ФинАнс о в о - КрЕДитнА я СФЕРА
УДК 338.5
http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-4-426-431
Вопросы государственного ценообразования и сметного нормирования в строительстве
В. Д. Ардзинов1
1 Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I, Санкт-Петербург, Россия
В государственном ценообразовании в отношении строительной продукции накопилось немало вопросов, основные из которых рассматриваются в настоящей статье. При главенствующей роли государства в определении сметной стоимости строительства объектов за счет бюджетных средств всех уровней Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (РФ) с 2016 г. осуществляет кардинальное реформирование ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Автором статьи выполнен краткий анализ результатов работы и сформулированы предложения по решению вопросов совершенствования ценообразования в строительстве.
Цель. Исследовать современное состояние государственного ценообразования и сметного нормирования в строительстве, определить пути перехода от базисно-индексного метода составления смет по государственным нормам и расценкам к разработке сметной документации ресурсным методом с использованием реальных (рыночных) нормативов на строительные ресурсы с участием в конкурсах на строительство.
Задачи. На основе исследования определить пути перехода строительной отрасли от базисно-ин-дексного метода разработки смет к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства по рыночным нормам и ценам на строительные ресурсы. В работе по составлению локальных смет выявить пути совершенствования методики определения накладных расходов и сметной прибыли.
Методология. С использованием общепринятых методов научного исследования последовательно рассмотрены проблемы ценообразования на строительную продукцию по государственным сборникам норм расхода ресурсов и единичных расценок на измерители работ.
Результаты. Выявлены основные недостатки сметно-нормативной базы 2001 г., сформулирована главная задача реформирования ценообразования в строительстве в условиях конкурентной рыночной экономики. Показаны недостатки введенных Минстроем России новых сборников государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок. Установлено, что государственная система ценообразования создает проблемы в оценке реальной стоимости проектов строительства, освоения бюджетных средств и своевременной сдаче объектов в эксплуатацию. Даны основы методики определения стоимости строительной продукции.
Выводы. В государственном ценообразовании сметная стоимость строительства определяется не по реальным (рыночным) нормам, технологиям и ценам строительных ресурсов. В условиях рыночной экономики по примеру других отраслей и развитых стран следует переходить на рыночный (ресурсный) метод при конкурентном формировании цены строительной продукции.
Ключевые слова: государственное ценообразование, бюджетное финансирование строительства, федеральные сметные нормы и расценки, базисно-индексный метод, рыночное ценообразование, сметная прибыль, нормы выработки, государственный капитализм, совершенная конкуренция.
Для цитирования: Ардзинов В. Д. Вопросы государственного ценообразования и сметного нормирования в строительстве // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 4. С. 426-431. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-4-426-431
Issues of Government Pricing and Budget Normalization in Construction
V. D. Ardzinov1
1 Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, St. Petersburg, Russia
There are many issues associated with the government pricing of construction products, the main of which are addressed in the presented study. With the government playing a key role in determining
the budgeted cost of construction, the Ministry of Construction, Industry, Housing and Utilities of ®
the Russian Federation has been radically reforming pricing and budget normalization in construction „
since 2016. The author of this study briefly analyzes the results of these reforms and formulates £
proposals for addressing the issues of improving pricing in construction. h
Aim. The study aims to examine the current state of government pricing and budget normalization S.
in construction, to determine the ways of shifting from the base index method for making estimates "
according to state standards and prices to the development of budget documentation using the input °
method based on real (market) standards for construction resources with participation in construction ^
competitions. ™
Tasks. Based on the results of the study, the author determines the ways for the construction indus- g-
try to shift from the base index method for making estimates to the input method for determining ^
the budgeted cost of construction according to market norms and prices of construction resources. °
The author also identifies ways of improving methods for determining overhead costs and estimated o profit for local cost estimates.
Methods. This study uses general scientific research methods to examine the problems of pricing of |
construction products according to state standards for resource consumption and unit costs of work " measurement.
Results. The major drawbacks of the 2001 budget-normative base are identified, and the main objec- i
tive of construction pricing reforms in a competitive market economy is formulated. The shortcomings ™
of the state estimate standards and federal unit costs introduced by the Russian Ministry of Construc- ™
tion are shown. It is established that the government pricing system causes problems in the assessment £
of the real cost of construction projects, budget implementation, and timely commissioning of projects. °
Basic methods for the pricing of construction products are provided. J
Conclusions. In government pricing, the budgeted cost of construction is not determined by real o
(market) standards, technologies, and prices of construction resources. Following the example of °
other industries and developed countries, it is necessary to shift to the market (input) method for ^
competitive pricing of construction products in a market economy. ®
o
-
>>
Keywords: state pricing, budget financing of construction, federal estimated norms and prices, basic index method, £ market pricing, estimated profit, production standards, state capitalism, perfect competition.
For citation: Ardzinov V.D. Issues of Government Pricing and Budget Normalization in Construction. Ekonomika S.
i upravlenie = Economics and Management. 2020;26(4): 426-431 (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627- o
2020-4-426-431 03
CO
В нашей стране ввиду неразвитости рынка по бюджетным стройкам продолжает доминировать государственная (нерыночная) система ценообразования и сметного нормирования в строительстве во главе с Минстроем России в лице Департамента ценообразования и градостроительного зонирования. При этом сметная стоимость строительства объектов продолжает определяться на основе устаревшей сметно-нормативной базы 2001 г. (СНБ-2001) в составе сборников ГЭСН, ФЕР, ТЕР и соответствующих методических документов в строительстве (МДС) [1].
При определении сметной стоимости строительной продукции возникает немало проблем. Наиболее существенные связаны с недостатками СНБ-2001. Прежде всего, обратим внимание на отсутствие в сборниках сметных норм и расценок на многие виды строительных работ, выполняемых с использованием новых материалов, конструкций, технологий, машин и механизмов. Кроме того, имеет место нехватка сметных норм и расценок на монтаж новых видов оборудования, в том числе импортного, что является тормозом в определении сметной стоимости строительства современных объектов и реконструкции действующих предпри-
ятий. Недостатки норм и расценок отражаются ^ также на величине фонда оплаты труда, от < которого зависят суммы накладных расходов ^ и сметной прибыли. Практика показала, что сметные нормативы 2001 г. не отражают реалии строительного производства, а сметная стоимость часто не адекватна фактической (рыночной) цене строительной продукции.
В связи с этим Минстрой России с 2016 г. осуществляет существенное реформирование ценообразования и сметного нормирования в строительстве [2]. На реализацию данной программы Правительством РФ выделено 4,7 млрд руб. бюджетных средств. Главная задача реформирования заключается в создании на основе Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) условий для перехода на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства в текущих ценах [3]. Для этого необходимо использовать реальные нормы и цены строительных ресурсов в регионах с формированием, в том числе по укрупненным нормативам, цены строительства, достоверной стоимости строительной продукции.
Реквизиты утвержденных Минстроем России государственных сметных нормативов, а также
2 согласованных территориальных и отраслевых © нормативов вносятся в Федеральный реестр ^ сметных нормативов (ФРСН) в составе ФГИС < ЦС. Особое внимание обращается на то, что ^ сметные нормативы, внесенные в федеральный 5 реестр, обязательны для исполнения при воз-^ ведении объектов не только за счет средств фе-° дерального, регионального и муниципального ° бюджета, но и государственных корпораций, ^ а также юридических лиц, более чем на 50 % ^ принадлежащих Российской Федерации, субъ-° ектам РФ или муниципальным образованиям.
В развитых экономиках страховка от роста фактической стоимости строительства достигается при помощи биржевых механизмов с применением производных финансовых инструментов типа опционов. В рыночной экономике государственного ценообразования, даже по бюджетным стройкам, не должно быть. Ручное управление ценообразованием неэффективно. Антирыночная государственная система ценообразования создает проблемы в оценке реальной стоимости объектов строительства. Однако сложилось так, что в условиях неразвитой рыночной экономики функции ценообразования при бюджетном финансировании возложены на Минстрой России.
Проблемы ценообразования, особенно в регионах, отрицательно сказываются на освоении бюджетных средств в основном по национальным проектам, на которых в 2018 г., по данным Счетной палаты, не освоено 770 млрд руб., в 2019 г. — триллион! По состоянию на декабрь 2019 г. в России насчитывалась 71 тысяча недостроенных объектов, профинансированных из бюджетных средств. Это связано, по нашему мнению, прежде всего, с неправильным расчетом стоимости строительства по федеральным и региональным единичным расценкам, которые имеют лишь косвенное отношение к реальному рынку стройматериалов. Из-за проблем с ценообразованием многие региональные строительные тендеры остаются без участников.
Новое руководство Минстроя России продлило сметное обновление до 2022 г. По мнению заместителя министра Минстроя России Д. А. Волкова, переход на ресурсный метод в короткие сроки, исключив базисно-индекс-ный метод, может привести к негативным последствиям для строительной отрасли. Вместе с тем на IV Всероссийском совещании организаций государственной экспертизы 22 ноября 2018 г. он напомнил о том, что использование ресурсного метода расчета сметной стоимости объектов, строительство которых осуществляется за счет средств бюджета, является поручением Президента в рамках проводимой реформы системы ценообразования. Приказами Минстроя России за 2019 г. утверждены Методические рекомендации по разработке и
применению сметных норм на строительные ресурсы, включенные в состав ФРСН.
Практический интерес представляют приказы Минстроя России от 26 декабря 2019 г. № 871/пр и № 876/пр об утверждении сметных норм на строительные работы и о включении в федеральный реестр сметных нормативов информации о федеральных единичных расценках и отдельных составляющих к ним [4; 5]. К последним во втором приказе отнесены цены на строительные ресурсы, расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств; тарифы на перевозку грузов для строительства. Приказы вступили в силу с 31 марта 2020 г.
В приложениях к приказам приводятся сборники ГЭСН-2020 и ФЕР-2001, в которых сметные нормы пересмотрены на текущий уровень 2020 г., а расценки остались на базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. Следовательно, наблюдается разновременный характер норм и расценок, в отличие от сборников 2001г. Однако, несмотря на реформенные мероприятия, на практике разработка сметной документации продолжается по программам с использованием сборников ГЭСН, ФЕР и ТЕР 2001 г. В этой связи возникает необходимость оценки качества новых норм и расценок, введенных в работу с 31 марта 2020 г.
Далее попытаемся локально выполнить анализ на примере норм и расценок из сборника №8 «Конструкции из кирпича и блоков», как показано в таблицах1 и 2 (ГЭСН 08-02-010-05 и ФЕР 08-02-010-05 соответственно).
Как видим, в основном изменены нормы затрат труда рабочих, расхода раствора, кирпича и коды ресурсов. Затраты труда рабочих снижены с 6,03 человеко-часов до уровня СНиР-91 в размере 5,07 человеко-часов (на 16 %). В локальных сметах, соответственно, уменьшается фонд оплаты труда рабочих (ФОТ), снижаются суммы накладных расходов и сметной прибыли, падает доля и без того низкой заработной платы рабочих в сметной стоимости строительных работ (в среднем около 16 %). При этом сменная норма выработки звена каменщиков из двух человек повышается с 2,65 м3 (16:6,03) до 3,16 м3 (16:5,07), т. е. на 19 %. Вопрос о качестве работы в данном случае остается открытым.
Снижены также нормы расхода раствора и кирпича. В результате новые нормы на эти материалы не дотягивают до измерителя работы в 1 м3. По новым нормам получается 0,96 м3 против 1,02 м3 согласно нормам 2001 г. В новых нормах сохранены бруски обрезные и учтена установка деревянных пробок. По современной технологии, как известно, оконные и дверные блоки скрепляются в проемах не к деревянным пробкам, а металлическими са-
Таблица 1
ГЭСН 08-02-010-05-2020. Кладка стен наружных толщиной 640 мм при высоте этажа до 4 м из кирпича с облицовкой лицевым кирпичом. Измеритель: м3
Код ресурса Наименование элементов затрат Ед. изм. .....08-02-010-05
1 Затраты труда рабочих чел.-ч 5,07
1.1 Средний разряд работы 3,2
2 Затраты труда машинистов чел.-ч 0,32
3 Машины и механизмы маш.-ч 0,32
91.05.01-017 Краны башенные, грузоподъемность 8 т
4 Материалы 0,35
01.7.03.01-0001 Вода Бруски обрезные, длина 4-6,5 м, ширина 75-150 мм, м3
толщина 40-75 мм, сорт IV м3 0,0005
04.3.01.12 Растворы цементно-известковые м3 0,23
06.1.01.05 Кирпич керамический или силикатный 1 000 шт. 0,27
06.1.01.05 Кирпич керамический или силикатный лицевой 1 000 шт. 0,105
Таблица 2
Федеральные единичные расценки на строительные работы (ФЕР 81-02-08-2001).
Конструкции из кирпича и блоков. В ФЕР сборника 8 учтена установка деревянных пробок.
Шифр расценки Наименование и характеристика строительных работ и конструкций Прямые затраты, руб. В том числе, руб. Затраты труда рабочих, чел.-ч
Код неучтенных материалов Наименование и характеристика неучтенных расценками материалов, ед. изм. Оплата труда рабочих эксплуатация машин материалы
Всего в т. ч. оплата труда машинистов расход неучтенных материалов
1 2 3 4 5 6 7 8
Раздел 2. Конструкции из кирпича и блоков
Таблица ФЕР 08-02-010-05. Кладка стен наружных из кирпича с облицовкой лицевым кирпичом.
Измеритель: м3
Кладка наружных стен из кирпича с облицовкой лицевым кирпичом:
08-02-010-05 04.3.01.12 06.1.01.05 06.1.01.05 толщиной 640 мм при высоте этажа до 4 м Растворы цементно-известковые, м3 Кирпич керамический или силикатный, 1 000 шт. Кирпич керамический или силикатный лицевой, 1 000 шт. 73,34 44,31 27,65 4,32 1,38 0,23 0,27 0,105 5,07
т
сг <
морезами. Многие нормы и расценки с учетом устаревших технологий и материалов оставлены в «новой» сметно-нормативной базе.
Таково в целом качество введенных с 31 марта 2020 г. сборников ГЭСН и ФЕР. Дополним, что в процессе реформирования государственного ценообразования новые сборники ГЭСН на все виды строительных работ уже утверждались и вводились с 31 марта 2017 г. Видимо, при их корректировке изменили только год. Возникают вопросы о том, где гарантия достоверности таких норм, кем они разработаны, в какие сроки, какие деньги на это израсходованы. В целом в информационной системе сметных нормативов, по нашему мнению, достоверные сведения отсутствуют.
Антирыночная государственная система ценообразования в строительстве базисно-индексным методом продолжает функционировать. При этом не решены многие актуальные методические вопросы. МДС 81-35.2004 остается без изменений, хотя проект новой Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ разработан Минстроем России еще в 2018 г. [1]. Понижающие коэффициенты к нормативам накладных расходов и сметной прибыли от фонда оплаты труда рабочих с апреля 2018 г. отменены и не подлежат применению в соответствии с письмом Минюста России от 27 апреля 2018 г. №01/57049-ЮЛ «О письме Госстроя от 27.11.2012 №2536-ИП/ ГС». Однако в ре-
2 гионах, особенно при использовании ТЕР, по
© требованию заказчиков в локальных сметах
^ продолжают применять эти коэффициенты в
< целях экономии на накладных расходах и смет-
^ ной прибыли строительных организаций, хотя
5 рост оплаты труда рабочих и рентабельность
^ работы подрядчиков замедлены по сравнению
о с 2012 г.
со
Особо следует остановиться на методике ^ определения сметной прибыли в локальных ^ сметах [1]. В мире, как известно, любая при° быль считается от затрат (издержек производства, себестоимости работ). Предложение перейти на мировой опыт, как и у нас до 2000 г., было подано автором статьи на совещании Минстроя России и Правительства Санкт-Петербурга, состоявшемся 2 февраля 2018 г., по вопросам перехода на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства. В проекте Методики 2018 г. (взамен МДС81-35.2004) предусмотрены следующие нормы сметной прибыли от сметной себестоимости работ в локальных сметах:
• 5 % — на капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения;
• 8 % — на объекты непроизводственного назначения;
• 10 % — на объекты железнодорожного транспорта, атомной и электроэнергетики, автодороги, мосты, тоннели и другие дорожные сооружения.
Все эти предложения, по мнению автора, весьма разумны, но с 2000 г. «воз и ныне там». Напрашивается вывод о том, что только свободный рыночный институт ценообразования в конкурентных условиях способен разрабатывать реальные нормативы и определять фактическую (рыночную) стоимость строительства любых объектов. В развитых странах такие институты существуют, работают по заказам фирм, участвуют в конкурсах, рискуют на рынке. При государственном капитализме мало кто рискует в процессе освоения бюджетных средств, полученных, как правило, вне конкурса, с вытекающими отсюда негативными последствиями. Между тем разработчики заявляют: «Мы работаем в самой счастливой строительной отрасли, и все остальные нам
завидуют — только у нас есть государственное ценообразование» [6].
Модель госкапитализма, как видно из нового приказа Минстроя России от 28 апреля 2020 г. № 232/пр «Об утверждении плана утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2020 год», работает недостаточно эффективно: «Утверждение на утверждение». Данный приказ является наглядным примером внеконкурсного освоения бюджетных средств государственными структурами регионов, министерств, госкорпораций и ФАУ «Главгосэкспертиза России» (графы 7 и 8 приложения к приказу «Источник финансирования разработки...») за период со II квартала 2020 по IV квартал 2021 г. [7]. Сроки разработки в этом документе приведены нереальные.
В строительстве используются около 103 тыс. видов материальных ресурсов [8]. В мире идет борьба (экономическая война) за ресурсы и их экономию. Нам нельзя отставать от развитых стран и забывать известное выражение знаменитого итальянского экономиста и социолога В. Парето: «Совершенная конкуренция равномерно распределяет ресурсы». Минстрою России предстоит гигантская работа по завершению реформирования государственного ценообразования в строительстве. По существу, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ целесообразно освободить от жилищно-коммунального хозяйства и ценообразования. Не дело Минстроя вплотную заниматься реформированием ценообразования и сметного нормирования в отрасли.
В СССР были мощные Минстрой, Минпром-строй, Минтрансстрой, Минсельхозстрой и другие ведомства, которые в основном осуществляли свою подрядную деятельность: возводили объекты и сдавали их заказчикам в эксплуатацию. При этом должности строителя от прораба до министра занимали, как правило, инженеры-строители по образованию. Ценообразованием, составлением смет на объекты занимались проектные институты, параллельно с проектированием объектов строительства. Положительный опыт социалистического прошлого следует использовать и сегодня.
Литература
1. Ардзинов В. Д., Барановская Н. И., Курочкин А. И. Сметное дело в строительстве. Самоучитель. 5-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2020. 464 с.
2. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 369-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200745/ (дата обращения: 06.03.2020).
3. О Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве: постановление Правительства РФ от 23 сентября 2016 г. № 959. URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_205094/ (дата обращения: 15.03.2020).
4. Об утверждении сметных норм на строительные работы: приказ Минстроя России от 26 декабря 2019 г. № 871/пр (с изм. от 30 марта 2020 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/564142193 (дата обращения: 30.03.2020).
5. О включении в федеральный реестр сметных нормативов информации о федеральных единичных расценках и отдельных составляющих к ним: приказ Минстроя России от 26 декабря 2019 г. № 876/пр (с изм. от 30 марта 2020 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/564142198 (дата обращения: 30.03.2020).
6. Одобрена концепция новой системы ценообразования и сметного нормирования «400 дней» [Электронный ресурс] // 400days.ru. URL: http://400days.ru/kontseptsiya-novoy-sistemy-tsenoobrazovaniya-i-smetnogo-normirovaniya-/ (дата обращения: 15.03.2020).
7. Об утверждении плана утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2020 год: приказ Минстроя России от 28 апреля 2020 г. № 232/пр. URL: https://www.minstroyrf.ru/upload/ iblock/6ef/prikaz-232pr.pdf (дата обращения: 28.04.2020).
8. О формировании классификатора строительных ресурсов [Электронный ресурс]: приказ Минстроя России от 2 марта 2017 г. № 597/пр // Минстрой России. URL: https://www.minstroyrf.ru/ docs/14619/ (дата обращения: 15.03.2020).
References
1. Ardzinov V.D., Baranovskaya N.I., Kurochkin A.I. Estimated business in construction. Tutorial. St. Petersburg: Piter; 2020. 464 p. (In Russ.).
2. On amendments to the Town Planning Code of the Russian Federation and Articles 11 and 14 of the Federal Law "On investment activities in the Russian Federation, carried out in the form of capital investments". Federal Law of July 3, 2016 No. 369-FZ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_200745/ (accessed on 06.03.2020). (In Russ.).
3. On the Federal state information system of pricing in construction. Decree of the Government of the Russian Federation of September 23, 2016 No. 959. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_205094/ (accessed on 15.03.2020). (In Russ.).
4. On the approval of estimated standards for construction work. Order of the Ministry of Construction of Russia dated December 26, 2019 No. 871/pr (as amended on March 30, 2020). URL: http:// docs.cntd.ru/document/564142193 (accessed on 30.03.2020). (In Russ.).
5. On the inclusion in the federal register of estimated standards of information on federal unit prices and their individual components. Order of the Ministry of Construction of Russia dated December 26, 2019 No. 876/pr (as amended on March 30, 2020). URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/564142198 (accessed on 30.03.2020). (In Russ.).
6. The concept of a new system of pricing and budgeting "400 days" has been approved. URL: http://400days.ru/kontseptsiya-novoy-sistemy-tsenoobrazovaniya-i-smetnogo-normirovaniya-/ (accessed on 15.03.2020). (In Russ.).
7. On approval of the plan of approval (updating) of estimated standards for 2020. Order of the Ministry of Construction of Russia of April 28, 2020 No. 232 / pr. URL: https://www.minstroyrf. ru/upload/iblock/6ef/prikaz-232pr.pdf (accessed on 28.04.2020). (In Russ.).
8. On the formation of a classifier of building resources. Order of the Ministry of Construction of Russia of March 2, 2017 No. 597/pr. URL: https://www.minstroyrf.ru/docs/14619/ (accessed on 15.03.2020). (In Russ.).
m
Сведения об авторе
Ардзинов Василий Дмитриевич
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента в строительстве
Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I
190031, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9, Россия
(Н) e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 09.04.2020 Подписана в печать 22.04.2020
Author information
Vasiliy D. Ardzinov
Doctor of Economics Sciences, Professor, Professor at the Department of Economics and Management in Construction
Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University
9 Moskovskiy Ave, St. Petersburg, 190031, Russia (H) e-mail: [email protected]
Received 09.04.2020 Accepted 22.04.2020