ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛЬНОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ТЕОРИИ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
QUESTIONS OF SUBSTANTIVE AND PROCEDURAL LAW
IN LEGAL REGULATION AND THE THEORY OF MEASURES OF DISCIPLINARY COERCION IN THE SYSTEM OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
В статье рассматриваются материально-правовые и процессуальные аспекты, исходя из текущего состояния правового регулирования мер дисциплинарного принуждения в системе органов внутренних дел, а также с учётом современного состояния теоретических разработок в указанной сфере общественных отношений.
The article deals with substantive and procedural aspects, proceeding from the current state of the legal regulation of disciplinary coercion measures in the system of internal affairs bodies, as well as taking into account the current state of theoretical developments in this sphere of social relations.
Дисциплинарное принуждение в системе органов внутренних дел, как исходя из базовых положений общей теории права, так и с учётом таких отраслевых доктрин в сфере государственной службы, как доктрины административного материального и административного процессуального права, осуществляется в рамках так называемых внутриорганизационных (или внут-риаппаратных) общественных отношений.
При реализации прав и обязанностей участников таких отношений проявляется чрезвычай-
ная многогранность государственно-управленческой деятельности — речь идёт о ситуации, при которой властное управляющее воздействие уполномоченного государственного органа или должностного лица направлено на подчинённых по службе субъектов.
Как отмечается в современной юридической литературе, «дисциплинарная практика в сфере внутренних дел складывается из целого ряда составляющих, у каждой из которых своя функциональная и институциональная роль, и все они так
или иначе направлены на обеспечение законности и дисциплины в указанной сфере» [1. — С. 105].
Применительно к исследуемым нами общественным отношениям заслуживает внимания следующая точка зрения В. А. Юсупова и В. Д. Симухина: «Дисциплинарно-правовое принуждение ... есть... применение в установленном нормами права порядке уполномоченными субъектами дисциплинарной власти к членам соответствующих коллективов (государственным служащим, работникам) дисциплинарных санкций в целях поддержания дисциплины в организациях, пресечения и предупреждения дисциплинарных проступков, привлечения к дисциплинарной ответственности виновных лиц» [2. — С. 180].
По концепции С. Н. Махиной, в структуре государственно-служебных отношений выделяются следующие меры дисциплинарного принуждения: «меры дисциплинарного пресечения и процессуального обеспечения; дисциплинарные взыскания; дополнительные дисциплинарные меры материально-морального воздействия (невыплата или уменьшение выплаты дополнительных денежных средств — депремирование; непредоставление различных поощрений, задержка в присвоении очередных специальных званий — дестимулирование); дисциплинарно-восстановительные меры, или меры материальной ответственности» [3. — С. 640—641].
Таким образом, значительный объём государственно-управленческих действий, реализуемых в рамках так называемого внутриорганиза-ционного управления, связан непосредственно с дисциплинарным принуждением. Рассмотрение особенностей последнего с процессуальных позиций с учётом современного состояния законодательства позволяет выделить следующие административно-процессуальные производства: дисциплинарные и по реализации материальной ответственности.
Рассмотрим ряд базовых положений действующего федерального законодательства. Статья 47 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» определяет, что «служебная дисциплина — соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями
прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав» [4].
Очевидно, что если дисциплина для гражданского служащего достаточно жёстко связана с соблюдением и исполнением предписаний и запретов, установленных именно нормативными правовыми актами, то уровень дисциплинированности военнослужащих и государственных служащих, исполняющих обязанности службы иных видов (например, сотрудников органов внутренних дел), исходя из диспозиции вышеуказанной нормы, чётко ставится в зависимость не только от степени реализации действующих правил, но и от исполнительности по отношению к индивидуальным (не нормативным) управленческим актам командиров (начальников). При этом, разумеется, предполагается презумпция законности соответствующих индивидуальных управленческих актов. Такая особенность, пожалуй, традиционно выделяла государственно -служебные отношения в милитаризованных видах государственной службы.
Итак, центральное место в дисциплинарно -правовом принуждении принадлежит дисциплинарной ответственности.
Д. М. Овсянко на основе действующего законодательства делает следующий общий вывод: «.Основания дисциплинарной ответственности, виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения в отношении гражданских служащих, военнослужащих, служащих правоохранительной службы, сотрудников прокуратуры имеют определённые особенности, которые обусловлены спецификой этих видов государственной службы. Вопрос о дисциплинарной ответственности каждой из этих категорий государственных служащих должен решаться в строгом соответствии с федеральными законами, дисциплинарными уставами и положениями о прохождении службы и только теми руководителями (должностными лицами), которым предоставлено такое право» [5. — С. 346].
Обращая внимание на то, что дисциплинарная ответственность — особый вид государственного принуждения, связанного с применением субъектами дисциплинарной власти санкций за совершённые подчинёнными субъектами дисциплинарные проступки, С. Н. Махина отстаивает следующую точку зрения, касающуюся проблемных вопросов правового регулирования исследуемого вида юридической ответственности: «.Вопросы дисциплинарной ответственности в отечественном праве одновременно явля-
ются и простыми, и сложными... Простота и логичность понятия "дисциплинарная ответственность" связаны с относительно несложной содержательно-субъектной характеристикой этого вида ответственности. А сложность категории "дисциплинарная ответственность" обусловлена её двойной отраслевой принадлежностью и, следовательно, двойственностью целей, задач и функций. Так, с одной стороны, вопросы дисциплинарной ответственности являются обязательным элементом системы трудового права, регламентированы Трудовым кодексом РФ и выполняют важные функции в процессе реализации конституционного права граждан на труд. С другой стороны, являясь институтом административного права, дисциплинарная ответственность имеет достаточно обширную административно-правовую регламентацию. является элементом, обеспечивающим конституционное право граждан на замещение должностей государственной службы, что в конечном итоге также способствует реализации права граждан на труд. Несмотря на тождественность многих понятий и институтов, дисциплинарная ответственность в границах трудового и административного права имеет серьёзные множественные отличия, которые позволяют говорить о дисциплинарной ответственности в административном праве как о части административно -правовой системы и структурном элементе (производстве) административно-юрисдикционного процесса» [3. — С. 638—639].
Статьёй 50 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяется перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть наложены на сотрудников органов внутренних дел [7]. Полномочия руководителей (начальников) системы МВД России по наложению дисциплинарных взысканий в отношении подчинённых сотрудников весьма удачно проиллюстрированы в табл. 1, предложенной Я. Л. Ванюшиным и И. Н. Ванюшиной [6. — С. 97—98].
Нельзя также забывать о том, что дисциплинарные проступки, как правило, не фиксируются с точки зрения установления элементов их состава (за исключением, пожалуй, лишь некоторого количества так называемых грубых нарушений служебной дисциплины — соответствующие деяния достаточно полно и подробно определены в диспозициях правовых норм, заключённых
в части 2 статьи 49 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Подобное положение дел нам представляется оправданным.
Устанавливать же на законодательном уровне составы дисциплинарных проступков с соответствующими им перечнями дисциплинарных взысканий (наказаний) представляется нецелесообразным.
Кроме того, начальник (командир) имеет право, фактически выявив тот или иной дисциплинарный проступок (не относящийся к категории грубого нарушения служебной дисциплины), не возбуждать дисциплинарного производства, если полагает, что в данном конкретном случае можно ограничиться беседой воспитательного характера или иной мерой подобной направленности (как это определяется п. 38 Дисциплинарного устава органов внутренних дел: «При нарушении служебной дисциплины подчинённым руководитель (начальник) обязан предупредить его о недопустимости таких действий (бездействия), а при необходимости, в зависимости от тяжести совершённого проступка и степени вины, наложить дисциплинарное взыскание» [7]).
Указанная правовая норма свидетельствует об особой важности (прежде всего в плане соотношения показателей «законность — целесообразность») института административного усмотрения в вопросах дисциплинарной ответственности.
Весьма оптимально определение дисциплинарного производства (производства по дисциплинарным делам как структурного элемента административного процесса) формулируется Е. А. Рогожкиной: «урегулированный законодательством о соответствующем виде государственной службы порядок деятельности субъекта дисциплинарной власти по разрешению дел о фактах нарушения служебной дисциплины лицами, подчинёнными по службе, включая возбуждение и рассмотрение дела, принятие по нему решения и исполнение решения» [8. — С. 99].
С точки зрения такого элемента дисциплинарного принуждения в системе государственной службы в органах внутренних дел, как комплекс мер дисциплинарного дестимулирования, соответствующие данные весьма наглядно представлены в табл. 2 [6. — С. 94—95].
Таблица 1
Должность в системе МВД России Замечание Выговор Строгий выговор Предупреждение о неполном служебном соответствии Перевод на нижестоящую должность в ОВД Увольнение со службы в ОВД Назначение вне очереди в наряд Лишение очередного увольнения из образовательной организации системы МВД России Отчисление из образовательной организации системы МВД России
Дисциплинарные взыскания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Министр внутренних дел РФ + + + + + + + + +
Заместители министра внутренних дел РФ + + + + + +
Начальник Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу + + + + + +
Начальники подразделений центрального аппарата МВД России + + + + + +
Руководители (начальники) территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном (за исключением подчинённых территориальным органам МВД России) уровнях + + + + + +
Руководители (начальники) образовательных организаций системы МВД России + + + + + + + + +
Руководители (начальники) научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел + + + + + +
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Руководители (начальники) территориальных органов МВД России на районном уровне (за исключением подчинённых МВД России) + + + + + +
Руководители (начальники) структурных подразделений территориальных органов МВД России, организаций системы МВД России, имеющие право назначения на должность + + + + + +
Иные руководители (начальники) всех уровней устно устно
Таблица 2
Вид дисциплинарного взыскания Последствия Правовое основание
Основные последствия дисциплинарных взысканий
Для всех видов дисциплинарных взысканий Ограничение выступать поручителем в органах внутренних дел Порядок оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 522 (п. 5)
Ограничение участия в испытаниях на присвоение квалификационных званий Инструкция о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 1 (п. 25)
Ограничение участия в конкурсах профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на звание «Лучший по профессии» Положение о конкурсах профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на звание «Лучший по профессии» : приказ МВД России от 21 октября 2005 г. № 850 (п. 5)
Ограничение награждения медалью МВД России «За отличие в службе» Положение о ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 октября 2012 г. № 989
Ограничение награждения оружием О порядке награждения оружием в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 25 июля 2008 г. № 651 (п. 5)
Ограничение направления в служебные командировки на территорию СевероКавказского региона для выполнения оперативно-служебных задач в составе ВОГОиП МВД России О совершенствовании организационных мероприятий по камандированию сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в СевероКавказский регион Российской Федерации и контроля за несением ими службы в ВОГОиП МВД России : приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 776 (п. 1.4)
Ограничение награждения золотой медалью за отличное окончание государственного образовательного учреждения высшего образования МВД России Об учреждении золотой медали за отличное окончание государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования МВД России : приказ МВД России от 10 августа 2007 г. № 705 (п. 1)
Ограничение выдвижения на присуждение Премии Министерства внутренних дел Российской Федерации в номинации «Лучший преподаватель образовательной организации системы МВД России» Положение о присуждении Премии Министерства внутренних дел Российской Федерации в номинации «Лучший преподаватель образовательных организаций системы МВД России» : приказ МВД России от 2 декабря 2008 г. № 1054 (п. 2)
Дополнительные последствия дисциплинарных взысканий
Выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в ОВД; увольнение со службы в ОВД Ограничение включения в кадровый резерв, исключение из кадрового резерва Порядок формирования кадровых резервов МВД России, его территориальных органов и подразделений : приказ МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 (п. 10)
Приостановление присвоения очередного специального звания О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 (п. 4 ч. 1 ст. 45)
Дополнительно для строгого выговора; предупреждения о неполном служебном соответствии; перевода на нижестоящую должность в ОВД Невыплата премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчёта трёх окладов денежного содержания в год в течение 1 месяца со дня привлечения к дисциплинарной ответственности Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 января 2013 г. № 65 (п. 32)
Дополнительно для предупреждения о неполном служебном соответствии Исключение фамилии сотрудника из Книги почёта и с Доски почёта МВД России, территориального органа МВД России или подразделения О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 (ч. 4 ст. 50)
Снижение квалификационного звания сотрудника на одну ступень Инструкция о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 1 (п. 25)
Дополнительно для перевода на нижестоящую должность в ОВД Исключение фамилии сотрудника из Книги почёта и с Доски почёта МВД России, территориального органа МВД России или подразделения О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 (ч. 4 ст. 50)
Лишение квалификационного звания сотрудника Инструкция о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 1 (п. 27)
Дополнительно для увольнения со службы в ОВД Исключение фамилии сотрудника из Книги почёта и с Доски почёта МВД России, территориального органа МВД России или подразделения О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 (ч. 4 ст. 50)
Невыплата премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчёта трёх окладов денежного содержания в год в месяце увольнения Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 января 2013 г. № 65 (п. 32)
Выше уже говорилось о том, что факты привлечения государственных служащих к материальной ответственности также являются своего рода составляющей дисциплинарной власти руководителя (начальника). Более того, материальный ущерб при исполнении служебных обязанностей как раз и причиняется вследствие неисполнения или недолжного исполнения обязанностей службы.
Очевидно, что такие виды юридической ответственности, как дисциплинарная и материальная, весьма близки по юридическим свой-
ствам и производство по реализации института материальной ответственности государственных служащих, как правило, осуществляется одновременно с дисциплинарным.
Следует отметить, что в настоящее время производство по реализации института материальной ответственности в системе государственно-служебных отношений регламентируется нормами различной отраслевой принадлежности (трудового права и административного права):
- для военнослужащих - Федеральным законом от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» [9];
- для государственных гражданских служащих и государственных служащих, исполняющих обязанности федеральной государственной службы иных видов, — Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ [10].
Современная юридическая литература отмечает, что материальная ответственность, не относясь к категории карательных видов юридической ответственности, предполагает наложение восстановительных санкций в случаях, когда субъект, состоящий в устойчивых служебно-трудовых отношениях с организацией (работодателем, территориальным органом публичной власти, учреждением, предприятием), своими виновными действиями причиняет ущерб имуществу этой организации [11.—С. 525].
Здесь обращает на себя внимание любопытный факт противоборства и, одновременно, сосуществования в современной России таких двух концепций государственной службы, как трудовая и публично-правовая.
Суть первой концепции: государственная служба есть форма реализации конституционного права гражданина на труд, следовательно, трудовое законодательство должно являться базой для правового регулирования государственной службы.
Суть второй концепции: государственно-служебные отношения действительно являются формой реализации конституционного права на труд, однако имеют существенные отличия от общественных отношений, урегулированных нормами трудового права [12. — С. 32].
Думается, что в условиях современной России мы вполне можем признать в данном вопросе победу публично-правовой концепции над трудовой, более характерной для советской эпохи нашего государства. Однако, как видно, вопросы материальной ответственности в смысле их регулирования Трудовым кодексом РФ в системе тех видов федеральной государственной службы, которые не относятся к категории военной службы, свидетельствуют о том, что нормы трудового права в определённой части ещё довольно продолжительное время будут применяться для возложения материальной ответственности на соответствующие категории граждан.
Заслуживает внимания то, что карательные и правовосстановительные санкции могут дополнять друг друга, так как возмещение ущерба производится виновным субъектом независимо от факта привлечения его к какому-либо иному виду юридической ответственности за деяние, которым причинён ущерб организации, в кото-
рой причинитель вреда проходит службу или исполняет трудовые обязанности.
Трудовой кодекс РФ в случае привлечения к материальной ответственности сотрудника органов внутренних дел конкретизируется таким ведомственным подзаконным актом, как приказ министра внутренних дел РФ от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» [13]. Это связано с тем, что в подавляющем большинстве случаев для определения характера и размера ущерба, наступившего в результате дисциплинарного проступка сотрудника органа внутренних дел, требуется назначение и производство служебной проверки.
Статья 241 Трудового кодекса РФ так же, как и Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих», содержит общее правило об ограниченной материальной ответственности: «За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами» [10].
Случаи полной материальной ответственности в целом определяются аналогично соответствующим вопросам на военной службе.
Статья 247 Трудового кодекса определяет: «До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от представления указанного объяснения составляется соответствующий акт. Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом» [10].
Порядок взыскания ущерба в соответствии со статьёй 248 Трудового кодекса РФ, как представляется, сконструирован по аналогии с нормами Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих»: «Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причинен-
ного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом» [10].
В целом, как представляется, текущая законодательная дифференциация реализации института материальной ответственности в системе государственной службы для различных категорий государственных служащих неоправданна.
Во-первых, правила возбуждения дела, назначения служебной проверки, определения характера и размера имущественного ущерба, причинённого виновными действиями государственного служащего, установленные Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих», в значительной степени аналогичны.
Во-вторых, учитывая явный милитаризованный характер федеральной государственной службы в органах внутренних дел, условия и порядок возложения материальной ответственности на соответствующую категорию государственных служащих весьма сопоставимы с порядком реализации рассматриваемого вида юридической ответственности в отношении военнослужащих. Это делает возможным без каких-либо существенных изменений и дополнений (за исключением, вероятно, отдельных дефинитивных норм в определении статуса сотрудника органов внутренних дел
— причинителя имущественного вреда) применять в системе службы в органах внутренних дел Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих».
Данная мера, в-третьих, в ещё большей степени сместит акцент в правовом регулировании государственной службы в пользу публично-правовой её концепции по отношению к концепции трудовой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тульская Е. А. Дисциплина, дисциплинарная практика и принципы их реализации в сфере внутренних дел // Государство и право. — 2018.
— № 3. — С. 105—112.
2. Административное право. Общая часть : учебник / под ред. В. А. Юсупова, В. Д. Симухи-на. — М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2003. — 425 с.
3. Общее административное право : учебник / под ред. Ю. Н. Старилова. — Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. — 976 с.
4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 / Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 49 (ч. 1). — Ст. 7020.
5. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации : учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2008. — 447 с.
6. Ванюшин Я. Л., Ванюшина И. Н. Дисциплинарная ответственность в органах внутренних дел Российской Федерации : учебное пособие / Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. — Тюмень : ТИПК МВД России, 2014. — 99 с.
7. О дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации : указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 // Рос. газ.
— 2012. — 12 нояб.
8. Рогожкина Е. А. Производство по дисциплинарным делам как форма реализации дисциплинарной ответственности государственных служащих // Государство и право. — 2017. — № 8. — С. 96—99.
9. О материальной ответственности военнослужащих : федер. закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1999. — № 29. — Ст. 3682.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002.
— № 1. — Ст. 3.
11. Бахрах Д. Н. Административное право : учебник. — 3-е изд., исправ. и доп. — М. : Экс-мо, 2007. — 528 с.
12. Государственная служба в странах основных правовых систем мира : нормативные акты / под ред. А. А. Демина. — М. : Готика, 2001. — 523 с.
13. Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ министра внутренних дел РФ от 26 марта 2013 г. № 161 // Рос. газ. — 2013. — 2 апр.
REFERENCES
1. Tulskaya E. A. Distsiplina, distsiplinarnaya praktika i printsipyi ih realizatsii v sfere vnutrennih del // Gosudarstvo i pravo. — 2018. — #3. — S. 105—112.
2. Administrativnoe pravo. Obschaya chast : uchebnik / pod red. V. A. Yusupova, V. D. Simuhi-na. — M. : IMTs GUK MVD Rossii, 2003. — 425 s.
3. Obschee administrativnoe pravo : uchebnik / pod red. Yu. N. Starilova. — Voronezh : Izd-vo Voronezh. gos. un-ta, 2007. — 976 s.
4. O sluzhbe v organah vnutrennih del Ros-siyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon ot 30 noyabrya 2011 g. # 342-FZ / Sobr. za-konodatelstva Ros. Federatsii. — 2011. — # 49 (ch.1). — St. 7020.
5. Ovsyanko D. M. Gosudarstvennaya sluzhba Rossiyskoy Federatsii : ucheb. posobie. — 4-e izd., pererab. i dop. — M. : Yurist', 2008. — 447 s.
6. Vanyushin Ya. L., Vanyushina I. N. Distsiplinarnaya otvetstvennost v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii : uchebnoe posobie / Tyumenskiy institut povyisheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii. — Tyumen : TIPK MVD Rossii, 2014. — 99 s.
7. O distsiplinarnom ustave organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii : ukaz Prezidenta RF ot 14 oktyabrya 2012 g. # 1377 // Ros. gaz. — 2012. — 12 noyab.
8. Rogozhkina E. A. Proizvodstvo po distsipli-narnyim delam kak forma realizatsii distsiplinarnoy
otvetstvennosti gosudarstvennyih sluzhaschih // Gosudarstvo i pravo. — 2017. — # 8. — S. 96—99.
9. O materialnoy otvetstvennosti voennoslu-zhaschih : feder. zakon ot 12 iyulya 1999 g. # 161-FZ // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 1999. — # 29. — St. 3682.
10. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon ot 30 de-kabrya 2001 g. # 197-FZ // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 2002. — # 1. — St. 3.
11. Bahrah D. N. Administrativnoe pravo : uchebnik. — 3-e izd., isprav. i dop. — M. : Eksmo, 2007. — 528 s.
12. Gosudarstvennaya sluzhba v stranah osnovnyih pravovyih sistem mira : normativnyie aktyi / pod red. A. A. Demina. — M. : Gotika, 2001. — 523 s.
13. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya slu-zhebnoy proverki v organah, organizatsiyah i po-drazdeleniyah Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii : prikaz ministra vnutrennih del RF ot 26 marta 2013 g. # 161 // Ros. gaz. — 2013. — 2 apr.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Леженин Алексей Валерьевич. Доцент кафедры теории и истории государства и права. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: rostovmos@yandex. ru
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-55.
Скрынникова Мария Владимировна. Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-53.
Lezhenin Alexey Valeryevich. Assistant Professor of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Jurisprudence, Assistant Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: rostovmos@yandex. ru
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-55.
Skrynnikova Maria Vladimirovna. Senior lecturer of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Jurisprudence, Assistant Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-53.
Ключевые слова: дисциплинарное принуждение; дисциплинарное производство; дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел; материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел; дисциплинарная власть.
Key words: disciplinary coercion; disciplinary proceedings; disciplinary responsibility of members of internal affairs bodies; material responsibility of members of internal affairs bodies; disciplinary authority.
УДК 342.59