности процессом, неспособность контролировать свои эмоции; низкий уровень стремления к получению необходимых предметных знаний, низкая степень рефлексивности образовательной

деятельности; в решении учебных ситуаций отмечается нежелание принимать участие; пренебрежение требованиями при

организации формирования языковых компетенций.

При условии освоения программы обучения иностранным языкам характеризуемое нами МО должно быть направлено на формирование следующих компетентностей:

1) предметных;

2) личностных;

3) межпредметных.

Взаимодополнение МО основного обучения может быть реализовано по такой модели (составляющим):

а) взаимодополнение информационной среды - взаимодополнение теоретической и практической деятельности;

б) взаимодополнение предметно-содержательных образовательных программ;

в) интеграции подходов, методов, технологий обучения иностранным языкам;

г) интеграции традиционной и уникальной как воспитательной, так и образовательной среды.

Однако, только после этого и после получения результатов обучения, понимаемых, как срез знаний и навыков студентов на неязыковых факультетах, можно говорить об изменениях в методологии. Например, если оценка навыков студентов покажет, что получили развитие способности, касающиеся живого общения, отсюда можно сделать вывод, что преподаватель МО хорошо освоил и внедрил в свою работу культуру коммуникации, а значит, его подход позволяет учащимся на неязыковых факультетах дискутировать и выступать на занятиях по МО больше времени, чем говорит сам преподаватель МО. Образовательные стратегии и тактики МО должны разрабатываться с учетом принципов создания здоровой духовно-нравственной среды; развития и обогащения социальных связей студентов и принципа социального сотрудничества [7].

Данный вывод сделан поскольку разрушение личности - одна из основных проблем современного общества. Вещизм доминирует над здравым смыслом, идет погоня за материальными ценностями, а духовные искажаются. Инфантилизм, эмоционально-волевая незрелость приводят к неспособности принимать решения, требующие волевых усилий, а также к раздражительности, импульсивности, внушаемости, несамостоятельности [6]. Это

влечет за собой тревожные расстройства и другие неврозы, психосоматические болезни, что приводит к снижению общего здоровье нации. Страдают и позиции гражданственности, патриотизма, институт семьи, потому что они все меньше интересуют молодых людей. Все это в совокупности - угроза национальной безопасности, и именно поэтому, как было отмечено выше, хорошее образование - это стратегический ресурс.

Фактически человек, неверно воспитанный, отстает в развитии, слишком долго задерживаясь на предыдущих этапах взросления. Происходит это потому, что родители зачастую не могут правильно трансформировать в понятную для учащегося форму и передать свой опыт и мировоззрение или забывают о том, что развитие студента - это не естественный процесс, это процесс, требующий постоянного наставления на верный путь и больших усилий.

Также в нынешний век невозможно спрятать от студентов примеры асоциального поведения (иногда, к сожалению, практикуемого и в их семьях). Они могут видеть множество примеров этому вживую на улицах и еще больше - в интернете. Асоциальное появление является в свою очередь следствием все того же падения духовности, образования, роста безработицы, миграцией тех, кто мог бы стать примером хорошего поведения - самых образованных слоев населения. Все эти процессы взаимосвязаны.

Современные вузы не могут полноценного существовать без взаимодействия с социумом, потому что организациям сложно справляться с некоторыми задачами и проблемами. Они ведут диалог с другими организациями, которых интересуют ответы на те же вопросы. Вузы вынуждены искать для этого единомышленников. Взаимодействие это осуществляется через социальное партнерство, потому что образовательные заявления являются центрами по формированию личностей индивидов.

Участники уважают интересы друг друга, согласны на договоренность, видят себя равноправными партнерами, открыты для обсуждения тех моментов, которые входят в эту сферу, для взятия обязательств на добровольной основе, готовые к организации совместных совещаний и мероприятий для обсуждения вопросов социального партнерства. И,

самое главное, договоренности о социальном адаптацию студентов ко всему, что будет их партнерстве должны заключаться только на окружать в будущей социальной жизни. основе реального обеспечения обязательств - Заключение.

совместная деятельность должна быть обес- Последовательная реализация указанных

печена ресурсами и средствами. принципов, которые неразрывно связаны

Этот подход призван стереть стереотип о между собой и таким образом «сплавляются» том, что вузы - это образовательные органи- в один комплексный подход, позволяет со-зации, которые только лишь взаимодействуют здать такую окружающую образовательную с обучающимися. Таким образом, улучшается среду, в которой студент получит все необхо-оценка деятельности вузов в глазах общества, димые знания и навыки, которые ему понадо-что ведет к тому, что спрос на их услуги воз- бятся в дальнейшей жизни, в том числе и растает. К тому же, социальное партнерство профессиональной деятельности, а также позволяет образовательной организации по- обеспечить достижение целей МО, воспита-вышать качество своего образования и сде- ния, профессиональной ориентации, оказывая лать его более доступным, что упрощает оптимальную нагрузку на учебное заведение.

Библиографический список

1. Фандей, В.А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2012. -214 с.

2. Шушарина, Е.С. Формирование межкультурной компетенции студентов-иностранцев на основе технологии смешанного обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2018. -23 с.

3. Капустин, Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М. 2007. - 40 с.

4. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под редакцией Е.С. Полат. 3-е изд. - М..: Издательство Юрайт 2020. - 392 с.

5. Петрусевич, А.А. Социокультурная обусловленность преобразований современной общеобразовательной вузы // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 2. - С. 15.

6. Сабельникова Е.В. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация / Е.В. Сабельникова, Н.Л. Хмелева //Образование и наука. - 2016. - № 3 (132). - С. 89-103.

7. Степихова В.В. Социальное партнерство в решении актуальных проблем воспитания // Социальная педагогика. - 2006. - № 2. - С. 31-36.

THE ISSUES OF MOBILE FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN HIGHER EDUCATION

AT NON-LANGUAGE FACULTIES

K.V. Mikhailovskaya, Senior Lecturer State University of Education (Russia, Moscow)

Abstract. This article presents the author's view on the issues of mobile foreign language teaching in higher education at non-linguistic faculties taking into account the results of a number of pedagogical researches; it is pointed out the necessity to organise the process of formation of language competences, choosing methods and forms of influence on the personality by means of means of mobile learning on the proposed task and under the methodical guidance of the teacher, but without his direct participation according to the designed structural-functional model of the learning process taking into account the principles outlined by the author of the article.

Keywords: mobile learning, students, foreign languages, non-language faculties, social mechanism, learning process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.