Научная статья на тему 'Вопросы конвергенции частного и публичного права в сфере регулирования предпринимательских отношений'

Вопросы конвергенции частного и публичного права в сфере регулирования предпринимательских отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
861
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / ЧАСТНОЕ ПРАВО / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ONVERGENCE / PRIVATE LAW PUBLIC LAW / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбаков Вячеслав Александрович, Демиева Айнур Габдульбаровна

В настоящей статье исследуется сущность конвергенции частного и публичного права. Выявлены тенденции взаимодействия и особенности конвергенции частного и публичного права в сфере регулирования предпринимательских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the nature of convergence of private and public law. The author reveals tendencies of interaction and specific features of the convergence of public and private law relating to the sphere of regulation of business relations.

Текст научной работы на тему «Вопросы конвергенции частного и публичного права в сфере регулирования предпринимательских отношений»

74

Юридическая наука. 2015. № 4

ВОПРОСЫ КОНВЕРГЕНЦИИ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

РЫБАКОВ Вячеслав Александрович, ДЕМИЕВА Айнур Г абдульбаровна

Аннотация. В настоящей статье исследуется сущность конвергенции частного и публичного права. Выявлены тенденции взаимодействия и особенности конвергенции частного и публичного права в сфере регулирования предпринимательских отношений.

Annotation. This article examines the nature of convergence of private and public law. The author reveals tendencies of interaction and specific features of the convergence ofpublic and private law relating to the sphere of regulation of business relations.

Ключевые слова: конвергенция, частное право, публичное право, государственно-частное партнерство.

Keywords: convergence, private law public law, public-private partnership.

В современной юридической науке продолжается общая дискуссия о конвергенции частного и публичного права, в том числе в сфере регулирования предпринимательских отношений. Основная задача состоит в выявлении сущности конвергенции, а также соотношения и взаимодействия норм частного и публичного права при регулировании предпринимательских отношений. Здесь важно обеспечить экономическую свободу субъектов предпринимательской деятельности в определенных границах с учетом прав и интересов других лиц.

Сложности состоят в том, что границы между публичным и частным правом во многом размыты, происходит переплетение публичных и частных интересов и образование пограничных сфер, где активно взаимодействуют нормы публичного и частного права. Но и это не все. Наблюдается устойчивая тенденция проникновения элементов публичного права в сферу действия частного права и наоборот. Вот почему в законодательной и правоприменительной практике необходимо учитывать и обеспечивать тесное и оптимальное взаимодействие частного и публичного права. В связи со сказанным становится понятным причина появления такой комплексной отрасли законодательства, как предпринимательское.

В предпринимательской сфере, находящейся под воздействием частного права, элементы публичного права выражены в явной форме, когда в предпринимательских отношениях принимают участие Российская Федера-

ция, ее субъекты или их органы, а также в скрытой форме. В последнем случае государство и его органы не принимают непосредственного участия в указанных отношениях. Подобное участие осуществляется путем регулирования соответствующих отношений с использованием механизма и императивных методов публичного права. Речь, во-первых, идет об отношениях собственности, где объектами становятся земля и другие природные ресурсы. Здесь не обойтись без применения определенных запретов и обязываний, характерных для методов публично-правового регулирования с участием государства, заинтересованного в обеспечении сохранения природных ресурсов и их эффективного использования.

Во-вторых, это предпринимательские отношения, складывающиеся нередко между экономически неравными субъектами, представителями крупного, среднего и малого бизнеса. В данном случае не обойтись без императивных норм, позволяющих в определенной степени выравнивать позиции слабой стороны и обеспечивать непосредственное осуществление права собственности и реализацию принципа свободы договора. Кроме того, практика последних десятилетий показала, что без использования механизма публичного права невозможно обеспечить свободную конкуренцию предпринимателей в рамках борьбы со злоупотреблениями гражданскими правами, борьбы с монополизмом и доминирующим положением на рынке.

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право 75

Небезынтересно отметить, что в современном гражданском праве для обеспечения и защиты публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности активно используются элементы публично-правового регулирования. Достаточно указать на обязательную государственную регистрацию определенных фактов в рамках гражданско-правовых отношений:

- регистрация предпринимательской деятельности (ст. 2, 23 ГК РФ);

- государственная регистрация юридических лиц (ст. 51 ГК РФ);

- регистрация прав на недвижимость и сделок с недвижимым имуществом (ст. 131 ГК РФ).

Кроме того, публичные интересы обеспечиваются и защищаются путем закрепления в гражданском праве императивных норм, регулирующих, в частности, выдачу лицензии на определенные виды деятельности и квот на совершение определенных действий (ст. 49 ГК РФ); установление специальной правоспособности юридического лица (ст. 49, 113 ГК РФ); принудительную реорганизацию или ликвидацию юридических лиц (п. 2 ст. 57, ст. 61 ГК РФ)1.

В связи со сказанным возникают вопросы. Первый: имеет ли место конвергенция частного и публичного права в сфере регулирования предпринимательских отношений? Безусловно, да. Второй: какова ее юридическая сущность? И второй ответ безусловный: данная конвергенция представляет собой сближение частного и публичного права в рамках проникновения частного права в публичную сферу предпринимательских отношений, а публичного -в частную. Причем они не растворяются друг в друге, сохраняя свои базисные отраслевые особенности. Здесь, однако, нужно иметь в виду, что гражданское право является ядром и основой частного права и что авторы настоящей статьи рассматривают проблему конвергенции в рамках существующей системы российского права.

Ряд современных авторов разделяют право не на отрасли, а на две основные ветви -право публичное и частное, - в которых могут содержаться правила гражданского, предпринимательского, торгового, семейного, трудового, жилищного законодательства, имеющие

1 Об этом см. подробно: Яковлев В.Ф. Избр. тр. М. : Статут, 2012. Т. 2 : Гражданское право. С. 756-778.

либо публичный, либо частный характер2. Как видно, отрицаются правоотраслевое деление права и существующая система права. В то же время утверждаются две отрасли (ветви) права, содержащие нормы комплексных отраслей законодательства. Делается вывод о субъективизме правоотраслевого деления3.

Что можно сказать по этому поводу? Прежде всего, от воли людей не зависит, быть отраслям права или не быть. Обусловленность права материальными условиями жизни общества влечет за собой объективную обусловленность как существования правовых норм, так и их систематизации. С другой стороны, право проявляет относительную самостоятельность, в рамках которой существование отраслей права определяется развитием самого права. Вследствие этого в различных обществах, даже однотипных, имеются различные системы права. Наука не может создать систему права, она в состоянии лишь правильно познать ее и осветить4.

Уместно отметить, что система права находит свою опору и отражение в системе законодательства. Отрасли права и отрасли законодательства в принципиальном плане должны совпадать. Строить систему права в отрыве от соответствующей системы законодательства так же неразумно, как формировать отрасли законодательства (пусть даже комплексного характера) без учета существующей системы права. В отличие от системы права, законодательство может быть систематизировано по усмотрению законодателя или других лиц по разным признакам. В результате появляются нормативные акты и их группы (разделы законодательства), объединяющие нормы различных отраслей, носящие комплексный характер. В качестве примера можно привести предпринимательское, жилищное, транспортное, страховое банковское законодательство. В таком варианте и создаются комплексные отрасли законодательства, которые иногда неправильно называют комплексными отраслями права. Пример - предпринимательское право. В сфере предпринимательских отношений действуют нормы различных отраслей права, регулирую-

2 См., например: Харитонова Ю.С. Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики. М., 2011. С. 32.

3 См.: Концепция частного и публичного права России : мо-ногр. / под ред. В.И. Иванова, Ю.С. Харитоновой. М., 2013. С. 13-17.

4 См.: Тархов В.А. Гражданское право. М., 2007. Ч. 1. С. 28-29.

76

Юридическая наука. 2015. № 4

щих соответствующие общественные отношения и объединенных одним нормативным актом.

В настоящее время важнейшей задачей формирования новой правовой системы и создания новой технологии государственного воздействия на общественные отношения, в том числе предпринимательские, является поиск оптимального соотношения публичного и частного права, а также гармонизация публичных и частных интересов в предпринимательской сфере. Вот почему важно четко различать публичное и частное право по субъектам и характеру правоотношений, по способу и механизму воздействия на общественные отношения. Эти различия существенные, но они предопределяют возможность их использования для решения различных задач и применения их в различных сферах общественной жизни5. Так, договор купли-продажи между предпринимателями обладает частноправовой природой и не содержит в себе признаки публичного права. Вместе с тем этот договор может быть рассмотрен и с позиции публичного права, поскольку прибыль, полученная в этом случае предпринимателем, подлежит налогообложению в рамках публично-правового отношения.

История показывает, что государство и предприниматели на всех этапах своего существования пытались найти наиболее удобные способы и формы взаимного сотрудничества. Таких этапов условно можно выделить три. Первый этап длился до 1917 года; тогда существовала практика подписания концессионных соглашений между государством и предпринимателями. Такие соглашения представляли собой проявление формы публично-частного партнерства с частноправовой природой6. Второй этап - советский период, когда была сохранена практика подписания концессионных соглашений, но с иностранными контрагентами. Государство же выступало в качестве «доминанта» и диктовало условия ведения бизнеса7. Третий - современный этап. Тенденция заключения концессионных соглашений сохранилась. Государство находится в постоянном поиске иных форм и способов эффектив-

5 См. об этом подробно: Яковлев В.Ф. Избр. тр. Т. 2. С. 756-759.

6 См.: Носов Н.К. К кризису понятия концессионного соглашения // Советское право. 1926. № 4.

7 См.: Бернштейн И.Н. Очерк концессионного права

СССР. М., 1930. С. 13-14.

ного взаимодействия с предпринимательским сектором.

Одним из подобных примеров можно назвать разработку проекта федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». В юридической науке совершенно справедливо высказываются мнения о том, что государственночастное партнерство имеет существенное значение для развития предпринимательского сектора страны8. Именно государственночастное партнерство является политической и правовой предпосылкой, которая определяет формы и способы взаимодействия норм частного и публичного права при регулировании предпринимательских отношений, а также их оптимальное соотношение.

В пояснительной записке к названному законопроекту отмечается, что в настоящее время отсутствует возможность реализации проектов государственно-частного партнерства по формам сотрудничества, используемым в мировой практике. Нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений, что существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования9.

Региональные законы о государственночастном партнерстве приняты более чем в 60 субъектах РФ. Главным образом целью принятия названных законов являлось создание правового инструмента, который стал бы альтернативой концессионным соглашениям.

Поддерживаем мнение авторов пояснительной записки, которые проводят разграничение всех существующих законов о государственно-частном партнерстве на две группы:

1. Законы, которые содержат достаточно детальное регулирование вопросов государст-

8 См., например: Игнатюк Н. Государственно-частное партнерство в России // Право и экономика. М. : Юстицинформ, 2006. № 8. С. 3-7 ; Захарова О.С. Государственно-частное партнерство как инструмент привлечения инвестиций в государственный сектор экономики // Современные проблемы в области экономики, менеджмента, социологии, бизнес-информатики и юриспруденции : материалы 5 -й науч.-практ. конф. студентов и преподавателей. Н. Новгород : ВШЭ. 2007. С. 130-134 ; Пато-ков В.В. Государственно-частное партнерство: перспективы развития и правовые формы реализации // Адвокатская практика. М. : Юрист, 2008. № 2. С. 45-48.

9 См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право 77

венно-частного партнерства и во многом имеют схожие положения с аналогичным законом Санкт-Петербурга, включают детальное описание форм гражданско-частного партнерства (форм участия публичного партнера), гарантии прав партнеров и т. д.

2. Законы, содержащие рамочное регулирование отношений в сфере государственночастного партнерства, включающие лишь общие положения (часто состоят из пяти-семи статей) и являющиеся фактически декларативными документами10.

Не останавливаясь на детальном анализе форм и способов сотрудничества между государством и предпринимателями, изложенных в названном законопроекте, считаем необходимым подчеркнуть, что государственночастное партнерство - это одно из самых эффективных инструментов, направленное на сближение и взаимодействие норм частного и публичного права.

В результате изложенного мы приходим к следующим выводам:

1. Частное и публичное право представляют собой общую, единую систему права, которая регулирует весь комплекс предпринимательских отношений. Несмотря на единство системы права частное и публичное право сохраняют свою самостоятельность, дифференцированность.

2. Конвергенция частного и публичного права представляет собой правовую технику (правовой механизм), посредством которой происходит сближение и взаимодействие норм частного и публичного права, но одновременно с этим сохраняется их самостоятельность, не происходит «поглощения» одного права другим или создания комплексного права.

3. В современных условиях рыночной экономики существенное значение для развития конвергенции частного и публичного права приобретает диалог взаимопонимания между государством и предпринимательским сектором, так как на его основании формируются способы и формы взаимодействия норм частного и публичного права.

Библиографический список

1. Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об основах государственночастного партнерства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Бернштейн, И.Н. Очерк концессионного права СССР. - М., 1930.

3. Захарова, О.С. Государственно-частное партнерство как инструмент привлечения инвестиций в государственный сектор экономики // Современные проблемы в области экономики, менеджмента, социологии, бизнес-информатики и юриспруденции : материалы 5-й науч.-практ. конф. студентов и преподавателей. - Н. Новгород : ВШЭ. 2007.

4. Игнатюк, Н. Государственно-частное партнерство в России // Право и экономика. - М. : Юстицинформ, 2006. - № 8.

5. Концепция частного и публичного права России : моногр. / под ред. В.И. Иванова, Ю.С. Харитоновой. - М., 2013.

6. Носов, Н.К. К кризису понятия концессионного соглашения // Советское право. - 1926. -№ 4.

7. Патоков, В.В. Государственно-частное партнерство: перспективы развития и правовой формы реализации // Адвокатская практика. - М. : Юрист, 2008. - № 2.

8. Тархов, В.А. Гражданское право. - М., 2007. - Ч. 1.

9. Харитонова, Ю.С. Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики. - М., 201 1.

10. Яковлев, В.Ф. Избр. тр. - М. : Статут, 2012. - Т. 2 : Гражданское право.

10 Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.