Научная статья на тему 'Вопросы конституционализма в конституционных проектах XIX В. В России'

Вопросы конституционализма в конституционных проектах XIX В. В России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МОНАРХИЯ / НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / САМОУПРАВЛЕНИЕ / LEGALITY / CONSTITUTIONALISM / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL DRAFT / MONARCHY / POPULAR REPRESENTATION / SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульженко Ю.Л.

Статья посвящена отечественным конституционным проектам XIX в. и прежде всего практически не изученному вопросу о характере регулирования в них институтов конституционализма. Заметим также, что данные вопросы находились в центре внимания зарубежных ученых. Но они также не концентрировались на отражении в них проблематики конституционализма1. Указывается на то, что в отличие от некоторых конституционных проектов второй половины XVIII в. проекты XIX в. были объемными, фундаментальными, подготовленными на более высоком теоретическом уровне. Все эти документы отражали интересы различных слоев населения, представителей различного рода правовой мысли, и главным образом монархии, либерализма, революционных движений. Отсюда в принципе был и различный подход к регулированию вопросов конституционализма, хотя в то время о нем не мыслили. В связи с этим представлен вывод о том, что монархические проекты носили характер приукраски царизма. Лишь в некоторых из них упоминалось о таких институтах конституционализма, как представительство, статус личности, законность. В большинстве их лишь предложения о создании различного рода совещательных органов, которые не наделялись никакими властными полномочиями. Либералы также сторонники лишь ограничения монархии мирным путем. Они за конституцию, конституционную монархию, народное представительство. Представители революционного движения высказались за ликвидацию крепостничества, царизма, республиканскую форму правления. В их проектах представлены такие институты конституционализма, как конституция, разделение властей, народное представительство, личность, и прежде всего ее права и свободы, законность, самоуправление. При подготовке статьи в первую очередь использовались три основных научных метода догматический, историко-правовой, сравнительно-правовойThe article is devoted to domestic constitutional projects of the XIX century and above all, the practically unexplored issue of the nature of the regulation of the institutions of constitutionalism in them. We also note that these issues were in the focus of attention of foreign scientists. But they also did not concentrate on reflecting the problems of constitutionalism in them. It is indicated that, unlike some constitutional projects of the second half of the XVIII century. 19th century projects were voluminous, fundamental, prepared at a higher theoretical level. All these documents reflected the interests of various segments of the population, representatives of various kinds of legal thought, and mainly monarchy, liberalism, and revolutionary movements. Hence, in principle, there was a different approach to the regulation of constitutionalism, although at that time they did not think about it. In this regard, the conclusion is drawn that monarchist projects were embellished with tsarism. Only some of them mentioned such institutions of constitutionalism as representation, status of an individual, and law. Most of them are only proposals for the creation of various kinds of deliberative bodies, which were not endowed with any authority. Liberals are also advocates of only restricting the monarchy peacefully. They are for the constitution, constitutional monarchy, popular representation. Representatives of the revolutionary movement called for the elimination of serfdom, tsarism, the republican form of government. Their projects featured such institutions of constitutionalism as the constitution, separation of powers, popular representation, the individual and, above all, its rights and freedoms, legality, and self-government. In preparing the article, three main scientific methods were primarily used dogmatic, historical-legal, comparative-legal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы конституционализма в конституционных проектах XIX В. В России»

ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ИДЕЙ И ИНСТИТУТОВ

ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ШУЛЬЖЕНКО

Институт государства и права Российской академии наук

119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10

E-mail: shulzhenko_yu@mail.ru

DOI: 10.35427/2073-4522-2020-15-1-shulzhenko

ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ XIX в. В РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена отечественным конституционным проектам XIX в. и прежде всего практически не изученному вопросу о характере регулирования в них институтов конституционализма. Заметим также, что данные вопросы находились в центре внимания зарубежных ученых. Но они также не концентрировались на отражении в них проблематики конституционализма1. Указывается на то, что в отличие от некоторых конституционных проектов второй половины XVIII в. проекты XIX в. были объемными, фундаментальными, подготовленными на более высоком теоретическом уровне. Все эти документы отражали интересы различных слоев населения, представителей различного рода правовой мысли, и главным образом монархии, либерализма, революционных движений. Отсюда в принципе был и различный подход к регулированию вопросов конституционализма, хотя в то время о нем не мыслили. В связи с этим представлен вывод о том, что монархические проекты носили характер приукра-ски царизма. Лишь в некоторых из них упоминалось о таких институтах конституционализма, как представительство, статус личности, законность. В большинстве их лишь предложения о создании различного рода совещательных органов, которые не наделялись никакими властными полномочиями. Либералы также сторонники лишь ограничения монархии мирным путем. Они за конституцию, конституционную монархию, народное представительство. Представители революционного движения высказались за ликвидацию крепостничества, царизма, республиканскую форму правления. В их проектах представлены такие институты конституционализма, как конституция, разделение властей, народное представительство, личность, и прежде всего ее права и свободы, законность, самоуправление. При подготовке статьи в первую очередь использовались три

1 См.: MazourAnatole G. First Russian Revolution 1825. Stanford,1937; RaeffM. Spe-ransky Statesman of Imperial Russia 1772-1839. 2nd Edition Springer; 2nd edition 1969.

основных научных метода — догматический, историко-правовой, сравнительно-правовой.

Ключевые слова: законность, конституционализм, конституция, конституционный проект, монархия, народное представительство, самоуправление

YURIY L. SHULZHENKO

Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences

10, Znamenka str., Moscow, 119019, Russian Federation

E-mail: shulzhenko_yu@mail.ru

ISSUES OF CONSTITUTIONALISM IN THE CONSTITUTIONAL PROJECTS OF THE XIX CENTURY IN RUSSIA

Annotation. The article is devoted to domestic constitutional projects of the XIX century and above all, the practically unexplored issue of the nature of the regulation of the institutions of constitutionalism in them. We also note that these issues were in the focus of attention of foreign scientists. But they also did not concentrate on reflecting the problems of constitutionalism in them. It is indicated that, unlike some constitutional projects of the second half of the XVIII century. 19th century projects were voluminous, fundamental, prepared at a higher theoretical level. All these documents reflected the interests of various segments of the population, representatives of various kinds of legal thought, and mainly monarchy, liberalism, and revolutionary movements. Hence, in principle, there was a different approach to the regulation of constitutionalism, although at that time they did not think about it. In this regard, the conclusion is drawn that monarchist projects were embellished with tsarism. Only some of them mentioned such institutions of constitutionalism as representation, status of an individual, and law. Most of them are only proposals for the creation of various kinds of deliberative bodies, which were not endowed with any authority. Liberals are also advocates of only restricting the monarchy peacefully. They are for the constitution, constitutional monarchy, popular representation. Representatives of the revolutionary movement called for the elimination of serfdom, tsarism, the republican form of government. Their projects featured such institutions of constitutionalism as the constitution, separation of powers, popular representation, the individual and, above all, its rights and freedoms, legality, and self-government. In preparing the article, three main scientific methods were primarily used — dogmatic, historical-legal, comparative-legal.

Keywords: legality, constitutionalism, constitution, constitutional draft, monarchy, popular representation, self-government

XIX век, и прежде всего его первая половина, имели особое значение для отечественного теоретического конституционализма. Как известно, он отсутствовал в реальном, практическом плане в России. Можно говорить, и то лишь со значительной долей условности, с оговорками, о наличии только его отдельных элементов в различные годы. Это, например, Земские соборы XVI—XVII вв. как зачаток представительной демократии; губные старосты, целовальники в качестве органов местного управления при Иване Грозном. Укажем здесь и на то, что в Польше XIX в., представлявшей собой часть Российской империи, в 1815—1830 гг. действовала Конституция, дарованная Александром I. В ней закреплялись такие институты конституционализма, как народное представительство, статус гражданина и прежде всего его важнейшие права, свободы. Эта Конституция считалась чуть ли не самой либеральной в Европе того времени. Обратим внимание и на первый Основной закон Болгарии — Тырновскую конституцию 1879 г., которая действовала фактически до 1947 г. В ее подготовке активнейшее участие приняли государственные деятели, ученые-государствоведы России. В данном акте были закреплены такие важнейшие институты конституционализма, как народное представительство, правовая охрана Конституции.

Вместе с тем для XIX в. в нашей стране было характерно углубление кризиса крепостничества, появление, развитие новых капиталистических отношений, распространение идей либерализма, возникновение революционных движений. На мировой арене — это в первую очередь Великая французская революция. Все это стало важнейшим стимулом, фактором для появления, разработки многочисленных конституционных проектов, проектов реформ государственного строя, уничтожения крепостного права в России. И вполне естественно, закономерно, что проблематика конституционализма заняла в них одно из центральных мест.

Напомним, что появление отечественных конституционных проектов относится ко второй половине XVIII в. Они отражали интересы представителей различного рода политико-правовой мысли того времени и главным образом дворянства, просветительства, народного движения. Конституционные проекты XIX в. отличались от их предшественников второй половины XVIII в. Они были, как правило, более объемными, фундаментальными, написанными на более высоком теоретическом уровне. Конституционные проекты XIX в. можно разделить на три вида: во-первых, монархические или правительственные; во-вторых, либеральные (дворянско-либеральные и бур-

жуазно-либеральные); в-третьих, представителей революционного движения. Первые два направления связаны главным образом с первой половиной XIX в., и прежде всего с царствованием Александра I, стремлением приукрасить его правление либерализмом, конституцией, представительством, но при этом незыблемости, полновластия императора. «В 1801-1820 гг. российское самодержавие пыталось создать новую форму монархии, юридически ограничивающую абсолютизм, но фактически сохраняющую единоличную власть государя», — писал академик Н.М. Дружинин2. Отметим, что такого же рода позицию неоднократно озвучивал и сам Александр I.

Первооткрывателем монархических, правительственных конституционных проектов следует считать М.М. Сперанского. Его проект — это не какой-то единый текст. В 1802-1809 гг. Сперанским был подготовлен ряд документов по проблематике социально-экономического, политического строя, правовой жизни России. Это, например, «План всеобщего государственного преобразования», «О коренных законах государства», «Записка об устройстве судебных правительственных учреждений в России», «Введение к Уложению государственных законов», «Проект Уложения государственных законов Российской империи». И именно совокупность такого рода важнейших политико-правовых документов, по нашему мнению, целесообразно определить как конституционный проект М.М. Сперанского.

Он выступает как сторонник конституционной монархии. Он — за конституцию в качестве акта, данного, дарованного царем. Это средство против всякой революции: «Конституции во всех почти государствах устрояемы были в разные времена, отрывками, и по большей части среди жестоких политических превращений. Российская конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодеятельному вдохновению верховной власти, которая, устроив бытие своего народа, может и иметь все способы дать ему самые правильные формы»3. Как известно, наличие конституции — наиважнейший атрибут реального, практического конституционализма.

В центре внимания и такой основополагающий институт конституционализма, как статус личности. Он рассматривается через такую категорию, как человеческая свобода, отрицание какого-либо ее стес-

2 См.: Абсолютизм в России. (ХУИ—ХУШ вв.): Сборник статей к 70-летию со дня рождения и 45-летию науч. и пед. деятельности Б.Б. Кафенгауза / Отв. ред. Н.М. Дружинин. М., 1964. С. 457.

3 Сперанский М.М. План государственного преобразования. М., 1905. С. 15.

нения, а при необходимости ее ограничение — только исключительно в соответствии с правом, законом. Выделены два вида свобод — политическая и гражданская. М.М. Сперанский приходит к выводу об отсутствии в России истинной свободы, характеризуя ее государственный строй как деспотический. Выход из этого — переход к «истинной монархии», и лишь через реформы сверху. Основополагающий принцип данной монархии — такой атрибут конституционализма, как законность, в соответствии с которым всякая власть действует исключительно в рамках закона. В качестве другого принципа «истинной монархии» назван такой важнейший атрибут конституционализма, как разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную.

Проект Сперанского предполагает создание народного представительства. По его мнению, система высших органов государственной власти в России должна была выглядеть следующим образом. Глава государства — император, которому подчинен Государственный совет. Последний объединяет законодательную, судебную и исполнительную власть. Под Государственным советом законодательный орган — Государственная дума; носители исполнительной власти — министерства; судебный орган — Сенат. Создание Государственной думы основывалось на четырехстепенных выборах. Для этих целей, в частности, предполагалось установление выборных начал в местном управлении. Это также атрибут конституционализма. В каждой волости личные землевладельцы и представители казенных крестьян (по 1 от 500) составляют волостную думу; депутаты волостных дум составляют окружную (уездную) думу; окружные думы посылают депутатов в губернскую думу; губернские думы — в Государственную думу. Проект М.М. Сперанского одобряется царем, но впоследствии пугает его. На практике создается в 1810 г. только Государственный совет, но лишь с функциями законодательного учреждения.

Следующий монархический, правительственный конституционный проект — «Государственная уставная грамота Российской империи» 1820 г. Она была подготовлена по приказу царя сенатором Н.Н. Новосильцевым, князем В.А. Вяземским, французским юристом А. Деша-ном. Уставная грамота характеризуется как документ компилятивный. Ее создатели основывались прежде всего на идеях, трудах Б. Конста-на, швейцарца Де-Лольма, Н.М. Карамзина, М.М. Сперанского; заимствований из Конституции царства Польского 1815 г., ряда французских конституционных актов, конституций Баварии, Вюртемберга4.

4 См.: История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986. С. 212.

Императору принадлежала огромная власть. Устанавливалось, что державная власть неразделима и она сосредоточена в руках монарха, и он естественный источник всех властей в империи. Провозглашалось создание народного представительства. Таковым объявлялся Государственный сейм (Государственная дума). Он состоял из императора и двух палат: Сената и Посольской палаты. В соответствии с Уставной грамотой Сейм содействовал императору в деле осуществления им государственной власти. В компетенцию этого органа входило рассмотрение законопроектов, вносимых от имени императора Государственным советом, а также бюджета и налогов. В состав Сената входили великие князья, лица, которые отвечали требованиям сенаторов решением государя. В состав Посольской палаты назначались так же царем из числа кандидатов, которые были избраны посольскими палатами наместничеств. Обратим внимание на процедуру принятия правового акта, которая свидетельствует о решающей здесь роли императора. В том случае, когда проект принят обеими палатами, он направлялся царю. Если последний утверждал его, то он становился законом. Если не утверждал, то подлежал уничтожению. Таким образом, мы имеем дело с таким атрибутом конституционализма, как народное представительство. Однако само это народное представительство выглядит весьма туманно, расплывчато, неопределенно.

Исполнительная власть предоставлялась Государственному совету. Он состоял из министров, членов Государственного совета, государственных докладчиков или статс-секретарей, из иных лиц, которых определял император. Предусматривалось создание 10 министерств. Государственный совет наделялся лишь правом совещательного голоса, а окончательное решение оставалось только за царем. Провозглашался принцип отделения судебной власти от административной. В состав Верховного государственного суда входили председатель, сенаторы и другие лица, назначаемые императором. Данный орган рассматривал дела о государственных преступлениях и противозаконных поступках высших чинов. Устанавливалось правило, в соответствии с которым судьи назначались монархом при прохождении определенного испытания, а при выборах — в соответствии с особым постановлением. Страна разделялась на наместничества, во главе которых были наместники и Советы наместников. Наместничества включали несколько губерний, органами которых были гражданские губернаторы, вице-губернаторы, начальники частных экспедиций.

Определенное внимание в Уставной грамоте уделялось такому институту практического конституционализма, как статус граждан,

и в первую очередь их правам, свободам. Она устанавливала следующие из них: о равенстве закона при оказании покровительства всем гражданам; о преступном характере самоуправного задержания лиц и применении уголовного наказания тем, кто его совершает; о немедленном объявлении причин задержания лиц под стражей; о невозможности наказания иначе чем в силу закона, принятого и обнародованного до совершения преступления, и по приговору того суда, которому он подсуден; о свободе печати. Право собственности объявлялось священным, неприкосновенным.

Дарование Государственной уставной грамоты Российской империи народу в качестве конституции не произошло. Либеральные историки связывали это со смертью Александра I. Текст данного документа является ярким свидетельством высокого уровня отечественной правовой теории и практики начала XIX в. В Уставной грамоте нашли свое выражение такие важнейшие институты практического конституционализма, как народное представительство, права и свободы граждан.

Идеи монархического конституционализма мы встречаем и во второй половине XIX в. Но в принципе здесь нельзя говорить о конституционных проектах. Все эти идеи были сосредоточены главным образом на одном вопросе, не затрагивающем ни в коей мере основ самодержавия, лишь приукрашивая его по западному образцу, а именно создания различного рода органов совещательного характера при императоре с полномочиями рекомендательного характера. Так, министр внутренних дел П.А. Валуев в 1863 г. предлагает включить в Государственный совет выборных членов от губерний на определенное время. В 1881—1888 гг. граф П.П. Шувалов высказался за «постоянное и правильно организованное собрание выборных людей», состоящее из двух палат. В 1883 г. министр внутренних дел Н.П. Игнатьев считал необходимым провести коронацию Александра III на Земском соборе, состоящем из высших иерархов православной церкви, членов правительства, высших избранников от дворянства, городов, выборных от земств. Данный орган избирает из своих членов комиссию, которая будет участвовать в разработке законов. После проекта Н.П. Игнатьева монархические, правительственные проекты на долгие годы исчезают.

Конституционные проекты представителей дворянского либерализма были направлены в первую очередь на ограничение самодержавия, представительное правление, законность, предоставление народу прав и свобод. Прежде всего они связаны с чиновником Министер-

ства иностранных дел А.В. Бердяевым, который представил такой проект, изложенный в таких его трудах, как «Проект российской конституции», «Конституция России», «Россия при Петре I». Он за конституционную монархию. Император осуществляет власть с участием государственных чинов. Последние для этой цели образуют две палаты — сенат, собрание депутатов империи. Император приносит присягу о соблюдении государственных законов. Налицо два атрибута конституционализма — представительство, законность.

Автором наиболее яркого проекта либералов является князь П.В. Долгоруков. Проект изложен в таких его работах, как «Правда о России», «Определение образа правления в России». Он выступал за конституцию, которая должна быть принята с отменой крепостного права. Он сторонник конституционной монархии, «монархии демократической» по типу Бельгии, Италии. Не исключает он и республики. Но в далеком будущем и исключительно через конституционную монархию. Носителем исполнительной власти назывался император; законодательной — император, представительный орган — Земская дума, состоящая из выборных от всех земств, а также Боярская дума, в состав которой включались пожизненные члены, одна половина из которых назначалась царем, а другая избиралась Земской думой. Предлагалось новое административное деление. Его необходимость связывалась с развитием местного самоуправления. Обратим здесь особо внимание на то, что П.В. Долгоруков вводимые тогда земские учреждения называл основой будущего конституционного строя5. Таким образом, здесь четко прослеживаются следующие основные институты конституционализма: конституция, представительство, самоуправление.

Обратим здесь внимание на конституционный проект Л.П. Блюм-менталя 1862 г. «Уставная грамота русского государства», во многом заимствованный у П.В. Долгорукова. Но степень монархизма в нем была намного выше, чем у П.В. Долгорукова. Идеи конституционализма мы встречаем и у иных крупнейших представителей либерализма. Например, славянофилы М.Н. Катков, К.Д. Каверин, Б.Н. Чичерин высказались за широкие права, свободы граждан, и прежде всего в политической области. Земские либералы в середине 90-х гг. XIX в. выступали за конституцию, за единение царя с народом на базе развития местного самоуправления. Сюда же следует отнести проект

5 См.: Долгоруков П.В. О перемене образа правления в России. Leipzig, 1862. С. 15.

Т.Г. Бока, содержащийся в его записке 1818 г. Александру I. Автор записки — ярко выраженный сторонник конституционной монархии, законодательной власти в лице Законодательного собрания, определения правового статуса российских граждан, иностранцев.

Конституционные проекты представителей революционного движения основывались в первую очередь на ликвидации крепостного права, самодержавия. Передовиками здесь стали декабристы. Наиболее выдающимся документом стала «Русская Правда» П.И. Пестеля, которую сам он называл «планом Конституции». Ее автор — сторонник республики, где верховная власть принадлежит народу. Республиканский строй вводится временным правительством, которое в своей деятельности руководствуется «Русской Правдой». Первейшая задача — отмена крепостного права. Верховная власть разделялась следующим образом: законодательная — в лице Народного вече; исполнительная — Державной думы; блюстительная — Верховного собора. Упразднялись чрезвычайные суды, а вместо них создавались равные для всех гласные суды присяжных. В сфере правового статуса граждан — отмена сословного строя, предоставление широких прав, свобод. Это, например, свобода занятий, печати, вероисповедания. В вопросе государственного устройства России П.И. Пестель ярый сторонник централизованной власти, унитарной республики. Он резко отрицательно относился к федерации в России, подчеркивал ее пагубность для нее.

Таким образом, в «Русской Правде» нашли свое выражение важнейшие институты практического конституционализма: наличие конституции; разделение властей; представительство; статус гражданина, и прежде всего его права, свободы; равный, честный суд присяжных. В целом конституционный проект П.И. Пестеля — это путь движения вперед отсталой, крепостнической России. Его можно отнести к самым радикальным проектам революционеров-дворян6.

Далее конституционный проект Н.М. Муравьева. Это совокупность трех его вариантов 7. Обратим внимание на то, что анализ этих вариантов свидетельствует о непоследовательности, шатаниях Н.М. Муравьева. Так, касаясь вопроса о государственном строе России, он первоначально был сторонником республики, а затем сторонником конституционной монархии. Конституционный проект

6 См.: Нечкина М.В. Декабристы. М., 1988. С. 88.

7 См.: Шульженко Ю.Л. Из истории федерации в России (монархический период). М., 2005. С. 21-174.

основывался на таком институте конституционализма, как принцип разделения властей, народном представительстве. Законодательная власть — Народное вече, состоящее их двух палат — Верховной думы, Палаты народных представителей. Данные органы являются выборными. Исполнительная власть — наследственный император, трактуемый в качестве верховного чиновника российского правительства. Предложения, поддержанные палатами Народного вече направлялись императору, который окончательно решал, подписать или не подписать их. Судебная власть — суд присяжных заседателей. Судьи назначались, избирались. Устанавливались основные права, свободы граждан — слова, печати, выбора профессии, передвижения, вероисповедания, на домашние постройки и др. Обратим внимание на одну специфику проекта Н.М. Муравьева. В отличие от иных в нем больше внимания уделяется такому институту практического конституционализма, как правовая охрана основного закона. В частности, весьма полно, четко прописан порядок, процедура его изменения. Это могли сделать только специальные органы: Народный собор — на уровне всей страны, державные областные соборы — в субъектах федерации. В вопросах государственного устройства, в отличие от П.И. Пестеля, Н.М. Муравьев был ярым сторонником федерации в России, основополагающим принципом которой был экономический. Данный проект был весьма прогрессивным для того времени. Его конституционная монархия давала возможность уничтожения крепостничества в стране и в дальнейшем ликвидации его основ.

Автором конституционного проекта, изложенного в ряде документов, был и декабрист Н.А. Серно-Соловьевич. Он сторонник республики, которая создается в результате крестьянской революции. В центре внимания такой институт конституционализма, как народное представительство. Законодательная власть передается собранию представителей всех сословий; она строится на принципе разделения властей, провозглашались ряд прав и свобод граждан. Революционный конституционный проект революционера, поэта Н.П. Огарева середины XIX в., выраженный в ряде его трудов. Он сторонник республики. Его внимание сосредоточено на таком институте конституционализма, как самоуправление. В основе проекта общинная собственность на землю, самоуправляющиеся общины, волости. Само самоуправление трактуется как место сосредоточения законодательной, исполнительной, судебной власти. Конституционным проектом следует считать программу организации народников-террористов «Народная воля» 1879 г. В ней закреплены такие важнейшие состав-

ные практического конституционализма, как народное представительство, самоуправление, права и свободы граждан.

К конституционным проектам относится и Проект оснований устава украинского общества «Вольный союз» — «Вшьна Спшка» 1884 г., автором которого является украинский общественный деятель М.П. Драгоманов. Вместе с тем обратим внимание на одну особенность. Его в принципе, конечно, в полной мере можно отнести к революционному виду рассматриваемых нами проектов. Но при этом явно прослеживается определенный крен в сторону либерализма. Это связано с тем, что автор придерживался в той или иной мере в различное время разного рода общественно-политических течений, имевших место во второй половине XIX в. Он сторонник ликвидации абсолютизма, остатков крепостничества. Проект предусматривает наличие в России конституции (устава) — основополагающих атрибутов практического конституционализма. Государственный строй должен зиждиться на самоуправлении. Выделим два его вида — местное и государственное. С точки зрения государственного устройства страна должна была представлять собой федерацию, разделенную на 20 областей. Путь к федерации виделся прежде всего через создание и развитие широчайшего местного самоуправления.

М.П. Драгоманов — сторонник представительной формы правления, атрибута практического конституционализма. На общегосударственном уровне представительными органами в соответствии с проектом являлись Государственная дума и Союзная дума. Говорится и о главе государства. Это или наследственный император, или Председатель Всероссийского Государственного совета, который избирался на определенный срок. Предусматривался и высший судебный орган — Верховный Суд, который бы состоял из членов уголовного департамента Сената и Союзной Думы. Вместе с тем отсутствует характеристика исполнительной власти, органов в данной сфере. К особенностям проекта относится решение в общем плане вопроса о конституционном контроле, также важнейшем показателе конституционализма. Фактически речь шла об американской системе в данной области. Глава государства, уездные, областные думы в России имели бы право поставить вопрос о несоответствии постановлений Государственной думы, Союзной думы конституции, уставу. Решался бы он Сенатом в общем собрании его департаментов, т.е. высшим судебным органом страны. М.П. Драгоманов выступал за установление широких политических прав и свобод лиц, народов, обществ. Заметим, что наряду с развитием самоуправления рассматривался и вопрос

по созданию в России федерации. В целом проект М.П. Драгомано-ва следует оценивать в качестве документа высокого уровня, внесшего значительный вклад в теорию мирового, отечественного конституционализма.

Обратим здесь внимание и на проекты создания федерации славян, панславистской федерации. Сам панславизм возник в конце XVIII в. под лозунгом объединения славян под главой русского царя, и уже с этого времени пропагандировался в России. Эту идею выдвинул хорват, писатель Ю. Крижанич. Дальнейшее развитие получила она в первое десятилетие XIX в., в эпоху декабристов. Ее высказывали, выдвигали, например, философ В.Ф. Малиновский, политик, ученый Н.М. Карамзин, чиновник МИД С.М. Броневский. Обратим здесь внимание на ряд документов обществ панславистского толка, созданных в эти годы, в которых содержались положения, касающиеся конституционализма. Так, основным программным документом Общества соединенных славян, возникшего в 1823 г., был «Катехизис». В соответствии с ним славянская федерация должна была быть республикой. Каждое государство имело в нем свою конституцию, народную форму представительного правления — парламент. Для управления делами Союза, принятия, изменения коренных законов всей федерации предполагалось создание Конгресса (парламента, состоящего из представителей всех народов). Все это атрибуты практического конституционализма.

Обратим внимание и на устав Кирилло-Мефодиевского общества, созданного в Киеве в 1846 г., две автобиографии одного из его создателей — учителя Н.И. Костомарова, в которых достаточно подробно раскрывались положения данного документа. Предлагалось всем славянским народам примкнуть к России и создать федерацию, которая была бы разделена на части или штаты. Общий язык — великорусский как наиболее распространенный. На федеральном уровне представительным органом является Сейм, состоящий из двух палат: первая — выборные сенаторы; вторая — депутаты. Носителями верховной, центральной власти были президент, избиравшийся на четыре года, и два министра — внутренних дел и иностранных дел. В каждом штате также предполагался свой сейм, президент, сенат. Определенное внимание уделено военным вопросам — созданию небольшой армии, милиции в штатах, всеобщему обучению военному делу в целях создания при необходимости ополчения. Крепостное право ликвидировалось, как и дворянские, другие привилегии. Провозглашалось равенство всех религий. Вводилось всеобщее обучение народа. Отметим

и отмену смертной казни, телесных наказаний. И здесь все это составные конституционализма. В целом все проекты создания славянской федерации утопичны. Они не были воплощены в жизнь. Однако сами идеи славянской федерации показали свою живучесть. Они имели место в XX в., высказываются и в наши дни.

В заключение еще раз подчеркнем ряд выводов общего характера. Во-первых, монархические или правительственные конституционные проекты в целом носили характер приукраски царизма, его незначительной косметики. Отрицалась всякая революция. О наличии конституции, такого основополагающего атрибута конституционализма, говорилось лишь в проектах М.М. Сперанского, Государственной уставной грамоте Российской империи 1820 г. За конституционную монархию лишь один М.М. Сперанский. Да и в принципе и такие институты конституционализма, как народное представительство, статус личности, ее права, свободы, законность, рассматривались лишь в данных проектах. Все остальные монархические, правительственные проекты, и прежде всего второй половины XIX в., — это всего лишь приукраска самодержавия по западному образцу и в первую очередь путем создания различного рода совещательных органов, которые на практике не имели никаких реальных властных полномочий.

Во-вторых, конституционные проекты либералов также связывались главным образом с ограничением самодержавия, основанном на мирных методах. Практически все они высказывались за наличие конституции в качестве основного закона государства, конституционную монархию как форму правления. П.В. Долгоруков не исключал, правда, в далеком будущем республики. Предусматривались такие институты конституционализма, как представительство, статус личности, ее права и свободы, законность. Особый упор делался на наличие самоуправления на местах.

В-третьих, конституционные проекты представителей революционного движения основывались на ликвидации крепостного права, царизма. Они высказывались за обязательное наличие конституции, соблюдение принципа разделения властей. Форма правления — республика. Хотя у Н.М. Муравьева здесь шатания — то республика, то конституционная монархия. В той или иной форме закреплялись положения о таких институтах конституционализма, как народное представительство, статус личности, и в первую очередь ее права и свободы, законность, самоуправление. Н.М. Муравьев уделял особое внимание здесь такому важному институту, как правовая охрана конституции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абсолютизм в России. (XVII—XVIII вв.): Сборник статей к 70-летию со дня рождения и 45-летию науч. и пед. деятельности Б.Б. Кафенгауза / Отв. ред. М. Дружинин. М.: Наука, 1964.

Долгоруков П.В. О перемене образа правления в России. Leipzig: A. Franck'sche Verlags Buchhandlung, 1862.

История буржуазного конституционализма XIX в. М.: Наука, 1986.

Нечкина М.В. Декабристы. М.: Букинист, 1988.

Сперанский М.М. План государственного преобразования. М.: Русская мысль, 1905.

Шульженко Ю.Л. Из истории федерации в России (монархический период). М.: Институт государства и права РАН, 2005.

Mazour Anatole G. First Russian Revolution 1825. Stanford: Stanford University Press, 1937.

RaeffM. Speransky Statesman of Imperial Russia 1772-1839. 2nd Edition Berlin: Springer, 1969.

REFERENCES

Absoljutizm v Rossii. (XVII—XVTII vv.) (1964): Sbornik statej k 70-letiju so dnja rozh-denija i 45-letiju nauch. i ped. dejatel'nosti B.B. Kafengauza. Ed. by N.M. Druzhinin [Absolutism in Russia. (XVII-XVIII centuries): Collection of articles on the 70th anniversary of the birth and 45 th anniversary of the scientific. and ped. the activities of B.B. Kafen-gauz] M.: Nauka (in Russ.)

Dolgorukov P.V. (1862) O peremene obraza pravlenija v Rossii [On the change of government in Russia]. Leipzig: A. Franck'sche Verlags Buchhandlung (in Russ.)

Istorija burzhuaznogo konstitucionalizma XIXv. (1986) [The history of bourgeois constitutionalism of the XIX century] M.: Nauka (in Russ.)

Nechkina M.V. (1988) Dekabristy [Decembrists]. M.: Bukinist, 1988. (in Russ.)

Speranskij M.M. (1905) Plan gosudarstvennogopreobrazovanija [State Transformation Plan] M.: Russkaja mysl'. (in Russ.)

Shul'zhenko Yu.L. (2005) Iz istorii federacii v Rossii (monarhicheskijperiod) [From the history of the federation in Russia (monarchical period)]. M.: Institut gosudarstva i prava RAN. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Шульженко Юрий Леонидович — главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

AUTHOR'S INFO:

Yuriy L. Shulzhenko — Chief Researcher, Department of Constitutional Law and Constitutional Justice, Institute of the State and Law, Russian Academy of Sciences.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Шульженко Ю.Л. Вопросы конституционализма в конституционных проектах XIX в. в России // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2020. Т. 15. № 1. С. 27-41. DOI: 10.35427/2073-4522-2020-15-1-shulzhenko

FOR CITATION:

Shulzhenko, Yu.L. (2020) Issues of constitutionalism in the constitutional projects of the XIX century in Russia. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN/ Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 15 (1), pp. 27-41. DOI: 10.35427/2073-4522-2020-15-1-shulzhenko

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.